Поэтика и сюжеты русских былин. Определение былин. Особенности отображения истории в былинах

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Например:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль.

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой...

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось...»

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Былины — это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян.

Былины художественно обобщили историческую действительность XI—XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, происходит перевоплощение персонажей, героям помогают животные. Тем не менее фантастика в эпосе оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности.

"Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, — писал А. Ф. Гильфердинг, — эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, — безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются". С точки зрения народа значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Записывали былины преимущественно в XIX и XX вв. на Русском Севере — их главном хранителе: в бывшей Архангельской губ., в Карелии (бывшей Олонецкой губ.), на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской обл. Кроме того, начиная с XVIII в. былины записывали среди старожилов Сибири, на Урале, на Волге (Нижегородская, Саратовская, Симбирская, Самарская губ.) и в центральных русских губерниях (Новгородской, Владимирской, Московской, Петербургской, Смоленской, Калужской, Тульской, Орловской, Воронежской). Отголоски былин сохранили казачьи песни на Дону, Тереке, Нижней Волге, Урале.

Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин — прославление единства и независимости Русской земли; в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость). Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти. Цель былин состояла в том, чтобы возвеличить национальные, социальные и нравственно-этические идеалы народа.

В народе былины называли "старинами", "старйнками", "старинушками" — то есть песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин "былина" — чисто научный, он был предложен в первой половине XIX в. И. П. Сахаровым. Слово "былина" было им взято из "Слова о полку Игореве" ("Начата же ся тьй птсни по былинамь сего времени...") и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.

Напевы былин торжественны и величавы. Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей — струнного музыкального инструмента. Позже их исполняли без музыкального сопровождения.

Ритм былинного стиха связан с напевом. В былинной строке четыре главных ударения, четвертое падает на последний слог, третье — на третий от конца. Например: Говорит Владимир князь да таковы слова. Число слогов в стихе и место первых двух ударений неустойчиво. Закрепленность третьего и четвертого ударений приводила к тому, что в последнем слове мог произойти перенос ударения (Пошел Илья в раз-дольицо чисто поле). Если последнее слово имело три слога или более, то при пении последним ударением строки оказывалось ее третье главное ударение — обычно на третьем слоге от конца (Выводил добра коня с конюшенки стоялый). Во время пения конечные слоги могли протягиваться, а недостающие в стихе — восполняться дополнительными предлогами или частицами (А по всем по улицам широкиим, Да по всем-то переулкам княженецкиим).

А. Ф. Гильфердинг писал: "...Правильное тоническое стопосложение составляет коренное, нормальное свойство русской народной былины <...> Преобладающий размер, который я назову обыкновенным эпическим размером, есть чистый хорей с дактилическим окончанием <...> Число стоп.неопределенно, так что стих является растяжимым. Растяжимость при правильном тоническом размере составляет отличительное свойство русского эпического стиха. Но при этом следует иметь в виду, что у хороших певцов растяжимость стиха бывает весьма умеренная. Решительное преобладание принадлежит стиху 5- и 6-стопному, который затем может расширяться до 7-ми и суживаться до 4-х стоп; стихи же длиннее или короче того допускаются лишь разве как самая редкая аномалия".

Былины отразили многие исторические реалии. Как отмечал Д. Ф. Гильфердинг, северные певцы передавали незнакомую им географию и пейзаж Киевской Руси (раздольное чисто поле), изображали реальную борьбу древнерусского государства против степняков-кочевников. С удивительной точностью были сохранены отдельные детали быта.

В 1928 г. в Пудожском р-не Карельской АССР от Ф. А. Конашкова был записан вариант былины "Дюк Степанович". О несметных богатствах этого галицкого боярина говорилось с помощью гипербол: "Нам продать Киев со Церниговым, А накупити бумаги со цернилами, Так ведь и то не описать Дюкова именьица, А ободрати по Риси ecu бирёзаньки. содрать. Так можно ли нет на бересте повыписать!" [Соколов-Чичеров. — С. 395].

Новгородские берестяные грамоты, о которых упоминает былина, были открыты археологами лишь спустя два с половиной десятилетия, в начале 1950-х гг.

Воспевая в былинах те или иные события, сказители никогда не уподоблялись летописцам. Они не стремились передавать хроникальной последовательности истории, а изображали только ее центральные моменты, которые находили воплощение в центральных эпизодах былин. Певцов привлекало не точное фиксирование истории, а выражение ее народных оценок, отображение народных идеалов.

Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тугоркана, Батыя). Однако художественный вымысел позволял певцам относить их к более раннему или более позднему историческому времени, допускал совмещения имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий древних стран и городов. Исторически сложившееся представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминание половцев и печенегов; даже литовские князья, от которых оборонялась Русь, смешивались в былинах с ордынскими ханами, а Литва — с Ордой.

Эпический князь Владимир Красное Солнышко совместил двух великих князей: Владимира I — Святославовича (годы княжения: 980—1015) и Владимира II — Мономаха (годы княжения: 1113—1125). В. Ф. Миллер, рассматривая былину "Ставр Годинович", склонялся к предположению, что она была сложена в новгородской земле. Ставр был новгородским боярином и сотским, жил в первой четверти XII в. и однажды был заточен разгневавшимся на него Владимиром Мономахом. Сюжет былины также строится на том, что князь Владимир заточил Ставра в погреба глубокие. В. Ф. Миллер писал: "...это новгородское произведение с именем Владимира Мономаха впоследствии вошло в эпический цикл "ласкового" князя стольнокиевского Владимира Сеславича. Вообще былина о Ставре представляет среди других наших былин наиболее яркий пример ассимиляции Владимира Мономаха с Владимиром Святым".

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева . Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция , в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтике посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя». 1

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится кусловной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины. 2

)Проблемы исторического изучения фольклора в работах Проппа «Русский героический эпос», Рыбакова «Древняя Русь. Сказания, былины, летописи»

Фольклор и история неотделимы друг от друга. Связью русского фольклора с национальной историей, сохранением в фольклоре ист.памяти занималась ист.школа. И.ш. была одним из самых влиятельных направлений в 19-20 вв. Это собственно русское направление. Еще в предисловии к сборнику Кирши Данилова (1818) мы видим сравнение фольклорных героев с летописными (Садко и В. Буслаев – с героями Новгородских летописей). В то время, как в фольклористике господствовала миф.школа, вышла книга Майкова «О былинах Владимирова цикла». 1885 – труд Халанского «Великорусские былины Киевского цикла», где он доказвал, что эти былины относятся к времени 15-16 веков. Веселовский «Южнорусские былины» - много от исторической школы.Принципы школы окончательно сформировал В. Миллер в «Очерках русской народной словесности». 1) Отличие от миграционной теории – национализация, а не универсализация сюжетов. Редко пользуется сравнительным методом. 2) Настаивал на глубоком изучении имен персонажей – считал, что они не могли вводится случайно, всегда есть связь между именем былинным и именем историческим. «Имена прочнее сюжетов». 3) вывод о том. что былины создавались в княжеской дружине и 4) былины тщательно разрабатывались и передавались в среде профессиональных певцов и сберегались посредством обучения.4 вопроса о былине: где? когда создана? в связи с чем? какие поэтич. источники? Итог – систематизация былин, создание «историч. географии» русского эпоса. Традиции школы Миллера в 20 веке продолжали развиваться. Часто имела место полемика между представителями разных школ. Представитель – Рыбаков, настаивал на уяснении связей с историей Др. Руси и широко использ. летописи, факты истории и археологии.

Проблема историзма русского героического эпоса была поставлена в коллективном труде «Русское народное поэтическое творчество» (т. I, M., 1953) в статьях Д. С. Лихачева, В. П. Адриановой-Перетц и других ученых, обративших внимание на отражение народным сознанием исторической действительности, на идейное содержание былин. Решительный отказ от принципов исторической школы дан В. Я. Проппом в труде «Русский героический эпос», где автор глубоко обосновал положение о том, что русский народ не столько воспроизводил в своем эпосе историческую действительность , сколько выражал свои стремления и идеалы , а сами былины возникли задолго до начала Киевского государства. Соотношение мифа и героического эпоса было рассмотрено в работах Е. М. Meлетинского «Происхождение героического эпоса» (М., 1963) и В. М. Жирмунского «Эпическое творчество славянских народов и вопросы сравнительного изучения эпоса» (М., 1953).

Б. А. Рыбаков , взяв за основу тезис Б. Д. Грекова «Былина - это история, рассказанная самим народом», в своей известной книге «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (М., 1963) рассматривает эпические сказания как первую форму исторического повествования. Цель эпоса - воспитание молодежи, ее подготовка к реальным испытаниям. Автор подчеркивает прогрессивную направленность былин, воспевание принципиально нового. Однако Б. А. Рыбаков видит в процессе развития героического эпоса раздвоение: одно направление воспевает князей, другое - остается народным. По мнению автора, былины не восстанавливают фактической канвы, но в своей совокупности дают достоверную историю . «Будучи исторически осмыслен,- пишет Б. А. Рыбаков,- русский былинный эпос может стать неоценимым историческим источником, но, разумеется, не для восстановления канвы событий, а для изучения народных оценок тех или иных периодов, отдельных событий и лиц» .

В монографии «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» Рыбаков провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Б. А. Рыбаков в своем анализе русского летописания («Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи») обратил внимание на субъективизм летописцев - авторов «Повести временных лет». Наряду с бережным отношением к источнику летописец, который был одновременно автором, составителем, компилятором и редактором, испытывал сильное влияние церковных и княжеских кругов. Именно их причастность объясняет противоречия летописного текста и некоторые нарочитые умолчания «Повести», в которой видны попытки оправдать существующий строй и его представителей. Если былины дают народную, то летопись - придворную оценку событий. Б. А. Рыбаков видит в «Повести временных лет» стремление сгладить жизненные противоречия путем широкой социальной демагогии в церковном духе. В отдельных случаях «Повесть» доходит до злободневности изображения событий, в частности в рассказах о соперничестве старшей и младшей дружины, в полемике против Святополка и в идеализированном изображении Мономаха. Целый ряд важных наблюдений и выводов историографического плана был сделан Б. А. Рыбаковым в вышедших позднее работах: ««Слово о полку Игореве» и его современники» (М., 1971), «Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве»» (М., 1972) и др.

ПРОПП

Первобытно-общинный строй . В.Я. Пропп убеждён, что героический эпос начал формироваться задолго до начала феодальных отношений. Поскольку прямых следов существования такого явления нет, он приводит в пример многочисленные народы, населявшие территорию СССР, которые задержались в развитии на уровне разложения первобытно-общинного строя. Все они имеют героический эпос. Применяя метод сравнения учёный выявляет в эпических песнях народов Сибири и Крайнего Севера развитие эпоса из мифологии; переход героических деяний от борьбы за семейную ячейку (лиричные чувства не играют роли) до защиты родного народа или сражений против угнетателей; преображение стихийных хозяев во враждебных чудовищ; общий для всех героев высокий моральный дух и готовность забыть свои интересы для общего блага (часто они являются вождями); гиперболизированность внешнего вида и действий героев и их врагов. Эпос свидетельствует о начавшейся борьбе за новое общественное устройство: так семья есть фактор, разрушающий родовые отношения, а рыцарство героя это не признак прошлого, где поддержка подразумевалась сама собой, а реакция на возникновение классового неравенства и эксплуатации.

Киевская Русь и период феодальной раздробленности . Эпос Киевской Руси не рассматривается как продолжение эпоса, сложившегося в эпоху родового строя. Государственные отношения потребовали не развития прежних идей, а утверждения новых, поэтому в эпосе прослеживаются не остатки старого в новом, а конфликт мировоззрений, принадлежащих этим двум всегда противоборствующим временам. В новых и переработанных старых песнях народ отразил напряжённую борьбу с иноземными захватчиками, создал образы героев-защитников отчизны. Былины Киевского или Владимирова цикла объединяются общим центром-Киевом, главе которого, князю Владимиру («Красно Солнышко»), служат богатыри. Образ Владимира двояк. От периода прогрессивного развития государства ему досталась роль народного вождя, классовое же расслоение позднее создаёт социальный конфликт между богатырями и князем, превратившемся в главу своего класса. Несколько иначе меняется второстепенный образ жены Владимира, княгини Евпраксии (Опраксы). От родового строя ей как женщине может достаться роль сподручницы врага, как, например, в былине об Алёше и Тугарине, в дальнейшем она наделяется чертами героической женщины, в частности, спасающей Илью Муромца от гнева мужа. Эпический Киев служил народу знаменем единства, хотя таковым не являлся. Богатыри из самых различных областей становятся героями эпоса только с момента приезда в Киев. Они служат Родине и всегда являются к стольно-киевскому князю добровольно. Удельные войны совершенно не отражены в русском эпосе, ведь они не были народными. Также не отражена и служба богатырей удельным князьям.

Период централизованного государства. С созданием в Х в. нового мощного государства чаяния народа об объединении и национальной независимости сбылись. Прежние былины стали получать названия «старин», но они не забываются, а относятся к области героического прошлого. Воинские функции переходят к исторической песне. С нарастанием классового антагонизма на первый план выходят былины о социальной борьбе. Такие песни мы встречали и раньше, но теперь они теряют монументальность, выигрывая с тем в реалистичности, шире описывают быт и сословия, классовые конфликты становятся основной темой. Новую роль начинают играть женщины, возникают их новые положительные образы. Типы могучих богатырей останавливаются в своём развития, переставая входить в новые песни. Былина начинает сближаться с балладой, но дух её остаётся героическим.

Советское время. Экспедиции советских учёных показывали не только существование эпоса в последнем его оплоте, русском Севере, но и постепенное прекращение эпической традиции [см. подроб.: стр. 546-548]. Тем не менее можно говорить о новом былинном эпосе. Эту проблему автор обсуждает на примере знаменитой певицы М.С. Крюковой. Её талант был обнаружен в 1934 г. В советское время она фактически являлась единственным исполнителем сознательно посвятившим себя не только сохранению уже имеющегося наследия, но и созданию песен с качественно новым содержанием. Новые темы Крюкова создаёт сама на материале старых былин и сказок, черпает из художественной, научно-популярной литературы и СМИ. Она преодолела замкнутость старого эпоса, но предметом воспевания так и не стала жизнь её современников. Новое содержание плохо укладывалось в старые формы, зачастую влияющие на передаваемую информацию. Былинная форма эпоса отжила своё, она вошла в наследие национальной культуры. Эпос продолжает своё существование в другом виде, его лучшие достижения оказывают влияние на героические поэзию и литературу традиции.

(из готовых билетов)

Историческая периодизация, конкретика:

1) мифологический период (на почве столкновения былин и мифологии рождаются былинные сюжеты) – время распространения и первоначального развития эпических песен. Конец этого периода приходится на IХ в. Древние: былины о Святогоре (воплощение исполинских туч в представлении людей; былина о приключении Ильи Муромца с женой Святогора (а она и ему изменяет) – параллель с арабскими сказками «Тысяча и одна ночь»; Святогор был лишен силы после острижения волос (параллель с историей ветхозаветного Самсона и Далилы); в облике Святогора могли отразиться представления о горных великанах (Илья Муромец увидел его уснувшим на коне среди гор)), о Волхе Всеславьевиче ((оборотни, колдуны, волшебники) былинный Волх – воин-богатырь, обладает вещим знанием и умением превращаться в разных зверей и птиц, он сын змеи и женщины, рождение его сопровождают грозные явления – затряслась земля; умеет оборачиваться серым волком; в поздних переработках Волх превращен в князя Вольгу, защитника Киевской Руси, связь с Олегом), Дунае и Потыке.

2)киевский период – с IХ в. до середины ХII (эпические песни сосредоточили действие вокруг Киева и стольного киевского князя). Разрозненно существовавшие эпические песни получили толчок к объединению (циклизация – объединение сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия); в своих обобщениях былины постепенно обрели историческую конкретность (изменение исторического сознания в условиях нового времени); концепция значимости великой Киевской державы (перед угрозой нападения); о Киеве пели как средоточии русской славы; былина сделала объектом изображения общественную жизнь Руси – историзация (традиционные обобщения с конкретной

оценкой своей эпохи); почти все былины – о Владимире, Добрыне Никитиче. (Былина о бое Добрыни с Дунаем); главная черта былин – историзм; богатыри не ищут личной выгоды; постепенное обращение былин в чисто исторический жанр.

3) владимиро-суздальский период – с середины ХII до конца ХIII. (в это время образовались былины с Ильей Муромцем во главе) (связан с развитием Северо-Востока.). На севере и северо-западе – новгородские былины. После утраты Киевом могущества на северо-востоке Руси – в Ростовской, Муромской и Владимиро-Суздальской землях возникает новое государственное образование. В сознании народа Северо-Восточной Руси крепнет мысль о том, что он является продолжателем истории Киевской Руси. Этот взгляд определил своеобразие эпоса. Северо-Восточная Русь вводит в эпос своих героев - выходцев из этих земель – Илью Муромца (по городу Муромцу) (заменил в главной роли Добрыню Никитича). К эпосу эпохи становления относятся былины о сватовстве: эпические песни о Садко, о Михайле Потыке, Козарине, Иване Годиновиче, дунае, Соловье Будимировиче, они связаны с песнями о добывании жены в потустороннем мире или в чужих землях (Садко отправляется в подводный мир; в былине о Потыке герой встречает, а не добывает жену; борьба за невесту сменяется борьбой против невесты («Добрыня и Маринка»); настоящий герой – только Козарин, который спасает девушку от похитителей). Относятся эпические песни о борьбе с чудовищами (былины о Добрыне-змееборце – характерно, что теперь герой становится освободителем всей русской земли, а не только борется со змеем за освобождение женщины, об Алеше и Тутарине, об Илье и Соловье). Герои в этих былинах имеют реальный облик, а их антагонисты – зооморфные и гиперболические сочетания. Сюда же относятся былины сказочного характера («Добрыня и Алеша», «Илья Муромец и сын»), былины о борьбе русского народа с монголо-татарским нашествием (это новое образование). Касаемо последних: в традиционные формы все чаще проникают конкретные реалии, как повествование все более соответствует ист. действительности – исторично отражение древнерусской веры в знамения, картина городских стен с угольными башнями, четкая организация неприятельского войска (имя захватчика чаще всего – Калин, которое может заменяться Батый и Мамай), исторична тактика татар – длительная осада города; традиция единоборства героя с противником преодолевается за счет включения реалий, связанных с организацией отпора историческому врагу (Муромец выявляет численность войска, определяет характер опасности, просит об отсрочке сдачи города). Однако в эпосе еще не выработались средства, чтобы описать действия больших военных действий и их командования, они появятся только в ист. песнях в XVI в. НО эпос расходится все же с историей (в нем есть единое государство, сказатели поют о победе, которой еще не было, на самом деле).

4) с ХIV – начало ХVII в . Новых былин в этот период почти не создавали. Творческая обработка старых былин применительно к исторических условиям Московской Руси. Функция старого воинского эпоса переходит к исторической песне, которая, зародившись в XIV, к XVI достигает расцвета. После ХIII столетия былины вступили в состояние консервации: в основе былинного сюжета – рассказ о каком-либо грандиозном событии, начинается былина с запева, который не связан непосредственно с сюжетным действием, но предваряет общую тональность былины. У запева орнаментальная функция, заканчивается былина исходами в той же орнаментальной функции (То старина, то и деянье), в зачине воспроизводится сюжетная ситуация, введен главный герой, в окончании-концовке дано ее разрешение, общие места – стилистические формулы привычного изображения повторяющихся ситуаций (скакание богатыря через стену) (формула течения времени: как день за днем – будто дождь дождит, неделя за неделей – как трава растет, а год за годом – как река бежит), многочисленные повторения, замедленность действия – ретардация осуществляется через повторение отдельных эпизодов, за счет использования синонимии (песенная природа), тоническое стихосложение (одинаковое количество ударений), разговорные интонации, первый

научный сборник былин – сборник былин появился в 1804 г. – сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения» (Кирша Данилов записал их на Урале в середине ХVIII века).

Цель: рассмотреть понятие «былина», композицию былины.

Оборудование урока: компьютер, проектор, репродукции картин В.М.Васнецова, И.Билибина, зарисовки К.С.Аксакова, ария из оперы «Садко».

Ход урока.

I часть. Лекция.

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устногонародного творчества…
М.Горький

1,2 слайды – тема, план урока. Назвать цель.

3,4 слайды. Рассказ учителя

Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников. Для Киевского цикла былин характерны образы трёх богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и образы героев социально-бытовых былин – Вольга, Микула, Дюк и другие.

К Новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами. Былины рассказывали об обеих частях города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне – Т.Рябинин, В.Щеголёнок и др. (5 слайд) Это искусство передавалось из поколения в поколение. Так Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял его пасынок, а от него его сын – Пётр. Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях (запись арии из оперы ). Пение придавало рассказу торжественность.

6 слайд. Действие былин происходит в Киеве:

  1. В гридницах – просторных каменных палатах
  2. На киевских улицах
  3. У днепровских причалов
  4. В соборной церкви
  5. На княжеском дворе
  6. На торговых площадях Новгорода
  7. На мосту через Волхов
  8. В разных концах новгородской и киевской земли
  9. На поле битвы
  10. В городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче

Сказители ведают о нарядной одежде былинных героев: У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата. Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи.

Слайд 7 . Хороший конь был в большом почёте на Руси и считался былинным героем. Конь Микулы Селяниновича обошёл даже княжеского коня. Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову» , бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

8 слайд . Самые известные былинные герои – это конечно три богатыря. Первый – Илья Муромец . «Могучий, спокойный, важный и тихий. Являет собой полное и великое сочетание силы духовной и телесной. Илья Муромец – это образ самого русского народа», - К.С.Аксаков, первый собиратель былин.

9 слайд. Добрыня Никитич. Отличается добротой и прямодушием. Он пример воинского долга. В схватках с огненным змеем Добрыня дважды одерживает победу. Он смело защищает родную землю от «поганой нечисти».

10 слайд. Алёша Попович - «хитрый плут, берёт обманом и скоро готов на худое дело, однако чрезвычайно полон молодецкой удали и силы», - К.С.Аксаков

11 слайд. Микула Селянинович - землепашец, работяга-крестьянин. Его пашня неоглядна, тяжела его соха, но он легко ею управляется, когда целая дружина не может её даже сдвинуть с места.

12 слайд. Вольга Всеславьевич. Князь, бесстрашно защищающий русскую землю, не стесняющийся просить помощи у крестьянина-землепашца. Готов сложить голову во имя русской земли.

13 слайд. Князь Владимир. Великий князь «Владимир ясно солнышко». Его двор всегда открыт для русских богатырей. На дворе его княженецком врыты дубовые столбы, в столбы ввёрнуты булатные кольца, за которые богатыри привязывают своих ретивых коней, молятся Спасову образу, кланяются князю со княгинею и на все четыре стороны.

Наряду с былинными героями обязательно присутствовали и отрицательные персонажи, без них не интересен был сюжет. Главное в былинах – показать мощь русского богатыря, а её он проявлял в борьбе с «нечистью поганой», нападавшей на Русь.

14 слайд. Чудище поганое. В каждой былине обязательно присутствует отрицательный персонаж. Либо это чудище поганое, либо соловей-разбойник, вражеские полчища, змей. Отрицательные герои обязательно наделены отвратительными качествами: жестокостью, наглостью, умением извергать огонь, свистеть:

Как есть у нас погано Идолище
В долину две сажени печатных
А в ширину сажень была печатная,
А головище что водь люто лохалище,
А глазища что пивные чашища,
А нос-то на роже он с локоть был…

Из чего же состоит былина?

15 слайд . Композиция былины .

II. Основная часть:

  1. Завязка действия
  2. Развитие действия
  3. Кульмицация (самая напряжённая часть действия)
  4. Развязка действия

III. Концовка.

16 слайд. ЗАЧИН.

Обычно это описание выезда богатыря: «Как из города из…выезжал, выходил…».

Рассказ о детстве и юности, как он рос: «В славном городе во…», «Как стал тут…растеть, матереть…».

Живёт в определённом месте: «Поживал, добрые дела творил, возрастал, набирался сил…».

17 слайд. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЗАВЯЗКА

Часто события происходят на княжеском пиру, где главный герой ведёт себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Либо какие-то другие обстоятельства, при которых богатыря должны заметить, сообщить ему о враге всего народа.

Тут же должен появиться отрицательный герой (Соловей-разбойник, змей поганый, вражеские полчища), наделённый отрицательными качествами для завязывания сюжетного конфликта. Описание богатыря и злодея по ходу былины утраивается.

18 слайд . РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
Описание хода событий, включающее в себя встречу богатыря с врагом или его войском, сражения, разговоры с другими героями

КУЛЬМИНАЦИЯ
Описание битвы богатыря со злым героем(врагом) или его войском, при которой происходит победа над врагом.

РАЗВЯЗКА
В этой части враг повержен, наказывается или заклинается больше зло не творить, или же сам злодей обещает не делать подлости.

КОНЦОВКА
Богатырю поют славу!

19 слайд. Описание героя.

При описании героя обязательно использовались эпитеты, гиперболы. Неотъемлемая часть былин – повторы, созвучное однородное окончание слов:

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися

ЭПИТЕТЫ - это художественные определения : чистый, добрый, сырой, сильный, могучий,поганый, неверный, булатный, калёная, вострая, святая, стольный, белокаменные, почестен, солнышко, разбойник, собака, богатырская и т.д.

Очень характерны постоянные эпитеты: чисто поле, тёмныи леса, добрые кони, синии моря, красно золото, ракитов куст...

20 слайд. Одно изосновных изобразительно- выразительное средство в былине – гипербола .

ГИПЕРБОЛА – это преувеличени е. Сказители, воспевая своих героев, преувеличивали их силу, ум, ловкость, чтобы передать слушателю своё восхищение добрым молодцем. У каждого сказителя своя манера повествования, у каждого свой герой. Поэтому один описывает одежду богатыря – нарядную:

«А кольчуге цена сорок тысячей, а шелому цена да три тысячи, а стрелы в колчане по пяти рублёв, а коню-то – сметы нет»,

другой – его коня:

«По целой версты конь поскакивал, по колен он в землюшку угрязывал, он с землюшки ножи выхватывал, по сенной копне он земелики вывёртывал, за три выстрелы камешки откидывал»,

третий – его силу:

«Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул, бросил сошку за ракитов куст…»

Слайд 21 . Неотъемлемой частью былин являются повторы.

Для былин характерны частые повторы предлогов, союзов, глаголов, начала строк(анафора), строфы целиком. Они позволяют сохранить речитатив:

Как из славного из города из Киева
Из того ль села из Игнатова…

Повторы нужны были сказителю для того, чтобы легче запомнить былину и исполнять:

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир…

Мельникова Кристина, Артамонова Ольга (7 класс)

Народная культура, называемая также традиционной до сих пор живет в русской глубинке.

Почему русская традиционная культура смогла перешагнуть порог третьего тысячелетия? Не доказывает ли это огромную важность хранимых народной культурой знаний о мире, следствием чего является высокая степень устойчивости народных традиций. Именно в традиционной культуре специалисты разных областей знания до сих пор ищут пути воссоздания целостного представления о вселенной и человеке, восстановления гармоничных отношений между людьми и природой, а также достижения душевного равновесия в современном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Сюжеты русских былин в различных видах искусства»

Артамонова Ольга

Актуальность темы

В этом учебном году на уроках истории мы разговаривали о былинах. Мы познакомились с основными сюжетами былин, с героями русского эпоса. Нам стало интересно больше узнать о былинах, о главных героях былин – богатырях и посмотреть как проявились былинные сюжеты в различных видах искусства.

Цель работы:

  1. выявить, каким образом, русские былины нашли свое отражение в различных видах искусства

Задачи:

  1. проанализировать имеющиеся теоретические источники о былинах,
  2. обобщить результаты работы;
  3. собрать, полученные данные, в единое целое.

Методы исследования:

  1. анализ теоретических источников;
  2. метод систематизации;
  3. социальные интервью;
  4. метод обобщение полученных данных.

Введение

Народная культура, называемая также традиционной до сих пор живет в русской глубинке.

Почему русская традиционная культура смогла перешагнуть порог третьего тысячелетия? Не доказывает ли это огромную важность хранимых народной культурой знаний о мире, следствием чего является высокая степень устойчивости народных традиций. Именно в традиционной культуре специалисты разных областей знания до сих пор ищут пути воссоздания целостного представления о вселенной и человеке, восстановления гармоничных отношений между людьми и природой, а также достижения душевного равновесия в современном обществе.

  1. Из истории возникновения эпоса

Все формы и тексты устного предания называются эпосом. Однако в разных культурах, у разных народов значение этого понятия различно. Считается, что мифологический эпос соответствует эпохе племенных отношений; героический эпос складывается на стадии развития ранних государств. В русской традиционной культуре и фольклоре это классический героический эпос - былины.

Среди разнообразных эпических песен и сказов в творчестве многих народов особое место занимают легендарные героические повествования о далеком историческом прошлом, действующими лицами которых являются герои - богатыри, носители лучших черт народа. В сокровищницу мировой литературы вошли древнегреческие поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”, русские былины, скандинавские саги. По глубине идейного содержания, красоте и художественной силе образов русские былины занимают среди народных эпических созданий мировой литературы одно из выдающихся мест.

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863). В н ароде былины называли «старинками» или “старинами”, то есть песнями о старине.

Былины - эпический жанр русского музыкально - поэтического фольклора. Согласно общепринятой типологии, былины относятся к героическому эпосу, они отражают в художественных обобщениях историческую действительность и исторические идеалы народа.

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).
Множество былин посвящены патриотическим подвигам героев, национально - освободительной борьбе. Не случайно эти былины называют героическими или богатырскими. Примером таких былин являются: “Добрыня и Змей”, “Алеша Попович и Тугарин Змей”. “Илья Муромец и Калин - царь”.

Многочисленные былины посвящены общественной жизни страны, наполненной различными событиями. Обычно их называют социально - бытовыми. Это такие былины, как: “Женитьба князя Владимира”, “Садко”.

2.Основные былинные герои

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).
Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.
Илья Муромец , несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.
Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.
Добрыня Никитич – популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.
Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и сестра Петровичей.
Садко также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.
Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.

3. Исторические этапы развития былины

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.
Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.
С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи, Птицы) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.
В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.
К концу 19 века былины почти исчезли и сохранились лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера, на побережья Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие, наиболее художественные тексты былин. Многие былины были сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси (Киевском, Галицко - Валынском), некоторые же созданы в центральных землях - в Ростово - Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.

4.Музыкальная сторона былин. Певцы - сказители

Былина - песенное произведение, она обладает стихотворным размером, музыкальной интонацией, ритмом. В момент исполнения сказитель часто пользуется такими словами и частицами, которые для раскрытия содержания не нужны (различного рода частицы ай, де, ко и т. д.). Однако, для того чтобы понять художественную ценность былин, необходимо воспринимать их так, как они исполняются по музыкально - поэтическому напеву.

Всякое повторение, каждое восклицание наполняется в речи сказителя музыкальным содержанием и приобретает особый смысл. Повторяющиеся предлоги, союзы и даже целые стиховые строчки, эпически длительно растягивают содержание сюжета “до бесконечности”.

Напев былины, как и действие сюжета, имеет медленный, монотонный характер, с заметным различием декламационной эпико - драматической речи. Медлительность рассказа вызвана приподнятостью тона сказителя, а также импровизационностью повествования. В процессе исполнения текст варьируется.

Для северных былин характерны: преимущественно сольное, одиночное пение; речитативно - декламационный распев; импровизационно - варьированный повтор мотивов; детализированность сюжета; ограниченность напевов - формул, исполняющих на разные сюжеты.

Слушая былину в исполнении талантливого сказителя, можно пережить всю полноту производимого ею эмоционального впечатления.

Певцов - исполнителей былин, обычно называют сказителями. Сказители, перенимая былину от своих предшественников, старались в процессе пения лишь “понять” былину, то есть перенять ее, запомнить основные эпизоды, их последовательность, а главное - вникнуть в характер образов.

Русские былины сказитель поет, точнее - сказывает, торжественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонациями главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому былины сохранились и дожили до наших дней.

Былины представляют собой результат сложного процесса, когда к исторической основе добавлялись фантастические сюжеты. Певцы - сказители не просто поэтически создавали повествовательный сюжет, а переосмысливали текст к определенным историческим событиям. Эти рассказы переходили из поколения в поколение, подвергаясь разнообразным влияниям.

Традиция эпического профессионального исполнительства идет от образа легендарного певца - сказителя Баяна - музыканта, который являлся хранителем исторических и родовых традиций. Его образ ярко запечатлен в древнем сказании “Слово о полку Игореве”:

У Баяна вещего бывало

Если петь он начинал и коле,

Мысль как серый волк в степи, бежала,

Поднималась к облакам орлом…

Но не десять соколов взлетали,

А Баян персты на струны клал,

И живые струны рокотали

Славу тем, кто не искал похвал.

(пер. Н. Рыленкова)

Былины талантливых сказителей отличаются высоким идейным содержанием и совершенством художественной формы.

Выдающиеся мастера - сказители пользовались у народа всеобщим почетом и признанием. Исполнительское творчество певцов - сказителей способствовало живому бытованию героического эпоса, что имело общекультурное значение для развития последующего русского искусства.

5. Былины в классическом искусстве, в творчестве русских композиторов

Былины, созданные в далеком прошлом, сохраняли и продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа.

Воплотив в себе величие национального характера народа, они являются одним из средств передачи лучших патриотических традиций прошлого от одного поколения к другому.

По своей художественной силе былины могут быть поставлены в один ряд с величайшими шедеврами словесного искусства.

Увлечение национальными русскими традициями было характерно для русской интеллигенции 19 века.

Многие увлекались собиранием и изучением русских народных песен, в том числе былин, пословиц, поговорок, музыкального фольклора. В науке, литературе, изобразительном искусстве раскрывались “удивительнейшие сокровища древнерусского художественного мира, красота и величие духовных сил народа…”. Любовь к родной старине, к жизни, чувствам и воззрениям народа захватывала широкие общественные круги.

Большое воздействие оказали былины на нашу художественную литературу. Писатели 18 века обращались к жанру былин: пьеса Г.Р.Державина “Добрыня”, волшебная опера И.А.Крылова “Илья - богатырь”, поэма Н.М.Карамзина “Илья Муромец” и другие произведения, созданы на основе использования русского былинного эпоса.

С 19 века начинается более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. В.А.Жуковский пишет комическую оперу “Алеша Попович”. Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” навеян персонажами русских богатырей. “Песня про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова - поэтическая обработка народного эпоса, передается в исторической песне о шурине Ивана Грозного. Интересовался былинами и обрабатывал их Л.Н.Толстой. Число примеров воздействия былин на русскую художественную литературу можно многократно продолжить.

Особое место былины заняли в киноискусстве. Образ Василия Буслаева в картине “Александр Невский” создан на основе былинного богатыря. Кинокартины “Садко”, “Илья Муромец”, “Князь Владимир” и другие посвящены ратным подвигам русских богатырей в защите своей родины.

Вдохновляли былины и многих русских композиторов 19 века, достаточно вспомнить произведения, где использовался подлинный музыкальный эпос былин. К ним относятся оперы: “Садко” Н.А.Римского – Корсакова.

Вот, что написал об опере «Садко» композитор Римский-Корсаков: “Многие речи заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний».

Садко - богатырь, который стремится к достижению цели - побывать в далеких странах, прославить по всей земле Великий Новгород:

В славном в Нове - граде

Как был Садко - купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко.

Садко с помощью искусства - пения и игры на гуслях - очаровывает Морскую царевну, которая помогает ему выиграть заклад. Ради служения родной земле Садко своим музыкальным дарованием покоряет морское царство и возвращается в торговый город Новгород.

Композитор долго изучал различные варианты былин о новгородском гусляре и мореплавателе Садко.

Очень популярным в былинах является образ богатыря-пахаря. Микула Селянинович - пахарь. Микула обладал недюжинной силой. В эпизоде с сохой напрасны усилия десяти дружинников, чтобы вытащить ее из земли; зато сам Микула легко, одной рукой поднимал свою сошку и бросал за ракитов куст. В сцене состязания боевой конь князя Вольги не в силах угнаться за рабочей кобылой пахаря Микулы. Через облик простого креятьянина, готового для защиты своей страны к подвигу передается твердость духа русского народа, стремление к нравственным идеалам. Знамениты композитор М.П.Мусоргский писал: ”Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеею”.

6. Образ богатырей в живописи

Русских художников вдохновляло могущество богатырей. В их картинах изумительно точно передана величавая героика древних былин, богатырство, как национальный образ и идея.

Русский художник В.М.Васнецов (1848 - 1926) обратился к сюжету былин в своем творчестве. В 1898 г. он написал картину “Богатыри”, которая, по словам знаменитого певца Ф.И.Шаляпина, “воскресила самую атмосферу Древней Руси”.

Художник, прожив детство в селе Рябово - Вятской губернии, много общался с бродячими музыкантами, странниками, которые посещали их дом, где вели неторопливые рассказы о своих путешествиях. Васнецов писал: “Думаю, не ошибусь, когда скажу, что повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа”.

На картине Васнецова богатырь Илья Муромец - народное воплощение русского характера, героизма, самоотверженности. В 12 веке в селе Карачарове под Муромом (пограничной крепостью), по преданию, жил крестьянин, который обладал могучей силой, добротой и справедливостью. Впоследствии его подвиги по защите рубежей Древней Руси получили былинную славу:

Я иду служить за веру христианскую,

И за землю Российскую,

Да за стольный Киев - град,

За вдов, за сирот, за бедных людей…

За самоотверженное служение Родине и русскому народу он был причислен церковью и лику святых, канонизация состоялась в 16 веке.

Имя русского богатыря связывалось с могуществом, независимостью нашей родины, справедливостью в борьбе с иноземными захватчиками. В городе Муроме стоит памятник - постамент - броненосец “Илья Муромец” - получивший название в честь богатыря и защищавший в годы Великой Отечественной Войны нашу страну от фашизма.

На картине художника Васнецова рядом с Ильей Муромцем изображен Добрыня Никитич, верный товарищ и “крестовый брат”. Он также наделен необычайной силой, меткостью стрельбы. В тоже время он прекрасно играет в шахматы и на гуслях - древнейшем народном инструменте.

В Орде, куда богатырь Добрыня Никитич едет платить дань, он выиграл в шахматы золотую казну хана Ботияра и отыграл у него своего “коня доброго”. В стрельбе из лука Добрыня состязается с ханом Ботияром и побеждает его. Он оказался более метким стрелком, хотя задание было не простое: попасть с большого расстояния через кольцо в лезвие ножа так, чтобы стрела раскололась на две части.

Богатырь защищает правду и поэтому ненавидит притворство, хитрость и ложь. Исследователи - историки считают, что согласно летописям 970 - 985 гг., прообразом Добрыни был дядя и сподвижник князя Владимира в его походах, брат его матери Малуши.

Алеша Попович - это третий богатырь на картине художника Васнецова. Он сподвижник Ильи и Добрыни в защите Отечества. Алеша - богатырь - обладает положительными качествами - силой, молодостью, красотой, он честно несет службу родной земли.

Картина “Александр Невский” художника П.Корина (1892 - 1967) написана в годы Великой Отечественной Войны. Художник писал это монументальное полотно в сложное для страны военное время. Он говорил, что хотел воплотить в ней “непокорный дух русского народа”.

В центре картины - Александр Невский - символ русского могущества, символ богатырства. Он совершил ратные подвиги по защите нашего Отечества еще в 13 веке, одержав победу над шведами на Неве реке и разбив (двумя годами позже) рыцарей - тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере. За победу в первом сражении он получил почетное прозвище Александр Невский, сохранив независимость родной земли.

На картине Корина - собранная, грозная и величественная фигура князя. Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. И люди на этой земле стоят “суровые, прекрасные в своей решимости” защищать свою Родину.

Александр Невский - это русский богатырь, и ныне его имя вызывает восхищение, мужественный призыв, патриотическую гордость.

7. Былины и современная мультипликация

В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и мультипликация. Нами было проведено анкетирование среди учащихся пятых-шестых классов, по результатам которого выяснилось, что 92% детей впервые познакомились с сюжетеми былин и их героями через мультфильмы.

Былины – память нашего народа, его достояние, его святыня. И не случайно бережное и чуткое отношение к ним. Снимая художественные или мультипликационные фильмы по мотивам былин, советские режиссёры сохраняли сюжет, а то и текст их в неприкосновенности. Недавно студия «Мельница» выпустила новые мультфильмы, посвящённые русским богатырям. Впрочем, богатыри в них скорее напоминают балаганных шутов, а былины – клоунаду. Вообще, былина – это героический эпос с своеобразными языковыми средствами: торжественность и напевность повествования, уменьшительно-ласкательные слова, постоянные эпитеты. В былинах изображаются сильные герои, жестокие поединки, необычные ситуации. Поэтому часто употребляется приём гиперболизации, используются сравнения, анафора (единочатие).

У былинных богатырей есть вполне реальные исторические прототипы. Герой первого по времени выпуска – Алёша Попович считается фольклорным отображением образа суздальского боярина Александра (Олеши) Поповича, служившего верой и правдой князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. После смерти Константина (1218 г.) в результате междоусобной распри с братом Юрием, Александр отъехал к великому князю киевскому Мстиславу Старому и погиб вместе с ним в битве при Калке (1223 г.), когда русские князья, объединившись с половцами, пытались остановить шествие монгольских орд.

Добрыня Никитич имеет прототипа в лице родного дяди (брата матери) князя Владимира Святого, сыгравшего столь важную роль в его вокняжении и последующем правлении.

Прототипом же главного русского богатыря, Ильи Муромца, считается муромский силач Чоботок, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре с именем Илии (XII в.). В 1643 г. он был прославлен Церковью как Преподобный Илия Муромец. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей Преподобного Илии. При росте 177 см (поистине богатырском для тех времен) у Ильи Муромца были обнаружены признаки заболевания позвоночника (согласно былинам богатырь был недвижим от рождения до 33 лет) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти стал удар острого орудия (копья или меча) в грудь, смерть наступила в возрасте около 40-55 лет. Предположительно Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 г., когда Киево-Печерская Лавра была разгромлена половецкими союзниками Рюрика.

Сказать, что современные мультфильмы сняты по мотивам былин, – значило бы погрешить против правды. Сюжеты мультфильмов очень напоминают американские, по ним же выкроены и типажи главных и второстепенных героев. Из уст Добрыни Никитича можно услышать фразу «я работаю один, и никакой напарник мне даром не нужен», а у Алёши Поповича может быть говорящий конь, почти неотличимый от осла из американского мультфильма «Шрек». Но если американский ослик – типичный голливудский клоунский типаж трусливого и болтливого негра, которых постоянно играет и озвучивает комик Эдди Мёрфи, то откуда подобное существо взялось на Руси – непонятно.

Итак, главное различие между древнерусской былиной и современным мультфильмом заключается в том, что на героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Также различна и цель создания текстов.

Заключение

Былины сконцентрировали в художественных образах лучшие черты характера русского народа, их нравственные идеалы. Совершенство художественной формы и интонационного строя былин, которые сложились на протяжении многих столетий, прочно вошли в музыкальный язык русской классики.

Яркость образов богатырей, величие их подвигов во всем многообразии художественно - образного содержания заложили фундамент для дальнейшего развития патриотических традиций русского искусства, сохранив устойчивость этой тенденции до наших дней.

Собственное исследование

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов с целью выяснить, что ребята знают о былинах и получили следующие результаты:

Общее

кол-во

респондентов

Знаете ли

вы, что такое былины

Где и как вы познакомились

с былинами

Каких

былинных героев

вы знаете

Вы смотрели

современные

мультфильмы по сюжетам былин?

Хотите ли вы побольше узнать о былинах?

Какие комментарии к ним вы можете дать

320

а)да- 75%,

б) нет- 20%,

в)затрудняюсь ответить-5%

а)в школе на уроках -70%,

б)в дет.садике -15%,

в)дома-читали родители – 5%,

г) я не помню-10%

а)Илья Муромец – 79%,

б)Алеша Попович – 11%,

в)Соловей разбойник -4%,

г) затрудняюсь ответить – 6%

а) да-97%

б) нет -3%

а) да-72%,

б) нет-18%,

в) не знаю -8%,

г) мне все равно – 2%

а)хорошее развлечение -99%,

б) поучительные истори – 1%

Список литературы

  1. Бялик В. Русские художники 19 века. М., 2007.
  2. Жирмунский В. Народный героический эпос. Н.- Л. 2004.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь. М.,2008.
  4. Пропп В. Русский героический эпос. М. 1999.
  5. Азбелев С.Н. «Историзм былин и специфика фольклора.» Л., 1982