Выборы. Значение выборов в демократическом государстве

Выборы - это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Выборы- единственно возможный способ формирования власти в демократическом государстве (наиболее эффективный, справедливый способ). Конечно в стране все уровни, все формы власти путем выборов не определишь, но наиболее важные формируются через выборы. Основные виды: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система - избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса поданные за остальных кандидатов пропадают. Эта система возможна при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов номинального органа власти, н-р палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, т.е в каждом из них должен быть избран 1 депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями по величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность-это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо более половины голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше кандидатов, тем меньше вероятность что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно:1)альтернативное голосование, 2) перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственного Совета РТ, по мажоритарной системе относительно большинства избирается половина депутатов ГосДумы. «+» степень прозрачности выборов, «-» нет предсказуемости, к власти может придти кто угодно (неуправляемость.). Пропорциональная система- при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах получает количество мандатов, пропорционально числу голосов избирателей полученных на выборах. Избиратели при применении на выборах пропорциональной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. Пропорциональная система может применяться только в много мандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы: Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты- минимального голосов числа избирателей, которые необходимо набрать партии для получения одного мандата. Так же могут применяться и другие методы: Метод делителей, Метод Генри Друна. «+» более или менее прогнозируемый результат, «-» при голосовании избиратель голосует за бренд, устанавливается барьер. Смешанная – часть по спискам, часть по мажоритарным округам (выборы в Госдуму, в Госсовет)



Социально-политическое значение: Выборы хороши тогда, когда обеспечивается справедливый механизм.

Выборы должны обеспечивать сознательное формулирование народом своей воли, контроль за ее реализацией и возможность прерывать деятельность избранных лиц в том случае, если она не реализуется.

Выборы - это институт и процесс принятия политико-правовых решений …посредством которого осуществляется публичное политическое воспроизводство самого государства, а именно социальная ротация или перераспределение (перегруппировка или передача) законодательных и правительственных функций и полномочий».

Социальная функция выборов состоит еще и в том, что они являются одним из эффективных инструментов политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве.

Выборы могут выступать в качестве одного из важнейших способов легитимации государственной власти. Для этого политической партии (кандидату) необходимо получить поддержку большинства избирателей и оправдывать своей деятельностью на выборных постах представление граждан о том, что органы государственной власти и местного самоуправления образованы на справедливой основе.



Через выборы обеспечиваются стабильность и порядок в государственной и общественной жизни, они позволяют избирателям выразить свою волю. Выборы дают оценку влияния тех или иных политических партий, отдельных кандидатов, показывают настроения избирателей.

Наконец, выборы являются опосредованной формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Стадии 1) назначение выборов 2) Образование избирательно-территориальных единиц 3) выдвижение и регистрация кандидатов 4) ведение предвыборной борьбы 5) Само голосование включая подведение итогов 6) проведение новых(повторных) или дополнительных выборов в случае, если не состоялись.

Принципы избирательного права 1) всеобщее публичное право 2) равное (право каждого одинаковое) 3) тайное голосование 4)прямое избирательное право 5) добровольность участия гражданина 6)периодичность избрания.

39.Регион как объект хозяйствования и управления (на примере Республики Татарстан).

Регион – целостная система со своими структурами, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Характеристика: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояния элементов, неполная определенность состояния элементов. Определяющую роль в функционировании регионов играют – трудовые коллективы. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической; социальной; духовной; природно-ресурсной; институциональной и пр.

Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем:

1. Система, образующая базу. 2. Система обслуживающий комплекс. 3. Экология. 4. Население. 5. Инфраструктура рынка.

Региональный хозяйственный комплекс (РКХ).

Каждому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его материально-производственную основу – РКХ, является подсистемой, частью национального комплекса страны. РКХ представляет собой целенаправленно складывающийся, динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.

Успешное функционирование РКХ зависит от максимального учета регионального фактора. Факторы формирования, функционирования региональной экономики – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определенное развитие и размещение производительных сил на территории региона. Группы факторов: природные, экономические, демографические.

РКХ представлен взаимосвязанными отраслями:

1. По производству товаров (промышленность, с/х, лесное хозяйство, строительство). 2. По оказанию рыночных услуг (транспорт, связь, торговля). 3. По оказанию не рыночных услуг (ЖКХ, соц. обеспечение, образование, здравоохранение).

Отраслевая структура региона (ОСР) – это совокупность отраслей РКХ, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.

ОСР экономика и динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом. В соответствии с этим выделяют функциональные группы отраслей: специализирующие, обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона. Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном балансе.

Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:

1. Выделение в национальном и региональном производстве. 2. Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев. 3. Наличие высокой степени концентрации производства в регионе. 4. Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной продукции, влияние на уровень всех других отраслей. 5. Участие межрегионального обмена.

Ведущими отраслями экономики Республики Татарстан являются нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, авиа- и приборостроение, сельское хозяйство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Татарстан являются:

Выгодное географическое положение - в центре восточно-европейской части России в месте слияния крупнейших рек Европы Волги и Камы;

Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов; -дифференцированная структура экономики; -высокий промышленный потенциал; -развитый топливно-энергетический комплекс; -развитая транспортно-логистическая инфраструктура; -уникальный научно-образовательный комплекс; -наличие рекреационных ресурсов (природные заповедники, заказники).

Основными стратегическими приоритетами развития Республики Татарстан являются: -диверсификация экономики; -повышение международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики; -стимулирование экспорта несырьевых товаров, произведенных в Республике; -создание наукоемких высокотехнологичных производств; -применение современных информационно-телекоммуникационных технологий во всех секторах экономики; -развитие транспортно-логистической инфраструктуры; -развитие инновационной и образовательной инфраструктуры; -дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

В г. Нижнекамске предусмотрено строительство нефтеперерабатывающего завода с производством ароматических углеводородов, завода по глубокой переработке нефти в составе установки гидрокрекинга и комплекса по переработке тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов и других производств.

В рамках развития нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан разработан проект строительства завода по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевске. Данный проект предполагается реализовать с использованием лучших мировых технологий и современного японского оборудования.

Планируется создание на территории особой экономической зоны "Алабуга" предприятия мощностью до 500 тыс. автомобилей в год.

Одним из приоритетных проектов в сфере агропромышленного комплекса будет проект по реконструкции птицефабрики в г. Набережные Челны.

Крупнейшим социально значимым проектом, реализуемым в Республике Татарстан, является развитие метрополитена в г. Казани.

важны для нашей страны и почему в них важно участвовать каждому жителю России, имеющему право выбора? Здесь можно выделить сразу несколько главных причин.

Одна из первых и самых значимых причин – это реализация права голоса, которое дано верховным законом России – Конституцией РФ - всем гражданам страны. Имея право голоса, каждый получает возможность принять участие в процессе управления государством, а также оказывать непосредственное влияние на власть. Именно избиратели могут запустить процесс перемен.

Вторая причина заключается в том, что принимая участие в выборах, каждый россиянин решает, кому он хотел бы доверить управление страной в течение следующего президентского срока. Свой голос можно и нужно отдавать лишь тому кандидату, которому доверяешь. Так как возможность выбора президента страны предоставляется один раз в шесть лет, то пренебрегать уникальным шансом сделать свою жизнь лучше, нельзя.

Третья причина – это проявление личной гражданской позиции, которая выражается в желании принимать участие в выборах любого плана. Только настоящему гражданину своей страны не безразлично происходящее , как в стране, так и в родном городе.

Максимальная явка на выборы – это четвертая причина. Честные выборы - это выборы с высокой явкой. Ведь чем больше избирателей высказали свою волю, придя на избирательные участки, тем весомее будет эта самая воля. Высокая явка является свидетельством того, что избиратели занимают активную гражданскую позицию и их волнует свое будущее и будущее страны, в которой они живут.

Свести к минимуму возможные фальсификации – еще одна причина принять участие в выборах. При высокой явке избирателей в значительной степени снижается вероятность подделки и подтасовки результатов голосования. Ведь попытки фальсификаторов использовать по своему усмотрению голоса тех, кто игнорирует выборы, несколько раз фиксировались камерами видеонаблюдения во время предыдущих выборов в некоторых регионах России. Тогда бюллетени «молчунов» вбрасывались в урны пачками.

Напомним, что выборы президента пройдут в России 18 марта текущего года. Желание участвовать в них ранее выразили несколько десятков кандидатов. При этом, как сообщили в ЦИК РФ, максимальное количество кандидатов составит 19 человек – в случае, если ни у кого не окажется проблем со сбором подписей. Среди них – Ксения Собчак, Григорий Явлинский, Павел Грудинин, Владимир Жириновский и другие. Владимир Путин также является кандидатом в президенты, который идет на выборы самовыдвиженцем.

Как известно, все мы в настоящее время живем в правовом государстве. А правовое государство — это форма организации государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Человеку дается удивительное право — право участвовать в выборах! Выборы в правовом государстве представляют собой одну из безусловных базовых ценностей современной российской государственности, незыблемых основ конституционного строя России.

Провозгласив свободные выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа, Конституция РФ возвела их в ранг необходимого условия сосуществования и функционирования механизма демократии в нашей стране.

Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.

Ваш голос может быть решающим! Именно народ формирует органы государственной власти. От этого зависит не только Ваше будущее, не только будущее населенного пункта, в котором Вы проживаете, но и будущее Российской Федерации в целом! Выборы должны быть легитимные и честные

Максимальная явка избирателей – это залог честных выборов

Волеизъявление – это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.

И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования - своеобразный элемент демократии - первобытный по характеру.

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

Что же касается народовластия в Российской Федерации, то это понятие раскрывается в следующих положениях ст. 3 Конституции РФ:

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

Власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Непосредственная демократия) - это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия - это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. своих избирателей.

Власть, избранная народом, является легитимной, т. е. легальной (законной).Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны. Легальность свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Литература:

  1. Трусов Н.А., ГореваТ.В.. Избирательное право России. Деятельность полиции по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации: учебное пособие / Н.А. Трусов, Т.В. Горева. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,2015.
  2. В. П. Пугачев, А. И. С оловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.

Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность1 всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства -Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобра-зующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важ-

1 В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus - законный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. 358

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

нейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослу-шания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государст-вен-ной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс. Они не давали возможности выбора между разными кандидатами, проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, "народные избранники" традиционно получали, по официальным данным, 98-99% поданных за них голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следо-II

Глава 21. Избирательная система Российской Федерации 359

вательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы - это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь

Страница

демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, - это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Еще по теме § 1. Значение выборов в демократическом государстве:

  1. § 4 Законные условия для вступления в брак. – Первое условие – свободное сознание сторон. – Понятие о принуждении. – Обычай женить и выдавать замуж в семье и в отношениях вотчинной власти. – Право государства принуждать к браку. – Историческое значение авторизации к браку. – Требование родительского согласия по иностранным законодательствам. – Ограничение свободы в браке со стороны государства и общины. – Постановления русского закона. – Хозяйственное значение брака в крестьянском быту и его пос
  2. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  3. Выбор линейного мышления - это выбор прожить жизнь в танце частиц.
  4. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.