«Ночной охотник» против «Аллигатора

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания . Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, ).


Динамическая схема Ми-28Н послужила основной для разработки на МВЗ им. М.Л. Миля проектов новых вертолетов: воздушной боевой машины пехоты Ми-40 и транспортно-пассажирского вертолета Ми-58.

Серийное производство . Учитывая положительные результаты совместных госиспытаний первого опытного образца Ми-28Н, Правительство РФ 14 декабря 1997 г. выпустило постановление о завершении работ по Ми-28 и начале серийного производства на Ростовском вертолетном заводе. Однако из-за тяжелого экономического положения в стране завершить постройку первого предсерийного вертолета ростовчанам удалось только в марте 2004 г., уже в варианте модификации Ми-28Н «Ночной охотник» - первый вертолет ростовской сборки (борт №02, позже - 024) совершил первый полет 24 марта 2004 г. До официального решения 27 декабря 2005 г. первый полет совершил первый серийный вертолет борт №32. Выданное 4 марта 2006 г. государственной комиссией заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н явилось официальным разрешением ОАО «Роствертол» начать серийный выпуск вертолетов Ми-28Н, а для подразделений заказчика - осуществлять их эксплуатацию. В том же году первые серийные «Ночные охотники» начали поступать в состав ВВС РФ и подписан контракт на поставку до 2015 г 67 вертолетов Ми-28Н. Ранее в СМИ заявлялось о планах до 2010 г. поставить 50 таких машин. Всего же потребность отечественных ВВС оценивается в 300 «Ночных охотников». Заинтересованность в приобретении вертолетов выразили военные министерства ряда стран дальнего зарубежья. Ежегодно запланировано поставлять Вооруженным Силам России по десять Ми-28Н. По состоянию на 2010 г. серийное производство ведется заводоа ОАО "Роствертол" в г. Ростов-на-Дону.


Предистория Ми-28 (размещена до публикации отдельной статьи ):
К углубленной проектной разработке боевого вертолета Ми-28 сотрудники «МВЗ им. М.Л. Миля» под руководством главного конструктора М.Н. Тищенко приступили в 1972 г. 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета Ми-28. Все работы возглавил заместитель главного конструктора А.Н. Иванов, ответственным ведущим конструктором был назначен М.В. Вайнберг. Поиск наиболее рационального внешнего облика и работа по улучшению технических и летных показателей вертолета проводились в сотрудничестве со специализированными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и летно-испытательными организациями.
К концу 1977 г. конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля закончили эскизный проект, а в 1979 г. ОКБ приступило к рабочему проектированию винтокрылой машины и испытаниям первых экспериментальных образцов агрегатов и систем. В августе 1980 г. правительственная Комиссия по военно-промышленным вопросам, ознакомившись с ходом разработки перспективного боевого вертолета Ми-28, приняла решение о строительстве опытно-экспериментальных образцов, не дожидаясь официального утверждения окончательного макета. Поэтому первый образец Ми-28, собранный в июле 1982 г., дорабатывался до требуемого уровня в процессе доводки и летных испытаний.
10 ноября 1982 г. экипаж в составе ведущего летчика-испытателя завода Г.Р. Карапетяна и штурмана-испытателя В.В. Цыганкова впервые оторвал новый вертолет от земли, а 19 декабря того же года - осуществил первый полет по кругу. Вертолет поступил на совместные сравнительные государственные испытания, В сентябре 1983 г. опытное производство МВЗ завершило сборку второго летного экземпляра. Он использовался для испытания вооружения.
В 1986 г. Ми-28 успешно прошел основную часть программы госиспытаний, и в следующем году последовало правительственное постановление о запуске вертолета в серийное производство. Тогда же МВЗ им. М.Л. Миля завершил постройку предсерийного прототипа, названного Ми-28А. Вертолет получил высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов. Он полностью соответствовал своему назначению и превосходил по многим показателям все вертолеты аналогичного класса. Пилотажные и маневренные характеристики уникальны и гарантируют высокую степень выживаемости в воздушном бою. 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Карапетян впервые выполнил на Ми-28 «петлю Нестерова», а спустя несколько дней - «бочку».
Всего включая Ми-28А в 1982-1991 г.г. построено и летало 4 вертолета Ми-28.

Конструкция :
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которой размещены спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше кресло пилота. Для повышения боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа имеется бронезащита кабины, в которую входит набор керамических плиток, наклеенных на каркас носовой части фюзеляжа. Ми-28Н - единственный в мире вертолет, оснащенный боковыми бронестеклами. Летчик и штурман разделены бронеперегородкой. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика - на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси. Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе обзорно-прицельная станция и рама пушечной установки. Под полом летчика размещены блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.

Бронирование - полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания пуль калибром до 12,7 мм, броня кабины выдерживает попадания снарядов 20 мм пушки "Вулкан".


Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля. В верхней части килевой балки крепится стабилизатор. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси.


Открытый задний отсек радиооборудования со свободными объемами. Вертолет Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).


Система пассивной защиты вертолета обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых. Механизмы, приводившие в действие систему защиты, установлены на цилиндрах амортизаторов основных опор шасси. С их помощью осуществляется просадка энергопоглощающих кресел экипажа и отклонение вперед ручки продольно-поперечного управления, что исключает возможность травмирования летчика. Энергогасящие кресла "Памир-К" разработки КБ "Звезда", опускающиеся на 30 см, защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке. В аварийной ситуации также обеспечивается принудительное травмобезопасное притягивание летчиков к спинке кресла привязной системой.


Крыло свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков. По концам крыла в обтекателях располагаются устройства для отстрела помеховых патронов. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.

Несущий винт пятилопастный. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане. Лонжерон лопасти - из полимерных композиционных материалов образует носовую часть по форме профиля. К нему крепятся хвостовые отсеки, выполненные в виде обшивки из полимерных композиционных материалов с полимер-сотопластовым заполнителем. Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.

Хвостовой винт четырехлопастной. Для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть состоит из стеклопла-стикового лонжерона и хвостовой части из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащаются электротепловой противообледенительной системой.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом. В конструкцию опор основного шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом. Устройство основных опор рычажного типа позволяет изменять клиренс вертолета. Топливная система выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протестированы пенорезиной. Сами топливные баки заполняются предохраняющим от взрыва пенополиуретаном.

Трансмиссия состоит из многопоточного главного редуктора ВР-29, двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и трансмиссионных валов привода.

Система управления - бустерная, состоит из четырех установленных на главном редукторе комбинированных рулевых приводов, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора - управление вооружением.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления.

Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.


Двигатели : 2 х турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА (ВМ модификация "А") мощностью по 2200 л.с. (2500 л.с. по западным данным - en.wikipedia.org ) разработки ОКБ им.В.Я.Климова, в серии с 1986 г. На вертолеты выпуска 2010 г. и позже (начиная с борта №01 белого) устанавливаются двигатели ВК-2500-02 - модификация двигателя ТВ3-117. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме - 2700 л.с. Информация по новой модификации двигателя подтверждена в интервью Главкома ВВС России от 13.02.2012 г.

Независимая работа двиагетелей обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. На входах двигателей стоят грибовидные пылезащитные установки. Двигатели оборудованы экранно-выхлопными устройствами, снижающими тепловую заметность вертолета - как минимум с 2003 г. используются ЭВУ нового современного типа. Система впрыска воды обеспечивает беспомпажную работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель АИ-9В, который также обеспечивает привод систем при проверках на земле и подачу теплого воздуха для обогрева кабин. В подкапотном пространстве редукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа, располагаются вентилятор и маслорадиатор.


Экранно-выхлопные устройства старого типа на Ми-28А (фото из архива Дмитрия Миронова, http://forum.eagle.ru и http://airbase.ru).


Экранно-выхлопные устройства нового образца на Ми-28Н борт №37 на выставке МАКС-2007, Раменское, 26.08.2007 г. (фото - Федор Борисов, http://www.airliners.net).


ТТХ вертолета :

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман)

Длина - 21155 мм
Длина фюзеляжа без винтов - 17010 мм
Диаметр несущего винта - 17200 мм
Размах крыла - 4880 мм
Высота - 4800 мм

Масса взлетная максимальная:
- 12100 кг (боевая)
- 12139 кг (перегоночная)
Масса взлетная нормальная - 10700 кг
Масса пустого - 8550 / 8590 кг (по разным данным)
Масса полезной нагрузки - 2300 кг
Масса топлива:
- боевая - 634-1271 кг
- перегоночная - 3029 кг (включая 4 ПТБ)
Запас топлива во внутренних баках - 1900 л

Типовые варианты полезной нагрузки и заправки топливом (источник - ED forums ):

ПТУР "Атака" 8 8 8 16 16 8 16 8
УР "Игла" 4 4 4 4
НУР 2 х Б-8В20А 2 х Б-8В20А 4 х Б-8В20А 2 х Б-13Л1 2 х Б-13Л1 4 х Б-13Л1
Наличие боекомплекта НППУ и БКО без БКО без БКО и бк НППУ
ПТБ 4 ПТБ
Масса полезной нагрузки (кг) 2250 2382 2081 2530 2831 3517 3216 3305 3550 3550 3550 3509
Масса топлива (без 30 кг расходуемых до взлета, кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 3029
В т.ч. в основных баках (кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 1294

Скорость:
- максимальная - 324 км/ч
- крейсерская - 265 км/ч
- боковая, задняя - до 100 км/ч
- угловая разворота на зависании - до 90 град/с
- угловая рыскания на зависании - до 117 град/с
- угловая крена на зависании - 100 град/с
Дальность:
- перегоночная - 1100 км
- практическая - 460 км
Потолок:
- динамический - 5700 м
- статический - 3700 м
- минимальный - 5 м

Вооружение :
- артеллирийское - состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту ±110°; по углу места +13...-40 град. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. Штатно артиллерийской установкой управляет штурман-оператор.


Артиллерийская установка НППУ-28 вертолета Ми-28Н борт №38 - прототипа вертолета Ми-28НЭ - на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. Пушка находится в крайнем левом положении (фото - VLAS, ).


- ПТУР - на внешних балочных держателях может осуществляться подвеска до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 комплекса « » или 9М114 комплекса « » (с радиокомандными системами наведения).

Ракеты "воздух-воздух" - на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения с командно-аппаратными модулями - пусковыми установками "Стрелец". По состоянию на весну 2011 г. КАМ "Стрелец" поставлены на авиабазу в Буденновск.


Блок НАР Б-13 и пусковая установка "Стрелец" с ракетами "Игла" под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото - VLAS, ).


- прочее подвесное вооружение - на внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет , или , унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты , пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500.

Типовые варианты полезной нагрузки и вооружения, узлы подвески слева-направо по ходу вертолета (источник - ED forums , предположительно данные устаревшие ):

№ пп
узел подвески №1 узел подвески №2 узел подвески №3 узел подвески №4 Масса топлива
1 КМГУ
КМГУ КМГУ КМГУ 634 кг
2
698 кг
3
8 ПТУР "Атака"
КМГУ
КМГУ
8 ПТУР "Атака" 818 кг
4
8 ПТУР "Атака" 8 ПТУР "Атака" 850 кг
5 1062 кг
6 8 ПТУР "Атака" 8 ПТУР "Атака" 1210 кг
7 ПТБ ПТБ ПТБ ПТБ 3017 кг

Оборудование :
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает в свой состав:
- навигационная система в составе высокоточной инерциальной системы ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
- пилотажный комплекс
- бортовая вычислительная система на базе ЭВМ "Багет-53"
- информационно-управляющая система
- многофункциональная система отображения информации на ЖК-индикаторах МФИ-10-6М с многофункциональным пультом ПС-7В с устройством регистрации видеоинформации;
- система управления оружием
- обзорно-прицельная станция оператора - для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства "Охотник", разработки ФГУП "ГРПЗ" - обеспечивает интеллектуальную обработку видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей "Охотник", реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей;
- бортовая радиолокационная станция кругового обзора
- система управления ракетным вооружением
- нашлемная система целеуказания и индикации
- бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому;
- система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пеленгатор УФ-излучения
- радиоаппаратура опознавания.

Оптико-электронная обзорно-прицельная станция с гиростабилизированными полями зрения ОПС-28 "Тор", разработанная Красногорским ОМЗ им. Зверева, имеет оптический, низкоуровневый телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения. Со станцией конструктивно совмещены лазерный определитель дальности и система управления ПТУРами. Для облегчения пилотирования применяется турельная оптико-электронная система ТОЭС521 разработки Уральского ОМЗ им. Э.С.Яламова. Эта система так же оборудована лазерным дальномером, тепловизионным и телевизионным каналами. Вся обобщенная информация поступает на многофункциональные цветные жидкокристалические индикаторы - по два в кабинах летчика и штурмана-оператора, кроме того у летчика индикатор на лобовом стекле. На Ми-28Н освоена единая вычислительная среда в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда перефирийных вычислителей, существенно упростившая бортовое программное обеспечение. На вертолете внедрена разветвленная система внутреннего контроля.
Дальность обнаружения целей - 10 км


Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н. (фото - Алексей Михеев, Фомин А. Ми-28Н - поставки растут. // Взлет. №1-2 / 2011 г.).


Бортовые средства наблюдения и наведения систем вооружений вертолета Ми-28Н (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


На вертолет планировалось установить надвтулочную РЛС Н025. На прототипах вертолета (ОП-1 и ОП-2) устанавливались только массо-габаритные макеты РЛС. К 2007 г. основным разработчиком - Рязанским Приборным Заводом - изготовлено три опытных РЛС. Один из трех изготовленных прототипов РЛС Н025 впервые поднялся в воздух 16 февраля 2007 г. на вертолете Ми-28Н борт №36. По состоянию на середину 2008 г. испытания РЛС на данном вертолете продолжались в Чкаловском. Испытания РЛС проводились в режиме висения на высоте 8 м - проведено испытание работы РЛС в различных режимах полета, изучалось воздействие механических воздействий на работу РЛС результаты испытаний признаны положительными. Доработана конструкторская документация. Штатная установка надвтулочной РЛС планируется на модификацию Ми-28НМ. Предназначение РЛС:
- картографирование земной поверхности;
- обнаружение подвижных и неподвижных наземных целей;
- измерение координат целей;
- обеспечения безопасности полета (обнаружение опасных для полета препятствий, в т.ч. проводов и опор ЛЭП);
- обнаружения воздушных целей;
- обнаружения опасных для полета метеообразований, измерение их интенсивности и дальности до них.

ТТХ РЛС Н-025Э (2011 г.):
Частотный диапазон - Ка
Количество одновременно сопровождаемых целей - 4
Дальность действия - 20 км
Дальность обнаружения опасных метеобразований - до 100 км
Время обзора - не более 1 сек
Зона обзора по азимуту - сектор 180 град
Зона обзора по углу места - от -25 до + 15 град.
Сектор поиска наземных целей по азимуту - 90 град
Сектор поиска наземных целей по углу места - 35 град
Сектор поиска воздушных целей по азимуту - 180 град
Сектор поиска воздушных целей по углу места - 4-12 град


Ми-28Н борт №036 на испытаниях первого варианта РЛС Н025 (Взлет. №5 / 2008 г.).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода, 2008 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода (http://www.grpz.ru).


Надвтулочная РЛС Н025НЭ на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г. (фото - SV, http://forums.eagle.ru).


Ми-28Н борт №36 желтый, вероятно, с обновленной надвтулочной РЛС. 1-2 апреля 2012 г. (фото - kabuki, http://russianplanes.net/).


Для защиты от средств ПВО на вертолете установлены: аппаратура "для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения"; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.


Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г. (фото - Сергей Аблогин, http://www.airliners.net).


Блок отстрела помех на конце консоли крыла вертолета Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).


Модификации :
- Ми-28 / изделие 280 - HAVOC / HAVOC-A - исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

- Ми-28А / изделие 286 - HAVOC-A - модернизированный, модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

- Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 - HAVOC-B - созданная в 1997 г. новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 - 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

- Ми-28НЭ / изделие 296 - экспортный вариант Ми-28Н. Специалисты ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» продолжают работы по совершенствованию Ми-28Н «Ночной охотник», внедряя в конструкцию его агрегатов и систем новейшие достижения отечественной и мировой вертолетной науки и техники. Готовится ряд новых модификаций вертолета для ВВС РФ и экспортных поставок, в том числе варианты с агрегатами и системами иностранного производства. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип - Ми-28Н борт №38 - переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

- Ми-28УБ / изделие 298 - в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1. 9 августа 2013 г. ОП-1 совершил первый полет на территории летно-испытательной станции ОАО «Роствертол» и планируется демонстрация вертолета на авиасалоне МАКС-2013. Основным отличием нового Ми-28УБ от вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. В новом вертолете кабина инструктора увеличена, расширена верхняя часть фонаря кабины летчика, изменена конфигурация энергопоглощающих кресел (). ВВС России планируют приобретение до 2020 г. от 40 до 60 вертолетов Ми-28УБ. "Четыре-шесть машин будем брать на каждую воинскую часть, которая эксплуатирует вертолеты" ().


Первые публичные фотографии опытного прототипа Ми-28УБ - вертолета ОП-1, 09.08.2013 г. (фото - ОАО "Вертолеты России", http://www.russianhelicopters.aero).


- Ми-28Н серийный образца осени 2011 г. - вертолеты серии отличаются улучшенным охлаждением двигателей и другими доработками. Согласно источника (ист. - Пилотажная группа... ) в модели 2011 г. исправлена недоработка в конструкции главного редуктора вертолета, приводившая к проблемам и даже аварийным ситуациям - при работе более 2 часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.


Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область (автор фото - Сергей Аблогин, http://ablogin.ru/).


Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий в Ростове в День Воздушного Флота России, 19.08.2012 г. (фото - ErikRostovSpotter и Андрей Котков, http://aviaforum.ru и http://forums.airforce.ru).


- Ми-28НМ - 25.12.2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. Серийное производство модификации планируется начать в 2015 г.

25 октября 2013 г. командир 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке полковник Андрей Попов сообщил СМИ, что Ми-28НМ будет существенно отличаться от Ми-28Н - в т.ч. и внешне. Вертолет будет оснащен дублированным управлением, новым оборудованием и вооружением. Проектирование вертолета ведется, сроки готовности не называются.

19 декаюря 2013 г. замгендиректора по производству холдинга "Вертолеты России" Андрей Шибитов заявил СМИ, что испытания Ми-28НМ начнутся через 3 года - т.е. в 2016 г.

Статус и хронология : Россия
- 1996 г. 14 ноября - первый полёт опытного Ми-28Н / ОП-1 - борт №014.

2002 г. 24 апреля - возобновление испытаний Ми-28Н (№014) после оснащения его новым главным редуктором ВР-29 (вместо ВР-28).

2004 г. 24 марта - первый полет второго прототипа Ми-28Н - ОП-2, борт №02, позже 024. Вертолет собран на ростовском заводе "Роствертол".

2005 г. - между МО России и ОАО "Роствертол" заключен контракт сроком на 9 лет о поставках в ВВС 67 вертолетов Ми-28Н. В 2005-2007 г.г. построены и поставлены первые 7 предсерийных вертолетов Ми-28Н.

2006 г. май - серийныйо Ми-28Н борт №32 присоединился к программе государственных совместных испытаний.

2006 г. 17-25 июня - 2 вертолёта Ми-28Н (№14 и 32) приняли участие в учениях "Щит Содружества -2006".

2008 г. 15 января - в Ростове-на-Дону состоялась торжественная церемония передачи в Военно-воздушные силы Российской Федерации двух серийных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» (бортовые №№42 и 43).

2008 г. 8 августа - вероятно еще 2 серийных вертолета поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава №344 в Торжке (в/ч 32882). Всего в 2008 г. поставлено в ВВС 4 вертолета.

2009 г. 17 марта - на авиабазу в Буденновске поступили первые 6 серийных Ми-28Н производства ОАО "Роствертол". Авиабаза №6972 (в/ч 40491-Д).

2009 г. лето - 2 вертолета из центра в Торжке приняли участие в маневрах "Запад-2009" проходивших в Белорусии.

2009 г. 19 июня - вертолёт Ми-28Н (борт №43) потерпел аварию на Гороховецком полигоне Московского военного округа. При стрельбе из пушки в висении из-за сбоя в автоматике произошёл пуск НУР. Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. В связи с потерей мощности двигателей пилоты приняли решение совершить экстренную посадку. При касании земли левая стойка шасси попала в яму, вертолет опрокинулся на левый борт, в результате чего оказались разрушены несущий винт и хвостовая балка. Экипаж машины не пострадал, оба пилота успели выбраться из аварийного вертолета.


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (нижнее фото - Сергей Суворов, из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (http://www.ntgs.ru).


Вертолет Ми-28Н борт №43 после аварии на Гороховецком полигоне, на первом фото видно сработавшее средство покидания вертолета - надувной трап штурмана, фото 19-20.06.2009 г. (http://www.liveinternet.ru).


- 2009 г. 15 декабря - на летно-испытательной станции "Роствертола" состоялась отправка очередной партии из 4 вертолетов Ми-28Н в строевые части ВВС. Всего за год поставлено 10 машин (12 по др.данным). Вертолеты поступили на вооружение строевой эксадрильи на авиабазе Буденновск.

2009 г. 25 декабря - ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России

2010 г. начало года - начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора.

2010 г. 18-22 июня - на полигоне около Приморско-Ахтарска эскадрилья Ми-28Н с авиабазы в Буденновске отрабатывала применение ПТУР "Атака".

2010 г. 30 июня - 3 июля - летно-тактические учения в которых приняла участие эскадрилья из 10 Ми-28Н с авиабазы в Буденновске.

2010 г. октябрь - завод "Роствертол" в г.Ростов-на-Дону построил и сдал ВВС России 15 Ми-28Н. 4 вертолета поступили на авиабазу в Буденновске, остальные поступали на авиабазу в Кореновске (8 вертолетов с белыми номерами, временно находятся в Буденновске). Авиабаза №393 в Кореновске (в/ч 35666).

2010 г. осень - заключен новый контракт между МО России и ОАО "Роствертол" на поставку до 2015 г. дополнительно 30 вертолетов Ми-28Н (в дополнение к 67 шт контракта 2005 г.).

2011 г. 15 февраля - во время проведения тренировочного полёта разбился Ми-28Н (борт №05). В редуктор двигателя попала стружка, после чего экипаж принял решение совершить вынужденную посадку. При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (фото опубликованы Денисом Мокрушиным, http://twower.livejournal.com).


- 2011 г. 8 апреля - с аэродрома ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону поднялся в первый полет очередной, 34-й по счёту, серийный вертолет Ми-28Н. Машина отличается рядов усовершенствований, в т.ч. новыми воздухозаборниками двигателей.


По неподтвержденной информации на фото вертолет Ми-28Н борт №43 желтый, восстановленный после аварии 19.06.09 г. На вертолете установлены нового типа теплообменники для главного редуктора, оборудование бортового комплекса обороны - так же будут доработаны все ранее выпущенные вертолеты. Снимок сделан на испытательной базе ОАО "Роствертол" в пос.Крестовка, г.Ростов-на-Дону, 10.05.2011 г. (автор фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net).


- 2011 г. август - появилась неподтвержденная информация о том, что инфраструктура авиабазы №393 в Кореновске не готова к приему вертолетов выпуска 2010-2011 г.г. предназначенных для базирования там. В итоге, простояв в Буденновске, с июля 2011 г. вертолеты переводятся в центр обучения в Торжке и в связи с выходом календарного ресурса после замены бортовых номеров на "торжковские" желтые используются для обучения пилотов. В таком ключе "перенумерованы" как минимум машины с бортовыми номерами от 109 по 112 - новые номера от 09 до 12 желтые (см так же - ).

2011 г. 04 октября - в СМИ (газета "Известия") со ссылкой на источник в ВПК заявлено, что вместо вертолетов Ми-28Н будут закуплены вертолеты Ми-35М. Речь идет о закупках 2011 г. или о плане на 2012 г. не уточняется, но вероятно секвестирован заказ на часть 2011 и на 2012 г.г.

2011 г. 08 октября - компанией "Росвертол" поставлены в ВС России 6 вертолетов Ми-28Н. Вертолеты поставлены в рамках ГОЗ-2011.

2012 г. 02 января - объявлено в СМИ о том, что 12 вертолетов Ми-28Н в первом квартале 2012 г. поступят на вооружение базы авиации в Смоленске.

2012 г. 16 августа - при выполнении учебного полета в Моздоке совершил жесткую посадку Ми-28Н. Жертв нет, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения ().


- 2012 г. 19 августа - в День Воздушного Флота в Ростове представлен вертолет Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий, который по неподтвержденным данным является одним из 6 вертолетов постройки 2012 г. переданных в завода "Роствертол" в 546-ю авиабазу армейской авиации (управление - Ростов).

2012 г. 5 ноября - в Ростове совершил первый полет 15-й вертолет Ми-28Н выпуска 2012 г., серийный №07-07.

2013 г. 16 июля - Министерство обороны России сообщает, что до конца лета Западный военный округ получит в Ростове очередную партию вертолетов Ми-28Н и один транспортный вертолет Ми-26 ().

Экспорт : по состоянию на начало 2012 г. поставок на экспорт не производилось.

Алжир :
- 2007 г. июль - Ми-28Н прошел серию демонстрационных полетов в стране. Алжир проявляет интерес к приобретению вертолета, но изложил требования к вертолету, которые требуют его доработки.

Венесуэла - по состоянию на июль 2007 г. проявляет интерес к приобретению вертолета.

Индия :
- 2010 г. осень - вертолет Ми-28НЭ заявлен на тендер ВВС Индии госкомпанией "Росвооружение" и ОАО "Вертолеты России". Индия планирует закупить 22 вертолета такого класса. В течение 2010 г. Ми-28Н борт №38 "желтый" прошел испытания в Индии.

2010 г. сентябрь - прототип Ми-28НЭ - борт №38 - совершил несколько демонстрационных и испытательных полетов в Индии.

2011 г. 25 октября - в СМИ объявлено о завершении конкурса на поставку 22 ударных вертолетов в ВВС Индии. Победителем после сравнительных испытанияй 2010 г. признан вертолет Apache Longbow. По данным индийских военных, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам. При этом Apache показал превосходство по таким характеристикам как всепогодность и возможности применения. Позже - в 2012 г. - в СМИ появилась информация (ист. - Пилотажная группа... ) о том, что причинами неудачи Ми-28Н стали технические проблемы с главным ротором и системой вооружения.

Ирак :
- 2012 г. 9 октября - СМИ сообщают, что возможно в апреле, июле или в августе 2012 г. подписан ряд соглашений с Ираком о поставке техники. В т.ч. возможно планируется поставка 30 вертолетов Ми-28Н.

2013 г. 17 июня - РИА "Новости" сообщают о подписании соглашения на поставку Ка-52 - корреспондент РИА некорректно понял высказывание представителя "Рособоронэкспорта". На самом деле речь была о Ми-28Н. Позже появилась информация о том, что подписан контракт на поставку более 10 вертолетов Ми-28НЭ.

2013 г. 20 октября - СМИ сообщают , что Ми-28НЭ будут поставлены в Ирак до конца октября 2013 г.

Источники :
АРМС-ТАСС, информационное агентство. Сайт http://armstass.su/ , 2011
Барабанов М.С. ВВС России получают пополнение. // Независимое военное обозрение. 18.03.2011 г.http://www.airliners.net/ , 2011 г.
ED forums.Сайт http://forums.eagle.ru , 2011 г.
. Сайт

Ми-28 предназначен для использования на театрах военных действий, насыщенных средствами армейской ПВО. Способен выполнять полеты днем и ночью на предельно малых высотах (5-15 м), используя защитный рельеф местности, обладает высокими летными характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищенностью от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной зенитной артиллерии. Проектирование Ми-28 началось в 1980 г., первый опытный вертолет поднялся в воздух 10 ноября 1982 г. На базе Ми-28 создан вертолет Ми-28Н "Ночной охотник".

Видео удалено или не является публично доступным

Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними: двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами.

В состав комплекса входит стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения; тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер; нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика; система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях; инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли; комплекс средств связи; надвтулочная РЛС кругового обзора.

РЛС дает возможность вертолету вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». Кроме того, РЛС Ми-28Н, например в отличие от РЛС американского вертолета AH-64D «Апач», способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР «Игла» класса «воздух-воздух» применяется по принципу «пустил-забыл». Их пуск контролирует оператор. Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон углов ее отклонения в горизонтальной плоскости 220°, в вертикальной - 53°. Это делает вертолет менее уязвимым для противника. Размещение боезапаса непосредственно на турели значительно повышает надежность подачи снарядов (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию пушки, экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Летчик выполняет прицеливание с помощью нашлемной системы целеуказания или без нее.

В состав вооружения Ми-28Н "Ночной охотник" входят неуправляемые авиационные ракеты (калибр 80 и 130 мм) и авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм, размещенные в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. Это вооружение применяет летчик. Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры. В случае полного отказа рулевого винта, вертолет способен возвратиться на аэродром; компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нулю. При значительных боевых повреждениях вертолета на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притя-га. Силу удара гасит энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика, оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома.

В Ми-28Н, как и в Ми-28, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться 2 человека. Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76. Для этого необходимо демонтировать лопасти, надвтулочную РЛС, консоли крыла и стабилизатор. Время подготовки вертолета к полету после выгрузки не превышает 1.5 ч. На Ми-28 установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2200 л.с./2х1618 кВт. Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки - тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вертолет одновинтовой схемы, с неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом и двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа. Лопасти винтов цельнокомпозиционные. Кабины с тандемным расположением членов экипажа. Для повышения боевой живучести вертолета кабина летчика полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12.7 мм и осколков снарядов, жизненно важные элементы конструкции экранированы менее важными, многие агрегаты и системы дублированы. Конструкцией предусмотрен специальный технический отсек, допускающий размещение трех человек, который может использоваться для эвакуации с поля боя экипажа другого сбитого вертолета.

Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой, кабины штурмана-оператора - индикатор на ЭЛТ для отображения данных оптико-электронной системы. Имеются устройства подавления инфракрасного излучения и автоматы сбрасывания ложных тепловых целей. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживание при аварийных посадках с большими (до 12 м/с) вертикальными скоростями встречи с землей. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло. В обзорно-прицельную станцию встроен лазерный дальномер, определяющий текущую дальность до цели и передающий эту информацию в БЦВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и НУР Он также выдает данные, необходимые для проведения пусков УР и выбора их оптимальной траектории в момент пуска.

Вертолет имеет подвижную пушечную установку НППУ-28 с модифицированной танковой пушкой 2А42 (калибр 30 мм; скорострельность 900 выстр./мин, боекомплект 250 снарядов) на турельной установке в носовой части фюзеляжа. Пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. В пределах визуальной видимости без использования увеличивающей оптики летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела.

Под крылом на четырех точках подвески могут подвешиваться до шестнадцати ПТУР «Штурм» с радиокомандной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной системой наведения и до че!ырех блоков НАР (калибр 80 мм по 20 ракет или 130 мм по 5 ракет), которые могут запускаться из обеих кабин. Кроме того, могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23 мм, бомбы массой до 500 кг (общей массой до 2000 кг). Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Тактико-технические характеристики Ми-28Н "Ночной охотник"Экипаж........................2 человека Длина фюзеляжа........................17,05 м Высота........................3,82 Ширина с консолями крыла........................5,88 м Диаметр несущего винта........................17,2 м Диаметр рулевого винта........................3,85 мМасса: пустого........................8095 кг нормальная взлётная масса........................10900 кг максимальная взлётная масса........................12100 кг Масса боевой нагрузки........................2300 кг Масса топлива........................1500 кгСиловая установка: Тип двигателя........................турбовальный Модель........................ВК-2500-02Мощность: на чрезвычайном режиме........................2700 л. с. на взлётном режиме........................2200 л. с. на крейсерском режиме........................1500 л. с.Лётные характеристики Максимальная скорость........................300 км/ч Крейсерская........................ 265 км/ч Дальность полёта........................максимальная 450 км; с ПТБ: 1087 км Статический потолок........................3600 м Динамический потолок........................5600 м Скороподъёмность........................13,6 м/сВооружение Ми-28Н "Ночной охотник" Встроенное стрелково-пушечное........................1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 300 снарядов. Точек подвески........................4 Неуправляемое ракетное........................НАР С-8 - 4 х 20 шт; НАР С-13 Управляемое ракетное........................ПТРК «Штурм-В»; «Атака-В»; «Атака-ВН» (16 шт.) «Воздух-воздух»: «Стрелец» с ракетой Игла-В - 4 x 4 шт. УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) Ракета с ТГСН Игла-В КМГУ-2 - контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений. 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядов...............................Фото Ми-28Н "Ночной охотник"

Ми-28 предназначен для использования на театрах военных действий, насыщенных средствами армейской ПВО. Способен выполнять полеты днем и ночью на предельно малых высотах (5-15 м), используя защитный рельеф местности, обладает высокими летными характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищенностью от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной зенитной артиллерии. Проектирование Ми-28 началось в 1980 г., первый опытный вертолет поднялся в воздух 10 ноября 1982 г. На базе Ми-28 создан вертолет Ми-28Н «Ночной охотник».

Ми-28Н «Ночной охотник» — видео

Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними: двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами.

В состав комплекса входит:

  • стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения;
  • тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер;
  • нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика;
  • система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях;
  • инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли;
  • комплекс средств связи;
  • надвтулочная РЛС кругового обзора.

РЛС дает возможность вертолету вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». Кроме того, РЛС Ми-28Н, например в отличие от РЛС американского вертолета AH-64D «Апач», способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР «Игла» класса «воздух-воздух» применяется по принципу «пустил-забыл». Их пуск контролирует оператор. Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон углов ее отклонения в горизонтальной плоскости 220°, в вертикальной - 53°. Это делает вертолет менее уязвимым для противника. Размещение боезапаса непосредственно на турели значительно повышает надежность подачи снарядов (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию пушки, экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Летчик выполняет прицеливание с помощью нашлемной системы целеуказания или без нее.

В состав вооружения Ми-28Н «Ночной охотник» входят неуправляемые авиационные ракеты (калибр 80 и 130 мм) и авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм, размещенные в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. Это вооружение применяет летчик. Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры.
В случае полного отказа рулевого винта, вертолет способен возвратиться на аэродром; компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нулю. При значительных боевых повреждениях вертолета на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притя-га. Силу удара гасит энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика, оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома.

В Ми-28Н, как и в Ми-28, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться 2 человека. Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76. Для этого необходимо демонтировать лопасти, надвтулочную РЛС, консоли крыла и стабилизатор. Время подготовки вертолета к полету после выгрузки не превышает 1.5 ч. На Ми-28 установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2200 л.с./2х1618 кВт. Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки - тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вертолет одновинтовой схемы, с неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом и двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа. Лопасти винтов цельнокомпозиционные. Кабины с тандемным расположением членов экипажа. Для повышения боевой живучести вертолета кабина летчика полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12.7 мм и осколков снарядов, жизненно важные элементы конструкции экранированы менее важными, многие агрегаты и системы дублированы. Конструкцией предусмотрен специальный технический отсек, допускающий размещение трех человек, который может использоваться для эвакуации с поля боя экипажа другого сбитого вертолета.

Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой, кабины штурмана-оператора - индикатор на ЭЛТ для отображения данных оптико-электронной системы. Имеются устройства подавления инфракрасного излучения и автоматы сбрасывания ложных тепловых целей. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживание при аварийных посадках с большими (до 12 м/с) вертикальными скоростями встречи с землей. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло.
В обзорно-прицельную станцию встроен лазерный дальномер, определяющий текущую дальность до цели и передающий эту информацию в БЦВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и НУР Он также выдает данные, необходимые для проведения пусков УР и выбора их оптимальной траектории в момент пуска.

Вертолет имеет подвижную пушечную установку НППУ-28 с модифицированной танковой пушкой 2А42 (калибр 30 мм; скорострельность 900 выстр./мин, боекомплект 250 снарядов) на турельной установке в носовой части фюзеляжа. Пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. В пределах визуальной видимости без использования увеличивающей оптики летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела.

Под крылом на четырех точках подвески могут подвешиваться до шестнадцати ПТУР «Штурм» с радиокомандной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной системой наведения и до че!ырех блоков НАР (калибр 80 мм по 20 ракет или 130 мм по 5 ракет), которые могут запускаться из обеих кабин. Кроме того, могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23 мм, бомбы массой до 500 кг (общей массой до 2000 кг). Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Тактико-технические характеристики Ми-28Н «Ночной охотник»

Экипаж 2 человека
Длина фюзеляжа 17,05 м
Высота 3,82 м
Ширина с консолями крыла 5,88 м
Диаметр несущего винта 17,2 м
Диаметр рулевого винта 3,85 м
Масса:
пустого 8,095 кг
нормальная взлётная масса 10,900 кг
максимальная взлётная масса 12,100 кг
Масса боевой нагрузки 2,300 кг
Масса топлива 1,500 кг
Силовая установка:
Тип двигателя турбовальный
Модель ВК-2500-02
Мощность:
на чрезвычайном режиме 2,700 л.с.
на взлётном режиме 2,200 л.с.
на крейсерском режиме 1,500 л.с.
Лётные характеристики:
Максимальная скорость 300 км/ч
Крейсерская 265 км/ч
Дальность полёта максимальная 450 км;
с ПТБ: 1087 км
Статический потолок 3,600 м
Динамический потолок 5,600 м
Скороподъёмность 13,6 м/с
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное 1 × 30-мм пушка 2А42,
боекомплект 300 снарядов
Точек подвески 4
Неуправляемое ракетное НАР С-8 - 4 х 20 шт;
НАР С-13
Управляемое ракетное ПТРК «Штурм-В»;
«Атака-В»;
«Атака-ВН» (16 шт.)
«Воздух-воздух» «Стрелец» с ракетой Игла-В - 4 x 4 шт.
30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядов
УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ)
Ракета с ТГСН Игла-В
КМГУ-2 - контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений

Фото Ми-28Н «Ночной охотник»

Вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" имеет особую систему защиты пилотов и может "видеть" врага на расстоянии 35 километров даже в темноте. Летчики-испытатели называют его "вертолет-боец", а в народе его уже окрестили "летающим танком".


"Это целый комплекс, которое позволяет летчику воевать ночью, это тепловизоры. В этом вертолете они реализованы в двух вариантах - для летчика и оператора, есть очки ночного видения",- рассказал в интервью РИА Заместитель главного конструктора московского вертолетного завода Дмитрий Сергеев.

Как отмечают создатели, вертолет оборудован внушительным запасом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка в десять выстрелов может в буквальном смысле разнести на части вражеский бронетранспортер; комплекс ракет "Игла" предназначен для уничтожения вертолетов и беспилотных самолетов противника. Однако главная сила "Ночного охотника" - это противотанковые ракеты "Атака", против которых не выстоит ни один танк противника.

"Ночной охотник" оснащен особой системой живучести. Винтокрылая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально защитить экипаж - полностью бронированная кабина выдержит даже прямое попадание 12.7-мм пуль. Экипаж расположен особым образом – место пилота находится выше места стрелка, таким образом, удалось сделать машину более плоской, а значит, менее уязвимой в бою.

Вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник" уже поступают на вооружение российской армии. В первую очередь ими оснастят военные округа на Кавказе и дальнем Востоке.

Боевой вертолет круглосуточного действия Ми-28НЭ представляет собой двухместный (летчик и штурман-оператор) вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и Х-образным рулевым винтом, управляемым стабилизатором, колесным неубираемым шасси с хвостовой опорой. Крыло служит для подвески вооружения и дополнительных топливных баков. Ми-28НЭ предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.
Для выполнения этих задач на вертолете используется следующее вооружение:

несъемная подвижная пушечная установка НППУ-28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 250 снарядов;
универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 шт) с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере;
противотанковый ракетный комплекс 9-А2313 "Атака-В" с управляемыми ракетами 9М120, 9М120Ф, 9А-2200 (до 16 шт);
управляемые ракеты с тепловой головкой самонаведения "Игла" (до 8 шт);
неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм в блоках Б8В20-А (до 4 блоков);
неуправляемые ракеты типа С-13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (до 4 блоков);
унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2 (до 4 блоков).
Вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования (БРЭО), обеспечивающим применение и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.

БРЭО также обеспечивает контроль за работой силовой установки и других систем; речевое оповещение экипажа; радиосвязь между вертолетами и с наземными станциями; связь между членами экипажа и запись их переговоров. В состав БРЭО входят: навигационная система, пилотажный комплекс, бортовая вычислительная система, информационно-управляющая система, многофункциональная система отображения информации, система управления оружием, обзорно-прицельная станция, тепловизионная станция летчика, бортовая радиолокационная станция, система управления ракетного вооружения, нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения, комплекс средств связи, система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и радиоаппаратура опознавания.

Особенности конструкции обеспечивают высокую живучесть вертолета. Выживаемость экипажа при аварийных посадках с вертикальными скоростями до 12 м/сек обеспечивается применением системы пассивной защиты с энергопоглощающими элементами конструкции (шасси, кресла, элементы фюзеляжа).

Советский Союз не сразу включился в «вертолетную гонку» и поначалу имел отставание от США, которые еще во время Корейской войны поняли выгоды использования вертолетов. Однако, в Советском Союзе очень быстро увидели преимущества использования «винтокрылых машин» в военной сфере и принялись наверстывать упущенное.

В начале 60-х годов прошлого века Миль предложил создать боевой вертолет, который мог бы доставлять бойцов на поле боя и если надо – поддерживать их огнем. На вертолет предполагалось установить мощное вооружение и создать в нем приличный десантный отсек. Так началась история создания легендарного вертолета – Ми-24 , советского «летающего танка». В 1971 году несколько первых машин были переданы для летных испытаний. Этот вертолет имел множество различных модификаций, не раз был модернизирован. Он был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, воевал на разных континентах и в разных станах. «Летающий танк» до сих пор в строю и надежно служит в российской армии и в других армиях мира.

Но в тоже время, опыт афганской войны показал, что армии нужен новый вертолет. Ми-24 – это действительно уникальная машина, к тому же с течением времени она избавилась от мелких недоработок, но проблема была в ее концепции. Ми-24 строился по сути, как летающий БМП. Изначально задумывалось так, что вертолет может доставить десант, а потом прикрыть его. Использование вертолета в боевых действиях (особенно в Афганистане) показало, что в основном машину используют как ударный вертолет, а десантный отсек попросту не нужен. В 1975 году Министерство обороны СССР объявило конкурс на новый ударный вертолет. В нем приняли участие бюро Камова и Миля. Военным нужен был аналог американского вертолета AH-1 Кобра .

К тому же советских стратегов интересовал еще один момент – возможность применения вертолетов против вражеской бронетехники. Пару лет до начала конкурса случился один эпизод, который произвел на советских военных неизгладимое впечатление. В октябре 1973 года восемнадцать израильских вертолетов АН-1 Кобра уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом не единой машины. Так что советским конструкторам была поставлена задача, научить новый вертолет бороться с танками.

Конструкторское бюро Камова предложило на конкурсе одноместный Ка-50 , который позже стал знаменитой «Черной акулой», а бюро Миля пошло по более простому и дешевому пути. Был еще раз переработан вертолет Ми-8 . На нем полностью ликвидировали грузовой отсек, до неузнаваемости изменили носовую часть вертолета, в кабине так и осталось два члена экипажа. На вертолет была установлена новая, более мощная пушка и более совершенная система управления огнем.

В середине 80-х, после многочисленных испытаний, конкурс на создание ударного вертолета выиграл Ка-50. А Ми-28 принялись переделывать согласно пожеланиям заказчика. Новый вертолет, получивший наименование Ми-28А, показали в 1988 на выставке в Ле-Бурже. Но потом СССР распался, и на время всем стало не до вертолетов. Ми-28 был принят на вооружение в 1995 году, а уже в 1996 году появился Ми-28 Н – первый в России вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде. За это ударный вертолет Ми 28 Н получил прозвище «ночной охотник».

Внешне этот вертолет очень напоминал вертолет Ми 28, за исключением одной детали, которая сразу бросалась в глаза: шар РЛС над осью несущего винта вертолета. Но эта деталь очень сильно меняла характеристики машины, превращая ее из довольно средней машины в один из лучших вертолетов России, который мог соперничать с любыми зарубежными аналогами.

Описание и технические характеристики машины

Боевой вертолет Ми 28 создан по классической одновинтовой схеме, у него один несущий и один рулевой винт. Оба винта имеют по четыре лопасти. Машина имеет трехколесное неубирающееся шасси и двухместную кабину. Пилоты находятся в ней один за другим. Кабина бронирована, также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета. Многие важные системы дублируются. Двигатели разнесены на разные стороны фюзеляжа. Есть небольшой грузовой отсек, в который помещается 2-3 человека. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Скорость машины более 280 километров в час.

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары.

Боевой вертолет Ми 28 прекрасно подходит для полета на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к цели. Однако, самым важным в этом вертолете является его радиоэлектронное оборудование, которое и делает его «ночным охотником». В его состав входит система управления вооружением, ИЛС, нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту управлять пушкой простым поворотом головы. Есть тепловизор, лазерный дальномер. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью.

РЛС «Арбалет» (шарик которой можно видеть над плоскостью винтов) позволяет вертолету летать и маневрировать на предельно низких высотах, уменьшая, таким образом, вероятность быть обнаруженным противником. Комплекс бортового оборудования позволяет экипажу огибать рельеф местности и существенно повышает технические характеристики машины. Бортовая РЛС «Арбалет» позволяет совершать полет в любое время суток, она сигнализирует пилоту о препятствиях на пути вертолета, включая даже такие, как деревья и провода электропередач. Благодаря «Арбалету» Ми-28 Н может прятаться в складках местности и выставлять только верхушку с антенной.

Вертолет ориентируется по физическим полям Земли, также может использовать спутниковую навигацию. В базе данных бортового ЭВМ хранится большое количество трехмерных карт района боевых действий.

У «ночного охотника» есть система подавления ИК-излучения и система сбрасывания тепловых ловушек. У вертолета есть возможность установки помех для вражеских РЛС и головок наведения ракет.

Вооружение Ми 28 Н состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42, также он может нести, как управляемые, так и неуправляемые ракеты. На вертолет могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух». Вертолет имеет четыре точки подвески. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений.

Основные ттх Ми 28

Модификация
Диаметр главного винта, м 17.20
Диаметр хвостового винта, м 3.84
Длина,м 16.85
Высота,м 3.82
Масса, кг
Пустого 7890
нормальная взлетная 10400
максимальная взлетная 11500
Внутренние топливо, кг 1500
ПТБ, л 4 х 500
Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117
Мощность, кВт 2 х 1640
Максимальная скорость, км/ч 282
Крейсерская скорость, км/ч 260
Дальность действия, км 460
Скороподъемность, м/мин 816
Практический потолок, м 5750
Статический потолок, м 3450
Экипаж, чел 2
Вооружение одна 30-мм пушка 2А42; ПТУР «Штурм», «Атака» и «Вихрь»

Вертолет Ми 28 имеет несколько модификаций, которые отличаются техническими характеристиками, комплектацией, годом выпуска и другими деталями.

Модификации Ми-28

  • Ми-28. Экспериментальная машина, которую отправили на доработку.
  • Ми-28 А. Доработанная машина. Отличался более мощным двигателем, Х-образным рулевым винтом, улучшенным оборудованием. В серию не пошла.
  • Ми-28 Л. Создавался для выпуска по лицензии в Ираке. В серию не пошел.
  • Ми-28 Н. «Ночной охотник». Всепогодный вертолет, который может выполнять задания в любое время суток.
  • Ми-28 НЭ. Экспортный вариант «ночного охотника».
  • Ми-28 НМ. Модернизированный вариант Ми-28 Н.
  • Ми-28 УБ. Учебно-боевой вертолет с дублированным управлением.

Говоря о Ми-28 можно отметить следующее. По своим техническим параметрам этот ударный вертолет очень похож на американский «Апач », правда стоит он гораздо дешевле. Кроме того, в этом вертолете отчетливо просматриваются черты Ми-24. Можно сказать, что эта машина – очень глубокая модернизация «крокодила». Новых решений в этом вертолете примерно 25-30% и это делает его очень выгодным. Многие узлы и детали отлично отработаны и хорошо известны техническому персоналу. Камовские машины – это действительно революционные вертолеты, но потому и запустить их серийно сложнее. Так что выбор Ми-28 Н в качестве основного ударного вертолета для армии России очень логичен и выгоден экономически.

Основной вопрос, который стоит сейчас в том, что же будет дальше. Ми-28Н можно назвать хорошим вертолетом второго поколения, российским аналогом «Апача ». Но американский вертолет давным-давно в серии, опробован во многих конфликтах, имеет несколько модификаций. Россия же только начинает серийный выпуск «ночных охотников». За это время в США успели создать новые вертолет «Команч», сделанный с использованием технологий «стелс». И уже успели от него отказаться. Вертолет получился не очень удачным с технической точки зрения и слишком дорогим даже для США.

Но дело, наверное, даже не в этом. Скорее всего, эпоха ударных вертолетов уходит в прошлое. На их место придут БПЛА . Беспилотные аппараты намного дешевле, они уже доказали свою эффективность и жизнеспособность. Такие аппараты отличаются большей эффективностью, малозаметностью и маневренностью, чем вертолеты. Да и при этом не нужно рисковать жизнью пилотов. В разработке таких аппаратов первое место пока принадлежит США, но их стремительно догоняет армия Китая . Россия же отстала в этом направлении, все наработки пока существуют только в виде чертежей и проектов.

Видео о МИ-28

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них