Внеклассное мероприятие на тему «Юбилей Н. М, Карамзина. Межпоселенческая библиотека им. К. Г. Паустовского «История государства Российского»: воздушная громада

250 лет со дня рождения русского писателя, критика, историка, журналиста Н. М. Карамзина


H. M. Карамзин. Гравюра Н. Уткина. С портрета А. Варнека. 1818 год.

Памятник H. М. Карамзину в Симбирске. Бюст Карамзина (в пьедестале) исполнен Н. А. Рамазановым.

Памятник отлит и установлен в 1845 году П. К. Клодтом.

12 декабря исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося историка, писателя, литератора, почетного члена Российской академии наук Николая Михайловича Карамзина.

Н. М. Карамзин - создатель «Истории государства Российского», одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Труд всей его жизни, над которым мыслитель работал более двух десятилетий - «История Государства Российского». Интерес к истории возник у Н. М. Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». На следующий год Н. М. Карамзин приступил к созданию величайшего труда всей своей жизни - «Истории государства Российского». Начинание Карамзина поддержал император Александр Первый. 12 ноября 1803 года Н. М. Карамзин был официально назначен «российским историографом», что дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся». «Историю» Н. М. Карамзина с огромным интересом читала вся Россия от разночинцев до дворян. Любопытные факты здесь на каждой странице. Особенно высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей. В своём труде Н. М. Карамзин выступал больше как писатель, чем историк. Описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. И хотя некоторые критики упрекали Н. М. Карамзина в высокопарности, его книга оставалась в XIX веке настольной.

Проза и поэзия Н. М. Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Он целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи. Н. М. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «достопримечательность» и др.), варваризмов («тротуар», «кучер» и др.).

Политические воззрения Н. М. Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Скончался Н. М. Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Петербурге.

Незаконченный 12-й том «Истории Государства Российского» был издан уже после его смерти.

Материал виртуальной выставки расположен в разделах:

Выставка адресована широкой читательской аудитории.

Биография


Коллекция Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. В неё вошли исследования, очерки и архивные документы, посвященные жизни и деятельности Н. М. Карамзина, его собственные труды по истории Российского государства, а также отдельные письма.

Оренбургские учёные обнаружили в архивах документы, судя по которым место рождения Николая Карамзина в хрестоматиях указано с ошибкой.

Лекция посвящена жизни и деятельности Николая Михайловича Карамзина.

Проза Н. М. Карамзина

«Евгений и Юлия», повесть (1789).

«Письма русского путешественника» (1791-1792).

Научные статьи из журнальных изданий:

1. Алпатова, Т. Карамзин-филолог на страницах «Писем русского путешественника». О механизме взаимодействия «своего» и «чужого» / Т. Алпатова // Вопросы литературы. - 2006. - № 4. - С. 159-175.

Место хранения: отдел основного книгохранения.

2. Чавчанидзе, Д. Л. Два «Путешествия» на исходе XVIII века (К. Ф. Мориц и Н. М. Карамзин) / Д. Л. Чавчанидзе // Балтийский филологический курьер. - 2013. - № 9. - С. 55-62. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21472299 .

3. Шеваров, Д. Трое в кибитке Петербург - Москва о чем наверняка разговаривали в пути Николай Карамзин, Василий Пушкин и Петр Вяземский / Д. Шеваров // Родина. - 2016. - № 10. - С. 22-26.

«Бедная Лиза», повесть (1792).

Научные статьи из журнальных изданий и сборников:

1. Бухаркин, П. Е. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) / П. Е. Бухаркин // XVIII век. - 1999. - Т. 21. - С. 318-326.

Место хранения: отдел основного книгохранения. Шифр: 83.3(2Рос-Рус); авт. знак: В76; инв. номер: 1250723.

О повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, а так же сравнение главного героя Эраста с Хлестаковым из «Ревизора» Н. В. Гоголя.

2. Кудреватых, А. Н. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина: «Воспитание чувств» на школьном уроке литературы / А. Н. Кудреватых // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. - С. 166-169. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21805145 .

Рассматриваются приемы раскрытия характеров Лизы и Эраста: монологи, речь, жесты, поступки. Проделанный анализ позволяет сделать вывод о том, что установка на изображение чувств определила выбор приемов, раскрывающих перипетии эмоционального бытия героев. Писатель предпочитает взгляд «извне» на их внутреннюю жизнь. Обращение к повести на уроке литературы представляет возможности для эмоционального развития школьников.

3. Мурашова, О. А. Трагедия Бедной Лизы. Урок по повести Н. М. Карамзина «Бедная лиза». IX класс / О. А. Мурашова // Литература в школе. - 2012. - № 7. - С. 28-31.

Место хранения: отдел гуманитарных наук.

Урок заставляет задуматься о причинах гибели главной героини и извлечь из этого нравственные уроки. Большое внимание уделяется средствам психологической характеристики героев.

4. Поселенова, Е. Ю. Этическая проблематика «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: к постановке вопроса / Е. Ю. Поселенова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - № 6-2. - С. 536-540. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17216497 .

«Наталья, боярская дочь», повесть (1792).

«Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792).

«Сиерра-Морена», повесть (1793).

«Остров Борнгольм» (1793).

«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802).

«Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802).

«Чувствительный и холодный» (1803).

«Рыцарь нашего времени» (1803).

Перевод - пересказ «Слова о полку Игореве».

«О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Н. М. Карамзин - историк

«История государства Российского» в 12-ти томах.

Многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.

Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не успел её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых.

История государства Российского. Том 1. От древних славян до великого князя Владимира

История государства Российского. Том 2. От Великого князя Святополка до Великого князя Мстислава Изяславовича

История государства Российского. Том 3. От Великого князя Андрея до Великого князя Георгия Всеволодовича

История государства Российского. Том 4. От Великого князя Ярослава II до Великого князя Дмитрия Константиновича

История государства Российского. Том 5. От Великого князя Дмитрия Иоанновича до Иоана III

История государства Российского. Том 6. Государствование Иоанна III Василиевича

История государства Российского. Том 7. Государь Великий князь Василий Иоаннович. 1505-1533 года

История государства Российского. Том 8. Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич

История государства Российского. Том 9. Продолжение царствования Иоанна Грозного. 1560-1584 гг.

История государства Российского. Том 10. Царствование Федора Иоанновича. 1584-1598 гг.

История государства Российского. Том 11. От Бориса Годунова до Лжедмитрия. 1598-1606 гг.

История государства Российского. Том 12. От Василия Шуйского до Междуцарствия. 1606-1612 гг.

Научные статьи из журнальных изданий:

1. Маджаров, А. С. Н. М. Карамзин о нравственном начале и провидении в русской истории и историографии / А. С. Маджаров // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2016. - С. 40-47. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25729047 .

Рассматривается место нравственного начала, провидения в исторической концепции Н. М. Карамзина, особенности и значение его «Истории государства Российского» в культуре России.

2. Никонов, В. А. Карамзин / В. А. Никонов // Русская история. - 2012. - № 1. - С. 66-71.

Место хранения: отдел гуманитарных наук.

Карамзин как феноменальное явление представлен с точки зрения общественных и религиозных деятелей; показано отношение к нему в российский и советский период историографии. Автор раскрыл карамзинскую концепцию истории, привёл его характерные оценочные суждения по наиболее знаковым деятелям и событиям российской истории.

3. Сутырин, Б. А. Н. М. Карамзин и его записка « О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» в контексте российской историографии (материалы к лекции) / Б. А. Сутырин // Вопросы всеобщей истории. - 2009. - С. 130-138. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23321480 .

Анализ обстоятельств появления и последующих публикаций записки Н. М. Карамзина. Автор публикации считает, что многие мысли Карамзина не утратили своей актуальности в наши дни и многие фрагменты его «Записки» будут изучаться на семинарских занятиях по историографии.

4. Экштут, С. Карамзин научил уважать историю / С. Экштут / Родина. - 2016. - № 1. - С. 101-102.

Место хранения: отдел гуманитарных наук.

Фильм создан на основе одноименного фундаментального 12-томного труда Н. М. Карамзина. Каждая из серий длиться 4 минуты, выполнена в технике трехмерной компьютерной анимации. Сериал охватывает огромный исторический период от Славянской Руси до Смутного времени.

Документальные фильмы о Н. М. Карамзине


Фильм раскрывает до сих пор неизвестные страницы жизни и творчества великого русского историка Николая Михайловича Карамзина. Съемки проходили в Санкт-Петербурге, подмосковном имении Вяземских Остафьево, в Царском Селе, Москве и Ульяновске.

Жизни и творчеству Николая Карамзина посвящена авторская программа Игоря Золотусского «Николай Карамзин. Несть лести в языце моем». Первый фильм «Драгоценная рукопись» рассказывает о написанной Карамзиным в 1811 году «Записке о древней и новой России» и о его встрече с Александром Первым, во время которой императору была передана «Записка». Что же заключала в себе «Записка о древней и новой России», которой в бывшем имении Карамзиных «Остафьево» поставлен памятник? Об этом рассказывает первый фильм из серии «Несть лести в языце моем».

Симбирск (ныне Ульяновск) - родина Карамзина. Здесь, на берегах Волги, родился будущий писатель и историк. Детские впечатления, юношеские увлечения, учеба в Москве, прогрессивные взгляды, интерес к масонству. Также в этом фильме - о путешествии Николая Михайловича по Европе и первом значительном произведении - «Письмах русского путешественника». «Именно в заграничном путешествии в сознании Карамзина возникает мысль об «Истории государства Российского», - рассказывает Золотусский. - То есть о капитальном творении, о какой-то твердыне, которая противостояла бы волнениям и беспорядкам, увиденным в Европе».

Подмосковное имение «Остафьево». Работа Карамзина над «Историей Государства Российского». Огромный интерес читающей публики к сочинению историографа. Разные мнения: восхищение и осуждение. Особое внимание к 9-му тому «Истории», посвященному правлению Ивана Грозного. Работа Карамзина в «Московском журнале» и «Вестнике Европы». Публицистика и художественное творчество. Повесть «Бедная Лиза» - провозвестница нового направления в русской литературе. Война 1812 года, пожар в Москве, потери и испытания.

В 1816 году Карамзин со всей семьей перебирается в Санкт-Петербург, где он будет жить до своей смерти. Он привозит с собой восемь томов «Истории государства Российского». Император Александр Первый выдает Николаю Михайловичу 60 тысяч на то, чтобы напечатать эти восемь томов, и производит его в чин статского советника. Об этом, а также о встречах Карамзина с императором, беседах о судьбах Отечества, идеях, изложенных в «Записках о древней и новой России», - в четвертом фильме «Поэт и царь».Также в заключительном фильме - о смерти Александра Первого, восшествии на престол Николая и восстании декабристов.

Выставка подготовлена

специалистом сектора периодических изданий отдела гуманитарных наук

Национальной библиотеки Республики Коми

12 декабря 2009 года исполняется 243 года со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - не самого востребованного, но, пожалуй, самого нужного нам сегодня русского интеллектуала.

В эпилоге своей книги "Сотворение Карамзина" Юрий Михайлович Лотман пишет: "Карамзин создавал себя - создавал писателя, создавал человека. И одновременно он создавал русской культуре образцы Писателя и Человека, которые входили в сознание поколения, формируя личности и биографии других писателей. Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу".

В 1791 году, вернувшись из путешествия по Европе (он видел своими глазами Французскую революцию), Карамзин взялся издавать "Московский журнал", имея в виду привить русскому образованному обществу хороший литературный вкус. Он был убежден, что именно хороший вкус, а не занудное морализаторство - залог просвещения и общественной нравственности.

В 1801 году, после воцарения Александра I, он стал издавать "Вестник Европы" - первый русский политический журнал. Это было продолжение той же просветительской миссии, которую Карамзин сам себе избрал: теперь нужно было привить русскому обществу вкус к трезвой политической мысли. Его заботила не столько пропаганда собственных взглядов, сколько создание среды для спокойного и здравого размышления и обсуждения государственных дел - общественного мнения.

Наконец, Карамзин пришел к мысли, что русскому образованному обществу необходимо историческое сознание. Он засел за "Историю государства Российского". Это был не первый опыт систематического изложения русской истории, но уникальный по своему культурному значению труд. Готовясь к работе над "Историей", Карамзин много раз писал в письмах, в статьях, что русский читатель, читающий в основном по-французски, а в истории увлекающийся, конечно, величественным Древним Римом, должен увлечься своей родной историей. А потому нужны яркие исторические фигуры, эффектные поступки, речи и жесты, которые так завораживают у Тацита и у Плутарха. Этой идее и подчинена "История государства Российского".

До Карамзина русской историей более или менее профессионально занимались и Татищев, и Миллер, и Ломоносов, и Щербатов, и Шлецер, но никто из них не писал для широкого читателя. Именно с Карамзина русское общество начало открывать для себя родную историю. Василий Ключевский и самый занудный на свете историк Сергей Соловьев увлеклись историей не благодаря Миллеру и Ломоносову, а благодаря Карамзину.

Отбор событий и явлений русской истории, произведенный Карамзиным, их трактовки, характеристики, данные им историческим деятелям, создали матрицу русского исторического мышления. В известном смысле, все русские историки следовали за Карамзиным: перепевали его, уточняли, критиковали, спорили, меняли оценки, смещали акценты, выдвигали альтернативные объяснения, но оставались в том русле, в которое он ввел русское историческое мышление. Как ни пытались последующие историки принизить значение "Истории государства Российского", как ни объявляли ее вторичной, ненаучной, реакционной - все равно у них самих в конце концов вылезала в текстах "карамзинщина". Предложенная Карамзиным концепция русской истории настолько стройна и так тщательно обоснована, что и по сей день остается доминирующей в массовом сознании (в той мере, в какой массовому сознанию вообще свойственно историческое мышление).

Карамзин всегда подчеркивал, что в душе он - республиканец. Однако процветать, по его мнению, может лишь та республика, в которой человеческие страсти усмирены непоколебимой общественной нравственностью и гражданскими добродетелями каждого человека. Понимая несбыточность этого проекта, Карамзин настаивал на благотворности просвещенного самодержавия, при котором добродетельная и прозорливая верховная власть способна держать разрушительные человеческие страсти в узде законов, а если придется - то и силы.

С этой точки зрения Карамзин и препарирует русскую историю. Разрозненные славянские племена IX века не могут счастливо обустроить свою жизнь и стать заметными на исторической арене - нужно, чтобы их собрали под своей властью киевские князья. В разрозненных княжествах - осколках Киевской Руси - царит смута и разруха, и нужны князья московские, чтобы вновь объединить Русь и облагодетельствовать всякого ее обитателя. Стоит самодержавной власти ослабеть - и внешнее и внутреннее процветание оборачивается несчастьями и беззакониями.

Может показаться, что эта схема устарела. Однако достаточно заменить термин "самодержавие" на более общий - "сильная власть" (или, скажем, "твердая рука" или даже "вертикаль власти" - это уже дело вкуса), чтобы убедиться, что схема эта - едва ли не вечная.

Разумеется, не с Карамзина началась русская "тоска по твердой руке". Лично ему-то она уж точно не была свойственна: он был одним из немногих, кто умел быть свободным человеком в несвободном обществе, оставаясь притом ответственным гражданином. Но именно он, независимый и честный мыслитель, философски соединил эту "тоску" с соображениями государственной пользы и общего блага - и его концепция русской истории, даже помимо его воли, оказалось самой удобной для русской власти. Причем любой - хоть императорской, хоть советской, хоть ельцинской, хоть путинской. Нынешние борцы с "фальсификациями истории" едва ли сами осознают, насколько они зависимы от этого благонравного, горделиво-независимого человека, родившегося 243 года назад.

Карамзин неколебимо верил в прогресс, в то, что человечество неуклонно умнеет и делается более нравственным. Опыт следующих двух веков сделал эту веру немодной, но вместе с тем уничтожил крепостничество, дал нам всеобщее образование и медицинское обслуживание. Наша республика оказалась совсем не такой, как представлял себе Карамзин. Но, при всех оговорках, стандарты человеческой жизни за эти два столетия выросли чрезвычайно - это ли не прогресс?

В исторической концепции Карамзина потомкам проще и удобнее всего оказалось сосредоточиться на идее сильной власти, а его веру в прогресс, в умеренность, во взаимную ответственность власти и граждан, в общественную дискуссию и в хороший вкус отбросить как просветительские мечтания. Вышло странно: Карамзин был лишен многих благ прогресса, которые есть у нас, но верил в него; мы же, располагая этими благами, в него не верим. Не освященные карамзинским оптимизмом, его исторические идеи оказались выхолощены, превратились в свою противоположность.

Так что нам снова нужен Карамзин. Историко-политическое мышление он нам дал. Осталось вернуть нам его оптимизм.

Карамзинский бал

«Живые картины русской истории».

(Жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина).

ЦЕЛИ:

помочь учащимся изучить основные факты биографии писателя-земляка, поэта, историка Н. М. Карамзина; познакомиться с его литературным творчеством.

создать условия для развития навыков выразительного чтения, устной монологической речи учащихся.

вызвать чувство восхищения от знакомства с творчеством и личностью Н. М. Карамзина, пробудить познавательный интерес к творчеству и деятельности знаменитого земляка.

ОБОРУДОВАНИЕ :

портрет Н. М. Карамзина, презентация «Жизнь Карамзина», выставка книг, слова и выражения Карамзина; костюмы для участников литературной гостиной, проектор, экран.

Ведущий 2:

Не помним мы истории своей

Не ведаем, как жили наши предки,

Как будто мы совсем других кровей,

Другой любви,

Обычаев

И сметки.

Как будто бы до нас

И после нас

И не было

И никого не будет.

Живем мы суетливо,

Напоказ,

С гордынею…

Да что же с нами, люди?

Владимир Дворянсков

Ведущий 1: В этом стихотворении поэт Н.В. Дворянсков поднимает очень важную тему - тему памяти человеческой, когда люди в погоне за «хлебом насущным» забывают о самом главном: о душе, нравственности, не помнят истории своей Родины. А история нашей Родины связана с именем Н.М. Карамзина.

Ведущий 2: И сегодня на нашем литературном балу речь пойдет о Николае Михайловиче Карамзине, чья жизнь тесным образом связана с Оренбургским краем.

Ведущий 1: Ведь именно Карамзин был первым историком на Руси и замечательным писателем, в произведениях которого оживала «история государства Российского».

Ведущий 2: Не случайно именно в нашей библиотеке мы проводим сегодня Карамзинский бал, посвященный Дню рождения историографа, писателя и поэта!

бал Ростовой

Чтец:

Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Владислав Старостин

Звучит музыка, за столами сидят дамы и кавалеры и тихо беседуют:

1) Господа! Вы слышали?! В российской литературе произошло необыкновенное событие. Моднейший и самый читаемый писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки. Бывало, что по своей воле отказывались от престола монархи, но чтобы знаменитый художник на вершине славы, силы и успеха подвергал себя добровольному заточению - пусть даже в храме науки!

2) Карамзин меняет биографию в том возрасте, в каком погибнет Пушкин. Зачем?

3) Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны.

4) Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы.

1) Его альманахи, книги и журналы полюбили читатели.

2) Он написал “Бедную Лизу” повесть, прочитанную едва ли не каждым грамотеем.

3) Он глава школы “жизни и сердца”, сентименталист, преобразователь литературного языка.

4) Свою дружбу ему предлагал Александр Первый. А Карамзин написал: “Мне гадки лакеи и низкие честолюбцы, и низкие корыстолюбцы. Двор не возвысит меня”.

1) Он открыл России Шекспира, переведя “Юлия Цезаря”, и нашёл Ипатьевскую летопись (страшно подумать, что примись он за свою историю на десять лет позже многого можно было и не найти ее - пожары Отечественной войны 1812-го года были безжалостны к летописям).

Ведущий 1: Такие (или примерно такие) пересуды можно было услышать в светских салонах российских столиц в первой четверти XIX-го века. Нам довелось “подслушать”, что говорили о Николае Михайловиче Карамзине - личности удивительной для русской культуры! 12 декабря этого года исполнилось 250 лет со дня рождения великого современника А.С. Пушкина, которого сам Поэт назвал “ одним из великих наших сограждан . Откройте любое издание “Бориса Годунова”: чтение трагедии вы неизменно начнете с таких слов: “Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин”.

Ведущий 2: Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии.

Ведущий 1: Писатель, который впервые и с небывалой до того широтой развернул перед русским читателем многообразнейшую картину европейской духовной жизни; крупнейший представитель русского сентиментализма; выдающийся филолог, знаменитые языковые реформы которого во многом подготовили триумфальные успехи русской прозы во второй половине XIX столетия; блестящий литературный критик и публицист, редактор и переводчик; признанный патриарх отечественной историографии, создавший труд, который составил славу и гордость русской исторической науки - “Историю государства Российского”, - таков был Карамзин, таковы его заслуги перед нашей национальной культурой.

Ведущий 2: Карамзин принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое начало от татарского князя Кара-Мурзы, поступившего на русскую службу.

Отец - Михаил Егорович, отставной капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губерниях. Мать - Екатерина Петровна, урожденная Пазухина (умерла в 1769 г.). Вторым браком отец Карамзина женился на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, тетке И. И. Дмитриева.

Ведущий 1: Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 года в небольшом поместье отца недалеко от Симбирска (по другим данным в Оренбургском имении Карамзиных). О детских годах будущего писателя известно немного. Известно, что он рано лишился матери, что лет до одиннадцати воспитывался в деревне, где единственным его учителем и гувернером был домашний врач Карамзиных, немец. Младший современник и родственник Карамзина, поэт П. А. Вяземский, писал, что “тогдашнее воспитание, при всех своих недостатках, имело и хорошую сторону: ребенок долее оставался на русских руках, был окружен русскою атмосферою, в которой ранее знакомился с языком и обычаями русскими. Европейское воспитание, которое уже в возмужалом возрасте довершало воспитание домашнее, исправляло предрассудки, просвещало ум, но не искореняло первоначальных впечатлений, которые были преимущественно отечественные”. Вероятно, именно таким и было воспитание юного Карамзина.

Чтец:

Где в первый раз открыл я взор,

Небесным светом озарился

И чувством жизни насладился;

Где птичек нежный громкий хор

Воспел рождение младенца;

Где я природу полюбил, -

Ей первенцы души и сердца, слезу, улыбку посвятил

И рос в веселии невинном,

Как юный мирт в лесу пустынном?

Николай Карамзин

Ведущий 2: В доме отца была хорошая библиотека, и мальчик с самых ранних лет пристрастился к чтению. Европейская классика, книги по древней и новой истории, жизнеописания великих людей — на этих книгах воспитывался будущий писатель.

Ведущий 1: В 1780 году четырнадцатилетнего юношу отправляют в Москву и определяют в частный пансион. Карамзин усердно изучает языки — им в программе пансиона отводилось главное место. Однако круг его интересов значительно шире. Он по-прежнему много читает, интересуется историей, философией, эстетикой, посещает лекции в университете. Литературное призвание обозначилось в нем уже тогда.

Ведущий 2: По окончании пансиона в 1783 году он поступает на военную службу в Преображенский полк, первый гвардейский полк России. Но склонности к военной карьере у него не было. Не прослужив и года, он вышел в отставку в чине поручика и уехал на родину, в свою симбирскую деревню.

Ведущий 1: 1784 год - начало нового и очень важного периода в жизни Карамзина. Осенью этого года он приезжает в Москву с твердым намерением посвятить себя литературной деятельности, тем более что начало ей было положено еще год назад.

Ведущий 2: В 1783 году в свет вышли восемнадцать страниц в мягкой обертке. Прозаический опус “Деревянная нога” Геснера перевел с немецкого никому не ведомый “Николай Карамзин”— гласит текст на обложке. Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы”.

1) Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.

2) 1792 год - год рождения новой словесности написаны “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.

3) Эраст - начало образа лишнего человека, далёкий предшественник Онегина, Чацкого, Печорина.

4) Он называет себя первым русским писателем, а хочет научить нас нашему родному языку, которого мы не слышали...

Чтец:

Любя отечество душою просвещенной,
И славу русскую любя,
Труду высокому обрёк он неизменно

Все дни свои, всего себя.

Николай Языков

Ведущий 1: Произведения Карамзина, печатавшиеся в “Московском журнале” и вышедшие в 1794 году отдельной книгой под скромным названием “Мои безделки”, имели громадный успех, доставив молодому писателю широчайшую известность.

Вашему вниманию предлагается свидетельство современника Николая Михайловича Ф. Н. Глинки, известного русского поэта.

Ф. Н. Глинка:

В раннем детстве моем… в смиренном околотке нашем, Смоленской губернии, близ города Духовницы, мало читали, и кроме книг духовного содержания, почти не имели других. — ...Вдруг появились у нас в доме: “Мои безделки”. Нам прислали эту книгу из Москвы, и как описать впечатление, произведенное ею? Все бросились к книге и погрузились в нее: читали, читали, перечитывали, и наконец почти вытвердили наизусть. От нас пошла книга по всему околотку, и возвратилась к нам уже в лепестках. Так сталось, думаю, и везде с первыми опытами Карамзина”.

Ведущий 2: В мае 1789 года Карамзин отправляется за границу, в длительное путешествие по Европе. Эта поездка была давней его мечтой.

Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Николай Михайлович блажен. Он — в революционном Париже. Он чувствует дыхание Истории.

Ведущий 1: Путешествие продолжалось почти полтора года. Карамзин посетил Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию, Англию. Он наблюдал жизнь больших городов и маленьких деревушек, вел беседы в аристократических салонах и захолустных дорожных трактирах, в стенах французской Академии…

Ведущий 2: Одним из результатов путешествия стали “Письма русского путешественника”. Их называли “окном в Европу”, подобным тому, которое когда-то прорубил Петр Первый. Они явились первым произведением русской прозы, которое по всему своему строю принадлежало уже новой литературной эпохе, во многом предвосхищая ее важнейшие художественные открытия.

Проза “Писем” — предпушкинская. Несомненно, что без Карамзина пушкинское “Путешествие в Арзрум” было бы невозможно.

Сценка.

Выходит молодой челочек, со стопкой толстых, журналов. Пересматривает их:

Ага, “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”.

И вдруг останавливается. Читает:

- “Московский журнал”, 12 книжек будут стоить в Москве 5 руб., а в других городах с пересылкою 7 руб. Подписка принимается в Университетской книжной лавке на Тверской улице. Издатель просит читателя самого поправить прочие ошибки, какие найдут”. Первый отечественный толстый журнал. Издатель - Н.М. Карамзин.

Ведущий 1: Так начиналась издательская деятельность Н.М. Карамзина. Известный драматург и литератор того времени Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: “У нас не было такой прозы!”

Успех “Московского журнала” был грандиозный - целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!

Работал Карамзин невероятно много. Сотрудничал и в первом русском детском журнале. Назывался он “Детское чтение для сердца и разума”. Только для этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два десятка страниц.

Ведущий 2: Не забудем и о том, что Карамзин издавал и первые литературные альманахи “Аглая”, “Аониды” - “Для милых женщин...”, и “Пантеон российских авторов” - портреты-гравюры русских писателей - прообраз литературного словаря. И именно в “Вестнике Европы” Карамзина в 1814году появились строки, подписанные “Александр Н. к. ш. п.”

Литературная звезда Карамзина поднималась все выше, когда он вдруг замолчал, оставив как будто все, что столь блистательно начал. Читатели были в недоумении. И лишь немногие друзья писателя знали, что, оставляя “изящную словесность”, Карамзин делает это для того, чтобы полностью отдаться работе над новым своим трудом, который станет делом всей его жизни. Карамзин начинал “Историю государства Российского”.

Ведущий 1: Интерес к отечественной истории и даже сама мысль приняться когда-нибудь за исторический труд были у Карамзина всегда. “Буду учиться, - писал он, прощаясь с читателями “Московского журнала”, закрывавшегося в 1792 году, - буду пользоваться сокровищами древности, чтобы после приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего, если не для потомства (о чем и думать не смею), то по крайней мере для малочисленных друзей моих и приятелей”.

Ведущий 2: 31 октября 1803 года вышел указ царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь он — историк. 17 веков Российской истории в 11 томах! 22 года работы!!!

Ведущий 1: Создавая “Историю государства Российского”, Карамзин и стремился, прежде всего, раскрыть величие русской истории, ее яркую выразительность и самобытность.

1) Говорят, что Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры.

2) По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

3) Остромирово Евангелие (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.

4) Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным - только и разговоров, что об истории.

5) Нет, вы послушайте: все читают “Историю…”! В Москве, Петербурге, в провинции. Далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров!

1) Я слышала, что в 25 дней продано 3000 экземпляров.

2) Князь Петр Вяземский сравнил Карамзина с Кутузовым двенадцатого года: он спас Россию от забвения!

3) А вы слышали мнение поэта Пушкина? Он высказался в том духе, что “Древняя Россия..., найдена Карамзиным, как Америка Колумбом… История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”.

4) Дамы, в “Сыне Отечества” написано, что “Историю…” можно приобрести на Захарьевской улице, близ Литейного двора в доме Баженовой. По 50 рублей за 8 томов.

5) Едемте, едемте! Карету нам! (хором; удаляются)

Ведущий 1:

Бессмертен Карамзин! Его бытописанья
Не позабудет русский мир,
И памяти о нём не нужны струн бряцанья.
Не нужен камень иль кумир:
Она без них крепка в отчизне просвещенной...
Но слава времени, когда
И мирный гражданин, подвижник незабвенной
На поле книжного труда,
Венчанный славою, и гордый воевода,
Герой счастливый на войне,
Стоят торжественно перед лицом народа
Уже на ровной вышине!

Библиография:

Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV - VI / Сост., ком. - А.М. Кузнецова. - М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1998. - 656 с., илл.

Кожевников В.А. О “прелестях кнута” и “подвиге честного человека” Пушкин и Карамзин//Московский Пушкинист I. Ежегодный сборник. -М.: “Наследие”, 1996.- 360 с.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М.: Мол. Гвардия, 1998. - 382 с., ил. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 744).

Осетров Е. три жизни Карамзина. - М.: Современник, 1985. - 302 с.

Привратник бессмертия. Историко - литературный сценарий//русский язык и литература в учебных заведениях Украины. - 1999. - №12. - С. 67-72.

Хотелось бы ко дню рождения Николая Михайловича Карамзина (1 (12) декабря 1766 г.) представить какой-то новый материал. Но, кажется, обо всех карамзинских местах Симбирска-Ульяновска было уже сказано, и не раз. Наверное, можно было сделать эти материалы более полно и содержательно. Ну, как уж вышло, повторяться не будем. А вот чего на этой странице не было, так это собственных строк Н.М.Карамзина. Попробуем обратиться к ним, не уходя далеко от симбирской темы.
Мало кто из литераторов не оставил хотя бы кратких воспоминаний о родине и юных годах жизни. У Карамзина это, в первую очередь, неоконченный автобиографический роман «Рыцарь нашего времени». По его словам: «Сей роман вообще основан на воспоминаниях молодости, которыми автор занимался во время душевной и телесной болезни». 13 глав романа были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1802-1803 гг. и датированы 1799 годом. Они завершались словами: «Продолжение следует». В последнем прижизненном собрании сочинений Карамзина тот же текст заключала фраза: «Продолжения не было». Далее приведены краткие выдержки из романа, повествующие о детстве историографа, которое проходило, в равной степени, как в родовом имении, так и в городском доме на Венце. Себя он вывел как Леона, реальные люди изображены под вымышленными именами. Биографы историографа сходятся в том, что описанные события действительно имели место в его жизни, а некоторые несоответствия можно приписать желанию автора придать роману характер выдуманной истории.
***
Н. М. КАРАМЗИН. РЫЦАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (По изданию: «Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах», М., Л., 1964; отрывки, деление на главы не сохранено).
…На луговой стороне Волги, там, где впадает в нее прозрачная река Свияга… — там, в маленькой деревеньке родился прадед, дед, отец Леонов; там родился и сам Леон, в то время, когда природа, подобно любезной кокетке, сидящей за туалетом, убиралась, наряжалась в лучшее свое весеннее платье; белилась, румянилась весенними цветами; смотрелась с улыбкою в зеркало вод прозрачных и завивала себе кудри на вершинах древесных…, и в самую ту минуту, как первый луч земного света коснулся до его глазной перепонки, в ореховых кусточках запели вдруг соловей и малиновка, а в березовой роще закричали вдруг филин и кукушка: хорошее и худое предзнаменование! по которому повивальная бабка, принявшая Леона на руки…, предсказала ему счастье и несчастье в жизни, богатство и нищету, друзей и неприятелей, успех в любви и рога при случае. Читатель увидит, что мудрая бабка имела в самом деле дар пророчества…
Отец Леонов был русский дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят, ни богатый, ни убогий, и – что всего важнее – самый добрый человек… После турецких и шведских кампаний возвратившись на родину, он вздумал жениться… — и женился на двадцатилетней красавице, дочери ближнего соседа, которая, несмотря на молодые лета свои, имела удивительную склонность к меланхолии…; когда же говорила, то говорила умно, складно и даже с разительным красноречием; а когда взглядывала на человека, то всякому хотелось остановить на себе глаза ее: так они были приветливы и милы!..
Юные супруги, с нетерпением ожидающие плода от брачного союза вашего! Если вы хотите иметь сына, то каким его воображаете? Прекрасным? Таков был Леон. Беленьким, полненьким, с розовыми губками, с черными глазками, с кофейными волосками на кругленькой головке? Таков был Леон…
Не удивительно, что Леон на заре жизни своей плакал и немог реже других младенцев: молоко нежных родительниц есть для детей лучшая пища и лучшее лекарство. От колыбели до маленькой кроватки, от жестяной гремушки до маленького раскрашенного конька, от первых нестройных звуков голоса до внятного произношения слов Леон не знал неволи и принуждения. Любовь питала, согревала, веселила его; была первым впечатлением его души… Уже внешние предметы начали возбуждать его внимание; уже и взором, и движением руки, и словами часто спрашивал он у матери: «Что вижу? Что слышу?», уже научился он ходить и бегать, — но ничто не занимало его так, как ласки родительницы, никакого вопроса не повторял он столь часто, как: «Маменька! Что тебе надобно?», никуда не хотел идти от нее и, только ходя за нею, ходить научился.
Дунул северный ветер на нежную грудь родительницы, и гений жизни ее погасил свой факел!.. Да, любезный читатель, она простудилась, и в девятый день с мягкой постели переложили ее на жесткую: в гроб – а там и в землю – и засыпали, как водится, — и забыли в свете, как водится…
Герой наш был тогда семи лет. Во всю болезнь матери он не хотел идти от ее постели…, глядел беспрестанно ей в глаза; спрашивал: «Лучше ли тебе, милая?» — «Лучше, лучше», — говорила она, пока говорить могла, смотрела на него…, хотела ласкать… и боялась, чтобы болезнь не пристала к нему; то говорила с улыбкою: «Сядь подле меня», то говорила со вздохом: «Поди от меня!..» Он слушался только первого; другому приказанию не хотел повиноваться. Надобно было силою оттащить его от умирающей. «Постойте, постойте! — кричал он со слезами, — Маменька хочет мне что-то сказать; я не отойду!». Но маменька отошла между тем от здешнего света.
Его вынесли, хотели утешать: напрасно!.. Он твердил одно: «К милой!», вырвался из рук няни, прибежал, увидел мертвую на столе, схватил ее руку: она была как дерево, — прижался к ее лицу: оно было как лед… «Ах, маменька!» — закричал он и упал на землю. Его опять вынесли, больного, в сильном жару…
Отец рвался, плакал: он любил супругу, как только мог любить… С бледным лицом, с распущенными седыми волосами стоял он подле гроба; рыдая, прощался с нею; с жаром целовал ее лицо и руки; сам опускал в могилу; бросил на гроб первую горсть земли; стал на колени; поднял вверх глаза и руки; сказал: «На небесах душа твоя! Мне недолго жить остается!» и тихими шагами пошел домой. …Леон открыл глаза, встал и протянул к отцу руки, говоря: «Где она?» — «С ангелами, друг мой!» — «И не будет к нам назад?» — «Мы к ней будем» — «Скоро ли?»- «Скоро, друг мой…». Они обнялися, заплакали: старец лил слезы вместе с младенцем!.. Им стало легче…
Итак, летящее время обтерло своими крылами слезы горестных, и всякий снова принялся за свое дело: отец за хозяйство, а сын за часовник. Сельский дьячок, славнейший грамотей в околотке, был первым учителем Леона и не мог нахвалиться его понятием. «В три дни, — рассказывал он…, — затвердить все буквы, в неделю – все склады; в другую – разбирать слова и титлы: этого не видано! В ребенке будет путь».
В самом деле, он имел необыкновенное понятие и через несколько месяцев мог читать все церковные книги; так же скоро выучился и писать; так же скоро начал разбирать печать светскую, к удивлению соседственных дворян, при которых отец нередко заставлял читать Леона… Первая светская книга, которую маленький герой наш, читая, наизусть вытвердил, была Езоповы «Басни»: отчего во всю жизнь свою имел он редкое уважение к бессловесным тварям, помня их умные рассуждения в книге греческого мудреца, и часто, видя глупости людей, жалел, что они не имеют благоразумия скотов Езоповых.
Скоро отдали Леону ключ от желтого шкапа, в котором хранилась библиотека покойной матери и где на двух полках стояли романы, а на третьей несколько духовных книг… «Дайра, восточная повесть», «Селим и Дамасина», «Мирамонд»… – все было прочтено в одно лето, с таким живым удовольствием…, которым отец Леонов не мог нарадоваться, полагая, что охота ко чтению… есть хороший знак в ребенке. Только иногда по вечерам говаривал он сыну: «Леон! Не испорти глаз. Завтре день будет; успеешь начитаться». А сам про себя думал: «Весь в мать! бывало, из рук не выпускала книги…».
…Леону открылся новый свет в романах; он увидел, как в магическом фонаре, множество разнообразных людей на сцене, множество чудных действий, приключений – игру судьбы, дотоле ему совсем неизвестную… Перед глазами его беспрестанно поднимался новый занавес: ландшафт за ландшафтом, группа за группою являлись взору. Душа Леонова плавала в книжном свете, как Христофор Коломб на Атлантическом море, для открытия… сокрытого…
С каким живым удовольствием маленький наш герой летним утром… спешил с книгою на высокий берег Волги, в ореховые кусточки, под сень древнего дуба! Там, в беленьком своем камзольчике бросаясь на зелень, среди полевых цветов сам он казался прекраснейшим, одушевленным цветом. …Шляпка служила ему столиком: на нее клал он книгу свою, одною рукою подпирая голову, а другою перевертывая листы, вслед за большими голубыми глазами, которые летели с одной страницы на другую и в которых, как в ясном зеркале, изображались все страсти, худо или хорошо описываемые в романе… Иногда, оставляя книгу, смотрел он на синее пространство Волги, на белые парусы судов и лодок, на станицы рыболовов… Сия картина так сильно впечатлелась в его юной душе, что он через двадцать лет после того, в кипении страстей, не мог без особливого радостного движения видеть большой реки, плывущих судов, летающих рыболовов: Волга, родина и беспечная юность тотчас представлялись его воображению, трогали душу, извлекали слезы. Кто не испытал нежной силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства. Родина, апрель жизни, первые цветы весны душевной!..
В сие же лето Леоново сердце вкусило живое чувство мироправителя при таком случае, о котором он после во всю жизнь свою не мог вспоминать равнодушно. Мысль о божестве была одною из первых его мыслей. Нежная родительница наилучшим образом старалась утвердить ее в душе Леона… Леон с того времени всегда молился Богу. Он молился ему со слезами в болезнь родительницы своей! Но судьбы вышнего неисповедимы. Такова была религия нашего героя до сего лета и до случая, который теперь описать желаю.
В один жаркий день он, по своему обыкновению, читал книгу под сению древнего дуба; старик дядька сидел на траве в десяти шагах от него. Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона, «Погоди», — отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. …Вдруг из густого лесу выбежал медведь и прямо бросился на Леона. Дядька не мог даже закричать от ужаса. Двадцать шагов отделяют нашего маленького друга от неизбежной смерти: он задумался и не видит опасности; еще секунда, две – и несчастный будет жертвою яростного зверя. Грянул страшный гром… какого Леон никогда не слыхивал; казалось, что небо над ним обрушилось и что молния обвилась вокруг головы его. Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать: «Господи!», через полминуты взглянул – и видит перед собою убитого громом медведя. Дядька насилу мог образумиться и сказать ему, каким чудесным образом Бог спас его. Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и, несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие Бога… Читатель! Верь или не верь: но этот случай не выдумка…
…С удовольствием обращаю взор на те времена, когда наши дворяне, взяв отставку, возвращались на свою родину с тем, чтобы уже никогда не расставаться с ее мирными пенатами; редко заглядывали в город; доживали век свой на свободе и в беспечности; правда, иногда скучали в уединении, но зато умели и веселиться при случае, когда съезжались вместе. …Мне кажется, что в них было много характерного, особенного, чего теперь уже не найдем в провинциях… Просвещение сближает свойства народов и людей, равняя их, как дерева в саду регулярном.
Капитан Радушин, отец Леонов, любил угощать добрых приятелей чем бог послал. Сын всякий раз с великим удовольствием бежал сказать ему: «Батюшка! Едут гости!», а капитан наш отвечал: «Добро пожаловать!», надевал круглый парик свой и шел к ним навстречу с лицом веселым. …Провинциалы наши не могли наговориться друг с другом; не знали, что за зверь политика и литература, а рассуждали, спорили и шумели. Деревенское хозяйство, охота, известные тяжбы в губернии, анекдоты старины служили богатою материею для рассказов и примечаний…
Ах! Давно уже смерть и время бросили на вас темный покров забвения, витязи С-ского уезда, верные друзья капитана Радушина! …Как теперь смотрю на тебя, заслуженный майор Фаддей Громилов, в черном большом парике, зимою и летом в малиновом бархатном камзоле, с кортиком на бедре и в желтых татарских сапогах; слышу, как ты, не привыкнув ходить на цыпках в комнатах знатных господ, стучишь ногами еще за две горницы и подаешь о себе весть издали громким своим голосом…! Вижу и тебя, седовласый ротмистр Бурилов, простреленный насквозь башкирскою стрелою в степях уфимских; слабый ногами, но твердый душою; ходивший на клюках, но сильно махавший ими, когда надлежало тебе представить живо удар твоего эскадрона или омерзение к бесчестному делу какого-нибудь недостойного дворянина! Гляжу и на важную осанку твою, бывший воеводский товарищ Прямодушин, и на орлиный нос твой, за который не мог водить тебя секретарь провинции, ибо совесть умнее крючкотворства; вижу, как ты, рассказывая о Бироне и Тайной канцелярии, опираешься на длинную трость с серебряным набалдашником, которую подарил тебе фельдмаршал Миних… Вижу всех вас, достойные матадоры провинции, которых беседа имела влияние на характер моего героя; и, чтобы представить все благородство сердец ваших, сообщаю здесь условия, заключенные вами между собою в доме отца Леонова…
«Мы, нижеподписавшиеся, клянемся честию благородных людей жить и умереть братьями, стоять друг за друга горою во всяком случае, не жалеть ни трудов, ни денег для услуг взаимных, поступать всегда единодушно, наблюдать общую пользу дворянства, вступаться за притесненных и помнить русскую пословицу: «Тот дворянин, кто за многих один»; не бояться ни знатных, ни сильных, а только Бога и государя; смело говорить правду губернаторам и воеводам; никогда не быть их прихлебателями и не такать против совести. А кто из нас не сдержит своей клятвы, тому будет стыдно и того выключить из братского общества». Следует восемь имен.
…Одна смерть разрушила их братскую связь… Когда судьба, несколько времени играв Леоном в большом свете, бросила его опять на родину, он нашел майора Громилова, сидящего над больным Прямодушиным, который лежал в параличе и не владел руками (все прочие друзья их были уже на том свете). Громилов кормил больного из рук своих, плакал горько и сказал Леону: «Тошно, тошно быть сиротою на старости!..».
Добрые люди! Мир вашему праху! Пусть другие называют вас дикарями: Леон в детстве слушал с удовольствием вашу беседу словохотную, от вас заимствовал русское дружелюбие, от вас набрался духу русского и благородной дворянской гордости, которой он после не находил даже и в знатных боярах: ибо спесь и высокомерие не заменяют ее; ибо гордость дворянская есть чувство своего достоинства, которое удаляет человека от подлости и дел презрительных. Добрые старики! Мир вашему праху! …

Портрет Н.М.Карамзина.
Литография Г.Ф.Гиппиус, 1822 (ГРМ).

Краткая автобиография Н.М.Карамзина (ГА РФ).
Остается лишь удивляться непрекращающимся спорам о месте его рождения.

«Симбирск. Вид с Волги». Рисунок Н.И.Поливанова, 1842 (В.А.Сукайло, Е.К.Беспалова «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», Ульяновск, 2001).
Прекрасно видны дом Карамзиных и все здания на Венце, спуски, Подгорье… Хотелось бы увидеть хорошую репродукцию этого рисунка.

Н.И.Поливанов:
1) «Пикник в Симбирске. Вид Покровского монастыря», 1845;
2) «Симбирск. Дом Бычкова», 1845.

В.А.Жуковский. Вид с Симбирского Венца, 1837. Вероятно, черновой набросок и окончательный вариант рисунка
1) В.А.Сукайло, Е.К.Беспалова «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», 2001;
2) «Записки Симбирского областного естественно-исторического музея», вып.2, 1914.

1) Вид на Симбирск. Акварель неизвестного художника. 1840.
2) А.Е.Клименко. Симбирск. Акварель. 1992.

Волга у Симбирска.
Иллюстрации из книги М.Н.Богданова «Охота в симбирских садах», 1914.

Описание и рисунок герба дворянского рода Карамзиных, представленные поручиком Н.М.Карамзиным в Герольдию при Правительствующем Сенате в 1799 годы (РГИА).

1) 1-ый лист Ведомости пожертвований на установку памятника Н.М.Карамзину в Симбирске, поступивших с августа 1833 г. по июнь 1836 г. (ГА РФ). С.Петербургская губерния – 14341 р., Симбирская – 4470…
2) Фото из журнала «Нива» №40 за 1898 год.

Объявление об издании Комитетом Карамзинской библиотеки исторического литературного сборника «Симбирский юбилей Николая Михайловича Карамзина 1 декабря 1766 – 1866 года», Симбирск, 1867 (ГАУО).

Классный час, посвященный

250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина

6 класс

Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

(А.С. Пушкин)

1 (12) декабря 1766 родился великий писатель, историк, реформатор литературного языка, гражданин и патриот земли русской Николай Михайлович Карамзин .

Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина»

Основоположнику русского сентиментализма Н. М. Карамзину в этом году исполнилось бы 250 лет. Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но этого не может случиться. Его повести, «Письма» и другие произведения читаются школьниками на одном дыхании. Встреча с ними несет современному школьнику открытие другого мира, поэтому так вели интерес к классику и его творчеству. Но Карамзин известен не только как писатель, но и как историк.

Описание: материал предназначен для проведения классного часа и внеклассного мероприятия.

Цель мероприятия: познакомиться с биографией и творчеством Н. М. Карамзина

Задачи:

Образовательные:

* кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина ;

* научить знанию о творческом наследии Николая Михайловича Карамзина.

Развивающие:

* способствовать развитию критического мышления, интереса к истории, литературе;

* развить логическое мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

* способствовать воспитанию чувства ответственности, любви к русской литературе и истории;

* способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения

Предварительная подготовка к мероприятию, оформление доски, книги, презентация.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классом часе мы поговорим о выдающемся человеке государства Российского и познакомимся с творчеством Николая Михайловича Карамзина. (слайд 1)

Николай Карамзин – выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Автор «Истории государства Российского» (1803-1826 гг.) в двенадцати томах и редактор «Московского журнала» (1791-1792), «Вестник Европы» (1802-1803). (слайд 2)

Ученик: Реформатор русского языка обогатил язык словами-кальками, такими как « впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», «влюблённость», «ответственность», «человечный» и множество других.

Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё»

Учитель: Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в поместье Знаменское села Михайловка Симбирской губернии. (слайд 3)

Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Отец Михаил Егорович Карамзин был среднепоместным дворянином. Маленький Николай рос в усадьбе отца, получил домашнее образование. В 1778 году Николай Михайлович отправился в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении. (слайд 4)

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. (слайд 5)

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

После состоял в Москве в «Дружеском ученом обществе». Там же знакомился с писателями – Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Ученик: На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И. Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем.

Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезду на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем». (слайд 6-7-8)

Учитель: Повторим и закрепим. Ответьте на вопросы.

1) В каком году родился Николай Карамзин? (1766)

2) В каком году отправился в Москву для того, чтобы получить образование? (1788)

3) С какими писателями познакомился Николай Михайлович после отставки? (Николаем Ивановичем Новиковым, Александром Михайловичем Кутузовым, Александром Андреевичем Петровым)

Ученик: После посещения Европы в 1790 году, работал над изданием «Московского журнала». (слайд 9)

Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую. (слайд 10)

Учитель: С 1804 года Карамзин – историограф при Александре I. В 1811 году написал «Записку о Древней и Новой России в её политическом и гражданском отношениях». В 1818 году Николай Михайлович был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук. (слайд 11)

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. (слайд 12-13)

Ученик: В 1802 году создал «Мою исповедь».

Вот строчки из произведения, где он упоминает своё детство. «Начну уверением, что натура произвела меня совершенно особенным человеком и что судьба все случаи жизни моей запечатлела какою-то отменною печатию. Например, я родился сыном богатого, знатного господина - и вырос шалуном! Делал всякие проказы - и не был сечен! Выучился по-французски - и не знал народного языка своего! Играл десяти лет на театре - и в пятнадцать лет не имел идеи о должностях человека и гражданина. На шестнадцатом году дали мне изрядный чин и отправили меня в чужие край, не сказав для чего. Правда, что со мною поехал гофмейстер, женевец (прошу заметить, а не француз, потому что в это время французские гувернеры в знатных домах наших выходили уже из моды), которому даны были все нужные наставления».

Учитель: Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики.

А.С. Пушкин говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом» (слайд 14)

Ученик: Николай Карамзин был дважды женат, имел десять детей. Третьего июня 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге; похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище. Смерть его явилась результатом простуды. (слайд 15)

Учитель: «Памятники, сооружаемые знаменитым соотечественникам, суть высшие выражения благодарности народной. В них освящается и увековечивается память прошедшего; в них преподаётся назидательный и поощрительный урок грядущим поколениям».

Памятник Н.М.Карамзину и первым семи томам его «История Государства Российского установлен в Остафьево, Московская область

4 сентября 2015 года исполнилось 170 лет со дня открытия в Симбирске памятника уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту, журналисту и переводчику Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826). Памятник создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке, и был торжественно открыт 23 августа (по ст. стилю) 1845 года. (слайд 17)

Памятник создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К. М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей «Истории» Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах.

Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила:

«Н.М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ императора Николая I-го 1844 годъ.»

Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио – 3,55 метра.

Ученик: Идея установить памятник букве в возникла в , когда ульяновские историки провели празднование 200-летия появления