Обучение ребенка рисованию 7 лет. Рисование с малышами. Формирование творческого мышления

Рисование – один из способов детского самовыражения. Сначала малыш рисует каракули, нечто, описываемое в стишке «палка, палка, огуречик, получился человечек», потом его талант растет, и кроха подчас может выдавать настоящие шедевры. Но что делать, если у малыша не получается рисовать так, как он хочет? Из-за этого ребенок расстраивается и впадает в уныние.

Или другой пример: малыш замечательно с упоением рисует, но как сделать этот его талант по-настоящему профессиональным? Как подтолкнуть ребенка на «путь художника»? Другими словами, как научить ребенка рисовать? Об этом пойдет речь далее.

Когда учить ребенка рисовать?

Все детки имеют склонность к творчеству, и сложно найти малыша, который не любил бы рисовать.

Интересоваться миром красок и карандашей малыши начинают уже в 7-8 месяцев. В этот период происходит скачок развития, дети находят все больше нового и интересного вокруг себя.

В это время можно показать им простые рисунки, а также поэтапно (1-2 этапа) объяснить, как их рисовать. Пусть мама сама орудует карандашом на бумаге, а малыш следит за этими манипуляциями. Скорее всего, он и сам потянется к карандашу. Не стоит препятствовать этому. Предоставьте малышу полную свободу творчества.

Но, разумеется, о хоть сколько-нибудь профессиональном рисовании в 8-12 месяцев речи не идет. Научить малыша творить на более высоком уровне можно позже. В 2 года ребенок уже способен держать кисточку и карандаш правильно, то есть в кулачке, а тремя пальцами. В этот период можно начинать понемногу приобщать малыша к художеству. На ранних этапах можно обойтись домашним обучением (о нем пойдет речь ниже), но если вы всерьез решили вырастить второго Васнецова или Айвазовского, лучше отдать чадо в специальную художественную школу.


Подготовительный этап

Приобщение ребенка к творчеству – процесс крайне увлекательный, но и довольно затратный. Пока вы не поймете, что больше по душе вашему чаду – краски или карандаши, – придется купить и то, и другое.

Для начала приобретите:

  • листы бумаги (это лучше, чем альбом);
  • акварельные краски;
  • гуашь;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • простые карандаши;
  • цветные мелки или пастель;
  • кисти – лучше белку, колонок;
  • позже можно купить акриловые и масляные краски.

Очень интересно смотрятся рисунки на стекле. Они делаются специальными витражными красками, которые можно приобрести в художественных магазинах.

Поэтапно предлагайте крохе тот или иной инструмент для рисования.

Перед началом творческого процесса наденьте на ребенка старую одежду, которую не жалко запачкать. Подготовьте поле для деятельности: можно расположиться даже на полу! Создайте атмосферу: включите музыку, откройте шторы, чтобы в комнате стало светлее.

А теперь начинайте творить!


Осваиваем рисование карандашом

Перед тем как научить ребенка рисовать карандашом, необходимо познакомить его с основными геометрическими фигурами. Именно из них на первых порах будет состоять рисунок.

Следующий этап – раскрашивание. Начните с крупных раскрасок. Пусть малыш научится орудовать карандашами и аккуратно закрашивать детали рисунка.

  1. Найдите в Интернете простой урок, где поэтапно показано рисование любого предмета. Вместе с малышом выберите то, что будете рисовать.
  2. Возьмите один лист себе, другой дайте чаду. Поэтапно рисуйте картинку, следите, чтобы ребенок повторял за вами.
  3. Сначала картинка малыша будет несколько топорной, лишенной плавных линий и изгибов, но со временем он научится рисовать более аккуратно и красиво.
  4. Позже (в возрасте 6-7 лет) чадо можно познакомить с такими понятиями, как блик, тень, рефлекс. Для этого лучше отдать малыша в специальный кружок, где работают профессиональные художники.


Как научить малыша рисовать акварелью?

Акварель – это одна из лучших красок для обучения ребенка от 5 лет рисованию.

Для начала лучше выбрать обыкновенную медовую акварель – 12 или 18 цветов. Бумага – обычный ватман.

Подготовка

  1. Бумагу слегка намочите и прикрепите кнопками к доске или планшету.
  2. Акварельные краски разведите на специальной палитре.
  3. Подготовьте кисточки (беличьи или колонковые) и стакан с водой.

Рисование

  1. Для начала объясните ребенку, что есть всего три базовых цвета (красный, синий, желтый), а также покажите, как, смешивая их между собой, можно получить новые цвета.
  2. Пусть малыш попробует смешать краски на отдельном листе.
  3. Объясните чаду, что рисование акварелью требует скорости движения. Картину, нарисованную этой водной краской, сложно исправить, особенно, когда та высохнет.
  4. Начинайте рисовать. Поэтапно покажите малышу, как изобразить небо, деревья, дома. Помните, что начинать рисование нужно с фона, поэтапно накладывая новые слои.


Несколько интересных техник

Как научить ребенка рисовать карандашом или акварелью? Ответ прост: нужно позволить малышу поработать в разных техниках. Гуашь, цветные карандаши, пастель – все это вроде бы знакомо и даже банально, но творческий процесс не терпит обыденности. Создавать картины можно совершенно удивительными способами. Несколько таких техник представлено ниже.

Рисуем ладошкой

Ваш ребенок (этот способ можно предлагать даже малышам 2-3 лет) будет в восторге от такого рисования, ведь в глубине души каждому карпузу хочется, не сдерживая себя, пачкать все краской.

  1. Застелите пол газетами или большой клеенкой, положите на нее лист ватмана, в блюдца налейте разноцветные краски, подготовьте рулон бумажных полотенец и глубокую миску с водой.
  2. Пусть малыш «макает» ладошки в краску и, оставляя отпечатки на бумаге, творит свою картину.
  3. Время от времени руки ребенка следует мыть, чтобы картина не получилась грязной.

Для такой техники выбирайте только безопасные натуральные краски.

Рисование губкой

Нарисованные губкой картины выглядят очень необычно и красиво.

  1. Подготовьте блюдца с краской, миску с водой и несколько кусочков обычных губок для уборки дома.
  2. Лучше, если у губки будет четкая форма, например круг, прямоугольник.
  3. Нарисованную губкой картину можно дорисовать фломастерами или кистью.

Лучше взять несколько губок, чтобы рисунок получился более интересным, а процесс рисования – занимательным.

Восковые рисунки

Для рисования возьмите обычную парафиновую или восковую свечу. На листе бумаги вместе с ребенком нарисуйте узоры или напишите слова. Сначала все нарисованное будет невидно глазом, но успокойте малыша: чудеса начнутся, когда в дело вступят краски!

Аккуратно закрашивайте лист акварелью. Краска будет скатываться с вощеных частей листа и образовывать красивую необычную картину.


Кружок рисования: за и против

Отличный способ как научить ребенка рисовать, так и развить его коммуникативные навыки – отдать его на специальные занятия. Как и все кружки, такие занятия имеют свои плюсы и минусы:

Плюсы:

  • занятия ведет опытный художник;
  • ребенок общается с детьми своих лет, в группе присутствует дух соперничества, а значит, мотивация не лениться;
  • мотивацией являются периодические выставки и конкурсы;
  • обучение проходит по специальной программе.

Минусы:

  • занятия происходят в группе, и у преподавателя не всегда есть время подойти именно к вашему чаду;
  • занятия платные (часто довольно дорогие);
  • уроки лучше не пропускать, чтобы не отстать от группы.

Также можно отдать малыша на индивидуальные занятия по рисованию. Но помните, что стоимость таких занятий в разы выше, чем занятий в группе. Также в индивидуальных уроках нет соревновательного настроя.

Еще один способ обучить ребенка живописи – видеоуроки. Их можно скачать в Интернете или купить готовую программу в специализированных магазинах.

Со скольких лет отдавать ребенка учиться живописи профессионально, каждый родитель решает сам.

Заключение

Сколько бы лет ни было вашему чаду, учить его рисованию никогда не поздно. Будете ли вы это делать дома или же отдадите ребенка на специальные уроки, важно все делать поэтапно, чтобы не отбить у малыша желание творить.

Светлана Кривошеина
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник

Программа по изобразительной деятельности

«Мир вокруг нас»

(Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов в возрасте 5 – 7 лет)

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что основным методом в работе с детьми является наблюдение. В процессе своих наблюдений отметила, что дети пытливы, изобретательны , наблюдательны. Многие из них к пяти годам имеют свою точку зрения. Проявляют интерес ко всему новому, неизвестному, любят экспериментировать и радуются даже своему самому малому успеху. Я поняла, что это для них важно, и приняла решение сделать занятия для детей более познавательными, творческими, «живыми» .

Целью занятий рисованием ставлю : развивать творческие идеи у детей и навыки изображения . Учить детей анализировать форму предмета и уточнять знания о нем. Искать место детской инициативе, воображению, фантазии, возможности ребенка выполнять задания, опираясь на свой личный опыт и знания.

Особенно на первых занятиях целесообразно использовать прием показа для разъяснения технических приемов работы . Наглядный метод и входящие в него методические приемы (осязание предметов, движение руки в воздухе, как бы обрисовывающие предмет , его части). Словесные методы (пояснять, что и как следует выполнять, беседовать с детьми, задавать вопросы, предварительно сообщив тему занятия). Игровые приемы (предлагать детям роль : мастеров, художников, архитекторов) . Дидактические игры (на развитие, формирование и овладение сенсорными эталонами, на получение новых цветов и др.).

На занятиях рисованием необходимо учитывать особенности и возможности материалов, и чаще давать возможность выбора детям. Предварительно ознакомив детей с материалами : гуашью, пастелью, тушью, пером, палочками, губкой, и обучить техническим приемам работы с ними.

Данная программа позволит познакомить детей с понятиями : композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение , набросок.

Чтобы закрепить в памяти детей эти понятия , необходимо обеспечивать повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала . Такой подход к занятиям позволит, без особых усилий, познакомить детей : с жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж) ; с декоративно – прикладным искусством (на примере народных мастеров из г. Городца, с. Золотая Хохлома, с. Гжель, с. Дымка. Дети познакомятся с художественно – графическими техниками : тычок жесткой кистью, свеча + акварель, монотипия, отпечатки, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечаток силуэта, цветной граттаж, аппликационный метод, работали пастельными мелками.

Все занятия разбиты на циклы по месяцам. Каждый из них имеет свое название и включает в себя предметное, сюжетное, рисование , по собственному замыслу и с натуры.

Важным, считаю цикл «Цветоведение» , он рассчитан на 8 – 9 занятий. На них дети познакомятся с цветами спектра. Узнают, что цвета делятся на хроматические (цвета радуги, и на ахроматические (черный, белый, серый, основные (красный, синий, желтый, промежуточные (оранжевый, фиолетовый, зеленый, последний считается нейтральным) . Дети научатся : получать промежуточные цвета, используя основные , путем их смешения; дифференцировать теплые и холодные цвета; разбеливать краски и получать их оттенки; находить цветовой контраст.

Неотъемлемой частью программы считаю цикл «Декоративно – прикладное искусство» . Здесь дети учатся : познавать прекрасное, ценить труд других людей, делать окружающим их людям приятное. На занятиях этого цикла у детей разовьется чувство цвета, ритма, композиции. Закрепится навык : работы со схемами, дифференцировать цвета, координировать движения руки и глаза, использования различных технических приемов . Во время изображения элементов орнамента детям часто приходится работать концом кисти, этот прием развивает мелкую моторику пальцев руки, что очень важно для детей готовящихся к поступлению в школу.

Очень понравится детям циклы «Портрет» и «Изображение людей » . На таких занятиях дети покажут все свои возможности : знания, умения, навыки. Проявят фантазию, воображение, любовь к близким людям. Закрепят умение работать со схемами и с различными художественными материалами.

На занятиях цикла «Изображение цветов » , «Изображение животных » и «Природа» дети научатся различать формы предметов, сравнивать их, учитывать во время изображения . Работать со схемами, определять возможности и особенности материалов. Закрепят знания о жанрах живописи, научатся их различать. Проявят творчество, воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Все занятия строятся с учетом сенсомоторного опыта детей . Дети учатся видеть линию в образе (например, рассматриваем шерсть барана и видим сходство с линией виде соединенных между собой петелек, а у козы – с зигзагообразной линией и т. д.).

На занятиях циклов «Воздух, земля, вода» и «Что мы умеем» дети познакомятся с нетрадиционными техниками , со способами их выполнения и применения. Смогут проявить свой потенциал, возможности, знания, умения, навыки, владение техническими приемами , все то чему они научились.

В следующих разделах можете ознакомиться с задачами и тематическим планом работы на год.

Программа направлена :

На полное овладение системой эталонов цвета путем знакомства со всеми тонами, представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, получения цветов путем смешения других;

На развитие способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, развивать внимание, память, зрение с опорой на представления о цвете;

На развитие способности определять жанры живописи путем ознакомления с произведениями изобразительного искусства ;

На сенсомоторное развитие через моделирование предметной среды;

На развитие восприятия путем синтеза и анализа объектов и предметов;

На овладение детьми техническими приемами в работе с различными художественными средствами;

На развитие крупной и мелкой моторики рук при ознакомлении детей с различными художественно – графическими техниками ;

На развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления через осмысление детьми схематического изображения ;

На реализацию потенциальных возможностей детей в отражении мира через художественное творчество;

На развитие инициативы, творчества, через возможность самостоятельного выбора детьми изобразительных материалов , с учетом личного опыта.

Тематический план работы по рисованию на год

для детей в возрасте 6 -7 лет .

Октябрь Цветоведение

1. «Как я провел (а) лето»

2. «Радуга – дуга» (смешение красок)

3. См. занятие № 2.

4. «Ветка рябины» (натюрморт в теплых тонах)

5. «Поздний виноград» (натюрморт в холодных тонах)

Цветоведение

6. «Листопад» (техника «набрызг» , «монотипия» , «оттиск» )

7. «Мерзнет зайка под кустом» (свеча +акварель)

8. «Зимняя ветка» (цветной гроттаж, примакивание губкой)

9. «Пришла зима в лес» (метод тычка)

10. «Город ночью» (техника набрызг , вырезывание силуэта)

11. «Домик для Бабы – Яги» (пастель)

12. См. занятие № 11.

13. «Жилище деда мороза» («тычок жесткой кистью» )

14. «Городецкий петушок» (роспись)

15. «Хохломские узоры» (роспись)

16. «Гжельский чайник» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Изображение человека

18. «Клоун – музыкант» (гуашь)

19. «Как я гуляю со своими родителями» (по желанию)

20. «Папа может все что угодно» (по желанию)

21. «Как я помогаю маме» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Цветы для любимой мамы» (аппликационная техника )

23. «Букет сирени» (оттиск смятой бумагой + трафарет)

24. «Мои любимые цветы» (используя способы и методы )

25. «Цветущая весна» (используя методы и способы )

Апрель Воздух, земля, вода

26. «Красавица Земля» (пятнокляксография)

27. «Обитатели океана» (цветной граттаж)

28. См. занятие №28.

29. «Рисованная мозаика » (тычок ватной палочкой)

30. «Красивое – некрасивое» (по желанию)

Май Что мы умеем

31. «Мозаика» использованием пластилина и пера и туши)

32. См. занятие № 30.

33. «Герб семьи» (по желанию)

34. См. занятие № 32.

Тематический план работы по рисованию на год для детей в возрасте 5 -6 лет .

Октябрь Природа

1. «Осенний букет» (набрызг)

2. «Осенний натюрморт» (гуашь)

3. «Осенний пейзаж» (сухая кисть, набрызг, штамп)

4. «У природы нет плохой погоды» (по желанию)

5. «Осеннее настроение» (оттиск смятой бумагой)

Ноябрь Изображение животных

6. «Лебеди на пруду» (методом тычка)

7. «Осень пришла в горы» (пастель)

8. «Козы на лугу» (методом тычка/пастелью)

9. «Такие разные котята» (методом тычка)

Декабрь Архитектурные сооружения

10. «Праздничный салют в городе» (техника «набрызг» )

11. «Домик для Бабы – Яги» (примакивание губкой, смешение красок)

12. «Зимний город» (черно – белый гроттаж)

13. «Узоры Деда Мороза» (пятнокляксография с трубочкой)

Январь Декоративно – прикладное искусство

14. «Городецкие узоры» (роспись)

15. «Золотая Хохлома» (роспись)

16. «Голубая Гжель» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Портрет

18. «Веселый клоун» (пастель)

19. «Эмблема моей семьи» (гуашь)

20. «Портрет папы» (по желанию)

21. «Портрет мамы» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Тюльпаны для мамы» (гуашь)

23. «Букет сирени» (метод тычка)

24. «Полевые цветы» (примакивание, оттиск смятой бумагой)

25. «Ромашки» (пастель)

Апрель Природа

26. «Небылицы» (кляксография с трубочкой)

27. «Ежи на полянке» (метод тычка, кляксография с трубочкой)

28. «Подводное царство» (обводка силуэта по контуру пером)

29. См. занятие №28.

30. «Рисование по замыслу » (по желанию)

Май Природа

31. «Березовая роща» (примакивание губкой)

32. «Сосновый бор» (оттиск смятой бумагой)

33. «Утро на реке» (пастель)

34. «Где бы я хотел (а) провести лето? (по желанию)

Список используемой литературы

1. Обучение детей рисованию . Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2 – е испр. И доп. Под ред. С. В. Парафеевой, М., «Просвещение» , 1972.

2. Методика обучения рисованию , лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ. Под ред. Докт. Пед. Наук Н. П. Сакулиной. Изд. 5 – е, испр. М., «Просвещение» , 1971.

3. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старших групп дет. Сада. М., «Просвещение» , 1976.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошк. учреждений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 224 с.

6. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : Практическое пособие. – М.:Айрис – пресс, 2005, - 144с.

7. Ремезова Л. А. играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4 -5 лет : Методика. – М.: Школьная пресса 2004.- 96 с.

8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет : Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д» ,2004.-64с. (опыт работы практического педагога)

9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.:Педагогика, 1981. – 240 с. ,16 л. ил.

10. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М..

Многих родителей малышей беспокоит вопрос: "В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в той степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?"

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, бытует мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. Ребенок должен копировать предлагаемые ему образцы правильного рисования, а создавать произведения на основе собственного воображения он будет позже, так как настоящее творчество невозможно без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью.

При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого.

Чем больше взрослый, обучающий ребенка рисованию, будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша.

Итак, постараемся понять, почему взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка.

Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: доизобразительная и собственно изобразительная.

Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу. Есть дети, которым уже в год нравится мольберт, но не как навязанное родителями место для рисования, а как предмет интерьера, на котором родители, специально не обращая на это внимания ребенка, сами любят порисовать. Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями "каракулей", в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций — это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

На третьей ступени доизобразительной стадии , на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он "малюет", есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои "каляки-маляки". Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: "папа едет на машине", "мама и Саша идут в магазин", "Юля катается на велосипеде".

Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку, а для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

Следует также отметить, что, хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши , но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал — "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.

Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит. Художественные шедевры родителей не вдохновляют, а унижают ребенка, только приступающего к освоению изобразительного языка.

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети, родители которых терпеливо и с пониманием относились к их созидательной работе на листе бумаге, начинают обращаться за помощью к взрослым сами. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию или приглашать домой педагога-художника. Однако, если развитие детского рисунка задерживалось или переживало возникновение психологических барьеров, отдавать ребенка в изостудию лучше не раньше одиннадцати-двенадцати лет.

Дорогие мамы и папы! Систематическое и целенаправленное руководство детской изобразительной деятельностью, так же как и ограничение потребности ребенка в рисовании, лишает маленького исследователя собственных открытий в окружающем мире, дезориентирует его и мешает пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию, последовательное преодоление которых в условиях свободы и отсутствия давления и есть путь к истинному творчеству.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Обсуждение

04.03.2006 17:03:49

Новой информации не получила, т.к. читала об этом в нескольких книгах и журналах. Если кто-то не читал больше ничего, то, наверное, полезная статья.

Все желание рисовать (да и все остальные) может загубить средняя общеобразовательная школа с ее ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ программой. Я рисую сыну в 4 классе лицо женщины из 18-19 века, рыцаря,девушку в сарафане из прошлого. Ну что это такое????

09.02.2004 18:34:02, Сюсанна

09.02.2004 18:31:34, Сюсанна

Мой сын 4 лет очень любит рисовать деревья с ветками, причем, делает он это лет с 2 и с тех пор не видно большого прогресса в их изображении,я сравнивала его рисунки.Во всех других рисунках многое изменилось, цветочки стали "правильнее" что-ли, паровозики больше похожи на настоящие и едут по рельсам, домики стали походить на сказочные замки, прямые линии, закругленные... с этим все в порядке. А вот деревья так и остались смешными, взлохмаченными, кривыми и такими же как были,со множеством торчащих кривых веток под прямым углом исходящих от ствола. Интересно почему?

04.01.2002 11:46:28, Еленочка

10.05.2001 10:17:18

В садике дочке (3г8м) для закрепления умения проводить прямые линии задали нарисовать красками "Дом, в котором я живу". Дома я для поддержания интереса тоже села рядом с дочкой рисовать, соответственно, Маша начинает красками мазюкать, размалевывать по листу, приговаривая: "Тут бабушка печет пирожки, тут кошка сидит" - фантазия налицо, но рисунок далек от исходного задания (проводить прямые линии). Я без всякой фантазии нарисовала прямоугольник и в нем кучу квадратиков (многоэтажный дом с окнами - фантазии никакой, но зато близко к теме задания). В результате, дочь видит мой рисунок и говорит:"хочу такой же нарисовать", берем второй лист бумаги и опять у дочки мазюки - нравится, видимо, этот процесс красками, дочь видя, что результат далек от моего варианта, начинает плакать, я успокаиваю, говоря, что ее домик и с бабушкой и кошкой, а у меня фантазии не хватает. Что же нам делать в такой ситуации - учиться все-таки рисовать прямые линии или дать волю фантазии и как быть с садиком, там-то дети потом показывали свои рисунки, а дочь свои мазюки отказалась нести в садик, показывать?

А вот появление "головоногов" действительно в 3,5 года происходит? Мой ребенок нарисовал именно голову с ножками, внутри головы две точки - глазки. И сообщил, что это мама. Это было в 1 год 11 месяцев.
В том же возрасте был нарисован другой головоног и рядом внизу кружочек. Нам было объяснено, что это "бабушка играет в мячик".
А сейчас (2 г. 5 мес.)фломастерами тоже дочка рисует шарики, людей и животных (хотя на вид они все похожи:-))), а вот красками - берет ОДНУ краску и полностью закрашивает лист бумаги. Аккуратно-аккуратно. Рисовать на белом фоне ей почему-то неинтересно...
Это что-то значит?

Маленький вопрос. Дочка гуашью рисует увлеченно сама. Малякает, смешивает. Все хорошо. А карандашами или мелками обычно все происходит примерно так. Ко мне она приходит с карандашом и чистым листом и просит: «Нарисуй, пожалуйста, киску.» Что делать?

Рисуем животных Смешарики Рисование от 4-х лет от 4-х лет от 5 лет от 2-х лет Новый год Рисование от 5-и лет Развивайка Рисуем предметы Скетчинг Рисование от 1 годика от 1-ого года Рисование от 6-и лет Рисование от 2-х лет от 6-и лет

Уроки рисования для детей

В данном разделе собраны авторские уроки рисования для детей . Благодаря понятной структуре вы сможете найти учебные материалы для ребенка любого возраста. Каждый урок разделен на небольшие этапы, и шаг за шагом мама с малышом будут рисовать свои первые шедевры.

Для какого возраста уроки рисования?

Данный раздел содержит учебные материалы для детей дошкольного возраста, начиная с рисования пальчиками для двухлетних малышей и заканчивая созданием витражей для детей 5-7 лет. Однако, деление по возрасту здесь условно. Ребенок дошкольного возраста может рисовать все рисунки по очереди, так он сможет развивать в себе способности рисования и глубокую творческую личность.

Чем полезно рисование для детей от 1 до 7 лет?

  1. Развивается творческое мышление ребенка. Он начинает проявлять фантазию, в результате чего формируется собственное мнение.
  2. Развивается мелкая моторика. Ребенок координирует свои движения со зрением.
  3. Развивается самостоятельность, организованность, а также появляется желание совершенствовать свои произведения искусства.
  4. Развивается талант. Возможно, таланту нельзя научиться. Но его можно вырастить!
  5. Поэтапные уроки рисования для детей научат правильно делать декомпозицию творческой цели.

Данный раздел постоянно пополняется новыми уроками по рисованию для детей от 2 до 7 лет. Цель нашего портала осветить все темы рисования по этапам, чтобы каждый урок приносил для вас много пользы и хорошее настроение.

В этой статье:

Современная педагогика стремится развивать в детях таланты, творческое мышление . Один из методов занятий с малышами дошкольного возраста - рисование. Так проще научиться выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих переживаниях.

Развитие творческого мышления поможет ребенку в дальнейшем. Почему бы и не заняться этим? Ваш ребенок вполне может открыть у себя настоящий талант! Для этого преподавателям рекомендуется показывать детям разные способы рисования .

Для мотивации к творчеству используются игровые подходы и поощрения. Для детей это погружение в сказку, которую они же создают на листе бумаги. Яркие краски и карандаши, спокойная атмосфера и доброжелательное отношение воспитателя или родителя - это необходимо для того, чтобы маленький художник раскрыл свою душу.

Не ставьте запретов, не ругайте детей - они лишь пытаются показать вам, о чем и как думают. Для развития эмоциональной сферы рисование - один из лучших методов.

Зачем учить детей рисовать?

Дети обычно сами тянутся рисовать. Для них это очень простой, но интересный процесс - ручка или карандаш подчиняются их движениям. Сначала рисунки лишен всякого смысла – это лишь набор черточек и закорючек.

Затем родители показывают детям, как правильно рисовать . После этого ребенок открывает для себя этот интереснейший вид творчества. Конечно, существуют самые разные техники рисования для детей всех возрастов – не стоит ограничиваться только карандашами или красками.

В рисовании мы открываем себя миру. Демонстрируем то, что хотим сказать или показать, но не может сделать этого словами.

Лучше всего начинать уроки в раннем дошкольном возрасте : сейчас дети очень сенситивны .
Это важно еще и потому, что в возрасте 3-4 лет начинает активно развиваться логическое и абстрактное мышление. Рисование - это не только срисовывание, но и бескрайнее поле для воображения.

Придумывать мир, изображать героев сказок такими, как ребенок их видит, раскрашивать привычные предметы в самые необычные цвета - вот что дает нам этот вид творчества. Мы можем быть свободны в том, что делаем, менять мир так, как нам нравится. Дети, которые занимаются с детства (не просто рисуют, а с ними действительно занимаются родители или педагоги), впоследствии делают большие успехи в учебе и социальных взаимодействиях.

Что дает нам рисование

Развитие творческого навыка помогает детям. Для многих это отличный способ раскрепостится , снять какие-то внутренние психические ограничения. Это базис, позволяющий ребенку раскрыть свои творческие способности. Совсем
необязательно, что он будет рисовать в дальнейшем.

Возможно, лепка, музыка, литература привлекут его больше . Но главный урок уже получен: показывать себя миру, открывать свои мысли - это не страшно.

С развитием навыка рисования приходит лучшее понимание себя. Становление собственного «я» происходит быстрее, ведь человек нашел еще один способ связать свой внутренний мир с миром внешним - перенести на бумагу свои переживания, страхи, рассказать о том, что он любит и ценит.
Так гораздо проще знакомиться с миром и другими людьми .

Нельзя оценивать творчество детей негативно - это лишь создаст психические проблемы или же усугубит их. Творчество должно быть, с одной стороны, свободным, но с другой - иметь смысл, цель. Что хочет донести до нас художник? Для начала эту цель будет устанавливать педагог, а затем маленький художник сам сможет делать это. Причем не только в рисовании, но в учебе, общении, работе.

Формирование творческого мышления

У детей дошкольного возраста большой потенциал, который нужно развивать. Сейчас их мозг способен развиваться очень интенсивно, если давать ему пищу. Простые методы рисования быстро наскучивают детям. Интересные, нестандартные материалы и способы изображения привлекают их больше всего. Ведь такая деятельность сродни игровой.

Вы даете ребенку самые обычные предметы, но показываете, как их можно использовать для создания картины. Именно в свободной изобразительной деятельности самый большой коэффициент пользы для мозга . Развитие мышления, самовыражения - вот главная задача сейчас. Вы можете не только подготовить ребенка к школе, но и сформировать у него стремление к творческой деятельности.

Самовыражение ребенка

У детей не всегда есть способ выразить свои мысли и чувства. Особенно это относится к малышам 2-4 лет. Они еще не очень хорошо владеют речью , но через рисунок могут многое рассказать нам о себе, мире вокруг, семье и своих проблемах.

Через рисунок же эти проблемы можно
решить. Активное развитие мозга в этот период помогает развивать таланты . А творческая деятельность, в свою очередь, благотворно влияет на личность ребенка.

Развитие его способностей должно проходить рядом с человеком, который сможет направить его – мало кто из детей начал рисовать сам и достиг больших успехов.

Сейчас во всех детских садах воспитатели активно привлекают малышей к творческому самовыражению. Это помогает адаптироваться к новым условиям, научиться концентрироваться на процессе . Любое творчество - стимул для обучения и развития.

Как правильно учить детей рисовать?

Для малышей это веселое и полезное занятие. В процессе творчества они часто находят себя.

4 метода обучения рисованию

Это основные методы, которые педагог применяет для того, чтобы научить ребенка (или взрослого) чему-то. Для детишек дошкольного возраста все они подходят, а применяются в зависимости от ситуации и целей работы . Они указаны в определенной последовательности – по степени самостоятельности.

Начинать нужно с того метода, который предусматривает демонстрацию примера. Так проще разобраться в чем-то новом. Чем дальше продвигаются занятия, тем больше простора для творчества детей должно оставаться. Их больше не сдерживают рамки - теперь абстрактное мышление способно само устанавливать цели.

Информационно-рецептивный метод

Воспитатель показывает, как нужно работать – как пользоваться красками, кистями, карандашами, рисовать пальцами и т.д.

Он делает образец - простой, но понятный. Дети смотрят, задают вопросы, если что-то осталось неясным. На данном этапе воспитатель вводит их в мир рисования, дает базовые знания.

Его работа - некий образец, который первое время дети будут пытаться повторить. Им обязательно нужно сказать, что это - рисунок педагога, а их вариант может быть таким же, похожим или совсем другим. Пока что дети немного побаиваются «творить» сами, но их нужно настраивать на это.

Метод воспроизведения

Помогает довести какие-то навыки до автоматизма. Здесь дети повторяют одно и то же действие, пока оно не закрепится и не перейдет в навык. Подходит для работы с новым материалом, нестандартными методами творчества, которых дети еще не встречали. Это «разучивание», которое потом поможет им свободно, без стеснения использовать новый навык уже для создания собственной работы.

Эвристический подход

Учитель дает больше самостоятельности ребенку, позволяя ему продолжить заданную мысль. Здесь можно увидеть, как отличается подход каждого ученика к рисованию. Например, задается тема и какие-то обязательные объекты на картинке - все остальное будет выбором ребенка. Что еще изобразить? Каких персонажей добавить? На этом этапе обучения начинается активное развитие абстрактного мышления и воображения.

Метод исследователя

Свободное творчество. У детей может быть общая тема для работ. Например, их просят нарисовать картинку на тему
«осень». Это может быть все что угодно – как ребенок видит, знает, воспринимает осень.

Развитие его творчества тут связано с опытом, сенситивным восприятием, личным отношением. Все работы получаются разные - это и есть смысл занятия. Это создание своего собственного мира на бумаге, глядя на который, нам легче понять ребенка.

Как можно стимулировать желание рисовать?

Иногда для того, чтобы рисунок был более эмоциональным и отражал переживания ребенка, необходимо дополнительно стимулировать его воображение и психику. Есть несколько простых методов, которые знают воспитатели в детских садах и специальных кружках по рисованию.

Игра

Творчество преподносится как игра. Способов реализации множество . Например, детей делят на несколько команд,
которые состязаются между собой.

Задание может быть общим для всей команды, или же каждый вносит свой вклад, делая определенный рисунок. Затем все вместе обсуждают результаты работы , общаются между собой. Это важный стимул: дети не должны стесняться показывать свои рисунки . Конечно, все получат награду за участие в этом конкурсе-игре.

Внезапный сюрприз

Появление сказочного героя. Организовать это можно разными способами. Он зовет детей в свой мир, предлагая им какое-то задание. Такие живые, веселые уроки можно проводить перед праздниками. Дед Мороз приходит к детям с подарками и просит нарисовать новогодние картинки, рассказывает им сказку, предлагая проиллюстрировать ее.

Помощь

Маленькие дети знают много историй о том, что нужно помогать слабым. Они не откажут в помощи, если их кто-то попросит. Воспитатель приносит на урок игрушку, например котенка или собачку.

Этот персонаж просит о помощи - нарисовать для него теплый домик на зиму или любящую семью, в которую он бы мог пойти жить . Масса вариантов существует в этой ситуации. Дети с радостью реализуют свои идеи. Ведь пока у них еще не так хорошо развита речь, нарисовать на самом деле проще всего. Это занятие развивает эмоциональную сферу, эмпатию, сопереживание.

Эмоции воспитателя

Хорошим стимулом будут эмоции самого воспитателя. Дети видят, что он тоже вовлечен в деятельность. Это может быть выразительный рассказ или чтение детям стихотворения, сказки. По мотивам рассказанного нужно создать рисунок . Интересно, как эмоции одного человека переходят к другому. Все это направлено на развитие эмоциональной сферы, необходимой для творчества.

Создание комфортных условий

Первое, что необходимо сделать воспитателю или преподавателю - создать комфортные условия для творчества. В классе должно быть достаточно света. Это важное условие, ведь при недостаточном освещении можно
серьезно испортить зрение.

Психологи советуют включать тихую приятную музыку: она не отвлекает детей, а позволяет погрузиться в себя в поисках новых идей.

Самое главное здесь - психологический комфорт. Дети должны сосредоточиться на рисовании, не отвлекаясь на шум, разговоры, другие занятия. Воспитателю необходимо следить за дисциплиной. Всегда находятся дети, которым хочется заняться чем-то другим, привлечь внимание шутками. Этого нужно избегать. Дети 3-5 лет не могут концентрировать внимание долго, поэтому на занятие должно уходить не более 20-25 минут . Это время нужно провести с максимальной пользой.

Постановка задачи

Для детей необходимо поставить задачу. Малышам еще трудно самим определяться с темой, цветами, они не до конца осознают свои возможности. Постановка задачи должна быть четкой, но позволять ребенку выражать свое отношение к
теме работы
. Иначе вы получите совершенно одинаковые картинки, лишенные логики, души, эмоций.

Очень важно познакомить детей с картинами известных художников. Расскажите им немного о выборе темы, поговорите о картине. Пусть дети выразят свое отношение к ней - даже простые слова «мне она нравится» значат много. Так учитель рисования воспитывает в детях чувства гармонии, красоты, цвета, эстетики.

Материалы

Развитие навыка невозможно, если у вас всегда будут однообразные материалы: белый лист бумаги, 12 цветных карандашей… Это скучно, а ведь в дошкольном возрасте ребенку необходимо постоянно узнавать что-то новое: это
дает стимул для развития его психики и моторных навыков.

Рисование может быть очень разнообразным. Карандаши, краски, цветные фломастеры - это лишь начало . Для создания картин можно использовать клей и аппликации, блестки, объемные предметы, которые становятся частью рисунка.

Чем больше идей у воспитателя, тем больший эмоциональный отклик он получит от своих учеников. Для детей важно иметь выбор. Кому-то не даются краски, зато он делает очень красивые аппликации, умеет точно раскрашивать картинки. Предлагайте им разные виды работ, а материал сам найдется. Чем он сложнее и разнообразнее, тем активнее работает мозг . Это отличный тренинг для мелкой моторики и ситуативной логики.

Вы можете разместить разные материалы в центре комнаты. Скажите детям, что они могут выбирать все, что им нравится, для создания работы на определенную тему.

Здесь нет «проигравших», а есть 10-15 совершенно разных взглядов детей на наш мир. Конечно, так им будет интереснее создавать что-то, ведь не нужно следовать жестким правилам, а можно выбирать, пробовать, исследовать свои возможности.

Образы

Для начала выбираются простые и понятные: герои сказок, игрушки, животные, члены семьи. Все то, что уже знакомо. Как только дети привыкнут и освоятся с техникой работы (все равно с какой), можно вводить новые образы, подключать воображение. Например, расскажите детям про разных птиц, которые живут в вашем регионе. Покажите им картинки, расскажите что-то про них. А затем предложите выдумать свою собственную птичку и историю про нее :

  • где живет;
  • чем занимается;
  • что кушает;
  • куда летает.

Активное развитие воображения будет основано на уже увиденных образах. Так ребенок сможет придумать действительно сказочную птицу. Точно так же вы можете вводить другие образы, интересные детям.

Обсуждение работы

Не оставляйте картинки без комментариев. Для детей дошкольного возраста важно получить «обратную связь». Дело в том, что это мотиватор их творчества. Они привыкли, что за правильно выполненным действием следует похвала взрослого.

Дома это родители, а в садике или в кружке - воспитатель. Детям важно знать, что взрослые думают про их картинки, работы . Важно и мнение друзей.

Оставьте 5 минут для того, чтобы прокомментировать каждую картинку. Или же предложите подождать, пока краски высохнут, а потом повесьте все рисунки на доске и поговорите о них. Вы можете предложить каждому малышу самому сказать пару слов о том, что он нарисовал. Главное, чтобы среда для обсуждения была психологически комфортной . Обязательно похвалите всю картинку или какую-то ее деталь.

Детям 3-4 лет критика все еще кажется агрессивным действием. Лучше приберечь ее для более старших детей. В 5-6 лет развиваются психические механизмы оценки себя, «социальное я». Вы уже можете сказать ребенку, что, например, задумка очень интересная, но он выполнил картинку неаккуратно. Возможно, ему захочется переделать ее?

Что делать, если не получается?

Что ж, не всем дано быть художниками. Не акцентируйте внимание на том, что у ребенка не получается. Предложите ему помощь: дорисуйте что-то, подправьте. Причем делать это
нужно очень деликатно.

Ребенку становится очень обидно, если что-то не получается только у него одного, а других воспитатель хвалит . Это может разочаровать его и заложить основу для низкой самооценки и комплексов.

Нет такого понятия, как «плохо нарисовал». Все дети рисуют так, как могут, а это значит, что именно так они общаются с миром.Они доверили вам свое видение - уважайте это. Учите менее успешных так же, как и других, показывайте разные техники.

Возможно, в одной из них ребенок найдет себя . Тут важно, чтобы педагог понимал: все детки разные, и у кого-то абстрактное мышление развито очень хорошо, а у кого-то нет. Но это не повод для того, чтобы расстраиваться.

Само по себе рисование очень полезно для развития психики. Действия, движение, выбор цвета и формы - вот что важно на самом деле.

Движения рук помогают нервной системе развиваться , пальцы становятся более чувствительными, они могут выполнять мелкие движения. Работает логика, дети вспоминают все то, что они знают о предмете, который рисуют. У них получится в любом случае.

Техники рисования для детей всех возрастов

Главное, чтобы детям было интересно, иначе сама суть процесса теряется. Творить насильно - бессмысленная трата времени. Дети с радостью делают то, что помогает им, дает повод гордиться собой. Это важный стимул для ребенка: создать что-то такое, за что его похвалят.

Тогда и он начинает видеть себя иначе: значимым, важным
, интересным
. С осознанием таких качеств многое меняется в психической жизни малыша. Ему гораздо проще заводить друзей, он с радостью пробует новое, не боясь неудачи.

Отличных результатов вы достигнете, если будете совмещать творческий процесс и обучение. Разнообразие природы, смена времен года, страны и города, семья - темой для рисования может быть что угодно. Расскажите немного о предмете, которым занимаетесь на уроке, покажите фотографии, картинки, диафильм . Таким простым способом можно даже научиться писать буквы и цифры.

Младший возраст

Рисование пальцами отлично подходит для малышей. Этот метод простой: ребенок окунает палец в краску и водит по бумаге. Следите, чтобы краски были натуральные, а не химические.

Такой метод считают терапевтически-полезным: он развивает мелкую моторику и благотворно влияет на нервную систему. Активизируются связи пальцев с мозгом – теперь ребенку будет легче справляться с мелкими движениями, ведь его пальцы стали активнее. Он может делать рисунок одним пальчиком, двумя или всеми пятью -выбор техники за ребенком.

В момент творчества активизируются одни участки мозга, а другие, наоборот, успокаиваются – так можно снять стресс, страх, негативные мысли. Малыш настраивается на размышление, его давление и пульс приходят в норму. Такой способ творческой релаксации можно применять после физической активности. Он позволит, например, подготовиться
ко сну.

Главное, что рисование пальцами – это простой способ. Для него не нужно ничего лишнего. Пальчики малыша – это и есть «кисти» для рисования. Так ему проще познакомиться с самим видом творчества. Это одна из первых возможностей выразить собственное «я», заявить миру о том, как малыш видит цвета, краски, формы.

Младший дошкольный возраст

Сейчас детям уже проще рисовать, ведь они знают о мире больше. Простые картинки можно сделать интереснее. Например, предложите им окунать ватную палочку в гуашь и рисовать «методом тычков». Рисунок будет состоять из точек и линий - это увлекательное занятие, которое и
взрослым должно понравиться
. Оно полезно для развития чувства цвета и гармонии рисунка.

Еще один интересный способ рисования для детей – «проявляющиеся рисунки». Контуры нужно нанести восковым карандашом (цветным или бесцветным), для этого же может подойти обычная свечка. Потом на рисунок наносится акварельная краска.

С воска краска будет стекать, а скрытый рисунок проявится . Для детей это настоящее волшебство. Они могут делать друг другу «сюрпризы»: рисовать свою задумку, а потом обмениваться листами для «проявления».

Для младшего дошкольного возраста подходят развивающие техники. Вы уже можете совмещать искусство и познание. Гуляя в парке или перед детским садом, собирайте осенние листочки разных деревьев. Воспитатель может рассказывать про разнообразие природы, учить определять по листьям, какому дереву они принадлежат.

С этими сухими листочками появляется новая возможность для рисования - «метод печати листьями». На крепкий листик наносится краска. После этого его нужно аккуратно прижать к листу бумаги.

Покажите детям, как это делается. Через несколько секунд просто снимите листик за черенок – на бумаге останется ажурный отпечаток. Предложите детям создать букет из разных листьев. Эта красивая техника позволит перенести структуру сухого листа дерева на бумагу - получаются выразительные и довольно реалистичные картинки.

Старший дошкольный возраст

Для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) подойдет интересная техника творчества - монотипия. Она дает полную свободу действий и стимулирует воображение. С ее помощью можно нарисовать небо или морское дно.

Это принцип оттиска. Краску наносят на гладкую ровную поверхность (это может быть гладкий кусок пластика). Детям нужно объяснить, что делать все необходимо быстро, пока краска не засохла. Можно сочетать несколько цветов и оттенков . Затем на покрытую краской поверхность накладывается белый лист бумаги и разглаживается.

Можно прикладывать его несколько раз, постепенно смещая. Тогда получится плавный переход цветовой гаммы. Если вы хотите изобразить морское дно, то это могут быть голубые, синие, фиолетовые, бирюзовые тона . Здесь можно научить детей предварительно смешивать краски, чтобы получать оттенки.

Когда фон готов, можно начинать творить: дети дорисовывают камешки, водоросли, разноцветных рыбок. Монотипия - сочетание нескольких творческих подходов . Каждый раз у вас получаются новые рисунки, ведь все зависит от того, какие цвета и в какой последовательности наносятся на пластиковую «матрицу». Дальше - только воображение.

Родители и дети: совместное творчество

Часто психологи рекомендуют детям с социально-коммуникативными проблемами заниматься дома с родителями рисованием. Это простой способ помочь малышам справиться с их страхами, зажатостью, низкой самооценкой.

Если нет возможности отдать ребенка в садик или водить на занятия, то все то же самое вы можете сделать дома .

Родитель может положить начало развитию интереса к творческой деятельности. Вам нужно создать комфортные условия дома, предложить большой выбор тем, материалов, сюжетов, чтобы заинтересовать ребенка. Это поможет детям с проблемами проще адаптироваться к социальной жизни.

Помогите начать

Покажите ребенку, как нужно рисовать. Самые простые формы отработайте вместе. Детям 3-4 лет нет смысла давать сложные задания. Пока что мелкая моторика только
развивается - они видят мир проще, чем мы. И все же начало положено - ребенок заинтересовался рисованием.

Теперь некоторое время вам нужно предлагать ему идеи или же заниматься вместе. Тем, у кого присутствует задержка в психомоторном или эмоциональном развитии, тяжелее начать самостоятельно рисовать, выдумывать себе сюжеты. Вы можете повторять те же модели и методы, которые даются малышам в детском саду – иллюстрация для сказки, например.

Совместный рисунок – помощь в адаптации

Для очень закрытых детей, имеющих проблемы с выражением своих эмоций, задержку речи, предлагается «лечение рисунком». Рисовать нужно вместе с мамой, например. У вас
должен быть один лист бумаги, на котором вы вместе что-то изображаете.

Для начала мама может рисовать половину формы, а малыш будет дорисовывать . Он может не пускать вас в свое «пространство» на листе, закрываться. Со временем, когда появится уверенность в себе, он откроется.

Совместное рисование - это не только первый шаг для развития творчества для таких детишек, но и существенная помощь им. В процессе развивается доверие, пропадают границы . Теперь уже проще становится общаться с ребенком посредством рисунка. Ваши темы и мотивы должны быть доброжелательными: домики, солнышко, лето, семья.

Все это вызывает яркий эмоциональный отклик. Никто не сказал, что он придет сразу же.

Часто нужно долго и упорно рисовать вместе, чтобы малыш справился со своими внутренними проблемами. Когда он начнет делать это с вами охотно, без страха - цель достигнута . Ему стало лучше. Этот метод применяется для детей с психологическими травмами, сложной адаптацией в обществе.

Похвала и замечание

В классе рисования или дома – все действия взрослого направлены на развитие собственного видения ребенка, мнения о предмете или явлении. Оно совершенно не обязано совпадать с вашим или чьим-то еще.

Конечно, детей в любой возрасте нельзя ругать за рисунки. Это их видение мира, а также возможности их моторики. Не все ведь научатся рисовать профессионально .

Этот навык дается нам частично от природы. Для творчества необходима предрасположенность. В детстве проще всего научиться правильно изображать свои мысли, если будет присутствовать похвала. Маленькие дети будут в восторге от небольших конкурсов, когда все получают поощрение - вы можете присуждать каждому из них победу в определенной «номинации».

Чем старше малыш, тем у него активнее работает интерес к соревновательной деятельности. Тогда уже можно выбирать победителя или нескольких победителей из группы. Этот способ подходит и для тех, кто занимается дома. Обязательно хвалите малыша, указывайте на интересные моменты рисунка, выбор цвета.

Даже если в будущем он не станет художником, графиком, вообще не будет иметь связи с искусством, заложенные в детстве понятия об эстетике и гармонии цвета очень помогут ему в жизни. Многие взрослые не умеют рисовать, а на просьбу нарисовать что-то реагируют резким отказом. Возможно, кто-то в детстве смеялся над их рисунками, осуждал их. Делать этого нельзя, даже если родитель или воспитатель по-доброму критикует работу. Ребенок расстраивается и запоминает это надолго.

Не ругайте детей

Ругать за разлитые краски по полу - одно, а вот за рисунок - совсем другое. Суть этого процесса - научиться выражать себя, мыслить творчески, создавать. Кто может осудить ребенка, воссоздавшего на листе бумаги целый мир своего воображения? Если что-то кажется вам нелогичным или странным, деликатно поговорите с малышом.

Почему ты нарисовал это?

Что это означает?

Почему ты выбрал эти цвета?

Зачем на рисунке этот персонаж/предмет?

Обсудив все спокойно, можно получить интересные ответы. Например, некоторые педагоги хотят скорее добиться реализма в творчестве детей. Это нормальная практика, ведь застревать на уровне 3-4 лет нет смысла.

Развитие
реалистичного рисунка - важная задача. Но ругать ребенка за то, что он изображает улыбку и ручки у солнца, ни в коем случае не следует. Лучше показывайте ему готовые работы – пейзажи, портреты, натюрморты. Объясняйте разницу между стилями рисования.

Все, что дети делают, не ошибочно . Они так видят. Вы можете развить в них чувство прекрасного, усовершенствовать их работы. Для этого не должно быть агрессии, оскорблений, публичной критики работы. Обычный разговор поможет все расставить на свои места. Иначе вы получите лишь нежелание развиваться дальше и отказ от рисования.