По клеточкам простые. Рисование по клеточкам. Как и что нарисовать поэтапно? Легко! Точечная графика — технология пиксель арт

Настоящая дружба остается крепкой и нерушимой вопреки времени и испытаниям. Дружеские отношения основаны на доверии и взаимопомощи, поэтому исключают эгоистические мотивы и предательство. Однако жизнь зачастую ставит человека перед сложным выбором, в котором лишь немногие выбирают правильный путь, остальные же – становятся жертвами ошибок, и могут совершить измену, предав самые лучшие чувства, в том числе и товарищескую привязанность. Многие писатели утверждали, что проблема верности и измены в дружбе – очень серьезный и актуальный вопрос. Поэтому они затрагивали его в своих книгах, мы же перечислим самые известные их примеры.

  1. В повести В. Железникова «Чучело» Лена Бессольцева умеет любить и сопереживать ближнему как никто другой. Она знает цену дружбе и одинаково готова разделить с другом радости и печали. Она верит в искренность и честность того, кому однажды поверила и подарила тепло. Ее выбор пал на Диму Сомова, который приходит на помощь Лене в ссоре с одноклассниками. Он кажется ей сильным и правильным, но только до тех пор, пока сам не оказывается в беде. Когда ребята обвиняют Лену в том, что она рассказала о пропущенном уроке учительнице, Дима молчит и позволяет другим издеваться над ней, хотя сделал это он сам. Страх осуждения и наказания заставляет его сознательно скрыть правду. Он боится признаться в собственном проступке и оставляет Лену в одиночестве в минуту, когда та особенно нуждалась в его помощи. Он осознает, что совершил предательство, но не может поступить иначе, потому что мнение окружающих оказывается для него важнее товарищества, которое он не в состоянии оценить и разделить в полной мере.
  2. Узы дружбы связывают людей совершенно разных, непохожих друг на друга, иногда совершенно противоположных в своих взглядах и стремлениях. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба между Онегиным и Ленским представляется как взаимная борьба характеров и интересов. Онегин – разочарованный в жизни циник, Ленский – сентиментальный и трогательный в своих наивных стремлениях романтик, видящий красоту там, где Онегин примечает лишь скуку и пошлость. Герои сближаются друг с другом, но несхожесть их характеров рождает противоречие, которое оказывается переломным в жизни каждого из них. Раздраженный Онегин решает проучить своего восприимчивого друга, оказывая внимание его невесте, которая, к слову, ни капли не интересует Евгения. В результате друзья в одночасье становятся врагами, и Ленский погибает на дуэли от руки Онегина. Евгений боится чужого мнения и обвинений в трусости, тем самым предает дружбу по причине минутной слабости и эгоизма.
  3. Дружба – верное лекарство от одиночества, основанное на полном духовном взаимопроникновении и принятии другого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Терпение, помощь, понимание, доверие – главные составляющие этого глубоко чувства.
    В сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема дружбы является центральной. Постичь глубину этих отношений, отдать им лучшие душевные порывы, научиться быть ответственным за того, кому дал обещание быть рядом – это величайшее искусство, которому учится Маленький принц. В своем путешествии он открывает для себя много важных истин, одной из которых с ним делится Лис. «Мы в ответе за тех, кого приручили», — говорит он герою и дарит ему самое ценное, что у него есть – бескорыстную дружбу, которая соединяет сердца и делает их нужными друг другу. Лис верен себе и своему товарищу, поэтому терпеливо учит того, как нужно дружить, а не раздражается при виде неосведомленности мальчика.
  4. В романе В.А. Каверина «Два капитана» тема дружбы раскрывается на примере отношений двух центральных персонажей – Сани и Ромашки. Их связывает многолетняя дружба, которая оказывается сотканной из противоречий. Каждый из них проходит важные этапы взросления, в результате которых формирует собственные представления об ответственности, понимаемой и интерпретируемой героями по- разному. Ромашка решает поступиться дружбой во имя собственных интересов, которые для него остаются на первом месте. Саня остается прямым и честным, отвергая предательство как способ достижения личного счастья. Дружеские узы оказываются разорванными одним из героев, по причине нравственной ограниченности, которая доминирует над благородством души и становится причиной предательства.
  5. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор создает два глубоких и противоречивых образа — Штольца и Обломова, которых связывает бескорыстная дружба. Оба героя очень схожи по характеру, что делает их близкими и важными друг другу, однако разность стремлений, целей и воспитания в целом становится причиной противоречий, которые в конечном итоге разделяют их. Эти противоречия во многом носят внешний характер, ведь оба героя — яркие личности, которые находятся в постоянном поиске счастья. Штольц активен, деятелен, он всеми силами пытается привить жажду жизни Обломову, склонному к созерцательности, размеренности и лени. Однако, как только их дружба угасает из-за супружества, и деятельный Штольц, и пассивный Обломов в конечном итоге теряют себя, не находят гармонии в жизни: Илья Ильич умирает, а Штольц остается в растерянности и смятении перед лицом будущего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

Ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

Ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

Формирование навыков работы с текстом

Формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

Формирование чувства эстетического удовольствия

Развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические;

Беседа;

Средства обучения:

Печатные;

Демонстрационные;

Аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

План урока.

1. Организация начала урока.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты . В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

4 слайд

Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

Найдите этот фрагмент в тексте.

Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

4. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение - сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

Докажите, что это рассказ.

Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

В этом произведении есть волшебство? (Нет)

Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

Молодцы! Вы доказали, что данное произведение - рассказ.

Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? (Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

6. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

- Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!

Рады приветствовать тебя, ценитель чтения. Детский рассказ "Есть, есть такое лекарство!" Абрамов Федор не оставит тебя равнодушным, и не один раз вернет тебя к повторному прочтению. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. "Есть, есть такое лекарство!" Абрамов Федор читать бесплатно онлайн будет интересно деткам, для них здесь много нового, и взрослым - они вспомнят свою молодость и детство.

И збушечка у бабы Мани – бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна береза, да и та инвалид Отечественной войны – будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на березе, вороны, голуби справляют свои свадьбы. А у кого весной первую песню поет красавец скворец? У бабы Мани. На березе-инвалиде, к которой она еще в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудреную, наспех сколоченную скворечню.

Соседям это было в диво. У них-то скворчиные дома – терема резные на шестах. И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка березовая – садись куда хочешь да пой свои песни.

А вот не рвутся скворцы в эти терема. Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах.

– Баба Маня, – допытывались соседи, – скажи нам свое птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь.

– Да какое у меня птичье слово? Никакого птичьего слова я не знаю. Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. Вот и все мое птичье слово.

В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки – к соседям улетят. Всякая божья тварь любит заботу о себе.

В теплый солнечный день она вышла из дома, протоптала в снегу тропку к березе-инвалиду, затем принесла лесенку, приставила ее к стволу дерева.

Старенькая, дряхлая была баба Маня. На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше – голова закружилась – свалилась в снег.

Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на березу воробьи и давай кричать всем скопом:

– Вставай, вставай, баба Маня! А то простудишься.

Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких.

Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых.

Есть, есть такое лекарство!

Его бабе Мане принесли скворцы.

Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня – и что такое? Кто стуком стучит во все окошечки ее убогой лачужки?

Она подняла от подушки старую голову – и, боже ты мой: скворушки! Ее любимыши. Стучат, колотятся желтыми клювиками в рамы, бьют воронеными крылышками в стекло:

– Вставай, вставай, баба Маня! Мы тебе здоровье принесли.

Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала:

– Нет, нет, не могу, ребята. Мне уж не подняться, не встретить вас больше.

– Да как не встретить! Кто сказал, что у тебя сил нет?

Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу.

Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на теплое солнышко, оперлась на легкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов.

С этого дня баба Маня пошла на поправку.

(Слайд № 1). На урок русского языка - с Абрамовым.

(Краеведческий материал, связанный с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамова на уроках русского языка).

(Слайд № 2).

« У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной - красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлением ребяческой души: с нею, с этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своём – для всех одна», - писал Александр Трифонович Твардовский.

Нам посчастливилось родиться и жить в замечательном крае – на Пинежье. Какой облик малой родины останется в душах наших ребят, во многом зависит от нас, учителей-словесников.

На Пинежье ещё по сей день сохранились фольклорные традиции, пинежане помнят имена сказительниц Анны Ивановны Гладкобородовой и Ангелины Евдокимовны Суховерховой. (Слайд №3).

Литературное Пинежье – это заметная страница литературы Русского Севера. Прославила малую родину сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. Пинега – место ссылки Александра Степановича Грина. Пинежскую ссылку писатель впоследствии вспоминал как одну из интереснейших страниц своей жизни, именно здесь он начал писать.

В поисках Берендеевой чащи в 1935 году путешествует по Пинеге известный писатель М.М.Пришвин.

Сказки Степана Григорьевича Писахова знают все. Где истоки его сказочного творчества? В этом он признавался сам: « С детства я был среди богатого северного словотворчества. Мои деды и бабка со стороны матери были родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий». От матери Ирины Ивановны, которая была родом с Труфаногор, слышал Степан Григорьевич самобытные пинежские сказки со своеобразным говором, с загадочной выдумкой. Может быть, в какой-то мере Пинежье и стало своеобразной фольклорной родиной, почвой для сказочника.

Пинежье вправе гордиться писателем-гражданином Фёдором Александровичем Абрамовым.

Краеведение, по моему убеждению, одно из эффективных средств патриотического и духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит естественно, органично.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся СЛОВО – слово учителя, слово писателя.

Сложным в работе учителя остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над языковыми явлениями, но и над смыслом, воспитывающим моментом, который несёт предложенный текст.

Думается, что эта проблема исчезает, если мы обращаемся к произведениям Ф.А.Абрамова.(Слайд №4).

Краеведческая работа не только на уроках литературы и во внеклассной работе, но и на уроках русского языка позволяет вызывать интерес к родной земле, родному языку, учит видеть необычное в обычном, учит уважать себя, свою семью, свой край, свой язык.

В нашей школе большое внимание уделяется вопросу преемственности «начальная школа-среднее звено». В начале учебного года проводятся открытые уроки в 5 классе, на которых обобщаем изученное в начальной школе, показываем ребятам, какие требования на уроках мы будем предъявлять в среднем звене. (Слайд №5).

Один из таких уроков провела, используя рассказ Ф.А.Абрамова « Есть, есть такое лекарство», в очередной раз убедившись, что произведения нашего земляка – благодатный материал для уроков русского языка.

Урок начался с выслушивания мнений о рассказе, который ребята прочитали дома. Пятиклассники дали название этому лекарству – доброта, определили тему и основную мысль рассказа, поработали со словом ДОБРОТА (выяснили лекс.значение по толковому словарю, подобрали однокоренные слова разных частей речи, нашли слова, близкие по смыслу(отзывчивость, благодеяние), и противоположные по смыслу (зло, недоброжелательность).Заглянули во «Фразеологический словарь» и узнали пожелания со словом ДОБРЫЙ (доброе утро, доброго здоровья, в добрый час, путь).Ученики отметили непонятные слова в тексте(диалектные) и выяснили их значение, доказали, что тип текста- повествование с элементами описания.

В рассказе нет описания скворечника у дома бабы Мани, и ребята фантазировали, словесно создавая его описание.

Пятиклассники высказали восхищение добротой бабы Мани, используя текст, определили, как автор относится к героине, ведь он прямо не говорит о своих симпатиях, а свою любовь показывает через употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выписали эти слова и выделили морфемы.

На уроке выясняли роль антонимов (терема-скворечники соседей и развалюха у бабы Мани) : для сопоставления жилища птиц. В рассказе отыскали слова, близкие по значению: любит - обожает, старенькая – дряхлая, стучат – бьют, колотятся.

Была организована работа с глаголами, как со словами, передающими действия, на определенные виды орфограмм. Произвели синтаксический разбор предложения, интересного с точки зрения определения частей речи: А у кого весной первую песню споёт скворец?

На уроке было много пропедевтических моментов – настрой пятиклассников на изучение новых тем в дальнейшем – синонимы и антонимы, правописание слов через дефис (воробьи – забияки, берёза – инвалид), обратили внимание на слово ВЕСНОЙ, которое может быть и наречием, и именем существительным.

Баба Маня – человек доброй души. А какого человека можно назвать добрым? Учащимся была предложена творческая работа по заданному началу: « Добрым называют человека, который…». В конце урока ребята написали графический диктант- составление схем предложений из рассказа « Есть, есть такое лекарство».

Домашним заданием было мини-сочинение « Самый добрый человек».

(Слайд №6).

Каждый словесник испытывает трудность, когда пятиклассников учит писать отзыв о произведении, так как часто ребята подменяют отзыв подробным пересказом. При подготовке к такому уроку я обратилась к миниатюрам цикла « Трава-мурава» Ф.А.Абрамова: «Как Нина вылечила сына от жестокости» и « Если пожалеть птицу».

Очень важно, чтобы предложенные тексты были ориентированы на духовные запросы ученика, и эти рассказы нашли отклик в сердцах пятиклассников, так как повествуется в них о бережном отношении к «братьям нашим меньшим».

На уроке обсуждали эти миниатюры, учились передавать одним-двумя предложениями содержание рассказа, а самое главное – давать оценку поступкам героя, задуматься над тем, чему научил рассказ, о чём заставил задуматься.

Послушайте, какие отзывы после этого урока написали пятиклассники:(Слайд №7).

«Недавно я прочитала рассказ « Как Нина вылечила сына от жестокости». Автор этого рассказа- Фёдор Александрович Абрамов. Он уроженец деревни Веркола, известный писатель не только на Пинежье, но и во всем мире.

В рассказе повествуется о Нине и её жестоком сыне, который впоследствии становится защитником всех живых существ.

Вначале Алёшка - это бессовестный и злой мальчик. Меня возмутила его жестокость, так как он калечил насекомых, издевался над птицами.

Мама Алёши добрая, заботливая. Она совестила сына, но всё оставалось по-прежнему. Мне понравилась история об отце – муравье, которую она придумала. Нина рассказала Алёше, что голодные муравьи могли бы умереть без отца – кормильца. И это растопило каменное сердце мальчика. Ему стало стыдно, он задумался о судьбе маленьких муравьёв. С этого дня Алёша стал защищать всё живое.

Рассказ заставил меня задуматься над тем, что нельзя издеваться над животными и калечить их, а надо защищать, стать им друзьями».

(Настя Х.).

«Я прочитала миниатюру из цикла « Трава-мурава» « Как Нина вылечила сына от жестокости». Её написал Фёдор Александрович Абрамов, уроженец деревни Веркола.

В этом рассказе повествуется о Нине и её сыне. Алёша рос жестоким смала. Он отрывал крылышки у бабочек, подбивал камнями голубей, давил гусениц. Так было до тех пор, пока однажды опять Алёшка не раздавил большого муравья. Меня возмутила безнравственность мальчика.

Мама Нина добрая, заботливая. Она стремилась научить сына любить животных.

Наконец Алёша осознал свою ошибку.

Рассказ учит бережному отношению к животным».

(Света З.).

(Слайд №8).

По программе 7 класса есть урок развития речи на тему «Рассказ на основе услышанного». Нередко ребята затрудняются в выборе рассказа, передаче случая из своей жизни или жизни близких людей. На таком уроке при объяснении темы опять использую миниатюры из «Травы-муравы»: «Офимьин хлебец» и «Как дед Семён осрамил своих детей». С семиклассниками выясняем, где и при каких обстоятельствах, от кого они могли услышать этот рассказ, каков может быть вывод.

Предлагаю послушать работы ребят: (Слайд№ 9,10).

« Однажды, проходя по местному кладбищу, мы увидели у одной заброшенной могилы пожилую женщину со слезами на глазах. Она поправляла красивый букет полевых цветов у креста. Мы подошли поближе и увидели на кресте фотографию пожилого мужчины.

Это ваш родственник?- спросили мы.

Нет, он был моим соседом, но ушёл сам из жизни,-тяжело вздохнув, она снова заплакала.

Почему? Как это случилось?

И она поведала нам грустную историю деда Семёна.

Дед жил один, жена давно умерла, а дети почти забыли его. Изредка забегала только внучка. Через некоторое время старик совсем ослаб, и у него отнялись ноги. Ни воды принести, ни дров. Ничего не мог бедный старик! И однажды без воды целый день провёл. Выполз кое-как он на крыльцо и видит: бежит внучка Лида. Попросил её принести воды, а она в кино торопилась, некогда ей было! Заполз старик домой и…А на похоронах стали дети его ругать за то, что опозорил их перед людьми…

Мы были тронуты этим рассказом и решили, не задавая лишних вопросов, уйти».

(Ира М.)

Нередко, читая рассказы Ф.А.Абрамова, ребята видят в них своих родных, знакомых со схожей судьбой. Об этом сочинение Майи М.:

« У моей бабушки есть знакомая, зовут её Мария Михайловна. Она удивительная рассказчица. Однажды поведала нам историю из своей юности:

Это было в1943 году. Я жила у своей бабушки в деревне Шардонемь. Было мне 16 годков. Голодное было время. Каждый день ходила я в лес и собирала ягоды. Однажды иду по бору, а мох под ногами хрустит, белый, рассыпчатый, ну и нарвала его вместо ягод. Пришла домой, натёрла в блюдце. Ну, думаю, мука, просто загляденье! Наскребла я в старом мешке немного муки, перемешала его с мохом и давай тесто месить. Напекла из него хлеба, сижу на крыльце, ем. Соседки голоднёхоньки идут по улице, глядь, а у меня хлеб в руках, так и едят этот хлеб глазами. Спрашивают:

Маша, где хлеб взяла?

А я и говорю:

В лесу моху нарвала да хлеб и испекла.

Побежали все мох рвать, хлеба печь. Так и спасались этим хлебом в военные годы. Всё выдержали, всё испытали! Да, трудные времена были,- закончила Мария Михайловна.

Надолго остался у меня в памяти её рассказ».

(Слайд№11).

1).Поездка в Верколу.

2).Памятная поездка.

3).У могилы писателя-земляка.

4).Экскурсия по Верколе.

5).О чём заставила меня задуматься поездка в Верколу.

Урок подготовки к сочинению начала словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. На земле нет неинтересных мест. Есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, - внутренне скучные…»

Обратили внимание на темы сочинений, а ведь они разные: есть темы – повествование с элементами описания, есть рассуждение.

Целью урока было предупреждение и классификация грамматических, речевых, логических и фактических ошибок. Заранее подготовила карточки, на которых были напечатаны с указанным видом ошибки предложения, выписанные из сочинений учащихся или придуманные самой во избежание дальнейших ошибок. Задача учеников, работающих в паре,- найти, объяснить и исправить ошибку.

Поработали восьмиклассники и с « Орфогоркой», когда по очереди от команд выходили к доске, вставляя пропущенные буквы в слова, которые, вероятнее всего, будут использованы в сочинении: сначала, памятник, фотоаппарат, лебеди, благословение, лиственница, восстанавливать, экспонаты и др.

Следующее задание – индивидуальная работа: в предложенных карточках не только найти ошибку, но и указать её вид, исправить. (Слайд № 12).

Затем редактировали сочинение ученика на тему « Памятная поездка в Верколу». Текст был предложен на доске. Вопросы стояли следующие:

Понравилось сочинение или нет?

Соответствует ли оно названию?

Что должно отражать такое заглавие: тему или основную мысль?

В ходе редактирования выявляли ошибки, исправляли их, заново перестраивали предложения.

Урок заканчивала словами: « Я рада, что эта поездка помогла разбудить в ваших душах чувство сопричастности к прекрасному, негодование по поводу того, что мы не смогли увидеть былую красоту церквей и собора, а виной тому людская бездуховность, сожаление от того, что мы ещё с вами мало знаем и читаем произведения Ф.А.Абрамова. Но у нас ещё всё впереди!

В сочинении одной ученицы написано: « Когда мы находились в храме, было тихо и спокойно, в эту минуту хотелось делать только добро». Верю, что эта поездка в Верколу, к Абрамову заставит вас о многом задуматься!»

Слово Ф.А.Абрамова таит в себе огромный воспитывающий потенциал. К его миниатюрам обращаюсь и на уроках литературы, и на уроках МХК. Над его замечательной миниатюрой о Пинеге мы работали с восьмиклассниками целый урок, стараясь постичь ту красоту слова и формы, которую хотел передать нам писатель-земляк.

Вот примерные вопросы, над которыми мы работали:

О чём текст? (О Пинеге, любимой реке детства).

Как вы думаете, в какое время года изображена Пинега? Почему?

Нарисуйте картину, которая предстаёт перед вашими глазами.

Какова тема и основная мысль миниатюры?

А как вы почувствовали родственное отношение к реке?(Автор ласково называет её старушкой).

Каким способом предложения связаны между собой?

Отметим языковые особенности:

А).Преобладание общеупотребительной лексики,

Б).разговорных слов,

В).эмоционально-окрашенных слова(старушка, камешки, принарядилась).

Слова каких частей речи преобладают?(Имена сущ., глаголы Н.в. передают статичность, перечисление одновременных признаков и глаголы П.в сов. вида передают последовательно сменяющие друг друга действия).

Изобразительно- выразительные средства, которые служат целям создания художественного образа: метафора (старушка принарядилась, омылась), антитеза (утром-вечером, союз А), градация (блестит – сверкает, омылась – принарядилась), инверсия.

Собственная оценка. Согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Восьмиклассникам, выросшим в пинежской глубинке, рядом с речкой Пинегой, близки и понятны мысли и чувства Фёдора Александровича, они почувствовали, что автор не утратил связь с родной землёй.

Хочется верить, что прикосновение к творчеству писателя-земляка научит ценить каждый миг общения с природой, научит понимать и любить её.

В своём выступлении остановилась лишь на некоторых уроках русского языка с региональным компонентом, связанных с творчеством Ф.А.Абрамова.

Краеведческая работа призвана не отвлекать школьников от изучения коренных закономерностей развития русской литературы, а помогать их более глубокому пониманию. Обращение к региональному компоненту в образовании своевременно.

И нам, учителям Пинежья, изучение жизни и творчества писателя – земляка Ф.А.Абрамова позволяет не только не прекращать работу по нравственному воспитанию учащихся и духовному возрождению Пинежья, но и помогать нашим ученикам найти своё место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их « малой родины». (Слайд № 13).

И в который раз хочется вспомнить слова писателя-земляка Фёдора Александровича Абрамова: «Может быть, главное в жизни даже не то, ЧТО мы делаем, а то, КАК делаем - сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное».

Об этом нам постоянно напоминают любимые страницы абрамовских книг, и мы ему благодарны за это!

Спасибо вам за внимание!

Цель занятия: сформировать убеждение, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Задачи: - дать представление о свойствах лекарственных препаратов; - раскрыть факторы, способствующие возникновению повышенного интереса к медикаментам, опасным для здоровья; - выработать навыки правильного употребления лекарств.




«Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством». Теофраст Парацельс ()


В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.


Лекарствами называются вещества, которые применяются в определенных дозах с целью лечения какого-нибудь заболевания или его предупреждения. Лекарства могут быть различны по происхождению (растительные, животные, синтетические) по составу и форме (таблетки, пилюли, микстуры и т. д.) Для лечения лекарства применяются в строго определенных количествах. Одно и то же лекарственное вещество в зависимости от его количества может оказывать лечебные свойства или наносить сильнейший вред организму, являясь ядом и даже приводить к смерти.




Лекарственные препараты – сильнодействующие вещества, ими надо пользоваться осмотрительно. И если вы все-таки занялись самолечением, используя лекарства, когда-то прописанные вам врачом, или те, которые вы приобрели, увидев или услышав рекламу, прочтите внимательно в инструкции к ним разделы: «Показания», «Противопоказания», «Дозировка и способ применения».










Анализ ситуации Света гуляла во дворе. Рядом с ней остановилась машина. Незнакомый мужчина подошел к Свете и спросил, не видала ли она Виталика из соседнего дома. Он добавил, что договорился с Виталиком встретиться, а тот опаздывает. Мужчина сказал, что его зовут дядей Сашей, и спросил, как зовут девочку. Света ответила. Дядя Саша предложил Свете цветные горошины, похожие на витамины, лекарства или конфеты. Вопросы: - Как вы думаете, что сделала Света? - Как бы вы поступили в данной ситуации?