История благотворительности в России: царской, советской и современной. Меценаты дореволюционные и нынешние: кто больше? Золотой век российской благотворительности

Екатерина II: золотой век благотворительности России

После смерти Петра I в сфере благотворительности (равно как и в других) наступило некоторое затишье. Пока еще было непонятно насколько приживутся реформы первого русского императора куда поведут страну его потомки. Правление Петра II Анны Иоанновны Елизаветы и Петра III запомнилось лишь тем что наказания за профессиональное нищенство стало еще более строгим. Более того некоторые из приютов для новорожденных были закрыты поскольку деньги ранее тратившиеся на эти цели уходили в карман чередовавшихся фаворитов. Вплоть до восшествия на престол в 1762 году императрицы Екатерины II мы видим застой в вопросах благотворительности.

Урожденная принцесс Ангальт-Цербсткая будущая императрица не имела к России никакого отношения за исключением того что она была женой Российского императора Петра III который ненавидел все русское. В то же время среди представителей династии Романовых сложно найти того кто смог бы сделать для России больше чем Екатерина II. Как мы уже писали после кончины императора Петра I вопросам благотворительности уделялось очень мало внимания. Конечно представители правящей династии старались следовать заветам своего великого предка но этого было мало. Сказывалась нехватка государственной воли. Екатерина II постаралась изменить текущее положение вещей. Какие же для этого были предприняты действия?

Первое время своего правления Екатерина II уделяла вопросам благотворительности не так много внимания, поскольку сперва необходимо было закрепиться на престоле и имелись другие дела первоочередной важности. В это время были изданы указы об ответственности за нищенство, однако форма наказания была несколько смягчена. Согласно указу от февраля 1764 года полицейские могли задерживать нищенствующих. В то же время до того, пока их дело не будет рассмотрено в судебном порядке, задержанным полагалась небольшая денежная дотация.

На этом факте следует заострить внимание, поскольку по сложившейся традиции правонарушители и подозреваемые помещаются в камеры предварительного задержания (КПЗ), условия в которых не то что оставляют желать лучшего, а больше напоминают тюрьму, где содержатся уже осужденные по приговору суда преступники. Проблема условий содержания в КПЗ и особенно нашумевшие в печати случаи смерти задержанных (особенно дело Сергея Магнитского) приобрели в нашей стране необычайную остроту и дискуссию в обществе. Понятно, что изменить условия содержания подозреваемых в совершении преступлений в сторону смягчения быстро не получится, т.к. для этого нужны большие средства. Но, по крайней мере, можно ограничить содержание в КПЗ лиц, не подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Видимо поэтому, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в одном из своих Посланий к Федеральному Собранию говорил о ведении «разумной уголовной политики», направленной на декриминализацию общества. Как следствие, несколько лет назад были приняты законы, которые позволяют применять наказания без лишения свободы. Таким образом, государство «убивает» сразу двух зайцев: ограничивает общение в КПЗ случайно попавших граждан с настоящими преступниками, а также не помещает подозреваемых (многие из которых, как показывает практика, в дальнейшем будут оправданы по решению суда) в тюремные условия. Отрадно видеть, что опыт гуманного отношения к задержанным, который впервые был применен при Екатерине II и оказался явно забытым в годы советской власти, становится востребованным в наше время.

По прошествии нескольких лет, когда с политического горизонта были устранены потенциально возможные соперники, императрица Екатерина II смогла более активно заняться государственными делами. Не остался без внимания и вопрос благотворительности. В 1764 году было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», которое впоследствии превратилось во всем известный Смольный институт. Оно было создано с целью формирования образованного общества, распространения образования. По замыслу императрицы, которая вплоть до Великой Французской Революции находилась под влиянием прогрессивных идей Локка и Монтеня, вернувшиеся в свои родовые гнезда выпускницы общества, будут стараться дать полученное образование своим детям. Если изначально будущих воспитанниц отбирали из дворян, то уже спустя год после основания Общества было открыто отделение для остальных сословий (не принимались только дети крепостных крестьян).

Постепенно по всей стране начинало открываться все больше учебных заведений. Обязанности по их обустройству легли на Приказы общественного призрения, о которых речь пойдет ниже. Действующие же учебные заведения реформировались с целью улучшения качества получаемого образования. Это были первые робкие шаги по внедрению грамотности среди простого населения. И, хотя, до внедрения системы в масштабах страны было еще очень далеко, начало народного образования, по мнению многих историков, было заложено именно при Екатерине II, которая делала все для его развития.

В 1763 году вновь вспомнили о приютах для брошенных младенцев, которые впервые были основаны при Петре I, но в последние годы были в забытьи. Екатерина II настолько загорелась этой идеей, что выделила из своих средств 100000 рублей, подав тем самым пример и для остальных доброхотов и, прежде всего, для своих фаворитов. Деятельность приюта была очень успешной. От приносивших детей просили назвать только имя младенца и сообщить, крещен он или нет. Вот почему всего лишь за 1765 год в Приют принесли почти 800 детей, что значило 800 спасенных жизней! В то время от детей не принято было отказываться, чадородие и плодовитость воспринимались, как дар Божий. Такие случаи, на первый взгляд, могли иметь место разве что среди знатных горожанок, которым необходимо было скрыть свою связь на стороне. И все-таки была еще одна причина, чтобы отдать младенца в Приют. Дело в том, что дети крепостных после рождения также считались крепостными, а согласно Уставу данного заведения каждый младенец считался от рождения свободным. Вот почему для многих крестьян сдача ребенка в Приют была единственным шансом подарить ему свободу.

В нашей стране в условиях падения рождаемости и сокращения численности коренного населения вновь вырос интерес к приютам для брошенных младенцев. Особенно активно развернулись дискуссии вокруг так называемого, «бэби-бокса». Он представляет собой инкубатор, который вмонтирован в стену больницы. Бэби-бокс имеет 2 дверцы: наружную (через нее кладут младенца) и внутреннюю (откуда забирают ребенка сотрудники учреждения). Внутри бокса поддерживаются оптимальные температура и влажность. Благодаря особой конструкции достать малыша обратно уже невозможно. Сразу после того, как в боксе оказывается младенец, включается сигнализация и его оттуда забирают, осматривают и делают анализы. Плюсы бэби-бокса очевидны. Сохраняется полная анонимность (около бокса нет видеокамер) и, как следствие, ликвидируется одна из причин совершения абортов. Кроме того, не надо оформлять никаких бумаг, не надо проходить сложных процедур. Достаточно просто положить ребенка в дверку и все. Отказавшаяся от ребенка мать не несет уголовной ответственности (разумеется, укор совести еще никто не отменял). Но самое главное - сохраняется человеческая жизнь. Сейчас вопрос об установке бэби-боксов обсуждается в законодательных органах. Возможно, что их будут ставить не только в больницах, но и в социальных центрах и монастырях. Так, Екатерининская идея приютов для подкидышей обретает в наше время новое дыхание. екатерина благотворительность россия

1775 год был ознаменован созданием Приказов общественного призрения. По своим функциям они напоминали современные органы социальной опеки, но по своему масштабу они представляли «министерство благотворительности». В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов, дома для неизлечимо больных (прообраз современных хосписов) и для сумасшедших (смирительные дома). По сути, была создана государственная система, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

Следует отметить, что некоторые идеи, заложенные в указе, явно опережали свое время. В частности, приютов для неизлечимо больных, в советское время не было. Таковых просто выписывали из больницы, и они угасали уже дома. К идее хосписов в нашей стране вернулись лишь в 1990 году. В настоящее время только в Москве их насчитывается 8, чего вполне достаточно для помещения неизлечимо больных. Идея хосписов активно развивается и на начало 2012 года их количество в России перевалило за 70. Остается только удивляться широте государственного ума императрицы, решения которой в вопросах благотворительности не потеряли актуальности до сих пор.

Вместе с созданием новой государственной благотворительной системы всячески поощрялись любые формы частной благоворительности, однако жертвовать предписывалось в пользу действующих благотворительных учреждений во избежание попадания пожертвований в руки профессиональных нищих. Приказы общественного попечения представляли собой «верхний эшелон» общественной благотворительности. На местах же делами милосердия занимались поместные органы попечения, например, суд для сирот, дворянская опека и другие. В 1785 году через создание участковых попечительств, к благотворительности были привлечены и другие слои населения. Россия доросла до появления меценатства.

Екатерина II сумела сделать так, что жертвовать на дела благотворительности стало модным. Меценатство становится все более распространенным явлением. Среди множества их имен мы не можем умолчать о братьях Орловых, князе Григории Потемкине, о купцах-меценатах из рода Строгановых. Так, Александр Сергеевич Строганов, прославился как первый русский вельможа, начавший коллекционирование предметов искусства. После него осталась одна из крупнейших в Европе частная коллекция картин и громадная библиотека. Его вклад в поддержание и развитие русского искусства и библиотечного дела был столь велик, что он стал главным директором императорской библиотеки и президентом Академии Художеств.

Князь Григорий Потемкин был выдающимся государственным мужем времен Екатерины II. Вся его жизнь и труды стали благом для России. Именно стараниями князя была ликвидирована постоянная угроза на южных рубежах России, которую ежегодно грабили хищные орды крымских татар. Он убрал с политической карты мира Крымское ханство, сделав степи древней Тавриды безопасными для простого русского землепашца, после чего его фамилия зазвучала иначе - Потемкин-Таврический. Вместе с этим князь считался выдающимся знатоком искусства. Как и многие из его современников, он активно собирал картины известных мировых художников, оставив после себя богатейшую коллекцию. Но больше всего он запомнился своей градостроительной деятельностью. При нем было основано множество городов на юге России, на его личные средства были возведено несколько храмов. Князь Потемкин-Таврический был одним из тех людей, благодаря которому время правления императрицы именуется не иначе, как «век золотой Екатерины».

Оканчивая рассказ о состоянии благотворительности в Екатерининскую эпоху, мы можем только удивляться масштабам проведенных реформ. Причем, в каких условиях! К моменту восшествия на престол Екатерины II Россия еще вела Семилетнюю войну. Вскоре после ее окончания начались многолетние боевые действия с Османской империей и жаждавшей реванша Швецией. Огромные средства уходили на фаворитов, а тут еще реформы, направленные на реорганизацию системы благотворительности. Естественно, перед нами встает законный вопрос: «Где деньги, Зин?!» Откуда в стране, находящейся в постоянном состоянии войны с соседями, когда уровень коррупции и фаворитизма бил все рекорды, находятся средства на благотворительность??

Таким практически неисчерпаемым денежным источником для Екатерины II становится Православная Церковь. В 1764 году был издан манифест, согласно которому прежняя система церковного землевладения упразднялась. Отныне все земельные наделы, которые накопились у Церкви за несколько сот лет, подлежали передаче в Коллегию Экономии, а населявшие их крестьяне отныне стали называться «экономическими». В результате около 1000000 крестьян перешло в руки государства. С экономических крестьян в год собиралось 1,366 миллиона рублей налогов. Из этой суммы в пользу Церкви шло поначалу, приблизительно 30%, но позже, с увеличением размера собираемого налога, ее уменьшили до 13%. Фактически это был узаконенная форма грабежа, однако в условиях отсутствия института патриаршества разрозненные протесты духовенства были легко подавлены. Несогласные с реформой были сосланы в дальние монастыри.

Подводя черту под реформами в области благотворительности в правление Екатерины II, мы можем сказать следующее. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: «Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе». С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано «министерство благотворительности», в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

В то же время Православной Церкви при Екатерине II был нанесен сильнейший удар, от которого она так и не сумела оправиться. На экономической самостоятельности Церкви был поставлен крест, однако полученные в ходе секуляризации церковных земель средства позволили осуществить реформу всей системы благотворительности, которая в последующее время доказала жизнеспособность многих своих идей.

Российская частная филантропия жива и продолжает динамично развиваться, несмотря на неурядицы в экономике. При этом, как свидетельствуют многочисленные интервью, проведенные Центром управления благососто­янием и филантропии СКОЛКОВО с владельцами крупных капиталов, их семьями и представителями семейных офисов, сегодня практически каждый опрошенный бизнесмен и его семья находятся в поиске наиболее эффективных способов дарения, преследуя при этом различные цели.

Согласно данным разных источников, в 2014 году количество частных благотворительных фондов, учреж­денных богатейшими семьями России, превысило 40, а общий объем пожертвований частных лиц увеличился с 214 млн долларов в 2012 году до 555 млн долларов в 2014-м. В текущем году эта цифра, скорее всего, также возрастет. Но будет ли проявляющийся интерес владельцев крупных капиталов к филантропии устойчивым и долгосрочным или это лишь эмоциональная реакция на зарубежные истории успеха? Исход можно предвидеть. Ведь, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Так что будет вполне справедливо заглянуть в прошлое, чтобы понять, куда сейчас движется российская частная филантропия.

Начала

На разных этапах истории филантропия в России имела свои особенности: менялись мотивы благотворительности, ее механизмы, а также политика государства по отношению к социально направленной деятельности. Отличалось ее воплощение и горизонт воздействия – от милостыни, имеющей краткосрочный эффект, до институциональной филантропии с долгосрочными целями.

Для русской филантропии на стыке XIX и XX веков было характерно разнообразие форм благотворительных организаций. В то время только в Москве их насчитывалось примерно 500, притом что традиционно важную роль в этой области играла православная церковь. К началу прошлого века существовало около 48 370 русских православных храмов, многие из которых имели собственные благотворительные церковно-приходские учреждения.

К тому времени филантропия была уже неотъемлемой частью нашей культуры, что нашло свое отражение даже в русской речи. В XIX веке россияне часто обращались друг к другу в таких выражениях, как «милостивый государь», «отец-кормилец», «заступник», «милосердный покровитель», которые не встретишь в современной лексике. В конце XIX века благотворительностью активно стали заниматься органы местного самоуправления – земства, строившие школы, больницы, пункты питания для нищих и жилье для бездомных.

На новый уровень благотворительность в России удалось вывести членам монаршей фамилии, пытавшимся привить обществу любовь к занятию благотворительностью, демонстрируя на личном примере важность социальной деятельности. Диктуя моду на филантропию, представители императорской семьи стимулировали интерес к этой сфере богатейших людей того времени – дворян и купцов. Ведь именно эпоха бурного расцвета предпринимательства в XIX веке считается пиком развития филантропии в России – ее золотым веком.

Самыми популярными направлениями благотворительной деятельности в то время были поддержка культуры и искусства, образования, церкви и армии. Так, в конце XIX столетия 75% средств, выделенных на нужды благотворительности, принадлежали частным лицам. Если в начале золотого века главными жертвователями были представители аристократии, такие как Дмитрий Голицын и Николай Шереметев, то к началу века XX на авансцену вышли предприниматели, имена которых на слуху и по сей день: Третьяковы, Бахрушины, Мамонтовы, Боткины, Прохоровы, Морозовы, Щукины.
Сама собой напрашивается аналогия с дореволюционными купцами, представляющими золотой век российского меценатства,
и сегодняшними бизнесменами. Они также представляют собой первое поколение капиталистов, которым пришлось строить свой бизнес в условиях только-только народившихся, еще не устоявшихся рыночных отношений. По данным UBS , так же как и в прошлом столетии, сегодня большинство частных капиталов в России – 92% – по-прежнему находится в руках первого поколения собственников. При этом также многие состоятельные российские бизнесмены и их семьи задумываются о том, чтобы нарастить свою благотворительную деятельность, сделать ее более институциональной. Согласно Международному исследованию Coutts Million Dollar Donors Report, к 2014 году пожертвования российских владельцев частных капиталов составили более половины всех пожертвований – свыше 1 млн долларов. Продолжает расти количество учрежденных ими благотворительных фондов, которые играют ключевую роль в возрождении культуры добровольных пожертвований и благотворительности в России.

Золотой век российского меценатства был оборван Октябрьским переворотом 1917 года, за которым последовала национализация всех средств благотворительных организаций с их последующим упразднением. Однако на непродолжительное время, столкнувшись с неизбежной необходимостью решать острые социальные проблемы, государству пришлось взять эту ответственность на себя.

Наиболее крупными государственными филантропическими институтами советского времени считались Наркомат государственного призрения и Наркомат социального обеспечения (1918), которым были переданы все полномочия в области общественного попечения, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца (1923), готовившее медицинских сестер для оказания помощи пострадавшим, а также Детский фонд им. Ленина (1987), который занимался поддержкой детей.

Частная благотворительность в советское время существовала, принимая формы милостыни, прямой помощи нуждающимся, различных видов социальных работ и волонтерства. Хотя Отечественная война формально и вернула традицию частного добровольного дарения, однако все собранные в эти годы средства поступали на государственные счета, направляясь на нужды обороны.

При этом на протяжении более 70 лет советского времени наше общество не знало институциональной филантропии. Первые благотворительные фонды в России удалось сформировать только с началом горбачевской перестройки. Однако по-настоящему дореволюционная традиция благотворительности стала возрождаться уже после развала СССР, в новой России.

В тренде

Известный толчок развитию российской филантропии как структурированной формы деятельности дало принятие сразу нескольких федеральных законов, регулирующих эту сферу. Ренессанс российской благотворительности происходил в это время как на корпоративном уровне – в рамках программ социальной ответственности, так и на личном, когда обычные люди и предприниматели вместе с членами семьи превращались в благотворителей, волонтеров, активно участвуя в филантропической деятельности.

Сегодня данный процесс – достаточно судить по суммам пожертвований – набрал весьма заметные обороты. При этом, согласно данным, полученным в ходе исследования владельцев частных капиталов России за 2015 год, проведенного Центром управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО, в наши дни эта активность чаще всего принимает форму прямого дарения.

Однако сегодня, в условиях известных экономических и политических пертурбаций, закономерно задаться вопросом, как будет развиваться частная благотворительность в России в дальнейшем. Чтобы выстроить достоверную картину на перспективу, историческую традицию российской благотворительности стоит рассматривать в преломлении важнейших глобальных тенденций в этой области. Их пять.

Во-первых, это стратегическое видение, которое выражается в стремлении придать своей благотворительной деятельности более системный характер с учетом избранной миссии и поставленных целей, что придает ей максимальную устойчивость.

Во-вторых – широкое распространение кооперации в благотворительности. Она предполагает распространение лучших практик внутри сообществ третьего (некоммерческого) сектора, а также реализацию партнерских проектов с другими филантропическими организациями и государством.

В-третьих – отказ от реактивного подхода к решению социальных проблем в пользу попыток, найдя первопричину, направить благотворительную деятельность на их устранение.

В-четвертых – все более широкое распространение инновационных механизмов благотворительности, включая инвестиции социального воздействия, венчурную филантропию, социальные облигации и др. По сути, все они направлены на решение социальных проблем с помощью использования различных финансовых инструментов, а также нематериальной поддержки.

В-пятых – вовлечение нового поколения в занятие филантропией, которая нередко рассматривается в контексте планирования преемственности. Эта тенденция особенно актуальна для России, где как раз подрастает второе поколение наследников патриархов в обеспеченных семьях. Исследование владельцев частных капиталов России в 2015 году показало, что большинство российских бизнесменов (66%) обсуждают темы благотворительности и филантропии со своими детьми. Дети почти каждого десятого (12%) занимаются собственным благотворительным проектом. Таким образом, многие респонденты, опрошенные в ходе исследования, отметили важность участия в благотворительной практике наследников патриарха семьи, которую связывают с положительным влиянием на становление личности и накопление жизненного опыта у младшего поколения.

Таким образом, есть все основания считать, что российская частная благотворительность продолжит динамично развиваться, опираясь на многолетние традиции и совре­менный глобальный опыт. Перед сегодняшними российскими меценатами открываются широкие возможности для развития и укрепления филантропии, направленной на достижение реальных и долгосрочных изменений как внутри страны, так и в мире. Их реализация поможет вернуть российской благотворительности статус важнейшей культурной составляющей для общества и возродить эпоху золотого века меценатства в новом современном видении.

Цели:

  • Способствование формированию знаний учащихся об истории возрождения меценатства и благотворительности в России, в отдельных её регионах.
  • Приобщение к культурным, духовным ценностям и творчеству своего народа.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся, способности к публичному выступлению, к проявлению индивидуальных суждений.

Оформление: книжная выставка, высказывания известных людей, портреты известных меценатов, компьютерная презентация.

Приглашённые гости: представители благотворительных фондов, руководители организаций и предприятий, занимающихся благотворительностью и меценатством.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя: (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

Добрым быть совсем не просто,
доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

(Приложение 1 . Слайд 3) Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о меценатстве. О меценатах в российской прессе принято говорить или хорошо, или ничего. Возможно, пора уже признаться в том, что культура сегодня живет не только заботами государства, что явление «меценатства» в России стало реальностью нашего времени и не замечать его было бы опрометчиво. Что оно представляет? Это сложный вопрос. Однозначного ответа на него я не знаю. Известно, что всякое явление познается в сравнении. В нашем случае важную роль в возрождении благотворительности и меценатства на рубеже ХХ-ХХI веков сыграли традиции, заложенные на рубеже ХIХ-ХХ веков меценатами «Золотого века» российской благотворительности – Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Солдатенковыми, Мамонотовыми, Бахрушиными и другими российскими купцами, фабрикантами, банкирами, предпринимателями… Свой сегодняшний разговор мы начнем с причин появления меценатства и познакомимся с некоторыми из них.

Ведущий 1: Восемнадцатый-начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых – причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.
Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) – библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства. (Приложение 1 . Слайд 4)
Но и на богатом фоне меценатства в России конец девятнадцатого-начало двадцатого веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.
Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина – гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Ведущий 3: (Приложение 1 . Слайд 6) М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников(под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева – Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Ведущий 4: (Приложение 1 . Слайд 7) П.М. Третьяк ов (1832-1898). В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура – он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.» Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея – положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.

Ведущий 1: (Приложение 1 . Слайд 8) Елена Павловна , до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская. В возрасте 15 лет была избрана Вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной – также представительницей Вюртембергского дома, в супруги Великому князю Михаилу Павловичу , четвёртому сыну Императора Павла I . Приняла православие, была пожалована титулом Великой княгини как Елена Павловна (1823). 8(21) февраля 1824 года сочеталась браком по греко-восточному православному обряду с Великим Князем Михаилом Павловичем. В своей благотворительной деятельности проявляла не только высокие духовные качества, но и организационный и администраторский талант. Обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного. Она любила беседовать с видными учеными и художниками. Всю свою жизнь проявляла большой интерес к искусству и покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Ей, по словам сенатора А. Ф. Кони, "доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант. Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи». Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу » в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову , И. К. Айвазовскому , Антону Рубинштейну . Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории, финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично принадлежавших ей бриллиантов. Начальные классы консерватории открылись в ее дворце в 1858 году . Содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя . Интересовалась деятельностью университета , Академии Наук , Вольного Экономического общества . В 1853-1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами – устав общины был утвержден 25 октября 1854 года. Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго Мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». “…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…”
Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан , из письма Российскому Обществу Красного Креста (1896 г.) Ею было обнародовано воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка , Великая княгиня финансировала её деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшим такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны. Главная ее забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями.

Ведущий 2: (Приложение 1 . Слайд 9) Александр Людвигович родился в семье придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица и Амалии Анжелики Кристин Готтшалк. Окончив Дерптский университет , в 1840 году А.Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов России, на должность члена Мануфактурного совета. В 1843 году , после смерти отца, как единственный сын, унаследовал все его огромное состояние, а также и дела его банкирского дома, и занял должность придворного банкира. Благотворительная деятельность Штиглица, являвшаяся как бы продолжением благих начинаний его отца, касалась больше всего нужд просвещения и интересов его подчинённых. Молодой владелец фирмы щедро награждал и обеспечивал на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) им было сделано два крупных пожертвования (по 5 000 рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе . В 1858 году , одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора, а в 1859 году , также на нужды просвещения, пожертвовал капитал, в ознаменование совершеннолетия наследника цесаревича. Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, – было учреждение на его средства в Петербурге центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 000 000 рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие. Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нему в каких бы то ни было более-менее близких отношениях. Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние».

Слово учителя: (Приложение 1 . Слайд 10)Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им – энтузиастам, собирателям, меценатам. Никаких государственных программ и планов не было в помине. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иногда исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных. Коллекции частных лиц – собрания многие и разные – не были похожи друг на друга, отбор подчас становился не строг, и тогда профессионалы имели право назвать увлечение любительством. Однако наличие коллекций, взаимно одна другую дополнявших, позволяло формировать фонды музейных ценностей полно и многообразно, во всех тонкостях отражая представление русского общества о тех или иных периодах и явлениях в русской и западной культуре.
Интуиции прирожденного коллекционера можно посвятить специальное исследование. Но то, что этим качеством обладали виднейшие наши собиратели, не требует доказательств. Иначе не объяснить, как ими были оценены и собраны те памятники искусства, которые получили признание лишь годы и десятилетия спустя.
Только благодаря своеобразному провидческому дару знаменитых русских коллекционеров наши музеи располагают уникальным составом экспонатов – произведений искусства мирового значения не только нового времени, но и более давних веков. Одним из таких ярких представителей нашего времени является Алишер Усманов, бизнесмен, выкупивший произведения искусства М.Ростроповича и Г.Вишневской. Коллекция была выкуплена целиком, и новый владелец вернул её в Россию. Судьба коллекции, собранной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, определена: четыреста с лишним картин и произведений декоративно-прикладного искусства отправятся в Стрельну, в Константиновский дворец, парадную государственную резиденцию, лишенную до сих пор собственного художественного собрания.

Слово учителя: Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.
Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).
Меценатство в России в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия – все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России «золотой поры» – качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное – эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

Слово учителя: Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, – не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги – это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность – обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов.

(Приложение 1 . Слайд 11) Наш город хоть и маленький, но здесь живут люди с большим и добрым сердцем. Особое место в спектре обширной деятельности занимает Фонд духовного возрождения «Рухият» (город Альметьевск, РТ), созданный десять лет назад для сохранения национальных культурных традиций, выявления и поддержки талантливых людей. И сегодня у нас в гостях исполнительный директор «Рухият» Флюра Шайхутдинова, которая расскажет о деятельности Фонда.

(Выступление директора Фонда с использованием видеоролика деятельности Фонда «Рухият»).

Заключительное слово: (Приложение 1 . Слайд 12) В нашем государстве учреждён специальный орден «Меценат России». Этим орденом награждаются государственные и общественные деятели России и иностранных государств за меценатскую, благотворительную, экономическую, научную и общественную деятельность, позволившую существенным образом улучшить условия жизни людей и экономику Российского государства.
Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться, прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад. (Приложение 1 . Слайд 13)

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

благотворительность меценатов бизнес

Причины появления меценатов.

О меценатах (спонсорах, благотворителях, филантропах) в российской прессе принято говорить "или хорошо, или ничего". А поскольку "хорошо" сродни рекламе, то предпочтение отдается практике "стыдливого умолчания". Получается, что меценатов у нас нет, а между тем, огромное число событий художественной жизни происходит на внебюджетные деньги…

Возможно, пора уже признаться в том, что культура сегодня живет не только заботами государства, что явление "меценатства" в России стало реальностью нашего времени и не замечать его было бы опрометчиво.

Что оно собой представляет? - это сложный вопрос. Однозначного ответа на него я не знаю. Известно, что всякое явление познается в сравнении. В нашем случае важную роль в возрождении благотворительности и меценатства на рубеже XX-XXI веков сыграли традиции, заложенные на рубеже XIX-XX веков меценатами "Золотого века" российской благотворительности - Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Солдатенковыми, Мамонтовыми, Бахрушиными и другими российскими купцами, фабрикантами, банкирами, предпринимателями… В этом контексте и следует начать рассмотрение новейшей истории меценатства в России.

Начну с цитаты: "Всю общественную ниву заполонило хищничество, всю ее, вдоль и поперек, избороздило оно своим проклятым плугом. Нет уголка в целом мире, где не раздавались бы жалобы на упадок жизненного уровня, где не слышалось бы вопля: нет убежища от хищничества! Некуда скрыться от него! Головы, несомненно, медные - и те тронулись им, и те поняли, что слабость презренна, и что только сила, грубая, неразумная сила имеет право на существование".

Знакомая картинка?! Нет, это не о нас. Это М.Е. Салтыков-Щедрин написал в конце XIX века о своем времени, о нарождающемся классе российских предпринимателей и о нравах царивших в их среде.

Итак,19-ый век и начало 20-го, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий.

Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное. Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых- причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.

Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)- библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. Предположительно, что сумма П.Г. Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства.

Вообще, меценатство характерно для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), осуществляемая в порядке личной инициативы отдельными представителями господствующего класса и имеющая своей конечной целью максимальное подчинение деятельности поэта или художника своим интересам, а через это интересам своего класса. В наиболее примитивной форме меценатство возникает на почве материальной необеспеченности писателей в те эпохи, когда отсутствует широкий книжный рынок. «Господствующая на ранних ступенях общественного развития хозяйственная система предопределяет неизбежно и производственный труд художника (равно как и его социальное положение). Подобно тому как материальные ценности производятся или для собственного потребления, внутри домашнего (ойкосного) хозяйства, или же на заказ, или же наконец на рынок, так точно в области создания художественных произведений друг друга сменяют те же самые формы производства» (Фриче, Социология искусства).

В понятии меценатства и объединяются таким образом прежде всего,те формы материальной зависимости художника от господствующих классов, при которых он является частицей домашнего или дворцового хозяйства своего покровителя -- представителя рабовладельческой (позднее феодальной) аристократии.

С некоторыми изменениями эти формы меценатство повторяются на протяжении античной и феодальной общественных формаций. Таково было положение художника в древнем Египте, в Индии, в древней Греции (М. тиранов Поликрата, Гиерона и др.), в Риме, где в деятельности Мецената явление это получает особенно четкое выражение, и наконец в каролингской монархии (Академия Карла). Правда, эпоха развитого феодализма выдвигает в формах мейстерзанга цеховую организацию поэтов-ремесленников. Но в эпоху распада феодализма и разложения цехового ремесленничества ремесленник-поэт опять уступает место придворному поэту-слуге (ср. М. итальянских владетельных фамилий -- Медичи во Флоренции, Борджиа в Риме, Висконти в Милане, д"Эсте в Ферраре, Корнаро в Венеции и др.). На последнем этапе распада феодализма поэт при дворе абсолютного монарха или вельможи снова «попадает почти в то же положение, в каком он находился в феодально-ойкосном хозяйстве, с той разницей, что он уже не был крепостным, не считался и valet de chambre, а приглашался временно ко двору за определенную денежную, а не „натуральную плату» (Фриче). На этой ступени М. чаще всего принимает форму «монарших милостей», наград, синекур, почетных званий и т. п. Наряду с «лауреатами» и «придворными пиитами» покровительствуемые писатели начинают занимать разного рода придворные звания и должности (секретари, чтецы, директоры придворных театров, воспитатели и т. д.). Сюда же следует отнести «цензорские» должности. Абсолютная монархия практикует также выдачу пенсий. С выделением королевского хозяйства из государственного и с образованием государственного бюджета наряду с пенсиями из «шкатулок» появились «государственные» пенсии выдающимся писателям, их семьям и потомкам. Переход писательских пенсий на счет государственного бюджета породил в некоторых странах широкое М. министров финансов (Кольбер, Фуке и др.). В момент своих революционных выступлений молодая буржуазия резко протестует против М. как «постыдной зависимости» поэта, требуя от него «свободы творчества» (ср. высказывания на эту тему штюрмеров и «Молодой Германии», представителей буржуазной линии сентиментализма и романтизма во Франции и Англии). Фигуры придворного поэта и его светлейшего мецената даны в комической трактовке в ряде произведений буржуазной литературы (Гофман и др.). В эпоху промышленного капитализма М. сохраняется в качестве одного из пережитков феодализма при княжеских и королевских дворах (см. Лауреаты). Однако и буржуазия, укрепив свое положение класса-гегемона, прибегает к М. как удобному средству в классовой борьбе, выдвигая новые типичные формы М. -- премирование (премии академий, премия Нобеля и т. п.), поддержку нерентабельных изданий (организация Карнеджи, издания средневековых текстов и т. п.). Показательно, что рост М. усиливается при империализме (М. американских миллиардеров). На современном этапе кризиса капитализма, в момент величайшего обострения классовой борьбы, лучшие силы демократической интеллигенции обращаются к классу, борющемуся за социализм и уже строящему его в одной шестой части мира (Ромэн Роллан и др.); теперь М. капиталистов, развращая неустойчивых и менее ценных представителей литературного мира и превращая их в послушное орудие своей политики, так же не способно охранить писателя от кризиса книжного рынка, как другие организационные мероприятия буржуазии не в силах предотвратить этот кризис в целом. Явление М. чрезвычайно характерно для русской литературы XVIII в. Поэты этой эпохи в массе славословят монархов и вельмож, получая от них вознаграждение табакерками, перстнями и синекурами. Характерными памятниками этой «поэзии на случай» являются оды Тредьяковского (бывшего придворным стихотворцем Анны), Ломоносова, Державина, Петрова и множества более мелких поэтов той поры. Денежная зависимость от меценатов характеризует позднее покровительствуемого двором официального российского историографа Карамзина, Жуковского, занимавшего при дворе ряд синекур, и Крылова; директор Публичной биб-ки Оленин, испрашивая одну из очередных подачек у Александра I для Крылова, выставлял в качестве особой его заслуги проповедуемое в баснях «отвращение от вольнодумства». Поэтов-декабристов начинает тяготить М.; Рылеев резко отвергал покровительство монархов поэтам: «Сила душевная слабеет при дворах, и гений чахнет; все дело добрых правительств состоит в том, чтобы не стеснять гения. Пусть он производит свободно все, что внушает ему вдохновение. Тогда не надобно ни пенсий, ни орденов и ключей камергерских...» Такое отношение к М., характерное для идеологов новых буржуазных отношений, тесно связано с издательской практикой Бестужева и Рылеева: именно им принадлежит заслуга введения гонораров, сыгравших огромную роль в профессионализации литературного труда. Однако меценатство еще долгое время остается присущим русской литературе: во время Крымской кампании Никитенко сетует, что бесчисленные стихи вдохновляются не столько действительным патриотизмом, сколько вожделениями к перстням, табакеркам и т. д. Революционно-демократические писатели 60--70-х гг. относятся к М. с презрением. М. вновь получает широкое распространение в эпоху символизма. Купцы и фабриканты -- Мамонтовы, Рябушинские, Морозовы -- субсидируют деятелей искусства: открывают картинные галереи, организуют театры, субсидируют литературные изд-ва («Мусагет», «Скорпион», «Гриф»), символистские журналы, большей частью роскошные, но не окупающие материальных затрат («Мир искусства», «Золотое руно» «Аполлон» и ряд других изданий). Во всей своей неприглядности и откровенной классовой значимости буржуазное М. раскрывается в субсидиях банков органам печати -- от националистически-октябристского «Нового времени» до меньшевистски-бундовского «Дня» . Недаром Ленин придавал столь серьезное значение разоблачению связи буржуазных газет с банками.

Октябрьская революция экспроприировала нетрудовые классы, выделявшие меценатов. Глубокие изменения воззрений на писательский труд, установленные нормы гонорара, организованная помощь литературным организациям со стороны государства, писательская взаимопомощь препятствуют проявлению у нас явления меценатства.

Но всего важнее здесь идейное, морально-политическое влияние социалистической революции на деятелей литературы и искусства, обусловливающее их идейный переход на позиции пролетариата. Именно это влияние социалистической революции и делает невозможным существование меценатства в условиях советской действительности.

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России 19-го 20-ых вв.

Купец Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901). Состояние около 22 миллионов. Самое крупное за всю историю благотворительности в России пожертвование: более 20 миллионов

Сын торговца бумажным товаром, за отсутствием времени он плохо выучился писать и складно излагать мысли. В 20 стал купцом первой гильдии, в 40 -- миллионером. Славился бережливостью и расчетливостью (доедал вчерашнюю гречку и ездил в экипаже, на котором в резину были обуты лишь задние колеса). Не всегда честно вел дела, но загладил это своим завещанием, отписав почти все миллионы на благотворительность.

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории: на его 200 тысяч рублей соорудили роскошную мраморную лестницу. Построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась Частная опера Саввы Мамонтова. Задумав получить дворянство, вызвался построить для города полезное заведение. Так появилась Клиника кожных и венерических болезней, оборудованная по самому последнему слову тогдашней науки и техники (ныне Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова), но без упоминания в названии имени жертвователя.

Оставил наследникам меньше полумиллиона, а 20 147 700 рублей (около 9 миллиардов долларов по сегодняшнему счету) поделил. Треть пошла на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях», треть на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде и содержание приюта для безродных детей. Треть «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных».

В 1909 году на 2-й Мещанской открылся первый дом «Свободный гражданин» (1152 квартиры) для одиноких и дом для семейных «Красный ромб» (183 квартиры), классические коммуны: магазин, столовая (в ее помещении «Сноб» устраивал прием после выставки в «Гараже»), баня, прачечная, библиотека. В доме для семейных на первом этаже были расположены ясли и детский сад, а все комнаты были уже меблированы. Разумеется, в «дома для бедных» первыми заселились чиновники.

Дворянин Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913). Пожертвовал более 3 миллионов.

В 46 лет совершенно неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов -- получил по завещанию. Дядя-дипломат Иван Мальцов оказался единственным, кто уцелел во время резни, учиненной в русском посольстве в Тегеране, во время которой погиб дипломат-поэт Александр Грибоедов. Возненавидев дипломатию, Мальцов продолжил семейный бизнес, занявшись устройством в местечке Гусь стекольных заводов: привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев, а вместе с ними -- и двойную фамилию.

Прожитые в бедности годы наложили отпечаток: Нечаев-Мальцов был необычайно скуп, но при этом страшный гурман и гастроном. Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой) завязал с ним дружбу (поедая на приемах деликатесы, сокрушенно подсчитывал, сколько стройматериалов мог бы купить на потраченные на обед деньги), а потом убедил-таки дать 3 миллиона, недостающих для достройки московского Музея изящных искусств (миллион царских рублей -- немногим менее полутора миллиардов современных долларов).

Жертвователь не только не искал славы, но все 10 лет, что потребовались для завершения музея, действовал анонимно. Шел на колоссальные траты: 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости, а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход. Из Италии выписал искусных каменотесов и т. п. Не считая музея (за который спонсор получил звание обер-гофмейстера и орден Александра Невского с бриллиантами), на деньги «стекольного короля» были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле.

Купец Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Пожертвовал более 5 миллионов

Торговец бумажной пряжей, пайщик текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, Трехгорного пивоваренного завода и Московского учетного банка. Старообрядец, выросший в «невежественной среде Рогожской заставы», еле обученный грамоте и стоявший за прилавком в лавке богатого (!) отца, после смерти родителя с жадностью стал утолять жажду знаний. Тимофей Грановский прочел ему курс лекций по древнерусской истории и ввел в кружок московских западников, подвигнув «сеять разумное, доброе, вечное». Солдатенков организовал некоммерческое издательство и стал печатать книги для народа, себе в убыток. Покупал картины (начал делать это на четыре года раньше самого Павла Третьякова). «Если бы не Третьяков и Солдатенков, то русским художникам некому было и продать свои картины: хоть в Неву их бросай», -- любил повторять художник Александр Риццони.

Свое собрание -- 258 картин и 17 скульптур, гравюры и библиотеку «Кузьма Медичи» (так называли Солдатенкова в Москве) -- завещал Румянцевскому музею (он ежегодно жертвовал этому первому в России публичному музею по тысяче, зато целых 40 лет), попросив об одном: выставить коллекцию в отдельных залах. Непроданные книги его издательства и все права на них получила Москва. Миллион пошел на строительство ремесленного училища и почти 2 миллиона на устройство бесплатной больницы для бедных, «без различия званий, сословий и религий». Больницу, построенную уже после его смерти, назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Вряд ли бы Кузьма Терентьевич обиделся, узнав, что ей присвоили имя доктора Сергея Боткина: с семьей Боткиных он был особенно дружен.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)

Происхождение покрыто тайной

Одна из легенд называет ее отцом самого императора Александра II. Совершив несколько неудачных попыток «найти себя» -- раннее замужество, рождение дочери, уроки пения, желание попасть на профессиональную сцену, занятие рисованием, -- сделала смыслом и целью своей жизни благотворительность. Развелась и вышла замуж за князя и крупного предпринимателя Вячеслава Николаевича Тенишева, прозванного «русским американцем». Отчасти это был брак по расчету: выросшей в аристократической семье, но при этом незаконнорожденной девочке он давал твердое положение в обществе.

Став женой одного из богатейших российских промышленников, но особенно после смерти князя (основатель знаменитого Тенишевского училища в Петербурге принципиально помогал усовершенствованию исключительно «культурных слоев общества») она смогла посвятить себя меценатству. При жизни мужа организовала рисовальные классы в Петербурге (где преподавал Илья Репин) и параллельно -- рисовальную школу в Смоленске.

В своей усадьбе Талашкино создала «идейное имение»: устроила сельскохозяйственную школу (где воспитывала «идеальных фермеров»), в кустарных мастерских готовила мастеров декоративно-прикладного искусства (под руководством Сергея Малютина и др.). Открыла первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства («Русская старина»), для которого было построено специальное здание в Смоленске. Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму. Тенишева, субсидировавшая вместе с Саввой Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», спонсировавшая Дягилева и Бенуа, прожила последние годы в эмиграции во Франции, занимаясь эмальерным искусством.

Маргарита Кирилловна Морозова (1873-1958), урожденная Мамонтова. Состояние около 5 миллионов

Дочь кузена Саввы Мамонтова и шурина Павла Третьякова, считалась первой красавицей Москвы. В 18 лет вышла замуж за Михаила Морозова (сына В.А. Морозовой), в 30 овдовела, будучи беременной четвертым ребенком. Никогда не занималась делами фабрики, совладельцем которой был ее муж. Брала уроки музыки у композитора Александра Скрябина, которого многие годы поддерживала материально (точно так же, как вдова железнодорожного магната Надежда Фон-Мекк -- Чайковского), чтобы тот мог творить, не отвлекаясь ни на что.

В 1910 году подарила собрание покойного мужа Третьяковской галерее -- 83 картины (два Гогена, Ван Гог, Боннар, К. Моне и Э. Мане, Тулуз-Лотрек, Мунк и ренуаровский шедевр «Портрет актрисы Жанны Самари»; Перов, Крамской, Репин, Сомов, А. Бенуа, Левитан, Головин и К. Коровин). Финансировала издательство «Путь», успевшее до 1919 года выпустить полсотни книг, преимущественно религиозно-философского содержания, а также журнал «Вопросы философии и психологии» и общественно-политическую газету «Московский еженедельник». Передала угодья в своем имении Михайловское в Калужской губернии педагогу-подвижнику С. Т. Шацкому, организовавшему здесь первую детскую колонию, которую она материально поддерживала. Во время Первой мировой войны устроила в своем доме лазарет для раненых.

После революции потеряла троих детей (один умер, двое оказались в эмиграции), жила в полной нищете на летней даче в подмосковном Лианозово. Комнату в новостройке персональный пенсионер Маргарита Кирилловна Морозова получила только в начале 1950-х.

А также группа товарищей

Купец Петр Иванович Щукин (1853-1912), совладелец фирмы «Иван Щукин с сыновьями», и купец Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929), владелец кожевенных заводов (рейтинг коллекционеров). Первый в 1905 году завещал Музей русской старины на Малой Грузинской Москве, второй в 1913 году подарил свой Театральный музей Академии наук, был удостоен аудиенции царя.

Купец Николай Лазаревич Тарасов (1882-1910), владелец бакинских нефтяных промыслов. Племянник французского писателя Анри Труайя (Лев Тарасов) и двоюродный дедушка одного из первых постсоветских миллионеров Артема Тарасова. Спонсировал МХТ, которому после смерти Саввы Морозова грозило разорение. Создатель и спонсор театра-кабаре «Летучая мышь», для которого сам писал скетчи. Оказался замешан в запутанный любовный треугольник и в 28 лет застрелился.

С.И. Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов., именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и 11 «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Чтобы представить масштабы благотворительности и меценатства русской торгово-промышленной буржуазии на рубеже веков обратимся к свидетельству Ф.И.Шаляпина, заметившего в этой связи: "Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха я нигде не видел. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут".

Признаем следующее: трудно отказать отечественным меценатам в бескорыстном желании добра и процветания их горячо любимой Родине -- России. "И ведь все эти мужики, Алексеевы, Мамонтовы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины, -- какие все это козыри в игре нации. Ну а теперь это -- кулаки, вредный элемент, подлежащий беспощадному искоренению!.. А я никак не могу отказаться от восхищения перед их талантами и культурными заслугами. И как обидно мне знать теперь, что они считаются врагами народа, которых надо бит и что эту мысль, оказывается, разделяет мой первый друг Горький...»

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.

Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.

До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. - Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).

Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.

Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых.
История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе. Со временем, наряду с индивидуальными формами благотворительности, стали возникать общественные организации, бравшие на себя функцию консолидации благотворительных пожертвований любого размера («кружечный сбор»), а также привлечения добровольцев для объединения усилий членов общества на решение тех или иных социальных проблем.

В России инициатива создания таких обществ исходила в начале XIX века от членов императорской семьи (Общество императрицы Марии Федоровны). Впоследствии стали возникать как местные отделения этого общества, так и самостоятельные общественные организации, ставившие своей задачей решение отдельных благотворительных задач, например, общество помощи детям врачей для получения ими высшего образования. В российских архивах хранятся многочисленные документальные свидетельства широкого развития благотворительного движения в различных территориях Российской; империи как в мирное время, так и особенно в годы Первой мировой войны.

После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина). Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями.

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования поступали на государственные банковские счета. Между тем, во всех странах с экономикой рыночного типа, где имеет место имущественное неравенство, благотворительность и, главным образом, через благотворительные организации, стала одним из заметных путей решения многих социальных проблем населения. В годы, называемые периодом перестройки, руководство нашего государства признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд и, наконец. Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации.

В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России, объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Также в России действуют около 70-ти крупных иностранных благотворительных фондов (более трети из них – американские).
Объём благотворительных вложений, сделанных российскими компаниями, в 2001 г. составил около 500 млн. дол. И пока совсем незначительны вложения частных лиц (сравните эти данные с приведёнными выше по США).

Приоритетные области благотворительности: охрана окружающей среды, помощь детям.
Готовы оказать помощь НКО — 25% респондентов.
Предпочтительная периодичность взносов — 1 раз в год.
Средняя сумма взноса — 106 рублей.
Наиболее популярная акция — спасения российского леса.
Предпочитаемый способ финансовой помощи — в специальных местах, где принимают взносы.
Большинство опрошенных личным участием готовы поддерживать локальные мероприятия в своем дворе, районе.