Картины бориса кустодиева. Борис Кустодиев – биография и картины художника в жанре Реализм, Ар Нуво – Art Challenge. Наиболее известные работы
Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.
Автопортрет
Ему посчастливилось стать учеником самого Ильи Репина, но он отверг каноны своего учителя. Публика отказывалась признавать его художником и называла чудаком, тяжёлая болезнь усадила в инвалидное кресло, а он продолжал писать.
Астраханское детство Бориса Кустодиева
Художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в марте 1878 году, в семье преподавателя духовной семинарии. А через год после рождения Бориса отца не стало и мать художника, которая стала вдовой в 25 лет, одна воспитывала и содержала четверых детей.
Борис учился в церковно-приходской школе, потом поступил в гимназию. В 1887 году, Борису тогда было 9 лет, в Астрахань приехала выставка художников-передвижников. Картины передвижников настолько впечатлили мальчишку, что он твёрдо решил научиться рисовать и рисовать по-настоящему искусно. Мать пошла навстречу желаниям сына, нашла деньги на то, чтобы сын мог посещать уроки у известного в Астрахани художника, выпускника Петербургской Академии художеств, П.А. Власова.
Пётр Власов наставлял:
Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
В письме своей сестре Борис писал:
Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?
Художник Борис Кустодиев. Начало творческого пути
Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка
В 1896 году, после окончания гимназии, Борис Кустодиев едет в Москву с желанием поступить в художественную школу. Однако, в школу Бориса Михайловича не берут из-за возраста – будущему художнику на тот момент уже исполнилось 18 лет, а в школу брали только несовершеннолетних. Кустодиев едет в Петербург и подаёт документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.
Ура, ура, ура! Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашёл свою, на ней было написано мелом «принят».
Кустодиев учится с большим прилежанием, много и с душой работает, особенно увлекается портретной живописью. «Самый главный» учитель Бориса Илья Репин написал:
На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…
В 1900 году студент Кустодиев выезжает в Костромскую губернию, где пишет этюды и знакомится с Юленькой Прошенской, которая в 1903 году станет его женой.
Портрет жены художникаВ 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна.
Торжественное заседание Государственного совета
В 1903 году Кустодиев выпускается из Академии с золотой медалью и как пенсионер академии, с женой и трехмесячной дочерью, выезжает в Париж, путешествует по Франции и Испании, посещает Германию, много работает в европейских музеях и даже поступает в студию Рене Менара.
Борис Кустодиев. Поиск своего пути
Шесть месяцев художник живёт и работает в Европе, потом возвращается в Россию, покупает под Кинешмой земельный участок и строит, своими руками, дом, которому даёт имя «Терем».
На террасеИмя у дома не случайное, поскольку, занимаясь строительством дома, Кустодиев, в это самое время, мучительно ищет свой собственный стиль – он не хочет быть подражателем своего учителя Репина. Борис Михайлович не хочет вскрывать язвы общества, ему не нравится писать «реализм».
Художника больше привлекает «русская красота», о которой у художника уже сформировалось своё представление. Ему, например, ужасно нравятся народные гуляния и ярмарки:
Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют.
Ярмарка
Морозный день
Деревенский праздник
В 1904 году кустодиев учреждает «Новое общество художников», увлекается графикой и пишет карикатуры для журналов «Жупел», «Адская почта» и «Искры», иллюстрирует Гоголевскую «Шинель», создаёт декорации в Мариинском театре.
В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев становится академиком – его кандидатуру на Совете Академии художеств поддержали Архип Куинджи, Василий Матэ и «самый главный учитель» Илья Репин. В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки».
Кустодиев чудит
Кустодиева беспокоят приступы боли в руке. В 1911 году эти боли становятся невыносимыми, но медицина оказывается бессильной. Художник выезжает в Швейцарию, где лечится в клинике, а потом выезжает в Германию, где ему делают операцию.
Вернувшись в Россию Борис Михайлович снова окунается в работу – пишет жанровые зарисовки и портреты: «Купчихи», «Купчиха», «Красавица» и другие.
Красавица
Купчихи Купчиха
Это всё не законченные картины, а эксперименты, поиск темы и оформление своего стиля. Однако, «эксперименты» публика не приняла, а газеты писали:
Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие.
Совсем иначе относились к Кустодиеву-театральному художнику – заказов было огромное количество. Теперь художник создаёт не только декорации, но и костюмы, пишет портреты великих русских режиссеров и актёров МХТ.
Болезнь, революция и «Русская Венера»
В 1916 году художника снова начали беспокоить боли в руке. Однако, в германскую клинику было не попасть – шла Первая мировая война. Оперироваться пришлось в Петербурге, где врачи вынесли страшный вердикт – можно сохранить подвижность или рук, или ног.
Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.
Врачи запретили Кустодиеву работать, но он пренебрёг этим запретом – уж больно много идей и замыслов накопилось за время вынужденного безделья. Борис Михайлович пишет «Масленицу», которую очень хорошо принимает публика.
Масленица Купчиха за чаем
В этот период Кустодиев пишет так много, как он не писал в те времена, когда был здоров. Тут и целая серия портретов, включая знаменитый портрет Федора Шаляпина, и идеал русской красоты в «Руси ушедшей», и плакаты для революционной пропаганды, обложки для журнала «Коммунистического интернационала», и картина «Большевик».
Большевик Портрет Фёдора Шаляпин
Художник как в старые времена занимается иллюстрированием книг и создаёт декорации для театров, эскизы костюмов. Впоследствии режиссёр Алексей Дикий вспоминал:
Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.
Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.
Русская ВенераВ конце марта 1927 года из Народного комитета по просвещению было получено разрешение на выезд в Германию для лечения. Кроме того, была получена государственная субсидия на эту поездку. Однако, пока чиновники готовили заграничный паспорт, художник Борис Кустодиев умер. Это случилось 26 мая 1927 года.
Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.
Но, вот что говорит о творчестве художника А. Бенуа:
…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.
Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.
Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.
Масленичное гуляние
Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев. Рассмотрим в этой статье творческую биографию этого человека.
Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания
Родился будущий художник в Астрахани, в царской России, в 1878 году. Происходил он из интеллигентной учительской семьи. Его родители любили русское искусство и передали эту любовь своим детям. Отец художника преподавал философию, логику и литературу в духовной семинарии. Когда Борису было 2 года, отец внезапно скончался.
Тем не менее, семья смогла обеспечить мальчику достойное образование: он учился в церковноприходской школе, затем в гимназии. Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии.
В 1896 году юноша поступил на престижное отделение Со второго курса его учителем стал И. Е. Репин.
На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Закончил академию он блестяще: с золотой медалью и прекрасными перспективами.
Первые успехи
После свадьбы и окончания курса художник Борис Кустодиев едет в заграничное турне, чтобы ближе познакомится со всеми красками европейской жизни. Он побывал и в Париже, и в Германии, и в Италии. Познакомился с прославленными европейскими художниками того времени, усел побывать на многих творческих выставках и галереях.
Вернувшись в Россию, Кустодиев продолжил работать над жанровыми картинами. Им была создана серия работ «Деревенские праздники» и «Ярмарки». Талант молодого человека обратил на себя внимание современников. По представлению Репина Кустодиев был избран в профессора Петербургской академии художеств, стал членом Союза русских художников, начал сотрудничать со многими литературными и художественными журналами.
Портреты Кустодиева: особенность жанра
Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Именно он создал целый цикл портретов своих современников, и его полотна до сих пор считаются мастерскими работами.
Критики отмечали, что в его искусстве нашли свое выражение и сила красок и сюжетов Репина, и тонкий психологизм картин Серова. Однако художник смог создать и свой авторский стиль: в его портретах человека характеризует не только его лицо и внешний вид, но и вся окружающая его обстановка.
Рассмотрим с этой точки зрения знаменитую «Купчиху за чаем», написанную в тревожном 1918 году.
Все в этой картине пронизано ощущением довольства и покоя. Полное лицо купчихи, ее яркие одежды, окружающие ее предметы быта, даже кошка, которая прижимается к своей хозяйке, - во всем чувствуется определенная мысль: это и мягкий юмор, и попытка понять суть души русского человека.
В работах художника много чего от русского народного лубочного искусства, и от старинных парсун, и от древнерусских сказочных изображений людей и зверей.
Наиболее известные работы
Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».
Все эти полотна пронизаны ощущением красоты народного духа, чувством глубокого патриотизма, их характерными чертами стало буйство красок и монументальность образов.
Русскими богатырями представляются на великий русский певец Федор Шаляпин и литератор Шаляпин стоит в шубе нараспашку, он одет, как франт, но в тоже время в его образе есть что-то народное, могучее и вдохновенное. Столь же огромен и величествен Волошин, голова которого упирается в облака.
На картине «Большевик» главный герой, изображенный на фоне ярко-красного стяга, готов замахнуться на храм. Рост большевика равен высоте архитектурного сооружения. Тем самым художник демонтирует человека новой эпохи, который воспринимает себя победителем старого строя и создателем новой жизни.
Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.
Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы
Кустодиев прославился и как прекрасный иллюстратор. За свою жизнь он создал немало работ для журналов, которые передавали понимаемый им облик главных героев произведений русской классической литературы. Он замечательно иллюстрировал произведения Лескова, рисовал гравюры и даже карикатуры.
Разные виды русского искусства ценил Борис Кустодиев, картины его активно использовались и в театральный среде. Особенно ярко воплотился талант художника при создании декораций к спектаклям МХАТа. Это работы по произведениям Островского, Салтыкова-Щедрина и даже Замятина (кстати, кисти Кустодиева принадлежит и один из наиболее известных портретов Замятина). Его работы нравились современникам своей простотой, силой воплощения образа и великолепным подбором красок.
Последние годы жизни
Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его - прямое тому подтверждение.
Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Дело в том, что его мучила опасная и тяжелая опухоль позвоночника, которая не поддавалась хирургическому лечению. Кустодиев вынужден был писать сначала сидя, а потом и лежа.
Однако он продолжал заниматься не только художественной, но и общественной деятельностью, и даже в 1923 году вступил в ассоциацию художников революционной России.
Скончался Борис Михайлович в 1927 году, похоронен в Ленинграде - на кладбище Александро-Невской лавры.
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский художник.
Биография Бориса Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.
Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.
После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).
Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».
Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.
Творчество Кустодиева
Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.
Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.
Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).
В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.
Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).
Работы художника
- «Вступление. Москва» рисунок
- «Утро», (1904, ГРМ)
- «Балаганы»
- «Ярмарки»
- «Масленицы»
- «Сирень» (1906)
- автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
- «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
- портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
- «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
- «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
- «Большевик» (1919-20, Третьяковская галерея)
- «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
- «Московский трактир» (1919)
- «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
- «Монахиня» (1901)
- «Портрет Ивана Билибина» (1901)
- «Портрет С.А.Никольского» (1901)
- «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
- «Автопортрет» (1904)
- «Портрет женщины в голубом» (1906)
- «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
- «Ярмарка» (1906)
- «Земская школа в Московской Руси» (1907)
- «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
- «Монахиня» (1908)
- «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
- «Морозный день» (1913)
Кустодиев не случайно выбрал темой для своего произведения один из самых значимых для народа ритуалов. Неповторимый замысел художника состоял в том, чтобы показать притягательные для него стороны общенародного уклада жизни, частью которого […]
Кустодиев, сумевший сочетать в своей работе классические традиции с национальным идеалом народного искусства, не отказывался и от новшеств, созданных модерном и импрессионизмом. Полотно наполнено яркими световыми контрастами и изысканностью декоративной стилизации внешней […]
Картина «Троицын день» воссоздала широкий дух народных гуляний. Всем известна глубокая вера и уважение традиций со стороны русского народа, а Троица – один из главных христианских торжеств. В своей работе Кустодиев любовно […]
Живописное полотно «Купальщицы» Бориса Кустодиева, хранящееся ныне в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь, написано в 1917 году. К этому времени художник страдал от неизлечимой болезни - опухоли спинного мозга, - […]
Борис Михайлович Кустодиев появился на свет в 1878 году в семье астраханского гимназического преподавателя. В возрасте пятнадцати лет художник начал активно осваивать таинство рисунка у русского живописца Павла Власова. Затем Борис поступил […]
В последнюю неделю февраля на Руси традиционно отмечают Масленицу. В масленичных гуляниях принимают участие все от мала до велика. Широкая Масленица – праздник народный, отмечают его красочно и разгульно с песнями, хороводами, […]
Природа и культура России были идейными вдохновителями для множества творцов. В их числе и знаменитый художник Борис Кустодиев. Мастер восторгался суровой зимой и праздничными обрядами простого люда. Один из солнечных дней он […]
Борис Кустодиев - знаменитый . Родился Кустодиев 23 февраля 1879 года в славном городе Астрахани. Его отец был преподавателем в одной из местных гимназий города.
Вскоре после рождения сына, отец умер. Борис проходил обучение в церковной школе, позже получал образование в гимназии. Профессионально обучаться живописи начал в 15 лет, у Павла Алексеевича Власова. Учился у него три года, до своего переезда в Санкт - Петербург.
В 1896 году Борис Михайлович переезжает в Петербург, и поступает в знаменитую . На первом курсе его учителем был Савинский, а потом знаменитый Илья Ефимович Репин. Кустодиев сразу показал себя талантливым портретистом, но для главной конкурсной работы Академии Художеств, он выбирает жанровую тему.
В 1900 году Кустодиев знакомится со своей будущей женой - Порошенской. Вскоре молодые поженились. В 1903 году он заканчивает Академию художеств, причем с отличием, его наградили золотой медалью. Медаль давала право художнику поехать в тур по России и в Европу. Борис Михайлович, естественно, воспользовался этим правом.
В конце этого же года он вместе с семьей отправляется в поездку. В течение примерно полугода, художник побывал во Франции, Германии, Испании. В поездке по Европе, Кустодиев изучал художественные работы разных мастеров искусства, копировал их, совершенствуя свое мастерство.
Стоит отметить, что Кустодиев участвовал в выпусках некоторых революционных журналов. Он автор многих карикатур, осуждающих .
С начала 1906 года Борис Кустодиев выпустил ряд картин, освещавших тему праздничного быта крестьян, мещан и провинциальных купцов. Для картин Кустодиева этого периода творчества, характерна яркость, многоцветность, реалистичность и некая развернутость. Это были самые обычные бытовые сцены, имевшие необычное исполнение.
Творчество художника менялось. Автор отходит от жизненности и преобразовывает бытовые картины в театрализованные. Его персонажи являются собирательным образом того или иного слоя общества.
Кустодиев - большой мастер портрета. Он разработал собственный художественный жанр исполнения портретов.
Портрет Бориса Михайловича был неразрывно связан с пейзажем или интерьером. Это была обязательная и неотъемлемая часть картин-портретов, Кустодиева.
Борис Михайлович сделал много работ для театральных постановок. Он решал декоративные задачи, которые не всегда совпадали с мыслями режиссера и автора спектаклей. Участвовал во многих успешных театральных постановках - «Гроза», «Блохи», «Смерть Пазухина».
Кустодиев был тонким художником, владел четким специфическим штрихом. Борис Михайлович успешно оформлял иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, а так же к произведениям своих современников.
В постреволюционные годы Кустодиев создавал и картины на революционные темы. Участвовал Борис Михайлович и в оформление Петербурга к годовщине октябрьских событий.
Умер Борис Михайлович Кустодиев в 1927 году 26 мая. Последние годы своей жизни провел в инвалидном кресле. Художник болел одной из форм туберкулеза, которая и повлекла за собой смерть.