Зал театра советской армии. Театр российской армии. Менялись эпохи - менялись названия

Сериалы «Бедная Настя», «Не родись красивой», фильмы «Удиви меня», «Полет фантазии», спектакли «Вишневый сад», «Мастер и Маргарита», «Красное и Черное» - лишь небольшой список работ актера Петра Красилова.

Благодаря Б. Голубовскому он попал сразу на второй курс легендарной «Щепки» под руководство Н. Афонина. Затем - Театр Советской Армии, «Сфера», массовка в , а потом - академический молодежный театр, где исполнял ведущую роль в постановке «Эраст Фандорин» тринадцать лет.

Более тридцати ролей в кино, сериалах, театральных постановках и на телевидении, участие в проектах «Танцы на льду» и «Ледниковый период», а также - в антрепризе и фильмах-спектаклях. Красилов - лауреат престижной премии «Чайка».

{{togglerText}}

Яркая внешность, творческая семья, лавина кипучей энергии – все способствовало тому, чтобы мальчик стал актером. Особенно то, что его легендарный отец – Семен Фарада, а известная мать – Мария Полицеймако. Михаил дебютировал в кино в восьмилетнем возрасте, и это неудивительно – родители постоянно брали его на съемки или на текущие спектакли, в которых играли. Все его детство прошло за кулисами.

После школы поступил в ГИТИС, а окончив его – начал служить в РАМТ. Помимо этого, участвовал в антрепризах (например, ). Сейчас на его счету более двух десятков театральных работ и сотни персонажей на широком экране, а также – дубляж нескольких картин. Помимо этого, он еще и выступает в роли телеведущего, среди его проектов – «Утро на НТВ», «Кулинарный техникум», «О самом главном» и других.

{{togglerText}}

Он поступил в МИРЭА, но спустя пару лет его бросил, осознав, что влюблен в театр и хочет быть актером. Куценко стал студентом МХАТ, удивив главу приемной комиссии Олега Табакова. Из-за картавости Юрий стал Гошей - от патологии он избавился, а псевдоним оставил.

Во время учебы в вузе он начал сниматься в кино, но потом, когда закончил театральный, решил сменить призвание: работы не было, а мелкие роли его не устраивали. Выбор был сделан в сторону телевидения, но это его тоже не устроило. Затем последовал отдых от съемок и актерства - Куценко был преподавателем ВГИКа.

Потом на него свалилась популярность и роли в фильмах «Антикиллер», «Турецкий гамбит», «Любовь-морковь», сериале «Следствие ведут знатоки», «Последний мент - 2» и, конечно же, «Ночной дозор». Сейчас актер - заслуженный артист России, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством», около полутора сотен работ в театре и кино. Куценко более десяти лет служит в , также участвовал в антрепризе, постановках . Помимо этого, он музыкант и певец - на его счету два студийных альбома.

{{togglerText}}

Занимает свою особую нишу среди иных московских храмов Мельпомены. Во-первых, потому что это первый ведомственный театр Министерства обороны. И хотя потом по его образцу по всей стране были созданы еще несколько подобных (преимущественно в столицах военных округов), он остается первым и столичным.

Рождение театра

За всю свою историю, а первых зрителей театр принял 6 февраля 1930 года (создан был на основе нескольких агитбригад, работавших с 1929 года), он, и это понятно, не раз переименовывался. Но люди старшего поколения всегда будут помнить его как Театр Советской армии.

Потому что именно на эти годы пришелся его расцвет, и он никогда не терялся на фоне «модных» коллективов. И даже в то время, когда за билетами на спектакли «Добрый человек из Сезуана» и «Антимиры» из репертуара театра на Таганке выстраивались огромные очереди, в храме Мельпомены на Суворовской площади, дом 2, ставились не менее посещаемые постановки - «Мой бедный Марат» и «Дядя Ваня», шедшие потом с неизменным успехом много лет.

Менялись эпохи - менялись названия

Так вот, в разные годы коллектив назывался по-разному - театром Красной армии он был до 1946 года, затем, вплоть до 1991 года, в наименовании термин «Красной» поменялся на «Советской». В 1951 году было внесено добавление - «центральный» (сокращенно театр стал называться ЦТКА), а в 1975 году было добавлено еще «московский академический», повышающее статус театра. В наше время, после 1993 года, его полное название звучит так - Центральный академический

Особенности

Характерной особенностью этого является то, что актерам театра определенное время работы в нем зачисляется как служба в армии. Достоянием театра является его здание, которое было построено специально для него. Проектом руководил замечательный архитектор Каро Семенович Алабян (совместно с В. Н. Симбирцевым), ставший позднее главным архитектором Москвы. С театром его связывает и женитьба на К. Алабян создает уникальный, невиданный проект театрального здания. Построенный в форме пятиконечной звезды, будущий Театр Советской армии имел в своем распоряжении два зала - большой, на 1800 мест, и расположенный над ним малый, способный вместить в себя 500 зрителей. Задумывался он как репетиционный, но стал использоваться как малая сцена.

Театр-монумент

Безусловно, строительство было показательным и амбициозным (создавалось здание-монумент, символизирующее мощь Красной армии) - театр стал самой крупной сценической площадкой Европы. В нем было новым все - форма сцены и зала, количество гримерок и подсобных помещений, машинное отделение под сценой было снабжено новейшими механизмами. Жемчужиной столицы стало само по себе здание, в котором разместился Театр Советской армии. Как добраться до него, стало одним из главных вопросов у приезжих. Начатое в 1934 году, строительство закончилось к 1940, и, по мнению специалистов, положило начало шедевром которого здание, безусловно, является. Театр украшает Суворовскую площадь и является достопримечательностью столицы.

Точно выверенный репертуар

Свою творческую деятельность Театр Советской армии начал спектаклем «К.В.Ж.Д.» по сценарию С. Алимова, посвященного событиям на востоке страны, на железной дороге, ведущей в Китай. Спектакль был поставлен учеником Мейерхольда, В. Федоровым, его премьерный показ состоялся, как было указано выше, 6 февраля 1930 года. Эта дата стала днем рождения нового московского театра, спектакли которого до 1934 года, года открытия грандиозной сцены на Суворовской площади, дом №2, шли в зале дома Красной армии. 300 спектаклей были созданы на сценах театра, и он никогда не имел узкой направленности репертуара. Всегда наряду с военной тематикой присутствовала мирная - с большим успехом ставилась зарубежная и отечественная классика. Спектакль «Учитель танцев» Лопе де Вега, с легендой театра Зельдиным в главной роли, принес коллективу такую славу и популярность, что на основе произведения испанского классика был создан одноименный фильм с тем же составом актеров. Спектакль, поставленный в 1946 году, шел на сцене театра 1900 раз. С ним может сравниться только пьеса А. Гладкова «Давным-давно», выдержавшая 1200 показов. Эти постановки в репертуаре театра присутствуют и сейчас.

Великие кормчие

Возглавлял Театр Советской армии (адрес: № 1 - здание ЦДКА им. Фрунзе) в первые годы его существования Владимир Месхетели. Ему удалось привлечь легендарного к должности художественного руководителя. Но последний прослужил на этом посту недолго. Расцвет театра неразрывно связан с именами отца и сына Поповых, которые руководили коллективом - старший Алексей Дмитриевич - с 1934 по 1958 годы, младший, Андрей Алексеевич (легенда кино и театра Советской России), возглавит труппу в 1963 году. Ему на смену в 80-е годы придет ученик Борис Афанасьевич Морозов, который после блестящей карьеры на посту главного режиссера этого театра покинет его. Вернется он на этот пост по приглашению директора театра Виктора Якимова в 1995 году. В этой должности, совмещая ее с преподавательской деятельностью, профессор Борис Морозов состоит и поныне. К лучшим, знаковым спектаклям театра на протяжении всей его деятельности можно отнести блестящие постановки, которые осуществлялись под руководством именно этих главных режиссеров - А. Д. Попова, А. А. Попова и Ю. А Морозова. Неоднократно постановки театра удостаивались театральных премий, в том числе «Хрустальной Турандот».

Местонахождение театра

Стремясь увидеть легендарные спектакли, москвичи и гости посещают бывший театр Советской армии, адрес которого известен абсолютно всем. На одной из известнейших площадей Москвы, находящейся в Центральном округе столицы, площади им. Суворова, легендарного полководца, расположены и здание театра армии, и здание дома армии, разместившегося в старинной усадьбе Салтыковых, которая является памятником архитектуры XVIII века. В нем и проходили спектакли до 1934 года. Еще одно здание, расположенное на этой площади - гостиница «Славянка». Все здесь напоминает о воинской славе России. Имея представление о том, где находится легендарный Театр Советской армии, как добраться до него, узнать не составит труда. Ближайшая станция метро, имеющая выход на Суворовскую площадь - «Достоевская».

Замечательный коллектив

Труппа легендарного театра всегда была его гордостью. В большинстве своем она пополнялась за счет выпускников училища, которое имел при себе Театр Советской армии. Актеры стремились остаться в стенах альма-матер. Собственно, каждая труппа популярного столичного театра имеет прекрасный состав актеров - когда-то их больше, когда-то меньше. Теряет заведение популярность, теряет и цвет актерского состава. Фамилии звезд первой величины с самого первого дня украшали афиши театра. Перечислить только народных артистов и любимцев публики не представляется возможным. И сейчас фамилии ведущих актеров знают все, даже те, кто никогда не бывал в столице, и никогда не посещал Театр Советской армии. Москва всегда по праву гордилась этим храмом искусств.

В истории театров нашей столицы Центральный академический Театр Российской Армии занимает одно из ведущих мест. Здание, которое занимает театр - это шедевр архитектуры, которого нигде уже и нет. Это самая большая сценическая площадка в Европе. Театр располагает Большим и Малым залом, общей вместимостью почти на 2000 мест. Сама история театра началась в 1930 году с Театра Красной Армии. В 1951 году театр был переименован в Театр Советской Армии, и только в 1993 году в Театр Российской армии.

С самых первых лет своей деятельности и сегодня театр славится звездным составом своей труппы. Раньше здесь блистали Л. Фетисова, Л. Добржанская, Ф. Раневская, М. Майоров, М. Перцовский, В. Пестовский. Сегодня в труппе театра работают известные актеры Москвы Л. Голубкина, Ф. Чеханков, Е. Анисимова, Г. Кожакина, В. Зельдин, А. Руденко, Л. Касаткина, М. Шмаевич и многие другие любимые, и талантливые актеры.

Театр Российской армии отличался и особым подходом к сценическим постановкам - своим высоким художественным уровнем. Театром руководили и А.Д. Попов, и А.А. Попов. На сцене театра можно увидеть постановки военной тематики и современные пьесы, спектакли, основанные на русской и европейской классики.

Наиболее запоминающими постановками в театре были «Дама с камелиями» А. Дюма, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Много шума из нечего» Шекспира, «На бойком месте» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Сердце на камень» А.Н. Островского, «Скупой» Мольера.

Театр Российской армии был удостоен значимой премией «Хрустальная Турандот», также принимал участие во Всемирной театральной олимпиаде и в Чешском театральном фестивале. Свои постановки театр показывал во многих армейских частях и гарнизонах. Сегодня в репертуаре театра насчитывается 19 спектаклей. На сцене театра проводятся и игры КВН

Уже более десяти лет при театре работает детская студия, в которой готовят юных артистов к выступлениям на большой сцене и к кино-проектам.

Купить билеты в театр Российской армии было достаточно сложно и в советское время, из-за того что многие гости столицы и москвичи стремились попасть на спектакли. Театр Российской армии - это гармоничное переплетение классики с драматургией, великолепная игра актеров. Позволив себе купить билеты в театр Российской армии можно ощутить всю грациозность и мастерство актеров!

В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской Армии занимает уникальное место. Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.
Более 70 лет его существования - это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.
В 1930-е годы Театр Красной Армии (так он назывался в тот период) возглавлял Владимир Месхетели. Именно ему удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Александровича Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор Театр Красной (с 1951 года - Советской, с 1993-го - Российской) Армии неизменно удивляет всех поклонников театрального искусства высоким художественным уровнем своих сценических постановок. С 1935 по 1958 год художественным руководителем театра был Алексей Дмитриевич Попов - выдающийся русский режиссёр, теоретик театра и педагог. А в 1963 году руководство театра взял в свои руки режиссёр и педагог, народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов.
С конца 80-х годов главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик А.А. Попова, Борис Афанасьевич за многие годы своей творческой жизни в театре создал много замечательных по своей художественной силе спектаклей, в которых русская и зарубежная классика органично переплетается с современной драматургией.

Суворовская пл., 2
1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев

Замечательная картинка есть в журнале "Техника молодёжи" (1940. № 2) - Центральный театр Красной армии изнутри:

Особенно понравился танковый въезд.
Текстовый комментарий поясняет:
"В театре полным голосом будут звучать произведения величайших мастеров мировой драматургии и пьесы советских драматургов.
Высота сценической коробки, считая от пола сцены до колосников, откуда спускаются подвешенные на тросах декорации, равна 34 метрам. В такой коробке свободно уместилось бы большое, восьмиэтажное здание.
С обеих сторон сцены расположены просторные боковые помещения. Площадь каждого из них составляет 350 квадратных метров. Это так называемые карманы. Они служат для подготовки объемных декораций. Здесь можно готовить для выхода на сцену «линкор», «бронепоезд» и пр. Для этой же цели может быть использована и задняя сцена. Таким образом, имеется возможность готовить оформление сразу для трех различных действий. А в угловых помещениях, находящихся между карманами и задней сценой, можно хранить оформление на 3-4 спектакля текущего репертуара."

Театр советской армии - один из характерных памятников сталинской архитектуры.

Некоторые искусствоведы и историки считают это здание знаковым, видя в нём отход от "стиля 1930-х гг." и начало сталинского ампира. В любом случае, задумка грандиозная, выполненная к тому же далеко не последними в иерархии того времени архитекторами (депутатом Верховного Совета СССР академиком архитектуры К.С. Алабяном, которому помогал В.Н. Симбнрцев). Традиционно - как это случается со знаковыми сооружениями - в постройке театра нашли отражение сразу несколько аспектов, характерных для имперского по сути сталинского государства.
1. "Армия - вечная любовь империи, она орудие завоеваний, она и образец для общества" (это фраза из статьи Евгения Анисимова).
Империи создавались на подавляющей военизации.
Не случайно, пишет советский журнал, "вдохновителем всей стройки была Красная армия и ее славный полководец маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Тов. Ворошилов лично просматривал эскизы художественной росписи, арматуры, мебели и вносил весьма существенные конкретные поправки. Ничто не ускользнуло от внимания наркома. На протяжении всего периода строительства он неустанно заботился о том, чтобы театр был красив, удобен, прост, чтобы театр был достоен советского народа и его великой Красной армии."

"Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья. Важнейшие художественные работы - роспись потолка большого зрительного зала и фойе - выполнены профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским."

2. Искусство - орудие пропаганды.
Невиданных размеров театр должен был показать "картины славного военного прошлоro русского народа. В массовых героических спектаклях найдут отражение яркиe страницы истории, жизни и быта Красной армии, завоевавшей себе еувядающую славу в боях за родину, за социализм."
"Революция поставила искусство на службу народу," - типичная мантра советской прессы, коль скоро речь заходит о культуре.
3. Театральность - вообще характерная черта того времени.
Вспомним застройку главных магистралей домами-декорациями (пышный лицевой фасад и необработанные остальные), физкультурные и военные парады и т.д.
Поэтому новая империя не могла не создать свой большой театр. А уж создав, позаботилась,чтобы он был самым-самым. Отсюда вытекает ещё один принцип.
4. Гигантомания.
Не случайно источники сталинского времени всё время упоминают состязательный характер советского строительства: больше, чем во всём остальном мире, краше, чем до революции.
"Сцена театра приспособлена для самых разнообразных спектаклей и постановок. Её ширина достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Но это лишь основная сценическая площадь. Позади нее расположена обширная задняя сцена (арьерсцена), которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены (просценум), выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. По площади она значительно превосходит зрительный зал. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену ."

"В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь гак называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен.
В новом советском театре, в Центральном театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши. Здесь на каждого зрителя приходится вдвое больше простора и воздуха, чем в других театрах. Зрительный зал рассчитан почти на 2 тыс. мест. Это для драматического театра - цифра рекордная. Несмотря на такую большую вместимость, самые дальние кресла балкона отстоят от сцены всего лишь на 28 метров."
5. Город - священное место с собственной символикой.
В самом центре - мавзолей вождя, центральные площади - места для церемоний в честь великих событий.
Площади Коммуны, на которой располагается театр, тоже отводилась важная роль. Здесь должен был сформироваться целый мемориал воинской славы РККА.

"В недалеком будущем преобразится площадь Коммуны, композиционным центром которой служит новый театр. Сейчас слева от него находится обширное здание Центрального дома Красной армии им. М. В. Фрунзе. По другую сторону площади, справа от театра, вырастет такое же обширное здание Центрального музея РККА. Трамвайное движение уйдет в соседние улицы и переулки. Окруженная лесным массивом, эта площадь явится изумительным но красоте уголком Москвы, олицетворяющим грозную силу и величайшую культуру Красной армии, её немеркнущую славу, которая будет жить века и дойдет до наших отдаленных потомков."
6. Архитектура сталинской поры, безусловно, имела собственный язык символов, куда, без сомнения, вписался и Театр Красной армии.
В действительности он стал подлинным гимном советской пятиконечной звезде, наверное, самому важному символу.
Наверное, всем известна легенда, что командарм Ворошилов обвёл карандашом свою маршальскую пепельницу и предложил Алабяну строить театр в подобной форме.

Правда это или вымысел - мне лично неизвестно. Однако, кроме того, что несколько ярусов здания в плане получились пятиконечными звёздами, так и колонны, их обрамляющие, тоже имеют сечение в виде звезды.
Внутри звёзды украшают лестницы, потолки, балконы, светильники.

Что ещё можно добавить?
"В строительстве театра принимали участие лучшие, квалифицированные силы страны. Проект театра разработали архитекторы депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры К.С. Алабян и В.Н. Симбнрцев.
Замечательное сценическое устройство, единственное в мире, разработано инженером П. Е. Мальциным. В его работе сказалось внимательное изучение богатейшего олыта работы сцены Московского Художественного академического театра СССР им. А. М. Горького." [Который строили проклятые капиталисты во главе со спонсором большевиков промышленником С.Т. Морозовым]

"Само собой разумеется, что сложное и разнообразное техническое оборудование театра, а также освещение зрительного зала, сцены, фойе и других помещений требуют колоссального количества электроэнергии. Общая установленная мощность по всему театру превышает 4 тыс. киловатт. Это значит, что если одновременно включить все механизмы сцены все световые устройства, то как раз и потребуется такая грандиозная мощность, которой хватило бы на освещение крупного города с населением в несколько десятков тысяч жителей. Театр оборудован собственной электрической подстанцией, мощность которой составляет 2400 киловатт. По всему зданию устроено более 10 тыс. световых точек и проложено около 50 километров многожильного кабеля. Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров."

"Над большим зрительным залом находится концертный зал, рассчитанный почти на 500 мест. Здесь будет выступать Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и лучшие артистические силы столицы. Здесь могут итти и обычные театральные спектакли. Кроме того, этот зал будет служить для театра репетиционным помещением, В этом отношении он представляет большие удобства, потому что здесь такая же широкая сцена, как и внизу.
Над концертным залом расположено просторное помещение художественной мастерской. Здесь готовятся большие живописные декорации."

Кроме того, полностью по задумке театр так и не был воплощён - война помешала, наверное:
"Архитектурное оформление театра полностью еще не завершено. Еще предстоит воздвигнуть на верхней башне здания гигантскую фигуру красноармейца. Ещё должна быть поставлена над центральным фронтоном театра грандиозная скульптура «Октябрь». Пять верхних углов здания украсятся скульптурами, которые изображают различные роды войск Красной армии, в нижних углах будут устроены мощные фонтаны."