Любовь и счастье понятия очень близкие. Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты. Великодушие - черта сильных людей

Для каждого влюбленного на планете существует лишь один такой человек, после взгляда или улыбки которого в душе переполняет радость и счастье.

Если ты спросишь, люблю ли я тебя, просто промолчу, но мысленно скажу, что счастье без тебя невозможно.

Истинное счастье видеть любимую улыбку родного человека в огромной безликой толпе. Именно в этот момент понимаешь, что все проблемы и заботы уходят на второй план.

В наш высокотехнологичный век для счастья не нужно миллионов, можно просто поставить хорошую аватарку в контакте и наслаждаться признаниями в любви от поклонников. Для большего настроения можно добавить плитку молочного шоколада.

Душу переполняет счастье, когда твой любимый человек просыпается от того, что ты случайно отвернулась от него на другой бок и перестала обнимать. Такие моменты поистине бесценны для каждого человека.

Часто вспоминается тот глупый момент знакомства, когда он показался ей безумно скучным и посредственным, а теперь они безумно любят друг друга и счастливы вместе.

Ты – счастье… Немного странное и не понятное….доводящее до нервных срывов и жуткого страха….но счастье..

Счастье – это когда ты в любой момент можешь приехать к другу, и он тебе обрадуется.

Быть счастливой прекрасно! А счастье – это когда твои дети здоровые!!! (Если согласны – ставьте плюс)

Какое это огромное счастье – любить и быть любимым.

Счастье – влюбиться в человека, который уже влюблён в тебя.

Как хорошо быть любимой, счастливой, здоровой и строить планы на будущее!

Ты обязательно найдешь дорогу к счастью, просто выбери правильное направление =)

Все люди приносят счастье, но одни своим присутствием, а другие своим отсутствием…

Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят!

Смысл в жизни ищет тот, кто не нашёл в ней счастья …

Женщина счастлива, когда видит улыбающиеся глаза своего мужа и знает, что она является причиной этой радости.

Она забыла своих лживых подруг.. забыла парней,с которыми раньше общалась, возможно даже по – дружески.. сидит постоянно дома.. но она счастлива.. ведь это всё сделано не зря.. Потеряв всех остальных она обрела.. счастье.. счастье быть с ним..

Счастье влюбляться в человека, который в тебя уже влюблен…

Быть любимым – это больше, чем быть богатым. Так как быть любимым – значит быть счастливым. за деньги счастья не купишь

Счастье – это когда он, которого не разбудят даже будильники, просыпается от того, что я перестала его обнимать.

Счастье не зависит от количества денег…Но грустить лучше в “Бентли”, чем в маршрутке…

Счастлив тот, кто полностью уверен, что кому-то он дороже всех на свете!!!

Счастье – это когда ты положив ножку ему на колени, сидишь на диване, а он на ней – рисует сердечки фломастером

Счастье близко, надо только уметь различать его от всего остального

Секунды без любимого - часы. Часы с любимым - секунды…

Я СЧАСТЛИВА! для этого у меня есть ВСЕ, даже ты, милый, просто ты еще этого не знаешь

Только у меня сердце стучит ради тебя.

Знаешь, что такое для меня счастье? Счастье - это Ты и Я!

Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин

Я чувствую запах твоих духов за сотни метров… Не потому, что стойкие.. а потому что дышу тобой!

Каждый раз, когда я закрываю глаза, я забираю у себя кусочек счастья…Потому что не вижу тебя

Счастье есть. Я его знаю. Я знаю его номер телефона, привычки, цвет его глаз. Они красивые. У него ласковые руки и он шикарно целуется…

Чтобы я была счастлива, нужно всего одно условие – твое присутствие в моей жизни.

Счастливая девушка, не та, у которой много поклонников, а та, у которой есть один, кроме которого, ей никто не нужен!!!

Может он и не самый лучший, но самый нужный для меня.

Любовь надо ценить какая бы она не была: счастливая или несчастная, разделенная или нет, потому что, это может быть последние такое сильное чувство, которое вы испытаете…

Маленькой и Слабой быть можно только тогда, когда рядом с тобой есть Большой и Сильный.

Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят …

Счастье есть. Я его знаю. Я знаю его номер телефона,привычки,цвет его глаз. Они красивые. У него ласковые руки и он шикарно целуется.

Как хорошо быть чьей-то навсегда. И знать, что это не слова пустые. Как хлеб делить и душу и года. Глядеть в глаза безмерно дорогие. Как хорошо быть чьей-то навсегда. И знать, что не оставит, не обманет. И вытащит из под любого льда. И никогда любить не перестанет…

Быть любимым – это больше, чем быть богатым. Так как быть любимым – значит быть счастливым. За деньги счастья не купишь …

Когда находишься с любимым человеком, часы летят как секунды…

любовь – это счастье любимого человека

Счастье – это когда ты лежишь, рядом с ней, и наблюдаете за тем как падают звёзды, и при этом не загадаешь ни одного желания ведь она есть у тебя.

Иногда для счастья достаточно увидеть человека, по которому безумно скучаешь.

Счастье… это – блюдо… на двоих… по другому… просто… не бывает..

Любовь – это наркотик. Поначалу возникает эйфория, легкость, чувство полного растворения. На следующий день тебе хочется еще. Ты пока не успел втянуться, но, хоть ощущение тебе нравится, ты уверен, что сможешь обойтись без них. Ты думаешь о любимом существе 2 минуты и на 3 часа забываешь о нем. Но постепенно ты привыкаешь к нему и попадаешь в полную зависимость. И тогда, ты думаешь о нем 3 часа и забываешь на две минуты.

Если у меня спросят что такое СЧАСТЬЕ, я отвечу Счастье это если я буду рядом с Тобой

Счастье - это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой

– Какого цвета счастье? – Зеленого. – Почему? – Это цвет его глаз

Предмет:русская лит-ра

Тема: Подготовка к сочинению. (22 – 23 уроки)

Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

(Тема любви в романе А. С. Пушкина«Евгений Онегин».)Тип урока:Урок, завершающий углублённое прочтение романа.

Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

Урок, обучающий составлению плана обычного и плана цитатного.

Цели: Уметь правильно отобрать материал, проанализировать произведение, писать соответственно с темой сочинения, правильно использовать цитирование.

Задачи: 1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

Основная задача урока:

обучение составлению плана сочинения.

Технологии:

групповой, исследовательский, творческий.

Оборудование:

Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

Тексты романа;

Учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;

Оформленная доска.

План. (Урока и как план сочинения).

Обычный Цитатный

І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.



ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

1. В плену у книг и света.

2. Встреча героев. (Деревня).

3. Письмо Татьяны.

4. Свидание в саду.

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора.

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

А. С. ПушкинВступление.

І. «Любовь- это сердце всего».

В. В. Маяковский

Основная часть.

ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

2. Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Она: «Я узнаю, ты мне послан богом».

Он «… письмом невинной Тани тронут».

4. Она «внимала чуть дыша».

Он: «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал». Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

6. Он: «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

Она «… его не замечает».

7. Он: «Как я ошибся, как наказан!»

Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Заключение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

В. Г. Белинский

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

Как заканчивается роман? (8 глава).

О ком и о чем весь роман?

Ваше понимание (и А. С. Пушкина):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.Записываем первый вывод:

Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

2. Беседа с учащимися.

Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?

Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках?

(Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

2. Встреча. (Деревня).

Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)Она: «Я знаю, ты мне послан богом».

Он: «… письмом невинной Тани тронут».

4. Свидание. (В саду.)

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

(Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?

(Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она: «… внимала чуть дыша».

Он: « Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир. И вот на чём вертится мир!»)Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он: «Ещё одно нас разлучило,

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал».)Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

6. Новая встреча. (Петербург.)

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свиданияОнегина и Татьяны.)Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

Вопросы к классу:

Что вы можете сказать о композиции романа?

Какова в ней роль 8 главы?

В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.Сначала: Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедьЧасто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу: -Однозначны ли их мнения?

Ответ: «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

Вопрос: «А почему так?»

Вывод (учитель): потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

И нетерпеливо ждут, когда «любовь нечаянно нагрянет». В уверенности, что вот тогда-то мощным, сильным аккордом зазвучит яркая, полновесная радость жизни. Всех очень подогревает миф, что «человек рожден для счастья как птица для полета». И что любой из нас от рождения обладает способностью любить.

Может и обладает, только отчего это никому не приходит в голову, что без развития любые способности могут зачахнуть.

Что это за способности? Почему к одному человеку тянутся, а от другого шарахаются? Чем надо обладать, чтобы тебя любили? Деньгами? Положением? Умом? Лицом? Одеждой?

Ничем из вышеперечисленного. Надо всего лишь иметь полноценную эмоциональную сферу. И чем богаче у человека палитра переживаний, тем привлекательнее он для окружающих. Потому что в нем горит живой огонь, к которому тянутся и женщины, и мужчины. Эмоционально-полноценный человек одиноким не бывает!

Эмоции – тема непопулярная. Об эмоциях не бывает дискуссий и полемик в телевизоре, их не обсуждают на кухне. Ими вообще не интересуются. Можно сказать, что эта тема в обществе закрыта. Вернее, никем не тронута. Это сакральное знание скрыто от всех потому, что оно не востребовано.

Между тем, вся жизнь человеческая построена на эмоциях, завязана и крутится вокруг них. Чтобы получить ощущения, впечатления и переживания, люди читают книги и слушают музыку, заводят хобби, ходят на веселые дискотеки и в сложные походы.

Думаете, люди мечтают о славе и власти? Нет, о тех переживаниях, которые они могут подарить. Даже деньги зарабатывают, чтобы купить эмоции. Потому что новая яхта или старенький велосипед, дешевая фенечка или натуральные бриллианты, пикник в соседней роще или круиз вокруг света ценны только ощущениями, которые они приносят.

Мало того, истоки любого творчества берут свое начало в эмоциях. Чтобы что-то создать, человек должен этим гореть. И секрет харизмы, о которой столь многие мечтают, скрыт там же – в мощной, глубокой, «многоцветной» эмоциональной сфере.

С точки зрения науки, и любовь, и счастье – это высшие эмоции, которые присущи только человеку.

У животных любви нет, так как нет высших эмоций. И они отлично без нее обходятся. Вон, у волков стабильные моногамные пары, когда волчица сидит «в декрете», волк не пьет, налево не бегает, а исправно таскает ей еду. Некоторым людям бы поучиться.

Правда, животные не бывают счастливы. Они способны испытывать удовольствие, но не счастье. У них этого центра в мозгу нет.

А у человека есть. Возможно, поэтому и счастье, и любовь относятся, скорее, к категории божественного.

Однако, в человеке удивительным и вовсе не гармоничным образом сочетаются животное и божественное начала.

Свойственное человеку отвращение к напряжению заставляет его мечтать, как бы поиметь счастья, но без усилий. И тогда счастьем объявляется сытый покой, как у животных в зоопарке. А любовью зовется все подряд, от сексуального влечения до социальной установки: «пора иметь семью».

Если бы мечтающие о любви слушали не только модные песенки, но и читали умные книги! Они бы узнали, что любовь далеко не всегда приносит радость и наслаждение. Никогда покой. Иногда смерть.

А про счастье в энциклопедическом словаре написано, что это «ощущение полноты и осмысленности жизни». Боюсь, речь идет не о внешних показателях – семья -карьера-дом-полная-чаша, а о чем-то совсем другом, известном не многим. Когда жизни не боятся и не придумывают. Когда ее воспринимают во всем ее многообразии и отзываются на ее знаки, как чуткий камертон. И за это она кипит внутри человека и вокруг него.

Между прочим, самые яркие ощущения человек переживает от счастья, не свалившегося ему на голову, а выстраданного. Когда он смог, добился, завоевал, достиг. Это редкие состояния. Они действительно связаны с любовью. Иногда к человеку. Иногда к Делу. Всегда к Жизни.

Удивительно, что об этой важнейшей сфере в жизни человека ходят исключительно вымыслы и домыслы. О том, как развить волю, память, интеллект, написаны кучи книг. Об эмоциях никогда не говорят «развивать», а исключительно – «контролировать». Это означает любыми путями избегать «негативных» чувств. Большинство людей почему-то уверены, что человеку страх и злость не нужны. Что природа и Господь Бог сотворили их по неразумению. И задача человека это лишнее из себя убрать.

Так в середине ХХ века осушали болота, не принимая во внимание, что в природе свои законы. Болота исчезали, но с ними исчезали насекомые, за ними вымирали птицы – нарушалась экология.

Как и в природе, в человеческой душе ничего ненужного нет. У каждого чувства своя функция и свое назначение. Нет эмоций плохих или хороших, есть адекватные и неадекватные, к месту и не к месту.

Как и в природе, в эмоциональной сфере человека свое сложное и хрупкое равновесие. Его легко нарушить, но так трудно восстановить.

Человек с хорошо развитой эмоциональностью получает несравненно больше удовольствия от работы и отдыха, от общения с искусством, людьми и природой, от еды и секса… от жизни! О таком человеке говорят: в нем есть кураж, драйв.

А еще в этих людях ощущается внутренняя независимость. Немудрено, что они раздражают общество. Ведь они чувствует по-своему, а не «как принято»! Поэтому охотников загнать божественный дар в прокрустово ложе много. Тут и государство, которому нужны безгласные роботы. И любящие родители , старательно обрезающие ребенку крылья, чтоб далеко не улетел. Ах нет, никто не хочет зла. Но как часто преступления совершаются не по злому умыслу, а от безграмотности.

Появились и разного рода тренинги, которые занимаются выхолащиванием эмоций. Они обещают научить вас быть вечно счастливым или, как минимум, всегда в хорошем настроении. Называется «во всем видеть позитив». Это как? Никогда не испытывая страданий? Ни от ошибок, на которых, как известно, учатся, ни от собственной глупости или подлости? Душевная боль – знак, маяк, ориентир, она сигнализирует, она кричит – пойми и поумней! Боль – это прикосновение Бога. К. Кедров.

Нынешняя модная фишка, которой обучают на тренингах, – выслеживать и отсекать у себя «плохие» чувства, душить их на корню, прямо с утра. Но пока человек с энтузиазмом варвара давит в себе гнев и возмущение, одновременно в нем умирают их антиподы – восторг и восхищение. Таким образом, человек делает из себя душевного инвалида. «Если ты не можешь испытывать бешенство, ты не сможешь испытать любовь». Шри Раджиниш

И даже если появится добрая фея, которая отправит такого человека на бал Жизни; даже если там, на балу, его будут приглашать самые красивые и умные люди планеты… Ничего особого он не испытает. Потому что при бедной эмоциональной сфере любое событие, попадая в это полумертвое болото, вызовет лишь короткий всплеск ощущений. Негромких и неярких. И мы опять свалим все на «не повезло».

Впрочем, винить тренинги грех. Они всего лишь исполняют мечту среднестатистического человека о Контроле над чувствами.

Думаю, многих бы вполне устроило, если бы эмоции продавались разлитые по бутылочкам. Что-то вроде домашнего бара-холодильника. Чтобы когда душа взалкает, можно было достать, выпить рюмочку и убрать назад. Например, раз в неделю по субботам. Или раз в год в отпуск.

Наверное, если бы существовал бутик по продаже чувств, он пользовался бы большим успехом. Представляю диалог с продавцом в подобной лавке.

– Дайте мне немного Тихой Радости.
– Может, еще чего возьмете? Восторгу?
– Нет, это слишком громко. За шум соседи могут милицию вызвать.

– Восторг, он же внутри вас будет.
– А чем он хорош?
– Он захлестывает, захватывает…
– Захватывает? Да тогда я сама милицию вызову!
– Извините, а Настоящая Любовь у вас есть?
– Конечно!
– А это не опасная эмоция?
– Она делает человека уязвимым.
– Тогда не надо. Дайте Легкой Влюбленности и Слабого Сексуального Влечения.

– Может, Страсть?
– Ну что вы, я же порядочная женщина!
– А мне дайте Ощущений Праздника Жизни. Ой, а что это они так сильно переливаются? А нет ли какого-нибудь регламентированного праздника?

– Это же не праздник…
– Ничего, мне сойдет. А то подсядешь на эти ваши Сильные Эмоции, еще не дай бог, полюбишь Жизнь. Зато когда все не очень – умирать не жалко...

20 лет я занимаюсь эмоциональной сферой. Первые годы мне приходилось буквально по крупицам собирать о ней знания , искать литературу и специалистов. Прошло много времени прежде чем я смогла работать с эмоциями, не боясь нанести вред. Естественно, что у меня вызывает ужас, когда все, кому ни заблагорассудится, лезут в эту тонкую сферу кто с кувалдой, кто с молотком, кто с бархатной удавкой.

Может быть, поэтому здоровая, полноценная эмоциональная сфера, не искалеченная родственниками и социумом, встречается крайне редко? Может быть, поэтому так редки настоящие, не дистиллированные чувства: вкус к жизни, вкус от жизни, и любовь, и счастье?..

Как у всех, у меня бывают дни тяжелые и легкие. Но всегда, когда я еду на работу, во мне вместо крови играет и кипит шампанское. Когда возвращаюсь, бывает по-разному, в зависимости от того, как прошла группа, которую я веду. Иногда в груди черная дыра. Иногда фейерверк.

Но к концу недели у меня набирается живой, благоухающий букет из разных впечатлений. За месяц появляется оранжерея, за год – громадный сад. Представляете, я в этом саду живу! И все цветы там настоящие. Я вызываю воспоминание, и оно оживает, я могу погрузиться в него, услышать запахи, звуки, ощутить вкус.

Я знаю, что такое страх, тоска, ненависть. Но я знаю и что такое нежность, ликование, восхищение, и как это – парить в облаках, и как это – умирать и возрождаться в любви…

Есть цветы, на которые мне смотреть стыдно. Или больно. Но я их не выпалываю. Ведь это драгоценный эмоциональный опыт моей единственной и неповторимой жизни.

Лев Толстой считал, что «все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света». Готова подписаться под этими словами кровью. И шампанским!

Всякий, кто снискал радость, пусть поделится ею с кем-то другим; счастье родилось в паре. Лорд Байрон

Два ведущих специалиста по позитивной психологии — Эд Динер и Мартин Селигман — обследовали «очень счастливых людей» и сравнили их с теми, кто был менее счастлив. И оказалось, что единственный внешний фактор, который отличает одну группу от другой, — это наличие «глубоких и удовлетворяющих взаимоотношений с другими людьми ». Проводить время с друзьями, родными или романтическими партнерами необходимо (хотя само по себе и недостаточно) для счастья.

Когда у нас есть люди, о которых мы заботимся и которые заботятся о нас, — люди, которые живут с нами одной жизнью, разделяют наши мысли и чувства, — это помогает нам острее ощутить смысл своего существования, утешает нас в горестях и страданиях, усиливает в нас чувство восхищения красотой этого мира. Как говорил философ семнадцатого столетия Фрэнсис Бэкон, близкая дружба «вдвое увеличивает радости и наполовину уменьшает горести». Без дружбы, пишет Аристотель, невозможно никакое счастье.

Вообще-то, с точки зрения счастья любые человеческие отношения очень важны, но любовь здесь по-прежнему вне конкуренции. Подводя итог социологического исследования по проблеме духовного благосостояния и счастья, Дэвид Майерс откровенно признает, что «нет более верного залога счастья, чем близкие, полные нежности и заботы, равноправные, интимные, товарищеские отношения с лучшим другом или подругой на протяжении всей жизни ». Ни на какую другую тему не пишут (в стихах, в художественной и в научной литературе) и не говорят (в кафе, в учебных заведениях, в интернете или на кушетке психоаналитика) так много, как о романтической любви — страстной привязанности между двумя человеческими существами. И никакая другая тема не порождает столько недоразумений и споров.

Вопрос: Подумайте о самых близких вам людях. Проводите ли вы с ними столько времени, сколько вам хочется? А если нет, можете ли вы каким-то образом это изменить?

Полюби меня просто так. Безусловная любовь.

Когда мы говорим о любви просто как о чувстве или эмоции, как о душевном состоянии, не имеющем никаких мотивов, это явное упрощение. Любовь не может длиться бесконечно без какой-либо рациональной причины: подобно тому как одних лишь положительных эмоций недостаточно для длительного счастья (гедонист никогда не узнает, что такое счастье, потому что его жизнь бессмысленна), точно таким же образом одних лишь сильных чувств, самих по себе, недостаточно, чтобы испытать любовь. Когда мужчина влюбляется в женщину, он делает это по определенным сознательным или неосознанным причинам. Он может чувствовать, что он любит ее только «за то, что она — это она», толком не понимая, что он при этом имеет в виду; если попросить его ясно сформулировать, почему он ее любит, он, скорее всего, ответит: «Я не знаю, я просто ее люблю».

Нас учат, что когда мы в кого-нибудь влюбляемся, то руководствуемся сердцем, а не умом, что любовь, по определению, это нечто необъяснимое, мистическое, не имеющее никаких разумных оснований. Однако если то, что мы чувствуем, — это действительно любовь, она наверняка обусловлена какими-то причинами. Эти причины порой бессознательны, то есть недоступны нашему сознанию, — и тем не менее они существуют.

Но если для того, чтобы кого-то полюбить, нужны какие-то реальные причины, если мы влюбляемся лишь при определенных условиях, может ли существовать такая штука, как безусловная любовь? Или же сама идея безусловной любви в корне своем нерезонна и беспочвенна? Это зависит от того, являются ли те черты характера, которые мы любим в человеке, проявлениями ядра его личности.

Ядро личности

Ядро личности включает в себя наиболее фундаментальные и устойчивые черты нашего «я» — наш характер. Сюда же входят и реальные принципы, по которым мы живем, — не обязательно тождественные тем принципам, которыми мы руководствуемся на словах. Поскольку у нас нет возможности наблюдать ядро личности напрямую, мы можем познать характер человека единственно через его проявления, через анализ человеческого поведения, поскольку оно поддается наблюдению со стороны.

Допустим, некая женщина — чуткая, усердная, терпеливая и восторженная, поскольку само ядро ее личности содержит в себе эти черты, — учреждает коррекционную программу для неимущих детей. Успех или неудача этой программы всецело зависит от бесчисленных внешних факторов, которые не имеют ничего общего с личными качествами женщины; ведь она взялась за работу, побуждаемая внутренними чертами характера, которые являются частью ядра ее личности. Поведение этой женщины (то, что она взялась за реализацию этой программы) отражает ядро ее личности, тогда как результат ее поведения (успех или неудача программы) ничего не отражает. Если бы кто-то любил эту женщину безусловно, он, конечно же, был бы рад успеху программы и опечален ее провалом; но ни в том, ни в другом случае его чувства к самой женщине никак не изменились бы, потому что ядро ее личности осталось неизменным.

Когда нас любят за богатство, славу или власть, нас любят условно; когда нас любят за постоянство, силу чувств или душевную теплоту, нас любят безусловно.

Вопрос : Какие черты характера составляют ядро вашей личности?

Круг счастья

Психолог Дональд В. Винникотт первым обратил внимание на тот факт, что дети, играющие в непосредственной близости от своих матерей, демонстрируют в своих играх более высокий уровень сообразительности, чем дети, которые играют на большем расстоянии от матери. Дети в высшей степени изобретательны до тех пор, пока они находятся в пределах определенного
радиуса от своих матерей, внутри, так сказать, круга творчества. Круг творчества — это место, в котором дети имеют возможность рисковать и экспериментировать, падать и снова вставать, терпеть неудачи и добиваться успехов, потому что они чувствуют себя надежно и безопасно в присутствии человека, который любит их безусловно.

Поскольку взрослые способны к более высоким уровням абстракции, чем дети, у нас нет необходимости всегда физически находиться рядом с любимыми, чтобы оставаться в пределах своего круга творчества. Когда мы знаем, что нас любят безусловно, мы психологически пребываем в надежном и безопасном месте.

Безусловная любовь образует для нас параллельный круг счастья, где нас поддерживают в нашем стремлении заниматься тем, что является для нас источником смысла и наслаждения. Мы вольны предаваться своим страстям — будь то страсть к живописи, банковскому делу, учительству или садоводству, - вне зависимости от престижа или успеха наших предприятий. Безусловная любовь — это основа счастливого брака.

Если кто-то по-настоящему меня любит, он или она больше всего на свете будет желать того, чтобы я максимально выразил ядро собственной личности и проявил те качества, которые делают меня тем, кто я есть.

Смысл и наслаждение в любви

Хотя безусловная любовь и необходима для счастливых взаимоотношений, одной лишь любви для этого недостаточно. В человеческих взаимоотношениях — точно так же, как в учении и в труде, — счастье не может длиться долго, если брак не является источником смысла и наслаждения, настоящего и будущего блага.

Пары, которые сходятся главным образом ради ка¬кой-нибудь будущей выгоды, — например, потому, что брак поможет им продвинуться вверх но общественной лестнице или улучшить свое социальное положение, — это типичные «крысы», участники крысиных бегов. То же самое можно сказать и о парах, которые усердно трудятся и очень мало времени проводят друг с другом на том основании, что они это делают ради семьи — чтобы обеспечить ей безбедное и счастливое совместное будущее. И в самом деле, порой необходимо бывает поступиться сиюминутным благом ради достижения неких целей в будущем, но если слишком долго жить только ради будущего, это в конечном счете приведет к развалу взаимоотношений.

Другая крайность — это гедонист, который заводит семью исключительно ради собственного удовольствия, и его отношение к ней строится главным образом на том, много ли радости получает он от семьи. Поскольку гедонист путает наслаждение со счастьем, он и в любовных отношениях путает плотское наслаждение с любовью. Однако удовольствия гедониста очень быстро тускнеют и теряют для него всякий интерес, потому что, если у взаимоотношений нет сколько-нибудь значимой основы, заключающей в себе нечто большее, чем немедленное удовлетворение желаний, испытать счастье невозможно.

А нигилист? Возможно, он решил жениться, потому что это «правильно» или потому что так делают все его друзья. Он ничего не ждет от брака и ничего от него не получает, а просто плывет по течению бок о бок с партнером — без цели и без счастья.

Вопрос
: Вспомните свою былую дружбу или любовь. В какой сектор вы бы ее записали? Изменилась ли с течением времени сама природа этих отношений?

Важно, чтобы вас знали и понимали, а не просто говорили, что вы хороший

В одних только Соединенных Штатах приблизительно 40 % браков заканчиваются разводом; эта статистика не сулит нам ничего хорошего по части нашей способности поддерживать долгосрочные любовные отношения, особенно если учесть, что те 60 % пар, которые остаются вместе, отнюдь не обязательно счастливы в браке. Не являются ли эти статистические данные свидетельством того, что мы не созданы для долгосрочных моногамных взаимоотношений? Вовсе нет. Во всяком случае не больше, чем статистические данные по депрессии свидетельствуют о том, что мы обречены на несчастливую жизнь.

Порой действительно лучше всего развестись — ведь далеко не все пары психологически совместимы, и не все могут сгладить свои противоречия, однако очень часто причина разводов коренится в изначальном неверном понимании того, что такое любовь и что она за собой влечет. Многие люди путают простое сексуальное желание (вожделение, похоть) с настоящей любовью. Но, хотя половое влечение и необходимо для романтической любви, одного его явно недостаточно. Брак, основанный главным образом на похоти, не продлится долго. Вне зависимости от того, насколько «объективно» привлекателен партнер или насколько сильное «субъективное» влечение существует между партнерами, первоначальное возбуждение проходит, а простое физическое влечение неизбежно угасает. Новизна возбуждает наши чувства, «экзотическое становится эротическим» — и наоборот, если какое-то время прожить вместе с партнером, он становится слишком привычным, «своим».

Но при том что близость порой ослабляет физическое влечение, очень тесное сближение с партнером, подлинное узнавание его выводит супружескую пару на более высокий уровень интимности, — а это означает, что их любовь становится сильнее, а секс — все лучше и лучше.

В своей книге «Страстный брак» известный сексотерапевт Давид Шнарх оспаривает расхожее представление о том, что секс и страсть можно свести к элементарным биологическим импульсам. Если бы секс действительно сводился только к этому, у нас было бы мало надежды надолго сохранить страстную любовь друг к другу. Однако за несколько десятилетий работы с супружескими парами Шнарх убедительно продемонстрировал, что секс может становиться все лучше и лучше, если мы приложим максимум усилий, чтобы получше узнать своего партнера и позволить ему получше узнать нас самих.

Как полагает Шнарх, если мы хотим достичь подлинной интимности во взаимоотношениях друге другом, нам нужно сместить центр тяжести — вместо жажды одобрения и похвалы захотеть, чтобы партнер получше нас узна л . Для того чтобы любовь и страсть в браке со временем становилась все сильнее, оба партнера должны захотеть и быть готовы к тому, чтобы другая сторона узнала их подноготную, — а это означает постепенное раскрытие самой сердцевины своего внутреннего «я» — своих желаний, страхов, фантазий, мечтаний, даже когда они выставляют вас не в самом благоприятном свете. С годами супруги все глубже проникаются нравственными принципами, страстями, опасениями и надеждами друг друга, и у них складывается все более и более подробная карта внутреннего мира своих партнеров.

Процесс узнавания другого человека, равно как и процесс познания нас самих другим человеком, может продолжаться до бесконечности, потому что всегда есть что-то, в чем можно открыться другому и что можно в нем открыть. А следовательно, намного проще сохранить волнующую новизну, увлекательность и свежесть отношений. Чем бы мы ни занимались, будучи вместе, — болтали за чашечкой кофе, возились с детьми или занимались любовью, — наша близость послужит гораздо более щедрым источником смысла и наслаждения, если мы, вместо того чтобы пытаться вытянуть из партнера слова одобрения, постараемся получше его узнать и позволим ему получше узнать нас самих.

Вопрос : Поразмыслите, каким образом вы могли бы помочь своему партнеру получше вас узнать. Подумайте, каким образом вы могли бы получше узнать своего партнера.

Развивать отношения, а не искать новую любовь

Многие люди искренне верят, будто секрет успешного брака в том, чтобы найти свою половинку. В действительности, однако, самая важная и самая трудоемкая составляющая счастья в любви вовсе не в том, чтобы найти того единственного, кому надлежит стать нашим мужем или женой (я не верю, что каждому из нас уготована одна-единственная половинка), а скорее в том, чтобы постоянно поддерживать, развивать и улучшать отношения с тем единственным человеком, которого мы когда-то выбрали.

Заблуждение, в силу которого мы считаем, что найти любовь гораздо важнее, чем вырастить ее в своем сердце, можно, по крайней мере, частично приписать магии кинематографа. Существует великое множество кинофильмов о поиске любви, о тех испытаниях и несчастьях, через которые проходят двое, пока не найдут друг друга. Под конец фильма влюбленные сливаются в страстном поцелуе и с тех пор живут долго и счастливо, — или нам просто так кажется. Проблема в том, что кинофильмы заканчиваются именно там, где начинается любовь. А между тем самое трудное — жить долго и счастливо — наступает после; проблемы и трудности зачастую возникают тогда, когда отгорят закаты и отпоют соловьи.

Мы ошибаемся, когда считаем, что сама по себе любовь — если только нам удастся ее найти, — гарантирует нам вечное счастье; из-за этого ошибочного представления партнеры не придают должного значения тем мелким и крупным повседневным происшествиям, поступкам и событиям, которые как раз и формируют отношения в браке. Разве кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти стал бы утверждать, что раз он нашел работу или получил профессию, о которой мечтал, он может теперь почивать на лаврах? Такой подход неизбежно привел бы к грандиозному провалу. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях в браке: настоящая, тяжелая работа начинается после того, как мы влюбляемся. В контексте брака самая тяжелая работа — это сближение и интимность.

Мы добиваемся большей интимности в отношениях, когда лучше узнаем своего партнера и позволяем ему лучше узнать нас самих. Впоследствии, опираясь на свои знания друг о друге, эту интимность можно еще углубить — для этого достаточно лишь заниматься вместе чем-то таким, что является для нас обоих источником смысла и наслаждения. Со временем, когда мы получше узнаем друг друга и будем проводить достаточно времени в совместных занятиях, которые милы нам обоим, мы выстроим надежный фундамент наших отношений, способный выстоять под напором неизбежных жизненных бурь, и подготовим плодородную почву, на которой расцветет наша любовь и счастье.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:


Доктор философии
ТАЛ БЕН-ШАХАР
— один из лучших преподавателей
Гарвардского университета.
Программы с его участием
транслируются по телеканалам
CNN и CBS,
а его статьи публикуются
в газетах «New York Times»
и «Boston Globe».
Его учебный курс
посещают 1500 человек за семестр.