На красной площади петр 1 распорядился. Императорские театры российской империи. Предыстория создания императорских театров

Фольклор

Преобразования Петра I в области культуры увеличили разрыв элиты с народом в мировоззренческом плане. Но благодаря позиции Петра простой народ избавился от давления церкви на народную культуру. Гонения на языческие праздники хороводами и гуляниями уменьшились.

Северная война заняла свой пласт в народной культуре. Ее события оставались в былинах, солдатских исторических песнях, сказках и т.п. Чаще всего отражали Нарву и Полтавскую битву.

Фигура Петра I обросла легендами, что является традиционным для фольклора. Другим стандартным образом стала фигура врага и изменника (шведы и гетман Мазепа).

При этом, литература, которой пользовались крестьяне, в основном оставалась традиционной – это жития и другие поучительные сочинения, всяческие сборники наговоров, лечебники, народные календари и пр. Кроме того, были популярны полемические сочинения.

Развитие литературы

Жители городов сильнее замечали быстрый рост книжного дела. В особенности речь идет о светской литературе, научной и житейской.

Пример 1

Например, в $1708$ г. вышел т.н. формулярник, т.е. сборник образцов, как правильно использовать в письмах обороты и новейшую лексику.

Здесь отметим, что при Петре лексика стала тяготеть к Западу, появилось множество иностранных словечек. Вообще элита при Петре I говорила на смеси русского с огромным количеством голландских, немецких, английских и др. слов, выражений, терминов.

В литературе шло зарождение классицизма. Публицистические ораторские произведения заняли свою нишу в литературе. Самыми известными из таких сочинений являются труды Феофана Прокоповича . Прокопович был последовательным идеологом абсолютизма, несмотря на то, что он прошел и принятие униатства, и переезд в Европу, иезуитскую школу и католический монастырь. В конце концов, он вернулся в Россию, т.к. разочаровался в католицизме, глубоко его изучив. Лейтмотивом его трудом было восхваление Петра I, его дел и России в целом.

Также в эпоху Петра I получила развитие проза. Особо популярной темой в жанре стало описание реалий жизни и ее новшеств. Наиболее известные произведения в этом жанре: «Повесть о Фроле Скобееве», «История о Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» .

Учитывая петровское «окно в Европу», в области литературы это также сказалось – западноевропейская литература стала пользоваться высочайшим спросом.

Театр

Замечание 1

В $1702$ г. в Москве на Красной площади появился театр. Посетить его мог любой желающий.

В труппе театра были немецкие актеры, а репертуар состоял из европейских пьес. Известно, что еще Алексей Михайлович покровительствовал театру, но все-таки в России на тот момент это было еще в новинку.

При Алексее Михайловиче популярен был театр для приближенных. Такой типа театра, который открывали представители знати, продолжал существование и при Петре I. Особенно увлекались театром при Петре ученики академий, духовных семинарий, т.е. образованные люди.

Репертуар частных театров продолжал носить нравственно-религиозный характер в основном. Однако популярность набирали исторические пьесы и отражение современных событий. Ярким примером исторической пьесы является написанная Феофаном Прокоповичем трагикомедия «Владимир» .

Славяно-греко-латинская и Киево-Могилянская академии стали центрами театральной деятельности.

Кроме Феофана Прокоповича в связи с театральной деятельностью известны имена доктора Бидлои, Федора Жуковского .

Вместе с театром возрастал интерес к музыке светского содержания, а также обучению игре на музыкальных инструментах. Также развивалось искусство хорового пения. Популярной стала военно-строевая музыка.

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Реферат

По истории отечественного театра

Тема: «Русский театр в эпоху Петра I »

Выполнил:

Студент группы

304 ТВ

Абрахин Д.И.

Проверила:

Цидина Т.Д.

г.Челябинск, 2008

2. Введение 3

3. Петровские потехи 4

4. Школьный театр 5

5. Русский общедоступный театр 7

6. Иоганн Кунст 9

7. Заключение 14

8. Список источников 15

Введение.

Общественное, государственное и культурное развитие России, начавшееся еще в XVII веке и подготовленное всем ходом истории, заметно ускорилось в связи с преобразованиями Петра I. Оно знаменовало наступление нового исторического периода.

В трудах по истории русского театра эпоха Петра I часто объединяется со временем царствования Алексея Михайловича. В одних случаях - как "московский театр при царях Петре и Алексее", в других - покрывается более широким хронологическим понятием "старинного театра", "старинного спектакля". Между тем различия в этих двух периодах гораздо больше чем сходства. И в театральном отношении петровская эпоха стоит особняком, так же как и во всех других.

Дело не только в том, что у профессионального театра петровской поры нет непосредственной связи с первым профессиональным театром при Алексее Михайловиче, - их разделяет интервал в двадцать пять лет, за время которого исчезают все следы первой театральной затеи - и людские, и материальные. Новый профессиональный театр возникает на совершенно других принципах - и общественно политических, и художественных, и организационных.

Некоторое время полагали, что после смерти Алексея Михайловича, спектакли продолжались в доме царевны Софьи, женщины энергичной, умной и для своего времени достаточно образованной. Однако еще трудами Морозова была выяснена апокрифичность этих сведений, хотя интерес к театру у царевны Софьи, возможно, был: по крайней мере, ее фаворит князь Голицин, человек ярко выраженной "западнической" складки, имел в своей библиотеке "четыре письменных книги о строении комедии", как это точно устанавливается по описи. Но практически придворного театра уже не было.

Петр вел активную наступательную борьбу против засилья религиозной средневековой идеологии и насаждал новую, светскую.

Это ярко отразилось на общем характере и содержании искусств и литературы. Оплотом старой идеологии была церковь - Петр подчинил ее государству, отменил патриаршество, создал синод, состоящий из представителей высшего духовенства на царском жалованье и возглавляемый чиновником. Петр отменил литургические драмы, подчеркивавшие превосходство духовной власти над светской и содействовавшие возвеличению церкви. Он заложил основание светского образования, решительно ломал патриархальны быт, насаждая ассамблеи, а с ними "европейское обхождение", европейские танцы, и пр. Встречая сопротивление новизне, Петр вводил ее насильно. Результаты деятельности Петра в различных областях сказались в разное время, в театре, например, в полной мере лишь в середине XVIII века.

"Петровские потехи"

Для популяризации своих преобразований Петр прибегал к самым разнообразным средствам, но особенно серьезное значение предавал методам наглядного, зрелищного воздействия. Именно в этом стоит видеть причину широкого насаждения им "потех" (торжественных въездов, уличных маскарадов, пародийных обрядов, иллюминаций и т.п.), а также обращения к театру.

Остановимся прежде всего на так называемых "потехах", в которых агитационно-политическая роль зрелища выступила особенно отчетливо.

Первым опытом организации такого зрелища явилась "огненная потеха", устроенная на Красном пруду в Москве на масленице 1697 года по случаю взятия Азова. Здесь были впервые применены эмблемы, затем обычно вводившиеся в панегирические театральные представления Московской академии. Когда после победы над шведами и основания Петербурга Петр вернулся в Москву, ему устроили торжественную встречу. Соорудили несколько триумфальных ворот. Одни из них были сооружены "учительным собранием Славяно-греко-латинской академии" и украшены картинами использовавшимися также в академических панегирических театральных действах. На триумфальных воротах, устроенных в 1704 году в ознаменовании окончательного освобождения Ижорской земли, изображались более изощренные и замысловатые аллегорические картины. Полтавская победа также получила отражение в аллегорических картинах, и в их создании принимала ближайшее участие та же Московская славяно-греко-латинская академия. Академические поэты писали хвалебные оды; на воротах, находившихся близь академии и украшенных при непосредственном участии академических педагогов, фигурировало множество эмблем с соответствующими надписями. Ученики академии в белоснежных одеждах с венками на головах и ветвями вышли навстречу торжественной процессии с пением кантов.

Использованием панегириков и кантов сближало триумфальные церемонии с декламациями XVII века, а изысканные аллегории продолжали схоластические традиции школьного театра. С теоретическим обоснованием необходимости аллегорических изображения на триумфальных воротах выступил в 1704 году перфект Московской академии Иосиф Туробойский. Целью сооружения триумфальных ворот, по его словам, является "политичная, си есть гражданская похвала труждающимся о целях сохранения отечества своего". Далее он ссылается на обычай всех христианских стран чествовать победителей, обращаясь для сплетения "похвального венца" равно к божественному писанию, мирским историям, поэтическому вымыслу. В 1710 году тот же автор в связи с торжествами по случаю полтавской победы напечатал подробное описание и разъяснение триумфальных аллегорий под заглавием "Политиколепная Апофиосис достохвальные храбрости всероссийского Геркулеса". Под именем российского Геркулеса разумелся Петр I, а полтавская победа именовалась "преславной викторией над химеро-подобными дивами - Гордынею, рекше Неправдою и хищением свейским". И. Туробоский в своих сочинениях старался пояснить зрителям систему символов, эмблем и аллегорий, так как, очевидно, сами авторы сознавали, что не все аллегорические изображения общедоступны.

Старинный народный обычай святочного и масленичного ряжения Петр использовал в целях политической агитации в грандиозных уличных маскарадах. Особенно выдающимся был Московский маскарад 1722 года по случаю Ништадского мира, петербургский маскарад по тому же поводу в 1723 году и, наконец, масленичные маскарады 1723 и 1724 годов. Маскарадные процессии бывали сухопутными (пешими и ездовыми) и водными. Они насчитывали до тысячи основных участников которые группировались по тематическому признаку. Впереди каждой группы шли мужчины, позади женщины; в каждой группе выделялись своя центральная фигура, все остальные составляли свиту. Фигуры имели традиционный характер и переходили из маскарада в маскарад. Костюмировка была как театральной, бутафорской, так и близкой к исторической и этнографической подлинности.

Одно маскарадные фигуры нередко заимствовались из мифологии: Бахус, Нептун, Сатир и пр. Другую группу маскарадных образов 1720-х годов составляли исторические персонажи. Герцог Голштинский на одном из маскарадов "представлял римского полководца Сципиона Африканского в великолепном парчовом римском костюме, кругом обложенным серебряными галунами, в каске с высоким пером, в римской обуви и с предводительским жезлом в руке" Можно полагать, что вообще традиционные персонажи маскарадов частью заимствовались из репертуара современного петербургского театра, откуда брались и маскарадные костюмы. Третью группу составляли этнографические персонажи: китайцы, японцы, индейцы, татары, армяне, турки, поляки и т.д. Участники маскарадов этой поры рядились также в костюмы крестьян, матросов, рудокопов, солдат, виноградарей. Рядились также животными и птицами: медведями, журавлями. Все маскированные должны были строго выдерживать свои роли и во время процессии вести себя соответственно маске. Главные участники маскарада располагались в лодках, гондолах, раковинах, на тронах; однажды была сооружена даже точная копия линейного корабля "Фердемакера" с полной оснасткой, пушками, каютами. Все это передвигали лошади, волы, свиньи, собаки и даже ученые медведи.

Роль и значение маскарадов петровской поры не ограничивались внешней развлекательностью. Пышные торжества были средством политической агитации.

Школьный театр

Однако более эффективным средством общественного воспитания Петр считал театр. Бассевич, один из современников, близких к Петру, писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения. Это обусловило создание общедоступного театра. Петр хлопотал о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые владели бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому славянских языков. Так, когда в 1702 году в Россию прибыли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могут ли они играть по-польски; когда в 1720 году Петр вторично приглашал труппу, то пытался привлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не имели успеха.

При Петре по-прежнему развиваются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века.

Первый публичный театр в России . Эпоха Петра I, принесшая кардинальные изменения во все сферы русской жизни, приносит и новое для русского общества стремление к публичности. Петр основал вторую столицу - Петербург, где все планировалось по-новому. И в это новой, переиначенной на европейский лад жизни появляется первый публичный театр.
В июле 1701 Петр посылает за труппой, руководимою И.Кунстом, который согласился только после установления определенной платы. В 1702 труппа Кунста прибыла в Москву. В ее состав входило девять человек: Антоний Ротакс (также выполнявший обязанности парикмахера), Яков Эрдмамн Старкей (также театральный портной и костюмер), Михайла Виртен (также театральный писарь), Яган Мартин Бендлер (лучший комик), Яган Плантин, Карол Эрнст Ниц, Михаил Езовский; была в труппе и одна актриса - жена Кунста Анна.
Встал вопрос о необходимости театрального здания для спектаклей. Началось строительство. Однако очень долгое и театр временно функционировал в другом здании в Немецкой слободе.
Был один минус: труппа Кунста выступала исключительно на немецком языке. Боярин Ф. Головин в 1702 наказал набрать русских учеников. И с некоторыми изменениями набранный состав просуществовал до 1706.
В октябре 1702 русскими войсками была взята крепость Нотебург, в честь чего Кунсту было приказано написать пьесу к тому времени, как войска вернуться в Москву. Пьеса называлась "О крепости Грубетона. В ней же первая персона Александр Македонский".
И на протяжении всего времени существования этого театра, в нем ставилась новая "триумфальная комедия" к каждому приезду царя в Москву. В репертуаре же стояли пьесы с названиями "Главные и государственные действия" и небольшие комедии и фарсы.
"Комедийная храмина" на Красной площади была построена в 1703. Однако Кунст уже не смог там ставить, так как умер в начале февраля того же года. На его место взяли Отто Фюрста, при котором театр пережил самый плодотворный период. Налаживалась система публичной жизнедеятельности, была введена система входных билетов - "ярлыков" разной стоимости; отменена плата за проезд на Красную площадь.
В отсутствие царя театральная жизнь становилась вялой. Театр еще не стал для народа чем-то будничным.
В мае 1706 у немецких актеров закончился контракт и они уехали на родину. Весной 1707 в связи с подготовкой к военным действиям начали разбирать деревянные постройки, в том числе и Храмину.
Весь театральный скарб перевезли в село Преображенское; там же начал действовать придворный "домашний театр" царевны Натальи Алексеевной. младшей сестры Петра. В ее штат, по-видимому, перешли и русские актеры. В 1708 царевна и ее театр переезжают в Петербург, где уже под последний строится специальное здание, довольно большое, с партером и ложами и "на представление мог приходить любой желающий", что, безусловно, относилось только к верхушке общества. Царевна сама писала пьесы. Театр просуществовал до ее смерти в 1716 и в какой-то степени компенсировал отсутствие профессионального театра.
В 1723 в Петербурге появляется новая немецкая труппа, для которой организуется новый "дом" на Мойке, в котором они играли до 1725 (до смерти императора).
Театрально-зрелищная панорама России в первой трети XVIII века . Театр явился одним из главных элементов культуры Нового времени. Но чтобы он стал частью национальной культуры, нужно было время. На развитии русской культуры того времени (в том числе и театральной) сказались многие факторы, как внешние (относящиеся к европейской культуре и взаимодействию с ней), так и внутренние (связанные с воздействием древнерусской культуры, литературы и фольклора).
Начиная с петровских времен учащаются приезда иностранных артистов. Приезжали как отдельные актеры, так и труппы. И приезжали на несколько лет. Представители кукольного театра были одними из самых популярных среди народа всех слоев, даже у самих монархов.
Несмотря на все разнообразие трупп у них было больше общего, нежели различного. А спектакль являл собой тип представления "долитературного" театра с установкой прежде всего "на зрелище". Чаще всего это были сценки в духе комедии дель арте (итальянской комедии масок). Представления сопровождались музыкой, вокальными исполнениями, акробатическими номерами и т.п.
Первой подобной "комединой" труппой во время царствования Петра приехала в Москву кукольная труппа Яна Сплавского. В последствие приезжали и другие многочисленные труппы, как труппа И.-К. Эккенберга (имевший"курьезную компанию с англинской танцевальной мастерицей"), Жан Бернерт и Франц Шемин, немецкая "банда" И.-Г. Манна, труппа Ягана Грига, труппа Вилима Дурома (англичан), француз Жак Ренольт со своей компанией, француз Якоб Риу, также француз Гемей Вили, в 1728 приехали из Швеции Сифридус Шульц с семьею и труппой.
Новый театральный мир для России был как новое европейское платье, надетое по указу государя. В каком-то она чувствовала себя привычно - это комедийные зрелища, привозимые европейскими комедиантами. Что же касается профессионального театра, то это "платье" только примеривалось с единичными его публичными "демонстрациями".
Итак, за четверть века, в петровскую эпоху, Россия должна была присмотреться и попробовать вписаться в европейскую культуру, в которой одним из важнейших элементов являлся театр.

После кратковременного расцвета театрального искусства в России при царе Алексее Михайловиче и работ Иоганна-Готфрида Грегори наступило время забвения театра, продолжавшееся более 25 лет. Царь Петр I, при первой же возможности, постарался возобновить театральное дело своего отца. Во время своего заграничного путешествия, в Вене, Амстердаме, Лондоне, Петр посещал театры, в том числе постановки итальянской оперы, и прекрасно понимал важность театральных представлений для культурной жизни европейского общества, которое он строил в России.

Как некогда полковник Николай фон Стаден, так теперь служащий Посольского приказа капитан Ян Сплавский был коммандирован заграницу с поручением навербовать группу актёров и музыкантов. В 1701 году в Данциге (Гданьске) Сплавский познакомился с антрепренёром одной из театральных трупп Иоганном-Христианом Кунстом, но первая попытка оказалась неудачной, актёры в последний момент отказались ехать. На следующий год Сплавский и его помощник Сергей Ляпунов всё же заключили контракт с Кунстом, обязанности которого состояли в том, чтобы "Его Царское Величество всеми вымыслами и потехами увеселять и для того всегда бодрым, трезвым и готовым быть", и привёзли его в Россию в июне 1702 года. Вместе с Кунстом приехала его жена - Анна Кунст, первая актриса на русской сцене, и 7 человек актёров.

По прибытии Кунсту была присвоена должность "Его Царского Величества комедиальный правитель" и он, после жалобы на своих сопровождающих о том, что они не дали ему времени набрать актёров, которые "искусны в поючих действах" (т.е. в операх), приступил к постройке в Москве театра. Ответственным за театральное дело был назначен боярин Фёдор Алексеевич Головин, начальник Посольского приказа. Для театра было выбрано место на Красной площади, поначалу дьяки Посольского приказа, в чьём ведении находилась постройка, не проявили особого рвения и всячески отнекивались от выполнения этой работы, но после окрика Петра театр был постороен за 2 месяца и был готов к концу 1702 года. Обстановка внутри была по тому времени шикарная, костюмы роскошные. Театр был общественным и вмещал до 400 зрителей, представления давались дважды в неделю - понедельник и четверг и, по царскому указу, в эти дни ворота в городе и в кремле не запирались пока не заканчивался спектакль. Стоимость мест составляла 3,5,6,10 копеек, посетить его мог каждый.

Для того, чтобы спектакли проходили на русском языке, была организована театральная школа, куда были направлены 10 "русских робят всяких чинов, к этому делу годных". Вслед за первыми актёрами, из Гамбурга были выписаны 7 музыкантов и производился дальнейший набор и комплектование оркестра, а также обучение русских музыкантов. Известно, что для организации оперы Кунст требовал дополнительных расходов на декорации и механизмы, однако точного доказательства, что в этом театре проводилась полноценная опера, нет. Тем не менее, многие поставленные Кунстом пьесы включали в себя арии, хоры и оркестровое сопровождение.

Однако Кунсту недолго пришлось управлять театром, в 1703 году он умер и труппа была распущена, остались только его вдова и один из актёров, которым было поручено продолжать его дело, и театральная школа. В 1704 нашёлся новый руководитель театра Отто Фирст, который не имел ничего общего с театром, а был золотых дел мастером и хорошо знал русский язык. Под его началом с 1705 года все постановки стали только на русском языке. Но он был слабым управляющим, на него жаловались актёры и ученики школы за разгульную жизнь и незнание русского быта.

Московский театр с первых лет существования стал опускаться, основной причиной явился переезд царского двора в новую столицу Санкт-Петербург. В 1707 году театр закрылся и всё его имущество было перевезено в Преображенское, так сказать, русское драматическое искусство вернулось к своим корням - на место первого театра Иоганна Грегори. Театр из публичного стал частным театром сначала царевны Натальи Алексеевны, а после отъезда её в Санкт-Петербург был перевезён в Измайлово для вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны и там просуществовал до 1723 года. По примеру членов царской семьи, а некоторые ещё раньше, бояре и дворяне организовывали свои крепостные театры, в которых помимо крестьян также выступали и работали приезжие из Европы артисты.

Однако потребность в общественном театре в Москве оставалась и попытка возродить его была предпринята начальником Московского госпиталя на Яузе доктором Бидло (Быдловым). Он всеми силами старался переманить в свою хирургическую школу учеников славяно-латинской академии и это ему удавалось. В число средств входило и театральное искусство, до которого были охочи студенты академии, ведь в их традиции входили "школьные действия". Представления в этом театре давались по праздникам, репертуар был академический с пением и музыкой, т.е. своего рода оперы, а также ставились светские сюжеты, в том числе работы Иоганна Грегори. Театр просуществовал как минимум до 1742 года и был открыт для публики.

В это время в Петербурге Петр I уделял гораздо меньше внимания театру, заботы о том, как сделать Российское государство сильнее, а русский народ беднее, практически не оставляли времени для утех, да и здоровье начало ухудшаться. Однако театральная жизнь пышно развивалась и здесь, его младшая сестра Наталья Алексеевна была страстной театралкой и привезла с собой театральную труппу из Москвы, в которой также выступали заезжие артисты. Пётр, со своей стороны, был недоволен современным репертуаром, он требовал от актёров коротких пьес, которые имели бы не более трёх действий и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке, и распорядился вместо немцев нанимать поляков и чехов (в том числе с целью экономии), однако заботы о правлении отвлекли от его благого намерения. В 1723 году в Петербург прибыла группа из Германии под управлением некоего Манна, которому покровительствовала Екатерина I. Театр размещался где-то на Мойке и, по словам современника, труппа состояла "из весьма дурных комедиантов, которые однако в зрителях не имели недостатку".

Точно не доказано входили ли в репертуар театров Петровского времени полноценные оперы, зато установлен несомненный факт существования рукописного либретто оперы "Дафна" - отголоска первой в мире оперы, поставленной Джулио Каччини и Якопо Пери, и широко разошедшейся по Европе, либретто было переведено с итальянского на польский, с польского на русский в начале 18-го века. Неизвестно, исполнялась ли "Дафна" на сцене.

К новой жизни театр возродился во времена правления императрицы Анны Иоановны, которая почти 20 лет провела в Курляндии и очень любила развлекаться. Её царствование ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, в том числе на театр. В годы её правления в России прошла первая опера, жанр полюбился зрителями и закрепился на русской сцене - начался итальянский период истории оперы в России.

Ещё с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки.

В 1702 году Пётр I построил в Москве на Красной площади близ Никольских ворот Кремля первый в России публичный общедоступный театр, который просуществовал до 1706 или 1707 года и назывался «Комедиальная храмина». Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами.. Театр предназначался для выступлений иностранных (в первую очередь немецких) лицедеев. Это была труппа И. Кунста, который вскоре организовал и первую русской труппу и первую в России драматическую школу. Затем его сменил тоже немецкий антрепренёр О. Фюрст (по другим написаниям Отто Фиршт). При нём и ещё в течение последующих лет на придворной сцене в Петербурге и в Москве выступали исключительно иностранцы: итальянская опера с балетом Ф.Арайи, немецкие труппы Манна, К. Аккермана, К. Нейбер, французская - под руководством Сериньи и др. B 1704 году русские актёры показали в театре три пьесы на родном языке. Однако надо учесть, что эти зрелища больше напоминали рыночный балаган. Под истинными театрами понимали действа иноземных комедиантов.

РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

8 февраля 1673 на масленице состоялось новое зрелище – балет на сюжет истории Орфея и Эвридики. Искусству балета актеров обучал инженер Николай Лим. К лету (с 15 мая по 16 июня) немецкие актеры были заменены русскими. История сохранила их имена – Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др., – поскольку они подписались под письменным обращением к царю. «Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович! Пожалуй нас холопей своих, вели государь нам свое великого государя жалованье на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам холопем твоим будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть. Царь государь смилуйся, пожалуй». Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому из своих комедиантов.

Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. Роль Эсфири в Артаксерксовом действе играл сын Блюментроста. И иноземцы и русские актеры проходили подготовку в специальной школе, которая была открыта 21 сентября 1672 во дворе дома Грегори в Немецкой слободе. Обучать русских и иностранных учеников оказалось сложным, и во второй половине 1675 начали работать две театральные школы: при польском дворе – для иноземцев, в Мещанской слободе – для русских. Репертуар театра: Артаксерксово действо (1672), Комедия о Товии-младшем (1673), Иудифь (1674), Темир-Аксаково действо (1675), Малая прохладная комедия об Иосифе (1675), Комедия о Давыде с Голиафом (1676), Комедия о Бахусе с Венусом (1676) и др.

16 февраля 1675 Грегори умер. Его приемником стал Юрий Гютнер, от него руководство перешло к Блюментросту и бакалавру Ивану Волошенинову. Позднее, по рекомендации смоленского воеводы князя Голицына, руководителем стал учитель латинского языка Стефан Чижинский.

В 1676 Алексей Михайлович умер. Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев был сослан. 15 декабря 1677 последовал царский указ: «Над аптекарским приказом палаты, которые заняты были на комедию, очистить и что в тех палатах было, органы и перспективы всякие комедийные припасы; все свезть во двор Никиты Ивановича Романова».

Еще в 19 в. И.Е.Забелин отмечал сходство сюжета Комедии об Эсфири с судьбой Натальи Кирилловны Нарышкиной. Пьеса защищала воспитателя царицы боярина Матвеева от дворцового боярина Хитрово. В записках сына Матвеева есть подтверждение этой версии. Боярин Хитрово одним из первых содействовал ликвидации театра и театральной школы и был в числе тех, которые оглашали царский указ о закрытии театра.

Одним из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон Полоцкий Его пьесы отличались от школьных близостью к жизни и отсутствием аллегорических образов и представляли собой лирические произведения. Царя привлекли возможности политической пропаганды в «декламациях», он пригласил ученого монаха в Москву. Полоцкий становится учителем в Заиконоспасской школе, а также начинает обучать царских детей. Он организовал типографию и составил проект московской Славяно-греко-латинской академии. Под его влиянием сам царь пробовал писать стихи. Именно его пьесами начинался русский национальный литературный театр. В пьесе Беседы пастушеские на смену простой монологической декламации пришел настоящий развитый диалог, сделана попытка разработать образы пастухов: один простоват, другой смышлен и т.д. Но персонажи еще не имели собственных имен и не получили законченных очертаний. Комедия притча о блудном сыне развивала евангельское сказание. Пьеса О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных являлась переделкой Пещного действа. Из биографии Симеона Полоцкого известно, что при царе Федоре Алексеевиче он продолжал писать декламации, которые исполнялись его учениками, что означало продолжение существования придворного театра Алексея Михайловича. Другие историки утверждают, что театр перестал существовать и был возрожден в начале петровской эпохи, поскольку был ориентирован на очень ограниченный круг придворных.

Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние спектакли этого театра. Вступив на престол и начав огромную работу по европеизации России, Петр I не мог не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических и социальных идей.

Петровский театр.

С конца 17 в. в Европе вошли в моду маскарады, которые нравились молодому Петру I. В 1698 он, переодевшись в костюм фрисландского крестьянина, участвовал в венском маскараде. Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. В 1698–1699 в Москве работала труппа кукольного театра, которую возглавлял Ян Сплавский и которому Петр в 1701 поручил пригласить из-за границы комедиантов. В 1702 в Россию приезжает труппа Иоганна Кунста (Куншта), 6 августа 1702 боярин Головин оглашает царский указ «О строительстве комедиального дана в Кремле городе». К концу года на Красной площади с левой стороны от Никольских ворот была построена «комедиальная, деревянная храмина, а в ней театрум, и хоры и лавки и двери и окна, и внутри ее потолок подбит и кровля покрыта, а снаружи обита тесом». Пока строилось здание, спектакли шли в Немецкой слободе в доме генерала Лефорта, где был сооружен театр. Главным недостатком труппы Кунста было то, что актеры не знали русского языка и этим ограничивали круг своих зрителей, что никак не устраивало Петра, т.к. общенародного веселья не получалось. В театре Кунста было восемь человек. Под их руководством была открыта русская театральная школа. На святки 1702 состоялось открытие «комедиальной храмины». По документам известно, что 23 декабря 1702 играли спектакль уже на русском языке. Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими. «Хоромина» на Красной площади имела длину 18, в ширину 10 сажен (36 × 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение сцены было на высочайшем для того времени уровне. В конце 1703 Кунст умер, а управление театром и школой взяла на себя его вдова Анна и актер Бендлер. Справиться с труппой они не смогли, и в марте 1704 их заменил Артемий Фиршт (Отто Фюрст). Однако проблемы оставались прежние: немцев большинство зрителей не понимало, а русские ученики не могли удовлетворить вкусы публики. В 1706 театр закрылся. Из репертуара театра Кунста – Фюрста сохранились пьесы: Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Сафонизбы, королевы Нумидийския; Честный изменник, или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруга его; Принц Пикель-Гяринг, или Жоделет, самый свой тюрьмовый заключник; Комедия о Франтаписе, короле Эпирском, и Мирандоне, сыне его и о прочих. Сохранились некоторые имена русских артистов русской труппы: Федор Буславев, Семен Смирнов, Никита Кондратов, Василий Теленков (по прозвищу Шмага-пьяный) и др. Театр был платный. За места платили от 3 до 10 копеек. Рядом были построены избы для людей, приезжающих издалека. В зимние и летние вечера театр собирал 400–500 зрителей, а осенью и весной около 50. Все это не удовлетворяло Петра. В 1707 «за именным Великого Государя указом», «комедиальную храмину» на Красной площади стали разбирать. Театральная репутация за этим местом сохранится: при Анне Ивановне здесь будут сооружать новый «комедийный дом».

В 1720 Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он приказывает «нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить по-славянски или по-чешски. В Петербурге инициатива создании театра принадлежит и Наталье Алексеевне. В конце 1723 приехала группа Манна, но спектакли игрались на немецком языке. Петр часто посещает их спектакли, но труппа не оправдывает его ожиданий. Петр «пообещал однажды награду комедиантам, если они сочинят пьесу трогательную, без этой любви, всюду вклеиваемой, которая ему уже надоела: и веселый фарс без шутовства». Даже поощрение не имело результатов. Актерский состав труппы был слаб, а репертуар старомоден. В этот период важную роль играл городской демократический театр учеников московского госпиталя во главе с доктором Бидло. Он принимал к себе учеников московской Славяно-греко-латинской академии. В 1719–1722 из академии в медицинскую школу перешло 108 учеников. Они принесли с собой опыт участия в школьных спектаклях академии. Театр помещался в сарае. Его посещали как русские, так и иностранцы, бывал на спектаклях и сам Петр. Репертуар госпитального театра был разнообразным, но еще были очень сильны традиции школьного театра. Последние сведения об этом театре относятся к 1740-м годам.

При Петре I начало спектаклям в Сибири было положено митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским. В рукописной летописи под 1727 сказано: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, когда должно на комедии зрителем собиратца, тогда он владыко в соборные колокола на сбор благовеем производил, а театры были между Соборною и сергиевского церквами и взвозу, куда народ собирался». Нововведение митрополита Филофея продолжили его приемники, некоторые из них были питомцами Киевской академии.

Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. С его смертью государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается. Придворный театр переживал полосу застоя до вступления на престол Анны Ивановны, когда произошло заметное оживление театральной жизни при дворе. К ее коронации прибудут итальянские комедианты, актер Томазо Ристори и композитор Рейнгард Кейзер, в 1737 в Зимнем дворце построят театральный зал и сцену.

Анна Иоанновна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки, иллюминации и театрализованные шествия. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжающая традиции «оседлых» скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи. Самым известным театрализованным праздником стала «курьезная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740.


Похожая информация.


Описание: Это ярко отразилось на общем характере и содержании искусств и литературы. Оплотом старой идеологии была церковь - Петр подчинил ее государству, отменил патриаршество, создал синод, состоящий из представителей высшего духовенства на царском жалованье и возглавляемый чиновником. Петр отменил литургические драмы, подчеркивавшие превосходство духовной власти над светской и содействовавшие возвеличению церкви. Он заложил основание светского образования, решительно ломал патриархальны быт, насаждая ассамблеи, а с ними "европейское обхождение", европейские танцы, и пр. Встречая сопротивление новизне, Петр вводил ее насильно. Результаты деятельности Петра в различных областях сказались в разное время, в театре, например, в полной мере лишь в середине XVIII века. Реферат содержит 1 файл:

Петр 1.doc

Пьесы такого рода по своей поэтике не отличались от современной им панегирической литературы в целом и от "потех". Для этой драматургии характерно широкое применение аллегорий и обилие схоластических приукрашений. Такие персонажи, как Самоволье, Гордыня, Отмщение, Идолослужение, Ярость, Правда, Мир, Суд и им подобные, вплетались в действие, чередуясь с библейскими образами (Иисус, Давид). Историческими личностями (Александр, Помпей) и мифологическими образами (Марс, Фортуна). Мысль автора с трудом угадывалась в поэтических и риторических нагромождениях. Действующие лица и сценические положения переходили из одного произведения в другое. И сами пьесы страдали однообразием. Тексты панегирических школьных действ начала XVIII века не сохранились, но до нас дошли их развернутые программы, написанные высокопарным, архаизированным языком.

Русский общедоступный театр.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В 1698 - 1699 годах в Москве находилась труппа актеров - кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. Кукольники давали представления не только в столице, но и в провинции. Известно, что в сентябре 1700 года некоторые из них были посланы " для показания камедиалных штук" на Украину а Ян Сплавский - в волжские города, включая Астрахань. И вот в 1701 году царь дает тому же Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов.

В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунстом и непосредственно связанной с известным реформатором немецкого театра Фельтеном. Соглашение было достигнуто, но труппа побоялась ехать в Россию. Пришлось за актерами посылать вторично. На этот раз, летом 1702 года, Кунст и его актерам в количество восьми человек прибыли в Москву. Согласно заключенному договору Кунст обязывался верно служить его царскому величеству.

Покуда велись переговоры с труппой, долго обсуждался вопрос о том, где и как устроить театральное здание. Предполагалось оборудовать под театр старое помещение во дворце над аптекой. Временно же под спектакли был приспособлен большой зал в Лефортовом доме в Немецкой слободе. В конце 1702 г. постройка комедийной хоромины на Красной площади была завершена. Она имела в длину 18 , а в ширину 10 сажен (36 х 20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение было по тому времени роскошным: много декораций, машин, костюмов.

Так как в намерения Петра входило создание общедоступного театра на русском языке, то Кунсту 12 октября того же 1702 года отдали в обучение русских юношей в числе десяти человек из подъячих и купеческих детей. Затем их было набрано уже двадцать. При этом указывалось, чтобы их учили " со всяким прилежанием и по-спешением, чтоб им те комедии выучить в скорых числах".В том же году один из современников писал, что русские уже дали " несколько небольших представлений" в доме в Немецкой слободе. По документам известно, что какая-то комедия шла 23 декабря 1702 года. Так начал свое существование русский общедоступный театр.

Спектакли шли дважды в неделю, немецкие представления чередовались с русскими. Это продолжалось в течении года с лишним, то есть до смерти Кунста (1703), когда немецкая труппа в основном была отпущена на родину, вдове Кунста и актеру Бендлеру поручили продожить обучение русских актеров. Однако они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и в марте следующего 1704 года во главе театрального дела становиться Отто Фюрст (Фиршт), по специальности золотых дел мастер. Но и он не сумел справиться с делом. Между Фурстом и его русскими учениками постоянно возникали недоразумения. Ученики, по существу, ратовали за национальный театр, и поэтому жаловались на своего принципала, что он-де "русского поведения не знает", "нерадив в кумплиментах" и "за недознанием в речах" актеры "действуют не в твердости". За весь 1704 год поставлено было всего три комедии. Актеры просили выбрать руководителя театра из их собственной среды и продолжать дело на новых началах, иными словами, хотели освободиться от иностранной опеки. Но Фюрст оставался во главе дела вплоть до 1707 года.

Чтобы увеличить число зрителей, в 1705 году был опубликован указ: "Комедии на русском и немецком языках действовать, и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть". Тем не менее на спектакли ходило мало народу; иной раз в зал, предназначенный для 450 человек, собиралось лишь 25 зрителей. К 1707 году представления полностью прекратились.

Причины неудачи театра Кунста - Фюрста и его кратковременное существование, несмотря на поддержку Петра и правительства объясняются тем что спектакли не удовлетворяли зрителя.

Деятельность двух видов театров начала 18 века - школьного и светского общедоступного - не прошли бесследно в истории театрального дела в России. На смену закрывшемуся общедоступному театру в столицах стали один за другим возникать театры для различных слоев населения. В 1707 году начались русские спектакли в селе Преображенском у сестры царя Натальи Алексеевны, в 1713 году в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича - Просковьи Федоровны. Костюмы с театра на Красной площади были отосланы в село Преображенское, туда же переслали и пьесы Кунстовского репертуара. У царевны Натальи образовалась целая театральная библиотека.

Театра при дворе царицы Прасковьи Федоровны Функционировал с 1713 года. Организовывала его и руководила им ее дочь Екатерина Ивановна. Спектакли, на которые допускалась публика шли на русском языке, но репертуар театра установить нельзя.

После смерти сестры царя Петербургский театр еще долгое время функционировал.

В 1720 году Петр сделал новую попытку пригласить в Россию из-за границы труппу актеров, владеющих одним из славянских языков, в надежде что они скорее усвоят русский язык, Он приказал нанять из Праги "компанию комедиантов". В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна, которую Петр мог видеть за границей. Труппа дает насколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В этот день объявляется спектакль в присутствии царской семьи, в связи с чем Манн удваивает даже цены. Однако, когда зрители съезжаются, они узнают, что по случаю первого апреля спектакля не будет. Так, театральной шуткой Петр пользуется для того, чтобы популяризировать реформу календаря.

В1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр, уже в центре, близ Адмиралтейства. Сам Петр не раз посещал театр Манна, в связи с чем для него соорудили типа царской ложи. Однако задач, которые Петр ставит перед театром эта труппа тоже не может разрешить. По указанию современников, Петр даже специально "пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу". По сути дела в России объявляется первый драматургический конкурс. Актерская труппа не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публичный театр, на этот раз уже в новой столице.

Иоганн Кунст

Петровская эпоха, вызвавшая плодотворное оживление во всех областях культурной жизни, характеризуется таким важнейшим событием в истории русской художественной культуры, как создание первого в России публичного общедоступного театра, устроенного по западноевропейскому образцу. Театр, по мысли Петра, должен был играть роль своеобразной трибуны передовых идей эпохи. Первый публичный театр возник в Москве по инициативе Петра. Организация этого театра - одна из интереснейших страниц в истории европеизации Московской Руси, в истории того культурного преобразования, над которым немало потрудились и сам Петр и передовые люди его эпохи.

Театральные зрелища к этому времени не были диковинкой в России. В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича существовал театр, в котором под руководством пастора Грегори ставились пьесы преимущественно религиозного содержания. Театр был придворным; на представлениях бывал ограниченный круг людей. Вскоре, за смертью Грегори, театр был упразднен. Петру, верно оценившему театр как превосходное средство пропаганды и воспитания зрителей, в чем он мог убедиться за границей, требовалось не устройство вновь закрытых придворных спектаклей, а создание публичного театра, доступного широким слоям населения, с репертуаром, в котором бы нашли свое отражение его любимые идеи.