Поликлет скульптуры. docx - Курс лекций. История скульптуры. Поликлет. История изобразительного искусства. ДХШ. «Дорифор» Поликлета: описание

"Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил. гипсовые реплики. Мюнхенская гипотека.

Развитие социальной культуры в Греции способствовало возникновению новых отношений между художником и обществом. С целью удовлетворения наилучшим образом своих проектов заказчиками стали устраиваться конкурсы. Одному из таких конкурсов на создание скульптуры раненой амазонки для храма в Эфесе мир обязан появлению фигур воительниц исполненными выдающимися мастерами той эпохи. По дошедшим до нас описаниям Плиния Старшего в конкурсе участвовали представители разных художественных центров: Фидий (Афины), Поликлет (Сикион), Кресилай (Кидон), Фрадмон (Аргос) и Кидон. Интересен тот факт, что победитель был определён по количеству голосов, отданных за второе место после опроса самих исполнителей. Естественно, первое место каждый мастер присуждал себе. Места распределились так: 1 место – Поликлет, 2 место – Фидий, 3 место – Кресил, 4 место Кидон и 5 место Фрадмон. По дошедшим до нас копиям, созданными римскими мастерами, мы можем судить о работах только троих ваятелей: Фидия, Поликлета и Кресила и можем сравнить, как эту тему по-разному, но чрезвычайно интересно смогли раскрыть эти прекрасные скульпторы.

Все три скульптуры построены на принципе хиазма, когда композиция развивается вокруг опорной ноги. У амазонки Кресила (фотография слева) опорная нога вынесена несколько вперёд четырёхгранной колоны, символизирующей жизненные устои. Переступить колону - это перейти некую черту, отделяющею жизнь от смерти и вступить в царство мёртвых. Голова, наклонившаяся в сторону сделанного шага, трагически вскинутая рука, и постепенное угасание, выраженное в ниспадающем с тела пеплосе, оставляющим его беззащитным, поникшая кисть другой руки, опирающейся на колону это всё говорит о печальном конце.

У Фидия (фотография справа) композиция более динамична и насыщена деталями. Мы можем сделать вывод, что воительница пала от боевого топора. Что она пыталась противостоять противнику. Этому свидетельствует, твёрдо стоящая опорная нога, гордый взгляд из под вскинутой руки, ломающей оружие врага. Но опять же – ниспадающий пеплос, обнажающий тело и вторая уже склонённая и слабеющая нога говорит о неминуемой смерти.

Наконец скульптура победителя, Поликлета (центральная фотография). Идея такая же, как и у Кресила – вступление в чертоги Аида, но более ситуационно разработанная и более понятная для обыкновенного человека. Мы видим, как девушка отодвинула часть пеплоса, обнажив место ранения. Взгляд её, направленный на рану, понимающе печален. Вскинутая к небу рука с раскрытыми пальцами взывает к богам о помощи, но плащ обвился вокруг шеи и тянет тело к земле.

Используемые материалы:
http://professionali.ru/Soobschestva/skulptura_/ranenaya_amazonka/
А. П. Чубова, Г. И. Конькова, Л. И. Давыдова "Античные мастера"

Поликлет Старший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе в 5-м веке до нашей эры.

Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся "каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют контрапост. Хиазм в скульптуре — это поза, при которой, например, при переносе тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру — правое опущенное плечо. Возникает перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой — наоборот.

По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе писали первое место, тем, кто понравится кроме себя — второе, победителя таким образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый присудил первое место, настолько было круто. Правда оригинал был в бронзе, хотя с другой стороны, прежде чем отливать на конкурс могли и каменные представлять, всяко камня было я думаю достаточно, а пластилина не знали, и гипс, наверное, для скульптур не использовали. Скульптура действительно крута и восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии разной степени древности.

Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась. Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных сведениях современников.

Дорифор (копия). В бронзовом оригинале подпорки под правую ногу не было, появилась в поздних каменных копиях

Дорифор. Реконструкция

Раненная амазонка. Древнеримская копия

Диадумен (юноша, повязывающий повязку победителя (диадему) — еще одна знаменитая статуя Поликлета. Реконструкция.

Диадумен более поздняя статуя Поликлета, считается более сложной и утонченной в своем исполнении, стояла вероятнее всего в Олимпии в Дельфах.

Пинакс

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Перистиль

АНТИЧНОСТЬ

то пергамский фриз, как и большинство памятни­ков эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потряс­ти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Од­нако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном - мойры, божества Судь­бы. При этом перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безна­дежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, есте­ственно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воз­действия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе ʼʼЛаокоонʼʼ) всœе же неуловимо присутству­ет нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей вели­кой культуры Древней Эллады.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.

ПЕРИПТЕР (греч. репрт,егоз - окруженный ко­лоннами, от реп - вокруг и рт,егоп - крыло, боко­вая колоннада), архитектурный тип древнегречес­кого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннужной. Расстояние от колоннады до стен святи­лища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).

Как и большинство храмов, П. располагался вхо­дом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделœенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограж­дали две колонны, а с боков - стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы базовых гре­ческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, П. - нечто вроде храма из трех базовых помещений с открытым залом вокруᴦ. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные

примеры П. - храмы Посœейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всœего афинский Парфенон.

П. возводились преимущественно в Греции, тог­да как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера - храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма

I в. н. э

ПЕРИСТИЛЬ (греч. репзтуюз - окруженный ко­лоннами, от реп - вокруг и зт.у1о8 - столб, колон­на), в античном зодчестве - прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннужной. В центре П. часто уст-

Перистиль в доме Веттиев в Помпеях. I в. н. э.

раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих об­щественных и жилых зданий известен с IV в. до н. а Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значи­тельные по размерам, имели по два П.), повсœеме­стно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.

ПИНАКС (греч. ртах - доска, тарелка, карти­на), расписанная табличка большого или относи­тельно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении гли­няные и деревянные П. Расписанные монументаль­ные П. использовались также на сцене или про­сцениуме как кулисы.

ПИФЕЙ, греческий архитектор IV в. до н. э., из­вестный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках чле­нение, а также и сами пропорции сооружений оп­ределили всœе эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинœения П. использовал Витрувий.

ПОЛИКЛЕТ (РогуЫейоз) из Аргоса, великий древ­негреческий скульптор и теоретик искусства вто­рой половины V в. до н а Родился ок 480 ᴦ. до н. а, умер в конце V в. до н. э. Расцвет его творчества относится к 460-410 гᴦ. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам пери­ода высокой классики.

П. был родом из северо-восточной части Пело­поннеса; работал в Аргосœе, Афинах, Эфесе, Олим­пии. По свидетельствам древних писателœей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., испол­ненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинœения П. ʼʼКа­нонʼʼ сохранилось всœего два фрагмента͵ но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием уче­ния философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии - исходя из теории пифагорей­цев) П. стремился обосновать и практически вопло­тить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сло­женного, прекрасного человеческого тела. П. стро­ил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современни­ков, масштабной единицей для него служила фа­ланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она, в свою очередь, дважды укладывалась в длину ки­сти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разра­ботанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жест­кое правило.

Творчество П. представляет одно из двух веду­щих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, дви­жения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема со­здания совершенного образа по принципам второ­го направления - т. е. монументального и величе­ственно-спокойного - решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принад­лежал и П. Его творчество нередко рассматривает-СЯ Ко, к своеобразная антитеза искусству Мирона. Со­временники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тен­денции нашли синтезированное воплощение.

Особая известность среди произведений П. при­надлежит статуе ʼʼДорифорʼʼ (ʼʼКопьеносœецʼʼ), луч­шие копии которой хранятся в Неаполе и Берлинœе. Следует учитывать, что римский копиист, выпол­нивший реплику в мраморе, из-за хрупкости ма­териала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего на­верняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько поздней­ших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились

АНТИЧНОСТЬ

Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Современная копия

Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Мраморная римская

копия с бронзового оригинала.

Ок. 440 ᴦ. до н. э.

Поликлет. Раненая амазонка.

Мраморная римская копия с бронзового

оригинала. Ок. 440-430 ᴦ. до н. э.

художественные воззрения П. Пластически проти­воположные состояния покоя и скрытого движения находятся в ʼʼДорифореʼʼ в подчеркнутом равнове­сии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным на­клоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система постро­ения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искус­стве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является ʼʼДорифорʼʼ. Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из ʼʼКанонаʼʼ.

Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения всœе же позволяет про­следить определœенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также ʼʼДиадуменʼʼ, статуя юно-

ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой лег­костью и изяществом, ощущается влияние искус­ства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная ис­торическая достоверность и мифологическая идеа­лизация сочетаются в работах П. настолько орга­нично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской ʼʼРаненой амазонкеʼʼ (ок. 440-430 ᴦ. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). ʼʼАмазонкаʼʼ работы П. заняла первое место на кон­курсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульп­торы признали лучшей статую П.

П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосœе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 ᴦ. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорцио­нальность "бралась позднее в качестве непререкае­мого образца. При этом со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/

Поликлет - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Поликлет" 2017, 2018.

Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка - одной шестнадцатой, высота лица - одной десятой.

В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.

В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» - ранний пример классического контрапоста (отитал. contrapposto - противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

25 вариант

1 задание

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

Поликлет Поликлет

(Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении "Канон" (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека - гражданина полиса. Статуи Поликлета ("Дорифор". или "Копьеносец", около 440 до н. э.: "Раненая амазонка", около 440-430 до н. э.; "Диадумен", около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции. Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.

"Диадумен". Около 420 - 410 до н.э. Римская копия. Национальный археологический музей. Афины.
Литература: Д. С. Надович, Поликлет, М.-Л., 1939; (Г. Соколов), Мирон и Поликлет. (Альбом), М., 1961.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Поликле́т

(polý kleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во второй пол. 5 в. до н. э.; один из главных представителей высокой классики. Создавал скульптуры преимущественно в бронзе. Статуи Поликлета не сохранились и известны лишь по древнеримским копиям и по описаниям античных авторов. Скульптор написал трактат «Канон», посвящённый исследованию идеальных пропорций человеческого тела. По утверждению Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 роста человека, высота головы – 1/7, кисть руки – 1/10. На основе этой пропорциональной системы, сохранявшейся в древнегреческой скульптуре ок. 100 лет, была создана самая известная статуя – «Дорифор» («Копьеносец», ок. 440 г. до н. э.). Это одна из первых круглых скульптур в греческом искусстве, её можно рассматривать с разных сторон, обходя вокруг, а не только фронтально, как работы мастеров периода архаики и ранней классики. Поликлет первый смог передать движение человеческого тела при сохранении равновесия, создав композиционную схему т. н. хиазма (от греч. буквы «Х»). Дорифор опирается всей тяжестью на одну ногу; другая же свободна, отведена назад, прикасается к земле только кончиками пальцев. Возникает едва уловимое перекрёстное движение: правое колено выше левого, левое плечо выше правого и т. д. Поликлет был автором прославленных статуй «Раненая амазонка» (ок. 440–430 гг. до н. э.) и «Диадумен» (юноша с повязкой победителя, ок. 420–410 гг. до н. э.). Скульптор создавал также колоссальные статуи в хрисоэлефантинной технике (например, Геры в аргосском Герайоне). У Поликлета было множество учеников и последователей. Своим учителем его считал Лисипп. Скульптурные решения, найденные знаменитым мастером, до сих пор остаются актуальными в искусстве ваяния.


(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)