Карнавал в италии. Февральская карнавальная вереница в италии Карнавал в Путиньяно, Апулия


Венецианский карнавал масок – это самый известный и самый оригинальный праздник: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие - каждый из них отличается определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. В одно мгновение хмурая зима расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими перьями масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

Слово «карнавал» можно перевести как «свобода для плоти». То есть, возможность поесть мяса перед началом Великого поста, и дать волю своим инстинктам, поскольку в давние времена карнавал отличался весьма свободными нравами. Венецианцы утверждают, что карнавал как таковой родился в их городе, в 1094 году (именно тогда он впервые был упомянут в официальных документах). На самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима.

В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда (еще со времен Венецианской республики) был высокий уровень жизни. Благодаря этому жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка была очень удобна в повседневной жизни: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль - они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта. Нравственность людей подкреплялась ношением масок - у них не было лиц, но были голоса.

Маски использовались даже в профилактических и медицинских целях. Говорят, что эпидемия чумы была первопричиной их массового использования. Одна из самых известных масок – Доктор Чума. Маска напоминает клюв, в который во время эпидемии клали ароматные целебные травы, чтобы отпугнуть болезнь. До сих пор на карнавале маска Доктора – одна из самых популярных. Еще один элемент костюма Доктора – длинный плащ.

Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду. Огромное количество путешественников, посещающих город, отмечали, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. А азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины одевались более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. Со временем Церковь разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом. Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжают поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски теперь используются при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте, представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из комических персонажей-слуг Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии - Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Арлекина также называют следующими именами: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Еще один персонаж масок – Бригелла. Это сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность. Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Другие имена этого персонажа: Фигаро, Скапин.

Капитан Скарамучча - один из главных персонажей. Он описывается либо как молодой авантюрист, либо как довольно возрастной моряк, хвастливый бесшабашный вояка, часто испанец, богатый костюм которого состоит из накидки, шляпы с перьями, высоких сапог и ремня со шпагой. Часто рассказывает невероятные байки о том, как он в одиночку справился с целой армией турок и оторвал бороду турецкому султану, но как только по ходу действия пьесы возникает реальная угроза, его пятки сверкают ярче всех. Этот персонаж, разумеется, есть не кто иной, как «Хвастливый воин» Плавта, который звался в Италии «Иль Капитано Спавенто делла Валле Инферно» или просто «Спавенто».
Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.

Коломбина - комическая роль служанки, маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса Комедии дель арте отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги, чаще всего им был Арлекино. Она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против Панталоне. Другие имена: Арлеккина.

Буратинно - второстепенный персонаж-маска. Часто выступает в роли трактирщика или бакалейщика. Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. По словам Пьера Луиса Дукартре, влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу 16-го века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини, и это название вытеснило багателли и фанточчини - имена, под которыми куклы были известны ранее». Другие имена: Пиноккьо.

Иль Дотторе - местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук. Традиционно представляется болонским юристом. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и постоянно сыплет набором греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента. Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос - всегда красный. Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.

Панталоне - скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Персонаж разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных. Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна. Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей. Другие имена: Маньифико.

Традиция карнавалов уходит корнями в языческое прошлое человечества. Историки возводят традиции празднования карнавалов к незапамятным временам и считают, что начало этим популярным и в наши дни народным гуляньям положили древнейшие земледельческие ритуалы встречи весны и начала сева. Во всех архаичных культурах празднования в честь богов плодородия были центральным событием года.
Дохристианские представления о единстве человека и природы сохранились в народных праздниках. Они скрашивали нелёгкую жизнь людей, давали им передышку, возможность на время отвлечься от суровой реальности жестокого мира с его изнурительным трудом, опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным ожиданием кары небес за любые прегрешения. Неизменным атрибутом празднеств такого рода был ритуал возвращения к природному состоянию, когда человек, опьяненный вином, музыкой и коллективным энтузиазмом, снимал с себя запреты традиционной морали. Такие празднества сопровождались неистовством и были необходимы как важнейший элемент психологической «разрядки». Переодеваясь в чужой костюм, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии, а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами.

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка). Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах, утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост. По другой версии название этого мероприятия произошло от названия специальных платформ в виде кораблей - лат. "carrum navalis" ("морская повозка", "корабль праздничных процессий"), на которых передвигались по Древнему Риму участники сатурналий.

В первые века нашей эры древнее язычество в Европе повсеместно сменилось христианством, с его строгой дихотомией добра и зла: мир представал ареной смертельной борьбы Бога и Дьявола, моральные устои изменились и человек вынужден был признать многие из своих природных потребностей грехом. Карнавалы, несмотря на их откровенную оргаистичность, а может, именно благодаря ей, не исчезли и стали чуть ли не единственным мостиком, связывавшим слишком озабоченного спасением души средневекового человека с его земной природой.

Одним из самых известных, красочных и многолюдных карнавалов в мире является, безусловно, Венецианский.

Венецианский карнавал - праздник с почти тысячелетней историей. Он пережил свой расцвет, упадок, гибель и возрождение. Во времена подъема Венецианской республики, которая просуществовала более тысячи лет, с конца VII века до конца XVIII, костюмированные празднества продолжались шесть недель в году. А в конце существования республики маски носили с 5 октября до 16 декабря и с 26 декабря до Масленицы (то есть в холодное время года маскарад прерывался только на время рождественского поста). После того, как в 1797 году город без сопротивления сдался армии Наполеона, карнавал был отменен указом императора Бонапарта. Не по нраву пришлась идея маскарада и диктатору Бенито Муссолини - в 1930-х годах был издан особый документ, запрещающий карнавальные маски и наряды.

МАСКИ
Моретта (от итальянского la moretta или servetta muta - черная овальная маска из бархата, скрывающая лицо женщины. Старинная моретта крепилась при помощи маленького штырька, который женщина зажимала в зубах - молчаливость только добавляла красоткам загадочности.

Баута (от итальянского bautta - пугало) - мужская маска из белого атласа с черным шелком, дополненная черной накидкой и черной шляпой.

Маска кота - кошек, согласно старой легенде, в Венецию завезли китайские торговцы, которые спасли тем самым итальянский город от засилия мышей.

Вольто - нейтральная маска, закрывающая все лицо. Крепится к лицу при помощи лент или придерживается рукой за изящную ручку.

Доктор Чума - пугающая маска с длинным клювом. Хотя сейчас она является частью карнавального костюма, когда-то эта маска была отличительной чертой докторов во время эпидемий чумы. Остальные горожане во время эпидемий носили маски, чтобы обмануть «бродящую» по Венеции смерть.

Коломбина - полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.

Другие карнавальные развлечения - концерты классической музыки, театрализованные представления и тематические экскурсии по Венеции, посвященные самым интересным страницам истории города и знаменитым венецианцам. Можно посетить танцевальный мастер-класс, но не рассчитывайте, что вам покажут модные движения - скорее, шаг за шагом обучат основам котильона. И, естественно, любые мероприятия - от экскурсии на гондолах до завтраков с горячим шоколадом - требуют соблюдения дресс-кода: являться на них надо в карнавальных костюмах.

Карнавал в Венеции является самым известным карнавалом
Старого Света, но отнюдь не единственным. Карнавалы меньшего масштаба,
но не меньше привлекательности и оригинальности проводятся
и в других городах Италии.

Карнавал в тосканском городе Виареджио (Viareggio ) не менее знаменит в Италии, чем венецианский. Его стали отмечать с 1873 года, когда городская аристократия решила устроить в центре города парад карнавальных повозок, а простые жители воспользовались удобным случаем, чтобы нарядится в карнавальные костюмы и высмеять местных политиков. С тех пор Карнавал в Виареджо славится как самый дерзкий и обличительный во всей Италии, а в фигурах на карнавальных повозках недвусмысленно угадываются политики и общественный деятели наших дней. По бульвару, растянувшемуся вдоль морского берега, проносят огромные сооружения из папье-маше, некоторые из которых весят до 40 тонн. Каждая из них является произведением искусства и создается в течение года лучшими художниками города. Высота каждой повозки достигает 25 метров, т.е. высоты 8 этажного дома.

Один из красивейших карнавалов на Сицилии проходит в городе Ачиреале (Acireale ) в провинции Катания. Вас ждет парад с морем дивных персонажей, шествия с повозками и платформами, украшенными цветами, а также забавные игры и конкурсы. Не пропустите прыжки в мешках и местную забаву под названием «albero della cuccagna», что в переводе значит «жирное дерево». Задача участников соревнования взобраться на дерево, ствол которого намазан жиром. Повозки и украшения к ним, сицилийцы создают целый год, они тщательно готовятся к карнавалу, оттого он получается таким красивым и ярким, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов.

Самый известный карнавал на Сицилии - это карнавал в старинном, средневековом городе Шакка (Sciacca) в провинции Агридженто . Король карнавала Пеппе Наппа в чистый четверг открывает празднество символическими ключами, а по окончании карнавала его постигнет та же участь, как и всех королей итальянских карнавалов - он будет сожжен на площади. По средневековым улицам старого города с 2 часов дня до 5 часов утра следующего дня шествуют вереницы аллегорических повозок, построенных по строгим законам карнавала, коллективы танцоров различных танцевальных школ, непрерывно звучит ритмичная, карнавальная музыка.

Карнавал в Мамойяде (Mamoiada ) на Сардинии – один из самых древних народных праздников, отмечаемых на острове. Жители этого городка собираются на центральной площади, чтобы протанцевать несколько часов к ряду под традиционную музыку и полюбоваться праздничным шествием Mamuthones Issohadores – традиционных сардских масок. Маска «Juvanne Martis Sero» символизирует окончание карнавала. Во вторник эту куклу провозят на небольшой тележке по улицам городка. Тележку везут мужчины, оплакивающие смерть Juvanne Martis Sero и исполняющие душераздирающие жалостливые песнопения. По окончании ритуала на площади и на улицах городка всех участников потчуют винами и типичными местными блюдами из свинины и фасоли. Все больше и больше людей приезжают, чтобы стать свидетелями этого действа.

Карнавал в Путиньяно (Putignano ) в Апулии в первую очередь известен тем, что он один из старейших и самых продолжительных в Европе - все увеселительные мероприятия длятся в общей сложности около полутора месяцев, начинаясь сразу после Рождества. Главный символ карнавала - арлекин Фаринелла в традиционном бело-зеленом костюме. Одним из самых красочных событий карнавала является парад движущихся аллегорических платформ, на которых установлены огромные забавные, а подчас и ироничные композиции, нередко посвященные каким-либо насущным национальным проявлениям жизни, или просто веселые яркие сценки. Каждый день карнавала чем-то примечателен. Празднуется «аналог» американского Дня сурка - День медведя, которому приписывают необычные способности, к примеру, предсказывать погоду! Если погода не балует жителей в этот день, то медведя делают в виде стога сена, что бы в дальнейшем погодные неприятности проходили стороной. Но и сегодня по традиции карнавал завершается шуточным театрализованным похоронным шествием, оплакивающим господина Карнавала. Лица «плакальщиков» скрыты скорбными масками, они громко «стонут и рыдают». За «скорбящими» следует вдова Карнавала, ее сопровождают арлекины, которые завывают и подыгрывают ей. На главной площади Путиньяно вдова принимает соболезнования от высших чиновников Городского совета, после чего происходит сжигание символической куклы - господина Карнавала.

В нескольких километрах от города Ареццо (Arezzo) , на древней римской дороге, затеренный среди виноградников и оливковых рощ, стоит древний тосканский город Castiglionе Fibocchi . В последние дни перед Великим постом на его улицах появляются фигуры, облаченные в яркие мифические наряды, прячущие лица под загадочными масками. Карнавал Деи Фильи ди Бокко (Дети Бокко) славится своими традиционными ночными гуляньями, карнавальными шествиями при свете луны, магическими шоу и фокусами на площадях, костюмами и масками эпохи барокко, а также вкусными угощениями в честь Короля Бокко.

Побратим карнавала в Рио де Жанейро, карнавал в Ченто (Cento) в провинции Феррара) - один из самых зрелищных и забавных карнавалов в Европе. Целый год карнавальные ассоциации готовят аллегорические повозки, оспаривающие в нелегком праздничном состязании главный приз. Настоящие произведения искусства, «памятники из папье-маше могут достигать 6 метров в длину и ширину и быть высотой до 20 метров, соревнуются, чтобы выиграть 1-й премию карнавала. Символ карнавала - МАСКА TASI. Согласно легенде – этот Таси был большой любитель хорошего вина, и когда дело дошло до выбора между женой и стаканом Ламбруско, тот выбрал второй вариант. Таси открывает парад в первый день, а в последний день карнавала происходит традиционный обряд «сжигание Таси» и большой фейерверк.

Уже более 200 летнюю историю имеет карнавал в Иврее (Ivrea) в Пьемонте . Горожане, как и в прошлые столетия, наряжаются в исторические костюмы, проходят под звуки барабанов и волынок красочным шествием с флагами по городу. Carnevale d’Ivrea длится неделю, заканчиваясь известным Сражением Апельсинов, и включая парады, музыку, и гигантский костер. Но именно забрасывание друг друга апельсинами привлекает больше всего внимания. Горожане разделены на девять команд, которые ходят и бросают апельсины, и еще несколько команд, которые располагаются выше толпы на балконах и террасах зданий. Команды на балконах, носят огромные шлемы в дополнение к другим защитным приспособлениям, и представляют армию репрессивных феодальных повелителей, в то время как участники на земле - обычные граждане, которые пытаются бунтовать. Люди на земле носят некоторые защитные приспособления, но нет никаких шлемов. Также интересным моментов в этом сражении является тот факт, что все люди одеты в исторические костюмы. Апельсиновое побоище входит в число праздников, любимых и популярных не только в Италии, но и за ее пределами.

“Весь мир - театр, а люди в нем - актёры…“ , - говорил великий Шекспир. Эти слова как нельзя лучше характеризуют дух карнавала. Здесь спектакли не смотрят, здесь ими живут.

В статье использована информация с сайта italiamania.ru

Февраль 11, 2017

Этот праздник считается языческим, хотя и «приурочен» к религиозной дате - Жирному вторнику (ит. il Martedì grasso), который завершает праздничные мероприятия. На следующий день - Пепельная среда - начинается Великий пост перед Пасхой. Карнавал - это яркие краски, удивительные костюмы, фантазийные маски и оригинальные сладости, тоже раскрашенные во все цвета радуги.
Слово «карнавал» в русском языке заимствованное именно из итальянского:
карнавал ⬅ carnevale, от лат. carne - мясо, vale - прощай.

Buongiorno, Siora Maschera! — так на венетском языке приветствуют друг друга на карнавале в Венеции — городе, который считается «родителем» всех карнавалов! Это приветствие означает «Добрый день, Сеньора Маска!». Именно здесь стали устраивать первые костюмированные представления, именно здесь маски превратились в искусство, именно здесь в наши дни праздничные мероприятия длятся дольше всех и, как начинает казаться, с каждым годом количество дней и самих мероприятий становится всё больше и больше… Но это неудивительно, поскольку многие хотят попасть именно на карнавал в Венецию, а местные жители с удовольствием для себя и своих кошельков идут на всё, чтобы привлечь туристов.

Что же такое — венецианский карнавал? Это, прежде всего, маски и соответствующие к ним костюмы. Во время карнавала город погружается в сказочную атмосферу, наполняется тайнами и волнует загадочными персонажами. Карнавал в Венеции — это «дорого-богато», потому что настоящие маскарадные костюмы — это искусство. Все соответствующие атрибуты можно купить и в дешёвых вариантах, но… для настоящих ценителей есть уникальные, исключительно ручной работы, изделия, секреты производства которых уходят в глубину веков. Изготовление масок проходит в несколько этапов и требует не только навыков и соблюдения технологии, но и творческих способностей, ведь каждая маска должна быть единственной и неповторимой. Очень популярны парные костюмы или когда компания друзей наряжается в одной теме. В праздничные дни под масками скрываются не только жители Венеции, но и гости из других городов, регионов и стран. И вот какие основные венецианские маски существуют:

La Larva — привидение, призрак, личина, но иногда так называют своего рода болванку для всех типов масок. Представляет простую белую маску в форме лица.

Il Volto — книжн. лицо, лик. Это все маски, которые изображают лица, но уже с добавлением различных декоративных элементов, яркого или стилизованного «макияжа».

La Bauta — одна из популярных масок, также по форме лица, но с удлинённым подбородком. К маске обязательно идёт треуголка (tricorno) и чёрный длинный плащ.

La Moretta — женская маска на пол-лица, из тёмного бархата или велюра. Для полноты образа положена шляпа и пышные украшения, часто это цветные или подходящие по цвету перья.

La Gnaga — это любые маски а-ля кошка/кот. Название маски происходит от звука мяуканья кошки: gnao/gnau — вариант miao — мяу; gnaulare/miagolare/miaulare — мяукать.

Medico della Peste — доктор чумы. Такая маска появилась в средневековые времена, когда на Венецию обрушивались эпидемии чумы. Внешне маска напоминает птичий клюв (в нём располагались разные «снадобья» чтобы не заразиться), а тёмный плащ и палка (чтобы не трогать чумных руками) дополняют костюм Доктора.

Dama di Venezia — это больше даже не маска, а целый образ, костюм.

Пестроту и праздничность карнавалу придают персонажи традиционной итальянской комедии дель арте:
Commedia del’Arte:
Arlecchino — Арлекин
Colombina — Коломбина
Pantalone — Панталоне
Zanni — Дзанни (все персонажи-слуги): Бригелла, Арлекин, Пульчинелло.

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

Для всех праздников в Италии есть свои «собственные» блюда. Особенное отношение к карнавальным десертам.
Dolci carnevaleschi /// Карнавальные десерты
🍰 Gli arancini (Marche, Ancona). Домашнее лакомство, готовят также в маленьких кондитерских. Тесто простое как для яичной лапши, но с добавлением сока и цедры апельсина или лимона. Обычно жарят во фритюре, но иногда запекают в духовке.

🍰 Il berlingozzo (Toscana). Сдобный десерт в форме тора, запечённый в духовке. В тесто добавляют красные яица и цедру лимона или апельсина.

🍰 Le castagnole o favette (Emilia-Romagna, Lazio, Liguria, Marche, Veneto). Обжаренные во фритюре сдобные шарики с добавлением цедры лимона, посыпанные сахарной пудрой. Бывают с начинкой из заварного или сливочного крема.

🍰 Il krapfen (Trentino-alto Adige). Берлинский пончик с разными начинками. В северных областях считается карнавальным десертом.

🍰 Le frittelle (Veneto). Типичное лакомство Венецианского карнавала. Жареные шарики или маленькие блинчики. Тесто: мука, яйца, молоко, сахар, изюм, орехи. Венецианское название - la frìtola.

🍰 La cicerchiata (Abruzzo, Marche, Molise, Umbria). Очень похож на рождественское неаполитанское лакомство gli struffoli, но в Абруццо, Марке и Молизе его готовят на Карнавал. В тесто добавляют лимонный ликёр или сок, а готовые шарики поливают мёдом и складывают их в форме тора или просто фигурными кучками.

🍰 La schiacciata alla fiorentina (Toscana). Типичный флорентийский десерт. Это мягкий торт высотой не более 3 см (важно).

🍰 Le chiacchiere (вся Италия). Хворост - это итальянские десерты, которые готовят во время Карнавала по всей Италии. В разных регионах есть свои названия и варианты рецептов и бесконечное разнообразие форм и присыпок.

🍰 Il sanguinaccio al cioccolato (Abruzzo, Basilicata, Calabria, Campania, Emilia-Romagna, Marche). Очень своеобразное блюдо… причём настолько, что это вряд ли можно назвать десертом. Это сладкий крем на основе горького шоколада и… свежей свиной крови. Имеет характерный кисловатый привкус. Иногда формируют в колбаски, иногда подают в жидком виде. К слову сказать, на юге Италии и на Сицилии есть десерты с мясом или мясными продуктами.
BUON CARNEVALE!

© Lara Leto (Ci Siciliano), 2017
© Италия и итальянский язык. Путешествуй красиво, учись легко, 2017

Вчера начался Карнавал, а я в каком-то дурацкой зимней спячке его профукала. Забыла совсем. Ну ладно, теперь уж на следующий год. Все три или четыре раза я была на карнавале как зритель, зевака. Теперь понимаю, что надо или двигаться дальше - научиться надевать Маски, или хотя бы примерить Бауту, погрузиться в это зазеркалье, или уж перестать мёрзнуть на февральском ветру.

енеция - город очень маленький, и ему некуда расти - вода ограничивает его расползание естественным образом. Город физически не может вместить в себя столько народу, сколько наезжает туда каждый февраль. И мне с каждым годом все меньше нравится толпа в Венеции. Стало больше пьяных, появились какие-то мальчуковые группки скоттов, бриттов и англов - в постоянном поиске, где бы выпить пива. Полиции стало больше.

Даже для обычных зрителей вроде меня выдерживать напряжение карнавала тяжело. Я никогда не была готова ездить сюда два года подряд, в столпотворение и суету. Но для Масок карнавал - это что-то вроде неизлечимой склонности. Есть множество людей, приезжающих в Венецию каждый год, много лет подряд, и пропустить карнавал для них - настоящая драма. Они так любят Венецию и себя в ее роскошных декорациях, что готовы ездить и ездить сюда в феврале, не считаясь ни с тратами, ни со временем, убитым на подготовку костюмов.

Быть Маской нелегко. Маски - очень самоотверженные энтузиасты Карнавала. Маска меняет характер, "прирастает к лицу". Время карнавала - законный способ перестать быть собой, перевоплотиться. "Прививка от уныния" , - как называл это действие Петр Львович Вайль.

"В карнавальные дни торопливо вмещался противовес грядущей аскезе. Карнавал выступал не рядовым праздником, а целой жизнью, проживаемой в сжатые сроки, - параллельной жизнью, в которой все наоборот. Дело не в протесте, а в альтернативе: проба иного варианта бытия с заменой плюса на минус, верха на низ, добра на зло. Шуты становятся королями, дураки - мудрецами: посмотрим, как получится. Можно сказать, что и в обычной жизни такое - сплошь и рядом".

Зато можно изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на эту эпоху королевской роскоши, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться ее стиля). Хотя, конечно, трудно носить одежду XVII века так, чтобы не выглядеть в ней комично - все эти кринолины, парики, шляпки, кружева... Открытые плечи и декольте в феврале %) Есть и другая сторона дела - в маске нельзя разговаривать, кроме того, что особенно обидно, в маске невозможно пить вино кальдо и есть карнавальные пончики фрителли.

Я сама до последнего дня боролась с искушением купить себе фетровую треуголку. Поборола, теперь жалею. Наверное, в следующий раз куплю.

Тем более, что на кампо Сан Стефано в дни карнавала стоят палатки. Известные мастерские масок и костюмов торгуют здесь "навынос" плащами, треуголками и масками, так что простейший костюм можно соорудить и на месте.

Традиционно карнавал восходит к концу 10-го века, когда он продолжался по несколько месяцев, полных веселья и развлечений. За 40 дней до Пасхи начинался пост и заканчивался Карнавал. Австрийская оккупация в 1798 году прервала историю Карнавала, по крайней мере для венецианцев. Возродился он только в 1979 году благодаря инициативе местных ремесленных ассоциаций, но продолжался уже только 11 дней. Точные даты Карнавала меняюся каждый год в зависимости от того, на какое число приходится Пасха.

В прошлом году венецианцы отпраздновали начало карнавала с Festa Veneziana. Это своего рода карнавал в карнавале, порожденный желанием дать местным жителям праздник, напоминающий старые времена, праздник только для своих, который начнется прежде, чем массы туристы заполонят город.

Феста включает в себя костюмированную регату, фейерверк, пиротехническое шоу, и угощение. Многие продуктовые лавки выносят его прямо на берег каналов. Местные рестораны готовят типичные блюда венецианской кухни (bacala с полентой, cарде ин саор, frittele, galani).

Следующие 10 дней площадь Сан-Марко будет пахнуть ванилью и гвоздикой. Это запахи карнавала. В кафе официанты в белых маршальских мундирах будут разливать горячее вино и подавать фрителле - маленькие карнавальные пончики с цукатами.

Атмосфера этого Карнавала - нечто трудноуловимое, никаких тебе историй в духе "плаща и кинжала", ряженые в дурацкие пластиковые маски туристы выглядят как ряженые в дурацкие маски туристы. В специально отведенных для этого местах происходят специально поставленные представления. Чаще всего это фотосессии или платные вечера с балами и ужином.

Кто такие «Маски»? Маски (Вольные Маски, как они себя называют) - это фанатичные энтузиасты карнавала. Весь год, от февраля до февраля, они придумывают и шьют костюмы. Их причудливый наряд может быть собран из деталей, купленных на новогодней распродаже елочных украшений. Но чаще всего - это парча и кружево, - Венеция не признает фальшивый блеск и пластик.

Костюм Маски должен быть сконструирован так, чтобы не было видно ни единого фрагмента тела: на голове капюшон, плотно прилегающий к маске, на руках перчатки. По негласному уставу разговаривать Маска не имеет права, всё, что она хочет выразить, нужно "сказать" жестом и костюмом. Для общения друг с другом и фотографами Маски используют визитные карточки.

Иногда Маски называют себя «пандами» - чтобы добиться особой глубины взгляда из-под карнавальной маски, они гримируют глаза черным. В общем, и лицо не свое, и вместо глаз - загадочные провалы.

Фактически в этом и смысл маскарада - маска "прирастает" к лицу, заменяет его, становится вторым "Я". Вольные Маски признаются, что маска даже меняет характер своего обладателя на время карнавала. Неизвестно даже, кто под маской и в карнавальном костюме - мужчина или женщина. Это часть игры в перевоплощение.

Карнавал для Маски - настоящее испытание. Они встают рано утром, чтобы на рассвете собраться на молу у Сан Марко. Подъем в 5-6 часов, в зависимости от того, насколько сложен костюм, и как долго его предстоит надевать. Некоторые костюмы состоят из 10 и более деталей. Выход из дома по узкой старой лестнице – это тоже не простое дело, особенно в маскарадном наряде, в широкой юбке с кринолином, а если к костюму прилагается высокая шляпа, то приходится ее надевать уже на улице.

Ранним утром до площади можно дойти за четверть часа, максимум за полчаса. Но уже после полудня дорога занимает час-полтора: маску на каждом шагу тормозят туристы, просят сфотографироваться, и народу на улицах прибавляется - не протолкаться.

В Венеции большинство Масок - это французы и немцы. Очень немного итальянцев, совсем исчезающе малое число венецианцев. Немцы и французы потом выгуливают свои венецианские костюмы дома, на местных карнавалах, там эта традиция поддерживается давно.

У Масок есть конкуренты - Венецианская Ассоциация костюмов. У них есть свои раздевалки прямо под подиумом на Сан Марко, где проходит дефиле маскарадных костюмов, и наряды шьют профессионалы.

Есть еще одна категория участников карнавала, Маски их называют «Историческими костюмами». Это люди, которые берут костюмы напрокат в многочисленных мастерских и магазинчиках. Среди них есть и богатые туристы, которые приезжают сюда изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на этот век, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться в костюмах стиля и образа этой эпохи), и итальянцы.

Масок «Исторические костюмы» никогда не носят, ходят в гриме, либо просто в полумаске. Глаза они никогда не гримируют. Впрочем, у некоторых лица столь выразительны, что никакой маски не надо. У «Исторического костюма» другая проблема: открытые плечи и декольте у дам. В феврале так гулять несколько прохладно.

А вот предусмотрительные Маски шьют свои карнавальные костюмы с запасом в 1-2 размера, чтобы была возможность поддеть теплое белье и несколько свитеров. Оно, говорят, здорово выручает в промозглом феврале.

Исторические Костюмы и Вольные Маски друг друга недолюбливают, вернее, вторые считают первых фриками. Чем занят Исторический Костюм? Тем же самым, - красуется, только за большие деньги. Он платит венецианским мастерским за сам костюм (желательно - с точным соответствием эпохе), и прогуливается в этом наряде по городу, посещая платные балы и другие развлечения. Вольные Маски свой наряд сооружают сами, на платные маскарады не ходят - высокомерно презирают. Они считают, что "карнавал должен быть в тебе")))

Все это, на мой вкус, просто забавные игры. Классический венецианский карнавальный костюм - баута - нужен был, чтобы оставаться неузнанным. Белая маска, черные плащ с черным кружевным жабо и треуголка, всё.

Баута - самая известная. венецианская маска, которую носили не только во время карнавала, но и в обычные дни. В ней ходили на свидания и в ней же расправлялись с обидчиками. В ней наносили визиты и посещали игорные заведения.

Однако сегодня на карнавале бауту можно встретить очень редко. Во-первых, она кажется Маскам слишком «простой» и незатейливой. Во-вторых, баута по происхождению - маска смерти, и многие просто опасаются примерять на себя этот довольно мрачный и инфернальный образ. Под маской вообще не различить ни пола, ни возраста, ни статуса. Зато те, кто ее носил, говорят, что маска необъяснимым образом меняет характер. Надевая ее, отказываешься от собственного лица, и баута становится твоим вторым я.


👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

В Италии с конца января начинается сезон карнавалов. Помимо общеизвестного Венецианского, есть много других. Расскажем в чем их особенности.

1. РИМСКИЙ КАРНАВАЛ - самый многолюдный

Во время карнавала площади Рима напоминают шумные балаганы. Клоуны и знаменитые маски итальянской комедии дель арте десять дней развлекают публику.

«Гвоздь» программы - конный парад, проходящий в заключительный день карнавала. Всадники едут по тем же улицам, где карнавалы проходили еще в эпоху Возрождения.

Одна из главных улиц исторической части Рима, Вия дель Корсо, даже получила название в честь скачек. «Корсо» - скачки в переводе с итальянского.

2. АМБРОЗИАНСКИЙ КАРНАВАЛ В МИЛАНЕ - самый поздний

В Милане карнавал длится на 4 дня дольше, чем по всей Италии. Согласно легенде, это произошло в IV веке: миланский епископ Амвросий попросил горожан подождать, пока он не вернется из паломничества, и отложить начало Великого поста, чтобы самому отслужить великопостные литургии.

3. КАРНАВАЛ В САУРИСЕ - Фриули Венеция Джулия - самый короткий

Карнавал длится только один день и очень похож на русские святочные колядки. Ряженые толпой ходят от дома к дому, стучат в двери, поют и танцуют. Когда наступают сумерки карнавальный кортеж с факелами направляется в лес, где участники действия разводят большой ритуальный костер.

4. РЕНЕССАНСНЫЙ КАРНАВАЛ В ФЕРРАРЕ – Эмилия Романья - самый изысканный

Карнавал проходит в духе герцогов д’Эсте, которые жили здесь в эпоху Возрождения. Под их покровительством в Ферраре развивались наука и искусство, а двор был сказочно великолепен.

5. КАРНАВАЛ В МАМОЙЯДЕ - Сардиния - самый брутальный

Карнавал похож на древний обряд жертвоприношения богам. Участники делятся на Мамутонес, одетых в овечьи шкуры, с огромными бубенцами за спиной, черные мрачные маски и Исохадорес - в светлых одеждах и нейтральных масках.

Черные Мамутонес идут молча, а Исохадорес руководят шествием и своеобразным танцем Мамутонес.

Один из обычаев: Исохадорес ловят арканом девушек - считается, что это к плодородию и хорошему здоровью.

6. ИСТОРИЧЕСКИЙ КАРНАВАЛ КОУМБА ФРЕИДА на перевале Сен-Бернар Валле Д’Аоста - самый наполеоновский

Происхождение данного карнавала связывают с переходом наполеоновских войск через перевал Сен-Бернар в мае 1800 года. Поэтому костюмы стилизованы под мундиры солдат французской армии того время.

7. ИСТОРИЧЕСКИЙ КАРНАВАЛ В ИВРЕЕ - Пьемонт - самый боевой

Этот карнавал своеобразная реконструкция народного бунта. В Средние века в тех землях правил маркиз Райнери ди Бьяндрате, жестокий феодал, моривший народ голодом, изматывающий его поборами.

Придание гласит: дочь мельника, выйдя замуж, не захотела подчиниться «праву первой ночи» и кинжалом, спрятанным в одежде, отрубила маркизу голову. Поднявшись на высокую стену замка она показала ее всему народу. Это и стало началом восстания.

Карнавал знаменит по всей Италии и за рубежом, благодаря Апельсиновой битве, которая наполняет городок ароматом апельсин и весельем. По улицам ездит кортеж Мельничихи - она раздает всем подарки и сладости.

8. КАРНАВАЛ В ЧЕНТО - Эмилия Романья - самый бразильский

Этот карнавал побратим карнавала в Рио-де-Жанейро, проводится с 1993 года. Гулянья проходят в ритме самбо с участием зажигательных бразильских танцовщиц в национальных карнавальных костюмах.

9. КАРНАВАЛ В ВИАРЕДЖО - Тоскана - cамый политический

Карнавал стали отмечать с 1873 года. Это один из самых дерзких, популярных и обличительных в Италии. В фигурах на карнавальных повозках можно угадать современных политиков и общественный деятелей.

10. КАРНАВАЛ ФИЛЬИ ДИ БОККО - Тоскана - самый магический

Карнавал знаменит традиционными ночными гуляньями, шествиями при свете луны, фокусами и магическими представлениями.

11. КАРНАВАЛ В ФАНО (c 1347 года) - Марке - самый сладкий

На карнавальных повозках фигуры из папье-маше высотою до 18 метров взрываются, как хлопушки. Во все стороны из них разлетаются сладости - примерно 200 тонн шоколада, конфет и других угощений.

12. КАРНАВАЛ В АЧИРИАЛЕ - о. Сицилия - самый красочный

Как и на других карнавалах, здесь проходит парад аллегорических повозок, но они самые яркие и красочные в Италии.

13. КАРНАВАЛ В САТРИАНО - Базиликата - самый тихий

Второго такого карнавала в Италии нет. 131 человек, по одному из каждого селения Базиликаты, переодеваются в деревья и ходят по местечку - коммуне Сатриано ди Лукания. Их называют Румита - молчаливые люди-растения. Они просто трутся ветвями о двери домов.

Те, к кому приходит Румита, тоже молчат, в знак уважения и дарят Румите подарки. Считается, что Румиты приносят счастье.

14. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ - самый известный

Карнавал, известный во всем мире. Неповторимая атмосфера, запоминающиеся маски и костюмы. Самый старинный: первый официальный документ, в котором венецианский карнавал объявили народным праздником, датируется 1296 годом.