Рассуждение, его признаки. Типичные ошибки в рассуждениях. Пример текста: повествование, рассуждение. Как написать рассуждение (текст)? Как написать художественный текст-рассуждение Каким образом рассуждения дикого подтверждают

Савел Прокофьевич Дикой - представитель диких нравов, беспощадно сурового отношения к жизни и людям, самодур в самом полном смысле слова. Что взбредет в его ограниченную голову, то он и делает, и нраву его никто, по его мнению, не смеет и не должен препятствовать.
«Раз тебе сказал, два тебе сказал: не смей мне навстречу попа¬даться!», - кричит он на племянника Бориса, - «тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди; тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый!»


Дикой жаден до денег - и нет для него ничего хуже, как отдавать деньги; он никому из служащих у него не назначает поэтому жалованья. «Нешто ты мою душу можешь знать?», - говорит он. «А может я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Само собою разумеется, что он «во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил», - как говорит Кудряш. Когда нужно расплачиваться, он нарочно старается рассердить себя, чтобы накричать на человека, просящего денег.
«Друг ты мне», - объясняет свой нрав он сам, - «и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдать - отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутренную разжигать станет».


Он «воин», по определению Кабанихи, и у него, по его собственным словам, в доме постоянно «война идет». Эгоизм Дикого совершенно беззастенчивый и совершенно наивный, а потому и высказывается вполне откровенно. Он должен по нелепому завещания бабки Бориса отдать племяннику и племяннице хранящееся у него наследство лишь подтем условием, ели они окажутся к нему почтительны. Он пользуется подобным обстоятельством, заставляет Бориса служить себе даром, ломается над ним и начинает простодушно поговаривать: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!».


Кулигин рассказывает, как однажды мужики пошли на него жаловаться городничему, что ни одного из них путем не разочтет.
Городничий и стал ему говорить: «Послушай, - говорит, - Савел Прокофьевич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят».
А он потрепал городничего по плечу и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!».


Всякого Дикой обругает, ни перед кем не остановится. Перед од¬ним человеком только он пасует - это Кабаниха; она одна только может его «разговорить», по его выражению. Он и на нее иной раз пытается прикрикнуть: «Ну, так что ж, что я воин! Ну, что ж из этого?» Но она умеет его осадить. Когда он обругал странницу Феклушу, Кабаниха спокойно и сурово говорит ему: «Ну, ты не очень горло-то рапускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Дикой сдерживается: «Постой, кума, постой! Не сердись!»- просит он. Кабаниха-представительница жизненных принципов, крепка опорой на закон, поэтому Савел Прокофьевич и смиряется перед ней; безудержный самодур, он, однако, вообще боится нравственного закона. Очень интересен в этом смысле его рассказ Кабанихе, как говея о Великом посту, изругал он мужика, пришедшего за деньгами, «так изругал, что лучше требовать нельзя», и как потом у этого мужика прощенья просил:
«Истинно тебе говорю, - повествует Савел Прокофьевич, - мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит; тут на дворе в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся».


Само собой разумеется, что уважение Дикого к закону чисто внешнее: он поклоняется мужику перед исповедью, а потом мужику же будет плохо.

Вариант № 60681

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».


Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Как так нарочно?

Глаша входит.

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим!

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Фамилия Ди­ко­го несёт в себе определённую образно-смысловую на­груз­ку и яв­ля­ет­ся сред­ством ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные фамилии?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

В приведённой сцене герои бе­се­ду­ют друг с другом, об­ме­ни­ва­ясь репликами. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся дан­ная форма об­ще­ния между пер­со­на­жа­ми ху­до­же­ствен­но­го произведения.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Грозы» и родом их занятий. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

В приведённой сцене фи­гу­ри­ру­ет Глаша - девка в доме Кабановой. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся пер­со­наж вто­ро­го ряда, из­ред­ка по­яв­ля­ю­щий­ся на сцене?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Как на­зы­ва­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния по ходу дей­ствия («Пропускает вперёд Ди­ко­го и ухо­дит за ним»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Взаимоотношения Ди­ко­го с окру­жа­ю­щи­ми лю­дь­ми часто носят ха­рак­тер столкновения, не­при­ми­ри­мо­го противостояния. Ука­жи­те термин, ко­то­рым оно обозначается.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Ответ:

«Сгорела веш­няя трава / В вы­со­ком пла­ме­ни июля». Какое ху­до­же­ствен­ное сред­ство по­мо­га­ет поэту со­здать образ зной­но­го лета в этих строках?


В.А. Солоухин, 1953

Ответ:

Какой тип рифмы (схема АВАВ) ис­поль­зу­ет автор дан­но­го стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

В.А. Солоухин, 1953

Ответ:

В за­клю­чи­тель­ных стро­фах сти­хо­тво­ре­ния зву­чат вопросы, не тре­бу­ю­щие ответа. Как они называются?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

В.А. Солоухин, 1953

Ответ:

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

2) олицетворение

3) анафора

4) гротеск

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

В.А. Солоухин, 1953

Ответ:

Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние В. А. Со­ло­ухи­на (ответ дайте без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

В.А. Солоухин, 1953

Ответ:

Каким об­ра­зом рас­суж­де­ния Ди­ко­го под­твер­жда­ют слова Ку­ли­ги­на о «жестоких нравах» го­ро­да Калинова?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

В.А. Солоухин, 1953

По дну пруда гуляет ветер.

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Какой предстаёт жизнь по­мест­но­го дво­рян­ства в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин»?

С17.2. О чём за­став­ля­ют нас за­ду­мать­ся «Сказки для детей из­ряд­но­го возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина? (По двум-трём сказ­кам по выбору).

С17.3. Какой след в жизни ноч­леж­ни­ков оста­вил стран­ник Лука? (По пьесе М. Горь­ко­го «На дне»).

С17.4. Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине).

Вариант

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

«Мы теперь уходим понемногу» С.А. Есенин

8. Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?

1)В данном фрагменте из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" затрагивается проблема взаимоотношений художника и толпы. По мнению писателя счастлив тот творец, "который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека". Такой писатель оказывается принят обществом с восхищением, "завиден прекрасный удел его". Создавая идеализированные, возвышенные образы, он дает надежду "ничтожным своим собратьям", отвлекает их от всего самого печального в жизни, заслужив тем самым признание. В противопоставление такому писателю Н. В. Гоголь рассуждает о том, как реагируют люди на того, кто решился "вызвать наружу всё, о ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи". Судьба его совершенно иная: "Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ".
В своём размышлении Н.В. Гоголь рассуждает о том, как тяжело писателю-реалисту, который не скрывает правду жизни за красивыми образами: "Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество".

2)В данном отрывке Н. В. Гоголь показывает непонимание толпой художника. Он говорит о том, что писатель, рискнувший обличить жестокую действительность вряд ли будет рассчитывать на восхищение и и рукоплескания, ведь толпа не хочет слышать правда. Народ хочет слышать писателей, восхвалявших лучшие черты человека и не затрагивающего его низкие качества.
Гоголь уверен, что толпа никогда не поймёт обличающего "высокого восторженного смеха" , а лишь опорочит писателя, "придавая ему качества им же изображенных героев".
Так, мы видим, что современный суд не способен принять правду, а потому конфликт между писателем - обличителем и толпой.

3) Многие писатели и поэты сталкивались с непониманием общества. Их творчество не находило признания, а порой сталкивалось с осуждением. То же иллюстрирует Н. В Гоголь, показывая, что люди в большинстве своем ограничены, им чужда возвышенность, которую они не понимают, а потому презирают. Смысл творчества Гоголь видит в том, чтобы " озарить картину, взятую из презренной жизни". Общественный суд отвергает такое ведение мира, поэтому художник обречен на одиночество.

9. Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора «Мёртвых душ»?

1)Тема назначения художественного творчества часто прослеживается у русских поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Маяковский. В стихотворении "Пророк" М. Ю. Лермонтова, лирический герой одинок. Толпа не приняла его творчество и изгнала его. Толпа не готова была слушать человека, не такого, как они, а наделённого божьи даром, и даже ближние лирического героя "бросали бешено каменья".
Также, в стихотворении А. С. Пушкина "Поэт и толпа", автор пишет о том, что "чернь" не способна понять глубочайшей мысли поэта, а потому они всегда будут не поняты друг другом.

2)В стихотворениях М.Ю Лермонтова "Смерть поэта" и "Поэт" - тема поэта и толпы.
"Но скучен нам простой и годный твой язык
Нас питают блеск и обманы"
Созвучие здесь в том, что поэт признает над собой власть прекрасного и нереального и не собирается от этого отказываться, вопреки осуждению толпы. В этом он одинок.
"Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал один он против мнений света
Один как прежде... и убит!"
В. Маяковский провозглашает пророческую мысль художника - видеть то, чего не видит никто ("где глаз людей обрывается куцый"). В стране Советов поэзия должна встать в ряд новых созидателей:
"Светить всегда!
Светить везде!
До дней последних донца"
Поэт превозносит себя над толпой, но не отчаивается донести до остальных свое видение мира.

15. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

Лирический герой стихотворения "Мы теперь уходим понемногу" печален. Он предвидит скорую кончину. С грустью говорит он о мире, который ему суждено покинуть. Лирический герой открывается нам как глубокий, тонко чувствующий человек: ему жалко расставаться с природой, с людьми, окружавшими его. Однако Есенин несколько раз использует глагол "счастлив". С помощью анафоры поэт показывает, что герой ценит всё то, что происходило с ним в этой жизни: "Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин...".

16. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

Многие русский поэты затрагивают в своём творчестве тему жизни и смерти, но наиболее ярко, как мне кажется, её осветил М. Ю. Лермонтов. В стихотворении "Выхожу один я на дорогу" лирический герой, так же, как и в стихотворении Есенина, размышляет о жизни и смерти. Однако у Лермонтова герой от грустных мыслей о скорой кончине ("Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошло ничуть""...я б хотел забыться и заснуть") он приходит к желанию жить, любить, слушать "сладкий голос".
Наряду с Лермонтовым, так же часто тему жизни и смерти затрагивала Марина Цветаева. В стихотворении "прохожий" она так же, как и Есенин, рисует образ лирической героини, размышляющей о смерти. В её размышлениях так же есть оттенок грусти, ведь голос героини звучит уже из под земли. Однако мысли её чисты, девушка призывает не грустит прохожего над её могилой, она тоже была живой, жизнерадостной. Так о чем теперь жалеть?
Так, мы видим, что все три стихотворения объединяет общий мотив, и размышления лирических героев о смерти.

17. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

За время существования человечества о любви говорили тысячи писателей и поэтов. Ведь это ведущее чувство в жизни каждого человека. Практически каждое второе произведение на свете посвящено этой бессмертной теме. Я считаю, что в литературе двадцатого века есть один самый прекрасный роман о любви – это «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.
Тему любви в произведении раскрывают образы главных героев – Мастер и Маргарита. Человек, называющий себя Мастером, появляется на страницах романа раньше своей возлюбленной. С ним знакомится Иван Бездомный в клинике для душевнобольных. Талантливый писатель рассказывает Ивану историю своей жизни, своего романа и своей любви. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала героя к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.
А затем появляется Маргарита. Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».
Эта встреча героев предназначалась свыше, а желтый цвет подобен сигналу последующих трудностей и страданий.
Нам не дается подробное описание внешности Маргариты, мы видим лишь то, что Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»
Как уже говорилось выше, встреча Мастера и Маргариты описана удивительно романтично, но нас не оставляет состояние тревоги. Любовь не вошла в их жизнь тихо, «на мягких лапах». Очень ярки в этом случае слова самого Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Образ ножа здесь неслучаен. В чувстве героев есть достаточно явный элемент насилия. Создается впечатление, что где-то высоко их судьба была решена много раньше. И в назначенный день и час у них просто не остается выбора, кроме как полюбить друг друга.
Много дальше, в девятнадцатой главе, мы узнаем непосредственно о чувствах самой Маргариты. Глава начинается с обращения Булгакова к своему читателю: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

Действительно, Маргарита Николаевна олицетворяет собой в романе верную, преданную, всепоглощающую любовь. В этом образе Булгаков раскрыл свой идеал женщины, верной спутницы истинного гения. Во многом образ Маргариты наделен чертами жены самого писателя – Елены Сергеевны Булгаковой.
В самом начале главы автор рассказывает нам судьбу своей героини: «Многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны». У нее был молодой, красивый, добрый муж, обожающий свою жену. Они «вдвоем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!». Маргарита никогда не нуждалась в деньгах и всегда была обеспечена всем, что ей было нужно. Но эта женщина не была счастлива «ни одной минуты». Понимание того, что она живет не своей жизнью, изводило Маргариту.
Встреча с Мастером подарила героине новую счастливую жизнь. Им было очень хорошо вместе, пока страшные жизненные обстоятельства не разлучили их. Мастер исчез, но Маргарита остается верна своему возлюбленному. Как самую большую драгоценность на свете, бережет она все, что касается любимого: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка Мастера, …, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Любящая женщина по-настоящему готова на все, лишь бы вернуть своего Мастера. Так, Маргарита соглашается на предложение Азазелло и посещает загадочного иностранца. Даже встреча с самим сатаной не способна остановить ее. Любовь сильнее, любовь не имеет преград, потому что она способна разрушить все стены. Маргарита становится королевой на великом бале нечистой силы. Все это она делает лишь с мыслью о своем возлюбленном. Меня действительно восхищает сила любви этой женщины! Я думаю, что только благодаря ее чувству и ее усилиям герои воссоединились в конце произведения.
Но настоящей всепоглощающей любви нет места в жестокой реальности. Поэтому Мастер и Маргарита умирают для окружающего мира. Благодаря Воланду они отправляются совсем в другую реальность, где их ждет вечный покой и любовь.
Меня невероятно восхитило это гениальное произведение Булгакова. Ведь в своем романе автор затронул огромное количество тем. Но более всего меня поразил образ Маргариты как символ глубокой и сильной любви. Мне очень близка эта героиня своим самопожертвованием. Я считаю, что ради любви можно преодолеть все преграды и трудности
.

Вариант

«Вишнёвый сад» А.П. Чехов

«Родина» М.И. Цветаева

8. Почему, по-вашему, сад достался именно Ермолаю Лопахину?

1)Сад для Лопахина - часть элитарной культуры, он приобрёл то, что двадцать лет назад ещё казалось невозможным. Несмотря на своё крестьянское происхождение, Лопахин многого добился в жизни, заработал капитал. На смену бездейственному прошлому в лице Раневской и Гаева приходят прагматичность, расчётливость и инициативность Лопахина.
Лопахин смог найти решение, предложить его, тогда как ни Раневская, ни Гаев не были способны отреагировать на сложившуюся ситуацию, поэтому сад справедливо достался Ермолаю Лопахину. Он, как никто другой среди героев пьесы, чувствует своё время, идёт в ногу с ним.

2) Лопахин- деятельный, трудолюбивый человек с практическим складом ума. Благодаря этим качествам он смог из «битого, малограмотного Ермолая» стать преуспевающим дельцом и купить имение, где его «дед и отец были рабами». Раневской и Гаеву вишневый сад не достается не столько из-за их бедственного положения, сколько из сущности характеров героев. Они бездеятельны, мечтательны, оторваны от реальной жизни (недаром Гаев имеет склонность к пустым монологам, а Раневская устраивает бал в день торгов). В связи с этим герои не могут посмотреть на продажу имения с садом с практической точки зрения, как это делает Лопахин. Они отказываются от единственного выхода в их ситуации - разбить сад на дачные участки. Не случайно это осуждается в приведенном фрагменте Лопахиным («Отчего же, отчего вы меня не послушали?»). В результате вишневый сад достается именно Ермолаю Лопахину – единственному трудоспособному человеку, который может оценить существующую ситуацию с практической точки зрения.

9. В каких произведениях русской литературы показаны герои неспособные к труду и в чем их можно сопоставить с Гаевым Леонидом Андреевичем?

1)Есть произведения в русской классике, которые показывают совершенно неспособных к труду героев. Таким, например, является Илья Ильич из романа И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой поглощён ленью, крайне инфантилен. Всё хозяйство и работа по дому лежат на плечах его слуги – Захара. Как и Обломов, Гаев не в состоянии даже одеться без лакея. Инфантильный герой изображён также и в поэме «Мёртвые Души» Н.В. Гоголя. Это Манилов. И Манилов, и Гаев живут призрачными, несбыточными мечтами: Манилов мечтает о подземном ходе вокруг дома и чудо-мосте, Гаев строит нереальные планы спасения вишнёвого сада. Все эти герои живут в придуманном ими мире, который имеет мало отношения к действительности.

2) Многие русские писатели изображали героев, которые не приспособлены к труду, в том числе это делали Н.В. Гоголь и И.А. Гончаров.В поэме Гоголя «Мертвые души» таким героем предстает помещик Манилов. Уже сама фамилия героя, которая происходит от глагола «манить» говорит читателям об оторванности героя от реальной жизни, которая так же присуща Гаеву. Склонность к прожектерству, неспособность трудиться и воплощать задуманные планы проявляется и в вещах, которые окружают героя. Это книга с закладкой на 14-ой странице, лежащая уже два года, и беседка на европейский лад, где Манилов «философствует». Сходство Гаева и Манилова заключается в том, что оба героя оторваны от жизни, мечтательны. И Гаев, и Манилов бездеятельны, не могут предпринимать решительные шаги для достижения цели.Другим героем, близким Гаеву, является Обломов-главный герой романа Гончарова-«Обломов». Подобно Гаеву, Илья Ильич -человек непрактичный. Герой апатичен, ленив, больше кол-во времени проводит дома в своем мире грез и мечтаний. Воплотить в жизнь свои планы герой не может, т.к. совершенно не приспособлен к труду. И Гаев и Обломов-герои-мечтатели, далекие от всякой практической деятельности. В этом общая трагедия героев-Гаев не может никак повлиять на покупку-продажу вишневого сада, Обломов не может устроить свое имение и насладить отношения с Ольгой Ильинской.

15. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?

Смысл заключительной строфы стихотворения в том, что Цветаева тоскует по Родине, всей душой стремится к ней. Она настолько близка с Россией, что обращается к ней на «ты». «Губами подпишусь на плахе» - поэтесса готова разделить судьбу родной страны. Она за ту «гордыню», которую ещё не утратила Россия, оставаясь мощной державой. Да, на Родине её ждали голод, нищета, равнодушие, но Цветаева чувствовала себя частью этой огромной страны, которую не смогла бы променять на личное благополучие. Какой бы не была ее Родина, она остается для героини самой дорогой и любимой: "Гордыня, родина моя!"-восклицает героиня в финале.В создании подобной атмосферы огромную роль играют средства художественной выразительности:сравнение ("Даль, прирожденная, как боль,"),показывающее насколько не мила чужбина для героини, обилие восклицательных предложений("О, неподатливый язык!", "Хоть двух!") выражает эмоциональность и уверенность героини в своих словах.

16. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

1)А. Блок в стихотворении "Осеняя воля" пишет о невозможности жизни без Родины, о своем родстве с ней:
"Приюти ты в долях необъятных,
Как жить и плакать без тебя!"
Поэту дороги просторы Отчизны, грустный труд народа-землепашца:
"Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю."
М.Ю. Лермонтов в стихотворении "Родина" любит Россию "странной любовью", "за что, не знаю сам".
Как и в стихотворении Цветаевой, поэты восхищаются российскими просторами, настроение их стихов проникнуто отчаянной гордостью, часто трагизмом.

2) К теме Родины обращалось и обращается множество поэтов. Так, например, в стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю.." А.Ахматова считает, что Родина - это единственное, что у неё никогда не смогут отнять. И Ахматова, и Цветаева не относятся лояльно к действующей власти в стране, отделяя понятие "родина" от понятия "государство". Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная..!» , наполненном безмерной любовью к родному краю, С.А. Есенин провозглашает, что никогда не обменяет «Русь» на «рай». Как и Есенин, Цветаева заманчивому благополучию на чужбине предпочитает жизнь на родной земле. Все эти стихотворения объединяет истинное чувство патриотизма, готовность разделить нелёгкую судьбу своей страны.

17. Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? (По роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Почему же скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете романа? Именно благодаря ей раскрываются лучшие черты характера главного героя. И, безусловно, по задумке автора, Маша занимает далеко не последнее место в происходящих событиях, мы смело можем отнести ее к главным героям романа.
Начиная говорить о Маше Мироновой, нельзя не упомянуть ее замечательных родителей, которые, будучи людьми совершенно простыми, но че6стными и искренними, глубоко и по-настоящему любили и заботились друг о друге. В этой атмосфере любви, понятий о чести и долге и выросла эта, на первый взгляд, робкая девушка. Никто даже и не предполагал, какой на самом деле силой духа обладает наша главная героиня.
Главная, потому что именно она, будучи бесприданницей, не задумываясь, отказывает Швабрину, так как в силу своей высокой нравственности просто не приемлет брак по расчету. Именно она, глубоко и искренне, по-настоящему полюбив Петра Гринева, ни за что не согласится выйти замуж без благословения его родителей. И именно Маша, в конце концов, отправляется в Петербург, чтобы спасти своего арестованного возлюбленного.
Эта, как на первый взгляд могло показаться, скромная девушка проявляет потрясающую силу своего необыкновенного, самовольного характера, в самых непростых жизненных ситуациях. Казалось бы, такая слабая, но в то же время удивительно сильной оказывается в страшных испытаниях, выпавших на ее долю.
Все потому, что Мария Ивановна обладает самостоятельным умом, силой отстаивать свои убеждения, смелостью, конечно же, в силу своей высокой духовности способностью испытывать глубокие и искренние чувства. Гордость, достоинство и честь рождают в ней определенную принципиальность, не позволяющую пойти даже на самые желанные поступки. А ее смелость, твердость духа и непреклонная ни перед какими обстоятельствами решительность помогают отстоять правду и одержать победу в битве за свое счастье.
Чувствуется, сто образ Маши Мироновой был очень дорог и близок автору. Она олицетворяет собой пушкинский идеал женщины, немного наивной, с необыкновенно сильным характером и способностью к глубокой и искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы.
Пушкин пытался воплотить в образе своей героини лучшие качества русской женщины. Качества, в особенности свойственные женам декабристов, младшей сестрой которых мы с уверенностью можем назвать нашу героиню.

Вариант

«Гроза» А.Н. Островский

«И.И. Пущину» А.С. Пушкин

8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?

Дикой рассуждал о своем отношении к деньгам, когда к нему обращаются за долгом. " ...только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека." Кабанова тоже на людях занимается благотворительностью, а дома терроризирует семью. Это говорит о жадности и меркантильности горожан, представляющих "темное царство". Жители стараются создать иллюзию праведности, но это не мешает проявляется их злобной и костной натуре.

9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

1) Попробуем сопоставить драму А.Н. Островского "Гроза" с комедией Д.И.Фонвизина "Недоросль" и с пьесой М.Горького "На дне".Во всех трех произведениях показаны взаимоотношения властных и подчиняющихся им. Герои (Кабанова, госпожа Простакова, Костылев) близки своими личностными качествами-самодурством, деспотизмом, невежеством, безграничным желанием властвовать, подстраивать под свои порядки жизнь окружающих. Схоже и отношение "подначальных"(Тихон, Кулигин, Простаков, ночлежники) к "властным"- все они вынуждены терпеть и подчиняться. Точно так же, как Марфа Петровна, прикрываясь религией и заботой о других, держит в подчинении все семейство (вспомним Катерину, уставшую от вечного гнета и подозрений Кабанихи, и безропотного Тихона, боявшегося сказать слова наперекор матери), г-жа Простакова в пьесе Фонвизина пытается контролировать всех и всё. Ее обращение к слугам (Тришка-"скот", Еремеевна для нее "бестия") и взаимоотношения с собственным мужем наиболее ярко показывают ее безграничное желание властвовать. В драме "На дне", держатель ночлежки показан грубым, беспринципным человеком."Для всех он яд"-заявляет его собственная жена. Ночлежники, и так попавшие в бедственное положение, вынуждены мириться с своевольным характером Костылева, потому что он обладает несколько большими правами, чем они.То же самое мы видим и в отношениях Дикого и Кулигина.

15. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

Дружба для Пушкина - высшая степень доверия, великая нравственная идея.
"Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует тоже утешение"
Поэт не только черпает утешение в дружбе, он стремиться, чтобы и его дружба поддерживала Пущина, озаряла его существование в трудные дни. В этом стихотворении поэт обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения.

16. Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?

В.Высоцкий "Песня о друге", поэт видит в друге поддержку и опору. Он верит, что с настоящим другом не страшны никакие испытания. "Пусть он в связке одной с тобой - Там поймешь кто такой." "Значит, как на себя самого, Положись на него. "
В романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" мы видим дружбу Пьера Безухова и Андрея Болконского. Восторженный и пылкий Пьер высоко ценит строгий и аналитический ум князя Андрея. Их объединяет то, что они оба бесстрашные и бескомпромиссные правдолюбцы.

17. Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

1) Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана и поставлена на сцене в 1859 году и вызвала полемику, главным образом касающуюся центрального образа – Катерины. Эта героиня не «вписывается» в город Калинов, чувствует себя глубоко несчастной в семье Кабановых, а в конце пьесы бросается в Волгу. Что же делает ее «чужой» в калиновском мире?
Уже в первом действии из монолога Кулигина мы узнаем о «жестоких нравах» города. Их олицетворением служат образы Савела Дикого и Марфы Кабановой. Это угнетатели, самодуры, мешающие жить другим. Дикой не имеет никаких границ в своеволии; зацикленный на своем богатстве, он груб и резок по отношению к другим людям. Для Кабановой же главное – чтобы все было по правилам. «Под видом благочестия» она подавляет все человеческое в окружающих. Недаром Кулигин говорит о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!».
Катерина противостоит царству диких и кабаних. Реплики, вкладываемые автором в ее уста, проясняют ее позицию по отношению к калиновским нравам. Вспоминая свою прошлую жизнь, она сравнивает ее с жизнью настоящей и отмечает, что «все здесь как будто из-под неволи». Свободная и пылкая душа Катерины, желающей «летать так, как птицы», не приемлет строгие правила, навязываемые ей свекровью.
Религиозность Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Последняя, принимая в дом странниц, оделяя нищих и соблюдая церковные обряды, делает все это не из душевной потребности, а по инерции, создавая лишь видимость благочестия, что еще раз подтверждает «омертвелость» так рьяно защищаемой ею старины. Религиозность Катерины – истинна, она существует в ее душе в первозданном, «свежем» виде. Когда Катерина молится, «у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится», как замечает Борис. Именно страх предстать перед Богом во всех своих грехах и муки совести заставляют Катерину всенародно признаться в измене Тихону.
Но и с другими жертвами мира «отцов» главная героиня не чувствует родства. В отличие от нее, они не обладают той нравственной силой, которой противостоит Катерина «темному царству». Тихон и Борис лишены воли, они подчиняются правилам, которые диктуют им имеющие власть люди. У Кудряша есть только удаль, а Варвара, чтобы выживать в угнетающей атмосфере, научилась «врать». Она не понимает нравственных терзаний Катерины, ведь для нее главное – «лишь бы шито да крыто было».
Таким образом, Катерину делает «чужой» в калиновском мире ее свободная, «горячая» натура, истинная религиозность и непримиримость с законами «темного царства».

2)А. Н. Островский - великий драматург XIX века, основоположник национального театра. Драма"Гроза", написанная в 1859 году, одно из его самых известных произведений наряду с "Бесприданницей", "Снегурочкой" и многими другими пьесами. Главная героиня "Грозы" - Катерина, которая разительно отличается от других персонажей драмы и явно не подходит к Калиновскому миру.

Жизнь Катерины до замужества описывается весьма счастливой. Она росла в патриархальной, но любящей семье, дома всегда царил мир, порядок. Ее родители были порядочными людьми и очень любили свою дочь. Сны Катерины всегда были светлыми, красивыми, в них пели прекрасные невидимые голоса. Но после того, как Катерина вышла замуж, ее жизнь резко изменилась. Муж оказался трусом, которым помыкала его мать, "темное царство" процветало так, что его жертвами были все жители Калинова, а во снах безликие голоса стали петь что-то похоронное. Даже связь с Борисом, которого она любила, не принес ей никакого счастья. Воспитание - вот одна из причин, почему Катерина так и не нашла своего места в Калинове.

Так же молодая Кабанова - очень честный и чистый человек, и это показывается на протяжении всей пьесы. она любит ходить в церковь, трепетно относится к Богу, боится греха. Сцена, в которой Варвара приносит ей ключ от калитки в сад, становится переломной и для Катерины, и для всего сюжета драмы в целом. Приняв ключ и отправившись на свидание с Борисом, она переступает через свои уставы и законы, осознанно совершая грех, который после не смогла себе простить. Пусть она и не любила мужа, измена ему - величайший грех для нее, тяжесть которого она не выдержала и нашла успокоение лишь в своей смерти.

Прочитав данное произведение, можно заметить, что жители города Калинова - люди, которые привыкли к "темному царству", господствующему там, привыкли и к его воздействию на них. Для них стало нормой поведение Дикого и Кабановой, нужда в постоянном обмане и изворотливости. Катерина же не похожа ни на кого из них, она другая. Не зря известный русский критик Н. А. Добролюбов назвал ее "лучом света в темном царстве". Именно эта характеристика - самая точная для Катерины, и именно она дает ответ на вопрос о том, что же делает ее "чужой".

В пьесе выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это , угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин. Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Образ Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника!Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..

Кулигин. За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчёт что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и коней! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь Так, ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чём свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо9тДать, а всё добром не могу!.. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах» у меня всю нутренную разжигать станет: всю нутренную вот разжигает, да и только"; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик»,- так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говоря!

Кулагин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое ещё там елгстричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какимито, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?

Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства».