Доходный дом щербатова. Доходный дом щербатова Сергей щербатов с новинского бульвара был князем

0

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца.

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца. Творцом этого чуда стал малоизвестный тогда молодой архитектор Александр Таманов — в будущем создатель советского Еревана Александр Ованесович Таманян.

Видео по темам

Собственное видео сайт! «Песня старого извозчика», неофициальный гимн московского метро, в исполнении камерного ансамбля «Анима» на ежегодной акции «Ночь в метро», май 2013 года.

Московский метрополитен , Москва

В 1935 году газета «Правда» провозглашает Москву портом пяти морей, отныне все главные водные артерии страны направлены к северному речному порту столицы.

Московская область , Москва

Удивительный и таинственный народ - бужские голендры - появились в Сибири больше ста лет назад. Сегодня в мире осталось лишь несколько сотен представителей этого народа, а поселения голендров сохранились только в Иркутской области.

Иркутская область , Пихтинск , Среднепихтинск , Дагник , Музей голендр

Победитель Всероссийского фестиваля «Байкальская волна». Фильм рассказывает о первом в Коми-Пермяцком округе доме учителя и молодых педагогах, которые обучают деревенских детишек. Центр их дома - небольшая обсерватория, где дети могут наблюдать звездное небо.

Ничего подобного не было построено до того времени не только в Москве, но и в мире. Заказчик князь Сергей Александрович Щербатов решил совместить в одном здании и свой особняк, и многоквартирный доходный дом.

Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре был построен по проекту молодого архитектора Александра Таманова - в будущем создателя советского Еревана Александра Ованесовича Таманяна. На архитектурной выставке 1913 года это здание удостоили золотой медали и первой премии конкурса Городской управы "Лучшее здание Москвы". В работе участвовали скульпторы А.А. Кудинов и В.В. Кузнецов, а также художник И.И. Нивинский.
Архитектор успешно справился с поставленной задачей: в центре особняка был устроен парадный двор (курдонёр), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми флигелями с колоннадой. Позади шестиэтажной части с покоями хозяина находились конюшня и гараж. План здания представляет собой букву "Н".


Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009 г.

От улицы курдонёр отделялся балюстрадой с двумя фигурными фонарями. Центральная часть двора выделялась высоким парапетом, украшенным двумя львами. Они не дожили до наших дней, как и статуи, стоявшие в нишах у входов в боковые корпуса. Позже их продали на слом.

Князь Сергей Александрович Щербатов - сын московского городского головы Александра Алексеевича Щербатова, внук генерал-губернатора Москвы Алексея Григорьевича Щербатова был человеком ярким и художественно одарённым. Он учился живописи у Леонида Пастернака и Игоря Грабаря, стажировался в Мюнхене, и хотя профессиональным художником не стал, устраивал выставки художников, коллекционировал живопись, иконы, японскую графику, фарфор, скульптуру. По замыслу Щербатова в построенном здании должен был разместиться музей личных собраний, предназначенный для экспонирования частных коллекций. Щербатов успел только превратить собственную квартиру в музей. После октябрьского переворота эмигрировал, жил в Каннах, затем в США. В эмиграции написал мемуары "Художник в ушедшей России". Перед отъездом из России основная часть коллекции Щербатова была отдана на хранение в Румянцевский и Исторический музеи. После национализации частных художественных собраний коллекция была разрознена и частично продана за границу.


Рисунок А. Курбатова. Правообладатель - Dima dima

Сергей Александрович женился на крестьянке из деревни при усадьбе князей Щербатовых на реке Нара, медсестре сельской больниц Пелагее (Полине) Ивановне Розановой (1880-1966). Князь Щербатов писал: "Не подобает мужу описывать красоту и прелесть своей жены, но как художнику да будет мне довозволено всё же сказать, что она была видением большой красоты и поэзии".
Её портреты писали Василий Суриков и Валентин Серов.


Василий Иванович Суриков. Портрет княгини П.И.Щербатовой, 1910

В доме на Новинском бульваре В.А. Серов работал над своим последним произведением - портретом княгини Полины Ивановны Щербатовой. Рано утром 22 ноября 1911 года он спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии. Вскоре после смерти художника С.А. Щербатов поместил рисунок в раму со стеклом и медной дощечкой с гравированной надписью: "Последняя работа В. А. Серова". Это произведение было принесено в дар Третьяковской галерее.

Валентин Серов. Портрет княгини П.И.Щербатовой

1. Несмотря на потери, дом князя Щербатова - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века, до сих пор является украшением Садового кольца.

2. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом. Боковые корпуса полностью отводились под сдаваемые внаём квартиры.

3. На третьих этажах боковых корпусов - огромные полуциркульные окна, напоминающие мезонины классических особняков. В простенках - барельефы на античные сюжеты работы скульптора В.В. Кузнецова.

10. Верхний этаж главного дома выделяется изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами. Несмотря на мастерское согласование с остальным объёмом дома, сразу видно, что это главная, отдельная часть комплекса.

11. Вдоль переднего фасада протянулась главная анфилада, включавшая библиотеку, гобеленную гостиную, большую гостиную, портретную и еще одну библиотеку. Слева и справа анфиладу замыкали полукруглые в плане, обильно застекленные помещения зимнего сада и биллиардной. С двух огромных, спрятанных под колоннадой, балконов открывался вид на центр города.

12. Три нижних этажа занимали квартиры, четвертый, выделяющийся на фасаде низенькими подслеповатыми окнами, отводился для обитания многочисленной княжеской прислуги.

13. Лепные рельефы с античными сюжетами украшали и все дворовые фасады.

18. Вид с этих балконов открывался в то время на Кремль.

27. Правый боковой флигель.

29. Левый боковой флигель.

30. Проезд под центральным корпусом ведёт на задний двор, напоминающий темный колодец.

31. С трёх сторон его окаймляют корпуса основного здания, четвертую замыкает бывший княжеский каретный сарай, на втором этаже которого обитали конюхи и кучера.

32. На задний двор выходили черные лестницы боковых корпусов.

34. Вид от дома Щербатова на Новинский бульвар.

35. По прямому назначению особняк служил недолго - уже в 1918 году его передали под жилье рабочим Трехгорной мануфактуры. Позже залы занимал какой-то проектный институт. Несмотря на это, говорят, что сохранились многие детали интерьера.

36. Вид на дом князя Щербатова из двора дома №9 по Новинскому бульвару.

Источники информации

Новинский бульвар получил имя по Введенскому Богородицкому монастырю, также называвшемуся Новинским. Название Новинского монастыря происходит от новин - холстов, изготавливавшихся монахинями, и от названия пророка Иисуса Навина.

Широкая улица была местом народных гуляний с балаганами, каруселями, зверинцами, а в 1841г. здесь появилась настоящая увеселительная железная дорога с паровой тягой. Гуляния открывались на Пасху; первые 3 дня отводились простонародью, а с четвертого дня его посещала и «приличная» публика. При этом в течение XIX столетия бульвар оставался аристократическим районом. После посадки деревьев народные гуляния перенесли в самый центр города, на Красную площадь и Болотную площадь, а также на Девичье Поле.

Именно здесь коллекционер, художник-любитель, член-попечитель Императорского исторического, Румянцевского музеев, Третьяковской галереи князь Сергей Щербатов поставил свой особняк, в котором он мечтал открыть музей частных собраний. У Щербатова уже была большая коллекция работ современных русских художников, и фамильное собрание предметов европейского искусства. Также в 1909 году князь начал собирать коллекции древних русских икон.

П-образный особняк князя Щербатова - постройка известного архитектора Александра Таманяна, которая завоевала первое место на конкурсе городских фасадов, построенных в 1913 году. После покупки участка, князь сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал ему проект дома-дворца, сочетающего обычный доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были поставлены жестко: доходные квартиры, особняк хозяина, классический стиль. Щербатов даже ставил в пример английские, норвежские и шведские интерьеры, как самые уютные.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина на последнем этаже и трехэтажные корпуса по бока, позади дома были устроены конюшня и гараж. Особняк Щербатова прославился необычным планировочным решением, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк Щербатова вели отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком, которые были проданы на слом Московским Университетом.

В своем доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он предполагал завещать все здание под городской музей частных собраний. Но грянула революция, и Щератов эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями.
А в особняке князя Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры.

Путеводитель по архитектурным стилям

П-образный особняк князя Щербатова - постройка архитектора Александра Таманяна. В 1913 году его проект получил первое место на конкурсе городских фасадов.

После покупки участка Щербатов сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал проект здания, которое сочетало бы доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были жесткими: квартиры для сдачи внаем, особняк хозяина, классический стиль. Как пример - английские, норвежские и шведские интерьеры.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина и трехэтажные корпуса по бокам, позади дома конюшня и гараж.

Особняк Щербатова прославился необычной планировкой, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк вела отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком. Позже их продали на слом.

В доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он хотел завещать здание под городской музей частных собраний. Но в революцию князь эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями. В особняке Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры. А сейчас здесь квартиры и офисы.