Дольмены Западного Кавказа: загадки, мифы, легенды. Кавказские дольмены: таинственные древние мегалиты, которые будоражат умы современных археологов. Что говорят о назначении дольменов ученые — официальная версия

Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты -- полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III--II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков -- племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура


В горах Кавказа, где-то между городами Геленджик, Туапсе, Новороссийск и Сочи, есть сотни мегалитических памятников, которые здесь называют дольменами. Возраст всех этих мегалитических дольменов датируется примерно 10 000 - 25 000 годами, а для чего они были предназначены, сегодня спорят и российские, и западные археологи.

Единой точки зрения по поводу дольменов на Кавказе нет - некоторые археологи считают, что возраст этих мегалитических сооружений на самом деле составляет от 4000 до 6000 лет. Во всем мире известны тысячи доисторических мегалитических памятников, однако те, которые находятся на территории бывшего Советского Союза (в том числе, на Кавказе) мало известны на Западе.


Дольмены в основном расположены на Западном Кавказе (в России и Абхазии) по обе стороны горного хребта, на территории примерно 12 000 квадратных километров. Кавказские дольмены представляют собой уникальный тип доисторической архитектуры - строения, созданные из идеально пригнанных циклопических каменных блоков. К примеру, встречаются камни в форме быквы «Г», которые использовались на на углах дольменов, или же камни в форме идеального круга.


Хотя подобные «осколки древней эпохи» вообще неизвестны в Западной Европе, эти русские мегалиты не менее значимы для науки, чем мегалиты, обнаруженные в Европе - и с точки зрения возраста, и с точки зрения качества архитектуры. А самым потрясающим является то, их происхождение до сих пор неизвестно. Ученые отмечают, что несмотря на разнообразие кавказских каменных сооружений, они демонстрируют потрясающее сходство с мегалитами из разных частей Европы и Азии (Пиренейский полуостров, Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Германия, Дания, Швеция, Израиль и Индия).


Был выдвинут ряд гипотез, чтобы объяснить подобное сходство, как и догадки о цели строительства мегалитов, но пока всё это остаётся тайной. На данный момент на Западном Кавказе известно о приблизительно 3000 таких мегалитических памятниках, но постоянно продолжают находить новые мегалиты. При этом, к сожалению, многие из кавказских монолитов находятся в крайне запущенном состоянии и будут полностью утрачены, если их не защитить от вандалов и естественного разрушения.


Большинство из мегалитов, дольменов и каменных лабиринтов, которые находят в горах Кавказа (но при этом они мало изучены), выглядят, как прямоугольные конструкции из каменных плит или вырезаны в скалах с круглыми отверстиями в качестве входа внутрь. Тем не менее, не все дольмены выглядят подобным образом. На самом деле, здесь можно встретить очень разнообразные примеры архитектуры: многоэтажные каменные строения, квадратные, трапециевидные, прямоугольные и круглые.


Что примечательно, во всех подобных строениях на фасадной части есть отверстие, ведущее внутрь. Чаще всего оно круглое, но изредка находят и квадратные. Также часто в дольменах находят каменные «пробки», которым закрывали входное отверстие. Иногда такие каменные пробки имеют фаллическую форму. Внутри дольмена чаще всего находится круглая площадка, на которую падал свет через круглое отверстие. Ученые считают, что на таких площадках, возможно, проводили какие-то ритуалы. Такая площадка была обнесена большими каменными стенами, иногда более метра высотой.


Именно в этой области археологи нашли керамику бронзового и железного века, которая помогла датировать эти захоронения, а также человеческие останки, бронзовые орудия труда и украшения из серебра, золота и полудрагоценных камней. Обычно репертуар украшений подобных могил не особо разнообразен. Чаще всего встречаются вырезанные на каменных блоках вертикальные и горизонтальные зигзаги, треугольники и концентрические круги.


Одним из самых интересных мегалитических комплексов является группа из трех дольменов, которая расположена на холме над рекой Жане на побережье Черного моря в Краснодарском крае недалеко от российского Геленджика. В этой области, пожалуй, самая большая концентрация всех типов мегалитических объектов, включая поселения и дольмены.

Фото: thelivingmoon.com
По материалам ewao.com

Кавказские дольмены

В районе, протянувшемся от Новороссийска до грузинского города Очамчиры, много тысячелетий тому назад неизвестные строители создали огромное количество (около 3 000) удивительных сооружений – дольменов. Если это слово буквально перевести с бретонского языка, то получится название «стол-камень». Они и в самом деле немного напоминают столы, предназначенные для неведомых гигантов: огромные отполированные плиты из кварцевого песчаника, сложенные в многотонную конструкцию.

Дольмены Кавказа – одни из наиболее древних, они старше египетских пирамид: их возраст – около 7 000 лет. По форме кавказские дольмены напоминают домики для невысоких людей (в них вполне может расположиться ребенок и даже сесть взрослый человек). Адыги называют дольмены сырпунами, что в переводе означает «дом карлика», есть даже сказания, в которых говорится о людях маленького роста, в незапамятные времена населявших здешние края и построивших для себя укрытия-дома.

Подобные сооружения можно найти во всем мире – в Испании и Португалии, в Англии и во Франции, на островах Средиземного моря и в Азии… Они, конечно, везде разные, но объединяет их одно: каменные глыбы сложены в огромную конструкцию неведомой силой и с непонятной целью. На территории знаменитого Стоунхенджа также находятся дольмены.

Дольмены Кавказа даже имеют фасадную сторону, подобно настоящим домам. В ней есть небольшое отверстие, которое можно закрыть каменной пробкой (она сохранилась лишь у некоторых дольменов). Фасад украшен изображением врат (портала), ведущих в некий (возможно, потусторонний) мир, Солнца (в виде круга) и Луны (в виде полукруга). Ученые, исследовавшие дольмены, высказывают гипотезу о том, что они являются местами захоронения или поклонения богам, священные для древних.

Есть и другие гипотезы, несколько фантастические, но более интересные. В частности, некоторые исследователи считают, что до людей на Земле жили представители совсем другой цивилизации. Они обладали особыми знаниями и способностями, умели жить по законам добра и гармонии. Но зло пришло на Землю, многие стали нарушать законы добра… Тогда самые верные ушли в отдаленные места и построили себе каменные дома, в которых погрузились в особое состояние, при котором в организме поддерживается жизнь на уровне спящего человека, душа же бодрствует, находясь в сверхсознательном состоянии. Они отдали свою добрую энергию и знания тому дому, в котором провели долгое время, т. е. дольмену. Вот почему дольмены обладают сказочными возможностями, могут дать здоровье, покой, знания, но только доброму человеку.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Вяземский Юрий Павлович

Дела кавказские Вопрос 4.67В 50-х годах XIX столетия командующий Гренадерским корпусом на Кавказе граф Н. Муравьев провел тщательные расчеты и доложил об их результатах в Петербург.Что считал и о чем докладывал генерал от инфантерии?Вопрос 4.68Историки пишут: ««Золотые ослы»

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Дела кавказские Ответ 4.67Муравьев пришел к выводу, что намного дешевле, чем вести военные действия, предложить каждому участнику боевых действий хороший дом и достойное содержание, построить фабрики и дороги, которые привели бы к спокойной жизни и взаимной пользе.В 1875

автора

Из книги В.И. Марковина «Дольмены Западного Кавказа» (М., 1978) Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения Многие ученые-кавказоведы пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить их возникновение и

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения Многие ученые-кавказоведы пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить их возникновение и появление на Кавказе. Однако среди древностей Прикубанъя и

Из книги Восточные легионы и казачьи части в Вермахте автора Каращук Андрей

ТЮРКСКИЕ И КАВКАЗСКИЕ ЧАСТИ СС В отличие от своего кавказского аналога - батальона «Бергманн» - сформированный в январе 1942 г. 1-й (450-й) батальон Туркестанского легиона так и не был использован в соответствии с далеко идущими планами его создателей и действовал сначала в

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги На задворках Совдепии автора Чечило Виталий Иванович

КАВКАЗСКИЕ ПЛЕМЯННИКИ

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Стоунхедж, дольмены и менгиры Конечно, трудности, стоящие перед дешифровщиками древних письмен, очень велики. Но зато, когда письмена прочтены, словно яркий прожектор освещает тьму веков. К сожалению, большая часть древней истории не отражена в памятниках письма. И

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Дольмены Людмила Варламова Если вы немного интересуетесь мегалитами, то, может быть, слышали историю о том, как в 1960 году во двор сухумского музея перевозили дольмен из Эшери, – ее археолог Александр Александрович Формозов рассказал в своей книге «Памятники

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Дольмены Огромное значение при изучении истории наших пращуров имеет исследование мегалитических сооружений. Огромный ареал нахождения: от южной оконечности и океанических островов Азии до крайних западных точек Европы, континентальная Америка. Самые знаменитые

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

автора Аджи Мурад

Кавказские война и мiр Неоконченный сценарий документального фильма Предыдущий очерк, написанный в 2005 году, получил неожиданное продолжение. В 2013 году одна из киностудий предложила мне участвовать в проекте, задуманном в связи с юбилейной датой – двухсотлетием

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Кавказские война и мiр Сценарий документального фильма Титры… На экране голая степь, сегодняшний ее день. С сусликами, с полынью, с орлами. Много солнца и дикого простора, наполненного мелодичной духовной музыкой. Вдруг – выстрел. И тишина. Потом очереди из автоматов,

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Изучение доисторических культур Дольмены, мегалиты и пирамиды В неолите существовала еще одна культура - сурско-днепровская. Известны небольшие поселения этой культуры. Люди жили в жилищах типа шалашей. Характерными являются каменные сосуды с острым дном. В период

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы, оставленные представителями дольменной культуры среднего бронзового века . Распространены от Таманского полуострова (мыс Тузла) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчире в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).

Изучена лишь малая часть дольменов. Практически, все они не охраняются, страдают от вандалов , а также разрушаются по естественным причинам. Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 - второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики .

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта распространены и мелкие сооружения, собранные из случайных камней. Имеются также небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Известна даже наземная гробница с настоящим куполом, набранным мелкой плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Но всё же наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них, имеются в бассейне Средиземного моря. Наблюдается и временно́е состветствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживается в обратном порядке приблизительно так. Западный Кавказ и Западное Причерноморье - побережье Малой Азии - Сицилия и Северная Африка - Сардиния - Португалия. Это, конечно, только предварительная схема.

Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе - представители кеми-обинской культуры - строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.

Предназначение дольменов

Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Конечно, они должны были выполнять и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированный комплекс на реке Жане, а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и тот же комплекс на реке Жане. Они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров.

Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . В одной постройке могли сочетаться разные породы, например, известняк, жёлтый песчаник и красноватый железистый песчаник или жёлтый песчаник и его же, но с прослойками ракушечника и т. д. В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев.

Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена.

Архитектура дольменов

Конструкция

Редко, но бывает, что внутри камеры находят горизонтальные канавки - пазы для деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.

Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид - монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и один незавершённый монолиты.

Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата . Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика . Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней - кромлех , который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос - крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Бывало, что коридор образовывала аллея менгиров. Естественно, что в этих вариантах дворик находился от дольмена подальше. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.

Не все дольмены стоят открыто. Многие засыпались камнями по крышу или вообще оказывались внутри высокого кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен один случай, когда дольмен оказался не в завале из камней - каирне , а в пустом пространстве, то есть в толосе (Псынако I). Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.

После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.

Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее - грубо собранный из плитняка каменный ящик.

Орнаментация

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированными и даже рельефными орнаментами. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно был найден дольмен, чей фасад, украшен рельефными диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в некую рамку или изображение портала. Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. В другом варианте, зигзаг, наоборот, находится над прямой линией, чью роль играет шов в горизонтальной кладке. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения. Это сцены охоты на оленя и борьбы (или танца?) двух людей. Второй сюжет с дольмена в посёлке Джубга полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Что, конечно, чрезвычайно важно.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах не имеют прямого отношения к собственно дольменам. Хотя всё же некоторые параллели им можно найти в мегалитическом искусстве Европы.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

См. также

Примечания

Литература

  • Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979. - С. 45-57.
  • Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5. То же в doc. Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист.
  • Кондряков Н. В. Новые данные о дольменах Северного Причерноморья // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. - Екатеринбург, 1997.
  • Кондряков Н. В. Тайны сочинских дольменов. - 2002. - 67 с. 2-е изд. - Майкоп: Качество, 2010. -132 с. - ISBN 978 5 9703 0219 4
  • Кудин М. И. Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. - 2000. - № 7. То же в doc.
  • Кудин М. И. Дольмены и ритуал // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 4. То же в doc. Продолжение в doc: 2000. - Вып. 6. Обе части.
  • Кузнецов В. А. В верховьях Большого Зеленчука. - М.: Искусство, 1977. - (Дороги к прекрасному). - С. 88-106.
  • Лавров Л. И. Дольмены Северо-Западного Кавказа // Труды АбИЯЛИ. - Сухуми, 1960. - Т. 31.
  • Марковин В. И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. - 1997.
  • Марковин В. И. Дольменные постройки в бассейне реки Кяфар // СА, 1983. - № 2. - С. 90-109.
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с. 1
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. - М.: Наука, 1994. - Археология с древнейших времён до средневековья, в 20 т. - С. 226-253. - ISBN 5 02 009723 3
  • Марковин В. И. Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. - Краснодар: Кн. изд-во, 1985. - 112 с.
  • Резепкин А. Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры» // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). - Тула: Гриф и К, 2010.
  • Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 156-163.
  • Рысин М. Б. Датировка комплексов из Эшери // СА, 1990. - № 2 (с аналогичным названием и текстом также см.: КСИА, 1990. - Вып. 199).
  • Семёнов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - С. 370-378. - ISBN 978 5 91181 903 3
  • Тешев М. К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако I в Туапсинском районе // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 164-169.
  • Трифонов В. А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения // Дольмены - свидетели древних цивилизаций. - Краснодар, 2001.
  • Фелицын Е. Д. Западно-кавказские дольмены // Материалы по археологии Кавказа. М., 1904.

Список сокращений

  • АбИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми
  • ВАА - Вопросы археологии Адыгеи
  • КСИА - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР
  • СА - Советская археология
  • УрГУ - Уральский государственный университет

Ссылки

  • Гаврилов М. В. Мегалитические памятники Республики Адыгея как объекты всемирного культурного наследия и некоторые возможности их использования в сфере туризма
  • «Колихо. Тайна дольменов Кавказа.» Научно-популярный фильм
  • Марковин В. И. Дискуссионные проблемы в изучении дольменов Западного Кавказа

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы первой половины 3-го - второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века . Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи . В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6 %.

Местные названия [ | ]

Очередное разрушение дольмена. Перемещённые лесозаготовителями плиты неисследованного руинированного дольмена. Богатырская поляна, 2014 г.

Проблема охраны [ | ]

«Сегодня от пил, топоров и гусениц тракторов практически в лесу не остаётся ничего от древней старины. Вырубаются вековые дубравы, черкесские грушняки, разрушаются курганы, крепости и дольмены, простоявшие до нас тысячи лет» .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов [ | ]

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов [ | ]

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов [ | ]

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . . В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов [ | ]

Конструкция [ | ]

Орнаментация [ | ]

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов [ | ]

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский).
  2. Кизилов А. С. , Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. - Краснодар, 2015. - С. 128-133 .
  3. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
  4. Бормотов И. В. Горная Адыгея. - Новосибирск: «Alpha-Porte», 2010. - С. 106. - 128 с. - ISBN 978-5-91864-003-6 .
  5. Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал (Новороссийск). - 2007. - № 1. С. 65, 70.
  6. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
  7. Используют камень дольменов для своих построек.
  8. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 93, 94. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  9. Текнеджи А. В. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) и программы действий субъекта расследования по их разрешению // Общество и право. - 2009. - № 2(24). - С. 223, 224 .
  10. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой , этим уже уничтожив оригинальную поверхность. В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
  11. Анастасийцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, портят в процессе своих обрядов, даже «реставрируют» по своему разумению.
  12. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Советская археология, - 2000. - № 4. - С. 26-29 .
  13. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 94, 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  14. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0 .
  15. Степаненко М. Секта Владимира Мегре «Анастасия» // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. - 2007. - 9 июля .
  16. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
  17. Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия // Общество и право. - 2010. - № 2 (29). - С. 66 .
  18. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
  19. Известно только три засыпанных после раскопок дольмена: Псынако I (в ожидании музеефикации), в Кладах 2 и на Каменном кургане.
  20. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  21. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
  22. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
  23. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
  24. Марковин В. И. , 1983.
  25. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
  26. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
  27. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
  28. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
  29. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.