Авиация сирии численность и вооружение. Как воюют военно-воздушные силы сирии
- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия
Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия
Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия
Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия
Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия
Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия
Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия
Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия
Книги
- Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
- Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…
Подполковник Ю. Виноградов
Военно-воздушные силы и войска ПВО Сирийской Арабской Республики (САР, общая численность которых еще недавно составляла около 40 тыс. человек) являются единым видом вооруженных сил (ВС). Учитывая интерес читателей к сирийской военной авиации, в данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся только к ВВС.
На вооружении ВВС САР до начала вооруженного конфликта находилось около 300 самолетов боевой и вспомогательной авиации, до 200 ударных и транспортных вертолетов. Следует отметить, что текущие количественные показатели боевого потенциала сирийских ВВС значительно ниже тех, что отмечались до войны. В настоящее время зарубежные специалисты оценивают их авиационный парк примерно в 240 самолетов и 140 вертолетов. Существенное уменьшение количества авиационной техники (AT) обусловлено как боевыми потерями, так и проведенными командованием мероприятиями по оптимизации численного и боевого состава национальных военно-воздушных сил.
По взглядам военно-политического руководства страны, основное предназначение национальных ВВС - готовность самостоятельно или во взаимодействии с другими видами вооруженных сил решать такие задачи, как:
- оборона административно-политических центров, группировок войск и важных военных объектов от воздушных ударов;
- нанесение ударов по объектам противника в глубине;
- оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС;
- ведение воздушной разведки;
- выброска воздушных десантов в тыл противника;
- переброска своих войск и военных грузов по воздуху.
В боевом составе имеются части и подразделения бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации.
Основные аэродромы базирования ВВС Сирии |
Возглавляет ВВС и ПВО командующий
, который подчиняется начальнику генерального штаба и верховному главнокомандующему. Он отвечает за поддержание боеспособности и боеготовности соединений и частей этого вида вооруженных сил, разработку и реализацию планов оперативного и боевого применения войск, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки, а также за подготовку кадров. Он же организует материально-техническое обеспечение соединений, частей и подразделений.
В мирное время руководство и управление войсками командующий осуществлял через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат,
штаб, управления и отделы. В настоящее время, когда в стране идет война, эти функции он выполняет через штаб ВВС и штабы оперативных командований, которые начали функционировать с момента приведения войск в полную боевую готовность и оперативного развертывания ВС страны.
Штаб военно-воздушных сил является основным органом административного и оперативного управления частями ВВС. На него возложены функции по планированию боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск и их материально-технического обеспечения. Штаб состоит из следующих управлений и отделов: оперативного, боевой подготовки, разведывательного, метеорологического обеспечения, связи, РЭБ, кадров, тыла, службы главного инженера и других.
Бомбардировочная авиация предназначена для уничтожения (подавления) важных объектов противника. Она представлена самолетами Су-24.
Истребителъно-бомбардировочная авиация призвана уничтожать малоразмерные и подвижные наземные и морские цели в тактической и ближайшей оперативной глубине в интересах СВ и ВМС. В ее составе самолеты Су-22 различных модификаций и МиГ-23БН.
Истребительная авиация предназначена главным образом для уничтожения средств воздушного нападения противника на дальних и ближних подступах к прикрываемым районам и объектам. Эти задачи решают самолеты МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23 и МиГ-21.
Разведывательная авиация является средством ведения воздушной разведки противника, местности и погоды в интересах всех видов ВС. Она включает самолеты МиГ-25Р и МиГ-21Р.
Учебно-боевая авиация
представлена самолетами МиГ-25У, МиГ-23У, МиГ-21У, а учебно-тренировочная - L-39ZA/ZO, ММВ-223 "Фламинго" и "Мушка".
Парк боевых вертолетов включает винтокрылые машины Ми-25 и SA-342L "Газель", транспортных - Ми-8, Ми-17 и Ми-2. Имеется также несколько вертолетов РЭБ.
Военно-транспортная авиация располагает самолетами Ил-76, Ан-26, Ту-134, Як-40, "Фалкон-20" и "Фалкон-900". Она предназначена для транспортного обеспечения всех видов вооруженных сил. Сирийское командование считало, что при необходимости военно-транспортные самолеты смогут выполнять такие задачи, как: переброска частей сухопутных войск в район боевых действий; доставка войскам предметов материально-технического обеспечения с основных баз; воздушное десантирование войск с последующим снабжением их по воздуху; снабжение по воздуху подразделений, попавших в окружение или действующих в отрыве от основных сил; эвакуация раненых и больных; другие перевозки в интересах всех видов ВС.
В условиях характерной для Сирии труднопроходимой местности быстрая доставка личного состава и грузов путем воздушных перевозок является одним из решающих факторов успешного ведения боевых действий. Воздушные перевозки в оперативной зоне способствуют маневру войск, а постоянное тыловое обеспечение позволяет вести военные действия даже в отрыве от основных сил.
Следует отметить, что на вооружении ВВС состоят преимущественно самолеты и вертолеты устаревших типов, полученные в 1970-1980-х годах и имеющие ограниченные возможности по боевому применению. К настоящему моменту они практически выработали установленные сроки эксплуатации и морально устарели. В первую очередь это относится к самому многочисленному парку фронтовых истребителей МиГ-21. И даже таким находящимся на вооружении сирийских ВВС современным самолетам, как Миг-29 и Су-24, необходима модернизация.
Наработка самолетного парка превышает установленный ресурс. Текущий ремонт и обслуживание AT проводятся нерегулярно, что обусловлено отсутствием достаточного числа специалистов, слабой ремонтно-восстановительной базой, острой нехваткой запчастей и прежде всего авиационных двигателей. В целом исправность авиатехники на 55 % ниже установленных норм. В связи с этим только около половины находящихся в боевом составе самолетов и вертолетов способны решать поставленные задачи.
Эксплуатируемые электронное оборудование, наземные и бортовые средства РЭБ устарели и не в состоянии эффективно противодействовать израильским техническим средствам. В связи с отсутствием в боевом составе национальных ВВС самолетов ДРЛО и управления, а также РЭБ сирийское командование не имеет возможности эффективно управлять своими подразделениями в ходе проведения воздушных операций. Все это делает весьма проблематичным ведение воздушных боев, в том числе над своей территорией, и оказание эффективной поддержки наземным частям и ВМС. Слабым местом остается также воздушная разведка.
Западные аналитики отмечают, что ударная мощь боевой авиации недостаточно велика и это не позволяет ей оказывать надежную поддержку действиям сухопутных войск и ВМС. На вооружении самолетов и вертолетов ВВС САР состоят управляемые ракеты Х-23, Х-29, Х-58, "Хот", "Малютка" и "Скорпион" класса "воздух - земля". К тому же недостаточно четко отработано взаимодействие между ВВС и другими видами вооруженных сил, например между истребительной авиацией и наземными средствами ПВО. Тактика ведения воздушного боя, а также вооружение боевых самолетов и вертолетов не менялись с 1980-х годов. В частности, они оснащены УР класса "воздух - воздух" К-13, Р-23, Р-27, Р-40, Р-60 и Р-73. Все это подтверждает ранее сделанный вывод о том, что парк авиатехники ВВС Сирии уже давно нуждался в модернизации и замене ее современными образцами.
Почти с самого начала гражданской войны в Сирии в различных средствах массовой информации стали появляться сообщения о применении против мятежников тяжелой техники и авиации. Вне зависимости от правдивости, эти в свое время стали еще одним поводом для критики и обвинений в сторону администрации сирийского президента Б. Асада. Немного позже появились более достойные подтверждения того, что сирийские военные действительно используют в своих операциях боевые самолеты и вертолеты, однако это использование в большинстве случаев сводится к транспортной функции. Удары по противнику если и производятся, то достаточно редко ввиду характерных особенностей гражданской войны.
На момент начала вооруженного конфликта ВВС Сирии были одними из самых многочисленных в регионе. В то же время, количество в этом случае почти не переходит в качество. Самым новым боевым самолетом сирийской военной авиации является советский/российский истребитель МиГ-29. Согласно различным источникам, общее количество таких самолетов всех модификаций не превышает 75-80 единиц. Не так давно сирийское руководство намеревалось модернизировать имеющиеся МиГ-29, однако воплощению этих планов помешала война. В результате самым массовым типом самолетов в сирийских военно-воздушных силах остается МиГ-21. Общее число этих самолетов оценивается в 140-200 бортов. Столь большая разница в оценках вызвана строгим режимом секретности, установленным сирийским военным руководством. Однако даже секретность не может значительно повысить боевой потенциал истребителей МиГ-21 и вывести их на современный уровень. Из-за этого такие самолеты используются в основном для разведки. Вторые по численности самолеты ВВС Сирии – МиГ-23. Их насчитывается более сотни. При этом имеется информация об уничтожении, как минимум, двух таких истребителей-бомбардировщиков. Один из них сгорел на аэродроме в результате обстрела инсургентами в марте этого года, другой якобы был сбит ими же в августе. Объективного подтверждения второй удачи повстанцев нет, да и не предвидится. Наконец, в составе ВВС Сирии имеется несколько десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24 и перехватчиков МиГ-25. Общее их количество незначительно и вряд ли может оказать серьезное влияние на ход какого-либо серьезного конфликта.
Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач. Большинство винтокрылых машин – более сотни – это вертолеты семейства Ми-8. Общее количество ударных вертолетов трех моделей не превышает 75-80 единиц. Это Ми-24 советского производства, французские SA-342 и доработанные соответствующим образом Ми-2. Кроме вертолетов транспортные функции в сирийских ВВС выполняют около двадцати самолетов семи типов, в основном советского производства.
Как видим, численные показатели ВВС Сирии на фоне других стран региона выглядят значительными. В то же время, большое количество старой техники нисколько не повышает боевой потенциал этого рода войск. Главной причиной таких проблем являются экономические процессы, происходившие в последние десятилетия по всему Ближнему Востоку. По состоянию на 2009 год общие сирийские ассигнования на военно-воздушные силы составляли около 3,5% от валового внутреннего продукта. Для сравнения, лет 25-30 назад эта часть бюджета превышала порог в двадцать процентов. В то же время, за последние годы значительно вырос бюджет на закупку новых вооружений и техники. В девяностых годах среднегодовые вложения в новую технику не превышали 550-600 миллионов долларов. В последние годы перед гражданской войной эти показатели увеличились до нескольких миллиардов в год. Тем не менее, в 2007 году, во время проведения Израилем операции «Фруктовый сад», боевой потенциал сирийских ВВС не позволил отразить атаку вражеских самолетов.
Помимо экономических затруднений быстрому обновлению не только ВВС, но и всех вооруженных сил Сирии мешает и внешнеполитическая ситуация. В 2003 году Дамаск подвергся международным санкциям из-за подозрений в сотрудничестве с иракскими вооруженными формированиями, появившимися после свержения С. Хусейна. Даже после смягчения отношения к Сирии почти каждый контракт на поставку вооружений и техники становился предметом скандала той или другой величины. К примеру, в 2007 году, вскоре после удачного израильского удара, появились слухи о возможной покупке Сирией российских самолетов МиГ-31 в экспортной конфигурации. Такие перехватчики могли бы прийти на смену устаревшим МиГ-25 и значительно улучшить способности сирийских ВВС по защите воздушного пространства своей страны. Однако почти сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Вялые споры вокруг МиГ-31 для Сирии шли до конца весны 2009 года, когда в СМИ появились сообщения о приостановке переговоров из-за финансовых проблем Дамаска. В конце концов, в октябре 2010 года руководство «Рособоронэкспорта» успокоило всех «взволнованных» и официально заявило, что никакого контракта не было.
Еще одна , которую можно считать примером трудностей с обновлением вооруженных сил, произошла этим летом. Самый обычный рейс самого обычного сухогруза под названием Alaed вызвал шквал критики и чуть ли не скандал. Из каких-то источников стало известно, что на борту судна перевозятся три вертолета Ми-25 сирийских ВВС, отремонтированные и модернизированные в России. Кроме того, «народная молва» приписала сухогрузу и другой груз военного назначения: некие зенитные ракетные комплексы. Несмотря на специфику применения этого вида вооружений, гипотетические поставки ЗРК тоже стали объектом критики. И все же со временем та история забылась и сторонники сирийских повстанцев переключились на другие, более актуальные темы.
В целом, состояние ВВС Сирии выглядит неоднозначным, а проблемы с обновлением парка техники только прибавляют пессимизма в оценках. Стоит отметить, что даже имеющимися силами сирийские военные летчики вполне способны решать те задачи, которые ставятся перед ними в настоящее время. Однако только при продолжении войны с инсургентами. Если же сирийская война пойдет по тому же сценарию, что и война в Ливии, то военно-воздушные силы Дамаска вряд ли смогут серьезно ответить на угрозы. Учитывая «традиционную» для стран НАТО методику ведения локальных войн, можно предположить, что в случае международной операции против Сирии главным элементов ее обороны станут войска ПВО. Именно они теоретически могут дать отпор воздушному нападению. К сожалению, сирийская ПВО тоже может не справиться с отражением атак, но в настоящее время количественный и качественный состав военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны не позволяет строить смелые планы.
В результате ВВС Сирии оказываются в специфическом положении: они не могут достойно противостоять зарубежной агрессии и в то же время имеют слишком большой ударный потенциал для большинства задач, возникающих в ходе гражданской войны. К примеру, удары истребителей-бомбардировщиков МиГ-23, по вполне понятным причинам, возможны только во время боев на больших открытых пространствах. В свою очередь, городские бои практически полностью исключают использование авиации, за исключением транспортных вертолетов для быстрой переброски подразделений в нужный район. Таким образом, к экономическим проблемам сирийских военно-воздушных сил добавляются еще и вопросы тактического характера. Обе эти проблемы «совместными усилиями» очень сильно мешают как ВВС, так и всем вооруженным силам Сирии в целом.
По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://periscope2.ru/
http://sipri.org/
http://defense-update.com/
Силы ПВО Сирии отреагировали на этот удар, сбив израильский F-16.
После этого Израиль атаковал 12 целей внутри Сирии, среди которых были не только предполагаемые места расположения иранских сил, но и базы ПВО Сирии. Эту операцию Иерусалим назвал самой крупной атакой на ПВО Сирии со времен Первой ливанской войны 1982 года. По данным Сирийского центра мониторинга прав человека (SOHR), атака была произведена в три раунда, в результате погибли минимум шесть человек — бойцы сирийской армии и их союзники из других стран.
Израильский F-16 был сбит ракетой из зенитно-ракетного комплекса С-200, сконструированного в СССР еще в 1960-е годы, уверен эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. Ранее правительственные силы Сирии утверждали, что использовали С-200, но до нынешнего дня сохранялись сомнения в способности системы нести полноценное боевое дежурство, пояснил РБК Мардасов.
Американский исследовательский центр Eurasia Group предполагает, что в рамках политики сдерживания Тель-Авив продолжит демонстрировать Ирану и Сирии готовность продолжать авиаудары, цитирует агентство Reuters аналитическую записку экспертов центра. «Однако следующий подобный инцидент может легко подтолкнуть стороны к региональному конфликту», — предупреждает Eurasia Group.
«Есть вероятность, что иранский беспилотник использовался как приманка для израильтян, после чего последовал удар системой ПВО, но подтвердить это трудно», — отметил Мардасов.
Переговоры на троих
После крушения истребителя премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху созвонился с российским президентом Владимиром Путиным и госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. «Наша позиция ясна: Израиль защитит себя от любой агрессии и попыток нарушить его суверенитет. Я заверил Путина в том, что это наше право и обязанность — защищать себя от атак со стороны Сирии», — сообщил о содержании беседы Нетаньяху.
Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху (Фото: Алексей Никольский / Sputnik / Reuters)
На сайте Кремля по этому поводу лаконично сказано , что российская сторона высказалась за то, чтобы стороны избегали любых шагов, способных привести к раскручиванию противостояния в регионе.
Представитель госдепартамента Хизер Нойерт после разговора Нетаньяху с Тиллерсоном выразила «беспрекословную поддержку» действиям Израиля по защите суверенитета.
«Просчитанная Ираном эскалация угрозы и его попытки расширить сферу влияния ставят под угрозу всех жителей региона — от Йемена до Ливана», — заявила Нойерт, добавив, что США продолжат оказывать сопротивление «пагубной активности» Тегерана.
Москва уже выступает как посредник в контактах между Израилем и Сирией с Ираном, чтобы не допустить эскалации противостояния, уверяют дипломатические источники The Times of Israel.
По мнению Мардасова, у России нет ни желания, ни возможностей кардинальным образом повлиять на действия Ирана: «Во-первых, Тегеран является тактическим союзником Москвы. Во-вторых, Иран уже создал в юго-западной Сирии, на границе с Израилем, мощную зону влияния с опорой на местные силы, помимо иностранной поддержки. Максимум возможного для усмирения Тегерана — шаги по разведению сил или же попытка размыть иранское влияние в проправительственном ополчении».
Опасное небо
За последнюю неделю противостояние в небе над Сирией ожесточилось. 3 февраля отряды вооруженной сирийской оппозиции сбили российский штурмовик Су-25 в провинции Идлиб на северо-западе Сирии, пилот Роман Филипов погиб в бою на земле. 10 февраля были сбиты не только иранский беспилотник и израильский F-16, но и турецкий вертолет T129 ATAK.
Растущие авиапотери стали последствием обострения противоречий между всеми участниками сирийского конфликта, начавшегося после военной победы над «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая группировка), отмечает Мардасов. «Теперь эти противоречия трудно закамуфлировать под борьбу с терроризмом. Все более явственная многогранность сирийского конфликта и приводит к таким инцидентам», — добавил эксперт.
О ГАЛОПИРУЮЩЕЙ ТЕНДЕНЦИИ УСУГУБЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ЗАПАДНЫХ ПОДСТУПАХ К РОССИИ
Через густую пелену тревожных и порой трагических событий, накатившихся на наш народ с февраля 2018 года, начинает всё более отчетливо просматриваться сценарий того финального раунда, фундамент которого готовился нашими заокеанскими и западноевропейскими «партнёрами» ещё с 4 апреля 1946 года, когда спасшей мир от фашизма сверхдержаве был незамедлительно противопоставлен крупнейший в современной военной военно-политический блок - Организация Североатлантического договора (НАТО), переформатировавший послевоенный мир в то поле предэскалационной напряжённости и абсурда, которое мы наблюдаем уже на протяжении 72 лет. На сегодняшний день Европейское командование ВС США, а также Стратегическое командование операций ОВС НАТО (в структуру последнего входит большинство ГШ армий западноевропейских стран-участниц альянса) практически завершили формирование ударных «кулаков» сразу на нескольких операционных направлениях, включая черноморское, балтийское и карельское. Головными воздушными компонентами для проведения стратегической воздушно-космической наступательной операции против военно-промышленных объектов и средств ПВО ВКС России в Южном и Западном военных округах на сегодняшний день являются:
- 52-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США; имеет опыт оперативной переброски с немецкой авиабазы Спангдалем на польскую АвБ Редзиково и представлено эскадрильей из 25 F-16C/D Block 50, а также 2 РЛС дальнего радиолокационного обнаружения AN/TPS-75 «Типси» для более эффективного выполнения задач по завоеванию господства в воздухе и контроля тактической воздушной обстановки; также специализируется в задачах подавления ПВО и уничтожения стратегически важных наземных объектов противника с помощью противорадиолокационных ракет AGM-88E AARGM и AGM-158B JASSM-ER соответственно;
- 48-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США в Лейкенхесе, представленное двумя эскадрильями модернизированных тактических истребителей F-15E «Strike Eagle», недавно получившими способность использовать всё те же ракеты класса «воздух-земля» большой дальности JASSM-ER и давно адаптированными к применению тактических ракет AGM-84H SLAM-ER, оснащённых продвинутой помехозащищённой ИКГСН, использующей корреляционный метод наведения на цель ATA («Atomatic Tagerting Acquisition»), отличающийся повышенной помехозащищённостью, которая вынуждает по максимуму насыщать танковые и мотострелковые подразделения войсковыми самоходными ЗРК нового поколения и комплексами активной защиты, ведь «снаряжение» SLAM-ER предусматривает применение соприцеливающихся боевых элементов BAT;
- 2-е тактическое авиакрыло ВВС Польши, состоящее из 36 усовершенствованных многоцелевых истребителей F-16C Block 52+ и 12 двухместных машин аналогичной версии F-16D Block 52+, дислоцированное одновременно на 2-х авиабазах (Познань и Ласк); в первую половину 20-х годов эти машины получат 70 крылатых ракет увеличенной дальности AGM-158B по линии иностранных военных продаж (FMS) от Агентства Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA); в январе 2017 года, на вооружение 31-й тактической авиабазы в Познани поступили первые варианты JASSM с дальностю в 370 км.
Вышеперечисленные элементы Объединённых ВВС НАТО не являются единственными компонентами в рассматриваемом массированном ракетном ударе по нашим военной, энергетической и промышленной инфраструктурам. Здесь также рассматривают задействование американских эсминцев УРО класса «Arleigh Burke», «заряженных» боекомплектами RGM-109E «Tomahawk Block IV», а также ударных модификаций атомных подлодок «Огайо» - SSGN, оснащённых боекомплектами из 154 стратегических крылатых ракет «Томагавк» каждая. И это описана лишь малая часть тех средств воздушного нападения, которые ОВС НАТО могут использовать в случае эскалации регионального конфликта с Россией, ведь есть ещё и Военно-воздушные силы Германии, на вооружении которых состоят многоцелевые истребители «Тайфун», оснащённые высокоточными крылатыми ракетами KEPD 350 TAURUS. Грядущая попытка агрессии со стороны Североатлантического альянса также просматривается в «накачке» Восточноевропейского условного ТВД наземными средствами противоракетной обороны для парирования ответного удара ракетами Х-101 и 3М14К/Т со стороны ВМФ и ВКС России.
Самым неприятным моментом здесь является то, что, к примеру, Минобороны Румынии заключили со штатовскими компаниями «Raytheon» и «Lockheed Martin» 3,9-миллиардный контракт на закупку 7 противоракетных комплексов «Patriot PAC-3» и 168 ракет-перехватчиков MIM-104F в качестве боекомплекта. Данные зенитные управляемые ракеты оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения миллиметрового Ka-диапазона, в связи с чем прорвавшиеся в воздушное пространство стран НАТО крылатые ракеты Х-101 могут быть перехвачены даже за пределами радиогоризонта; ведь получение целеуказания происходит не только от батарейного пункта боевого управления, но и от сторонних средств ДРЛОиУ воздушного базирования по радиоканалу «Link-16». В зенитных ракетах дальнего радиуса действия 9М82МВ (комплекс С-300В4) реализация работы по загоризонтным целям со сторонним целеуказанием теоретически хоть и возможна, на практике так и не подтверждена, что можно сказать и о ракетах 9М96Е/Е2 комплекса С-400.
КАК ХЕЛЬ ХААВИР НА СИРИЙСКУЮ ПВО «НАПОРОЛИСЬ»...
Если на Европейском театре военных действий наш оборонительный потенциал пока только лишь «прощупывают» в ходе участившихся разведывательных полётов «Глобал Хоуков» и самолётов стратегической РЭР RC-135V/W «Rivet Joint», отводя командованию ВКС время на принятие контрмер, то на Ближневосточном ТВД Воздушно-космические силы России и дружественные подразделения сирийской армии проверяются на дееспособность в кризисных ситуациях «по полной программе», и не с помощью разведывательных инструментов, а агрессивными силовыми методами. Одним из таких инцидентов можно считать недавний массированный ракетно-авиационный удар ВВС Израиля (Хель Хаавир) по стратегически важным объектам Сирийской Арабской Армии (включая авиабазу «Т4», на которой развёрнуто иранское авиакрыло БПЛА, в своё время принимавших участие в оптико-электронной разведке формирований ИГ), подразделениям движения «Хезболла», а также по объектам Корпуса Стражей Исламской Революции.
Это далеко не первая воздушная ударная операция израильских тактических истребителей F-16I «Sufa» и F-15I «Ra`am» против правительственных сил Сирии и переброшенных для борьбы с псевдохалифатом подразделений КСИР, ведь ещё летом 2016 года, в ходе Международной Герцлийской Конференции, руководитель военной разведки Израиля генерал-майор Герци Халеви указывал на неоспоримые плюсы для Тель-Авива от действий ИГИЛ в Сирии, в то время как любые наиболее боеспособные иранские и проиранские силы (КСИР и «Хезболла») лишь ускоряли падение игиловских анклавов. Несмотря на то, что никаких массированных ракетных ударов по территории Израиля ракетами типов «Fatech-110» и «Fatech-313» со стороны КСИР в Сирии не было, Тель-Авив первым прибегал и прибегает к тактике провокационных ударов, и на этот раз серьёзно просчитался.
В ответ на якобы нарушение северной воздушной границы Израиля иранским БПЛА, который был сбит ударным вертолётом «Apache» Хель Хаавир 10 февраля, два звена многоцелевых истребителей F-16I «Sufa» (8 машин) вышли на рубежи ракетного пуска по объектам в Сирии не по стандартной хитрой тактике (используя воздушное пространство над горными хребтами Антиливана), а нагло вторгнувшись в сирийское воздушное пространство близ Дамаска и Пальмиры. Очевидно, что расчёт делался на то, что канальность дивизионных радиолокационных средств сопровождения и наведения комплексов «Бук-М1/2Э», С-125 «Печора-2М», С-200 и «Панцирь-С1» будет критически перегружена несколькими десятками запущенных с подвесок F-16I средств высокоточного , и процесс «завязка трасс целей - захват» в прямом смысле этого слова «ляжет» на фоне работы комплексов РЭБ, установленных на «Суфах». Как следствие, израильские лётчики ожидали полной деморализации расчётов сирийских ЗРК, ожидая, что на индикаторах радаров подсвета 9С35М1/2, СНР-125М, 5Н62В, а также 1РС2-1Е «Шлем» вместо маркеров целей будут видны лишь антиналожения и блики от постанавливаемых средствами РЭБ истребителей помех. Но позднее выяснилось, что они очень заблуждались!
По-видимому, почувствовав себя хозяевами ситуации в сирийском небе, пилоты израильских F-16I «Sufa» решили не придерживаться главного правила воздушных операций XXI века над территориями с развитыми противовоздушными/противоракетными зонами A2/AD - низковысотных полётов в режиме следования рельефу местности. Возможно, что такое решение было принято в связи с опасениями попадания в радиусы действия сирийской зенитной артиллерии и ПЗРК (вспомнился урок 20 ноября 1983 года, когда посредством зенитно-артиллерийского комплекса был перехвачен «Kfir C.2»). В этот раз израильтяне целиком и полностью доверили свою судьбу бортовому комплексу РЭП и индивидуальной защиты SPJ-40 «Elisra», современной всеракурсной станции предупреждения об облучении (СПО) SPS-3000, а также комплексу обнаружения атакующих ракет ИК-диапазона PAWS-2, который должен обнаруживать пуск большинства типов ракет по излучению от факелов сгорающих твердотопливных или жидкостных зарядов. Естественно, дальность пеленгования запущенной ракеты посредством PAWS-2 (фото ниже) зависит в основном от тяги и излучения её двигателя.
Датчики комплекса обнаружения атакующих ракет Elisra PAWS-2 правой полусферы на южнокорейском УБС FA-50
Как свидетельствуют многочисленные сирийские и израильские источники, одна из машин была перехвачена уже после завершения первого массированного ракетно-авиационного удара (МРАУ). Воздействие мощной осколочно-фугасной боевой части пришлось в заднюю полусферу F-16I (на догонном курсе), в момент выхода из сирийского воздушного пространства (над Голанами). И, опираясь на многочисленные фотографии очевидцев, на которых запечатлены «выгоревшие» разгонные ступени зенитных управляемых ракет 5В27 и обломки ЗУР 3М9, уничтожение истребителя было осуществлено либо модернизированным зенитно-ракетным комплексом С-125 «Печора-2», либо комплексом «Куб» («Квадрат»).
Применение С-200В также подтверждается, поскольку на земле был обнаружен и центральный сегмент зенитной ракеты 5В28, но «Суфа» был сбит именно одним из вышеперечисленных комплексов, так как смог преодолеть ещё более 100 км с учётом однодвигательной силовой установки с гораздо меньшей живучестью, чем двухдвигательная у F-15I. Зенитная ракета 5В28 оснащена мощнейшей 217-килограммовой осколочно-фугасной боевой частью со 120-градусным углом разлёта 37000 поражающих элементов, которые напрочь изрешетили бы мотогондолу и весь планер F-16I «Sufa», превратив его в груду металла, но машина уцелела и смогла доставить пилотов аж в район кибуца Хардуф. Очевидно, что рядом с истребителем разорвалась либо 72-килограммовая боевая часть ракеты-перехватчика 5В27 (комплекс «Печора-2»), либо 57-килограммовая БЧ 3Н12 зенитной ракеты 3М9 (войсковой комплекс «Куб»).
Ещё более интересной деталью произошедшего в небе над западной частью провинции Дамаск является то, что израильский F-16I был перехвачен не на крайнем рубеже радиусов действия «Печоры» или «Куба» в 15 - 23 км, а на дистанции от 8 до 12 км, поскольку на догонном курсе (с учётом того, что ракеты не столь скоростные: 2М для 3М9 и 2,3М для 5В27) могла быть достигнута лишь такая дальность поражения. Следовательно, для бортового комплекса обнаружения атакующих ракет PAWS-2 сложились благоприятствующие условия: факел стартующей зенитной ракеты мог быть обнаружен буквально мгновенно, но эффективность ИК-датчиков оставляла желать лучшего. Полную недееспособность продемонстрировала и станция предупреждения об облучении SPS-3000, которая либо не смогла оповестить экипаж F-16I о захвате их истребителя посредством радара подсвета «Печоры» или «Куба», либо наведение ракеты осуществлялось по данным оптико-электронного визира в пассивном режиме, не давая возможности SPS-3000 запеленговать факт огневой работы комплекса.
Как видите, налицо комплексные технологические проблемы бортового комплекса обороны (БКО) истребителей F-16I «Sufa», которые привели к невыполнению экипажем заблаговременного противоракетного манёвра. Представители же израильских средств попытались аккуратно обойти острые углы в данной ситуации, заявив, что всему виной неправильная конфигурация применения бортовых средств радиоэлектронной борьбы в ходе первого авиаудара. Но как такое могли допустить наиболее технологически совершенные и опытные военно-воздушные силы в регионе? Ведь отработка тактики прорыва средств противовоздушной обороны в Хель Хаавир ведётся ещё со времён операции по уничтожению иракского ядерного реактора «Озирак»; тем более, что перед недавней операции в Хель Хаавир были отлично осведомлены о структуре и технологических качествах обновлённой ПВО Сирии. Но это ещё не самое интересное.
В ходе первого массированного ракетно-авиационного удара по военным объектам на территории Сирийской Арабской Республики звенья F-16I «Sufa» Хель Хаавир применили по меньшей мере 26 тактических ракет класса «воздух-земля», обладающих эффективной отражающей поверхностью в пределах 0,05 м2. И, несмотря на то, что комплексы радиоэлектронного противодействия Elisra SPJ-40 на борту F-16I наверняка были активированы, сирийские средства противовоздушной и противоракетной обороны смогли уничтожить 19 из них. Здесь все заслуги можно смело приписать зенитным ракетно-артиллерийским комплексам «Панцирь-С1», прикрывающим «мёртвые зоны» «Печор» и «Квадратов». Эти комплексы, оснащённые не только радарами наведения X-диапазона 1РС2-1Е «Шлем», но и автономными оптико-электронными модулями 10ЭС1-Е инфракрасного и телевизионного диапазонов визирования, позволяют уничтожать высокоточное оружие противника с ЭПР до 0,01 - 0,02 кв. даже в сложнейшей помеховой установке (при использовании самолётов РЭБ EA-18G «Growler» и т.д.). Не трудно догадаться, что ожидает тактические истребители F-16I в столкновении с более грозными ЗРК типа С-300В4.
Источники информации:
https://militarizm.livejournal.com/120630.html
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4948918
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19532
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c200/c200.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/pechora_2/pechora_2.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kub/kub.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-558.html