Санитарный отдел поликлет. Поликлет Старший. Великие скульптуры. «Дорифор» Поликлета: описание
От-но-сит рас-цвет твор-че-ст-ва Поликлета к 90-й Олим-пиа-де (420-417 годы до нашей эры). Уче-ник Аге-ла-да, Поликлет ра-бо-тал пре-имущественно в брон-зе. Наи-бо-лее ран-ней ра-бо-той Поликлета счи-та-ет-ся при-пи-сы-вае-мая ему Пав-са-ни-ем ста-туя маль-чи-ка-бок-сё-ра Ки-ни-ска из Ман-ти-неи, по-бе-ди-те-ля в Олим-пий-ских иг-рах в 464 или 460 годы до нашей эры. Воз-мож-но, ко-пи-ей этой ста-туи яв-ля-ет-ся «Ат-лет Вест-ма-кот-та» (мра-мор, I века нашей эры, Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон). Под-лин-ную сла-ву Поликлету в древ-но-сти при-нес-ла ста-туя «До-ри-фор» (буквально «копь-е-но-сец»), обыч-но да-ти-руе-мая 450-440 годами до нашей эры. Так, по сло-вам Ци-це-ро-на, Ли-сипп ут-вер-ждал, что его учи-те-лем был «До-ри-фор» Поликлетом На-счи-ты-ва-ет-ся свыше 50 ко-пий этой ста-туи: наи-бо-лее пол-ной яв-ля-ет-ся мра-мор-ная ко-пия из Пом-пей (Национальный ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь); два тор-са из Государственных му-зе-ев Бер-ли-на и га-ле-реи Уф-фи-ци во Фло-рен-ции (по-след-ний из чёр-но-го ба-заль-та) хо-ро-шо пе-ре-да-ют ар-хи-тек-то-ни-ку те-ла, то-гда как брон-зо-вая гер-ма I века до нашей эры (Национальный ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь) с сиг-на-ту-рой ко-пии-ста (Апол-ло-ния из Афин) - строе-ние го-ло-вы, чер-ты ли-ца и трак-тов-ку во-лос. В 1921-1922 годы немецкий скульп-тор Г. Рё-мер ис-поль-зо-вал эти па-мят-ни-ки для соз-да-ния ре-кон-ст-рук-ции «До-ри-фо-ра» (брон-зи-ро-ван-ный гипс, Глип-то-те-ка, Мюн-хен). Древ-ние ав-то-ры про-воз-гла-ша-ли «До-ри-фо-ра» во-пло-ще-ни-ем «ме-ры» (τ&varia;ο μ&oxia;ετρον) и «се-ре-ди-ны» (τ&varia;ο μ&oxia;εσον); Пли-ний Стар-ший пи-сал, что эту ста-тую ху-дож-ни-ки зо-вут «ка-но-ном» и по-лу-ча-ют из неё, слов-но из ка-ко-го-ни-будь за-ко-на, ос-но-ва-ния для сво-его искусства. Этой ста-туе-об-раз-цу со-от-вет-ст-во-вал литературный трак-тат Поликлета, так-же на-зы-вав-ший-ся «Ка-но-ном». Наи-бо-лее точ-ные све-де-ния об этом трак-та-те пе-ре-да-ёт Га-лен («О мне-ни-ях Гип-по-кра-та и Пла-то-на»): по-ви-ди-мо-му, глав-ным здесь бы-ло ус-та-нов-ле-ние но-во-го мо-ду-ля че-ло-ве-че-ской фи-гу-ры. Со-глас-но Пли-нию Стар-ше-му, Поликлет по-бе-дил че-ты-рёх скульп-то-ров в кон-кур-се на луч-шую ста-тую «Ама-зон-ки» для Ар-те-ми-сио-на в Эфе-се (около 440 года до нашей эры); её обыч-но иден-ти-фи-ци-ру-ют с мра-мор-ной «Ама-зон-кой Со-сик-ла» (Ка-пи-то-лий-ские му-зеи, Рим), на-зван-ной так по име-ни ко-пии-ста I века нашей эры, чья сиг-на-ту-ра име-ет-ся на ста-туе. Иден-ти-фи-ка-ция «Диа-ду-ме-на» (буквально «ат-лет, об-вя-зы-ваю-щий свою го-ло-ву по-вяз-кой по-бе-ди-те-ля»; 430-420 годы до нашей эры) как ра-бо-ты Поликлета сре-ди римских мра-мор-ных ко-пий ста-ла воз-мож-ной бла-го-да-ря его срав-не-нию с «До-ри-фо-ром», хо-тя «Диа-ду-мен» как бо-лее позд-нее про-из-ве-де-ние мас-те-ра тонь-ше, изящ-нее, оду-шев-лён-нее. Луч-шая ре-п-ли-ка бы-ла най-де-на на острове Де-лос (мра-мор, Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Афи-ны). Един-ст-вен-ная хри-со-эле-фан-тин-ная скульп-ту-ра Поликлета - позд-няя ста-туя Ге-ры для хра-ма Ге-ры в Ар-го-се (из-вест-на по де-таль-но-му опи-са-нию Пав-са-ния и изо-бра-же-ни-ям на ар-гос-ских мо-не-тах). По со-об-ще-нию Фу-ки-ди-да, ста-рый храм Ге-ры в Ар-го-се сго-рел в 423 году до нашей эры; но-вый был от-стро-ен к 400 году, что по-зво-ля-ет до-воль-но точ-но да-ти-ро-вать это про-из-ве-де-ние. Мас-тер гар-мо-нической ком-по-зи-ции и тон-кой от-дел-ки, Поликлет был скульп-то-ром ат-ле-тов, и мы зна-ем из тек-стов Пав-са-ния име-на олим-пий-ских по-бе-ди-те-лей в бок-се или борь-бе, ста-туи ко-то-рых он из-ва-ял: Ари-сти-он из Эпи-дав-ра, Фер-си-лох из Кер-ки-ры, Ан-ти-патр из Ми-ле-та, Пи-фокл из Эли-ды, Ксе-нокл из Ме-на-лии.
Зна-че-ние творческой дея-тель-но-сти Поликлета во мно-гом оп-ре-де-ля-ет-ся его со-пос-тав-ле-ни-ем со стар-шим со-вре-мен-ни-ком - Фи-ди-ем. Ес-ли тот до-вёл до со-вер-шен-ст-ва идеа-ли-стическое те-че-ние в древне-греческом искусстве и стал его главным вы-ра-зи-те-лем, то Поликлет усо-вер-шен-ст-во-вал кон-цеп-цию фи-гу-ры ат-ле-та: по сло-вам Квин-ти-лиа-на , «он сде-лал че-ло-ве-че-ское те-ло бо-лее пре-крас-ным, чем оно есть, но ему не уда-лось пе-ре-дать ве-ли-чие бо-гов». Тра-ди-ция Поликлета ещё дол-го су-ще-ст-во-ва-ла в древне-греческом искусстве; он был ос-но-ва-те-лем боль-шой скульп-тур-ной мас-тер-ской.
Культура Древней Греции в период ее расцвета была насыщена красотой. В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заключалась в гармонии и уравновешенности. То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенство и пропорциональность форм.
Наибольшего успеха древние греки достигли в таком виде искусства, как скульптура.
Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины и камня. Чаще всего скульпторы использовали мрамор, так как его бело-розовый цвет очень походил на цвет кожи, и поэтому статуи казались живыми. Но больше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем они начали делать и статуи выдающихся граждан.
Первые статуи были очень простыми и даже примитивными. Это прямостоящие, как бы оцепеневшие фигуры с тесно прижатыми к телу руками. Со временем греческие мастера научились более реалистично, т.е. точно и правдиво передать фигуру изображаемого бога или человека.
Иллюстрация 1: татуя из Сунион
Иллюстрация 3: Богиня с зайцем
Иллюстрация 4: Богиня с гранатом
Иллюстрация 2: Клеобис и Битон
В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора: Фидий, Мирон и Поликлет.
Иллюстрация 5: Дорифор «Копьеносец» Поликлета
Иллюстрация 6: Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика (Дедала), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы с амазонками на щите «Афины Парфенос»
Иллюстрация 7: «Дискобол» Мирона в Ботаническом саду Копенгагена (копия)
“Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов”, - писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции. И, тем не менее, об этом замечательном человеке почти ничего неизвестно. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале 5 в. до н.э., умер около 432-431 г. до н. э. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае, те, что восхищали его современников.
Самым известным произведением Фидия считается статуя Зевса в Олимпии. Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса - из золота.
За троном Зевса стоял щит бога – эгида, который был символом покровительства богов. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из “семи чудес света”.
“Зевс Олимпийский” простоял почти 900 лет и погиб в 5 в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка. Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным. Не менее выдающимся скульптором Древней Греции был Мирон. Его особенно занимала задача изобразить в камне движение. Среди произведений Мирона наиболее известна статуя дискобола. Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск.
Зевс Олимпийский. Фидий
Афина и Марсий. Римские мраморные копии с греч. оригиналов скульптора Мирона
Дискобол
Мирон
Богиня Промахос Фидий
Фидий руководил перестройкой сохранившегося до наших дней Афинского Акрополя. Вся входящая в его ансамбль скульптура передаёт дух его искусства. До нашего времени дошли, пусть и сильно повреждённые, статуи и рельефы Парфенона, построенного в 447-438 годах до н. э. Скульптурное убранство храма продолжало создаваться до 431 года.
Пройдя пропилеи и вступив на территорию Акрополя, человек прежде всего встречал бронзовую статую Афины Промахос (воительницы), являвшей собой божественное покровительство Афинам. Богиня была изображена в шлеме с копьём и щитом. Высокий, видимый издалека из Пирея монумент был создан Фидием в 465-455 годах до н. э. Оригинал его утрачен. Ещё одной бронзовой статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем, который она держала в руке.
Богиня Лемния(со снятым шлемом в руке, на который она смотрит). Фидий
Современником Фидия, мастером второго направления был Поликлет . Его творчество приходится на 460-420 годы до н. э. С его именем связывается т. н. «канон Поликлета» - система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела. Всё творчество мастера было направлено на выражение порядка, строя и меры, заложенных в мироздании и в самом человеке.
Поликлет создавал образ героически прекрасного человека, едва ли не единственным предметом изображения которого был человек или же антропоморфное божество.
Самой знаменитой работой Поликлета был бронзовый «Дорифор» (копьеносец) ок. 440 года, дошедший до нас только в сухих мраморных копиях (Неаполь, Национальный музей). Представление о подлинной пластике мастера даёт бронзовая статуэтка юноши 3-й четверти V века до н. э. (Лувр).
К более поздним работам Поликлета относится Диадумен ок. 430 года, также сохранившийся лишь в многочисленных копиях. Ему свойственны даже большие изящность силуэта и легкость пропорций, показывающие дальнейшее развитие творчества мастера. Особое состояние «героического минора», переданное благодаря вниманию к оттенкам пластической формы, присутствует в «Раненой амазонке» (мраморная копия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). В данном случае в композицию изначально был включён постамент, подчеркивающий ослабление сил, поддерживающих стоящую фигуру.
"Диадумен" Поликлет
Раненая амазонка Поликлет
"Дорифор" Поликлет
Все эти статуи не были портретами. Скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина греческого полиса.
ПОЛИКЕТ
ДОРИФОР
V в. до н.э. Римская копия
Национальный музей,
Неаполь
« Д орифор» («Копьеносец») - самое известное произведение Поликлета из Аргоса, в котором идеально представлен образ свободного эллина, тонко передана пластика здорового мускулистого тела. «Дорифора» за совершенство телесных пропорций называли Ахиллом в память о мифическом герое Троянской войны.
Поликлет был младшим современником Мирона, он также создавал статуи атлетов-победителей на состязаниях, работал в бронзе, и так же, как у Мирона, сохранились только копии его скульптур. Лучшие повторения «Дорифора» были найдены в Италии. Иногда римские копиисты выбирали для работы темно-зеленый камень, чтобы точнее имитировать бронзовый оригинал.
Диадумен, или Юноша, повязывающий
голову.
В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью. На самом деле «Каноном», или «Мерой», назывался несохранившийся трактат скульптора по эстетике (остались отрывочные сведения в двух фрагментах).
В трактате Поликлет разработал теорию правильного соотношения пропорций человеческого тела в скульптурном изображении. Согласно канону Поликлета, пропорции должны быть подчинены математическому расчету, подобно построению архитектурного сооружения. Идеальные пропорции художник выработал, измеряя многочисленную натуру и выбирая среднее арифметическое. Размер головы нормальной мужской фигуры по канону должен равняться 1/7 его роста, профиль должен приближаться к квадрату, а линия лба и носа составлять одну линию.
Дискофор (держащий диск).
Ок. 420–410 гг. до н. э. Национальный музей, Афины
Так называемый греческий профиль являлся частью канона древнегреческой скульптуры классической и эллинистической эпох, важнейшей характеристикой красоты, согласно которой линия носа прямо переходит в лоб без какого-либо выделения переносицы. Еще канонической чертой лица можно назвать относительно тяжелый подбородок. В основе ритмической композиции скульптур Поликлета лежит принцип асимметрии: правая сторона - опорная нога и повисшая вдоль тела рука, несмотря на статичность, полны скрытой энергии, левая сторона - оставшаяся сзади нога и рука с копьем - расслаблены, чем нарушают симметрию скульптуры. Торс дается в легком изгибе. Поликлет делает и другие горизонтальные оси в построении фигуры непараллельными, и поэтому человеческое тело, находясь в состоянии равновесия, покоя или медленной ходьбы, кажется живым и подвижным.
Ясные формы скульптуры «Дорифор» повторяются в большинстве произведений мастера и его школы. Известны скульптуры «Диадумен» и «Дискофор» (держащий диск).
Раненая амазонка.
440–430 гг. до н. э. Пергамский музей. Берлин
Когда Поликлет участвовал в конкурсе на лучшее исполнение статуи раненой амазонки для храма Артемиды в Эфесе (Малая Азия), то победил других лучших скульпторов - Фидия, Кресилая и Фрадмона. Его раненая амазонка представлена в канонической, характерной для скульптора форме. Она опирается одной рукой на столб, другую закинула за голову, как будто боясь коснуться раны у правой груди.
Пинакс
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Перистиль
АНТИЧНОСТЬ
то пергамский фриз, как и большинство памятников эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потрясти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Однако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном - мойры, божества Судьбы. При этом перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безнадежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, естественно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воздействия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе ʼʼЛаокоонʼʼ) все же неуловимо присутствует нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей великой культуры Древней Эллады.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.
ПЕРИПТЕР (греч. репрт,егоз - окруженный колоннами, от реп - вокруг и рт,егоп - крыло, боковая колоннада), архитектурный тип древнегреческого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннужной. Расстояние от колоннады до стен святилища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).
Как и большинство храмов, П. располагался входом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограждали две колонны, а с боков - стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы базовых греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, П. - нечто вроде храма из трех базовых помещений с открытым залом вокруᴦ. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные
примеры П. - храмы Посейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всего афинский Парфенон.
П. возводились преимущественно в Греции, тогда как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера - храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма
I в. н. э |
ПЕРИСТИЛЬ (греч. репзтуюз - окруженный колоннами, от реп - вокруг и зт.у1о8 - столб, колонна), в античном зодчестве - прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннужной. В центре П. часто уст-
Перистиль в доме Веттиев в Помпеях. I в. н. э.
раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих общественных и жилых зданий известен с IV в. до н. а Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значительные по размерам, имели по два П.), повсеместно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.
ПИНАКС (греч. ртах - доска, тарелка, картина), расписанная табличка большого или относительно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении глиняные и деревянные П. Расписанные монументальные П. использовались также на сцене или просцениуме как кулисы.
ПИФЕЙ, греческий архитектор IV в. до н. э., известный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках членение, а также и сами пропорции сооружений определили все эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинения П. использовал Витрувий.
ПОЛИКЛЕТ (РогуЫейоз) из Аргоса, великий древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н а Родился ок 480 ᴦ. до н. а, умер в конце V в. до н. э. Расцвет его творчества относится к 460-410 гᴦ. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам периода высокой классики.
П. был родом из северо-восточной части Пелопоннеса; работал в Аргосе, Афинах, Эфесе, Олимпии. По свидетельствам древних писателей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., исполненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинения П. ʼʼКанонʼʼ сохранилось всего два фрагмента͵ но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием учения философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии - исходя из теории пифагорейцев) П. стремился обосновать и практически воплотить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сложенного, прекрасного человеческого тела. П. строил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современников, масштабной единицей для него служила фаланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она, в свою очередь, дважды укладывалась в длину кисти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разработанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жесткое правило.
Творчество П. представляет одно из двух ведущих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, движения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема создания совершенного образа по принципам второго направления - т. е. монументального и величественно-спокойного - решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принадлежал и П. Его творчество нередко рассматривает-СЯ Ко, к своеобразная антитеза искусству Мирона. Современники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тенденции нашли синтезированное воплощение.
Особая известность среди произведений П. принадлежит статуе ʼʼДорифорʼʼ (ʼʼКопьеносецʼʼ), лучшие копии которой хранятся в Неаполе и Берлине. Следует учитывать, что римский копиист, выполнивший реплику в мраморе, из-за хрупкости материала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего наверняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько позднейших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились
АНТИЧНОСТЬ
Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Современная копия
Поликлет. Дорифор.
Размещено на реф.рф
Мраморная римская
копия с бронзового оригинала.
Ок. 440 ᴦ. до н. э.
Поликлет. Раненая амазонка.
Мраморная римская копия с бронзового
оригинала. Ок. 440-430 ᴦ. до н. э.
художественные воззрения П. Пластически противоположные состояния покоя и скрытого движения находятся в ʼʼДорифореʼʼ в подчеркнутом равновесии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным наклоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система построения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искусстве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является ʼʼДорифорʼʼ. Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из ʼʼКанонаʼʼ.
Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения все же позволяет проследить определенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также ʼʼДиадуменʼʼ, статуя юно-
ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой легкостью и изяществом, ощущается влияние искусства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в работах П. настолько органично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской ʼʼРаненой амазонкеʼʼ (ок. 440-430 ᴦ. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). ʼʼАмазонкаʼʼ работы П. заняла первое место на конкурсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульпторы признали лучшей статую П.
П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 ᴦ. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорциональность "бралась позднее в качестве непререкаемого образца. При этом со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/
Поликлет - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Поликлет" 2017, 2018.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Поликлет.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018
Поликлет Старший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в
Аргосе в 5м веке до нашей эры.
Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся
"каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и
воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной
неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют
контрапост. Хиазм в скульптуре - это поза, при которой, например, при переносе
тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое
плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает
перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху,
покой - наоборот.
По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было
правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между
несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а
потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе
писали первое место, тем, кто понравится кроме себя - второе, победителя таким
образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны
были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый
присудил первое место. Оригинал был выполнен в бронзе. Скульптура действительно
восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии
разной степени древности.
Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое
место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась.
Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и
письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных
сведениях современников.