Куда отправиться осенью? Усадьбы великих писателей. Особенности русской литературной усадьбы

Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен.
Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значения.

Тарханы, памятник Лермонтову

Главная и самая значительная часть заповедника - это живописная барская усадьба с комплексом мемориальных памятников начала 19 века. Основание усадьбы было положено в излучине оврага, образуемого небольшой речушкой Милорайкой. В ее русле и в овраге Арсеньевы устроили каскад прудов, окружавших усадьбу с трех сторон. На восточном берегу Милорайки были разбиты два сада - Средний и Дальний. На западном берегу разместился Круглый сад, который липовой аллеей соединился с дубовой рощей.

Барский дом - это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Этот дом реставрирован с максимальным приближением к виду дома лермонтовского времени. Огромная зала сохранила обстановку дворянского быта первой четверти 19 века. Фамильные портреты доносят до посетителей черты характера его обитателей. Центральная фигура среди этих портретов - трехлетний Миша Лермонтов. В мезонине две комнаты Лермонтова. В первой комнате собраны личные вещи, характеризующие поэта в те времена, когда, будучи офицером, он приезжал к бабушке в отпуск. Вторая комната обставлена как рабочий кабинет поэта.

Рядом с домом с мезонином на месте прежнего барского дома находится небольшая однокупольная церковь Марии Египетской, построенная Елизаветой Алексеевной в память о своей дочери Марии, матери Лермонтова. В экспозицию так же входит еще одна церковь - церковь Михаила Архистратига, построенная в центре села, и фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых. Всего сто шагов отделяет барский дом от дома ключника и людской избы. Сейчас в восстановленном доме ключника размещена выставка "Русский народ, этот сторукий исполин…", рассказывающая о крестьянском окружении поэта.

А вы знаете чем еще славен Тарханский заповедник? Здесь находятся музей-усадьба В.Г. Белинского и музей А.И. Куприна, Поимский историко-архитектурный музей и Троице-Сканов монастырь. А еще по сложившейся традиции ежегодно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели литературы и искусства.

У вас есть замечательная возможность не только окунуться в мир лермонтовской эпохи, но и насладиться фольклорными праздниками и театрализованными представлениями. Вы увидите традиционную тарханскую свадьбу, получите удовольствие от катания на лодочках и лошадях, поучаствуете в мастер-классах, обучающих старинным тарханским ремеслам.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
В 17 км на юго-запад от с. Лермонтова в г. Белинском находится музей-усадьба В. Г. Белинского.

В первый комплекс входят:
Барский дом
Церковь Марии Египетской
Людская изба (восстановлена)
Дом ключника (восстановлен)
Во второй комплекс входят:
Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним
Сельская церковь Михаила Архангела
Сторожка

На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц. В Доме Ключника представлены экспозиции посвященные атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта). В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвященные двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвященной нравам времен Ивана Грозного).

Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.


ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ
Основателем и первым владельцем села Тарханы стал поручик Преображенского полка Я. П. Долгоруков (1701). Следующими владельцами имения стали супруги Арсеньевы - дед и бабушка всемирно известного поэта.
Свое название село получило благодаря деятельности местных крестьян. «Тархан» - это скупщик, ездящий по деревням в поисках льна, холста, пеньки и т. д. На протяжении долгих лет село носило официальное наименование - Яковлевское, в обиходе же его частенько называли Тарханы. В феврале 1975 года Арсеньева обратилась с прошением о признании ее прав на владение поместьем. Она владела усадьбой более пятидесяти лет и была предприимчивой и умелой хозяйкой. Во времена ее правления поместье стало давать солидный доход. За всю многолетнюю историю этого села бабушка Лермонтова была единственной помещицей, жившей здесь постоянно и выезжавшей лишь на время, оставляя вместо себя управляющего Ф. Соколова или приказчика С. Матвеева.
В канун столетнего юбилея поэта (1914 г.) в селе была построена школа. В 1918 году нарком просвещения А. П. Луначарский вызвал к себе председателя Чембарского комитета РКП(б) Барышева и приказал навести порядок и взять под свою охрану «Тарханы» (Саратовская область). Усадьба Лермонтова стала с этого момента достоянием Страны Советов. Несмотря на это, владельцем поместья оставался сельсовет. Позднее (1925 г.) усадьба вместе со всем имуществом была передана в аренду товариществу «Лермонтовский рысак». За короткий промежуток времени были уничтожены практически все хозпостройки.
В доме Арсеньевой разместили контору. До 1930 года здесь функционировала школа колхозной молодежи, на первом этаже стали хранить зерно, а в мезонине содержали птицу. В 1934 году Президиум Средневолжского крайисполкома встал на защиту села «Тарханы». Усадьба Лермонтова была признана заповедником.
Но реставрационные и восстановительные работы начались лишь в 1936 году, когда имение было почти разрушено.
Все строившиеся на территории России усадьбы отличались одна от другой. Неподалеку от Москвы и Петербурга располагались поместья увеселительные. Это высокохудожественные сооружения, имеющие сложную планировку, богатую отделку и единство стилевого замысла. В глубине страны располагались «экономические» поместья. Их архитектура и оформление были гораздо проще. Как правило, такие усадьбы сочетали в себе несколько различных функций: они служили увеселительной резиденцией, местом, где можно уединиться, хозяйственным предприятием. Летом в них устраивали балы, здесь веселилась молодежь, отдыхали старики. Таким, довольно типичным, средним поместьем были и «Тарханы».
Усадьба Лермонтова, которую обустраивала бабушка поэта, имела большой барский дом, стоявший на крутом берегу. В нем насчитывалось более 30 комнат с террасами и колоннами. Выстроенная по всем правилам архитектуры и паркового искусства - с садами, парками с обязательной беседкой, с акацией и сиренью, розарием и липовыми аллеями - «Тарханы» полностью соответствовала понятию «русская усадьба».


Как обустроено поместье
На месте первого огромного барского дома владелица имения построила небольшую церквушку в память о безвременно скончавшейся дочери Марии, а новое здание, гораздо более скромных размеров, было возведено почти рядом с церковью.
С западной стороны от него находилась парадная часть усадьбы с парком и розарием, с восточной - хозяйственный двор. Здесь же находился небольшой флигель, в котором жили ключник и конторщик. На одной линии с домом ключника располагалась хозяйская кухня. К юго-востоку от барского дома находились все необходимые помещения: людская изба, сарай для фуража, конюшня. У пруда располагались амбары и овин.


Усадьба после смерти Лермонтова
После трагической кончины поэта и смерти Арсеньевой по ее завещанию к А. А. Столыпину перешло поместье «Тарханы». Усадьба Лермонтова фактически перешла в управление И. А. Соколова, так как Афанасий Алексеевич постоянно проживал в Саратовской губернии. В 1867 году управляющего Горчакова на его посту сменил П. Н. Журавлев - образованный человек, хорошо понимающий значение усадьбы.
Он полностью реставрировал барский дом. Кроме того, он оказывал неоценимую помощь в собрании материалов о бабушке поэта, его юношеских и отроческих годах в «Тарханах». Этот человек управлял имением 35 лет, скончался в 1902 году и был похоронен у церкви Михаила Архистратига. Идея создания музея в «Тарханах» впервые была озвучена в 1905 году в «Пензенских ведомостях».
Неизвестный автор призывал к увековечиванию памяти поэта. Исследователи творчества Михаила Юрьевича и энтузиасты начали собирать экспонаты для лермонтовского музея. Создателями первой экспозиции стали: М. Д. Беляев - хранитель фондов Гослитмузея, консультанты Н. П. Пахомов и Т. А. Иванова, художник-оформитель Е. К. Рылова.

Реставрация была закончена в 1938 году. Весной 1939-го открыли доступ посетителей к могиле поэта, а 30 мая состоялось торжественное открытие музея Лермонтова. На митинг, посвященный этому событию, было созвано около 2000 человек. В самые первые годы своей деятельности музей имел единственное экспозиционное здание - барский дом. В нем все рассказывало о жизни и творчестве великого поэта.
В 1944 году музей Лермонтова переименовали в музей-усадьбу. В 1948 году Совет Министров СССР выделил для этой цели 9,6 га земли. В 1960 году «Тарханы» (усадьба Лермонтова) включили в список культуры и истории России.
С 1969 года бывшее имение является Государственным музеем-заповедником. Усадьба сегодня В настоящее время в состав музея входит барская усадьба с комплексом памятников конца XVII и начала XIX века, родовой некрополь Арсеньевых-Лермонтовых, а также поместье «Апалиха», находящаяся недалеко от «Тарханов».
Здесь юный поэт часто бывал в гостях у своей любимой тетушки - М. А. Шан-Гирей. Первый капитальный этап реставрации заповедных объектов был проведен в 80-х годах прошлого века.


Экспозиционные комплексы
В музее таковых три. В состав первого входят: церковь Марии Египетской, дом ключника, людская изба, барский дом, парк, пруды, дубовая роща, три фруктовых сада. Второй комплекс составляют кладбище Арсеньевых-Лермонтовых, где покоится прах великого поэта, часовня, церковь Архангела Михаила и сторожка. Имение тетушки Михаила Юрьевича («Апалиха»), которое находится в трех километрах от «Тархан», является третьим комплексом. Сегодня площадь, которую занимает усадьба-заповедник, равняется 140 га. В коллекции музея 28 тысяч ценных экспонатов.
Золотым фондом по праву считаются вещи, принадлежавшие поэту. Прижизненные и посмертные издания Михаила Юрьевича и иллюстрации к ним великих художников (К. Коровин, М. Врубель, И. Репин и др.) также хранятся в музее «Тарханы». Усадьба Лермонтова (фото вы видите в нашей статье) - это ценнейшее хранилище усадебного помещичьего быта XVII-XIX веков: посуды, мебели, живописи, скульптур, собраний книг.
И, безусловно, каждому русскому человеку хоть раз в жизни следовало бы посетить данное заведение. «Тарханы» (усадьба Лермонтова):
где находится музей?
Надеемся, после прочтения этой статьи вам захочется побывать в этих местах. Музей-усадьба «Тарханы» находится в Пензенской области, Белинском районе, в селе Лермонтово.
С мая по сентябрь заповедник работает ежедневно (кроме вторника и последнего четверга месяца), с 9.00 до 18.00 часов. В выходные дни усадьба открыта до 20.00. С автовокзала Пензы к месту назначения можно проехать транзитными автобусами, которые следуют по трассе Пенза - Тамбов. На машине - по Новорязанскому шоссе до Пензы, затем по трассе Пенза - Тамбов до Лермонтово. Многих очень интересует жизнь и творчества великого русского поэта. Поэтому туристы ежегодно приезжают в «Тарханы» (усадьба Лермонтова).

Мельница

ЭКСПОЗИЦИИ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, мельница и дом мельника, заповедный парк, три фруктовых сада, Дубовая роща, пруды, теплица, конюшня, беседки, место детских игр М.Ю. Лермонтова (флора и фауна "Тархан").

Второй комплекс — фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова; находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (в среднем в год 1200 кг.), сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.), действующая ветряная мельница перемалывает тарханское зерно, в теплице выращивают цветочные 19 столетия. С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др. На современной конюшне содержатся: две лошади башкирской породы («Сольда» и «Солист»), русская рысистая, терская, траксненская, арабская и две маленькие верховые лошадки пони шетлендской породы.

БАРСКИЙ ДОМ
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову, дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи", которая раскрывает тему биографических и творческих связей поэта с Тарханами.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки поэта карандашом, одна из самых больших живописных работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, портсигар, дорожная шкатулка, фарфоровая чернильница, дорожный альбом, экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

Научные статьи разных лет в "Тарханских вестниках":

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память о дочери. Церковь строилась с 1819 по 1820 г. С 1826 по 1840 г. она выполняла функции приходской. Здесь ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1836 г. в церкви служили благодарственный молебен в честь приезда поэта в Тарханы. Действующей церковь была до 1925 года.

Сейчас она вновь освящена, в ней размещена экспозиция "Но чувство есть у нас святое...". При разработке и создании экспозиции использовались исторические документы, фотографии. В церкви находятся мемориальные иконы из тарханских церквей (конца XVIII - начала XIX вв.). Предметы церковной утвари со всеми элементами церковного убранства воссоздают образ храма лермонтовского времени. По сохранившимся документам, описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года, восстановлен первоначальный интерьер церкви: дубовый, с позолоченными элементами иконостас, иконы (в большинстве местные, тарханские), часть из них - мемориальные.

Особый интерес представляют книги. Произведение русской церковной литературы "Четьи-Минеи" на сентябрь 1754 года, метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 года среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки. В книге за 1845 год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А. Арсеньевой.

ДОМ КЛЮЧНИКА И ЛЮДСКАЯ ИЗБА

В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в них размещена единая экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин...". Ее материалы: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы, изобразительные материалы лермонтовского времени рассказывают о повседневном крестьянском быте и народных праздниках.
В экспозиции представлены документы XVIII - XIX веков, гравюры и литографии, изображающие сцены крестьянской жизни, материалы археологических раскопок. Они рассказывают об истории заселения и освоения земель, вошедших в состав имения Е.А. Арсеньевой, о его экономической культуре.

Крестьянский быт Тархан дал богатый материал для М.Ю. Лермонтова. Его произведениям, истоки которых поэт черпал в повседневной жизни села, посвящена литературная часть экспозиции в людской избе. Роман "Вадим", стихотворения "Родина" и "Бородино", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." - произведения, которые, по словам В.Г. Белинского, свидетельствуют о кровном родстве их автора с народом: "Поэт... подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи".

Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у "мамушки" - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах "встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю". Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль отводил песне: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях".
Народных песен в Тарханах Лермонтов слышал много. Как вспоминал С.А. Раевский, Святками ряженые приходили каждый вечер в барские покои, пели и плясали, потешая маленького барина. "На Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было страсть - на всех закуску готовили, всем угощение было", рассказывали тарханские "старушки" первому научному биографу поэта П.А. Висковатову. На поляне ставили березку, украшали ее лентами, цветами, водили хороводы, пели песни.
Исследователь тарханской поры поэта С.А. Андреев-Кривич отмечает: "Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются "сказкой", а не поются "на голос", чтобы понять, откуда лермонтовский "калашниковский" язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков национального стиха".

Сценический мир бессмертных произведений поэта проиллюстрирован экспонируемыми в людской избе предметами быта, декоративно-прикладного искусства, изобразительными материалами с использованием современных технических средств визуализации. Это костюмы времен царствования Ивана Грозного, орудия восставших крестьян Пугачевского бунта, оружие и офицерские мундиры образца 1812 года, портреты героев войны с Наполеоном, русских государей Екатерины II и Александра I, издания произведений, иллюстрации к ним русских и советских художников.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальных здания XIX века: церковь Михаила Архистратига, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой, которая восстановлена в 1967 г., реконструирована в 2004 г.
Строительство церкви Михаила Архистратига началось в 1826 году. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Строительство церкви было завершено в 1839 году, а освящение состоялось в 1840 г.
Как культовое здание церковь функционировала до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь была открыта для богослужений, но ненадолго. В 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея, и в 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника. С 1992 года сельская церковь была вновь открыта для прихожан.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

ЧАСОВНЯ
Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней".
Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву.
После перезахоронения внука над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через четыре года после гибели внука.
В 1974 году вблизи часовни захоронили отца поэта, Юрия Петровича Лермонтова, останки которого были перевезены из Липецкой области.

В часовне сохранились старые иконы, которые находились здесь еще при жизни Е.А. Арсеньевой.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один... " Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: "Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве "Выхожу один я на дорогу..."

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Лермонтовские чтения

АПАЛИХА
От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение М.А. Шан-Гирей, племянницы Е.А. Арсеньевой. М.Ю. Лермонтов часто бывал в Апалихе в 1826-1828, 1836 годах. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев у Лермонтова складывались теплые дружеские отношения. Первые из дошедших до нас писем поэта адресованы в Апалиху "милой тетиньке" Марии Акимовне.

Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди которых "Панорама Москвы", драма "Люди и страсти", поэмы "Черкесы" и "Боярин Орша", а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, "Маскарадная книга", в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым.

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады "Тростник", "Русалка"...

В 2007 г. большие капиталовложения освоены в парке усадьбы «Апалиха»: восстановлен фруктовый сад, граничный вал и канава, проведена ландшафтная рубка, лечение мемориальных деревьев.

ПАСЕКА
В 1993 г. была восстановлена пасека примерно на том же месте, где она когда-то находилась у Е.А. Арсеньевой (юго-восточная часть усадьбы). С севера пасека граничит с Дальним садом и дичками, на западе — с небольшим прудом и «Зеленым театром», на юге — с балкой реки Марарайки, на востоке — с фруктовым садом.

В настоящее время численность пасеки составляет 55 пчелосемей серой горной кавказской породы. Пчелы заселены в ульи разных конструкций: многокорпусные, Дадана-Бладта, ульи системы КУМ. Валовый сбор меда в среднем на одну пчелосемью составляет примерно 52,5 кг. Для благоприятной зимовки на пасеке в 1994 году построен зимовник.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (от 55 улей в среднем в год 1200 кг. меда, сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; на бахче выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.). С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др.

Тарханский мед можно приобрести в Центре приема посетилей музея-заповедника.

МЕЛЬНИЦА И ДОМ МЕЛЬНИКА

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник "Тарханы", возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007 году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет.

Во все времена работа мельника уважалась и почиталась, сельский мельник был, как правило, человеком состоятельным. По роду занятий его дом служил постоялым двором и харчевней для приезжающих на мельницу крестьян. Экспозиция мельницы и дома мельника "Крестьянский мир Тархан" раскрывает экономический уклад жизни села, быт зажиточного крестьянина-мельника, реконструирует обычаи, трудовую этику и эстетику предков.
Ветряные мельницы в Тарханах ставились за околицей, на выгоне, на возвышенном месте, открытом для свободного потока воздуха. В разное время их количество, по рассказам старожилов, было разным: две, три, пять и более. К 1935 году осталась одна высотой 17 метров. Ее воздвигли во второй половине XIX века, а сломали в 1960-х. Одним из последних мельников был правнук кормилицы М.Ю. Лермонтова Лукерьи Шубениной Степан Иванович Чичанин (по-уличному Кормилицын). С его уходом в 1950-х жернова приводились в движение уже дизельным двигателем.

На территории барской усадьбы тоже стояла ветряная мельница. Существует легенда, будто однажды мельник-богатырь Анисим Медведев один, без посторонней помощи, втащил наверх мельницы скатанный канат весом в двадцать пудов, и хозяйка имения Е.А. Арсеньева наградила его пятью выходными днями. На месте, где стояла эта мельница, современница М.Ю. Лермонтова, в 2007 году и была поставлена ветряная, до этого служившая жителям села Дубенки в Мордовии в течение ста десяти лет. Первые ее жернова износились, а из существующих один сохраняет клеймо: "1918". Мельница шатрового типа, распространенного в средней полосе России. По производительности и способу обмолота является двухпоставной. Представляет собой двухъярусную срубовую постройку, соединенную внутри деревянными лестницами. Основной объем - "восьмерик" - диаметром у основания 6,7 м, сужающийся кверху, срубленный "в лапу" из бревен хвойных пород диаметром 280 - 300 мм. С двух сторон к основному объему примыкают два одноэтажных пристроя амбарного типа. Высота сооружения - 14,3 м без флюгеля, с крыльями - 19,4 м. Общий строительный объем - 96 куб.м.

Экспозиция строится на демонстрации интерьера и рассказе-комментарии об истории ветряных мельниц вообще, их устройстве, функциях и, далее, на объяснении назначения узлов и деталей механизма данной мельницы. При наличии ветра, достаточного для вращения главного вала, производится помол муки. Эта «живая экспозиция» представляет собой включение экскурсантов в рабочий процесс на мельнице.

Небольшим, но существенным дополнением к экспонированию механизма мельницы, ее интерьера, являются ручные жернова на деревянной подставке с регулирующимся зазором между «лежаком» и «бегунком». Экскурсанты могут воочию убедиться, насколько сила ветра производительнее и эффективнее, чем мускульные усилия человека. Каждому желающему можно попробовать сделать несколько оборотов на ручной мельнице.

К другим деталям, дополняющим экспозиционный интерьер мельницы, относятся весы «коромыслового» типа (вторая половина XIX - начало XX вв.), расположенные над ларем. Они дают представление о способах взвешивания зерна и муки в начале XIX в. Интерьер рабочего крыла мельницы дополняется тремя скамьями и двумя полавочниками на восточной стене, где в настоящее время из экспонатов находятся бутыль стеклянная (четверть); корзина и глиняный горшок.

САДОВО-ПАРКОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

В 1794 году молодые супруги Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы — дед и бабка М.Ю. Лермонтова — купили имение в Чембарском уезде и начали обустраивать усадьбу. Эстетической стороной обустройства занимался Михаил Васильевич.

Новая усадьба была разделена на две части: парадную (c домом и парком) и хозяйственную (с подсобными постройками).
От барского дома открывались три основные видовые перспективы. Западная представляла широкую панораму Большого пруда и села с церковью. Южная открывала взору широкую липовую аллею через Круглый сад в Дубовую рощу. На восток просматривалась аллея Дальнего сада. На западной стороне усадьбы не было никаких построек, а сразу за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре» и парк.

В 1969-1971 гг. Московское предприятие «Леспроект» (автор В.А. Агальцов) подготовило проект реставрации зеленых насаждений в музее, после осуществления которого восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он состоит теперь, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, дерновая скамья, элементы парковой архитектуры (беседки, мостики …), Дубовая роща, пасека.

Пруды в Тарханах образованы путем устройства плотин в русле речки Марарайки в оврагах. В воспоминаниях А.П. Шан-Гирея, жившего в Тарханах в 1825 году и позже часто их навещавшего, упомянут “большой пруд перед домом”.
Уровень Большого пруда не всегда был одинаков. При восстановлении плотины (ее часто сносило) никто не стремился точно соблюдать прежний уровень. Плотина могла быть и ниже, и выше прежней, отчего пруд мог уменьшаться, отступать от барской усадьбы, и, наоборот, увеличиваться, подступая к ней.

На литографии по рисунку Рудкевича (1842 г.) четко обозначена береговая полоса, которая тянется между прудом и парком; эта же береговая полоса видна на фотографии В. Чудинова (1937 г.). Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, были затоплены водой, когда в 1938 г., а потом и в 1950 г., подняли плотину Большого пруда. А.П. Шан-Гирей упоминает один пруд, но на усадьбе был и другой пруд, Барский или Верхний, который находился в овраге возле входа в усадьбу. Основной подпиткой Барского пруда были талые и грунтовые воды, а также родник, который находился в восточной части пруда. Е.Ф. Сорокина (1873-1962) рассказывала, что в той части пруда нельзя было купаться: не подпускала ледяная вода, поступавшая постоянно снизу. Старожилы отмечали, что Барский пруд отличался чистотой и свежестью воды, и жители села пили ее еще в 1930-е. Дно пруда илистое и только в одном месте, рядом с амбаром, песчаное. Вероятно, здесь могла быть купальня. Барский пруд в настоящее время занимает площадь гораздо большую, чем раньше. Старожилы рассказывали, что отрог в северную, левую от плотины, сторону был меньше в два раза. В овраге за домом ключника расположен Средний пруд. По-видимому, восстановил его в 1882 году П.Н. Журавлев, управлявший в то время имением.
Все три пруда соединены между собой естественным водостоком и представляют собой каскад, что отразилось в вариантах названий: Верхний, Средний, Нижний.
Восточнее Барского пруда на территории усадьбы расположен пруд-садок, предназначенный для разведения малька.
В центре улицы Овсянка находится Кормилицын пруд, названный так потому, что на его берегу была усадьба семьи Л.А. Шубениной, кормилицы М.Ю. Лермонтова.
Небольшой прудок - Ильинский - находится на улице Ильинка.

РОЩА "ДВЕНАДЦАТЬ ДУБКОВ"

Роща “Двенадцать дубков”, находится в 16 км от Тархан, в окрестностях г. Чембар (ныне г. Белинский). Это живописное место знаменито величественными экземплярами старых дубов. Существует легенда, будто четырнадцатилетний М.Ю. Лермонтов написал здесь свою раннюю поэму “Черкесы” (1828). Опирается легенда на запись, сделанную рукою поэта на оборотной стороне копии автографа поэмы. Эта запись в литературе о М.Ю. Лермонтове долгое время воспроизводилась неверно: “В Чембаре за дубом”. На самом деле Михаил Юрьевич написал так: “Въ Чембаръ за дубомъ”. Как видим, добавление буквы “е” совершенно не оправдано. Оно ведет к искажению смысла лермонтовской записи, фактический смысл которой пока не установлен. Легенда бытовала в Чембаре еще в XIX в., ее включил в свои записки о Лермонтове П.К. Шугаев, но при публикации их в “Живописном обозрении” в 1898 году издатель легенду снял. В рукописи она выглядит так: “200-летняя дубовая роща, которая видна от бывшей школы, где учился В.Г. Белинский, ныне поредевшая, ...сохранилась и поныне. Здесь “в Чембаре за дубом” - М.Ю. Лермонтов 14-летним мальчиком написал поэму “Черкесы” в 1828. Отсюда открывается прекрасный вид на Чембар и долину рек Большого и Малого Чембара. Здесь было место, которое любил Михаил Юрьевич во время приездов в Чембар”.
В 1930-х роща была объявлена местными властями Лермонтовским заповедником. На камне, установленном посреди рощи на поляне, укрепили плиту с надписью:

Виллы того времени великих русских писателей

Виллы того времени великих русских писателей


Сегодня, 10 июня 2015 года, «Музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» исполняется 94 года. Мы сегодня решили вспомнить и рассказать вам о поместьях и имениях великих русских писателей.


Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»


Основы музея заложила еще жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна, бережно сохранявшая не только вещи писателя, но и обстановку всего яснополянского дома.

Она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией Толстого. Большое участие в жизни усадьбы в первые два десятилетия после смерти Льва Николаевича принимали его дочери Татьяна и Александра, а первый путеводитель по Ясной Поляне еще за семь лет до официального открытия музея написал старший сын писателя Сергей.


Основы «Ясной Поляны»
заложила жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна


Во время революции и в первые годы Гражданской войны семейное гнездо Толстых удалось уберечь от погромов благодаря созданному в Туле «Обществу «Ясная Поляна» и яснополянским крестьянам.



Дом Льва Толстого


В 1918 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, согласно которому местные власти обязаны были охранять имение «со всеми историческими воспоминаниями, которые с ним связаны». Право пожизненного пользования усадьбой было закреплено за Софьей Андреевной.


В 1928 году Ясная Поляна
приняла уже 8 тысяч посетителей


27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».

А через два года, 10 июня 1921 года правительством было принято постановление, согласно которому Ясная Поляна объявлялась государственным музеем-заповедником. Отныне все усадебные посадки и постройки, включая интерьеры Дома Толстого, должны были сохраняться в неприкосновенном виде. Отвечать за это должен был «комиссар-хранитель музея»; на этот пост была назначена младшая дочь писателя Александра Львовна.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Судьба тургеневской усадьбы после смерти писателя складывалась драматически. Книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. Опустевший дом Тургенева был уничтожен пожаром 1906 года.




Спасское-Лутовиново, усадьба Ивана Тургенева


Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев - Галаховых, заблаговременно были вывезены и в основном сохранены старинная библиотека и мемориальные вещи. В годы гражданской войны и смуты усадьба оказалась бесхозной, плохо охранялась.

Оставшиеся помещения ветшали, подвергались расхищению. Некоторые строения были разобраны. На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду - сначала частным лицам, позднее - сельхозартели, совхозу и местной школе. Жемчужина усадьбы - тургеневский парк - одичал, сильно пострадал от вырубок.

Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, несмотря на попытки его заведующего П. С. Ткачевского, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.




Поворотным событием явилось празднование 100-летия со дня рождения Тургенева в 1918 году. В Орле в национализированном для этой цели доме Галаховых, была открыта библиотека-музей имени И. С. Тургенева, что благотворно отразилось в дальнейшем на положении Спасского-Лутовинова.

Сохранившаяся часть тургеневского достояния - книги, мебель, рукописи, мемориальные вещи - были объявлены национальной собственностью.


В 1918 г. сохранившееся тургеневское достояние
объявили национальной собственностью


Осенью 1921 года советским правительством принят законодательный акт об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Музей И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове создан 22 октября 1922 года распоряжением Наркомпроса. В 1937 году заповедник был возведен в ранг административной единицы, получил право иметь небольшой хозяйственный штат.

В 1976 году в Спасском-Лутовинове был восстановлен дом И. С. Тургенева. Сюда возвращены подлинные вещи. Возрождены интерьеры. В сентябре 1976 года мемориальная экспозиция была открыта для посетителей. 28 августа 1987 года постановлением Совета Министров Российской Федерации № 351 ему был придан статус Государственного мемориального и природного музея-заповедника.

«Тарханы» - лермонтовский музей-заповедник

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение бабушки М. Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта.



Тарханы


Здесь он провел половину своей короткой 26-летней жизни. Здесь покоится его прах, а в фамильной часовне-усыпальнице находится не только могила М. Ю. Лермонтова, здесь могила его матери, дедушки и бабушки. Рядом с часовней могила отца поэта - Юрия Петровича Лермонтова.


Лермонтовский музей «Тарханы»
является памятником федерального значения


Сейчас в селе расположен музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба.



Барский пруд


Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.


В лермонтовском музее «Тарханы»
воссоздана жизнь первой половины XIXв.


В музее-заповеднике воссоздана жизнь первой половины XIX века. Здесь проводятся театрализованные представления, балы, фольклорные праздники, поздравительные программы, разыгрывается «Тарханская свадьба», на мастер-классах обучают старинным тарханским ремеслам, а посетители с удовольствием катаются на лодочках и лошадях.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»

Мелихово - один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.



Главный усадебный дом в «Мелихове».


Мелихова - один из главных чеховских музеев в России, который находится в окрестностях города Чехова Московской области. Здесь с 1892 по 1899 годы писатель проживал со своими родителями и ближайшими родственниками. Перед отъездом в Крым Чехов продал это имение, и после революции оно пришло в запустение.

Решение о создании музея как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1941 году музей открылся для посетителей, первым его директором стал Пётр Николаевич Соловьёв. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя - М. П. Чехова и его племянник С. М. Чехов.


Собрание чеховского музея в Мелихове
насчитывает более 20 тысяч экспонатов


В музее отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тысяч экспонатов. В музее хранятся картины художников - друзей писателя: И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других.



Actors perform a story from Chekhov on the veranda of his house
at Melikhovo, June 2011


Мелихово - место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок. Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых.

Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, это подлинная галерея портретов А. П. Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности

На территории музея в 1951 году установлен один из первых в СССР памятников писателю (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков)

Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Полное название - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Общая площадь заповедника составляет 9800 гектаров.



Усадебный дом в Михайловском


В 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти А. С. Пушкина. Почти 20 лет спустя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское были разграблены и сожжены.

17 марта 1922 года, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. К 1937 году (столетию со дня смерти А. С. Пушкина) были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.


Во время ВОВ «Михайловское» сильно пострадал.
Его восстановили к 1949 г.


Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника и к 1949 году усадьбу Михайловское восстановили.

С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» получил статус «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

Тема русской природы встречается в произведениях Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Аксакова. Даже городской писатель Федор Михайлович Достоевский описывает красоту лесов и полей, как будто видел все это своими глазами. И так оно и есть: известные поэты и писатели любили приезжать из столичного Петербурга в Подмосковье, в тихие и уютные родовые имения. Сегодня мы можем своими глазами увидеть то, что когда-то так волновало признанных классиков литературы - пруды и реки, аллеи и сады. Какие самые красивые писательские усадьбы Подмосковья сохранились до наших дней?

Показать на карте

Село Захарово - единственное доступное в наши дни место, связанное с детством А.С. Пушкина. С 1804 по 1811 годы имение принадлежало бабушке поэта, он приезжал к ней отдыхать несколько лет подряд. Деревенская жизнь, русская природа, общение с бабушкой и няней оказали сильное влияние на его творчество - Захарово называют поэтической родиной Пушкина. В стихах лицейского цикла ("Послание к Юдину"), а также в более поздних произведениях: "Воспоминания о Царском Селе", "История села Горюхина", "Дубровский" поэт описывает места своего детства. Известно, что Пушкин приезжал на свою малую родину перед свадьбой. Сегодня Захарово вместе с селом Большие Вязёмы входит в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С Пушкина. Такая связь вполне оправдана - в деревне Захарово не было своей церкви, поэтому на службу юный поэт ходил в Большие Вязёмы - храм Преображения существует там с XVII века.

Со времени правления Петра I село Большие Вязёмы принадлежало роду Голицыных. С 1813 года в усадьбе проживал русский литератор С.П. Шевырёв. Здесь он занимался описанием богатой библиотеки московского генерал-губернатора Д. В. Голицына. Шевырев был славянофилом - обосновывал самобытность России, именно ему принадлежит популярное идеологическое клише о "загнивающем западе". Шевырёв был хорошим другом Н.В. Гоголя, помогал ему вычитывать рукописи, готовил произведения к публикации. Сам Николай Васильевич также бывал в Вязёмах и хорошо отзывался о гостеприимном хозяине. Благодаря попечению Шевырёва, после смерти писателя вышло собрание его сочинений.

Русский поэт-символист Александр Блок не любил путешествия, поэтому 36 лет подряд, начиная с рождения, проводил теплое время года в имении своего деда - академика А.Н. Бекетова. Дивная природа Подмосковья, простая деревенская жизнь настраивали Блока на романтический лад: "И дверь звенящая балкона / Открылась в липы и в сирень, / И в синий купол небосклона, / И в лень окрестных деревень." Шахматово стало духовной родиной Блока, в нем были написаны более 300 стихотворений, и самые главные лирические произведения, включая цикл "Стихи о Прекрасной Даме". Сама муза поэта, вдохновлявшая его на творчество, проживала неподалеку в Боблово - усадьбе ученого Д.И. Менделеева. Его дочь Люба стала подругой, невестой и женой поэта, той самой его Прекрасной Дамой.

С 1826 года усадьба Середниково принадлежала бабушке М.Ю. Лермонтова, Е.А. Арсеньевой. Юный стихотворец приезжал к ней на лето с 1829 по 1832 годы. Атмосфера подмосковной усадьбы повлияла на становление поэта, он написал здесь более сотни стихов, поэмы "Мцыри" и "Демон". Самым ярким впечатлением стало знакомство с Е.А. Сушковой. Молодая девушка часто приезжала в Середниково из соседнего Большакова. Екатерина поразила шестнадцатилетнего Лермонтова в самое сердце. Перед отъездом в Москву в 1830 году он посвятил Miss Black-Eyes, как ее называли близкие, стихотворение "К Су": "Вблизи тебя до этих пор / Я не слыхал в груди огня...".

"Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа", - так писал Чехов в одном из писем. В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово, где в полной мере смог прочувствовать жизнь простого народа. Писатель своими руками копал огород, сажал деревья и приводил в порядок старую усадьбу. Здесь же он работал по своей основной специальности - принимал больных. А.П. Чехов очень любил людей, поэтому не только лечил крестьян, но и старался улучшить их жизнь в целом. На свои средства писатель открыл три школы, обустраивал библиотеки, сам принимал экзамены. Историки литературы называют этот период "мелиховским" - близкое общение с людьми обогатило творчество Чехова. В Мелихово написано почти 40 произведений: "Палата № 6", "Дом с мезонином", "Человек в футляре", рассказы и повести о русской деревне: "Мужики", "На подводе", "Новая дача" и другие.

Считается, что усадьба Мураново связана с творчеством поэта Федора Тютчева. Это верно, но лишь отчасти. Сам Ф.И. Тютчев здесь никогда не был, зато его сын Иван Федорович собрал и сохранил наследие отца и других родственников: поэта Е.А. Боратынского, литератора Н.В. Путяты, публициста И.С. Аксакова. Имение принадлежало семье Боратынских, в 1869 году Иван Федорович Тютчев женился на внучке Е.А. Боратынского и переехал в Мураново. В семейный музей вошли вещи, фотографии, книги и автографы, перевезенные из Петербурга, Москвы, родового имения Тютчевых Овстуг. Усадьба Мураново стала первым в Советской России литературным музеем - его создание одобрил сам В.И. Ленин. Благодаря заботам семьи Тютчевых и наследников, Мураново является уникальным примером сохранившегося дворянского гнезда, хранящего не только память о поэтах и писателях, но и оригинальные предметы интерьера XIX века.

В 1837 году С.Т. Аксаков получил наследство и уволился с государственной службы. После долгих поисков в 1843 году он приобрел имение Абрамцево. Здесь Аксаков получил все, что хотел: дивную природу; реку, полную рыбы; леса и поля, изобиловавшие дичью. Переселение в свое поместье стало для Сергея Тимофеевича новым этапом в жизни. Здесь были созданы его лучшие произведения: "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", повести "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука", сказка "Аленький цветочек". Очерки об охоте не потеряли актуальности и в наши дни, а сказку про красавицу и чудовище знают все дети. До отставки Аксаков служил цензором, а также писал критические заметки о театре и литературных произведениях. Так он познакомился с писателями Н.В. Гоголем и И.С. Тургеневым; историком М.П. Погодиным и актером М.С. Щепкиным. Все эти известные люди бывали в гостях у писателя в подмосковном Абрамцево - гуляли по парку, охотились, пили чай на веранде дома.

Усадьба Остафьево была приобретена князем А.И. Вяземским в конце XVIII века. Владелец построил большой дом в классическом стиле, чтобы устраивать приемы и балы. Неофициальное название "Русский Парнас" подарил имению А.С. Пушкин - так много творческих людей бывали на вечерах у Вяземского. Среди них: поэт В.А. Жуковский, баснописец И.И. Дмитриев, историк А.И. Тургенев, дипломат и драматург А.С. Грибоедов. Литератор и историк Н.М. Карамзин был женат на старшей дочери А.И. Вяземского, и в течение 12 лет жил в Остафьево, где работал над "Историей Государства Российского". Следующим владельцем Остафьево стал княжеский сын Петр Андреевич Вяземский - поэт и критик. Детские воспоминания об усадьбе, о встречах с известными людьми нашли отражение в его стихах: "Деревня", "Родительский дом, "Сельская церковь", "Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…". Третий хозяин имения - Павел Петрович Вяземский занимался изучением древнерусской литературы, опубликовал "Замечания на "Слово о полку Игореве". Сын поэта существенно пополнил усадебное собрание живописи, графики и искусства, создал мемориальные кабинеты Карамзина, Пушкина и своего отца.

С 1822 года село Покровское-Рубцово принадлежало историку и писателю Дмитрию Павловичу Голохвастову, земля досталась ему в наследство от отца. Если верить А.И. Герцену, который приходился Голохвастову двоюродным братом, то Дмитрий Павлович был идеальным человеком: образован, богат, не имел дурных привычек, регулярно посещал церковь. И страсть у него была только одна - к лошадям. Такие сотрудники нравились начальству, поэтому Голохвастов преуспел на службе - работал председателем цензурного комитета и попечителем Московского университета. Именно он требовал от Н.В. Гоголя изменить название поэмы "Мертвые души". Также Голохвастов интересовался русской историей и опубликовал в славянофильском журнале "Москвитянин" несколько статей. После смерти Голохвастовых усадьбу купили Морозовы. В начале XX века семья фабриканта приглашала в дом на высоком берегу Истры драматурга А.П. Чехова, художников Серова, Поленова и Левитана.

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Особенности русской литературной усадьбы

Р усская классическая литература - от Державина до Бунина - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели - А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л.H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове - созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В «деревне» жили прототипы их героев. Только с выходом во второй половине XIX века на культурную сцену в качестве главенствующей творческой силы разночинцев русская литература становится прежде всего городской.

При мысли о русских литературных усадьбах в голову сразу же приходит названий двадцать - если не больше. Еще столько же можно добавить, немного подумав и покопавшись в памяти. Вообще литературной усадьбе в России повезло больше, чем какой-либо иной. Внимание к таким памятным местам никогда не ослабевало. По-видимому, это объясняется спецификой русского национального характера. В свое время Д. С. Лихачев писал, что «в России… нацией стала литература». Действительно, для русского человека искусство слова является важнейшим из искусств. Именно этим объясняется столь своеобразное и не имеющее аналогов в мировой культурной практике явление, как самовозрождение русской литературной усадьбы.

Спасское-Лутовиново сгорело в огне первой русской революции в 1906 году. Такая же участь постигла Шахматово, но несколько позднее - уже после 1917 года. Из «пушкинских усадеб» чудом в неприкосновенности до наших дней дошло только Болдино, а Михайловское горело дотла несколько раз. Дом в Овстуге был продан «на кирпич» потомками Ф. И. Тютчева и разобран незадолго до Первой мировой войны. Ныне всему сказанному трудно поверить, но это всего лишь единичные, взятые наугад примеры, когда на пепелище вновь забурлила жизнь. Вообще судьба благоволила лишь к некоторым из русских литературных усадеб когда наследники вовремя позаботились о том, чтобы они сохранили свой культурный статус. Таковы Мураново, Ясная Поляна, Тарханы, Щелыково. Другим же пришлось пережить множество перипетий.

Следует отметить и то, что литературные усадьбы имеют тенденцию не только возрождаться из пепла, но и расти вширь. Эталоном является Михайловское, уже немыслимое без Тригорского и Петровского. По тому же пути присоединения к себе соседних мемориальных усадеб (причем не всегда литературных) идут Болдино, Хмелита, Шахматово. Образуются как бы целые исторические регионы, но основу их составляют именно литературные усадьбы.

Понятно, что счастливая судьба большинства литературных усадеб определялась еще и тем, что у истоков их возрождения и обновления стояли яркие личности, отдавшие избранному делу не только свою незаурядную энергию, но и собственный богатейший культурный потенциал. Мураново долгое время возглавлял внук поэта Н. И. Тютчев, а наследником его стал выдающийся литературовед К. В. Пигарев. Поистине всероссийскую славу обрел С. С. Гейченко; но рядом с ним вполне можно поставить многолетнего директора Мелихова Ю. У. Авдеева. Надо подчеркнуть, что последние оба были талантливыми литераторами, и написанное ими - незаурядный вклад и в пушкинистику и в чеховедение. Замечательной фигурой является директор Хмелиты В. Е. Кулаков, вынесший на своих плечах нелегкое бремя восстановления грибоедовской усадьбы. Эта тенденция имеет продолжение и в наши дни. Пример - Ясная Поляна, где вновь правят Толстые.

Культурное значение литературной усадьбы обусловлено тем, что каждый писатель - и великий и малый - творит свой собственный мир, материалом для которого служит его индивидуальный человеческий опыт. Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно принадлежностью национальной культуры. Дом писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж - все это необходимые компоненты его «художественной вселенной». Материальные памятники - связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным многое из того, что в другом случае требует разъяснительного анализа.

О литературной усадьбе в России можно говорить начиная с середины XVIII века. Налицо хронологическое совпадение с эпохой бурного усадебного строительства. С другой стороны, именно с этого времени начинается расцвет новой русской литературы. Если к допетровской Руси применимо понятие литературной жизни, то она сосредотачивалась либо в крупных городах (Москва, Новгород, Тверь), либо в монастырях. После указа «о вольности дворянской» приоритет был перенесен с государственной службы на частную жизнь. Это дало возможность дворянам - наиболее образованному классу того времени - посвятить себя культурным и творческим занятиям. Первыми знаменитыми литературными усадьбами, многократно описанными в стихах и постоянно упоминаемыми в переписке, стали Званка Г. Р. Державина и Гребнево М. М. Хераскова. «Деревенская жизнь» становится как бы продолжением столичной. Среди гостей усадьбы многие представители интеллектуальной элиты. Переселение в деревню уже не означало уход на покой вдали от деятельной жизни.

Усадьба образованного, погруженного в творческий труд дворянина превращается в культурный центр округи. В таких усадьбах не только сосредоточиваются обширные книжные собрания, но и «физические кабинеты», минералогические и ботанические коллекции. В некоторых усадьбах даже устраивались типографии и издавались книги (Рузаевка поэта Н. Е. Струйского). До начала XIX века литература еще не стала специфической сферой, обособленной от науки и философии. Энциклопедизм был одной из определяющих сторон эпохи. С этой точки зрения к литературным усадьбам того времени следует причислить Васькино историка М. М. Щербатова (сюда приезжал в юности его племянник П. Я. Чаадаев), Авдотьино книгоиздателя Н. И. Новикова, Дворяниново знаменитого садовода и «землеустроителя» А. Т. Болотова. Дальнейшая профессионализация литературного труда изменила и упорядочила картину.

Уже сказано, что список русских литературных усадеб включает несколько десятков названий. В первую очередь следует выделить усадьбы, где крупнейшие писатели в силу тех или иных обстоятельств провели большой отрезок жизни и создали целый ряд значительных произведений. Таковы Михайловское (А. С. Пушкин), Ясная Поляна (Л. Н. Толстой), Спасское-Лутовиново (И. С. Тургенев), Щелыково (А. Н. Островский), Красный Рог (А. К. Толстой), Воробьевка (А. А. Фет), Мелихово (А. П. Чехов). Сюда же с некоторыми оговорками можно причислить Хантоново (К. Н. Батюшков), Мураново (Е. А. Баратынский), Шахматово (А. А. Блок). Другие известные усадьбы связаны с детскими годами известных литераторов. Это Даниловское (К. Н. Батюшков), Тарханы (М. Ю. Лермонтов), Хмелита (А. С. Грибоедов), Овстуг (Ф. И. Тютчев), Спас-Угол (М. Е. Салтыков-Щедрин), Рождествено (В. В. Набоков). Некоторые усадьбы знамениты не столько благодаря владельцам, сколько благодаря гостям. В их числе: Остафьево (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), Виноградово (И. А. Крылов), Середниково (М. Ю. Лермонтов), Приютино (И. А. Крылов, поэты «пушкинского круга»), Знаменское-Губайлово (поэты «серебряного века»).

В последнее время большое внимание привлекает Слепнево, связанное с именами Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Это, пожалуй, хронологически последняя знаменитая литературная усадьба. Дальше можно говорить только о «даче».

Тема русской усадьбы ностальгически прозвучала в поэзии крупнейшего русского поэта XX века Б. Л. Пастернака. В юности он соприкоснулся с усадьбой, но уже как «дачник». С именем Пастернака связан целый ряд усадеб. В Оболенском (вблизи Малоярославца) летом 1903 года произошла встреча с композитором А. Н. Скрябиным, оставившая след на всю жизнь. В Молодях (1913 год) были написаны стихи, вошедшие в первую книгу поэта «Близнец в тучах». Особо следует отметить Жучки (Голышкино). Эта усадьба (уже ранее прозвучавшая в русской поэзии, так как в ней прошло детство другого выдающегося поэта, А. Н. Майкова) стала ареной юношеского романа Пастернака с будущей героиней книги «Сестра моя - жизнь». В стихотворении «Старый парк» из цикла «Стихи о войне» (1941 год) описана усадьба Измалково (вблизи писательского дачного поселка Переделкино).

Как правило, литературные усадьбы принадлежат к усадьбам средней руки. Такие усадьбы включают в себя деревянный одноэтажный дом незамысловатой архитектуры и несколько жилых и хозяйственных флигелей. Липовая аллея и большая клумба перед домом заменяли парк.

Выдающиеся архитектурные комплексы среди литературных усадеб являются исключением (Остафьево, Середниково). Особо следует отметить Красный Рог. Предание приписывает Б. Растрелли проект главного дома этой усадьбы.

Лишь некоторые из литературных усадеб являются высокохудожественными произведениями искусства. Остафьево, Середниково, Мураново представляют собой своего рода «синтез архитектуры и поэзии». В усадьбе границы искусств размывались. К примеру, в Абрамцеве и Приютине наряду с литературой процветали живопись и музыка. То же можно сказать о литературе и науке. Шахматово и Боблово (усадьба Д. И. Менделеева) закономерно рассматриваются как единый культурный комплекс. В Демьянове прошли детские годы А. Белого. Одновременно здесь на даче жили известные профессора Московского университета. В первую очередь необходимо упомянуть ботаника К. А. Тимирязева, оборудовавшего в усадьбе лабораторию. Демьяново тесно связано и с музыкальной жизнью России (С. И. Танеев, П. И. Чайковский). Владелец усадьбы, известный адвокат В. И. Танеев (старший брат композитора), собрал здесь редкую по полноте библиотеку по общественным наукам. Любимовка не только «малая родина» Художественного театра. В этой усадьбе А. П. Чехов написал «Вишневый сад».

Особо следует подчеркнуть, что деревенская тема пришла в русскую литературу благодаря усадьбе. В Дулебине Д. В. Григорович нашел сюжеты своих известных повестей - «Деревня» и «Антон-горемыка». В этих повестях описаны подлинные судьбы крестьян Дулебина. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «деревенские поэмы» Н. А. Некрасова («Мороз Красный Нос», «Коробейники») были бы невозможны без Спасского-Лутовинова и Карабихи. М. Е. Салтыков-Щедрин в Витеневе собрал богатый материал для описания пореформенной деревни («Убежище Монрепо»).

Связь с усадебной культурой прослеживается и в творчестве писателей-урбанистов. Самым ярким примером является Ф. М. Достоевский. В его произведениях постоянно всплывали воспоминания об усадьбе Даровое, где он в детстве в течение нескольких лет проводил летние месяцы.

Нетрудно отыскать ностальгические отзвуки темы русской усадьбы у писателей-разночинцев. Например, герой повестей Н. Г. Помяловского «Молотов» и «Мещанское счастье» постоянно задает себе тоскливый вопрос: «Где же те липы, под которыми прошло мое детство?»

Как культурный феномен, литературная усадьба пережила революцию и послереволюционные катаклизмы. Характерно, что Дома творчества Литфонда в советское время первоначально создавались на основе литературных усадеб (дом М. А. Волошина в Коктебеле, дача известного театрального антрепренера Ф. А. Корша в Голицыне под Москвой). Особо следует сказать о Малеевке. Это была усадьба В. М. Лаврова, редактора-издателя журнала «Русская мысль». Она описана в известной повести А. П. Чехова «Дом с мезонином».

В заключение следует опять подчеркнуть, что классическая русская литература просто невозможна без русской усадьбы. Перерубить столь глубокие корни попросту невозможно. Думается, что мы присутствуем отнюдь не при окончательной гибели русской усадьбы, а, наоборот, где-то у начала нового витка ее культурной истории. Свой потенциал русская усадьба (в том числе и литературная) еще далеко не исчерпала.

Еще следует сказать, что автор не ставит целью дать читателю своего рода энциклопедию русской литературной усадьбы. Такая книга представляла бы собой увесистый том, да и далеко не каждому она была бы интересна. Ведь от многих перечисленных выше усадеб сохранились только остатки парка. Поэтому автор прежде всего описывает те усадьбы, которые в наши дни остаются целостными комплексами; большинство их - музеи. Там всюду «есть на что посмотреть».

История литературы знает целый ряд писателей, упорно писавших в стол, не помышлявших ни о читателе, ни о славе, кажется, вообще лишенных каких-либо литературных амбиций, но ставших после смерти необычайно знаменитыми - что, кажется, удивило бы их. По-видимому, здесь дело не в отсутствии честолюбия, а в своеобразной жизненной позиции. Такой писатель берется за перо потому, что это «потребность души». Для него главное - как можно лучше исполнить то, к чему он считает себя предназначенным; только тогда он ощутит себя честным перед Богом и людьми - а большего ему и не надо.

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Поперек течения, или Уроки русской литературной «ереси» Когда критик современной литературы, откликающейся, как правило, на злобу дня, на то, чем мы с вами нынче живем и дышим, издает вдруг книгу, посвященную событиям давно минувшим, писателям былого века, это диктуется

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Борису Эйхенбауму О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе),

Из книги Том 2. Советская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

По поводу резолюции ЦК о литературной политике* Недавно опубликованная резолюция ЦК РКП о политике в области литературы1 имеет чрезвычайное значение. Во-первых, надо отметить некоторые ее политически очень важные тенденции. Они, конечно, не новы, они совпадают с

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

Лютые патриоты (Особенности националистического дискурса в современной литературной критике) Что же делали все эти годы русские поэты? За ответом не требуется лезть в карман: страдали, пили, плакали и матерились. С. М. Казначеев. Современные русские поэты (М., 2006) 1В модной автора

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Берново и соседние усадьбы С милыми обитателями Тригорского – Прасковьей Александровной Осиповой – Вульф и её детьми Анной, Евпраксией, Алексеем Вульфами и падчерицей Алиной Осиповой – Пушкин встречался на Тверской земле, когда гостил в 1828–1833 годах в расположенных

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги автора

Особенности русского ума Название моей статьи – это название цикла лекций великого Ивана Павлова. Пытливый академик однажды на свой страх и риск огласил открытые им особенности национального разума. А риск был немаленький, поскольку на русском свете стояли времена

Из книги автора

Из книги автора

Особенности реализма в русской литературе Русские писатели первыми обратились к реализму – именно их произведения наиболее ярко и глубоко показали огромные художественные возможности этого творческого метода. В западноевропейской литературе мы не найдем