Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека. Самооценка и ее влияние на нашу жизнь

Самопознание и духовное развитие человека
Зачем человек познает себя

Вопрос: «Влияет ли самооценка на поведение человека? » — неверный по своей сути, так как любая оценка истребляет нашу духовную сущность.

С точки зрения психологии, самооценка – это личное отношение человека к самому себе. И от того, как индивидуум относится к себе, формируется его поведение в социуме, что вполне логично. Психологи различают нормальную, завышенную и заниженную самооценку.

Однако, самооценка – это продукт нашего разума или мозга, вполне материального объекта.

А человек изначально – это воплощение духа, который является на свет, чтобы усвоить уроки материального уровня. Другими словами, духовное начало выбирает себе материальное тело в качестве друга на срок пребывания в материальном мире.

Поскольку человек – духовное существо, тогда, как может он разумом оценивать свой Дух?!

Самооценка, как осязаемый органами чувств материальный уровень, созвучна со словами «будь хорошим!».

Но человеку просто надо быть , таким, каким его создал Всевышний (Бог, Вселенная).

Просто быть самим собой и быть хорошим (угодным для общения в социуме) – это взаимоисключающие понятия

Учиться быть самим собой

Человек с «нормальной самооценкой» (трактовка психологов), по моему мнению, – это тот из немногих на Земле, который уравновешен и способен быть самим собой либо от рождения, либо в результате воспитания уравновешенными родителями.

Очень немного людей унаследовали генетически от своих предков чувство собственного достоинства или росли в семье, где родители сами жили с чувством собственного достоинства, и любя без условий, свое дитя, уважительно к нему относились с младенческого возраста.

Но большая часть людей приходит в этот мир учиться быть самими собой , быть личностью. Приходит исправлять ошибки своих предков и родителей, у которых «завышенная» или «заниженная» самооценка, говоря языком психологов.

Самооценка возникает от внутренних стрессов: страха , что я не такой, как все, злобы , что все не так ко мне относятся, как мне хотелось бы и т. п.

Не согласны? Считаете, что у вас нет страхов и злобы? Тогда подумайте, сколько у вас желаний! А всякое желание есть страх не получить того, чего желаете. Если часто не получаете желаемого, начинаете злиться на себя, на всех окружающих людей, вините обстоятельства и пр.

У одних формируется заниженная самооценка: они становятся робкими, неуверенными в себе, считая всех людей более умными, успешными, счастливыми. Часто винят себя, и болезненно реагируют на критику.

Другие страдают от завышенной самооценки. Не удовлетворенные в душе собой, они хотят казаться лучше перед окружающими. Поэтому ведут себя вызывающе, высокомерно, надменно. Хотят, чтобы все считали их лучшими, признавали их превосходство. На критику реагируют агрессивно.

Не оценивайте себя, не задавайтесь вопросом, влияет ли самооценка на поведение человека .

Что же делать, чтобы не оценивать себя, и жить в согласии со своей душой и духом, чувствовать себя счастливым?

1. Перестаньте сравнивать себя с другими и с собой в прошлом. Вы – высшее творение Бога. Вы уникальны, в вас с рождения заложены определенные таланты, которые нужно раскрыть в себе путем проб и ошибок.

2. Перестаньте критиковать и винить себя за жизненные ошибки. Ведь, если человек не будет ошибаться, он не усвоит свои жизненные уроки и не исправит ошибки предков.

3. Любите себя таким, каким вас создал Бог! Любите без условий, прощайте себя за ошибки. Делайте выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.

4. Принимайте каждого из окружающих вас людей таким, какой он есть. Не критикуйте, не осуждайте. Таким его создал Бог. У каждого свои жизненные уроки.

5. Не пытайтесь нравиться всем. Старайтесь быть самим собой , слушайте свое сердце, а не воспаленный разум. Желание нравиться окружающим есть в каждом человеке. Но пусть это желание не перехлестывает, не будет чрезмерным и губительным для вас.

6. Помните, что вы духовная сущность. Что это значит?

Свою духовную сущность вы не можете увидеть в реальности. Но, если будете смотреть сердцем, то можете ее представить себе.

Представьте себе точку, из которой исходят в разных направлениях энергетические волны. Они бесконечны. Это и есть вы, человек, то есть духовное существо.

Есть ли у вас начало или конец? Нет. Есть только средоточие.

Есть ли начало и конец у жизни? У неба? У Бога? Нет. Ведь это одна и та же энергия.

Вдумайтесь: «Я безграничен, жизнь безгранична, Бог безграничен. Средоточие моей жизни заключено во мне, а я со своим средоточием – в них». Другими словами: «Во мне есть все, и я есть во всем».

Каждый из нас мог бы видеть и ощущать это сердцем, если бы мы не ограничивали себя страхами .

Наша ограниченность приводит к стрессам и болезням, к заниженной или завышенной самооценке.

Дорогие читатели, помните, что вы – средоточие всего сущего! Учитесь познавать себя и людей, окружающих вас, тогда жизнь не будет для вас проблемой. Ваше поведение будет естественным, продиктованным самоуважением к себе. И не будет звучать вопрос, как влияет самооценка на поведение человека .

Дорогие родители, ваши дети пришли наставлять вас духовно, а в последствие помогать физически. Не относитесь к ним, как к собственности. Если они вам дороги, любите их без условий. Не вам решать, какой личностью они вырастут, это их выбор. Но ваш жизненный пример, а не психологический террор и нравоучения , поможет детям быть самим собой и с уважением относиться к себе и окружающим.

Дорогие дети, вы пришли в этот мир, чтобы развивать свое особенное умение, дар, талант, который заложен в вас. Родители – ваши опытные наставники. Прощайте их за навязчивое воспитание словами, присматривайтесь к их делам, ищите свое предназначение в жизни. Каждый из вас талантлив по-своему. Чувствуйте себя всегда достойными.

Счастья всем и успехов в познании своей духовной сущности!

Влияние алкоголя на психику и сознание человека

Алкоголизм является проблемой для современности. Сегодня она актуальна, как и прежде. Многие люди ошибочно ищут некую поддержку и решение своих проблем именно на дне бутылки. Но это ошибочный путь. Не все задумываются о пагубном влиянии алкоголя и о последствиях его чрезмерного употребления.

В первую очередь страдает психика, изменяя отношение человека ко всем сферам нормальной жизни.

Давайте рассмотрим более подробно каким образом спиртное влияет на психику и к каким заболеваниям может привести его чрезмерное увлечение.

Влияние спиртного на работу организма

Алкоголизм пагубно влияет на все процессы в головном мозге: разрушая связь с окружающем миром и меняя отношение к происходящему вокруг. Замедляется восприятие объективной реальности.

Проблемы с концентрацией внимания являются не единственным последствием от частого распития спиртного. Меняется важность восприятия событий и появляется отвлеченность от происходящего. Больной перестает видеть в них нужду. Спиртное сбивая планы и предстоящие события.

Обычно близкие начинают отмечать изменения в поведении и образе жизни выпивающих людей. Выпивающему сложно находиться трезвым, его организм перестраивается. Алкоголь влияет на нормальную деятельность мозга и поведение. Увлечение спиртным приводит к деградации.

У больных, отмечается резкая изменчивость в процессах работы мозга на уровне личностного поведения и эмоционального состояния. Настроение колеблется хаотично от грусти до радости.

Поведение других людей идентифицируется не корректно, а логика мышления ломается. Часто выпивающий человек, как правило, теряет трудоспособность и вкус к жизни. Независимо от качества и количества спиртного, у человека начинает хромать воображение.

Алкоголику сложно представлять что-либо отдаленное и прекрасное за пределами привычных мест обитания, вроде кухни, спальни и уборной. И наедине закрывая глаза пьющий человек видит серую обыденность.

Пристрастившийся к выпивке человек страдает отсутствием нормального сна, без своей вечерней нормы спиртного. И чувство бодрости утром отсутствует утром, вне зависимости от количества часов, отведенных на сон. Сложно представить сны алкоголика, переполненные переживаем негативные эмоций и сумбурным нелогичным построением.

Никто не будет спорить с тем, что алкоголь изрядно влияет на поведение человека в социуме: моральные запреты и этические нормы уже не имеют своей прежней силы. От пьяного человека можно ожидать чего угодно. А нехватка алкоголя часто является причиной совершения краж или убийств. Для алкоголика положение в обществе становится второстепенным. Разводы по причине алкоголя являются частыми явлениями, включая потерю работы и социальных связей с близкими людьми.

Заболевания, вызванные употреблением спиртного

Употребление спиртного изменяет общее состояние и приводит к всевозможным психоневрологическим проблемам. Распространенным заболеванием среди алкоголиков является алкогольный делирий — белая горячка. В таком состоянии человек опасен себя и окружающих.

За пару дней до активной фазы у потенциально больного алкоголика начинаются проблемы со сном, и появляется состояние необоснованной тревоги.

Рассудок алкоголика претерпевает изменениям на уровне ментальных процессов, приводящих к появлению различных кошмарных галлюцинаций. Галлюцинации могут быть чаще слуховые, реже визуальные.

Основной проблемой такого бредового состояния является искаженное восприятие действительности, в таком состоянии больной видит логику в остановке происходящее через прыжок из окна. В состоянии невменяемости человек может видеть угрозу в людях и защищаться от «нападающих» подручными предметами, коим может являться, например, нож.

Состояние такого больного настолько тяжелое, что окружающие люди, включая родных, — расцениваются им, как потенциальные враги. Поведение пьющего человека асоциально и опасно. В тяжелых случаях больному требуется госпитализация.

Спиртное провоцирует появление алкогольного полиневрита — воспаления нервных окончаний в головном мозге. Его симптомами являются покалывания и зуд в нижних конечностях, снижение чувствительности нервных окончаний ног и организма в целом. Движения при полиневрите только усиливают болевые ощущения. При длительном употреблении пьющий человек начинает меньше двигаться и его мышцы медленно, но верно атрофируются.

Алкогольный полиневрит провоцирует расстройство психики, известное как болезнь Корсакова. Незначительная рассеянность и плохая память указывают на его наличие. Алкоголики часто плохо могут ориентироваться во времени и в объективном восприятии происходящих событий. Пробелы в памяти сменяются галлюцинациями и фантазиями больного воображения.

Ярко отображает влияние алкоголя на выпивающего человека появление геморрагического полиоэнцефалита. Расстройства речи и повышение температуры тела являются обычными симптомами данного заболевания. Часто выпивающий человек входит в бессознательное состояние, которое не требует активности. И как результат такого образа жизни — появление пролежней.

Стоит четко понимать, что чрезмерное увлечение спиртным грозит проблемами с памятью и работоспособностью. Пострадают ваше воображение и снизится внимание. Сон станет тревожным, а мышление неоднозначным, что приведет за собой проблемы с самооценкой и личностным восприятием себя.

Не стоит забывать, что пьянство представляется мнимым способом решения проблем и раскрашивания серых будней. Гораздо лучше вести активный образ жизни: активная жизненная позиция и физическое развитие.

Совершенствование своего культурного и интеллектуального потенциала. И серые будни сменятся сами собой на яркую и насыщенную жизнь, оставляющую только хорошие воспоминания.

Влияние частот на поведение человека

Сразу разберём низкие частоты. При частоте 1-2 Гц человек погружается в сон. Частоты от 5 до 7 Гц вызывают в человеке дикое чувство страха. К тому же, если идёт длительное излучение, то мозг человека может войти в резонанс и разрушиться, и человек погибнет.

Поэтому лётчикам запрещено входить в грозовые облака, потому что там, в грозовых облаках, вихри и вибрации очень часто, работающие на частоте 5-7 Гц.

В научных кругах частоты 5-7 Гц называют «голосом моря». Это связано с тем, что в результате тектонических подвижек происходит смещение земной коры под водой. Это вызывает либо извержение, либо подводные землетрясения. Они вызывают определённую волну. Когда она распространяется по воде, скорость её достигает 700-800 км/час. Представьте, излучение 5-7 Гц по поверхности моря распространяется со скоростью 700-800 км/час. Очень часто находят, так называемые, «летучие голландцы». Судно. Никого нет. Варится кофе. Или кто-то сидел только что за швейной машинкой. И ни одной живой души на корабле. Просто идёт это излучение, и люди в панике прыгают за борт. Волна делает своё дело и человек погибает.

Многие военные структуры используют излучатели на этих частотах. Допустим для разгона демонстраций. Но это уже не 5-7 Гц, а от 3,5 до 5 Гц – это всё, так называемые инфразвуковые частоты.

В 70-х годах бытовало предание-легенда об органе, который использовала одна из западных рок-групп. Они использовали для большего эффекта сверхнизкие частоты, (ухо их не слышит) и это привело к тому, что в панике из зала вынесли все ряды, все двери и народ разбежался.

Частоты, близкие к слуховому восприятию, звуковые частоты, они также влияют на человека.

Низкие частоты воспринимаются нижними чакрами. Мозг, который работает на сверхвысоких, ультравысоких вибрациях, для него, конечно, частота низкая губительна.

Вот мается человек желудком, таблетки всевозможные принимает, на процедуры ходит, а желудок болит и болит. Этому человеку советуют обратиться к бабке. Бабка над животом что-то пошептала, и желудок болеть перестал. Медики над ним же ни один год экспериментировали и не помогли, а бабка за несколько минут смогла помочь. Что сделала бабушка? А бабушка старую молитву или гимн-обращение прочитала, на частоте 14-16 Гц пошептала. Гц – это колебание на секунду времени. А я уже говорил вам, что на частоте 14-16 Гц музыку мы слушаем желудком. Вот слушаешь органную музыку, низкие, субконтрактавы… и желудок взыграл. Ухо не восприняло, но воспринял желудок.

Это говорит о том, что наши Предки знали, в каком диапазоне работает желудок, в каком поджелудочная, в каком печень, селезёнка.

Многие просматривают заговоры русского народа, так называемое чернокнижье. Это христиане чернокнижьем называли. Заговоры от боли в желудке, заговор от боли в поджелудочной, что б почки работали, печень… и пробуют читать обычно, как простой текст, а потом говорят: «Бред какой-то, не помогает». А наши Предки годами читали с определённой частотой и помогали людям.

Заговор на утихание сердечной боли – здесь уже амплитуда побольше. Это говорит о том, что наши Предки владели силой голоса.

Если я буду использовать низкую амплитуду потока голоса, т.е. буду говорить монотонно, очень низко, то через некоторое время вы начнёте клевать носом и заснёте. То есть амплитуда голоса влияет на человека.

Во время войны, когда отступала Красная Армия, у всех было подавленное настроение, Верховный Главнокомандующий принимает решение направлять в части артистов, чтобы они задорным пением, пляскам, концертами влияли на психику, поднимали амплитуду… Многие это сравнивали с пиром во время чумы. Везде гибнут люди, а эти празднуют.

Обычное пение ближе к диапазону от 400 Гц до 1000 Гц. Камертон настроен на частоту 440 Гц, на ноту «ЛЯ».

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Вирджиния Н. Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я» - концепцией, возникавшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка».

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Куперсмит так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития».

Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. "Если мы не любим себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем". Исследования показывают, что самоуничижающее поведение ("если бы только…"), например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины.

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к "выученной беспомощности" - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями».

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т. Шибутани говорит об этом так: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.

Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится, что низкая самооценка - это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём… Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.

«Низкая самооценка,- продолжают Л. Пепло, М. Мицели и Б. Морали, - влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

Кутрон, Рассел и Пепло установили, что самооценка играет важную роль в том, испытывают ли студенты - новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному приспособлению в колледже, нежели студенты с низкой самооценкой.

Ф. Зимбардо пишет о том, что то, что мы думаем о себе оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти на пролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественна; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать свои силы и предпринять новое наступление более надёжными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высока... Весьма одарённые люди могут выступать сами для себя злейшими врагами, если их самооценка занижена. Если человек застенчив, как правило, он страдает низкой самооценкой; - пишет Ф. Зимбардо, - там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости».

Вирджиния Н. Квинн пишет об исследованиях, проведённых Левануэем и Уайли, позволивших заключить, что люди с положительными «Я» - концепциями склонны терпимее относиться к окружающим, им легче смириться со своими неудачами, которые у них происходят реже, так как работают они эффективнее людей с низкой самооценкой; высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность; люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых авторов, Вирджиния Н. Квинн говорит, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя; они легко поддаются давлению, - «… поскольку им не хватает уверенности в себе, ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, так как тогда они уверены в успехе. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошенничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений».

Т. Шибутани говорится: «Когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание».

Том Шрайтер пишет: «То, как мы себя видим, определяет, как мы думаем, и определяет решения, которые мы принимаем. Если вы зарабатываете пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете самооценку на пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц, то вы имеете самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного автора я не вполне согласна, так как в жизни людей встречаются ситуации, когда данное заключение себя не оправдывает.

Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека с его возможностями. Обобщая взгляды различных исследователей, можно прийти к заключению, что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной либо заниженной самооценки на социальное поведение человека, то есть на поведение человека в обществе.

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искажённого представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведёт к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надёжность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведёт к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности". Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твёрдость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить её, т е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, её способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Как отношения в семье и способы воспитания детей влияют на их самооценку? Низкая или высокая самооценка будет у человека, сильно зависит от поведения родителей по отношению к ребенку. Нужно ли повышать самооценку вам самим и нуждается ли в повышении самооценки ваш ребенок? Вот вопросы, которые не заменят тест на самооценку, но помогут разобраться, от чего она зависит.

Слушая рассказы взрослых пациентов на психотерапевтических сеансах и отмечая обстоятельства их прошлого, в которых порой принимались трагичные решения, нетрудно понять упущения и потребности детских лет. Поняв, в чем заключались нанесенные раны, логично предположить, как их можно было бы избежать.

Вот вопросы, которыми я пользуюсь в своей психотерапевтической практике для исследования истоков низкой самооценки, уходящих в детские годы. Список этот может помочь самоанализу взрослых, а также стать руководством для родителей, которым кажется, что с самооценкой ребенка что-то не так.

Когда вы были ребенком, вызывала ли у вас манера поведения родителей ощущение, что вы живете в рациональном, предсказуемом и понятном мире? Или же мир противоречив, непонятен и непознаваем? Чувствовали ли вы, что в вашем доме очевидные факты признают и уважают или избегают и отрицают?

Говорили ли вам, что важно учиться думать и развивать интеллект? Стимулировали ли родители ваш интеллект, внушали ли идею о том, что использовать собственный разум необходимо и приятно? Ценилась ли в родительском доме осознанность?

Побуждали ли вас думать самостоятельно, развивать ваши уникальные способности? Или от вас требовали исключительно послушания вместо умственной активности и желания задавать вопросы? (Дополнительные вопросы: внушали ли вам родители, что важнее соглашаться с убеждениями других людей, чем искать истину? Желая от вас чего-то добиться, апеллировали ли они к вашему пониманию и объясняли ли причины, если это было возможно и уместно? Или же общались так: «Делай, что говорю»?) К чему вас призывали - к покорности или самоответственности?

Могли ли вы свободно и открыто выражать свое мнение, не боясь наказания? Были ли самовыражение и самоутверждение безопасными?

Выражали ли родители свое неодобрение шутками и сарказмом в отношении ваших мыслей, желаний или поведения? Ассоциировалось ли самовыражение с унижением?

Уважительно ли родители обращались с вами? (Дополнительные вопросы: принимались ли во внимание ваши мысли, нужды и чувства? Признавалось ли ваше человеческое достоинство? Принимались ли всерьез ваши идеи и мнения? Относились ли взрослые с уважением к тому, что вам нравится и не нравится? Реагировали ли на ваши желания вдумчиво и опять-таки с уважением?) Побуждали ли неявным образом вас уважать себя, всерьез относиться к своим мыслям, упражнять свой ум?

Ощущали ли вы, что психологически видимы для своих родителей, что вас замечают и понимают? Чувствовали ли вы, что реальны для них? (Дополнительные вопросы: как вам кажется, прилагали ли родители искренние усилия, чтобы понять вас? Действительно ли вы интересовали их как личность? Могли ли вы разговаривать с родителями о важных вопросах, встречая заинтересованное, осмысленное понимание? Имелось ли соответствие между вашим представлением о себе и тем, что внушали вам родители?)

Чувствовали ли вы, что родители вас любят и ценят как источник радости? Или вы чувствовали себя нежеланной обузой? Ощущали ли вы ненависть с их стороны? Или к вам просто относились с безразличием? Прилагали ли родители усилия к тому, чтобы вы ощущали себя любимым?

Относились ли к вам родители справедливо и честно? (Дополнительные вопросы: прибегали ли родители к угрозам, чтобы контролировать ваше поведение, - угрозам немедленного наказания с их стороны, долгосрочных последствий для вашей жизни, наказания свыше, к примеру, что вы попадете в ад? Одобряли ли вас, когда вы поступали хорошо, или только критиковали за плохое поведение? Были ли родители готовы признавать свои ошибки? Или же это противоречило их позиции?) Ощущали ли вы, что живете в разумном, справедливом и вменяемом окружении?

Принуждали ли вас родители к дисциплине наказаниями или побоями? Был ли страх средством манипулирования и контроля?

Выказывали ли родители веру в то, что вы изначально хороший и способный? Или они считали, что вы сплошное разочарование, ни на что не годны, ничего не добьетесь и вообще плохой? Чувствовали ли вы, что родители на вашей стороне и поддерживают в вас самое лучшее?

Давали ли вам родители понять, что верят в ваш интеллектуальный и творческий потенциал? Или показывали всем своим видом, что считают вас тупым, неадекватным, бездарным? Чувствовали ли вы, что ваши ум и способности ценят?

Учитывали ли родители при анализе вашего поведения и успехов ваши знания, нужды, интересы и конкретные обстоятельства? Или ожидания и требования были завышены? Мотивировали ли вас считать свои желания и нужды важными?

Способствовали ли родительское поведение и манера общения с вами возникновению у вас чувства вины? Побуждали ли вас (явно или неявно) считать себя плохим?

Способствовало ли родительское поведение и манера общения с вами возникновению у вас страха? Побуждали ли вас думать не для того, чтобы приобретать ценности или чувствовать удовлетворение, но чтобы избежать негативных ощущений или неодобрения?

Уважали ли родители вашу интеллектуальную и физическую неприкосновенность? Уважали ли они ваши достоинство и права?

Говорили ли родители, что хорошо думать о себе, то есть обладать здоровой самооценкой, - это в ваших интересах? Или вас настраивали против того, чтобы себя ценить, и культивировали в вас смирение? Считалась ли самооценка в вашем доме хорошим качеством?

Внушали ли вам родители мысль о важности умения строить свою жизнь? (Дополнительные вопросы: объясняли ли вам родители, что люди, и вы в особенности, способны на великие дела? Создавали ли родители у вас ощущение, что жизнь может быть волнующей, захватывающей, настоящим приключением?) Предлагалась ли вам оптимистичная картина жизненных возможностей?

Культивировали ли в вас родители страх перед миром, перед другими людьми? Внушали ли вам, что мир полон зла?

Побуждали ли вас открыто выражать эмоции и желания? Или же поведение родителей и обращение с вами заставляли страшиться эмоционального самоутверждения и открытости, считать их неуместными? Поддерживались ли эмоциональная честность, самовыражение и самопринятие?

Считались ли ваши ошибки нормальной частью учебного процесса? Или же они влекли за собой насмешки и наказания? Учили ли вас без страха относиться к новым жизненным вызовам и урокам?

Культивировали ли в вас родители здоровое и позитивное отношение к сексу, к собственному телу? Или отношение было негативным? Или они вообще вели себя так, будто этого аспекта не существует? Ощущали ли вы поддержку при формировании счастливого и позитивного отношения к своему физическому существованию и развивающейся сексуальности?

Способствовала ли родительская манера общения с вами развитию и укреплению ощущения мужественности или женственности? Или вела к растерянности и подавлению? Если вы мужчина, формировали ли у вас родители ощущение того, что быть мужчиной желательно? Или женщиной, если вы женщина?

Внушали ли вам родители, что ваша жизнь принадлежит вам? Или вас заставляли думать, что вы просто собственность семьи и ваши достижения значимы лишь постольку, поскольку служат славе ваших родителей? (Дополнительный вопрос: обращались ли с вами как с «семейной собственностью» или как с самостоятельной личностью?) Помогали ли понять, что вы живете на Земле не ради того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям?

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!