Физиологические механизмы ощущений. Психические процессы ощущение, как психический процесс
Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.
АНАЛИЗАТОР -- нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих
на организм внешних и внутренних раздражителей.
Анализатор состоит из 3 блоков:
- 1). Рецептор -- периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информацию от действующих на организм раздражителей. РЕЦЕПТОР -- специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).
- 2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути -- участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути -- участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).
- 3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) -- участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).
В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный -- находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.
Осознанное переживание ощущения происходит не во время восприятия раздражителя рецептором, а после поступления и обработки информации в мозге. Поэтому ощущение как психическое явления возникает на уровне деятельности мозга. При воздействии же раздражителя речь идет о физическом процессе раздражения; при формировании и передаче импульсов говорят о возбуждении как физиологическом процессе.
14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
1. Ощущение - психически и процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности; чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Оно не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.
В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности.
Процесс непрерывного приема и анализа информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма осуществляется посредством анализаторов. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus - чувство), а процесс ее приема и первичной переработки - сенсорной деятельностью.
Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий.
Основная часть каждого органа чувств, окончания чувствующего нерва, - рецепторы (от лат. receptor - принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Ощущение - акт перехода внешнего воздействия и факт сознания.
2. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы:
♦ к первой группе относятся ощущения, связанные с рецепторами, находящимися па поверхности тела, - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные; это экстерорецептивные ощущения;
♦ ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения; они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения);
♦ к третьей группе относятся кинеетезнческие (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате; это - проприорецептивные ощущения (от лат. propnus - собственный), ощущения собственных движений и пространственного положения тела.
В зависимости от разновидности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические, болевые.
Ощущения подразделяются также на дистантные (отражение свойств удаленных объектов) и контактные.
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущении подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:
♦ пороги чувствительности;
♦ адаптация;
♦ сенсибилизация;
♦ контраст ощущений;
♦ синестезия.
1. Пороги чувствительности - это ее предельные возможности. Диапазон пашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами:
♦ минимальная интенсивность раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения;
♦ верхний абсолютный порог ощущений - ото максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.
Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность - чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разностным порогом) -минимальным различием в силе двух однотипных раздражителе/!, необходимым для изменения интенсивности ощущения.
Различается оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигают максимума (эта величина на порядок больше, чем величина нижнего порога).
2. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе по продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстрее, к другим - медленнее: быстрее адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее - слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.
3. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвана:
♦ взаимодействием ощущений;
♦ физиологическими факторами;
♦ ожиданием того пли иного воздействия, его значимостью, специальной установкой па различение определенных раздражителей;
♦ упражнением, опытом.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.
Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией.
4. Одно из проявлении взаимодействия ощущении - их контрастное взаимодействие. Контраст ощущений - повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном - белой.
5. Синестезия (от греч. sinaisthcsis - совместное ощущение) - ассоциативное (фантомное) шюмодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Особенности отдельных видов ощущений
1. Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор- сетчатку глаза, скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока.
Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).
Световые (электромагнитные) волны разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет - это психическое явление, ощущение человека, вызываемое различной длиной электромагнитных излучений.
Существует трехкомпопеитпая теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы лить трех видов дветовоспринимнющпх рецепторов красного, зеленого и синего.
Для зрительного возбуждения характерна некоторая инертность. Это является причиной кратковременного (0,25 с) сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия раздражителя.
Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спектра, которые объект отражает.
2. Слуховые ощущения. Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому каналу идет основной поток речевой информации.
Слуховой анализатор чувствителен к высоте, силе и тембру звука.
Человек не ощущает звуки низких частот (инфразвуки). Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое состояние человека.
Звуки, лежащие за верхним порогом звуковой чувствительности (то есть свыше 20 тыс. Гц), называются ультразвуками. Животным доступны ультразвуковые частоты в 60 и даже 100 тыс. Гц. В нашей речи обнаруживаются звуки до 140 тыс. Гц. Можно предположить, что они воспринимаются нами на подсознательном уровне и несут в себе эмоциональную информацию.
Интенсивность слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, то есть от амплитуды колебаний источника звука и от высоты звука.
Кроме звуковысотной чувствительности существуют нижние и верхние пороги чувствительности к силе звука.
Тактильные ощущения - ощущения прикосновения. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны па кончиках пальцев и языка.
Кинестетические (двигательные) ощущения, Наши движения связаны с кинестетическими ощущениями.
Статическое ощущение - ощущение положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений (гравнторепепторы) находятся во внутреннем ухе.
Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрации для человека утомительны и даже болезненны, многие из них недопустимы.
Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки.
Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состоит \ул комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого.
Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка, - вкусовые сосочки. Они расположены на поверхности языка неравномерно.
Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода.
Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интенсивности.
Органические ощущения - ощущения, связанные с интерорецепорами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты и др.
4. Сенсорная организация личности. Присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительностн и особенности их системного функционирования называются сенсорной организацией личности. У каждого человека имеются анатомо-физиологические предпосылки (задатки) для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди - экстрасенсы ~ обладают феноменальной чувствительностью. С развитием сенсорной культуры личности связаны ее способности реагировать на гармонию красок, запахов и звуков.
Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях - одна из основных потребностей человека. Длительная сенсорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызывает у человека психическое расстройство. Б постоянном потоке нервных импульсов, поступающих в мозг от органов чувств, осуществляется живая связь каждого человека с внешним миром.
Введение
1.1 Понятие об ощущениях
1.2 Основные закономерности ощущений
Глава 2. Современные концепции о физиологических механизмах, лежащих в основе ощущений
2.1 Представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений
2.2. Детекторная концепция
2.3 Концепция информационного синтеза А.М. Иваницкого
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Важнейшим источником информации о внешнем мире и собственном теле для человека являются его ощущения. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем именно благодаря анализаторам. С помощью их человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Многие проблемы, с которыми столкнулись психологи, изучающие ощущение, неновы. На самом деле интерес к дискуссионным вопросам и проблемам, связанным с ощущением, восходит к истокам интеллектуальной истории человечества. Еще древнегреческие философы размышляли над тем, как именно мы познаем то, что находится вне наших тел, т. е. как мы познаем окружающий мир. Первым из древнегреческих философов, считавшим необходимыми тщательные наблюдения за природой и ее описание, был Аристотель. Он полагал, что все знания об окружающем мире человек получает благодаря опыту, приобретаемому через ощущения. Кроме того, он создал просуществовавшую долгое время базовую классификацию, включившую пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Актуальность темы исследования ощущений обусловлена той огромной ролью, которую они играют в нашей повседневной жизни. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета...
Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, роль ощущений в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная с первой и побуждающая изучать ощущение, - его важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации.
Объектом исследования курсовой работы являются ощущения.
Предмет исследования – психофизиологические механизмы ощущений.
Цель работы: изучение психофизиологических механизмов ощущений.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть и выявить основные закономерности ощущений;
– выявить характер взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений;
– раскрыть суть детекторной концепции;
– выявить основные положения концепции информационного синтеза.
Глава 1. Ощущение как психический процесс
1.1 Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощущений можно отразить с помощью схемы (Приложение 1). Опираясь на данную схему, сформулируем основное понятие ощущения.
Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде .
Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
Что же является источником ощущений? Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Именно длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений . Так например, доказано, что существует конкретная связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета (Приложение 2).
Необходимо отметить, что ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период. Остановимся на данных понятиях более подробно.
Временной порог – это минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой .
Для исчезновения ощущения после окончания воздействия также требуется некоторое время, которое определяется как инерция.
Инерция – это время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя. Известно, например, что инерция зрения у нормального человека оставляет 0,1–0,2 с, поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2–0,5 с. В противном случае во время прихода нового сигнала у человека в сознании будет оставаться образ предыдущего .
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию ощущений .
Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием анализатора, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.
Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Звеном" между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному...
Эмиссионная томография (ОЭТ); позитронная эмиссионная томография (ПЭТ). Весь этот комплекс методов позволяет проводить неинвазивное изучение структуры и функций мозга. Психофизиологическое изучение психических процессов и состояний Принципы кодирования информации в нервной системе Сегодня можно говорить о нескольких принципах кодирования в нейронных сетях. Одни из них достаточно просты и...
По суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Но самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и...
Теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Понятие об ощущениях
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.
Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.
Как будет описано ниже, высокая специализированность различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — “рецепторов”, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.
Рефлекторная природа ощущений
Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых .
Каждый анализатор состоит из трех частей:- периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
- афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);
- корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.
Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.
Классификация ощущений
Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух . Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).
Систематическая классификация ощущений
Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения . Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
Интероцептивные ощущенияИнтероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
Проприоцептивные ощущенияПроприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. В современной физиологии и психофизиологии роль проприорицепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека — Н. А. Бернштейном. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Экстерорецеотивные ощущенияТретьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.
Генетическая классификация ощущений
Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:- протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
- эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
Общие свойства ощущений
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.
Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:
1) периферический отдел
Называемый рецептором (рецептор – это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящие нервные пути
(афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);
3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры .
Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.
Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобы ощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:
· Источники раздражения (раздражители).
· Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.
Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.
Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а может и спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются пороги анализаторов.
Таким образом, ощущение – это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).
Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:
· Рецепторы.
· Ядро анализатора (в коре головного мозга).
· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).
· Источник раздражения.
· Среда или энергия (от источника до субъекта).
Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.
Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы – приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины – неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико
Выделяют следующие функции ощущений.
Сигнальная
– уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.
Отражательная (образная)
– построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.
Регулятивная
– адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности .
Существует несколько теорий ощущений.
Рецептивная.
Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.
Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение – есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).
Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора .
Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4–5 лет).
Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук – в первые недели жизни, на направление – через два-три месяца, а на пение и музыку – на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем – на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.
Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.
В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).
Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).
Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.
К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.
Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.
Индивидуальные различия в ощущениях – мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения – в 20–30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие – хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины – к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.)