Государственный эрмитаж. Зимний дворец Танцевальный зал Большого дворца в Царском Селе

Программа, посвященная Зимнему дворцу - резиденции российских императоров, предлагает вам совершить увлекательное путешествие во времени. Компьютерные модели представляют дворец и городское пространство вокруг него в разные исторические эпохи - в царствование императоров Николая I (середина XIX века), Николая II (конец XIX - начало XX века), а также в наши дни. Панорамы сопровождаются комментариями и дополнены произведениями живописи, графики и документальными фотографиями.

Тексты подробно рассказывают о том, как изменялись на протяжении 250 лет внешний облик Зимнего дворца и его внутреннее убранство, а так же о различных сторонах жизни дворца, как официальной резиденции и как дома представителей царствующей династии Романовых.

Специальный раздел программы посвящен Александровской колонне - памятнику, воздвигнутому в честь императора Александра I - победителя Наполеона.

Зимний дворец - памятник русского барокко

"Я возвел в камне, - пишет Растрелли в описании своих работ, - большой Зимний дворец, прямоугольный по форме, с четырьмя фасадами... Строение сие в три этажа, не считая подвалов; внутри сего великого здания посередине устроен большой двор, через оный въезжает сама Императрица, и там расположен главный пикет Кордегардии".

Нарядный и монументальный дворец - яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII века. Здание рассчитано на восприятие со всех сторон, как с близкого, так и с дальнего расстояния. Значительная протяженность фасадов потребовала создания крупных и выразительных форм. Дворец являет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой курдонер (парадный двор), обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

В плане дворец представляет собой грандиозный четырехгранник, в четырех мощных угловых ризалитах которого размещались Тронный зал, Парадная лестница, церковь и театр - четыре центра жизни императорской резиденции, соединенные между собой корпусами с анфиладами жилых комнат.

Согласно проекту Растрелли дворец окружили бутафорские пушки, которые "охраняли" его в течение 15 лет, а затем, по указу императрицы Екатерины II, их заменили на 24 пары каменных столбов. При Екатерине II проезды во дворец закрыли сосновыми воротами, двор вымостили крупным булыжником, а вокруг здания выложили тротуар из каменных плит. В 1763-1767 годах набережная Невы была одета в гранит.

Со временем возникли павильоны -"фонарики" над подъездами дворца и многочисленные балконы с навесами-маркизами, у его дверей появились деревянные тамбуры, у стен - полосатые сторожевые будки и фонари.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Некоторые изменения затронули и его архитектурный облик. Так, в 1764 г. со стороны Невы на месте тамбура сооружен портик, в 1796 г. к восточному фасаду пристроен корпус Георгиевского (Большого тронного) зала, а в 1833 году на крыше была поставлена башенка для размещения телеграфа.

Однако великолепный барочный образ здания сохранился и вошел в историю как один из шедевров Растрелли.

Во второй половине XVIII века при Екатерине II, испытывавшей страсть к архитектуре, возле Зимнего дворца были возведены Малый Эрмитаж с Висячим садом (арх. Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен), корпус Лоджий Рафаэля и Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Так возник уникальный архитектурный ансамбль, который в XIX столетии был дополнен императорским музеем - Новый Эрмитаж (арх. Л. Кленце).

(1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П.
Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж.
Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного
Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый
Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за
Большим)

Пикетный (Новый) зал Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на
месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула
— пикета, отсюда и название зала.
Зал посвящен истории русской армии и стал
логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной
войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим
определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала —
рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами
сражения.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды
отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный
зал вновь открылся для посетителей.


Э.П.Гау. Пикетный
зал.
Александровский зал Зимнего дворца
Зал был
построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в
30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был
увековечить память об императоре Александре I.


Э. П. Гау, 1861 Александровский
зал
Белый зал
Белый зал создан А. П. Брюлловым к
свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.
Интерьер, выдержанный
в белых тонах, отличается богатством пластического декора. В центральной части
зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями
увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.


Премацци Л. Белый зал.
Золотая
гостиная

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым
в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы
Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно
здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский
самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и
реформ.


Виды залов Зимнего дворца. Золотая
гостиная.Александр Кольб
Будуар
Будуар также построен
А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе.
Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе
рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть
Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной
решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели,
для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике
Картье.

Дверная ручка в жилых покоях Марии Александровны, в
будуаре.


Э.П.Гау. Будуар. 1861 год
Малахитовая
гостиная

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги
Николая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец
оформления малахитом целого жилого интерьера.


Ухтомский Константин Андреевич
Малая
(Белая) столовая

Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф.
Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII
век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с
музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры,
вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую
анфиладу семьи Николая II.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме
Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь
Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска,
установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.


Большая церковь

Интерьер Большой
церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ
Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного
образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался
В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839
года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи
освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена
звонница с пятью колоколами.

Купол Большой церкви Зимнего дворца


Гау Эдуард
Петрович - Вид Собора в Зимнем дворце


Внутренний вид Большой церкви. Зимний
дворец.Васильев, Тимофей Алексеевич
Большой (Николаевский)
зал
Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв.м.) был
создан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала,
декорированого по проекту Дж.Кваренги в конце 1790-х гг. Отделка интерьера
выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором
- стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолота
хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особую
торжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромные
колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти
Николая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора
работы Ф.Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. Главный зал Невской
парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных
балов.


Ухтомский Константин Андреевич.Виды залов Зимнего
дворца.Николаевский зал.1866

Концертный зал Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года.
Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе
установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в
декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены
аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается
богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром
которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница
Святого князя Александра Невского.


Ухтомский Константин Андреевич - Виды залов Зимнего
дворца. Концертный зал


М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время
официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года


М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале
Зимнего дворца
Аванзал
Когда к весне 1762 года В. В. Растрелли
закончил отделку парадных комнат Зимнего дворца, с верхней площадки Главной
лестницы открылся доступ в анфиладу из пяти двухсветных пышно декорированных
приемных залов, именовавшихся антикамерами. Анфилада вела к Тронному
залу.
Первой из этих антикамер и является современный Аванзал, подвергавшийся
с тех пор неоднократным переделкам. К 1793 году архитектор Дж. Кваренги придает
залу новый, строгий характер, типичный для русской архитектуры конца XVIII века.
Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая резьба уступают место строгим
классическим формам. В зале появляются полукруглые арки, прямые карнизы,
спокойная гладь стен.
После пожара 1837 года парадные залы дворца
восстанавливал, как уже говорилось, В.П.Стасов. К марту 1839 года главные залы,
и в их числе Аванзал, были готовы. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах.
Стены отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, красиво сочетающимся с
позолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно, чередующиеся
с арками, ранее заполненными оконными переплетами с зеркалами вместо стекол: над
арками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченому
фону.
Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и
плафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.
После
Великой Отечественной войны Аванзал был реставрирован и открыт для посетителей в
1948 году. В мае 1958 года в нем был установлен «Малахитовый храм» — ротонда,
декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесенное Николаю I
владельцами уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году.
В настоящее
время Аванзал служит вводным залом к экспозиции музея.



Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов
Зимнего дворца. Аванзал.

Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.

// Часть 38

1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.

2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.

3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.

4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.

5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.

6.

7.

8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.

9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.

10. Дворовые фасады не уступают парадным.

11.

12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.

13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.

14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.

15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.

16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.

17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.

18.

19.

20.

21.

22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.

23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.

24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.

25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.

26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.

27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.

28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.

29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.

30. Интерьеры оформлены в разных стилях.

31. Строгая классика.

32.

33.

34. Пышное барокко.

35.

36.

37. Имперский стиль Александра I.

38.

39. Готика.

40.

41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.

42.

43.

44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.

45.

46.

47. Инкрустированная перламутром столешница.

48.

49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.

50. Иногда можно заметить забавные вещи.

51. А вот подчёркнуто русский интерьер.

52. И даже будуар с восточным колоритом.

53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.

54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.

55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.

56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.

57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.

58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.

Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах, расположенных в нескольких зданиях.
В его состав входят Большой (или Старый Эрмитаж), Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр. И это только основные здания.

Парадные интерьеры дворцов занимают особое место в планировке Эрмитажа.

Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец из-под арки главного штаба



Зимний дворец

В огромном комплексе зданий Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге, я хочу показать только одну из составляющих его архитектурного богатства.
Это анфилады и галереи залов.

Анфилада - это ряд находящихся друг за другом помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси. Анфиладное расположение комнат чаще всего встречается в постройках дворцового типа. Дом с анфиладой парадных залов, с гостеприимно открытыми дверями позволяет увидеть цепочку помещений, уходящих в перспективу. Во времена барокко и классицизма принцип анфиладного размещения парадных комнат или залов был главенствующим в планировке дома .

Примеров не счесть. Но в Эрмитаже, одном из главных и крупнейших музейных комплексов России, анфилады отличаются особым великолепием.


Зимний дворец со стороны Невы

Вот только несколько примеров этих парадных залов с расположенными по линеечке парадными дверями, которые придают огромный эффект всей планировке дворцов. Создается перспектива залов, как бы уходящих в беспредельные дали.


Большой Эрмитаж. Анфилада залов итальянского искусства


Большой Эрмитаж. Анфилада комнат и кабинетов


Лоджия Рафаэля. Помещение для копий фресок Рафаэля из Ватиканского дворца.
Галерея была открыта для обозрения в 1792 году. Архитектор Дж.Кваренги


Новый Эрмитаж. Верхний вестибюль и парадная лестница.
Залы Нового Эрмитажа открылись для посетителей в 1852 году. Окружающая лестницу галерея верхнего вестибюля украшена шестнадцать колоннами из финского гранита.


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал.
Двадцать колонн зала выполнены из сердобольского гранита. Потолок металлический с полихромной росписью. Пол - мозаичный, работы Петергофской фабрики.

На всех этих фотографиях присутствуют перспективы залов, расположенных в одну линию.
Или галереи и колонны в одном зале, так же уходящие в перспективу.

Подобный прием построения плана здания создает определенную иллюзию пространства.
Уходящие в перспективу анфилады, залы с колоннами и галереи кажутся значительно длиннее, чем это есть на самом деле.

Особенно интересен сам прием анфиладного построения помещений, композиционно связанных осью дверных проемов. Прием, получивший царственное начало в дворцах Петербурга, и затем подхваченный в сотнях дворянских домов по всей Российской империи. В обеих столицах, в губернских центрах, и в сотнях барских особняках по всей стране. В московских ампирных особняках тоже активно применяли анфиладу, даже состоящую всего из трех небольших комнат.
Но анфилады дворцов в Петербурге, созданные во времена барокко и классицизма - это масштабные произведения архитектуры, которые всегда будут поражать наше воображение.

Расцвет барокко в русском искусстве традиционно связывают с правлением дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Однако основные тенденции отделке парадных интерьеров отражали не столько личные пристрастия царицы, сколько современную моду, диктовавшуюся главным образом Францией. В России, позднее остальных стран Западной Европы включившейся в общеевропейский процесс, такие стилевые направления, как барокко и рококо, существовали почти одновременно, легко уживаясь между собой, в том числе в убранстве интерьеров.

Широко развернувшееся в середине ХVIII века дворцовое строительство определялось деятельностью выдающихся архитекторов - С.И. Чевакинского, Д.В. Ухтомского и, прежде всего Франческо Бартоломео Растрелли. Итальянец по происхождению, родившийся во Франции, Растрелли полностью реализовал свои творческие возможности в России, где проработал почти тридцать лет. С именем зодчего связаны почти все самые крупные дворцовые постройки 1730-1750-х годов, предполагавшие торжественные, церемониальные формы жизни. Он проектировал не только величественные развороты фасадов и длинные анфилады комнат, но и создавал их декоративное убранство. Среди населения зодчего сохранились десятки рисунков наборных паркетов, деталей скульптурной резьбы, предметов мебели, фигурных банкетных столов, осветительных приборов и т.п.

По традиции того времени в состав парадных анфилад барочного дворца входили несколько гостиных, картинный зал, комнаты с восточными раритетами, парадная опочивальня, будуар, кабинет, библиотека. Кульминацией служили Тронный и Танцевальный залы. Общая площадь Тронного зала в Зимнем дворце, построенным Растрелли для императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) в 1734 году, составляла, к примеру, около тысячи квадратных метров. Появление интерьеров с гипертрофированными по отношению к человеку размерами и «архитектурными элементами убранства знаменовало новый этап в решении дворцовых апартаментов.

Необыкновенное по своему размаху строительство развернулось не только в столице, но и на подступах к ней: только по дороге из Петербурга в Москву в царствовании Елизаветы Петровны возвели двадцать пять путевых дворцов. Создание пышной барочной орнаментики требовало усилий сотен столяров, резчиков и позолотчиков, которых постоянно отправляли в Петербург со всех концов страны. Помимо ремесленников государственных ведомств, в столицу прибыли также многочисленные умельцы, посланные из монастырей и даже дворянских усадеб. 1 Но нехватка опытных резчиков была настолько ощутимой, что мастеров приходилось специально выписывать из Москвы, где передававшийся по наследству опыт в обработке древесины восходил к древней традиции создания сложных многоярусных иконостасов. Для нужд петербургского строительства привлекли также резчиков из отдаленных районов верхней Волги. Под руководством столичного мастерства Иоганна Франца Дункера они резали из липы различные орнаментальные детали, в барочные завитки которых «вплетались то полевые цветы, то подсолнухи, то дубовые листья, то камыш. 2

Привлеченные невиданным размахом строительных работ, в столицу Росси начали приезжать все новые и новые иностранные ремесленники. Наряду с ними продолжали работать и те, кто зарекомендовал себя еще в петровское время - мастер столярных дел Жан Мишель и мастер «кроватного убору Антуан Рушбот. В 1730-1740-е годы в столице трудилась целая плеяда талантливых резчиков, исполнявших во дворцах декорировку на «французский манер. Многие из них прошли обучение в школе, организованной еще Никола Пино (сам Пино, находившийся в эти годы в зените славы, уже покинул Россию и успешно работал при дворе Людовика XV).

В период расцвета «елизаветинского барокко начала формироваться обстановка парадных комнат, в состав которой традиционно входили золоченые или посеребренные консольные столики, стулья, кресла, канапе, торшеры и зеркальные рамы. Как писал Якоб Штелин, «в 1750 году и в несколько последующих лет не было больше ни одного знатного дома в Петербурге, который е был бы меблирован в новейшем французском вкусе и богато украшен золоченой резьбой (Каждый предпочитал самую последнюю и часто барочную отделку в резьбе). 3

С усилением рокайльных тенденций в середине XVIII века, помимо золочения, в моду вошла раскраска мебели по левкасу - белая или цветная. Иногда фон и резьба красились в два тона, гармонируя с нарядной вышитой или штофной обивкой. Мебель, выполненная в рокайльной манере, отличалась большей утонченностью пропорций и изяществом контуров. В предметах мебели с преобладанием барочных черт объемная резьба часто покрывалась сплошной позолотой, а асимметричный растительный декор нередко соседствовал с аллегорическими элементами, усиливая контрасты масс и светотени.

Место предметов мебели в интерьере, как правило, было заранее предопределено. Иногда они оказывались непосредственно связаны со стеной, как, например, столы консоли, с прикрепленными к стенам деревянными подстолья, поддерживаемыми одной. Двумя или тремя изогнутыми опорами. Декоративные функции такой мебели, обильно украшавшейся резной орнаментикой, заметно превалировали над ее утилитарным назначением. Подобных образцов эпохи барокко до нашего времени сохранилось немного, что вполне объяснимо: резные детали быстро ломались, позолота осыпались, а ярко выраженная их «стилевая направленность не слишком вязалась с последующей модой в искусстве.

Спешность дворцового строительства, получившего в 1750-е годы особый размах, приводила к тому, что даже в императорских покоях нарядных предметов обстановки постоянно не хватало. Известный мемуарист А.Т. Болотов, побывавший по долгу службы в 1762 году в только что отделанном новом Зимнем дворце, отмечал: «Та пуще всего была напасть, что сидеть было вовсе не на чем, во всех комнатах, где мы бывали, не было тогда не единого стульца, а стояли только в одной проходной комнате одни канапе, но и те были обиты богатым штофом и такие, на каких мы сначала не смели и помыслить, чтоб садиться 4

К редким сохранившимся образцам мебели, спроектированным Растрелли для Зимнего дворца, относятся многоярусные торшеры на двадцать девять свечей. Они имеют вид экзотических деревьев с раскинутыми в стороны изогнутыми ветвями и сидящими под ними фигурками путти. В торшерах сконцентрированы черты. Характерные для стилевых поисках эпохи: обилие резных деталей (начиная с неглубоких завитков и выемок, кончая объемными скульптурными композициями) и стремление под внешней отделкой скрыть конструкции изделия. Эти монументальные светильники были неразрывно связаны с остальным декоративным убранством интерьера столь же вычурными контурами и общими мотивами резьбы.

К редким памятникам середины XVIII столетия относится также золоченое канапе, некогда входившее в обстановку Большого Царскосельского дворца, построенного по проекту Ф.Б. Растрелли. Резной декор канапе динамичен и раскован; в нем чувствуется мастерство опытного резчика, привыкшего иметь дело с большими плоскостями. Волнообразные контуры спинки повторяются в мотивах фигурных рам десюдепортов и зеркал.

Однако столь распространенные предметы мебели Елизаветинской эпохи (вошедшей в историю пышными торжествами), как столы, до нас практически не дошли. Огромные столы для банкетов в то время составлялись из нескольких десятков отдельных «штук так, чтобы они создавали какую-либо затейливую форму: корону, вензель, раковин и т.п.

Их покрывали скатертями, подхваченными внизу нарядными бантами и лентами. Французский дипломат де ла Мессельер вспоминал, например, прием в большом и богато убранном зале, освещенном девятьюстами свечами, где посередине стоял стол на четыреста персон. 5

Особый вид мебели представляли столы для «Эрмитажа, которые слуги сервировали на нижнем этаже, а затем посредством специальных механизмов поднимали наверх; так что хозяева с гостями могли предаваться без лишних свидетелей.

Для любого многолюдного торжества требовалось большое количество мебели для сидения - достаточно удобной, красивой и прочной по конструкции. Практичные стулья и кресла приобретались, как правило, у английских купцов, регулярно доставлявших свой товар в Петербург. Приток подобной продукции особенно увеличился после заключения в 1734 году специального «трактамента «О дружбе и коммерции между Россией и Англией. Известны случаи, когда императрица Елизавета Петровна заказывала в Лондоне сразу несколько десятков предметов со спинками «веером и ножками « с коленцами.

Все возраставшие потребности в удобной обстановке побуждали петербуржцев налаживать собственные производства. Большое распространение получили стулья и кресла, близкие по формам популярному в то время английскому «стилю чиппендейл. Имя выдающегося мастера Томаса Чиппендейла, создавшего собственное художественное направление, пользовалось необычайной известностью в Европе, благодаря опубликованному в 1754 году сборнику показательных образцов.

Определение «стиль чиппендейл относится к стульям и креслам с жесткой расширяющееся кверху сквозной спинкой и ажурной вертикальной вставкой - сплатой посредине, врезанной в царгу. Их характерной чертой являлась также особая конфигурация сильно изогнутых ножек - кабриолей с широкой лобовой частью, украшенной, как правило, резной розеткой или пальметтой. Оканчивались такие ножки деталью в виде птичьей лапы, держащей шар, либо упрощенно-стилизованным под нее приплюснутым утолщением.

Решение центральной детали - сплаты в изделиях Чиппендейла отличалось большим разнообразием. Сначала она представляла собой изогнутую деревянную пластину, напоминающую своими очертаниями вазу. Со временем мастер облегчил конструкцию мебели, слегка уменьшил ее высоту, а гладкую поверхность сплаты превратил в ажурную вставку фигурной формы (среди многочисленных вариантов е резьбы особенным успехом пользовался рокайльный мотив в виде переплетенных лент). Более изящным стали контуры спинки, плавным изгибом переходившей в утолщающиеся книзу ножки.

В подражание английским образцам русские столяры все чаще старались изготавливать свои вещи из ореха, вошедшего в это время в моду красного дерева. Однако дорогой привозной древесины было мало, поэтому нередко стулья и кресла приходилось делать из местных пород - дуба или «простова дерева (согласно терминологии того времени) - березы, сосны, ели, окрашенных «на ореховый колер (под орех) или в «цвет мегонского дерева (под красное дерево).

Увлечение продукцией из Англии, доходящее до ее буквального копирования, было настолько ощутимо, что атрибуция русской мебели второй четверти XVIII века, схожей по виду с английской, и по сей день остается одной из наиболее сложных. Исполнителями «английской по виду мебели являлись как заезжие мастера-иностранцы (в этом случае ее практически невозможно отличить от подлинной английской), так и местные ремесленники. Последние делали предметы виду очень похожие на вещи западного производства, но все-таки заметно отличившиеся по пропорциям, конструкции и отдельным мелким деталям декорировки.

Производство удобной в быту «чиппендейловской мебели осваивалось не только городскими «стульными мастерами, но и доморощенными крепостными умельцами. Однако последние постигали новые формы как бы «вприглядку, воспроизводя только схему, но, не всегда осмысляя принципы и логику построения предмета. Это приводило к созданию вещей, к которым применимо понятие «примитива. Их характеризует обобщенность форм, лаконичность резьбы и упрощенность декора. Пропорции их по сравнению с эталонными образцами нарушены. 6

К числу наиболее интересных примеров усадебной мебели, выполненной по английским мотивам, относится часть гарнитура (семь стульев и кресло), бытовавшего в усадьбе графа А.Р. Воронцова Андреевское Владимирской губернии. От своих заграничных прототипов эти предметы отличаются не только конструктивными особенностями, но и внешней грузностью, укрупненностью деталей, производя в целом впечатление «раздобревшего на русских хлебах англичанина. 7 По сравнению с матовой поверхностью пропитанного воском благородного «махагони английских образцов русские предметы более многоцветны, отличаются обилием резных рокайлей и золоченых рельефных контуров. Несколько утрированные формы, пластичный декор и чрезмерная насыщенность цвета выдают мощное простонародное начало, привносящее в образцы русского барокко национальные черты. Следует отметить, что отечественные столяры, плотники и резчики клеймили свои изделия чрезвычайно редко, особенно в ХVIII веке. Имена местных исполнителей можно узнать лишь благодаря архивам или упоминаниям современников; однако и это по преимуществу имена мастеров-иностранцев - именно они, как правило, заключали письменные контракты на различные подрядные работы, нанимая в свои «команды русских мастеров. 8

Не были склонны рекламировать имена своих соотечественников и частные заказчики: в эпоху становления мебельного дела, когда отечественная продукция редко еще достигала европейского уровня, гораздо престижнее считалось привозить вези из за границы или прибегать к услугам заезжих мастеров. Отсюда - многочисленные безымянные копии заграничных мебельных изделий. 9

Подражая западноевропейским образцам, русские мастера осваивали новые, незнакомые формы и художественные решения. В убранстве интерьеров Елизаветинской эпохи наблюдалось две основные тенденции: мебель для парадных покоев делали преимущественно с оглядкой на модные французские образцы, а при создании обстановки для жилых или административных помещений ориентировались на более рациональное англо-голландское направление.

Среди корпусной мебели самыми сложными для исполнения, дорогими и престижными, являлись шкафы-бюро, совмещавшие в себе функции письменного стола, комода, кабинета шкафа для книг. Одну из известных столичных мастерских, изготавливавших в это время подобную мебель, возглавлял Федор Мартынов. По указу Петра I с 1717 по 1724 год он обучался в Лондоне «кабинетному делу, а затем вернулся на родину и трудился по заказам двора. С 1738 года Мартынов возглавил при Канцелярии от строений все работы, связанные с изготовлением мебели, фанерованной дубов, орехом и красным деревом. Известно, что нередко его изделия украшались разнообразным «штучным орнаментом, то есть в техники маркетри. Металлическая фурнитура для них делалась на заказ, по специальным образцам. 10

Парадная лестница в Большом Дворце Петергофа

Санкт - Петербург. По рисунку Ф.Б. Растрелли

1750-1760-е

Дерево; резьба, золочение; зеркало. 73х66

Государственный Эрмитаж

Асимметричная композиция рамы зеркала, динамичная пластика форм, их раскованность выдают руку мастера, привыкшего работать на больших плоскостях, украшая анфилады дворцовых покоев бесконечным кружевом золоченой резьбы. Есть основания считать, что зеркало сохранилось от первоначального убранства Зимнего дворца.

Столик

VIII века.

Дерево; резьба, окраска, роспись, золочение.

75х37х37

Государственный Эрмитаж

Столик происходит из собрания известного петербургского коллекционера Ю.Э. Озаровского. Начав собирать коллекцию в конце 1890-х годов, Ю.Э. Озаровский создал в своем небольшом доме в Соляном переулке в Петербурге частный музей под названием «Старый домик. Экскурсоводом был сам хозяин - великолепный рассказчик, страстный любитель старины, автор ряда публикаций об антикварном рынке того времени. Этот столик «в стиле рококо упомянут в путеводителе «Старый домик Ю.Э. Озаровского

Столик туалетный

Санкт - Петербург. Середина Х VIII века.

Дерево; резьба, золочение, окраска; обивка - штоф.128х175х65

Государственный Эрмитаж

Подобные «стильные вещи, предназначавшиеся для парадных анфилад, как правило, задумывались архитекторами одновременно с остальными деталями убранства: дверьми, люстрами, паркетами, резными картушами, обрамлениями зеркал и десюдепортов.

Основное внимание мастера сосредоточено не на удобстве, а на декоративных качествах канапе: сиденье слегка приподнято, что придает особую монументальность. Вместо обычной в барочной мебели для сидения мягкой спинки в резном фигурном обрамлении мастер украшает всю ее поверхность обильной орнаментикой, в которой преобладают мотивы раковин. Блеск позолоты оттеняет зеленая окраска фона резьбы. Обивка под цвет окраски выполнена из зеленого штофа нескольких оттенков.

Характерные контрастные сопоставления форм, масс, фактур отражены и в своеобразных картушах на спинке, которым придана объемность за счет специальных подложек. Мягкий матрац, который клали на сиденье, не сохранился.

Стол-консоль

Санкт - Петербург. Середина XVIII века

дерево; резьба, золочение, окраска

150х92х57

Государственный Русский музей

В эпоху барокко в России все чаще появляется мебель, выполненная в технике наборного дерева. Однако, в отличие от сложных сюжетных композиций западноевропейских образцов, русские ремесленники нередко использовали в декоре повторяющийся геометрический рисунок. По своему виду и технике он был чрезвычайно близок к узорным орнаментам паркетных полов, поскольку исполнителями, как правило, явились те же мастера «наклейной работы.

С 1750-х годов для столичной наборной мебели становится типичным включение в мозаичный орнамент деталей из моржовой кости. Именно в Петербург во время сезонных заработков отправлялось большинство северных мастеров-косторезов, отлично владевших техникой маркетри. Среди них особенно выделялся мастер костяных дел Осип Дудин, который, судя по его объявлению в «Санкт - Петербургских ведомостях за 1761 и 1764 годы, умел делать не только различные изделия из кости, но и «шкатулы, баулы, кабинеты из разных дерев. До нашего времени сохранились уникальные образцы корпусной мебели, поверхность которых полностью покрыта тонкими резными костяными пластинами со сквозным узоров наподобие ажурного кружева или снежной изморози.

Особым видом декорировки являлась и лаковая роспись. Еще с петровских времен на восточный манер отделывались целые кабинеты ли. Как их тогда называли, «лаковые каморы. Как правило, их украшали подлинные образцы китайского искусства, в значительном количестве переправляемые в Москву, Петербург, другие города России через Кяхту и Иркутск. Однако появлялись и предметы, сделанные в подражание им в стиле «шинуазри. Примером такой мебели может служить кабинет белого расписного лака, выполненный в 1759 году «лакирным мастером Кондором (по другим документам - Конрадом) по заказу великой княгине Екатерины Алексеевны для «Эрмитажа в Ораниенбауме.

Сам факт существования в Петербурге налаженного производства наборной и лакированной мебели свидетельствует о появлении в столице уже в середине ХVIII века мастеров, способных производить самые модные предметы обстановки. Помимо приезжих «вольных ремесленников их исполняли и казенные столяры ведущих петербургских ведомств, прежде всего Канцелярии от строений.

Крупнейшая в стране строительная организация, где были сосредоточены наиболее значительные силы мастеровых, Канцелярия сделалась для них своеобразной Академией художеств. Ведомство постоянно заботилось и о будущих кадрах. Дети всех ремесленников обучались грамоте в специальной школе, а с двенадцати лет каждого воспитанника начинали приобщать к какому-либо ремеслу. 11

По объему выполнявшихся работ и штату ремесленников с Канцелярией могла сравниться лишь Адмиралтейств-коллегия, в которой на 1751 год, согласно ведомостям относящейся к ней Партикулярной верфи, числилось семьсот пятьдесят пять охтинских «переведенцев; из них умеющих изготавливать художественную мебель - отделки домов знати, поскольку еще в петровское время жившие на Охте ремесленники зарекомендовали себя как исполнители качественных и относительно недорогих «домов уборов.

Крупнейшие ведомства - Канцелярия от строений, Адмиралтейств-коллегия, Академия наук и Каморцалмейстерская контора, ведавшая внутренним убранством императорских резиденций, опосредованно влияли на общую художественную направленность петербургского мебельного искусства. Как ведущие архитекторы, так и вдохновившие из «команды мастера-ремесленники были постоянно заняты не только государственными заказами, но и многочисленными частными работами в домах состоятельных жителей столицы.

Кроме того, с ними были тесно связаны и цеховые ремесленники, периодически привлекавшиеся к совместным подрядным работам.

Все эти сведения заставляют с большой осторожностью отнестись к известному высказыванию Екатерины II: « Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы, комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. 13 На основаниях этих слов обычно делается вывод, что количество мебели в жилых помещениях середины XVIII века, даже во дворцов по желанию Елизаветы Петровны одновременно строилось сразу несколько. Однако для личных покоев всегда можно было купить мебель на собственные деньги, не дожидаясь разрешения императрицы. Поэтому в конце концов молодая великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая императрица) стала сама заниматься обстановкой отведенных ей комнат, и, как видно из ее «Записок, вполне успешно. 15

Надо заметить, что мебели, которую изготавливали или продавали в столице, хватало не только петербуржцам, но и жителям других городов России. Бывали случаи, когда знатный вельможа делал сразу несколько копий для различных владений, как, например, граф А.П. Бестужев-Рюмин, который построил себе дом в Москве в 1753 году «по самому точному образцу существовавшего его дома в Петербурге: все комнаты здесь были расположены точно так, как и в петербургском доме. 16

Как следствие усилившейся деятельности по убранству интерьеров в 1731 году издается в Москве при Сенате специальный «Пошлинный тариф, в котором упоминается немало «домовых уборов и различных дорогих материалов, ввозимых из-за границы. Тут есть, в частности, ореховое дерево в «досках, красное, «желтое и «синее дерево «в поленьях, стекла «французские, «гамбургские и «любские (то есть из Гамбурга и Любека). Среди предметов мебели особенно выделены столы и стулья «всяких рук, кабинеты, «шкатулы, геридоны, кроватные уборы, расписные и лаковые доски, а также горки под «ценинную (фарфоровую) посуду.

Однако совершенно ясно, что большинство москвичей, так же как и жителей провинциальных городов, были далеки от модных нововведений, обставляя свои дома при помощи доморощенных умельцев. Вот как описывает А.Т. Болотов увиденную им по возращении из Петербурга в 1750 году «наилучшею и первейшую комнату в своем имении: «В переднем углу стоял длинный стол, в другом была матери моей кровать, в третьем печь и подле нее широкая скамья, а в четвертом стоял на лавках так почерневший шкафчик. Что надлежало разве скоблить ножом, чтоб узнать, что он был некогда крашен красками. 17

Зато зять Болотова обустроил свой дом с гораздо большим комфортом; он создал специальные мастерские, где работали крепостные «резчик, кузнец, слесарь, седельник, несколько человек ткачей, портных, сапожников и других тому подобных мастеровых и рукодельных людей. 18 С началом правления Екатерины II, когда многие дворяне, освободившись от обязательной воинской службы, вернулись в свои имения, процесс обустройства стал заметно интенсивнее, а русское мебельное искусство приблизилось к своему наивысшему подъему.

Канапе

Санкт - Петербург. Середина Х VIII века

Дерево; резьба, золочение; обивка - вышивка шерстью крестом. 129х294х54

Государственный Эрмитаж

Канапе эпохи барокко присуща некоторая гипертрофированность форм, сложность изменчивого силуэта, броская полихромность. В данном случае обивка искусно составлена из нескольких вышивок более раннего времени.

Торшер

Санкт - Петербург. Около 1762.

Дерево; резьба, золочение. 474х140х90

Государственный Эрмитаж

Шестиярусный на двадцать девять свечей торшер со скульптурными фигурками путти является уникальным образцом первоначального убранства Зимнего дворца, выполненного по проектам Растрелли. Пышная резная орнаментика, стремление под декорировкой скрыть конструкции изделия, воспринимавшегося неразрывно с остальным резным убранством интерьера, - характерные черты парадной мебели эпохи барокко.

Канапе

Санкт - Петербург. По проекту Ф.Б. Растрелли. 1750-е

Дерево; резьба, золочение; обивка - штоф

123х229х69

Царское Село

Выполнено по проекту Растрелли для обстановки парадных залов Большого Царскосельского дворца под руководством австрийского резчика-скульптора И.Ф. Дункера

Стулья


Россия. 1750-1760-е

Дерево; резьба, окраска, золочение; обивка - штоф 105х54х48

Государственный Эрмитаж

Стул в центре публикуется впервые

Окрашены «на ореховый колер. Верх спинки, ножки и царга украшены резными золочеными рокайлями. Рельефные контуры конструкции выделены позолотой. На оборотной стороне спинок стульев вырезаны латинские литеры: D, G, L. Если предположить, что это обозначение последовательности изготовления стульев, то можно сделать вывод, что их было по крайней мере четырнадцать. Подлинная обивка стульев представляет собой вышитые накладки, закрепленные на штофной ткани. Это не что иное, как детали от отделки кроватного ламбрекена. Выйдя из моды или износившись, стоивший немалых усилий и кропотливого труда вышитый «кроватный убор аккуратно разрезался и становился украшением мебели. Подобные примеры не единичны и указывают на то, что обивка может быть не только более позднего, но и гораздо более раннего происхождения, чем сама вещь в целом.

Резные спинки стульев

Санкт - Петербург. Вторая треть XVIII века

Орех, дуб; резьба; обивка - кожа. 95х51х42

Государственный Эрмитаж

Стул и кресло справа публикуются впервые.

Стул из обстановки парадных интерьеров усадьбы графа А.Р. Воронцова

Середина XVIII века

Дерево; резьба, золочение, окраска. 110х48х58

Кресло из обстановки парадных интерьеров усадьбы графа А.Р. Воронцова

Россия. Владимирская губерния Усадьба Андреевское

Мастерские графа А.Р. Воронцова

Середина XVIIIвека

Дерево; резьба, золочение, окраска. 120х57х60

Государственный музей архитектуры

Паркет из западного китайского кабинета Большого дворца в Петергофе .


Общий вид и фрагменты

Санкт - Петербург. Мастер О. Дудин

Около 1777

Дерево; кость, фольга; рельефная и ажурная резьба, гравировка. 94х86,4х39

Частное собрание

Бюро - кабинет с верхней откидной крышкой и четырьмя выдвижными ящиками имеет пять бронзовых ключевин, две бронзовые боковые ручки для переноса кабинета, шесть костяных ручек для выдвигания ящиков да - на кронштейнах, поддерживающих откидную доску. Кабинет обложен костяными пластинами, прикрепленными к деревянной основе с помощью клея и тонких костяных шпилек.

Поверхность кабинета украшена тридцатью шестью рельефными пластинами, двадцать их которых в черных рамках. На восьми пластинах портретные изображения русских императоров и императриц ХVIII столетия.

Фасад кабинета, помимо пластин с портретными изображениями, украшен еще двенадцатью рельефными пластинами.

Все тридцать шесть рельефных изображений декорированы пластинами ажурной сквозной резьбы растительного характера с фигурами птиц и животных. Под которые подложена цветная фольга: зеленого, красного и золотистого цвета. Остальные пластины с изображениями цветов, травяного орнамента, цветов и деревьев в вазонах, которыми обложен кабинет - бюро, выполнены в технике гравировки.

Эти рисунки нанесены на костяные пластинки неглубоко прорезанными линиями, штрихами и сеткой и протравлены зеленой, коричневой, красной или черной краской. Резьба по кости в северных областях России существовала с давних пор, но наибольшую популярность и распространение, костяные изделия получили по второй половине ХVII века. Существовало несколько центров костяного искусства: на севере - Холмогоры, Архангельск, в центре, в Москве - Оружейная палата (в ХVII столетии), но после основания. Санкт - Петербурга, в первой половине ХVIII века происходит перераспределение художественных сил страны, и к середине века наиболее искусные мастера трудятся в столице. Их работы формируют спрос на костяные изделия. Мастера-косторезы заполняют рынок мелкими поделками: ларцами, шкатулками для рукоделия, туалетными коробочками, гребнями.

Для более состоятельных покупателей они изготавливают настольные кабинеты, туалеты, бюро. Самым дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой.

Бюро-кабинет

Санкт - Петербург. Мастера Адмиралтейств-коллегии. 1750-е.

Дерево; резьба, золочение, полихромная окраска.

Государственный Эрмитаж.

Картуш - один из редких подлинных образцов убранства петербургских интерьеров эпохи барокко. Сочная объемная резьба контрастирует с гладким средником, на котором помещен расписной герб графа П.И. Шувалова.

Позолота, как это характерно для ХVIII века, нанесена на плотный слой левкаса и красного полимента - клеевого состава, служащего для более крепкого приклеивания листочков золотой фольги к поверхности резьбы. Некоторые детали (плоды и цветы в венках, фигурки путти, женские полуфигуры) расписаны прямо по позолоте; обнаженные участки тела - в бледно-розовый цвет, волосы - в темный, выделены глаза, ресницы, брови, нанесены румяна на щеки. Подобный прием раскраска «под натуру был особенно типичен для корабельной резьбы XVIII века, которую выполняли мастера Адмиралтейств-коллегии.

Кабинет

Санкт - Петербург. Мастер Ф. Кондор 1759

Дерево; роспись по лаку, резьба. 234х91х57

Ораниенбаум

Бюро было сделано на заказ для юной великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрица Екатерины II), о чем имеется запись в ее расходной книге: «Лакировалному мастеру Кондору за сделанный им в1759 году в Ораниенбаумской Ермитаж лакированной кабинет - 600 (рублей) - сумма по тем временам весьма значительная. Для сравнения, месячный оклад «кабинетного дела мастера Ф. Мартынова в Канцелярии от строений составлял сто восемьдесят рублей.

Танцевальный зал Большого дворца в Царском Селе


Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1750-е

Задуманный Растрелли зал стал «визитной карточкой эпохи императрицы Елизаветы Петровны. По-барочному вытянута форма зала (ширина 17, длина 47 метров), фактурное и цветовое разнообразие в отделке, многократно отраженной зеркалами в резных золоченых рамах, создают мажорно-приподнятое настроение.