Генрик ибсен - норвежский драматург. Генрик Ибсен. Кукольный дом Генрик ибсен кукольный дом презентация

Слайд 2

Генрик Ибсен 1828-1906

  • Слайд 3

    Знаменитый норвежский драматург

    Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882).

    Слайд 4

    Ранние годы

    Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (южная Норвегия). Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 года. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная. В 1836 году Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки и всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.

    Слайд 5

    Учеба и начало литературной деятельности

    Генрик Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году жизни Генрику пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. В аптеке, где Генрик Ибсен пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений. Ибсен основал в 1851 году еженедельную газету «Andhrimner», просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Генрик поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение «Norma».

    Слайд 6

    Первая пьеса Генрика Ибсена

    Первая пьеса Генрика Ибсена более психологическая, чем историческая драма «Саtilina», относится к 1850 году. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: «Kamphojen». С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. «Gildet pa Solhoug», шедшая в Христиании в 1856 году - первая из драм Ибсена, имевшая значительный успех

    Слайд 7

    Пьесы

    Пьесы Генрика Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с фанатическими поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным.

    Слайд 8

    Его пьесы замечательны, так и безупречные образцы сценической техники. Генрик Ибсен вернул современной драме классические формы - единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы.

    Слайд 9

    По силе и цельности замысла Ибсена мало имеет соперников. Он, сверх того, совершенно устранил монолог, а разговорную речь довел до идеальной простоты, правдивости и разнообразия.

    Слайд 10

    В чтении произведения Генрика Ибсена производят больше впечатления, чем на сцене, потому что за развитием идеи легче следить читая, чем слушая. Особый прием драматурга представляет его любовь к символам. Почти в каждой пьесе основная идея, развиваясь в действии, воплощается в каком-нибудь случайном образе; но этот прием не всегда удается Ибсену, а порой, как например, в «Бранде» и «Строитель Сольнесе», вносит в пьесу некоторое безвкусие.

    Слайд 11

    Окончание жизни

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Презентация по МХК на тему: Генрик Ибсен

    Выполнила: Лукоянова Марина,11кл

    Слайд 2

    Слайд 3

    Знаменитый норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882).

    Слайд 4

    Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (южная Норвегия). Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 года. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная. В 1836 году Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки и всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.

    Слайд 5

    Генрик Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году жизни Генрику пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. В аптеке, где Генрик Ибсен пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений. Ибсен основал в 1851 году еженедельную газету «Andhrimner», просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Генрик поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение «Norma».

    Слайд 6

    Первая пьеса Генрика Ибсена более психологическая, чем историческая драма «Саtilina», относится к 1850 году. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: «Kamphojen». С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. «Gildet pa Solhoug», шедшая в Христиании в 1856 году - первая из драм Ибсена, имевшая значительный успех

    Слайд 7

    Пьесы Генрика Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с фанатическими поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным.

    Слайд 8

    Его пьесы замечательны, так и безупречные образцы сценической техники. Генрик Ибсен вернул современной драме классические формы - единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы.

    «Кукольное искусство» - 6.Куклы театра теней. С. В. Образцова. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров. Кукольный театр. История театра кукол в России. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов.

    «Островский пьесы» - Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. Бедность не порок. Сердце не камень. Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Детство и юность. Докажите свою точку зрения. Своеобразие конфликта.

    «Пьеса На дне» - Пьеса М.Горького «На дне». Бобровская средняя общеобразовательная школа. О чем говорит название «На дне». Здесь и господ нету… все слиняло, один голый человек остался». «Когда некуда больше идти». Пьесе Максима Горького «На дне» в 2002 году исполнилось 100 лет. Дно в пьесе многозначно и символично. Старый дом мой пронизан метелью, И остыл одинокий очаг…

    «А.Н.Островский пьесы» - У русского драматического театра один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита. «Пьесы жизни». Пьеса «Бесприданница» (1878год). Другие имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… «Шире дорогу! Семейная история? «Общенародный писатель» Л.Н.Толстой Пьесы «Доходное место» и «Бешеные деньги».

    «Дом творчества» - Чем славятся Бежаницы? Здание Администрации Бежаницкого района. Организационное обеспечение системы управления воспитанием. Библиотека. Пруд. Деятельность Дома детского творчества. Дом детского творчества. Проблема. Структура системы дополнительного образования. Церковь. Директор Дома детского творчества: Холопова Валентина Николаевна.

    «Говорящие фамилии в пьесах Островского» - Гордей Карпыч Торцов. Пелагея Егоровна Торцова. Любим Торцов. Савва – исконно русское имя. Гриша обладает, пожалуй, самой нелестной фамилией во всей комедии. Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Герои пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Островский не обидел своим вниманием и второстепенных персонажей.

    УРОК
    ТЕМА: Ибсен. «Кукольный дом»
    Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию
    Ход урока
    I. Мотивация учебной деятельности
    Учитель. «Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая. Мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина - как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни»,- говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеновская героиня Нора, решительно выступив против своего унижения как человеческой личности, несмотря на традиции и мораль, которые существовали в то время. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и много другом - сегодня на уроке.
    II. Объявление темы и цели урока
    III. Повторение, систематизация и обобщение изученного
    1. Слово учителя (или сообщение ученика)
    - В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.
    Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.
    2. Интерактивное упражнение «мозговой штурм»
    ? какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?
    (Ожидаемые ответы: «Муж сразу узнал о подделанном векселе Норы и о происхождения денег»; «Норе дает деньги Ранк»; «Фру Линне уговаривает Крогстада забрать письма и замять эту историю», «Крогстад не возвращает вексель и ждет возврата долга», «История приобретает огласку. Против Норы возбуждают дело в суде», «Нора прощает мужа», «Хельмер берет на себя вину Норы», «Нора получает огромное наследство от далеких родственников».)
    3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий
    4. Проблемные вопросы и задачи
    ? В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)
    ? расшифруйте цепочку «дочь > кукла-женщина > человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).
    Докажите, что «Кукольный дом» - социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)
    Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)
    IV. Домашняя
    Беседа с учениками вопросам учителя:
    -Что нужно Крогстаду?
    (Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).
    -Как эта сцена дополняет характеристику Норы?
    (Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).
    -В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?
    (В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «...для него было бы мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).
    -Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?
    (Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно - это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

    8. Анализ сюжета и композиции произведения.
    Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.
    а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.
    б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
    в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.
    г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.
    Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.
    Например, Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь - пробуждение совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.
    КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ
    1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
    3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
    4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
    5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.

    9.Чтение по ролям или инсценирование.
    Хельман и Нора («Письмо Крогстада», действие III. "Нора с блуждающим взглядом, шатаясь, ходит по комнате…».)
    10.Беседа по вопросам учителя:
    1. Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?
    2.Любит ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?
    (Для Торвальда карьера, личный престиж - самое главное. Нора была лишь красивым, нежные дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все - это определяет его поведение/.
    3.Дайте характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?
    4.Какими художественными средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?
    / Персонажи пьесы многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны между собой по принципу контраста: Нора - Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад, Крогстад - Торвальд.
    XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.
    Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном действия?
    11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.
    12. Итоговая беседа по вопросам учителя:
    1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.
    2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?
    З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.
    4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?
    ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.
    ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.
    ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
    КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.
    ЖАНР – социально-психологическая драма,
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего - законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.

    Пьеса "Кукольный дом" - новаторская по форме.
    В этой пьесе автор рассматривает проблему призвания, предназначения человека в этом мире. Это самый яркий пример ибсеновской "новой драмы", почти совершенное воплощение реализма в драматическом произведении. Кроме того "Кукольный до!,;" - интеллектуально-аналитическая пьеса, где всесторонне рассматриваются обстоятельства современной жизни, которые препятствуют развитию индивидуальности, мешают человеку раскрыть свое "я". Сначала, казалось, видим в драме дом, полный счастья, но эта иллюзия развивается под нажимом сложных жизненных обстоятельств. Незавершенная концовка - выдающийся вклад "новой драмы" Ибсена в мировую драматургию. В пьесе развязка не является развязыванием проблем, а только их констатацией, конфликт не исчерпывается после завершения действия, а все больше обостряется.
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    Подготовить рассказ на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?" Продумать устный ответ на вопрос "Что нужно для семейного счастья?"

    РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СУВОРОВА ИРИНА.10 КЛАСС СОШ №2 Учитель: Чиркова А. В. Генрик Ибсен.

    Генрик Ибсен - норвежский драматург, публицист, один из основателей национального норвежского театра, а также европейской новой драмы - появился на свет в Южной Норвегии, небольшом городке Скиен, расположенном на берегу Христиании, 20 марта 1828 г. Был потомком знатной и состоятельной семьи датского происхождения.

    Детство. Когда Генрику было 8 лет, его отец, занимавшийся коммерцией, обанкротился, и столкновение с лишениями и человеческой жестокостью наложило огромный отпечаток на дальнейшую биографию, в том числе творческую. В школьные годы он писал прекрасные сочинения, имел склонность к живописи, однако вынужден был сделать выбор в пользу профессии, гарантировавшей более стабильные и весомые доходы.

    Пятнадцатилетним подростком Генрик Ибсен покидает родной Скиен (и он покинул безо всякого сожаления Шиен и больше никогда не возвращался в родной город), приезжает в небольшой городок Гримштадт, устраивается к аптекарю учеником. Все 5 лет, которые работал в аптеке, он мечтал получить высшее образование. Жизнь в этом заштатном городке, где вольнодумство и увлеченность революционными идеями настроили против него общественность, вконец опротивела ему, и он уехал в Христианию.

    Любовь драматурга. Ибсену очень нравились девушки и молодые женщины, но нравились «чисто эстетически, как если бы он разглядывал картину или статую». Известность Ибсена, а потом свалившаяся на него слава сыграли с Ибсеном злую шутку: он оказался в кругу своих поклонниц, которые искушали его, соблазняли, будоражили. В него влюблялись молодые женщины, а он старался не отвечать на их чувства и превращал их в персонажи своих произведений. Он любил мечтать стать очень богатым, купить лучший корабль в мире и отправится на нем в дальнее путешествие. А на корабле чтобы находились «самые прекрасные женщины в мире».

    Произведения. Ибсен четверть века провел за границей. Жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Каталина»(1850), «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).

    Пьеса «Пер Гюнт »(1867). Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, символизирует спящую народную душу; пробудить ее призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности. Пьеса «Привидения» (1881) – драма о запутанных отношениях между отцами и детьми. Пьеса «Кукольный дом»(1879) – история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь мужчине выполнить его миссию.

    Интересные факты: Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен кинорежиссёром. В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии. С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года Международная премия Ибсена. В городе Шиен действует Театр Ибсена. Ибсен, пролежав несколько лет в немом параличе, привстав, сказал: «Напротив!» - и умер.