Картина непокоренная воля. Бельские просторы. С какими республиками граничит Башкортостан

Зачет № 1 по ИКБ 7 класс

1. Одна из старинных исторических песен, первооснову которой составляет мотив объединения и единства семи башкирских племен:

А) «Семирод» Б) «Ашкадар» В) «Ямаликай»

А) «Салават» Б) «Урал» В) «Перовский»

3. Как называется песня, в которой вороной скакун помог освободить от плена 120 башкир – повстанцев?

А) «Большак» Б) «Карат» В) «Тевкелев»

^ 4. Какое историческое событие связано с именем С.Юлаева?

А) Восстание 1735-1740 годов

Б) Восстание 1755 года

В) Восстание 1773-1775 годов

^ 5. В каких городах допрашивали Салавата и его отца Юлая?

А) Уфа, Рогервик, Кунгур, Казань

Б) Оренбург, Казань, Москва, Уфа

В) Москва, Уфа, Оренбург, Рогервик

^ 6. Отрывок из какого стихотворения С. Юлаева:

«Выходи на бой с врагом отважно,

Жизни не щадя, бросайся в бой!»?

А) «Битва»

Б) «Стрела»

В) «Юноше-воину»

А) Т.П. Нечаева

Б) С.Д. Тавасиев

В) И. Фрих-Хар

8. Как называется одна из лучших картин А.А. Кузнецова о народном герое?

А) «Допрос Салавата»

Б) «Поимка Салавата»

В) «Непокоренная воля»

^ 9. Кто из русских писателей впервые в России упомянул имя С. Юлаева?

А) С.П. Злобин

Б) А.С. Пушкин

А) Р. Бикбаев Б) Ш. Бабич В) А. Игибаев

^ 11. День рождения Републики Башкортостан отмечается:

12. С какими республиками граничит Башкортостан?

А)Казахстан Б)Татарстан В) Удмуртия

А) У.Масалимов Б) Ф.Идрисов В) Ф.Ислахов

Зачет № 1 по ИКБ 8 класс

1. В какой народной песне народ проклинает руководителя карательного отряда за зверство при подавлении башкирского восстания 1735-1740 гг.

А) «Колой кантон» Б) «Киньямурза» В) «Тевкелев»

2. Какому историческому событию посвящена башкирская народная песня «Вторая армия»?

А) Отечественная война 1812 года

Б) Русско – японская война 1905 года

В) Отечественной войне 1941 – 1945 годов

3. Год открытия башкирской студии в Москве, которая сыграла огромную роль в подготовке национальных музыкальных кадров для республики:

А) 1926 г. Б) 1932г. В) 1934г.

4. Выдающийся певец, основоположник национального оперного искусства РБ, первый народный артист БАССР: А) М. Валеев Б) 3. Исмагилов В) Г. Альмухаметов

5. Какая из перечисленных опер написана 3. Исмагиловым?

А) «Сакмар» Б) «Акмулла» В) «С.Юлаев», Г) «Сания» Д) «Послы Урала»

6. Кто из русских писателей впервые в России упомянул имя С. Юлаева?

А) С.П.Злобин

Б) А.С.Пушкин

В) Р.Г.Игнатьев

7. Известный башкирский актер, исполнитель роли главного героя в фильме «С. Юлаев»,созданного по одноименному роману С.Злобина - это

А) А. Мубаряков Б) В. Муртазин В) Г. Мингажев

8. В каком году открывается Башкирский государственный театр драмы?

А) 1919г. Б) 1932г. В)1938г.

9. Известное произведение древнебашкирского поэта Кул Гали - это:

А) « Бузъегет» Б) «Кисса - и Йусуф» В) « Тахир и Зухра»

10. Как называется письменность, которой пользовались башкиры до принятия религии
ислам? А) арабская Б) кириллица В) руническая

11. Основателем Башкирского государственного академического театра драмы имени М.Гафури является:

А) М. Гафури Б) В. Муртазин - Иманский В) Д. Юлтый

12. Кто из художников подарил родному городу Уфе коллекцию картин из своего собрания?

А) Д.Д. Бурлюк Б) М.В. Нестеров В) А.Э. Тюлькин

13. Первый профессиональный художник из башкир, автор картин «Девушка – башкирка в голубом», «Башкир Ибрагим»:

А) К.Давлеткильдеев Б) А.Лутфуллин В) А.Арсланов

14. Живописец, скульптор, создатель первого в республике бронзового бюста С.Юлаева:

А) С.Д. Тавасиев Б) Е.Л. Кербель В) Т.П. Нечаева

15. Пьеса Н. Асанбаева, посвященная первому дипломату из Башкирии в страны Арабского Эмирата Кариму Хакимову – это:

А) «Смелые люди» Б) "Красный паша” В) «Золотая колыбель»

16. Когда была учреждена Государственная премия имени Салавата Юлаева?

А) 1960 г. Б) 1965 г. В1967 г.

Зачет № 1 по ИКБ 9 класс

1.История каменного века.

2.История бронзового века.

3. Башкирские восстания.

4. Состояние культуры в начале 20 века.

5. Пещера Шульгенташ. (исследования, пещерные рисунки)

6. Народные состязания и игры башкир.

7.Башкирские национальные виды спорта.

8.Мусульманские религиозные праздники.

9.Жилище башкир (юрта и её убранство)

10. Бортничество

11.Устное народное творчество. (легенды, предания, эпосы, сказки, шежере)

12.Башкирские народные музыкальные инструменты.

13.Материальная культура башкир.

14. Ислам в Башкирии (проникновение, принятие, проповедники, Коран, обряды).

Тема: Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре.
Цели: Познакомить учащихся с различными видами искусства, с художниками, скульпторами, режиссером, раскрывшими образ национального героя в своем творчестве; развивать интерес к культуре родного края, мышление, устную речь, творческие способности детей, умение выступать перед аудиторией;
Воспитывать патриота своей страны, гордость за славных сынов своего народа.
Оборудование: музыкальное сопровождение аудиозаписи: песня «Уралым» в исполнении Р.Загретдинова, фрагменты фильма «Салават Юлаев» режиссера Я. Протазанова, портреты художников РБ, репродукции картин А. Кузнецова «Допрос Салавата», А.П. Лежнева «Поимка Салавата», Р. Ишбулатова «Непокоренная воля», «Цветок курая», курай- музыкальный инструмент; памятник С. Тавасиева и бюст Т. Нечаевой; кроссворд, рабочая тетрадь; выставка рисунков о Салавате Юлаеве; выставка книг.
ХОД УРОКА:
I. Организационный моментУ. - Долгожданный дан звонок
Д. - Начинается урок.
У. - Давайте для начала разгадаем кроссворд и узнаем о ком мы будем с вами говорить на нашем уроке? (Задание 1 в тетради), (слайд 1)
исламкУ раи3.
агидельУ фа5. аксаковаУ люР таРелигия, которой придерживаются мусульмане.
Национальный башкирский музыкальный инструмент.
Главная река республики.
Столица РБ.
Наш земляк, автор сказки «Аленький цветочек».
Как называется башкирская деревня?Жилище башкир кочевников?У. - Какое слово получилось по вертикали? (получилось слово Салават).
Ребята, сегодня мы продолжим говорить о национальном герое башкирского народа. Вы должны будете постараться и показать все свои знания о нем. (Слайд 2). Итак, тема урока: «Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре». Запись в тетради.
2. Повторение пройденного материала.
- А сейчас, нам кратко напомнит о Салавате Юлаеве Алсу, слушайте внимательно. После ее выступления вы должны будете ответить на поставленные мной вопросы.
Легендарный герой башкирского народа, поэт-импровизатор Салават Юлаев родился летом 1754 года в деревне Текей Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии. Ныне это Салаватский район РБ. Уже с детства Салават был храбрым, свободолюбивым, очень любил свою родину и свой народ. А все крестьянское население страны бедствовало, с утра до ночи работая на своих поработителей. Но настал момент, крестьяне не выдержали. И в 1773 году началась Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Активным участником этой войны стал и Салават Юлаев - славный сын башкирского народа. Но вскоре, Салават Юлаев и его отец попали в руки властей. Они подверглись многочисленным допросам, страшным пыткам и были сосланы на вечную каторгу в крепость Рогервик в Эстонию. Салават Юлаев умер на каторге в возрасте 46 лет. Проходят века, а имя Салавата Юлаева не забывают. Я думаю, слава Салавата связана с тем, что он воплотил в себе лучшие черты народа.
- Итак ребята, в какую крепость был заточен Салават Юлаев?
- Кто был предводителем крестьянской войны?
- А как бы вы назвали Салавата, каким он предстал перед вами?(воин, поэт, певец, храбрец, герой, патриот, полководец, сподвижник, защитник, джигит)
+ Молодцы ребята. Запишите на цветке курая лучшие черты Салавата Юлаева (Выполнение задания 2, запись в тетради).
-Давайте послушаем, что о Салавате говорил башкирский поэт Шайхзада Бабич в своем стихотворении «Салават – батыр». (слайд 3)
Прочтет стихотворение Вика.
Кто он грозный Салават?
Чем он славен и богат?
Он родной земли булат,
Он отвагою богат!
Ни во сне, ни наяву
Равных нет такому льву,
В небесах и на земле
Равных нет его стреле.
Наш Урал – его отец.
Он стремленье всех сердец,
На земле-он свет земной,
В небе светится луной.
Он – отечества глаза,
Он захватчиков гроза,
Саблей гору он свернет,
Криком озеро спугнет.
Салават, как наш Урал,
Никогда не умирал.
Кровь его – завет живым,
Мы его не оскверним!
- О чем рассказывает это стихотворение, особенно его последние строчки: «Кровь его - завет живым, мы ее не оскверним!» (о том, что народ никогда не забудет подвиг Салавата Юлаева, который он совершил ради них).
- В башкирской литературе трудно найти писателя, который бы не обратился к образу Салавата.
-Скажите, какие авторы писали о Салавате?(Ст, Злобин. Роман «Салават Юлаев»; Мустай Карим, Повесть «Салават»).
Нельзя не вспомнить еще и о том, что Салават Юлаев и сам писал стихи.
Ребята, давайте послушаем в исполнении оперного певца Загретдинова песню «Уралым» на стихи Салавата Юлаева, а затем прочитаем его стихи «Мой Урал» на странице 38. (Слушание музыки) (слайд 4).
-Какой музыкальный инструмент прозвучал?
- О чем поется в песне?
Вывод. - О чем рассказал Салават в этом стихотворении? (о любви к своей родине).
- Что он воспел? (Салават воспел красоту родного края).
Мы с вами учили стихи Салавата Юлаева «Соловей», давайте вспомним. Прочитает стихи Зарина. И из этого стихотворения мы еще раз делаем вывод, что Салават Юлаев любил свой родной край, природу, Родину. О настоящий герой, батыр.
Физкультминутка под игру на курае.
Зашагаем как батыр,
Приседаем как батыр
Потянулись как батыр
Отдохнули как батыр
Улыбнулись как батыр
За работу как батыр
Молодцы. Отдохнули. Продолжаем наш урок.
- Ребята, вы должны были подготовить пословицы о Родине. Итак, вам слово. (слайд 5)
У кого есть Родина – у того есть жизнь.
Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
Жить - Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Дома и стены помогают.
2. Объяснение нового материала
Учитель. Человек, который так любил свою родину естественно вдохновил и многих поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов на написание своего образа. И сейчас мы поговорим о живописи. Каждый художник представляет себе Салавата по-своему. Но каждый из них наделяет героя лучшими качествами. Рассмотрим репродукции картин. Посмотрим, каким предстаёт перед нами наш Салават и расставим эти полотна в хронологическом порядке по времени их создания.
Среди башкирских художников над созданием образа Салавата Юлаева работал Анатолий Петрович Лежнев. (слайд 6) Картина называется «Поимка Салавата», написана в 1930 году. Давайте взглянем на эту картину (слайд 7). Работа по учебнику стр. 57. (А. Лежнев создал цикл картин, посвященных национально-освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана).
- (Анатолий Петрович Лежнев (1888-1956). «Поимка Салавата», 1930 год).
- Каким изобразил здесь художник Салавата? (изобразил его убегающим от врагов.)
Ребята, художник А.П. Лежнев через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов показал драматизм и сложность национальной истории башкирского народа).
Ребята, какое состояние героя передает художник в своем полотне, какие средства изобразительного искусства он использует? Кого он изобразил на переднем плане, как использовал фон? (Фон- суровый величественный горный пейзаж, преобладающие цвета голубые, розовые, серебристо-черные оттенки. Пасмурное предвечернее небо, темные ели. На переднем плане изображен С. Юлаев-сильный, мужественный, стойкий, несокрушимый, несмотря на то, что его преследуют.
Учитель. Далее вашему вниманию предстанет следующая картина «Непокоренная воля» (стр. 28). Кто написал эту картину? (Рахим Ишбулатов), 1966 г. (слайд 8, 9).
Учитель. Посмотрите, образ Салавата полон здесь огромной внутренней силы, моральной стойкости, во взгляде видна несокрушимая стойкость и сила всего народа.
Учитель. Следующая картина одна из самых известных называется «Допрос Салавата» (слайд 10). Сообщение подготовил Тимур, послушаем его, а вы ребята внимательно слушайте, кто написал эту картину и в каком году.
Учитель. Итак, картину написал в 1955 году художник Алексей Александрович Кузнецов. Для создания образа Салавата Юлаева Кузнецову позировал молодой живописец Амир Султанович Арсланов.
- А каким здесь предстает перед нами Салават Юлаев? (не сломленный духом) (слайд 11).
Ребята, на странице 58 (второй абзац). Прочтем воспоминание художника о написании им этой картины.
Вывод. - Какие еще слова, видя эту картину, мы могли бы добавить в наш список слов о Салавате? (гордый, независимый, бесстрашный, батыр) (слайд 12).
В 1955 году картина «Допрос Салавата» была выставлена на выставке в Москве в дни Декады башкирской литературы и искусства, где была отмечена как одно из лучших картин, а сам художник был награжден орденом «Знак Почета».
- Сейчас мы поговорим о скульптуре и скульптурах, которые создавали образ Салавата.
Учитель. Память о герое жива, а скульптурные изваяния помогают нашим современникам лучше представить национального героя. Однажды осетинский скульптор Сосланбек Тавасиев услышал рассказ о славном башкирском батыре Салавате и решил создать его памятник. (слайд 13). Где он находится? (В Уфе, находится около телецентра).
Сообщение учащегося. Слово Рамазану. Открыт памятник в 1967 году в городе Уфе на самом высоком берегу Белой. (слайд 14). Памятник стал украшением нашей столицы. Выполнил его скульптор из Осетии Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Идея создания скульптуры у него возник во время пребывания в Башкортотане 1941-1946 годах (слайд 15). Он создал самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Изображение всадника, его поза, уверенная, крепкая посадка олицетворяет волю и целеустремленность. Постамент на котором стоит памятник, со своими выступами и гранями символизирует горные хребты Уральских гор. Весит памятник 40 тонн. Выполнен из чугуна и бронзы. Высота -9,8 метров, постамент-10 метров. (стр. 61) (слайд 16).
Подготовленный ученик читает стихотворение Назара Наджми «Два всадника», стр. 45.
-Каких всадников сравнивает автор в этом произведении?
+ Ребята, а вы знаете, что тавасиевский памятник не самый первый памятник Салавату, а о первом памятнике мы сейчас прочитаем на стр. 59.
Вывод. + Какие еще слова о Салавате мы можем добавить в наш список? (несгибаемый, волевой, стойкий).
Итак, Т.П. Нечаева создала в 1952 году первый в республике
бронзовый памятник-бюст Салавату. (слайд 17). Установлен в Салаватском районе под открытым небом родных местах С. Юлаева. Художница показала Салавата как несгибаемого защитника родины и народа, как вдохновенного поэта. (слайд 18).
+ Образ Салавата Юлаева вдохновлял еще и режиссеров и актеров на создание фильмов и спектаклей о нем. (слайд 19, 20). Даже в кино образ легендарного героя раскрывается в 1941 году в художественном фильме режиссера Якова Протазанова «Салават Юлаев» по сценарию Степена Злобина (фрагмент фильма), а сыграл главную роль Арслан Мубаряков.
(просмотр фрагмента из фильма. Салават Юлаев и Емельян Пугачев).
+ А вот в кино, пожалуй лучше всех из башкирских актеров Салавата сыграл Арслан Мубаряков - легенда театра и кино. Посмотрим фрагмент фильма.
Закрепление. Выполнение тестового задания
1. Автор картины "Поимка Салавата"
а) А.П.Лежневб) А.А.Кузнецов
в) К.С.Давлеткильдеев2. Автор картины "Допрос Салавата"
а) А.П.Лежнев
б) А.А.Кузнецов
в) К.С.Давлеткильдеев3. Автор первого бронзового памятника-бюста Салавата Юлаеваа) Т.П.Нечаеваб) С.Д.Тавасиевв) А.П.Лежнев4. Когда был открыт памятник Салавату Юлаеву в г.Уфеа) 1955
б) 1967
в) 1970
5. Автор стихотворения "Салават-батыр"
а) А.С.Пушкинб) Р.Г.Игнатьевв) Ш.Бабич6. Автор монументального памятника Салавата Юлаева на берегу Агиделиа) Т.П.Нечаеваб) С.Д.Тавасиевв) А.П.Лежнев7. Когда был снят кинофильм Я.Протазанова "Салават Юлаев"
а) 1943
б) 1940
в) 1957
8. Кто автор стихотворения? Как оно называется?
Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
9. Кто позировал для картины А.А.Кузнецова "Допрос Салавата"
а) А.П.Лежневб) А.С.Арслановв) А.Мубаряков10. Актер, создавший образ С.Юлаева в кинофильме Я.Протазановаа) А.П.Лежневб) А.С.Арслановв) А.МубаряковРебята, Салават Юлаев был очень талантливым человеком. У нас в школе растет достойная смена. Игра учащегося на курае.
1. Ребята, сегодня мы с вами увидели, как каждое слово на лепестках нашего цветка связано с именем Салавата Юлаева. Мысль о Салавате Юлаеве вдохновила и вас ребята. И вы нарисовали замечательные рисунки. Все, кто участвовал в выставке рисунков, получают по пятерке. А вот выставка книг, в которых можно найти и прочитать сведения о Салавате. Посмотрите их на перемене в школьной библиотеке.
2.Мы подобрали много слов, которые помогли нам охарактеризоватьнашего башкирского героя. Кто их нам прочтет?
-Дети, вспомним, в какой момент урока вам было весело, радостно?- А когда грустно?
Д/з. Составить викторину по материалу урока (слабый уровень.)
Учитель. + Вы все молодцы. Хорошо работали. Урок окончен.
До свидания.

Гульшат Курамшина

Непокоренная воля

Портрет скульптора Морозовой на фоне эпохи

Осенью 2003 года исполнилось 100 лет со дня рождения уфимского скульптора Веры Морозовой. Она была человеком тихим. Из жизни тоже ушла без пышных траурных церемоний, незаметно для большинства уфимцев, рядом с которыми провела долгих 45 лет. В свое время была первой и единственной женщиной-скульптором в республике. Участвовала во многих выставках, в исторической Декаде башкирского искусства
в Москве.
«Непокоренная воля» - так она назвала свою незаконченную работу над образом Салавата Юлаева. Эти слова как нельзя больше подходят к ней самой. Это была личность редкой, но потаенной силы. Многие из знавших ее даже не подозревали о том, что выпало на долю этой спокойной, мудрой, немногословной женщины.
И мой интерес к Вере Морозовой был в первую очередь продиктован восхищением человеком, прожившим светло и достойно в то время, когда не сподличать, не предать удавалось немногим. Цену за это платить приходилось высокую, вплоть до высшей меры.

ГЕНИЙ ДОБРОТЫ И СОСТРАДАНИЯ

Она была великодушна к слабостям других, строга и бескомпромиссна в главном и одновременно смешлива. Она обладала тонким юмором, интеллектом и той изысканной простотой в общении, когда человеку рядом с ней дышалось легко и свободно.
- Умных людей на свете много, мудрых, как она, - наперечет, - говорят о ней ее младшие подруги.
«Гений доброты, сострадания и воли», - так несколько пафосно говорит о ней ее дочь Нелли Александровна, посвятившая матери и отцу свою талантливую книгу «Мое пристрастие к Диккенсу». Наряду с признанием в любви к прекрасному, но чуть забытому английскому писателю, автор рассказывает удивительную историю жизни матери и отца, их большого чувства и трагической разлуки.
В книге меня поразило больше всего то, что героиня сумела пройти по жизни, не покоряясь гнусным обстоятельствам, не труся и не заискивая перед сильными мира сего.
Я жадно вслушивалась в рассказы очевидцев, поехала в Москву, где познакомилась с дочерью и внуком Веры Морозовой. И при каждой встрече с прошлым, с какими-то новыми подробностями биографии я испытывала уважение к этому человеку. На мой взгляд, нет ничего драгоценней алмазного фонда воспоминаний о людях, которые своим примером учат нас быть лучше, добрее, достойнее.
Истинные таланты и гении остаются в веках - их единицы. Но память о скромных героях, негромко вошедших в нашу историю, - тоже часть того алмазного фонда.
...Это было в войну. В Уфе устроили столовую для эвакуированных работников искусства и науки. Получив талоны на бесплатное питание, они ежедневно приходили сюда, и это было настоящим спасением для беспомощных в быту людей. Вера Морозова, организовавшая эти бесплатные обеды, находилась в зале, когда, стуча деревяшкой, туда вошел инвалид. Был он измучен, плохо одет и голоден. Он попытался получить еду, но без талонов ее не давали. Услышав, что надо идти за ними туда-то и тогда-то, ответил, что у него нет сил, и требовал, чтобы его покормили. «Не положено», - втолковывали ему. Инвалид пришел в ярость, стал материться, оскорблять тех, кто пытался объяснить, что он не прав. Все затихли, стараясь не смотреть на этого оборванного калеку. Он неожиданно сел на пол у порога. «Никуда не пойду!» - и начал разматывать тряпки на ноге.
И тут Вера Георгиевна подошла к нему, села рядом и стала помогать перебинтовывать ногу, успокаивая его вполголоса. По лицу несчастного потекли слезы. Завершив работу, Вера Георгиевна попросила накормить человека.
Позже на недоуменные вопросы свидетелей этой сцены она отвечала просто: «Я увидела, что он дошел до края, до отчаяния». Этот порыв для нее был естественным.

ПО СУДЬБЕ НАШЕЙ БОРОНОЙ ПРОШЛИ

Это была редкой красоты пара. Вера Морозова и Александр Моррисон (даже фамилии были созвучны) познакомились в 22-м, в комсомольской ячейке Челябинска. Первый подвиг во имя любви совершила юная жена, узнав от врачей, что туберкулез у мужа принял неизлечимую форму и что он обречен. Она, оставив родителям маленькую Нелли, увезла его в Златоуст, который славился целебным климатом. Каждый день, в любую погоду, больной прогуливался на свежем воздухе. А жена, ненавидящая кухню, два года посвятила стряпне, отказавшись на это время от занятий скульптурой. Врачи разводили руками: «Вы сотворили чудо».
Александра Платоновича перебросили в тихий южный Таганрог в 1931 году - «поднимать» местную газету. Но исполнением должности редактора он отнюдь не ограничивался. На его счету спасение и организация уцелевшего дома-музея Чехова, где он буквально из печи достал подлинные автографы писателя. Взял он под свою опеку и драматический театр. Очень скоро дом редактора и скульптора стал центром притяжения местной интеллигенции, хотя угощение и обстановка здесь были весьма скудными. Но пофилософствовать за винегретом и чаем были не прочь очень многие.
Моррисона и его жену считали большими оригиналами - этакие «хиппи» из ответработников, не признававшие светских и советских предрассудков. Редактор в жару ходил на работу в парусиновых трусах (задолго до появления шорт), а скульптор за неимением обуви - попросту босиком, но с таким видом, что это не более чем ее причуда. Что касается отношения мужа к жене, его можно определить одним словом «обожание». И единственный свидетель этого невероятного чувства - дочь - признает, что за свою долгую жизнь ничего подобного не встречала.
35-й остался в памяти 12-летней Нелли годом полновесного, бескрайнего счастья. Отменили хлебные карточки, в магазинах появились забытые масло, сыр и колбаса. Родители получили новую четырехкомнатную квартиру. Началась подготовка к чеховскому юбилею, в котором первую скрипку должен был играть Александр Моррисон. Его по этому поводу вызвал в Москву Николай Бухарин (что впоследствии сыграло роковую роль).
А Вера Георгиевна два года лепила бюст писателя, к юбилею он должен был украсить пространство перед домиком Чехова.
Памятник открывали при большом стечении публики. Ленточку перерезала Мария Павловна, сестра писателя. И она, и вдова Ольга Книппер-Чехова в один голос сказали, что никто еще не добивался такого портретного сходства. После окончания торжеств пришла телеграмма от Марии Павловны, в которой она благодарила Веру Георгиевну и Александра Платоновича за гостеприимство и приглашала к себе в Ялту.
Это были дни истинного триумфа семьи, но это были и последние мгновения счастья. Последовал перевод главы дома в Ростов-на-Дону начальником Комитета по делам искусств Азово-Черноморского края, куда он должен был отправиться почему-то без жены и дочери. И очень скоро - арест по нелепому обвинению.
Сумрак царил в стране, где человек не значил ничего и исчезал бесследно.
Но сдаться без боя было не в натуре Веры Георгиевны. Недаром все знавшие ее отмечали царственную осанку, безукоризненно прямую спину, как у античных статуй. И дело не в том, что в гимназии приучали ходить с палкой, продетой под локти, - просто это тоже было проявлением несгибаемого характера. Люди это чувствовали. Именно перед ней распахивали двери надменные московские швейцары, хотя одета она была, может быть, беднее других.
Когда Морозова хлопотала за арестованного мужа, она не плакала, не просила, а требовала дать ответ и даже грозила, доводя чекистов до исступления.
Когда же пригрозили упрятать ее в тюрьму, она прямо в лицо начальнику Ростовского НКВД бросила слова, напугавшие его до полусмерти:
- Я - ясновидящая и предсказываю, что через три месяца после того, как упечете меня в тюрьму, вы будете расстреляны. (Тогда уже начали сажать и палачей, вероятность такого исхода была велика).
По этой причине (она была в этом убеждена) Веру Георгиевну только сослали в Бакалы, тогда как остальных жен арестованных бросали в тюрьмы. Впрочем, в том, что начальника все равно расстреляли, она не сомневалась.
В то ужасное время в череде малых и больших предательств, среди атмосферы рабского страха, когда от Морозовой стали шарахаться знакомые, бывший одноклассник Антона Чехова - старик Туркин … снимал шляпу, низко кланялся и кричал на всю улицу:
- Здравствуйте, Вера Георгиевна. Ну, как там наши в тюрьме?

ПЛАМЯ СТРАСТИ И УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДЕ

Откуда такая уверенность и бесстрашие? - допытывалась я у дочери Морозовой Нелли Александровны, когда мы встретились у нее дома в Москве.
- Может, от ее мамы Екатерины Дмитриевны, которая от родителей-раскольников унаследовала непокорность.
Дедушка был тоже не из робкого десятка. Георгий Георгиевич стал революционером, потому что у всех Морозовых обостренное чувство справедливости. Он возглавлял большевистскую организацию железнодорожного депо Челябинска, был героем Гражданской войны. Затем комиссаром 1-й Екатеринбургской тюрьмы, где содержались люди из окружения Николая II. По семейному преданию, он отказался выдать узников для расстрела без суда или телеграммы от Ленина. Он не побоялся поднять голос в защиту ни в чем не повинных людей тогда, когда это не считалось доблестью, а, наоборот, компрометировало в глазах соратников. И хотя в честь Георгия Георгиевича была потом названа улица в Челябинске, самому герою пришлось скрываться от «чисток» у своих сыновей. Спасла его от неминуемой расправы смерть, рак. Незадолго до своего конца он прозрел: «Зря мы все это затеяли. Хуже стало».
Единственная дочь Вера (имя такое ей дано было не случайно) и три сына (Константин, Валентин и Леонид) - каждый был творческой личностью. Мама была не очень довольна, что профессии у них не хлебные, не основательные: скульптор, певец и писатель, но не препятствовала выбору детей.
Вера Георгиевна никогда не училась ваянию - до всего доходила сама. Но надо ли объяснять, до какой степени этот вид искусства непрост, особенно для женщины, насколько дорог, сколь зависим от заказчиков. А в данном случае это было всесильное государство, которое не могло доверить лепить святые образы вождей «политически неблагонадежным гражданам».
Вера Георгиевна как-то пришла домой одержимая веселой злостью. Веселой - от своей дерзости.
- Завадский (известный режиссер, которому Раневская кричала: «Вон из искусства» - Г. К.) расторг со мной договор на Горького. Каков интеллигент! Мялся, мялся, наконец: «Я не могу заказывать работу жене врага народа». - «Ну, разумеется! - говорю. - Вы, Юрий Александрович, можете заключать договор с женой вашего начальника. Это-то понятно! А вот быть в долгу у жены «врага народа», не заплатив за сделанную работу, это как вам - удобно? Не жмет?»
…Во время ссылки в Бакалах больше всего Вера Георгиевна боялась, что, если ее все же арестуют, дочь Нелли попадет в детдом. Поэтому она стала методично добиваться перевода в Уфу, где жили мать с братом Леонидом.
И она добилась своего. Как бывало не раз.

САМАЯ КРАСИВАЯ КУКЛА

В Уфе хранится необыкновенная кукла 1937 года рождения. Ее удивительную историю рассказала Нелли Александровна.
После ареста мужа Вера Георгиевна отправила ее к матери в Уфу. Первый раз Нелли отмечала свой день рождения без родителей.
Но едва она с подругой села за стол со скромным угощением, как принесли посылку из Таганрога.
Наконец крышка откинута, снят слой ваты, осторожно приподнята мягкая материя...
- Графиня де Монсоро! - воскликнули девочки в один голос.
Хрупкое нежное лицо с синими глазами, высокий пудреный парик. Одета она была в платье из толстого репса и серебристую пелерину с лиловым бархатным воротником. На ногах - такие же бархатные башмачки.
В письме, вложенном в посылку, сообщалось, что графиня отправилась путешествовать в дорожном костюме. Далее следовал список туалетов, которые она взяла с собой, и инструкция, как их надевать: сначала кринолин со вшитыми проволочными обручами, потом нижнюю юбку с оборками, лишь затем платье.
«Постепенно я узнавала материю на платьях, - вспоминает Нелли Александровна. - Лоскут лилового бархата был подарен мне Анной Ивановной в пору нашей дружбы. Кусочек черных кружев, кажется, сама я изъяла из Сониной шкатулки. Сиреневый шелк - от маминой комбинации, привезенной отцом из Москвы. А роскошное пудреное сооружение на голове... это же серебристые, уложенные один к одному волоски овчины от подкладки моей шубы!
Сколько же мастерства и терпения маминых пальцев - пальцев скульптора, - сколько вдохновения и вкуса понадобилось для создания этого маленького шедевра... Столь скудными средствами.
Я представила мать за этой работой. Иногда она, наверное, улыбалась, воображая мое изумление и радость, когда я открою посылку. А чаще ее лицо было сосредоточенным, каким я его помнила во время работы. Или яростно одержимым, как в пору лепки великого пролетарского писателя и ожидания ареста отца...»
Вера Георгиевна создавала куклу в самые трагические дни своей жизни. Много лет спустя дочь восстановит хронологию событий, которые происходили в то время.
«День моего рождения - 31 марта.
В январе тридцать седьмого Бухарин был снят с поста главного редактора «Известий».
Во время процесса над Пятаковым - 23 января тридцать седьмого года - с трибуны суда была упомянута группа «заговорщиков» во главе с Бухариным. 24 января подсудимый Радек заявил о связях Бухарина с троцкистами. 28 января в обвинительной речи Вышинский тоже намекнул на вину Бухарина.
В январе тридцать седьмого Постышев был отстранен от должности первого секретаря Киевского обкома.
Его имя с надеждой упоминалось в доме в тревожные дни последней чистки и перед арестом отца Нелли. Говорили, что Постышев преследует клеветников, ограждая от них честных партийцев, и восстанавливает справедливость.
8 февраля «Правда» обрушилась на ошибки, допущенные в парторганизациях Киева и Азово-Черноморского края.
13 марта в «Правде» обвинили Бухарина в заговоре с троцкистами.
Вера Геогиевна никогда не забывала, что в редакции «Таганрогской правды» лежат документы о командировке отца к Бухарину в тридцать пятом году.
17 марта Постышева сняли с поста секретаря ЦК Украины.
Вот с какими мыслями шила Вера Георгиевна придворные туалеты столь отдаленного века».

ТРОЦКИСТСКАЯ ЕЛКА

В Бакалах во время ссылки Нелли училась в школе. Ей пришлось пережить немало горьких минут.
«По дороге из школы, на углу, который не миновать, жили мои враги, - рассказывала Нелли Александровна. - Я никогда не видела их в лицо. Но стоило мне появиться, как из-за кустов палисадника раздавалось истошное:
- Троцкистка! Троцкистка! У-у, вражина!
Однажды я почти миновала злополучный палисадник и уже поздравляла себя с удачей, тем более что позади слышались чьи-то одинокие шаги, как вдруг - удар в голову! - и меня засыпало какой-то дрянью. Она набилась мне в глаза, рот, нос, уши. Последовал знакомый вопль:
- Троцкистка! Что - съела?! Вкусно?
Ослепленная, я не могла сделать ни шагу и стала протирать глаза.
Это была зола, завернутая в газетный ком. Неожиданно вопли смолкли. Я оглянулась. Тот, чьи шаги я слышала, - мальчик лет пятнадцати, схватив за шиворот двух моих врагов, колотил их головами друг о дружку. Ослепив меня и уверовав в свою безнаказанность, мальчишки высунулись из палисадника. И теперь орали дурным голосом.
Я хотела было поблагодарить моего заступника, но, представив свои пыльные волосы и грязные ручьи на щеках, пустилась наутек.
Матери сказала, что свалилась в канаву. Она молча поставила таз с водой на мангал».
Мальчишки не унимались и однажды, завидев маму с дочерью, принялись по обыкновению кричать: «Троцкистка!», добавив при этом адресованное Вере Георгиевне «Заика!». Над забором торчала румяная рожа соседа Петьки.
- Иди сюда, - спокойно предложила женщина.
- Нашли дурака, - ухмыльнулся тот.
- Может, ты трус, - с сомнением произнесла Вера Георгиевна. - Или злой.
- Ничего я не злой и не боюсь, - пробурчал мальчик.
- Тогда я открою тебе секрет: гораздо приятнее быть добрым. Поверь. Я видела, как ты плотничал с отцом. У нас сломалась табуретка, а денег на новую нет. Поможешь нам?
На третий день он явился с инструментом. Починил табуретку и в награду получил самодельную забавную игрушку - плясуна из картона, который двигался с помощью веревочек. Мальчик был сражен. Так был положен конец нелепой вражде.
Тем временем Вера Георгиевна продолжала хлопоты о переезде в Уфу. Наконец, разрешение было получено. Случилось это накануне Нового года.
Решили уехать после того, как справят Новый год.
В подготовке праздника приняли участие и апа, хозяйка дома, в котором снимали угол ссыльные, и ее сноха.
Судя по количеству пирогов, испеченных апой, торжество затевалось не на шутку.
...Первые гости долго вытирали лапти в сенях, осторожно ступали на свежевымытый пол и обходили вокруг наряженной елки, цокая языками.
Детей сопровождали взрослые - мужчины и женщины, татары и русские. Мальчики были в цветных рубашках, девочки в ситцевых платьях и в белых платочках.
По углам были расставлены фитили, плавающие в масле. Изба скоро наполнилась, но гости продолжали все прибывать.
Откуда-то появился старенький скрипач со скрипкой об одной струне. Он запиликал на ней, и дети повели вокруг елки хоровод.
Робкий вначале говор оживлялся, послышался смех. Вкруговую пошли стаканы с брагой и пироги. Детям раздали пряники. Они брали их осторожно и показывали друг другу, прежде чем откусить.
Ближе к одиннадцати зажгли на елке свечи. Пиликанье оборвалось, голоса смолкли. В благоговейной тишине и дети, и взрослые смотрели на язычки пламени, отраженные в стеклянных шарах и мишуре.
И тут скрипач лихо ударил по своей струне. Враз все ожило, заговорило, засмеялось, закружилось. Дети плясали, высоко вскидывая лапти.
Разрумянившиеся щеки, съехавшие платки, черные, русые, льняные пряди, сияющие глаза и - смех, смех... Вот это веселье!
Пока еще не погасли свечи, началась раздача игрушек. Под конец елка стояла обобранная, зато каждый уносил память о ней.
Когда Вера Георгиевна преподнесла миниатюрную прялку, у апы было лицо человека, застигнутого врасплох. Она прижала подарок к груди и ушла на другую половину скрывать свои чувства. Мальчик Петька долго не мог уразуметь, что плясун, столь схожий с ним, - его собственность. Уразумев, благодарно вспыхнул до кончиков ушей. Петьку попросили стать на лавку. Над головами гостей деревенский щеголь потешно выкидывал коленца под аккомпанемент все той же струны. Хохот сотрясал избу.
Это был апофеоз.
Вскоре догорели фитили. Стали расходиться. Каждый, уходя, низко кланялся Вере Георгиевне.
Никогда не было такого праздника.
Лет двадцать спустя попутчиком Морозовой по купе оказался инженер-строитель, возвращавшийся в родную Бугульму из Бакалов. Узнав, что она бывала в тех краях, молодой человек полюбопытствовал:
- А вы ничего не знаете о «добрых троцкистах»? Тех, которые какую-то волшебную елку устроили. Не слыхали?
- «Добрые троцкисты», говорите? - переспросила Вера Георгиевна. - Забавно! Елку устраивала я.

СИРОТА КАЗАНСКАЯ

О даре Морозовой убеждать рассказывали многие ее знакомые. «Тебе бы быть адвокатом», - вздыхала мать. И этот дар выручал в самых разных ситуациях. Особенно когда надо было помочь кому-то. Это было ее настоящим призванием - защищать слабых, подставлять им плечо. Накормить, обогреть, подбодрить, дать добрый совет. «Выбить» квартиру.
Откровенно говоря, я не поверила, услышав, что она помогла получить 28 квартир в Уфе и одну в Воронеже. Как это могло произойти в тяжелейшие послевоенные годы, когда люди ютились где придется?!
Вера Георгиевна, обладая трезвым мужским умом, умело владела оружием советских аппаратчиков - демагогией.
- Какая квартира! - отмахивались они от нее. - У нас полковники на вокзалах ночуют.
- Разве я их туда загнала? - не дрогнув, шла она в наступление. - Стыдитесь, они защищали Советскую власть, а вы им не помогаете! Но и Н. квартира нужна...
И далее до полного успеха.
Никогда не использовала запретных приемов, не унижала и не пыталась разжалобить. Знание законов, логика, грамотность - вот что помогало ломать бюрократические барьеры.
К Вере Георгиевне тянулись люди, видя в ней опору и яркую, сильную личность. С одной из них - Ркией Гумеровой - я познакомилась. Она мне очень просто ответила на вопрос, кем была для нее Морозова.
- Она заменила мне родителей, и я всем обязана ей.
Помню нашу первую встречу - мы жили по соседству в одном доме.
- Что ты стоишь, как сирота казанская? - спросила меня Вера Георгиевна.
- А я и есть сирота, и приехала из Казани, - отвечала я.
Так началась наша дружба, которая длилась почти 30 лет. И каждый день общения с ней был наполнен теплом, мудростью, добром, которые мне очень помогли. Заболели дети, поскольку дом был сырой и холодный. По совету Веры Георгиевны я начала хлопотать о квартире. Составила с помощью юриста письмо и показала его Вере Георгиевне. У нее только брови поползли вверх: «Раечка, зачем тебе эти грубые и бестактные слова в адрес «чиновников, равнодушных к судьбам людей»? При чем тут они? Тебе нужно писать о том, что касается тебя и твоей семьи - и все».
С тех пор каждый свой последующий шаг я обсуждала с ней. Через год квартира была получена, к великому удивлению коллег.
Мой старший сын Фархат поступил в институт культуры благодаря помощи Веры Георгиевны и Нелли. Теперь он в Москве, успешный оператор документальных фильмов. Младший Ильшат тоже состоялся.
Вера Георгиевна никогда ни о ком не говорила плохо и меня к этому незаметно приучила. Я, бывало, пожалуюсь на родственников или на то, что муж не помогает. А она как бы невзначай обронит: «Какой у тебя Ринат хороший, как он тебя любит и прекрасно относится к сыновьям». И я научилась видеть хорошее в окружающих, убедилась, что добром и лаской можно добиться гораздо больше, чем попреками и жалобами.
Со мной она никогда не вела пустопорожних бесед. Каждая встреча обогащала меня новыми знаниями. Кроме того, что рассказывала Вера Георгиевна о жизни, людях, событиях, она всегда готовила к моему приходу или интересную статью в газете, или книгу. Вот уж сколько времени прошло после ее ухода, а я каждый день с ней «советуюсь».
Еще одна подопечная Веры Георгиевны - Зинаида Сахно - тоже считает свою встречу с ней судьбоносной:
- Я была очень застенчива, боялась всего. Вера Георгиевна уговорила меня пойти работать в кукольный театр, где я обрела друзей и специальность, получила жилье.
И таких подопечных у нее было немало.
Вот еще один пример.
«В нашем доме овдовела молодая женщина с четырьмя детьми на руках, - пишет Нелли Морозова. - Затурканная, нищая, голодная, она подвергалась набегам активисток из женотдела, которые предлагали ей посещать ликбез и попрекали политической отсталостью.
Мать узнала это и через отца начала хлопотать об устройстве старших детей в детдом, а младших - в заводские ясли. Пока суд да дело, она стала собирать детские вещи среди знакомых и поручила то же соседке Соне. Набрался огромный узел. Глядя на него, та неуверенно спросила:
- Верочка, а правильно ли это?
- Что правильно?
- Да вот так собирать, как милостыню? Разве жалость не унижает человеческое достоинство? Нас не упрекнут в буржуазной филантропии?
- А мне пле-вать! - я редко видела маму такой рассерженной. - Плевать, какие ярлыки могут приклеить, слышишь? Детям будет тепло? Матери будет легче от того, что ее дети одеты? Или ты их укутаешь человеческим достоинством? Что за чушь, Сонька!
- Я только хотела сказать, - по-прежнему неуверенно возразила Соня, - не лучше ли заняться этим через женотдел?
- Вот и занимайся! А меня уволь. Я от этих гусынь могу упасть в обморок.
Отец нажал на какие-то пружины - дети были пристроены.
Спустя время я случайно, сквозь неплотно закрытую дверь, услыхала разговор:
- Эта женщина во дворе, ну, детей которой мы пристроили, - шептала Соня, - оказалась совершенно неблагодарной!
- Да? - удивилась мать. - В чем это выразилось?
Шепот Сони принял торжественный оттенок:
- Она приводит мужчину!
Тут раздался негромкий мамин смех.
- Сонюшка, - отсмеявшись, сказала мать. - Это же замечательно!
- Ты думаешь? - с сомнением спросила Соня.
- Ну конечно! Человек живет полноценной жизнью. Она перестала быть замотанным бесполым существом. Мы можем порадоваться.
- Правда? - Соня счастливо засмеялась. - А мне и в голову не пришло. Какая ты умная, Верочка!»
А ей самой помогли в тяжелые дни? Боюсь, что мало кто мог бы так же кинуться ей на выручку, как это она делала многократно. Вот такая маленькая деталь: она постоянно одаривала своих молодых подруг, их мужей и детей, хотя жила довольно скромно. Но сама подарков не принимала - ничего, кроме цветов. Даже помыть полы у себя не позволяла. И все принимали это как должное. «А что пожилому человеку нужно? - считает Ркия Нуртдиновна. - Ничего, кроме уважения и любви». Правда, когда здоровье стало покидать эту сильную женщину, ее лечили, обхаживали, по необходимости дежурили у постели.

ЗАЧЕМ МОЯ ЛЮБОВЬ ПЕРЕЖИЛА ТЕБЯ...

После ареста мужа Веру Георгиевну тут же исключили из Союза художников. Чтобы выжить, она вступила в артель вышивальщиц. Но не только поэтому. Нужно было начать жизнь с чистого листа - боль от разлуки с мужем отнимала все силы. Поэтому - никаких воспоминаний, разговоров о прежней жизни, отказ от профессии. По капле она уничтожала в себе себя - своего рода духовное убийство. Но в один ужасный миг, переходя улицу, она остановилась как вкопанная, потому что забыла, кто она - ни имени, ни фамилии... В последнюю минуту ее выдернули из-под трамвая.
А психиатр, к которому она обратилась за консультацией, посоветовал все же вернуться к прежней работе. Нужно было смириться с потерями и жить дальше. В 44-м в Уфе она вступила в Союз художников как бы впервые. Это было необходимо, чтобы получить карточки и, разумеется, заказы. После войны она обратилась к образу Матросова. Героика - это то, что было близко ее душе. Поэтому памятник получился «живым», в движении. Эту работу она представила на декаде башкирского искусства, а впоследствии ее купил музей.
Перед самым отъездом в Москву Морозову вызвали в НКВД и «убедительно» попросили рассказать о встречах с преподавателем пединститута Моисеем Пизовым: кто-то подробно изложил разговоры, которые велись у него дома. Вера Георгиевна наотрез отказалась доносить на друзей. Еле вырвавшись от следователя при условии, что по приезде допрос продолжится, она несколько месяцев провела у дочери в Москве. В крохотной комнате не было места для второй кровати, и она спала... на столе. «Настольной тещей» прозвал ее зять, впоследствии известный писатель-сатирик Владлен Бахнов.
Что касается Моисея Пизова, то он в ответ на требование следователя составить список своих знакомых переписал весь преподавательский состав пединститута, где работал. «А почему здесь нет Морозовой?» - спросил следователь. Моисей Григорьевич ответил: «Потому что Вера Георгиевна - особая статья». И следователь с этим согласился.

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Я позвонила Тамаре Нечаевой, чтобы расспросить о Вере Георгиевне, поскольку та в свое время была наставницей начинающего скульптора. И, возможно, ее путь в искусстве был бы иным, если бы не встретилась ей Морозова.
Тамара Павловна уже очень сильно болела, и мой первый разговор с ней оказался последним.
- У нее мало работ, - сказала Тамара Павловна.
Действительно, работ не так много. В 1934 году - памятники Г. Димитрову и М. Горькому, в 35-м - А. Чехову. Затем - перерыв в 10 лет. В 1945-м она воплотила в гипсе образ башкирского драматурга и актера Г. Мингажева; в 46-м и 49-м - А. Матросова. В 1958 г. - монументальные памятники из бетона - «Шахтеры» - в Кумертау и Караганде (совместно с Т. Нечаевой).
Работ немного, но это не говорит о том, что она мало работала. Все родственники и знакомые утверждают, что Вера Георгиевна постоянно трудилась. Бывало, дни напролет проводила в мастерской, вывешивая на двери записку: «Я занята, прошу не беспокоить». Многие обстоятельства жизни, тяжелой и трагической, не дали развиться таланту скульптора в полной мере. Когда было совсем туго, зарабатывала вышиванием и изготовлением гипсовых копилок. Была еще большая общественная работа в Союзе художников. В правлении СХ она возглавляла жилищно-бытовой сектор. Мало кто еще столь самоотверженно и честно мог бы справиться с этим канительным и малоблагодарным делом.
А еще был неустанный, невидимый миру труд над собой, постоянное самосовершенствование, включавшее не только физические, но и «умственные» упражнения. Вера Георгиевна всю жизнь увлекалась психологией, прочитала уйму книг на эту тему. И она, безусловно, обладала незаурядными психотерапевтическими способностями.
Но были и другие обязанности. Это появление единственного и любимого внука Леонида, которому довелось провести в Уфе у бабушки 5 лет, пока родители не обзавелись жильем и не забрали его. Леня был для Веры Георгиевны не просто внуком - это было живое продолжение погибшего мужа. Она много душевных сил отдала его развитию. И это не могло пройти бесследно. Леонид Бахнов - литератор и, насколько я могла почувствовать за несколько минут беглого знакомства, наделен основополагающими качествами семьи Морозовых.
Нельзя не упомянуть и о единственной дочери Нелли, личности тоже безусловно яркой. Она долгие годы работала на студии «Мосфильм», по ее сценариям поставлено несколько фильмов. Самым большим своим богатством она считает друзей, с которыми ее свела судьба, - это Евгения Гинзбург, Лидия Чуковская, Арсений Тарковский, Вадим Сидур, Александр Галич.
- Но знаете, - призналась она мне, - мама для меня оставалась самой интересной и значительной, глубокой и гармоничной из всех, кого я повстречала на жизненном пути.
...Наверное, память о скульпторе, оставленная в виде монументов и бюстов, прочна и долговечна, как гранит, из которого они сделаны. Но не всегда можно память «потрогать». Например, сколько судеб состоялось благодаря деятельному участию Морозовой, азартному состраданию, просто доброму слову, сказанному вполголоса. Не знаю, в каждом ли доме тех, кому она помогла, висит портрет Веры Морозовой, как, например, у Ркии Гумеровой. Но даже у меня, узнавшей об этой удивительной женщине лишь через 12 лет после ее кончины (ведь жили-то совсем рядом, но не суждено было встретиться), стоит перед глазами эта картина: двое сидят на полу, женщина перебинтовывает ногу инвалиду и что-то говорит ему тихо и ласково. И мне становится легче жить.

Тысяча девятьсот двадцать седьмой год. Итальянский город Монце-Милан. Здесь проходит международная выставка декоративных искусств. Внимание зрителей привлекает необычная скульптура, изображающая молодого, решительного мужчину с восточными чертами лица в круглой шапке, отороченной мехом. Портрет полон ощущения большой физической, духовной силы героя, рублен из дерева крупными формами, раскрашен черным, коричневым цветом. Портретируемым был герой башкирского народа - Салават Юлаев , чье скульптурное изображение создал И. Г.Фрих-Хар В 1926 году это произведение было выполнено известным советским мастером по заказу Башнаркомпроса. Он с энтузиазмом работал над образом Салавата, передав в его облике ощущение необоримого порыва, устремления, уверенности в своих силах. «Салават Юлаев» Фрих-Хара, ставший первым портретом героя в советском, башкирском искусстве, не раз представлял родную землю и народ на крупных художественных выставках.

Героические подвиги и судьба Салавата Юлаева вдохновляла многих советских, башкирских скульпторов на создание произведений высокого художественного звучания.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, подвиги воинов на ее фронтах ассоциировались у некоторых мастеров с подвигом Салавата, отдавшего жизнь во имя свободы Родины. Известный российский мастер И. С. Ефимов в скульптурной композиции 1942 года «Салават Юлаев» воскрешает образ башкирского героя, показывая огромное напряжение момента, когда он бесстрашно и неукротимо несется на коне навстречу бою, подвигу. В скульптуре - ощущение прикосновения рук ваятеля, придающего форме силу внутреннего напряжения, динамики.

По образному содержанию эта работа близка монументальному произведению С. Д. Тавасиева - памятнику Салавату Юлаеву в Уфе, замысел и первые эскизы которого были выполнены скульптором также в первые дни войны. Открытие памятника состоялось 17 марта 1967 года. Он возносится почти на двадцать метров на утесе скалы. Все в нем -изображенный в сильном движении конь, Салават Юлаев, лицо и фигура которого полны страстного напряжения и динамики, мощная и цельная пластика скульптуры - выражает идею свободолюбия, мужества, волевой собранности. Этот самый большой в стране монумент стал символом Башкортостана, его изображение - неотъемлемая часть государственной символики республики.

Память о Салавате Юлаеве хранит не только башкирская земля. В 1989 году в эстонском городе Палдиски (бывший г. Балтийский порт) на той земле, где он томился в заточении двадцать пять лет и где находится его безымянная могила, был открыт памятник башкирскому народному герою. Его автор - замечательный башкирский мастер Т. П. Нечаева. В 1994 году памятник был похищен, но по решению руководства Башкортостана и города Палдиски вновь восстановлен в 1997 году. В Эстонии бытует легенда, что Салават не умер, он ушел в море, потому и стоит он сейчас не сломленный, величественный, глядя в его бездонные просторы с гордой думой о родине. Это произведение стало апофеозом темы мужества, стойкости и красоты народного духа в творчестве Нечаевой, посвятившей образу Салавата Юлаева ряд произведений в различных видах искусства. В 1946 году она создала его первый скульптурный портрет в гипсе, а в 1952 году стала автором первого в республике бронзового памятника герою, открывшегося на родине батыра - в Салаватском районе. В каждом произведении Тамара Павловна стремилась показать не только физическую силу, воинскую отвагу героя, но и его духовную красоту, поэтическую натуру. В том же году аналогичный памятник был открыт в Уфе в парке, носящем имя Салавата Юлаева. В настоящее время он обрел новую жизнь на территории башкирского курорта Янган-Тау. Место выбрано самое красивое - памятник установили на вершине лестницы, ведущей к главному корпусу. Как горный орел, Салават взлетел над горами и долинами, освещая их величием и красотой своего духа.

Замечательные композиции «Стрелок», «Салават» созданы Нечаевой в 1955 году в фарфоре, где в единую образную структуру спаяны форма, линия, цвет. В цикле ее керамических панно также отражена тема крестьянского восстания 1773-1775 годов. Ее работам «Салават и Пугачев», «Пугачевцы»(обе -1969), «Лучники» (1971) свойственна особая романтика чувств, свой изобразительный язык, построенный на условности формы, подчеркнутой роли цвета, решенного мощными аккордами красных, синих, бирюзовых, золотистых тонов. Произведения Т. П. Нечаевой остаются неповторимыми по многогранности, эмоциональности и глубине воплощения образа народного героя.

Скульптор З. Р. Басыров планировал установить в Салаватском районе на вершине горы памятник башкирскому батыру. В 1972 году он создал композицию, идея которой такова - Салаватом клич был брошен здесь, потому он показал его именно в тот момент, когда герой, подняв над головой саблю в клятвенном движении, призывает народ к восстанию. Мечта о создании монумента не осуществилась, но живет это произведение, своими мощными формами и силуэтом утверждая мысль о мужестве Салавата-воина и предводителя.

Ансамбль музея Салавата Юлаева в п. Малояз Салаватского района дополняют шесть скульптурных композиций, расположенных в проемах арочных колонн по обеим сторонам здания, автор которых - скульптор Х. М. Хабибрахманов. Отлитые из бронзы монументальные фигуры «Борьба», «Призыв», «Свобода», «Прощание», «Победа» метафорически воплощают идею свободы, необоримой силы и красоты народа. Композиция «Память» звучит как реквием воинам всех времен, как признание значимости их подвига и вечная память, связывая тем самым историю и современность. Результатом углубленной работы скульптора над этой темой стало его монументальное произведение - памятник Салавату Юлаеву, установленный к 10-летию суверенитета Башкортостана в Уфе у здания Курултая-Госсобрания. Автор предлагает в нем свое видение образа, в пластике фигуры, лица, спокойной уверенности позы которого - ощущение волевой и физической собранности. Скульптор одновременно привносит в его трактовку романтические ноты, показывая Салавата, как вдумчивого поэта. Памятник выполнен из кованой меди, постамент- черный габбро.

Своей образный выразительностью и реалистическим мастерством замечательны работы молодых авторов И. П. Павлова и В. А. Дворника.

Новые грани в поэтическом воплощении темы народного героизма, неизменно ассоциирующегося с именем Салавата Юлаева, открывают произведения Ф. С. Нуриахметова «Колыбель всадника» 2002г. и «Лук Шагали-Шакмана» 1999-2003г.г. (обе- мрамор). В основе последней лежит народное предание о том, что отец отцов башкирских батыров Шагали-Шакман владел самым тугим луком, сделанным из рогов дикого буйвола. Умирая, он отдал его старшему сыну со словами: «Кто сможет, как я, владеть моим луком, тот приведет башкирский народ к славе». Четырнадцатилетний Салават из этого лука сразил орла в полете. Автор показывает сидящего обнаженного юношу, с предельным напряжением сил натягивающего тетиву лука. Реалистическая, тонкая манера исполнения в сочетании с метафоричностью образа придает скульптуре подчеркнуто поэтическую тональность.

Богаты достойными примерами и те живописные страницы сказания о Салавате, которые сложены мастерами российского башкирского искусства разных поколений.

Основоположником этой темы стал старейший живописец республики А.П. Лежнев, посвятивший свои лучшие произведения легендарному герою башкирского народа. Одно из них - «Поимка Салавата» 1930г. Автор не иллюстрирует сюжет, а показывает самую драматическую коллизию, предшествующую этому событию. Салават на лыжах убегает от преследующих его вооруженных всадников, которые окружают его с тыла. Он оглядывается вполоборота, чтобы понять, насколько близко подошли они к нему. В его взгляде нет страха, есть решимость и ненависть к карателям. В невысокой, крепкой фигуре героя, в жесте его рук, сжимающих лук, - во всем этом читается натура бесстрашного, волевого человека. Следующим значительным произведением этого цикла стала картина «Встреча Салавата с отрядом Пугачева» 1940 г. Восемнадцатый век был для Лежнева временем зримым, почти реальным. Он находил для своих работ точные бытовые, этнографические, исторические детали, решал композиции работ убедительно, с большим эмоциональным накалом. Последнее качество особенно ярко характеризует его батальное полотно «Бой Салавата с авангардом Михельсона» 1941г., показывающее отряд башкирских конников во главе с Салаватом Юлаевым, стремительной лавиной обрушивающегося на неприятеля. 1934 годом датирована работа «Истязание Салавата», несколько раз он обращался к теме «Допрос Салавата»(варианты 1946-47 годов). Много творческих сил и вдохновения отдал Лежнев работе над образом любимого героя, заложив эту традицию в башкирском искусстве.

Она достойно поддержана мастерами последующих поколений. В 1943 году известный башкирский сценограф М. Н. Арсланов исполнил монументальное живописное панно для фойе Башкирского театра оперы и балета, изображающее динамичную сцену наступления башкирских джигитов во главе с Салаватом Юлаевым. В послевоенные сороковые, пятидесятые годы, когда тема патриотизма и воинского подвига была особенно актуальна, создан ряд произведений, которые стали хрестоматийными и приобрели широкую известность. Это картина «В стане Салавата» 1947г. П. М. Лебедева; «Салават Юлаев» 1949г. Г.С.Мустафина — одно из немногих полотен в башкирской живописи, где дается разработанная психологическая характеристика образа, выявляющая волевую, уверенную и в тоже время мечтательную натуру героя. П.Я. Гаврилов показал в своей работе сцену «Салават Юлаев в штабе Пугачева»1951г. А.С. Арсланов в 1959 году написал исполненную романтической героики картину «Салават Юлаев» и в последующие годы не раз возвращался к этой теме.

По глубине поэтического, психологического раскрытия темы, по уровню профессионального мастерства в первом ряду произведений башкирских мастеров, посвященных Салавата Юлаеву, стоит картина А.А. Кузнецова 1955 года «Допрос Салавата». Это образец подлинного реалистического мастерства художника - режиссера, живописца, рисовальщика, строящего произведение на глубоко продуманной драматургии сюжетного, образного решения. Ему посвящены многие статьи и воспроизведения в нашей печати, потому, ограничившись лишь этими комментариями, остановлюсь на другой работе художника «Легенда о курае» 1961г. Она показывает иную грань образа Салавата, который был не только мужественным воином, но и поэтом. В ней автор обращается к истокам, формировавшим душу юного батыра - это красота безбрежных просторов уральских степей, гор, ставших колыбелью его поэзии. Холст написан в иной манере, нежели первый. Художник ищет и находит в нем новые художественные средства для самовыражения. Они — в условности изобразительного языка, отводящего большую роль метафорическому звучанию деталей, своеобразию манеры письма и колористического решения. Картина написана как драгоценная мозаика, так слаженно и красиво сливаются в ней обобщенные формы, мазки, звучные чистые краски. Перекликается по содержанию с этой работой композиция художника более молодого поколения Е.О. Клейменова «Песня Салавата» 1986г., показывающая такие качества личности героя, как его поэтичность, музыкальность.

Мысль о близости Салавата Юлаева к народу, его жизни и устремлениям в метафорической форме раскрыта в работе старейшего живописца А.Э. Тюлькина «Изба Салавата»1961г. В ней - интерьер башкирской избы с висящим на стене луком и стрелами, здесь же развешены полотенца и узорчатые ткани, на полу- расписной сундук, на нем сложены горкой паласы, подушки. Художник нарочито использует в произведении язык примитивного искусства с плоскостным решением формы, пространства, лапидарным звучанием цвета. Это позволяет ему передать атмосферу той первозданной, естественной красоты и чистоты, которая окружала батыра с детства.

В 1966 году Р.У. Ишбулатов написал картину «Непокоренная воля», единственную в нашем искусстве, отображающую образ Салавата Юлаева в момент его пребывания в далекой, суровой ссылке. В тщательно нарисованном, написанном полотне автор выразил свое представление о человеческом мужестве, стойкости, душевной красоте народного героя.

В 1950-х годах Р. М. Нурмухаметов задумал написать картину «Салават освобождает колодников», для которой исполнил два этюда с натуры, обладающих большой жизненной выразительностью.

Глубокая правда человеческих судеб, характеров составляет суть искусства А. Ф. Лутфуллина. И его картину «Прощание с родиной» 1990г. В ней с пронзительной силой драматизма показаны последние мгновения пребывания Салавата на родной земле. Он по-мужски достойно принимает приговор судьбы, которая предназначила ему быть закованным в цепи и под усиленной охраной царских солдат отправиться на каторгу. Автор намеренно уменьшает фигуру Салавата, показанную на первом плане, ничем не выделяя его из толпы людей - старцев, женщин, детей, пришедших проститься со своим героем. Этим приемом он подчеркивает неразрывную связь слитность его с народом. Нарочито повторяется ритм человеческих фигур, озвучивающих торжественно — драматическую мелодию полотна. В гармонии с ней и немногословная, сдержанная цветовая гамма холста.

Своеобразную серию, состоящую из восьми полотен, посвященных башкирскому батыру, создал художник Ю. Я. Насыров. Лучшее из них «Путь Салавата», представляет аллегорическое изображение полного тревог, напряжения пути всадника на горячем красном коне, пути башкирского героя в вечность.

Уральская природа, которая окружала Салавата Юлаева в его мирной и воинской жизни, также нашла отражение в живописных произведениях. Романтик и сказочник, интереснейший живописец А. Д. Бурзянцев, в 1990 г. написал полотно «Пещера Салавата». Величественна природа в своем весеннем убранстве, таинственные леса, высокие горы, на одной из которых виден вход в пещеру. В работе - мощная динамика линий, ритмов, богатая фактура густых мазков, сложная игра изумрудно-синих, зеленых, коричневых тонов.

В. А. Позднов пишет родные места героя - «Родина Салавата»1973г. Эпична композиция холста, открывающая взгляд на вольные просторы долин, холмов. Музыкальная его ритмика, созвучная с мелодией курая.

Серию пейзажей, созданных по впечатлениям от поездки в Салаватский район, написал в 2001-2003 годах А. А. Дворник. В ней - лирические мотивы «Мелодия трав», «Первоцветы» и полотно «Юрюзань», в котором заключено самое главное для автора - чувство Родины, причастности к ее судьбе, красоте, которое было главным и для воина и поэта - Салавата Юлаева.

Известно, что карательные царские отряды в ходе подавления крестьянского восстания выжигали целые башкирские селения. Эти факты нашли художественное отражение в пейзаже Х.С. Фазылова «Янган-юрт»1996г. Пустынная башкирская степь. Лишь следы стоявшей юрты, одиноко пасущаяся лошадь, едва сохранившиеся тропы в весенней траве напоминают, что когда-то здесь была жизнь. Художник выдерживает полотно в цветовой и ритмической пластике, созвучной с его грустной мелодией. «Рогервикский марш» его героико - романтический холст, выражающий страстную убежденность автора в не сломленной воле народных героев, Салавата Юлаева, достойно переживших испытания тяжкого плена и сохранивших духовную связь с родиной. Фазылов - художник молодого поколения и его произведения являются замечательной иллюстрацией того, что традиции старших мастеров не только живы. Он вместе с другими художниками, своими сверстниками, идет по пути глубокого осмысления истории и судьбы башкирского народа, осознания своего «я» в контексте связи времен, традиций.

Неоднозначна метафорическая поэзия Ф.Р. Ергалиева, сказавшего свое слово о Салавате в картинах «Посвящение» 1990г., «Дом Салавата» 1993г. и других. Свои чувства и размышления он выражает языком ассоциаций, иносказания. Семантика изобразительных, цветовых знаков его работ такова, что образ Салавата Юлаева прочитывается в них как мифологический образ мужественного героя, вышедшего из недр родной истории и навсегда оставшегося в ней.

Результатом творческого содружества двух живописцев И.И. Гаянова и Ф.А. Исмагилова стала серия из пяти жанровых полотен «Хикаят (сказание) о Салавате»2002-2004 г.г. Развивая традиции А.П. Лежнева они создали еще более монументальные и новые по теме композиции, в которых слиты воедино и проникновенно звучат темя Родины - «Джайляу», преемственности поколений - «Отец и сын», значимости воинского подвига Салавата и его сподвижников - «Осада Осинской крепости отрядами Салавата и полковника Белобородова». Это уникальный случай, когда два разных по манере художника, объединенные и взволнованные одной идеей создали столь цельные по стилю, цветовому решению произведения, глубоко раскрывающие суть событий и образов. Если эти живописцы воспроизводят жизненные события, то А. М. Мазитов идет по пути их философского осмысления, создавая картины метафорического смысла. В годы 2002-03 и создан цикл под названием «О Салавате». Художник находит в решении полотен такие детали, такую пластику линий и звучание колорита, которые позволяют ему передать чувства скорби по погибшим героям -«Прощание с Юлаем», всеобщей любви народа к Салавату - «В вечность», раскрыть нетленный характер его поэзии- «Поэт». «Над землей» - самая лаконичная композиция цикла, где крупным планом почти во всю плоскость холста изображено лицо Салавата, написанное как старая фреска, утратившая со временем некоторые фрагменты. Оно как бы парит над миром земли и космоса, уходя в вечность.

Думается, что будет справедливым закончить данный краткий обзор темы монументальным произведением, которое уже десять лет украшает интерьер филологического факультета Башкирского государственного университета - живописным панно «Душа земли». Его создатели - Р. С. Зайнетдинов и Г. Г. Калитов в 1995 году были удостоены за этот большой творческий труд звания лауреатов Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Левая часть триптиха «Предание» переносит зрителя в эпоху зарождения национальной духовной культуры, которую авторы воплощают в образах поэта домонгольского периода Кул-Гали и поэтов-суфистов мусульманского мира. В правой части панно «Кумыс» утверждается мысль о многовековом общении и взаимодействии многонациональных культур народов Башкортостана. Его герои - Г. Тукай, Л. Толстой и А. Пушкин, С. Аксаков и К. Иванов. Центральная часть «Душа земли» - это групповой портрет ученых, просветителей, поэтов и писателей, оставивших свой яркий след в истории республики в 19-20 веках. Объединяющим началом всего триптиха является Салават Юлаев, фигура которого выделена масштабно и композиционным расположением в центре панно. В его образе — ощущение уверенной физической силы, внутреннего напряжения и размышления. Впервые в истории башкирского искусства Зайнетдинов и Калитов создали монументальное произведение, в котором отражены исторические, культурные этапы в жизни Башкортостана, дана глубокая характеристика образа Салавата Юлаева, личность которого воплощает свободолюбивый, мужественный и поэтичный характер народа.