Первоначально культурой называли ораторское искусство умение рисовать. Тесты егэ обществознание. Системa образования регулируется

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло-гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры.

Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

1.1.Происхождение и значение термина «культура»

Понятие «культура» (про-исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет-ся в природе человека.Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» --- выработка правил поведения, «culture lingual» -- совершенствование языка и т. д.

Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитан-ному в обществе, в противоположность человеку «естественно-му», необразованному.


В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культу-ра» выражали идею культуры как сферы развития «человечнос-ти», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвы-шения человека, совершенствования духовной жизни и нравст-венности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство че-ловека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имею-щийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, вос-питания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человече-ства, но и отрицательные проявления человеческой активности (ре-лигиозные распри, войны, преступность и т. д.).

В дальнейшем закрепилась расши-рительная трактовка культуры: культура охватывает все, что от-личает жизнь человеческого общества от жизни природы, все сто-роны человеческого бытия. Она включает в себя не только резуль-тат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обя-зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма транс-ляции социального опыта через освоение каждым поко-лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна-вательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и сво-боды. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творчес-кий акт человека, но творчество как универсальное отношение че-ловека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение че-ловека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

В наше время слово «культура» является одним из наи-более употребляемых и в обыденном языке, и во множе-стве научных определений, что говорит как о многознач-ности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.С содержательной точки зрения под куль-турой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус-тойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каж-дого общества все эти составляющие в их конкретно - историчес-кой форме образуют ее социокультурный комплекс, или культу-ру данного общества.

В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное че-ловеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты челове-ческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

Вариант 1 Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех. А1. Первоначально культурой называли: 1) ораторское искусство 2) умение рисовать 3) способы возделывания почвы 4) Воспитанность А2. Культура в широком смысле слова - это: 1) все виды...

Вариант 1 Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех. А1. Первоначально культурой называли: 1) ораторское искусство 2) умение рисовать 3) способы возделывания почвы 4) Воспитанность А2. Культура в широком смысле слова - это: 1) все виды преобразовательной деятельности 2) виды искусства 3) производство духовных ценностей 4) образованность человека А3. К духовным ценностям относится: 1) микроскоп 2) компьютер 3) научное открытие 4) телевидение А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает: 1) появление новых произведений искусства 2) углубление знаний о культуре 3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению 4) реставрацию памятников культуры А5. Спецификой массовой культуры является: 1) зрелищность 2) доступность 3) оригинальность 4) узнаваемость А6. Верны ли следующие суждения? А. Элитарная культура враждебна массовой. Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны А7. Ве

Вариант 1 Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех. А1. Первоначально культурой называли: 1) ораторское искусство 2) умение рисовать 3) способы возделывания почвы 4) Воспитанность А2. Культура в широком смысле слова - это: 1) все виды преобразовательной деятельности 2) виды искусства 3) производство духовных ценностей 4) образованность человека А3. К духовным ценностям относится: 1) микроскоп 2) компьютер 3) научное открытие 4) телевидение А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает: 1) появление новых произведений искусства 2) углубление знаний о культуре 3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению 4) реставрацию памятников культуры А5. Спецификой массовой культуры является: 1) зрелищность 2) доступность 3) оригинальность 4) узнаваемость А6. Верны ли следующие суждения? А. Элитарная культура враждебна массовой. Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны А7. Верны ли следующие суждения? А. Наука - это система знаний Б. Наука - это производство знаний. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны А8. Система образования регулируется: 1) государством 2) обществом 3) социальной группой 4) отдельными людьми 1

А9. Гуманизация образования - это: 1) уменьшение учебной нагрузки 2) возможность получить образование в другой стране 3) внимание к индивидуальным особенностям личности 4) свободное посещение, занятий А10. К мировым религиям не относится: 1) христианство 2) буддизм 3) иудаизм 4) ислам А11. Искусство в широком смысле слова - это: 1) высокий уровень мастерства 2) художественное отражение действительности 3) правильное отражение действительности 4) все вышеперечисленное А12. Мировоззрение формируется под влиянием: А. Личного опыта. Б. Окружающей культурной среды. В. Образования и воспитания. Г. Психологических особенностей личности. 1) верно А и Г 2) верно А В Г 3) верно В и Г 4) верно А Б В Г А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется: 1) совестью 2) убеждением 3) талантом 4) этикетом А14. Осознание личностью своей значимости называется: 1) честью 2) достоинством 3) уважением 4) признанием А15. Нормы морали охраняются: 1) государством 2) обществом 3) церковью 4) политическими партиями А16. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью: 1) национальной культуры 2) элитарной культуры 3) массовой культуры 4) народной культуры А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов? 1) культурно-мировоззренческую 2) производственную 3) социальную 4) нравственную 2

А18. Верны ли следующие суждения о науке? А. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений. Б. Цель науки - теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры? А. Формы культуры определяют ее носители. Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования? А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А21. К средствам массовой информации относится: 1) литература 2) телевидение 3) театр 4) киноискусство А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре: 1) массовой.. 2) народной 3) экранной 4) художественной А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет: 1) борьба за авторские права 2) появление новых научных открытий 3) стремление к научной истине 4) неоднозначность последствий научных открытий А24. Экстенсивный путь развития образования означает: 1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений 2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе 3) интеграция учебных дисциплин 4) повышение качества преподавания А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ: 1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке 2) преподавание на иностранных языках является обязательным 3) среднее образование является в РФ обязательным 4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения 3

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)? А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории. Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А27. Верны ли следующие суждения о СМИ? А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества. Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определенной аудитории. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании? А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения. Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А29. Духовный мир человека называется: 1) микрокосм 2) макрокосм 3) космос 4) душа А30. Фундаментом духовной жизни общества является: 1) познание 2) искусство 3) наука 4) культура Задания уровня В Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности. В1. Какому понятию соответствует следующее определение? «Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями - это …………... ». Ответ:_______________ В2. Вставьте пропущенное слово: «………….. - это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного». Ответ:______________ 4

В3. Вставьте пропущенное слово: «Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации - это...........» . Ответ:_________________ В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении - это... » Ответ:________________ В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры? 1) Общедоступность 2) Сложность и противоречивость 3) Расчет на узкий круг знатоков 4) Анонимность 5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества Ответ:________________ В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго. 1 2 3 В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго. 1 2 3 4 5 В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре 1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты 5) Сказки 6) Поговорки 7) Законы Ответ: __________________ В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре? 1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе 3) Детективный роман 4) Героическая былина 5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта Ответ: ________________ 5

В10. К моральным нормам относятся 1) Уважение к другим народам 2) Верховенство закона 3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе 5) Талант 6) Любовь к искусству 7) Честное исполнение долга Ответ:___________________ 6

Ответы вариант 1 УРОВЕНЬ А № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ 1 3 11 2 21 2 2 3 12 4 22 2 3 3 13 1 23 4 4 3 14 2 24 2 5 2 15 2 25 3 6 4 16 3 26 3 7 3 17 2 27 3 8 1 18 3 28 3 9 3 19 1 29 2 10 3 20 4 30 4 УРОВЕНЬ В № задания Ответ 1 Духовность 2 Искусство 3 Мировоззрение или научная картина мира 4 Мораль 5 2 3 5 6 1В 2А 3Б 7 1Б 2А 3А 4Б 5А 8 3 4 5 6 9 6 7 10 1 3 4 7 7

Текущая страница: 10 (всего у книги 41 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, внешние отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением в религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в случае, когда психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана, общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии молитве, медитации, «тайнозрении» и т. п.

Регулятивная функция. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее основ – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает, высшее требование – максиму (лат. maxima – высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение.

Тесты к разделу III

1. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать:

а) культурой ;

б) экономикой;

в) мировоззрением;

г) историей.

2. Существование культуры невозможно без:

а) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

в) государственного финансирования культурных мероприятий;

б) демократического государственного устройства;

г) преемственности культурных традиций.

3. Каждая культурная ценность:

а) уникальна;

б) понятна;

в) известна;

г) необходима.

4. Первоначальнo культурой называли:

а) ораторское искусство;

б) умение рисовать;

в) способы возделывания почвы;

г) поэтический дар.

5. На материальную и духовную традиционно разделяют:

а) культуру;

б) мораль;

г) религию.

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. личного опыта;

Б. окружающей культурной среды;

В. образования и воспитания;

Г. психологических особенностей личности.

7. Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется:

а) элитарной;

б) народной;

в) национальной;

г) массовой.

8. Отличительной чертой элитарной культуры является:

а) сложность содержания ;

б) ограниченность национальными рамками;

в) способность приносить прибыль;

г) ориентация на широкую публику.

9. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе:

а) искусства;

в) производства;

г) образования.

10. Вид изобразитeльного искусства, имеющий трехмерную форму, называется:

а) скульптура ;

б) архитектура;

г) абстракционизм.

11. К жанрам живописи не относится:

а) натюрморт;

б) пейзаж;

в) графика;

г) портрет.

12. Верны ли суждения? Под наукой понимают:

А. Систему знаний;

Б. Производство знаний.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

13. Наука это мышление:

а) в образах;

б) в художественных формах;

в) в понятиях;

г) в чувствах.

14. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

а) наукой;

б) искусством;

в) образованием;

г) творчеством.

15. Системa образования регулируется:

а) государством;

б) обществом ;

в) социальной группой;

г) отдельными людьми.

16. Гуманизация образования это:

а) отказ от выставления низких отметок;

б) свободное посещение занятий в школах;

в) большее внимание к индивидуальным особенностям личности;

г) уменьшение учебной нагрузки.

17. Гуманитаризация предполагает:

а) обеспечение всеобщности образования;

б) отказ от изучения точных наук;

в) создание условий для получения образования для лиц с физическими недостатками;

г) усиление внимания к изучению общественных дисциплин.

18. Интернационализация образования это:

а) изучение иностранных языков;

б) возможность получить образование в другой стране;

в) создание единой системы образования для разных стран;

г) подготовка разнообразных специалистов.

19. Верны ли следующие суждения? Социализаторская функция образования заключается в том, что:

А. В его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли следующие суждения о связи духовной и материальной культуры?

А. Духовная культура всегда обеспечивает потребности материальной культуры.

Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны .

21. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обязательным является:

а) среднее (полное) общее образование;

б) основное общее образование;

в) профессиональное образование;

г) высшее образование.

22. Верны ли следующие суждения о школьном образовании?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

23. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

24. Bepны ли следующие суждения о религии? Специфическим свойством религии является:

А. Связь с миром переживаний человека.

Б. Вера в сверхъестественное.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

25. Религия является формой:

а) человеческого бытия;

б) классового сознания;

в) человеческой культуры;

г) нравственности.

26. Религия включает в себя:

а) систему догматов;

б) мифологию;

в) культовые действия;

г) все перечисленное.

27. Религия, признающая существование только одного Бога, называется:

а) язычеством;

б) политеизмом;

в) монотеизмом;

г) анимизмом.

28. Как называется одна из ранних форм peлигии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм;

29. К мировым рeлигиям не относится:

а) Христианство;

б) Буддизм;

в) Иудаизм ;

а) Конфуцианство;

б) Христианство;

г) Буддизм.

Раздел IV
Экономическая сфера жизни общества

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера - решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых , с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих , под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых , исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро– и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых , выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

В реальной жизни производство всегда имеет определенную социально-экономическую форму и отличается отношениями, складывающимися между людьми.

Итак, экономика – это сфера деятельности человека, в которой создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Ресурсы – это все то, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек извлекает для себя пользу.

Ресурсы можно разделить на:

природные (естественные силы и вещества);

материальные (все сверхприродные, «рукотворные» средства производства, которые являются результатом производства);

трудовые (население в трудоспособном возрасте);

финансовые (денежные средства, выделяемые обществом на организацию производства);

информационные (средства массовой информации). У всех ресурсов есть одно общее свойство: они имеются в ограниченном количестве. Действительно, кроме воздуха, солнечного тепла и дождя – все остальные средства удовлетворения человеческих потребностей существуют в ограниченном объеме.

Ограниченность – это недостаточность производственных ресурсов для создания того объема благ (товаров и услуг), которые люди хотели бы получить.

Для удовлетворения своих материальных потребностей люди организуют производство.

4.2. Производство

Производство – это определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложное экономическое понятие, объединяющее в систему материальное и нематериальное производство. Материальное производство – основа развития человеческого общества вообще, нематериального производства в частности, роль которого неуклонно возрастает .

Истории известны две основные формы общественного производства – натуральное и товарное.

Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Основными чертами натурального хозяйства являются замкнутость и консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. Законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних объемах. Однако, несмотря на свою примитивность и относительную бесперспективность, натуральное хозяйство обладает устойчивым характером и существует до настоящего времени. Более развитым и сложным по сравнению с натуральным является товарное хозяйство.

Товарное производство – это такая форма организации хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

В процессе производства люди вступают в отношения между собой, т. е. в производственные отношения . Они представляют собой сложную систему, включающую в себя отношения собственности, а также формы распределения производственного продукта, его обмена и потребления.

Производство для общества есть объективная необходимость. Поскольку человеческие потребности безграничны, постоянно изменяются и растут – это побуждает общество развивать производство. Для этого используются факторы производства.

Факторы производства – это элементы системы производства и процессы, воздействующие на него.

Выделяются следующие основные факторы производства:

земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете, пригодные для производства благ);

труд (человеческие усилия, которые затрачиваются в процессе производства);

капитал (материальные и духовные ресурсы, с помощью которых можно увеличить продуктивность земли и труда);

предпринимательство (специальные способности людей, умеющих координировать и управлять производством);

информация (знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной экономической деятельности). В процессе производства каждый фактор выполняет свою функцию и имеет свою долю дохода:

ренту (собственники земли);

заработную плату (наемные работники);

процент (владельцы капитала);

прибыль (предприниматели);

контроль (руководители, акционеры средств массовой информации).

Для того чтобы производить, факторы производства должны соединяться. По характеру соединение факторов производства может осуществляться:

на добровольных началах (если средства производства находятся в собственности самих производителей);

в принудительном порядке (если средства производства отделены от работников и являются собственностью других членов общества).

В свою очередь, принуждение к соединению факторов производства может быть:

внеэкономическим (рабство и феодализм осуществляли это непосредственно с помощью вооруженной силы – заставляли рабов и крестьян под угрозой оружия работать на себя);

экономическим (капитализм реализовывает это с помощью товарно-денежных отношений, т. е. капиталист не заставляет рабочего работать на него, но рабочий вынужден наниматься на работу, чтобы не умереть с голоду).

Результатом общественного производства является совокупный общественный продукт (СОП), состоящий из предметов, вещей и оказываемых услуг.

По своей экономической роли совокупный общественный продукт делится на:

материальные затраты (сырье, энергия, материалы);

чистый продукт (труд работников, занятых в общественном производстве за определенный период времени).

В свою очередь чистый продукт включает в себя:

необходимую часть (которая служит воспроизводству рабочей силы, удовлетворяя как материальные потребности людей в питании, одежде, жилье, так и помогая реализовать их духовно-социальные стремления);

прибавочную часть (которая необходима для расширения производства и формирует общественные накопления). Совокупный общественный продукт можно также измерить, применяя следующие показатели:

валовый общественный продукт (ВОП), являющийся совокупной стоимостью всех произведенных за год в стране конечных товаров и услуг;

национальный доход (НД) – это часть совокупного общественного продукта, содержащая вновь созданную в течение года стоимость;

валовый национальный продукт (ВНП), включающий в себя общую рыночную стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП отражает единство всего народного хозяйства.

Любая фирма, выпуская продукцию, должна покрывать свои издержки (затраты). В противном случае она будет нести убытки и ее собственник, в конце концов, разорится. Если же выручка фирмы превышает ее издержки, то она получает прибыль.

Различаются издержки в бухгалтерском смысле (их обычно называют бухгалтерскими) и издержки в экономическом смысле (экономические, или альтернативные издержки).

Бухгалтерские (явные) издержки – стоимость израсходованных ресурсов в ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки всегда подтверждаются бухгалтерскими документами. Они очевидны. Поэтому их также называют явными издержками. Разница между объемом продаж и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль .

Общая выручка фирмы – бухгалтерские издержки – бухгалтерская прибыль.

Бухгалтерская прибыль направляется на уплату налогов, выплату дивидендов акционерам, развитие производства и т. п.

Неявные издержки – это сумма дохода, который не получен, вследствие отказа от наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов.

Экономические, или альтернативные издержки – это выручка, которую можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных вариантов использования ресурсов (сумма явных и неявных издержек).

Экономисты различают общие, средние и предельные издержки.

Общие издержки – это издержки всего выпуска продукта фирмы.

Средние издержки – это общие издержки в расчете на единицу продукции.

Предельные издержки – это прирост общих издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукта.

Общие издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это та часть общих издержек фирмы, которая не зависит от объема выпускаемой продукции.

Например, если фирма арендовала помещение, то она должна вносить установленную арендную плату, независимо от того, каков объем выпускаемой продукции и даже если она вообще не выпускается. Процент по ссуде, полученной фирмой в банке, также надо платить независимо от выпуска продукции. Заработная плата аппарата управления также относится к постоянным издержкам.

Постоянные издержки включают, кроме того, амортизацию.

Амортизация – это постепенная утрата стоимости зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств по мере их износа .

Например, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства служат длительное время. В течение своего срока службы они изнашиваются и постепенно теряют свою стоимость, независимо от степени их использования. Не случайно подержанные автомобили всегда стоят дешевле, чем новые. При этом, чем больше срок их службы, тем они дешевле.

Переменные издержки – это та часть общих издержек, величина которой находится в прямой от выпуска продукта.

Это – затраты на сырье, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату рабочих, упаковку, транспортировку продукции. Например, чем больше столов выпускает мебельная фабрика, тем больше ее затраты на доски, клей, краску, зарплату рабочих и т. д.

Важнейшей характеристикой общественного производства является его эффективность.

Эффективность общественного производства – это соизмерение общественного продукта с затратами на его создание.

Экономически эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затраченных ресурсов.

Важнейшими показателями экономической эффективности производства являются:

– производительность труда;

– материалоемкость продукции;

– норма прибыли или рентабельности.

Не менее важной является и социальная эффективность производственной деятельности. Ее характеризуют:

– условия труда;

– состояние окружающей среды.

Сущностью производства является взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы общества – это совокупность всех факторов, средств, используемых обществом в процессе производства.

Производительные силы состоят из:

рабочей силы (т. е. людей, обладающих трудовыми навыками);

средств производства (т. е. предметов труда, с помощью которых и из которых создаются материальные блага);

технологии и организации производства. Развитию современных производительных сил общества присущи следующие основные тенденции:

– производительные силы становятся менее материало– и трудоемкими;

– природные и трудовые ресурсы функционируют более экономично;

– производственная деятельность людей становится более творческой.

Производительные силы взаимодействуют с производственными отношениями , которые понимаются в качестве общественной форм ы развития производительных сил.

И производительные силы, и производственные отношения содержат внутри себя систему противоречий между различными элементами общественного производства: техникой и технологией, средствами производства и рабочей силой и т. п.

Все вместе: и производительные силы, и производственные отношения, и их элементы выступают движущими силами экономического развития общества.

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б.В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

Верны ли суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

6. Социальная функция науки проявляется в ее способности участвовать в:

1) познании строения Вселенной,

2) совершенствовании техники,

3) решении глобальных проблем современности,

4) изучении вопросов происхождения и сущности человека.

7. Для художественного творчества обязательно (-а):

1) стремление к точному отражению действительности,

2) простота формы произведения,

3) работа в творческом коллективе,

4) использование образно-символических средствах.

Верны ли суждения об искусстве?

А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.

Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

9. Приобщение человека к культуре обязательно требует от человека:

1) посещения концертов и музеев,

2) самостоятельных духовных усилий,

3) высшего образования,

4) устойчивого материального положения

Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

1) празднование Масленицы,

2) посещение художественной галереи,

3) прочтение стихотворение А.С. Пушкина,

4) создание самолета братьями Райт.

11. Массовая культура, в отличие от народной:



1) воспринимается узким кругом ценителей,

2) возникла только с переходом к индустриальному обществу,

3) не взаимодействует с элитарной культурой,

4) базируется на национальных традициях.

12. Что из перечисленного, характеризует искусство в отличие от науки:

1) выявление закономерностей развития природы и общества,

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем,

3) отражение мира в художественных образах,

4) использование теоретических понятий.

13. Важнейшим необходимым механизмом творчества является:

1) интуиция,

2) безукоризненная логика,

3) наличие высшего профессионального образования,

4) приобретение знаний.

К культуре демонстративного потребления относится

  1. Народная
  2. Массовая
  3. Национальная
  4. Молодежная

15. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) Воспитанность

16. Культура в широком смысле слова - это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

17. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

18. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

19. К средствам массовой информации относится:

1) литература

2) телевидение

4) киноискусство

20. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой..

2) народной

3) экранной

4) художественной

21. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

4) культура

Приложение 1

«Широкое и узкое понятии культуры. Сравнительная таблица»

Культура в широком смысле Культура в узком смысле
Все, что создано человеком, в своей совокупности степень воспитанности определенного человека
вторая природа. все, что относится к деятельности в сфере искусства
вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты этикет
Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком наука и научные учреждения.
Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей способы достижения истины
К культуре относится: А. Нормы поведения людей Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни В. Духовно-нравственные проблемы человека
Культура есть мера человеческого в человеке.

Приложение 2
«функции культуры»

Приложение 3

«Элитарная, массовая и народная культуры»