Русская культура вторая треть 13 15 века. Русская культура XIII-XV веков. Культура России XVI века

К 13 веку некогда могущественный и великий Киев потерял свое былое величие и политическое значение, а само древнерусское государство распалось на множество княжеских земель. Юго-Западная, Северо-Восточная и Новгородская земля погрязли в междоусобицах, раздорах и спорах. Братоубийственные разборки не остановила даже надвигающаяся на Русь беда - орда монгольских кочевников, превратившаяся из угрозы в реальность, грозно ощетинилась кривыми, остро заточенными саблями и покатилась жестокой лавиной, сметая на своем пути все живое. Разрушая и сжигая все, что с такой любовью, желанием и старанием возводилось, строилось, украшалось, созидалось несколькими поколениями. Все достижения древнерусской цивилизации оказались под угрозой уничтожения. Несмотря на отчаянное и героическое сопротивление большинства русских городов, которое они оказывали в основном поодиночке, Русь на два с половиной века оказалась под гнетом восточных завоевателей. Пример этой разобщенности выглядит иногда как предательство.

После того как монголы разгромили Галицкого, Киевского и Черниговского князей на реке Калке, хотя силы русских превосходили ордынцев, бежавшие за Днепр князья не только бросили остатки своего войска, но и порубили свободные ладьи, а монголы перебили всех, кто не успел переправиться. Владимирский князь Юрий Всеволодович не пришел на помощь рязанцам, когда хан Батый осадил Рязань, но и поплатился за это жестоко. Ордынцы не только захватили и разграбили Владимир, пока князь уже сам пытался получить помощь от северных княжеств, но и сожгли заживо во Владимирском соборе всю его семью. Позже погиб в битве и сам князь. Для русской культуры, как и для экономики, монголо-татарское иго имело катастрофические последствия. Регулярные набеги приводили к новым опустошениям. Дань выплачивалась не только в виде денег и драгоценностей, но и уводом в рабство наиболее видных, искусных ремесленников, что привело к утрате многих приемов и навыков, а некоторые виды ремесла были полностью утрачены. И хотя историк 20 века Лев Гумилев называет иго монголо-татарских полчищ набегом на Русь, но за этот период были полностью разрушены такие культурные и политические центры как Киев, Переславль, Чернигов, Рязань, . Те же, что остались целыми, так же пострадали - ордынцы забирали в полон искусных мастеров: оружейников, камнерезов, шорников, кузнецов.

Многие мастеровые умельцы погибли, защищая свои города, поэтому некоторые прикладные ремесла даже исчезли совсем. Например, в ювелирном деле были утеряны некоторые техники, присущие только древнерусскому искусству. Ощутимо за время пострадало древнерусское зодчество. Жестокие варвары-кочевники предавали огню не только крепостные сооружения, но и прекрасные в архитектурном отношении русские церкви, соборы и монастыри. Постройки горели вместе с вековыми древнерусскими, византийскими иконами, фресками замечательных русских живописцев, ценнейшими рукописными книгами, являвшимися памятниками древнерусской словесности. Зачастую дикая орда сжигала их вместе с укрывшимися там людьми. Никого не щадили - ни женщин, ни стариков, ни детей и даже младенцев. В огне погибло не только большинство древних русских книг, но и прервалось летописание. В упадок пришла живопись и многие прикладные художественные ремесла. Больше, чем на полвека прекратилось на Руси каменное строительство из-за отсутствия мастеровых, материалов для постройки и полного обнищания княжеской казны. Русская культура в результате монгольского нашествия потеряла несоизмеримо с тем, что смогла перенять у завоевателей. В этом смысле очень точно выразился Александр Сергеевич , который заметил, что “татары это не мавры. Завоевав Русь, они не подарили ей ни алгебры, ни нового Аристотеля”.

Некоторые историки, например Г.В.Вернадский, считают, что монгольское иго полностью уничтожило элементы демократии в политическом устройстве городов. Была введена смертная казнь, телесные наказания, обязательная воинская повинность. Из положительных моментов завоевания, если так можно вообще выражаться, принято говорить о созданной монголами почтовой конной службе. Но ощутимо снизилась грамотность, и даже среди князей появились по выражению летописца “некнижны” и “неграмотны”. Но не смогло монголо-татарское иго полностью растоптать Русь и уничтожить ее народность, ее цивилизацию. Возродилась ее духовная жизнь и ее культура, как сказочная птица Феникс из пепла. Родились новые зодчие, живописцы, пытливые и талантливые, выросли новые города, были написаны новые книги. Русь была жива!

Особенности культуры Древней Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Письменность. Летописи. Литература.

Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица .

Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

· рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)

· граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)

· эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)

· берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)

Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).

Летописание.

«Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Литература.

· устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).

· проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха

· жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)

· героический эпос – «Слово о полку Игореве» , написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)

· публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)

Зодчество Древней Руси.

· первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)

· крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы

· Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)

· Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)

Изобразительное искусство.

· мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)

· фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)

· иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))

Прикладное искусство.

· зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла

· гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле

· филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки


Культура Руси XIII-XV веков.


Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

· Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .

· Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.

· Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

· Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).

· Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

· В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» . «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

· В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.

· Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).

· Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль.

· XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

· Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура.

· В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:

·строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),

·XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).

· Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

· Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.

· Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».

· Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).


_______________________

Культура России XVI века.


Главные события и характерные черты культуры XVI века.

Главными событиями русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правления. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального объединения; б) идея образование единой народности.

Фольклор.

· В XVI веке расцветает жанр исторической песни . Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

· В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.

Письменность и книгопечатание.

· В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века.

· 1564 – начало книгопечатания в России : Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», первый букварь (Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице, бежал из Москвы в Великое княжество Литовское).

Литература и общественная мысль.

· В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.

· Расцвет публицистики : челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.

· Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой» , написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.

· Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).

Архитектура и изобразительное искусство.

· С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

· Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей), колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).

· С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью».

· Покровский собор (храм Василия Блаженного) – в память взятия Казани (2 октября 1552 – Покрова Богородицы), архитекторы Постник Яковлев и Барма. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым.

· Развивается иконопись, появляются так называемые «парсуны» - изображения людей, имеющие черты портретного сходства.

· В XVI веке продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI века.


_______________________


Похожая информация.


Введение

В историко-культурном процессе XIII -- XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (первая половина XIV -- XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства.

Русская культура XIII- XV веков

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В то время как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии и т.п., просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах. Судя по житийной литературе XIV -- XV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их учили чтению ("грамоте"), а затем письму. Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер.

Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV --XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена пергамена бумагой делала книги более доступными. К XV в. известно уже достаточно много библиотек. Хотя большинство книг того времени, очевидно, погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п., от XIII--XIV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги. Говоря о распространении "книжной премудрости", надо иметь в виду коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух тогда было широко распространено во всех странах и во всех слоях общества.

Математические познания в XIII --XV вв. не получили особого развития. Древнерусская цифровая система была крайне неудобной: что затрудняло точные математические действия.

Космологические представления русские книжники черпали из христианской богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво.

С постепенным развитием торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества в XIV --XV вв. происходило расширение географического кругозора русских людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, содержавших подлинные и подробные описания Царьграда, Палестины, Западной Европы и других земель.

Общественные идеи, связанные с осмыслением человека в мире и обществе, а также политические теории со времени утверждения христианства на Руси в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV -- начало XV вв. Русь, восприняв в основном философско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления. Если в Византии господствовали два главных идейных течения: победивший исихазм Исихазм (от греч. hesychia -- покой, безмолвие, отрешенность) -- мистическое течение, в широком смысле -- этико-аскетическое учение, возникшее в Византии в IV -- VIII вв., включало систему психофизического контроля, имеющую внешнее сходство с йогой). и побежденный рационализм, то на Руси ситуация была сложнее. Здесь взаимодействовали и противодействовали три течения философско-богословской мысли: православие в традиционном понимании, слабые ростки рационализма (в виде ересей) и исихазм. Ортодоксальной христианской идеологии всегда было присуще утверждение о доступности человеческим чувствам сверхъестественных явлений (Бог действовал на земле, являясь людям в видениях, через ангелов и святых, "явлением" икон, чудесными исцелениями и т.п.). Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и даже телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии. На Руси в середине XV в. это учение утверждалось в ожесточенной борьбе одновременно как способ индивидуального подвижничества (исихазм "келейного" уровня) и как новый стиль духовно-культурной жизни. Особенно трудно исихазм прививался на русской почве как система философского мышления, вступив в известное противоречие с косной практикой церковной жизни.

Учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством, эсхатология Эсхатология (от греч. eschatos) -- последний, конечный. всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания второго пришествия Христа. Такой период переживала Русь в XIV -- XV вв.

Борьба против монголо-татар была главной темой фольклора второй половины XIII --XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания), так и новые (историческая песня).

Период XIII --XV вв. в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе этого времени можно выделить два основных этапа: XIII -- XIV вв. и XV в. Первый начинается с битвы на Калке (1223 г.) и заканчивается победой на Куликовом поле (1380 г.). Литература этого периода характеризуется разнородными тенденциями. Ведущий жанр этого времени -- воинская повесть, доминирующая тема -- монголо-татарское нашествие. Поэтическим пафосом, фольклорными образами и сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли", "Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского" (житие, имеющее черты воинской повести), "Повесть о Шевкале", посвященная событиям 1327 г. в Твери и др.

Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли и в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все более связывалась с Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. О роли национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского летописания в конце XIV -- начало XV в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стилю, но единых по теме -- все они посвящены исторической победе России над татарами.

Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литература нового типа, отличавшаяся тематическим и стилевым разнообразием, более органичной связью с фольклором, стремлением к психологизму.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате, возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан.

К началу XVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск -- одно из крупнейших сооружений Древней Руси, выдержавшее не мало немецких осад и до сих пор поражающее своей неприступностью.

Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался.

Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII -- XIV вв.

Во второй половине XIV в. напряженные отношения с Ордой и Литвой заставили князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, сосредоточить усилия на строительстве укреплений. Вскоре после постройки (1367 г.), белокаменный Кремль был испытан на прочность войсками литовского князя Ольгерда.

Живопись первой половины XIII -- XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Но в результате нашествия художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства, и сохранились живые носители культурных традиций. Длительная изоляция Руси от Византии, а также усилившаяся разобщенность русских земель подтолкнули рост областных тенденций в искусстве. В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. -- тверской, псковской, московской и вологодской. русский средневековый культурный

Эволюция живописи в XIII--XV вв. лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых к тому же сохранилось больше, чем в других городах. В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Своеобразным "бунтом" против византийской традиции стали краснофонные иконы.

XIV в. -- время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

Общая х-ка: монгольское нашествие нарушило поступательное движение Русской земли и Русской культуры. Многие виды ремёсел выбыли: перегородчатая эмаль. Постепенно возрождение начинается с конца 13 века. В первой половине 14 века начинается процесс объединения государства, который остановился в первой трети 13 века, это способствовало возрождению экономики, росту национального самосознания, укреплению внешних контактов (с Византией), что в конце концов приводит к возрождению и подъёму Русской культуры.

В это время (в 14 столетии) на Балканах интеллектуальный подъем, Русь заражена этим подъемом, многие южнославянские книжники мигрируют на Русь. Конец 14 начало 15 столетия – предвозрождения Русской культуры. (Эпоха предренессанса– Д.С. Лихачёв, некоторые не согласны с этой точкой зрения).

Черты предвозрождения:

1) Повышенный интерес к человеческой натуре (её эмоциональной стороне во всех её проявлениях жизнедеятельности). В литературе оформляется наивный психологизм (показать героя, как существо сложное, внутренний мир не однозначен). В живописи на первый план выходит фигура (личность – громко сказано), видна творческая манера мастера, появляются яркие живописцы (Грек, Дионисий, Рублёв).

2) Элементы обмирщения, секуляризация. В культуру приходят светские элементы, ереси, к примеру, но культура ещё религиозная.

3) Усиливается внимание к окружающему миру, и не только христианскому (вниманию к жанру Хождений, переводы с латыни)

Но Русское предвозрождения не перешла в Ренессанс, это будет прервано в 15/16 веке. Почему?

Государство объединено, диктат церкви и государство, а инакомыслие выкорчевывалось. Чтобы все понимали все так, как нужно.

Эпоха превозрождения прервана, но не прошла бесследно. Элементы прослеживались и дальше.

Литература второй трети 13-15вв.

Развитие искусства слова в указанном периоде можно разбить на 2 этапа:

1.

2.

Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв.

Упадок русской литературы, многое погибло. Жанр летописания переживает упадок. Резко сокращаются контакты с внешним миром, но литература живёт, и сознательно обращается ко временам национальной независимости, черпая из той эпохи вдохновение. Основным остаётся и стиль – монументальный историзм . Ведущим жанром считается – воинская повесть. Произведения с героическим содержанием, основная тема – борьба с захватчиками. Примеры: А) Слово о погибели Русской земли (1238-1246) при Ярославе Всеволодовиче. Произведение дошло не целиком, дошла вступительная часть. Авторство не известно. Произведение посвящено монгольскому нашествию, первая часть – то, какой была, вторая, которая не дошла, по всей видимости – говорила о том, во что она превратилась. Произведение обнаружено в 19 веке русским византинистом Лопаревым Х.М. (один из лучших представителей страны, одаренный, закончил Питерский университет, подвижник, в 1918 году умер от голода). Автор слова сознательно обращается к Слову о полку Игореве, то есть преемственность, обращение к национальной независимости; Б) Житие Александра Невского (80-е годы 13 столетия). Авторство неизвестно, но книжник скорее всего знал Невского. Произведение интересно обилием светского начала. Это биографии связанная с яркими эпизодами Александра военно-политического характера. Там описываются победы в Невской битве и Ледовом побоище. Цель: побудить у населения гордость за правителей, поддержать веру в небесное заступничество. Поражение временно, рано или поздно враг будет побит; В) Повесть о разорении Рязани Батыем. Авторство неизвестно. Историчность произведения низкая, образ Евпатия Коловрата – собирательный. Никто его не может взять. Цель: поддержать гордость в народе за себя, за правителей. Автор отмечает – причина поражение: отсутствие единства.

Литература вторая половина 14 – 15 вв.

С середины 14 столетия подъем русской литературы. Государство усиливается, экономика растёт, возобновляются внешние контакты (Балканы и Византия). В русские земли проникает бумага (вместо дорогостоящего пергамента). Переход с устава на полуустава. В 15/16 вв – скоропись. Возрождается летописание, причём появляется там, где его и не было (Москва). В Москве летопись общерусского характера. В основе сводов Москвы лежит Повесть временных лет. П- преемственность. В первое время доминирует тема монгольского нашествия и борьбы с монголами. Воинская повесть превалирует. Почему? Москва бросает вызов Орде, которая делится на две части по Волге, там замятня . Пример: А) Сказание о Мамаевом побоище; Б) Задонщина (80-90-е годы 14 столетия). Произведения поэтично. Очевидные отсылки к Слову о полку Игореве. Монголы – серые волки, Русские – птицы (кречеты, орлы). Силён христианский подтекст. Д. Донскому помогают покровители Русской земли – Борис и Глеб. Цель: прославление деяний Московского князя Д.И. Донского. Точкой отсчёта Русского лихолетья начинается с битвы на Калке. Лихолетье автор заканчивает победой на Куликовом поле (современники осознавали значимость победы). Присутствует трагичность в произведении: много невосполнимых потерь, потери действительно были ужасны, цвет русских войск погиб, что способствовало легкости восстановления ордынского владычества при Тохтамыше.

Новый стиль – риторико-панегирический ( эмоциально-экспрессивный) он будет превалирующим в 15 веке. Нарастает взволнованность, экспрессия, энергичность, нет прежней монотонности.

1) Появляется наивный психологизм.

2) Сознательный вымысел и занимательность (впервые!!! ). До этого литература серьёзна, а теперь развлекательный момент, но их не нужно преувеличивать.

Примеры: А) цикл произведений о архиепископе Новгородском Иоанне (середина 15 столетия) – центральным стало Сказание о путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим . Авторство неизвестно. Фольклор, сказочный сюжет, сознательный вымысел. Сюжет: святой молилися, увидев беса, заточил его. Бес взмолился, тот отпустил его при условии безбилетного полёта в Иерусалим без визы и регистрации. Бес зарек Иоанна никому ничего не говорить, но тот не сдержался, и бес начинает мстить. Иоанна изгоняют, потом возвращают. Б) Повесть о Дракуле. Автор: Фёдор Курицын, который бывал в Молдавии и Валахии. Дракула (Влад – валашский господарь, якобы один из любимых его деяний было – сажать на кол, получил прозвище Цепеш). Но это не биография, отдельные истории из его жизни. Дракула – ненормальный государь, слишком жёсток. Автор не навязывает точку зрению читателю, который сам должен расставить оценки. Автор использую наивный психологизм, расставляет неоднозначные оценки. Дракула жёсток, но установил закон, который для всех, даже для самых высших слоёв. Дракула не просто убивает, потому что маньяк, он испытует человека на смекалистость. Если человек проявляет ум, то можно сохранить жизнь, погибает тот, кто глупее государя. Эпизод: ...государь собирает нищих, устраивает пир, спрашивает: «Хотите не в чем не нуждаться?» Они типо да, он их убивает; ...государь увидел крестьянина в дранной одежде – убил жену за то, что та не исполняет своих обязанностей; ...ограбили купца, нашли убийц, посадили на кол, вернули, но с лишним, купец вернул лишнее(если не вернул, на кол).

Новый жанр – Хождение . Путешествие в Средневековье – опасно. Обычно хождение – паломничество, поездки к святым местам. Но Хождение за три моря Афанасия Никитина связано с торговыми интересами, его называют даже антипаломническое. Отправился в страны иноверные, что не одобрялось. Отправился в далекую Индию, преодолел три моря (Чёрное, Каспийсое и Аравийское). Основная идея: тоска по Родине, грусть по людям. Личность автора везде проступает, часть текста написано на разговорном языке (новшество, и вообще греховное дело).

В 15 столетии оформляется жанр публицистики, которая тогда же становится ведущим. Но золотым веком станет 16 столетие.

Публицистика – это общественно-политическая литература, посвящённая злободневным (актуальным, жизненным, волнующим общество) вопросам действительности. (Общество, которое не мыслит, лишь реагирует). Публицистика подразумевает полемику. Почему именно тогда? Необходимы были ответы на вопросы времени. Раньше всего публицистиках зародилась в лоне Русской православной церкви. А именно, на фоне движений Иосифлян и Нестяжателей (это не еретики, лидеры движения – святые, они духовные ученики Сергея Радонежского). Исихазм – религиозно-мистическое движение, лидер – Григорий Полома на Афоне, Сергей Радонежский – исихаст. Течение предполагало молитву, медитацию, аскезу.

Нил Сорский VS Володский.

Два понимания христианского идеала. Нил Сорский стоял на кротости и любви к миру. (Нестяжатели). Володский считал, что Бог грозный судья, основа – страх божий (Иосифляне или стяжатели).

Нил Сорский против церковного богатства, кормиться священникам трудом рук своих, жить в отшельничестве в идеале. К еретикам относится мирно, без физических расправ, свобода выбора, но в крайнем случае высылать из страны. Кроткая и невоинствубщая церковь.

Иосиф Володский. Церковь должна быть богата, основная задача: контакт с обществом, служба ему, помощь ему, наставление. Никакого ухода из мира. Общежительный устав разработал Иосиф Володский – расписано до мельчайших подробностей. Обряды – не самоцель, а средство. Нужно обуздать тело, а там и взрастить душу. Но богатство опасно, обряды могут превратиться в формализм. Монаху жить в уединении лучше, в жизни сложно совладать с пороками. Монах – воин Божий, кто выстоял, для того Царство Божье.

Иосифляне беспощадны к себе, но и к еретикам. Володский не лицемер. Еретиков: кающихся в монастырь, не раскаявшихся на костёр. Иосифляне подходили к человеку, как к слабому существу. Только церковь может направить в нужное русло. Много рационального зерна.

Вопрос о власти.

Нил Сорский – все на равных, никто не вмешивается в дела друг друга.

И.Володский – считал, что власть государя божественна, но государь человек и отвечает перед поданными. Государь должен подчинятся церкви, если государь ведёт себя как тиран, то народ волен ему воспротивится. И.Володский открыто критиковал Ивана III, называя его Каином. Позже его взгляды меняются: государь выше всего, в руках государя вся власть как государственная, так и церковная. Но речь о христианском государе. Книга «Просветитель» была настольной у Ивана 4. В чем причина перемен? И. Володский, богатырь духа, после падения Византии, формируется потихоньку почва для тезиса «Москва Третий Рим» (Фелофей), а значит почему пала Византия? Предали Веру, значит нужно сохранить православие, церковь не может этого сделать, но это может сделать государством, а врагов много (безбожные латиняне, и еретики).

Иосифлянство станет основной идеологией Русской православной церкви, подчинение церкви государству, завершённое при Петре I.

Здесь тема удалилась, необходимо восполнить!

В 1378 расписал храм на Ильине. Фрески фрагментами сохраняются. Какая манера Феофана. Его манера динамичность. Образы монументальны, внешне неподвижны. Нет идеи соборности, каждый образ живёт в своём мире, живёт в мучительном поиске Божьей благодати. Господствует идея грозного карающего Бога судьи. Общий тон - холодный. Искусство сурово.

Благовещенский (Иисусный) чин. Дошло 9 икон, сейчас в составе иконостаса благовещенского собора в Москве.

По одним данным иконы написаны для Благовещенского собора. При Иване 3 принесены в обновлённый Благовещенский собор. Есть иная точка зрения. Благовещенский собор Ивана Калиты маленький, чин не вошёл бы, а значит писался для другого собора, а может и писались другим мастером.

Извод Спас в Сивах. Спаситель в различных небесных сферах, в момент пришествия он будет таким. Апокалиптические настроения. Стиль поэтичен. Их мог писать Феофан Грек, но вряд ли, тут нет экспрессии и драматизма, скорее писал другой художник на уровне Феофана Грека, может быть тоже Грек.

Интересен образ Иоанна Крестителя в образе античного мыслителя. Позднепалеологовское искусство. Икона выше 2-х метров.

Живопись 15 века.

Какие отличия. В 14 столетии, внешней красотой образов пренебрегали за счёт красоты внутренней. Но здесь, в 15 веке, уделяется одинаковое влияние. Образы наполнены, в 14 столетии святые находились в мучительном поиске благодати, в 15 столетии божественная благодать достигнута, Бог познан. Просветленность, мягкость, гармония образов. Противоречий нет. Идеи исихазма оказывают огромное влияние. Исихазм чужд соборности. Каждый образ погружён в себя. Все гомронично. Центральной фигурой первых десятилетий является Андрей Рублёв.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии русской культуры в тяжелый для нашей страны период золотоордынского ига.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах - Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись - буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV - начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл - «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» ()

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Рис. 4. Успенский собор (Москва) ()

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви - алтарь - от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
  1. Historic.ru ).
  2. Русская академия правосудия ().
  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»?
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.