Как нарисовать гипсовую голову карандашом поэтапно. Коллекция книг о живописи и искусстве. Этапы рисования гипсовой головы

6. Урок рисования гипсовой головы.

Начинающие рисовать гипсовые модели и желающие серьезно заняться рисунком головы должны иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка. Без знания и опыта самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных голов, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения. В вышеизложенных уроках достаточно материала, чтобы вы могли научиться, придерживаясь этих критериев.

На уроках рисунка в школе рисования New Art Intention каждому ученику объясняется, что изображая голову, следует обратить внимание на её строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих её объём. Отсюда происходит профессиональное выражение "строить голову".

Обучаясь рисовать модели, начинающие должны иметь ввиду, что голова человека является одним из сложных объектов изображения. И поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной. С главным принципами, лежащими в основе изображения человека вы познакомились ранее, на уроках рисования карандашом геометрических форм и натюрморта .

Рисование карандашом гипсовых моделей.

Обучение рисованию голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.

На этом уроке, так же как и на предыдущих занятиях, необходимо соблюдать последовательность. Причём эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале, для освоения основных форм, следует научиться рисовать головы наиболее обобщённого, монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например таких, как "Дорифор" Поликлета, "Гера", "Диадумен". Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию "Зевса", "Геркулеса", "Лаокоона", "Гомера"; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы "Аполлона", "Гермеса", "Апоксиомена".

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисунку живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты - Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнажённой шеей, можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры. Например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей в нашей школе New Art Intention используется голова известной скульптуры Микеланджело "Давид" и отдельные части - глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающих, давая им возможность сосредоточить всё внимание на построении головы. Кроме того, неподвижность модели и ясно выраженная светотень, облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Постановка и построение гипсовой головы в рисунке.

Начиная рисовать голову, нужно, прежде всего, позаботиться о её постановке и освещении.

Образующие голову поверхности и характер её объёма лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45 градусов. При отсутствии искусственного света, модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и, таким образом получить верхний свет. Слишком тёмные тени на голове модели, следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

На уроках, в зависимости от поставленных задач, источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы, необходимо брать темнее освещённых её частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещённой головы лучше всего ровный серый фон: около её светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у тёмных мест - светлее. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков, голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз начинающих художников, находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы, является сохранение в процессе рисования, положения натуры и постоянной точки зрения на неё. Поэтому, следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости, например на столе или подставке. Табуретка, стоящая на полу, или ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости.

Голова, изображаемая в пространстве, сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приёме построения - использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки, дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить её общий овал и положение шеи, затем наметить основной объём головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы, от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объёме головы, можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей(рис.2).

Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью, увеличивается количество сравниваемых величин, поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика, переделывать рисунок заново.

Так, например, если уменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции.

Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объёмной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушёванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых, каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге - это и есть построение объёма на плоскости листа.

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой, на первых порах, упрощённости и резкости в их трактовке. При обучении рисованию понимание правильного объёма головы, характера её основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех её частей, несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей - бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны начинающие рисовать. Необходимо помнить, что в объёмном построении головы нужно идти таким же путём, каким идёт скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объём. Совокупность этих поверхностей, даже в своём предельно упрощённом виде, представляет уже реальную объёмность, являющуюся основой, для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение, убедительно показаны на рисунках голов Аполлона, выполненных В.Е. Савинским (рис.4 и рис.5). Резкими определёнными плоскостями пролеплен весь объём головы, показаны лицевые и боковые её поверхности, овальные формы глаз, крепко вставлены в глазницы.

На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы, к боковым, более перспективно сокращённым. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите карандашом лёгкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объёмное выражение.

Следующей стадией рисунка головы, является передача её пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причём он может быть или постепенным, или резким. На рис.5 видна граница, отделяющая лицевую, освещённую поверхность головы, от боковых, затемнённых поверхностей, а так же более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых, имеет решающее значение в передаче объёмности головы.

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию карандашом деталей, должен быть постепенным и почти незаметным. Уточняя, например, обобщённую первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру четыре его поверхности являются местом расположения более мелких форм - крыльев носа, ноздрей, кончика носа, - весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба, лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних, височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (рис.3).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху, переходит в овальную форму лобных костей.

Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчинёнными, должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы её проверкой и могут в дальейшем взаимно уточняться.

Например, боковая поверхность носа, определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа, могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы, следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушёвку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте лёгкой светотенью поверхности, образующие объём, оставляя для освещённых мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушёвкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в неё рефлексы, а в область света - полутона и блики. Бесконечно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещённой формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает при обучении рисованию у начинающих), нужно найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка. При этом, хорошо иметь перед глазами кусочек чёрного бархата или зачернённой бумаги, сравнительно с которыми, самую глубокую тень на гипсе, придётся взять более лёгкой и прозрачной.

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И.Е.Репиным (рис.6), можно наблюдать чётко отработанные детали, объединённые тоном в единое целое. Падающий сверху свет, к низу постепенно слабеет, утрачивая силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют, подчёркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон, помогает передавать освещённую форму в пространстве.

При обучении рисованию гипсовых голов, следует избегать бесформенного размазывания теней и вытирания резинкой пятен света. Штрих карандашом, как бы обнимающий форму, является лучшим средством её передачи. Прекрасным примером может служить рисунок головы "Лаокоона", выполненный Александром Ивановым (рис.7).

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщёнными, чем головы живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для начинающих рисовать затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате рисунок у начинающих полон ошибок: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечернённые тени "проваливаются", резкие контрасты дальних планов "лезут" вперёд.

Прежде всего, эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

В нашей школе New Art Intention в процессе обучения рисованию у начинающих рисовать развивается умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки. Это необходимое условие для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует стараться воспринимать их как однородные явления, то есть представлять реальную гипсовую голову, как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними - или в построении или в освещении. При виде спокойного тона натуры, очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но "замученный" и сбитый с тона рисунок, при известном опыте, поддаётся исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, клячкой или губкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются "выпадающие из тона" детали, а если требуется - подчёркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок - прекрасно передаёт форму, освещение, материал и окружающую среду.

Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова.

Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Второй этап

Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе - правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления.

Часто, намечая профильное сечение, рисовальщик сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Третий этап

Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Четвертый этап

Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение, следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Пятый этап

Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Шестой этап

Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повороты формы, передавая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно-конструктивный рисунок.

Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях голов, выполненных древними скульпторами, можно проследить некоторые общие закономерности.

Лицевую часть головы можно разделить на три равные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней трети лица. Начинать построение необходимо, основываясь на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время работы над рисунком обрубовки.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Седьмой этап

Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Восьмой этап

Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построения. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчинив их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь цельности рисунка.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Девятый этап

Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчиняя их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.


Аналогично рисунку гипсовой анатомической головы ведется рисунок любой другой натуры.

Изучение головы человека, как и любой дру­гой сложной формы, ведется на основе дли­тельного штудирования модели. Длительныйрисунок дает возможность учащемуся полно­стью усвоить закономерности построения изображения. Хорошим рисунком, в академическом смысле, считается такой, который исчерпывающе передает существенные признаки модели, т. е. те признаки, по которым зритель получает, возможно полное представление, о данном предмете. Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не механически копируем его внешнюю форму, а стремимся понять его внутреннюю структуру., Это изучение всегда начинается с непосредственного зрительного знакомства с изображаемым предметом, а затем внимание рисующего переходит на изучение харак­терных признаков его строения, пропорций, деталей. Для примера рассмотрим процесс рисования головы «Аполлона Бельведерского» скульптора Леохара ( IVвек до н. э)

Первая стадия работы

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

Работа начинается с композиционного размещения головы на листе бумаги. Пред­варительно прикиньте в наброске, как выгоднее вкомпоновать голову в данном фор­мате. Изображение намечается очень легко, предельно скупо, обобщенно. Выявляется характер большой формы, движение — поворот головы и шеи; словом, определяется об­щий вид модели (рис. 23).

Длительный рисунок может начинаться и с предварительного наброска, при усло­вии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Как правило, в учебном рисунке голову лучше всего размещать посреди листа бумаги, немного выше центра, не оставляя, однако, слишком больших полей пустыми.


Вторая стадия работы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ФОРМЫ ГОЛОВЫ, ПРОПОРЦИЙ И НАКЛОНА ГОЛОВЫ

Когда вы убедились, что в общем характер формы схвачен верно, можно перейти к уточнению наклона головы. Для этого, прежде всего, надо верно наметить профильную линию лица или ось симметрии, которой голова делится на две равные половины. Про­фильной линией мы называем условно такую линию, которая должна проходить через середину лба и переносицу к середине кончика носа и через «раздвоинку» подбородка (рис. 24).

Чтобы найти правильный наклон головы, мысленно соедините прямой линией перено­сицу и середину подбородка и представьте себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, вы правильно определите и наклон головы. Когда профильная ли­ния и наклон головы намечены верно, можно переходить к выявлению пропорций — характера формы головы.

Симметричное построение головы заставляет рисующего попеременно рисовать то правую часть головы, то левую. Например, наметив правую височную кость, необходимо сразу же наметить и левую; наметив правое крыло носа, следует одновременно наметить и левое и т. д.

Античная голова делится по линии разреза глаз на две равные части, а собственно лицо — на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.

Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три рав­ные части; между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает шов скуловой и височной кости, уголки глаз, слезники и пере­носицу; третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основа­нием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта, которую часто в обиходе называют линией разреза губ; линия между второй и третьей частью делит подбородок (по высоте) попо­лам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т. е. линия разреза глаз также де­лится на три равные части. Высота уха равна длине носа.

Для художников древнего мира эта пропорциональная закономерность членения головы на части являлась каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились в догму академических правил рисования. В наше время эту пропор­циональную закономерность мы рассматриваем как условную закономерность членения головы.

Третья стадия работы

ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВЫ

В построении реалистического рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости. Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит как главная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требует ясного, логического суждения о форме в пространстве(рис. 25).


Конструктивный анализ объемной формы предмета происходит во всех ее состав­ных частях как видимых глазом, так и невидимых. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, вернее — ясно представить себе остальные, не видимые с дан­ной точки зрения стороны куба, ибо они-то и помогают определить правильное перспек­тивное направление видимых сторон, увязать их в строго закономерную конструктивную связь.

Как мы умеем представлять себе линейную конструкцию простых предметов, так необходимо научиться представлять себе и конструктивную схему человеческой головы, фигуры.

Каждую объемную форму учащийся должен представлять в пространстве так же, как он это делает на занятиях по начертательной геометрии. Изображая объемную форму в пространстве, рисующий должен следить за ее перспективными сокращениями.

Рассмотрим подробнее, как использовать законы перспективы в рисовании головы человека.

Если мы рисуем голову на уровне наших глаз, вспомогательные конструктивные линии, которые проходят по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта и основанию подбородка, будут параллельны линии горизонта, т. е. будут прямыми. Если голова модели наклонена, то все эти линии или дуги своими вершинами напра­вятся вниз. Если голова будет запрокинута вверх, то и конструктивные дуги своими вершинами будут обращены вверх. Необходимо заметить при этом, что все эти вспо­могательные линии будут между собой параллельны.

Очень часто при незначительных поворотах головы ученику бывает трудно опре­делить: наклонена вниз голова или, наоборот, запрокинута вверх. В этих случаях зна­ние схемы конструктивного строения головы и помогает правильно определить поло­жение головы в пространстве. Когда голова находится в фасовом положении (на уровне наших глаз), то основание носа и низ ушной раковины находятся на одной гори­зонтали. Если голова запрокинута вверх, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаются вниз. Если мы замечаем, что низ мочки уха выше основания носа, значит, голова опущена.

Но не только положение ушной раковины определяет наклон головы. Рисующий должен знать, что в перспективе все формы сокращаются и поэтому, хотя лицо антич­ной головы по канонам делится на три равные части, при поднятой голове размеры этих частей будут уменьшаться: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чем больше будет запрокинута голова. При наклоне произойдет обратное — лоб будет самой большой массой, не говоря уже о том, что станет виден верх черепной коробки.


Четвертая стадия работы
ПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИРОВКА ФОРМЫ

Пластическую моделировку формы головы нужно считать наиболее трудоем­ким, длительным и ответственным этапом работы. Рисующий должен следить за тем, чтобы изображение было подчинено законам перспективы, голова прорисована согласно ее анатомическому строению. На этом этапе работы рисовальщик обязан разо­браться в пластической форме предмета, понять анатомическую сущность видимой сна­ружи формы — выпуклостей и впадин, которые моделируются сначала легкой свето­тенью.

Для начала, достаточно будет легко закрыть мягким тоном теневые планы, и тем самым отграничить ихот освещенных, т. е. определить основные массы света и тени. Благодаря этому приему выявятся передние, боковые и нижние планы головы. Это, во-первых, поможет проверить сделанное в предыдущих стадиях работы и, во-вторых, яс­нее (рельефнее) подчеркнет объем головы.

Светотень ложится по форме предмета и тем самым выявляет его объем. Недоста­точно точно скопировать светотень с натуры,— необходимо понять, осознать и прочув­ствовать ее взаимосвязь с конструкцией. Грани пересечения плоскостей (планов) го­ловы образуют условную линейную конструкцию рисунка; эти грани в свою очередь яв­ляются границами света и тени.

Покрыв легким тоном теневые планы головы, начинаем уточнять местоположение глазных впадин, скуловых костей и ушных раковин (рис. 26).

Пятая стадия работы

ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение боль­шой формы деталями. Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей мас­сой головы. Например, уточняется форма крыльев носа, характер очертания и объем губ; глазное яблоко накрывается веком, при­чем обратите внимание, что веко имеет тол­щину, поэтому не рисуйте веко одной ли­нией (рис. 27).

Если какая-то деталь головы плохо усваивается вами, порисуйте эту деталь от­дельно. Весьма полезно рядом с изображен­ной головой или на особом листе сделать рисунок носа, уха, глаза. Рисуя глаз, надо помнить, что в основе это — шарообразная форма, которая находится в глазничной впа­дине. Поэтому рисовать веки надо так, чтобы они облегали эту объемную форму.

Затем внимательно следите за перспективным сокращением толщины века. Парные формы (например, глаза, крылья носа) рисуйте одновременно. Детали сравнивайте между собой и большой формой, иначе не получится цель­ного рисунка. Кроме того, такое сравнение помогает рисовальщику находить у себя в рисунке ошибки и исправлять их.

Шестая стадия работы

ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

ТОНАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ФОРМЫ

Тональной проработкой объемной формы завершается работа над рисунком. На Этой стадии следите, как ложится светотень на выпуклые места и впадины, учитесь видеть взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, т. е. понимать, как и почему именно так, а не иначе распределяется свет на поверхности предмета. Не зная строения предмета, на который падает свет, вы не сумеете выявить и его формы. Зная же конструкцию, вы будете свободно лепить форму светотенью (рис. 28).

(рис. 29).

Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблю­даться, ибо нарушение ее замедляет усвоение учебного процесса. Рисование, прохо­дящее беспорядочно, вне всякой системы, не дает возможности учащемуся освоить на­выки построения реалистического рисунка и понять те правила, которые выработала рисовальная практика больших ма­стеров. Повторяем, нельзя переска­кивать через отдельные этапы в работе над рисунком. Например, не найдя основной массы объема, пере­ходить к прорисовке деталей; не по­няв конструкции предмета, перехо­дить к передаче фактуры. Ученик обязан закрепить последовательные стадии учебного рисунка, так как каждая предыдущая стадия входит составной частью в последующую. Итак, резюмируя все стадии развития длительного рисунка, ука­жем, что в начале работы, когда ри­сующий намечает на листе бумаги общий контур головы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы, ее крупного объема. Далее рисоваль­щик вступает на путь анализа, пе­реходит от общего к частному — к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями. В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путь синтеза — обобщения. Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изуче­ния, но и постоянным «фоном», на котором познается каждая часть в отдельности. По­этому в академическом рисунке изображение натуры следует начинать с ее общей ха­рактеристики, затем постепенно перейти к детали и снова возвратиться к общей форме, иначе говоря, пройти путь от общего через детальное изучение натуры к цельному вы­ражению. Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно.

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты
Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.
В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.
Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.
В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.
В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.
Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.
Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.
Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться…
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?
А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов…
Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.
Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.
Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.
При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.
После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.
Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.
Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.
Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.
Учебные «обрубовочные» головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.
Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.
Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда — ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность — делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.
Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы — более-менее напоминающей яйцо.

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.
Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.
Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.
Как видите, детали добавляются постепенно.
При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.
При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?
В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого — невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) — нужно.
Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь — он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд — тот который нужно добавить в дополнение к обычному «прыгающему» взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь — все это обычно происходит, когда человек задумывается, «рассеянно смотрит».
Есть знаменитое высказывание Чистякова: «Рисуешь ухо — смотри на пятку!» Можно трактовать его по разному, но факт — детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.
Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения — пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.
Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.