Шолохов судьба человека конспект. Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"). Схема «Изменения в судьбе героя»

В принятой Правительством Российской Федерации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отражены новые социальные требования к образовательной системе. Подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» .

Причинами такой общественной потребности являются изменившиеся тенденции в развитии человечества, исключающие замкнутость, самодостаточность отдельных государственных структур. Чтобы российская система образования была способна конкурировать с системами образования передовых стран мира, необходимо обновление, осовременивание педагогического процесса. Наиболее очевидными путями к этому нам представляются: реорганизация структуры современного урока; поиск педагогических технологий, позволяющих реализовать личностно ориентированный подход к школьникам; организация педагогического влияния на психологические сферы учащихся.

Если внимательно вдуматься в формулировки названных путей решения задач, выдвинутых перед системой образования Российской Федерации, то можно увидеть их взаимосвязанность и взаимозависимость.

Реорганизация структуры урока и других форм учебных занятий требуется в связи с разработкой и реализацией такой педагогической технологии, которая наиболее эффективно обеспечивала бы развитие не только интеллектуальной, но и других психологических сфер школьников: мотивационно-волевой, эмоционально-нравственной и пр. Способ решения возникших проблем многие педагоги-практики видят в применении метода проектов и в организации проектной деятельности учащихся как структурообразующей для построения инновационного учебного процесса. Ведь с психологической точки зрения именно такая деятельность обеспечивает целостное развитие (саморазвитие) личности.

Проектно-исследовательская технология обеспечивает решение проблемы, содержащей в себе требование, чтобы результатом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении стал не просто «успешный ученик» (как это обещает любая до сих пор известная технология), а «успешный человек среди других людей» (как этого требует современная жизнь и официальные руководящие документы).

Данная технология позволяет планомерно и целенаправленно осуществлять интеграцию учебного материала, даже не изменяя существующих общеобразовательных программ. Так, переходя от однопредметных к многопредметным проектам, учителя совместно с учащимися работают над решением учебных проблем, которые становятся сверхзадачей при освоении учебного материала по двум и более учебным курсам. Возможно создание проектов и последующая исследовательская работа по предметам, входящим в одну образовательную область (например, по литературе, русскому и иностранному языку), в близкие образовательные области (к примеру, по литературе, истории, обществознанию), в «отдаленные» образовательные области (например, по литературе, математике, биологии).

Разработка проектов, создание малых учебных групп, организация их деятельности - всё это меняет позицию учителя по отношению к учащимся класса: из носителя информации и контролера качества усвоения этой информации учитель по преимуществу превращается в организатора исследовательской деятельности учащихся, консультанта, эксперта выполненной работы, что положительно влияет на изменение психологического климата в классе. Повышается мотивация школьников к учебной деятельности, чему способствуют творческий характер полученных от учителя или выбранных учащимися самостоятельно исследовательских заданий, совместная с 2-3 одноклассниками учебная работа, общая ответственность за результаты проведенного исследования и представленного на итоговом уроке отчета.

Многопредметные проекты в рамках проектно-исследовательской технологии профессионально сближают педагогов, преподающих в школе различные учебные дисциплины, позволяют преодолевать так называемый «предметный эгоизм», лучше понимать каждого своего ученика и своих коллег.

Умение учителей привлечь родителей учащихся к участию в образовательном процессе школы - одно из важнейших профессиональных качеств педагогов, работающих по проектно-исследовательской технологии. Объединение учащихся, учителей и родителей учащихся в процессе реализации проектно-исследовательской технологии способствует наиболее эффективному освоению школьниками общеобразовательных и дополнительных программ.

Об осознании учителями объективной необходимости превращения учащихся в субъект учебной деятельности свидетельствуют и материалы их самоанализа. В. С. Собкин, П. С. Писарский, С. Г. Равлюк, проанализировав материалы мониторинговых социологических опросов, проведенных ЦСО РАО в период 1991-2001 гг., пришли к выводу, что за 10 лет заметно снизилась доля российских учителей, считающих, что у современных школьников отсутствуют побудительные мотивы к учебе, зато вырос процент тех, кто отмечает такие мотивы, как «желание усвоить способы добывания знаний, приемы самостоятельного приобретения знаний», «желание построить свою программу самообразования», «понимание социальной значимости учения» и «стремление к контакту с другими людьми». Думается, что проектно-ис-следовательская технология помогает удовлетворить такие потребности учащихся.

В практике ряда учителей имеются примеры активного использования интегрированных уроков, что опиралось на совместное проектирование предстоящего изучения программного материала, исследовательскую работу учащихся, итоговый интегрированный урок, последующий анализ достигнутых результатов по разностороннему развитию учащихся. При этом особым видом проектов являлись такие, в которых материал одного учебного предмета выступал как способ освоения материала другой учебной дисциплины (например, русский язык и экология, история и литература, изобразительное искусство и литература и пр.).

При правильном руководстве со стороны учителя у учащихся усиливается мотивация обучения, появляется потребность в дополнительных материалах, общение в процессе совместной работы дает дополнительные психологические выигрыши и образцы поведения для ребят, школьники учатся выдвигать идеи, отстаивать свое мнение в дискуссии, осознают возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, развивается критический взгляд подростков на мир и на себя.

Метод проектов не самоцель. Цель - формирование личности путем воздействия на ее ум и чувства в процессе позитивной совместной деятельности. Учитывая важность этой цели, следует отметить, что, хотя и невозможно все обучение построить только на методе проектов, необходимо постоянно отрабатывать со школьниками умения, нужные для воплощения этой технологии, востребованной самой жизнью.

Конечным итогом реализации проекта становятся уроки, внеклассные мероприятия, рукописные журналы, видеофильмы, электронные формы (например, презентации).

Какие же навыки и как формировались. В результате у учащихся формируются такие навыки, как:

  1. Развитие речи. Как для выполнения проектов, так и для участия в дискуссиях учащимся необходимы знания и навыки по воплощению в жизнь вербального материала. Поэтому большая роль должна отводиться отработке типов речи, стилей речи, правильного логического и речевого оформления текстов на уроке любого учебного цикла.
  2. Широкое использование групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности. Умение распределять обязанности, ладить с людьми - всё это пригодится детям в жизни.
  3. Участие в оценочной работе. Для этого учащимся сообщаются четкие критерии оценивания письменных и устных ответов, ребята постоянно привлекаются к содержательной оценке ответов и письменных работ своих товарищей, создают рецензии и саморецензии на сочинения, участвуют в учебных дискуссиях, оппонируют после выступления их одноклассников с докладами и сообщениями.
  4. Поддержка способностей и интересов учащихся и в других областях знаний и искусства. Для этого часто используются задания, требующие интеграции различных учебных и творческих умений, знаний из разных предметных областей.

Зададимся вопросом, каковы же последствия применения метода проектов в работе класса?

Ближайшие. Интерес к учебе, превращение учебной темы в актуальную и личностно значимую для детей. Улучшение как знаний по отдельному предмету, так и общеучебных навыков.

Перспективные. Склонность к исследовательской и творческой работе. Победы на олимпиадах, конкурсах научных и творческих работ, публикации в соответствующих изданиях, интерес к новинкам литературы и культуры в целом, осознанный выбор специальности, связанной с исследовательской деятельностью.

Главные. Формирование саморазвивающейся творческой личности с дивергентным мышлением, с ощущением непреходящей самоценности любого человека, с позитивным восприятием мира и себя в мире, умеющей руководить и подчиняться, быть свободным человеком в свободном мире.

А для учителя такая работа - это владение различными педагогическими технологиями, дивергентное мышление, поддержка педагогики сотрудничества, склонность к исследовательской работе.

Итак, разработка педагогической технологии, соответствующей идеям модернизации российского образования, - актуальная проблема современной педагогической науки и практики.

Разработка урока «Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

1. Блок мотивации . Следуя инновационной структуре креативного урока, которая предусматривает работу по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ, предлагаю на этапе мотивации в качестве «встречи с чудом» - карту, на которой отмечена вся «география» судьбы Андрея Соколова, прошедшего трудными дорогами войны.
2. Блок «Содержательная часть». На данном этапе урока, используя возможности проектно-исследовательской технологии, учителем был разработан предварительный проект темы (Т), которую составляли Т1 (Судьба ведет человека или человек определяет свою судьбу?), Т2 (Сколько человеческих судеб показано в произведении и зачем?), Т3 (На какой улице города Воронежа мог находиться дом героя рассказа?), Т4 (Какую роль в тексте играет антитеза?), Т5 («Чем жив человек?»).

Следующим этапом явилась организация малых групп для исследовательской деятельности в соответствии с темами: «философов», «статистики», «краеведов», «литературоведов», «кинокритиков», «социологов».

3. Блок «Психологическая разгрузка». После обсуждения предварительного проекта с учащимися добавилась Т6: «Какой эпизод художественного фильма С. Бондарчука «Судьба человека» наиболее значим для данного урока?». После ответов учащихся в качестве психологической разгрузки предлагается посмотреть этот фрагмент и обсудить его.
4. Блок «Головоломка». Этот этап данного креативного урока можно построить, используя приём ТРИЗ, который так и назовём «Приём составления метафор».

Если рассмотреть метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих», то для начала надо взять объект и сравнить его по какому- либо характерному признаку с другим.

Последовательность сочинения метафоры:

1. Выбрать объект (Кто? Что?)
2. Назвать действие объекта (Что делает?)
3. Выбрать другой объект, совершающий такое же действие (На что похоже?)
4. Назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие (Где?)
5. Прилагательное из пункта 4 + существительное из пункта 3.

П.4+П.3 = метафора.

Например: из данных определений выберите то, которое относится к метафоре:

Яркое, образное определение предмета или явления;

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства;

Сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Рассказ.

Судьба - определяющая жизнь и др.

5. Блок «Интеллектуальная разминка». В данном блоке можно повторить литературоведческие термины и провести терминологический диктант, чтобы подвести учащихся к следующему этапу работы на уроке. Особенно делаем акцент на понятие «антитеза».
6. Блок «Содержательная часть программного материала».

Результатом исследования стал урок-отчет творческих групп.

«Философы» познакомили класс с понятием «судьба».

В итоге дети пришли к выводу, что однозначного ответа на вопрос «Судьба ведет человека или человек определяет судьбу?» у М. Шолохова нет. С одной стороны, обстоятельства оказываются выше человека. Война отняла у главного героя семью. К судьбе обращены вопросы Соколова: «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?». Андрея могли убить, когда брали в плен (чернявый немец даже снял автомат). Его после побега могли насмерть загрызть собаки. Его мог расстрелять Мюллер… Но судьба распорядилась иначе.

Рассказ назван «Судьба человека». Мы не выбираем время своего рождения, не знаем, ждет нас мирная жизнь или война, но у нас есть право оставаться самими собой и противостоять обстоятельствам. Вера в возможности человека звучит в словах: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…»

«Статистики» насчитали более двадцати человеческих судеб, о которых упоминается в тексте. Большинство из них оборвалось трагически. Андрей Соколов продолжает жить, но он сильно жизнью «искалечен».

«Краеведы» вскрыли объективные причины гибели семьи главного героя, дом которого был расположен в нашем городе неподалеку от авиазавода. Воронежская область уже в первые дни войны была объявлена на военном положении. Осенью 1941 года начались налеты вражеской авиации на город. В июне 1942 года немцы приступили к жестоким бомбардировкам Воронежа (именно в июне 1942 года погибает семья Соколова).

Фашисты бомбили авиазавод, чтобы мы не могли строить самолеты. Бомбили и близлежащие улицы. Соколов говорит: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе…». Его дом мог находиться на одной из улиц, расположенных неподалеку от авиазавода: Героев стратосферы, Циолковского, Ленинградской.

«Литературоведы» доказывали, что основным приемом раскрытия идейного содержания рассказа является антитеза. М. Шолохов противопоставляет мир и войну: дом и воронку от дома, живого Соколова и его погибшую семью, свободу и плен, Соколова и Мюллера…

Антитезы подчеркивают, что война - это трагедия, а также передают психологическое состояние Андрея Соколова: постоянную боль («Нету ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке»); горечь утраты («…днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха» ни «вздоха» не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»); невыносимое страдание (у Ванюшки «глазенки, как звездочки ночью», а у его отца «глаза, словно присыпанные пеплом»).

К временным антитезам относится упоминание о весне и об осени («…возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны»). В природе противоположные начала гармоничны, что символизирует ее вечную жизнь.

Взрослый мужчина и мальчик воплощают смену поколений, чтобы не прервалась жизнь семьи, человечества.

«Социологи» подготовили материал для подведения итогов урока. Во многом ответы детей и родителей на вопрос «Чем жив человек?» совпали с шолоховским мнением. Это свидетельствует о приоритете в нашей жизни духовного начала, о связи поколений, о принадлежности к одной культуре. Но нельзя не заметить, что связующая нить очень тонка. Об этом говорят цифровые показатели «социологического опроса»: семья - 15 (родители) и 5 (дети); друзья - 11 (родители) и 3 (дети); родина - 7 (родители) и 1 (дети). Молодое поколение не тяготеет к коллективизму, оно не называет труд как основу жизни. Это отражение состояния нашего общества, в котором на смену коллективизму идет индивидуализм. Однако радует, что не утрачена ценность семьи, любви, друзей, что еще не забыли мы о Родине.

7. Блок «Компьютерная интеллектуальная поддержка».

КИП продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивные взаимодействия и др. Через созидательные компьютерные игры дети становятся творцом нового, осваивают и осознают различные способы организации окружающего мира, познают философские законы единства целого и частного; перехода количественных изменений в качественные.

Нарисуйте, используя компьютерную графику , то, как вы представляете дальнейшую жизнь наших героев - Андрея Соколова и Ванюшки?

8. Резюме

Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. Дети на данном этапе развивают навыки качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности, учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение об уроке.

  • Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  • Собкин В. С., Писарский П. С., Равлюк С. Г. Мотивы и препятствия: что побуждает современных детей учиться // Первое сентября. - 2001. - № 80.
  • Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

    28.03.2013 29155 2502

    Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

    Цел и: познакомить (обзорно) с биографией М. А. Шолохова; выявить смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции.

    Ход уроков

    I. Работа по теме урока.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Сообщение учащегося «Страницы жизни и творчества М. А. Шолохова».

    3. Чтение статьи учебника (с. 167–170, II ч.) и рассказ учителя об истории создания произведения.

    В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

    Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

    Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

    – Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

    – В каких строчках рассказа выражена его основная мысль? (Читаем последний абзац.)

    – Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

    – Подтвердите примерами-эпизодами, где проявились стойкость, мужество главного героя, его способность брать на себя ответственность за других.

    – Война оставила глубокий след в душе Андрея, и окаменела его душа. (Подтверждаем это строчками текста, обращаем внимание на детали его портрета, манеру говорить.)

    – Война закончилась, но что-то все равно тревожит его, не дает спать. Что?

    – Почему он решает взять «нового» сынишку? Вероятно, потому, что человек не может и не должен быть в мире один. Жизнь должна иметь смысл, воевать можно с ненавистью, а жить только с любовью. Но к кому? Может ли это быть другая женщина?

    – Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

    4. Анализ особенностей композиции рассказа.

    Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

    – В чем особенность его композиции? (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

    5. Пересказ (сжатый) основных эпизодов.

    – Довоенная жизнь, какая она?

    – Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

    6. Анализ эпизода в церкви.

    – Как ведут себя герои в этой сцене? Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. о днако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за это чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

    – А как повел себя сам герой? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего». т яжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.)

    – Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?

    – Как автор показал душевное состояние героя, у которого война отняла все? (Герой дважды прерывает свой рассказ, каждый раз вспоминая о жене и детях. Выразительные портретные детали и ремарки выражают состояние героя.)

    – В чем смысл названия рассказа?

    Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

    Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

    II. и тог урока.

    з аписи в тетради.

    «Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

    Хорошее имя Иван».

    Учитель. Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

    Домашнее задание:

    1) написать мини-сочинение «в ойна в судьбе ребенка» (о Ванюшке);

    2) подготовить подборку стихов А. Т. Твардовского о родине.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    Тема : М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».

    Цели:

    Образовательные: познакомить обучающихся с биографией писателя , способствовать формированию обучающихся анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание.

    Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь,развивать навыки выразительного чтения, развивать интеллектуальные способности.

    Воспитательные:

    Планируемые результаты:

      Предметные: знакомство с биографией М.А. Шолохова, с историей написания рассказа М.А Шолохова « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

      Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественногопроизведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

      Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, формировать чувство патриотизма.

      Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Оборудование : портрет М. Шолохова, видеопрезентация, тексты художественного произведения, карточка для рефлексии.

    Ход урока

    Учитель: Здравствуйте! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать на уроке, потому что в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок- это и есть наше с вами совместное творчество .

      Актуализация знаний

    слайд

      Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва «Условия задачи»

    Вставал вопрос в любые времена-

    Что жизнь такое? Для чего она?

    Сто мудрецов на то ответ искали

    У звезд, богов, земли, воды, огня.

    А что известно? То же, что вначале-

    На старой тайне старая броня.

    Так, может, надо подойти иначе

    К известно не решаемой задаче

    И суть в другом аспекте изложить-

    Раз есть она, то как её прожить?

      Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

    Учитель: Действительно, во все времена человек спрашивал себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?» Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. Сегодня нам с вами предстоит поговорить о страницах жизни Шолохова и об одном из его рассказов.

    - Ребята, как вы думаете, над каким произведением мы будем сегодня работать?(«Судьба человека»)

    - Итак, тема нашего урока… («М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»). слайд

    Откройте тетради и запишите тему урока.

    Давайте вместе сформулируем цели урока. Обратимся к теме нашего урока (читаю тему). Знакомы ли мы с биографией писателя?(нет)

    Значит, мы должны познакомиться со страницами жизни писателя.

    Мы выяснили, что сегодня будем работать над рассказом М.А. Шолохова « Судьба человека». Так как работа над рассказом рассчитана на несколько уроков, то сегодня мы более подробно остановимся на изучении одного из эпизодов.

    Как обычно мы работаем с текстом произведения? (анализ, выразительное чтение)

    Итак, обобщая всё выше сказанное, определим цели урока. слайд

    Учитель: О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою»(эпиграф) .Эти слова я предлагаю вам в качестве эпиграфа к уроку.

    - Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда (слайд). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Шолохов – лауреат Нобелевской премии (1965) Слайд

      Этап реализации новых знаний

    Учитель : Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

    1)- Ребята получили творческое задание. Тема « Интересные факты из жизни М. Шолохова». Им нужно было найти в дополнительной литературе интересные сведения из биографии Михаила Шолохова. Давайте посмотрим на результаты.

    1 биограф

    Слайд

    Слайд

    В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Несмог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

    2 биограф

    Слайд

    3 биограф . В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». На слайде вы видите, как шведский король Густав Адольф вручает Шолохову Нобелевскую премию. А так выглядит сам диплом. слайд

    слайд

    Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 –летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

    Учитель: Спасибо! Молодцы, справились с заданием. Мне бы хотелось вам рассказать за что была присуждена Нобелевская премия Шолохову.

    Слайд

    - «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». Тогда М. Шолохов ответил: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой – то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

    Учитель: Да, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

      История создания рассказа «Судьба человека».

    Учитель: Один из его рассказов основан на реальных событиях.Вы догадались, о каком рассказе идёт речь?(«Судьба человека»)

    Слайд

    В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

    В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. И 1 января 1957 г. в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».

    Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

    3) Работа над содержанием рассказа

    Учитель: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова - «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

    - Мы видим с вами, ребята, что в разные времена воспринимали этот рассказ по-разному, о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него нет, потому что проблема этого произведения близка каждому. «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье», - говорил писатель.

    слайд

    И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

    Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

    Кому Шолохов посвятил свой рассказ?

    4)Реализация индивидуального задания.

    - Об этом нам расскажет…

    Слайд

    Ученик:

    5) Беседа по вопросам

    Учитель: Ребята, как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?

    - Как восприняли рассказ вы?

    - От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?(О судьбе героя мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.)

    А весь ли рассказ ведётся от первого лица? (Нет. В начале и конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

    - Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

    - Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.

    6) Деление рассказа на основные этапы

    Учитель: Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные этапы судьбы А.Соколова?

    - На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова?

    Слайд

      Довоенная жизнь

      Уход на фронт и прощание с семьёй

      Плен

      Гибель семьи

      Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

    7) Довоенная жизнь

    Довоенная жизнь, какая она?

    - Как жил до войны наш герой? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. («Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты обуты, стало быть, всё в порядке.»)

    Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

    А почему именно так?

    Да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом.

    Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

    8)Уход на фронт и прощание с семьёй

    Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

    Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени.Эпический план изображения переходит в драматический)

    Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

    В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»

    Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

    9) Плен

    Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

    - Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен? Найдите в тексте этот эпизод.

    Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

    В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

    Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? (в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)

    Какая позиция ближе всего Соколову?

    (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

    В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

    Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

    10)Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

    Учитель: Как вы думаете, кто такой лагерфюрер?

    Слайд

    Давайте обратимся к словарной статье

    Словарная работа

    Лагерфюрер – комендант лагеря

    Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

    С какой целью ввёл Шолохов описание плена? (он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели)

    Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?

    За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?

    Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идёт по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять её можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека)

    Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

    Сергей Бондарчук по этому рассказу снял одноименный фильм. Я предлагаю вам просмотреть фрагмент из этого фильма «Поединок Мюллера и Соколова»

    Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода?

    11) Отрывок из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

    Учитель: Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.

    О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

    Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

    Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?(Автор подчёркивает его моральную стойкость)

    Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

    Вывод: Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

    Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

    (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

    В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

    Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

    12)Гибель семьи

    Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

    Ещё одно испытание – гибель семьи.

    Ребята, найдите в тексте отрывок с описанием гибели семьи героя.

    Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

    Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.

    13)Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

    Учитель: всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Но там он встречает чудесного мальчишку Ванюшку и сердце его оживает.

      Просмотр отрывка из кинофильма Сегрея Бондарчука « Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой .

    15) Анализ эпизода

    Учитель: почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

    - После встречи с мальчишкой, у которого « глазёнки- как звёздочка после дождя», у Соколова « сердце отходит, становится мягче», « на душе стало легко и как-то светло. Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

    - Итак, Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

    - Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?

    Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)

    - Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

    Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

    16) Смысл названия рассказа

    Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)

    Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.

    17. Итоги урока

    Учитель: Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом.

    Чему научил вас сегодняшний урок?

    Сегодня мы рассмотрели только один из этапов жизни Андрея Соколова. Не менее важным является и эпизод встречи главного героя и Ванюшки.

    Этот эпизод и будет вашим домашним заданием

      Домашнее задание

    Слайд

    анализ эпизода встречи А. Соколова с Ванюшкой,

    творческое задание: продолжите одно из предложений:

      Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….

      Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…

      Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в(…

      Рефлексия

    Слайд

    Учитель: Перед вами на столах лежит анкета « Как вы оцениваете свою работу на уроке» (подчеркните нужное слово)

    Зачитайте свои итоги

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    1 биограф . Михаил Александрович Шолохов - выдающийся писатель и общественный деятель.

    24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

    Мать – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.

    Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

    В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.

    В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

    Здесь встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».

    2 биограф . В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

    Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков.

    В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.

    В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон.

    В 1932 году начинает работать над романом «Поднятая целина».

    Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.… Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать.

    3 биограф. В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

    21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей – заповедник М.А. Шолохова.

    Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 – летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

    Свой рассказ Михаил Шолохов посвятил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Григорьевне Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принёс в издательство рукопись «Тихого Дона». Евгения Григорьевна прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

    КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?

    Самоанализ урока литературы в 9б классе

    по теме « М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»

    В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-патриотическое воспитание школьников является условием построения правового государства. Гражданско- патриотическое воспитание молодёжи всегда являлось одной из важнейших задач школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Особенно актуальной становится проблема в наши дни, когда идёт процесс разрушения личности, когда всё наше общество отличается агрессией, нетерпимостью, духовной бедностью. Поэтому главной задачей учителя является умение помочь ученикам разобраться в бурном потоке информации и найти себя в этом мире.

    Работа по гражданско-патриотическому воспитанию- это не только разные виды и формы воспитательной работы с классом, но и учебная деятельность. Особенно большие возможности для формирования гражданственности и патриотизма у школьников представляют уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир.

    Яркий пример тому – произведение о Великой Отечественной войне - рассказ М.А. Шолохова « Судьба человека».

    Тема урока : « М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»

    Место урока в системе уроков по творчеству М.А. Шолохова: первый урок

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний

    Форма урока : урок-размышление

    Мною были поставлены следующие цели:

    Образовательные: знакомить обучающихся с жизнью писателя ,учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.

    Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь, развивать навыки выразительного чтения, развивать интеллектуальные способности.

    Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

    Планируемые результаты:

    Предметные: знакомство с биографией М.А Шолохова, историей создания « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.монологического и диалогического высказывания.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Урок был начат организованно. Тему, цели урока ребята обозначили сами. Эта тема затронула детские души, взволновала их.

    В условиях перехода на ФГОС считаю необходимым научить ребят самостоятельно добывать знания, уметь из потока информации вычленять главное, использовать дополнительную литературу, представлять продукт своей мыслительной деятельности, доказывать свою точку зрения, творчески подходить к уроку литературы. Поэтому использовала различные методы и приемы творческих работ, активизировала ребят на самостоятельный поиск изучение дополнительного материала (материалы биографии М.А. Шолохова). Пыталась научить их проводить исследовательские работы(Шолоховская концепция человека), уметь смело выступать перед аудиторией,развивать монологическую речь.

    В этой связи использую принципы наглядности, доступности, прочности, системности, научности, интеграции(связь с историей).

    Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, работа по тексту с элементами беседы.

    Виды учебной деятельности : аналитическая работа с текстом, опережающее задание, проблемный диалог.

    Технологии : проблемное обучение, технология сотрудничества, ИКТ.

    Межпредметная область: история, литература.

    Своей основной задачей ставлю воспитание современного ученика, способного саморазвиваться и самовыражаться, свободно выступать перед аудиторией, быть тонким наблюдателем жизни во всех ее фазах.

    На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

    Все этапы урока выдержаны и тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

    Структура урока

      1. Самоопределение к деятельности

        Актуализация

        Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной2 задачи

        Этап реализации новых знаний

        Домашнее задание

        Рефлексия

    Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

    При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
    Учебная информация была познавательна для детей. За счёт разнообразных видов деятельности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
    Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.Несомненно, всеми силами хотелось помочь обучающимся почувствовать силу, стойкость русского человека, прошедшего через ад войны – плен, выстоявшего и сумевшего жить по-новому.

    Перегрузки детей не было. Цель урока достигнута. Задачи урока решены. Этому помогло чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Коровяковская средняя общеобразовательная школа»

    Глушковского района Курской области

    Карыжский филиал

    САМОАНАЛИЗ УРОКА

    ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

    Эпиграф

    «Люди! Покуда сердца стучатся,-

    ПОМНИТЕ!»

    Тема урока: «Судьба человека»

    Цель урока: формирование понятия «судьба»

    (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).

    Задачи:

    1.Раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа

    М. Шолохова “Судьба человека”

    2.Воспитание чувства патриотизма, уважения и преклонения перед подвигом русского народа в Великой Отечественной войне;

    3.Формирование умения анализировать произведение;

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учитель:

    Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля покрывается зеленью, наступает святой день нашей родины. День, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и усопших

    Как хорошо, что человек наделен памятью.

    Ученик:

    С чего начинается память?

    С речного песочка?

    С дождя на пороге?

    А если с убийства!

    А если со слез!

    А если с воздушной тревоги!

    А если с визжащей пилы в облаках,

    Со взрослых, в пыли распростертых,

    А если с недетского знания- как

    Живое становится мертвым?

    И в пять, и в пятнадцать,

    И в двадцать пять лет

    Войной начинается память

    /К.Симонов/

    2.Учитель: Война…. Слышим это слово и невольно вздрагиваем, и комок к горлу подступает! Станет ли он когда-нибудь привычным? И я хочу спросить вас, дети, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «война»?

    (Смерть, голод, разрушение, страдание, терпение и т.д.)

    Все это испытали люди нашей страны.

    Обратимся к словам великого философа Гельвеция:

    Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

    И продолжу мысль народной мудростью:

    Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

    -Итак, что такое характер? Назовите черты характера, которыми обладают люди.

    (Целеустремлённость, стойкость, лицемерие, великодушие, уверенность в себе, честность, зависть, мужество, верность, умение любить, корысть, жадность, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность, трусость, малодушие, инициативность, совестливость, напористость)

    -Ребята, как вы думаете, что может изменить кардинально судьбу человека?

    (Н-р, жизнь в одиночестве, потеря близких, быть брошенным любимым человеком, страдание от неизлечимой болезни, война …)

    3. Мы уже слышали о стихах Эдуарда Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. Но сначала немного из биографии поэта.

    (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация)

    Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение.(У всех текст стиха)

    Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!

    А годы мчат суровой чередой.

    И вот однажды не заметишь даже,

    Как ты уже – на финишной прямой…

    А в прошлые, упрямые годы

    Душе хотелось и дерзать, и сметь,

    Спешить, не остывая никогда,

    Всего достичь, добиться и успеть!

    А вот теперь, когда посыпал снег,

    Ты дни как будто пробуешь сберечь,

    Чтобы подольше, замедляя бег,

    Той финишной черты не пересечь…

    Поразмышляем над содержанием.

    О чём стих?

    (Стих-наставление, о быстротечности жизни, жизнь- судьба, которую творит и и проживает человек. Пока молод спешишь успеть ….и.. старость.. когда осмысливаешь многое…..)

    От какого лица написано стихотворение?

    Почему стихотворение написано от 2-го лица

    (наставление писателя читателю).

    Что значит “посыпал снег”?

    (Старость.)

    Подберите контекстные синонимы.

    (Финишная черта.)

    Найдите смысловые слова- глаголы(действия) стихотворения.

    (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь.)

    А это относится к чертам характера?

    4. Итак, об упрямом характере у русских людей, об их отзывчивости и великодушии восклицал великий русский писатель М. Шолохов: «Вот русский человек! Русский солдат! Черт его знает, сумеем ли мы раскрыть его душу?»

    Именно такой человек-богатырь, вставал испокон веков на защиту земли русской!

    Как в сказке вначале незаметный, а в страшную годину способен выдюжить все.»

    Так и герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов становится исполином земли русской. Как многие из тех солдат, которые полегли, защищая нашу страну.

    Но сначала о биографии М. Шолохова.

    5. Обратимся к рассказу «Судьба человека»

    Вопросы классу:

    - На какие смысловые части можно разделить рассказ Андрея?

    (довоенная жизнь героя, война, возвращение к мирной жизни)

    -Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни?

    (Это прежде всего его дом, семья, опора, которая помогает ему выжить. Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

    (Да. Так жили многие. Недаром Соколов говорит: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Но это только поначалу»).

    -Что меняет быт главного героя?

    -Через какие испытания пришлось пройти нашему герою?

    («Горчайшее» испытание - фашистский плен)

    - Почему «горчайшее»?

    (Всех, кто попадал в плен, считали, считали предателями)

    - Как он попал в плен?

    (Чувство товарищества в критическую минуту заставляет Андрея забыть о себе и в опасной обстановке подвезти снаряды нашей гаубичной батарее. И не было у него никаких колебаний: «Там товарищи мои, может быть, погибают, а я чухаться буду? И попадает в плен.

    Анализ эпизода в церкви

    Андрей убивает человека «вопреки заповеди господней, совершает страшный грех»

    (Он убивает предателя Крыжнева, который хотел выдать немцам своего командира. «Да какой же он свой, он же хуже чужого, предатель»

    -Какие черты он проявил в плену? (Достоинство.)

    (Сцену с комендантом Мюллером. Именно в ней возникает мотив смерти.

    Герой преодолевает смерть, а его духовная сила смутила даже Мюллера).

    - В каких эпизодах еще Андрей выходит победителем из поединка со смертью?

    (Перед пленом, после контузии, после побега, когда чуть не затравили собаками).

    -Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает?

    (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

    -Что значит для человека дом?

    (Это очаг, крепость, защита.)

    Учитель:

    Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

    -Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию?

    (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

    Учитель: Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

    -Найдите сочетания со словом «сердце»

    («Сердце будто кто-то плоскогубцами сжал»

    «Сердце отходит, становится-то ведь оно у меня мягче, а закаменело оно от горя»

    «Сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»)

    - О чем говорят эти строки?

    -Кто растопил сердце героя?

    (Маленький мальчик Ваня)

    -Кто кого нашел?

    (Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.)

    -Как вы думаете, почему именно Иваном назвал автор ребенка?

    (Символический русский Иван –русский человек. Хорошее имя- Иван.

    Да. Ваня, Иван - образ ребенка, потерявшего на войне все: дом, родителей и обогретый чужими- родными людьми)

    -Как вы думаете, Ванечка тоже носит обобщенный образ?

    Учитель: В конце рассказа звучат слова: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…» Что-то ждет их впереди?

    6. В чем смысл названия рассказа? (учащийся)

    Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.

    Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

    Доля, участь;

    История существования кого-чего-нибудь;

    Будущее, то, что случится

    Судьба – многозначное слово.

    В каком значении оно использовано в названии рассказа?

    (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

    Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности.

    (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

    8. И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути. Если к этому позовет его Родина.

    И они выдюжили, и мы, каждый день должны помнить

    Ученик: Люди!

    Через века, через года-

    В горе сдержите стоны,

    Горькие стоны.

    Памяти павших будьте

    Достойны!

    Вечно достойны!

    Покуда сердца стучатся,

    Какой ценой завоевано счастье-

    Пожалуйста, помните!

    Люди Земли!

    Мечту пронесите через года

    И жизнью наполните!

    Но о тех, кто уже не придет

    Заклинаю, помните!!!

    9.Рефлексия. Возвратимся к цели и задачам урока.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТВЕРСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    (ГБОУ СПО «ТТЭК»)

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

    ЛИТЕРАТУРА

    «Судьба человека»

    (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»).

    Преподаватель: Тряскова О.Ю.

    Тема: Судьба человека.

    (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

    Цель урока : помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой.

    Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

    Методическое оборудование : портрет М. Шолохова, текст художественного произведения, ассоциации – рисунки студентов к слову «судьба».

    Опережающее задание : прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека», подготовить сообщения, написать лирическую миниатюру «Судьба человека», нарисовать ассоциации к понятию «судьба».

    Методы обучения : словесные (аналитическая беседа); наглядные (ассоциации), кадры из фильма; практические (работа с текстом).

    Ход урока

    I . Вступительное слово учителя.

    Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

    Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

    Так о чем же таком (глубоком) пишет М. Шолохов?

    Запись в тетради темы урока .

    II. Мотивация учебной деятельности.

    На примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» показать, значимость слов: «любовь», «доброта», «прощение», «сила духа»…

    III . Сообщение цели урока, эпиграфа.

    Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, – не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

    IV. Воспроизведение знаний учащихся .

      История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

    Перед тем, как обратиться непосредственно к разгадке тайны души, судьбы человеческой, хотелось бы дать слово девочкам. Чтение стихотворения:

    Враги сожгли родную хату .

    Враги сожгли родную хату,

    Сгубили всю его семью.

    Куда ж теперь идти солдату,

    Кому нести печаль свою?

    Пошел солдат в глубоком горе

    На перекресток двух дорог,

    Нашел солдат в широком поле

    Травой заросший бугорок.

    Стоит солдат - и словно комья

    Застряли в горле у него.

    Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

    Героя - мужа своего.

    Готовь для гостя угощенье,

    Накрой в избе широкий стол,-

    Свой день, свой праздник возвращенья

    К тебе я праздновать пришел..."

    Никто солдату не ответил,

    Никто его не повстречал,

    И только теплый летний ветер

    Траву могильную качал.

    Вздохнул солдат, ремень поправил,

    Раскрыл мешок походный свой,

    Бутылку горькую поставил

    На серый камень гробовой.

    "Не осуждай меня, Прасковья,

    Что я пришел к тебе такой:

    Хотел я выпить за здоровье,

    А должен пить за упокой.

    Сойдутся вновь друзья, подружки,

    Но не сойтись вовеки нам..."

    И пил солдат из медной кружки

    Вино с печалью пополам.

    Он пил - солдат, слуга народа,

    И с болью в сердце говорил:

    "Я шел к тебе четыре года,

    Я три державы покорил..."

    Хмелел солдат, слеза катилась,

    Слеза несбывшихся надежд,

    И на груди его светилась

    Медаль за город Будапешт.

    1945

    М. Исаковский

    2) Знаком сюжет? Таких, как этот солдат и герой Шолохова М. – Андрей Соколов, было множество .

    Так почему же М.Шолохов обращается к этому (уже не новому сюжету). Вопрос об истории создания произведения.

    Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.

    Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

    Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

    3) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

    Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой показал М. Шолохов обыкновенного человека, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом .

    4) Обратимся к названию рассказа «Судьба человека».

    Почему рассказ называется «Судьба человека», а не, например, Судьба Андрея Соколова? (война постучалась в каждый дом, таких солдат много).

    Я просила вас дома посмотреть лексическое значение слова «судьба»?

    ( Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством ).

    Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение. )

    Работа с ассоциациями (см. Приложение № 1).

    В каком же значении употребил данное слово М. Шолохов.

    ( Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов. Хотя фатум, рок все-таки преследуют нашего героя).

    V. Работа по тексту рассказа

    1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.

    2. Почему Соколов начинает рассказывать свою историю жизни незнакомому человеку? (психологический момент: надо выговориться; легче рассказать человеку, которого никогда больше не увидишь (разговор в купе попутчиков).

    3. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

    Соколов - Ирина ( два одиночества ).

    Чего не может простить себе Андрей Соколов? (смотрим фрагмент из фильма – прощание на вокзале – деталь «глаза Ирины »).

    4. Как складывается судьба Соколова на фронте?

    Как попал в плен?

    Эпизод в церкви: случай с предателем, врач, верующий.

    У коменданта лагеря Мюллера.

    5. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость .) (смотрим фрагмент из фильма – у коменданта Мюллера ).

    6. Как вы понимаете слово « подвиг»?

    Побег из плена – это подвиг?

    ( Подвиг – русск., героический, самоотверженный пост упок.)

    8. Как складывается судьба Соколова после войны?

    11. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни.)

    12. Может ли человек, озлобившейся на людей, на жизнь, совершить такой поступок. (Смотрим фрагмент из фильма – сцена в грузовике: Андрей Соколов и Ванюша ).

    13. Найдите в тексте и зачитайте, как изменилась жизнь А. Соколова и Вани. (Как будто оттаяла душа, спокойнее стало …)

    Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

    14. Зачитывание лучших работ студентов. (Приложение № 2).

    VI. Итоги урока

    Выставление оценок, обоснование.

    Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?

    Список литературы:

      Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005. Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы материалы Вешенского музея-заповедника. Текстовая часть папки стр.1-5. Портреты. Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».

      С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 2008.

      Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2010.

      www . referatwork . ru

    Приложение № 1 .

    Ассоциации студентов к слову «судьба», со своим комментарием.

    Проанализировав ваши работы, могу сказать, что условно их можно разделить на три группы:

      Судьба – это выбор, причем зависящий от человека.

    Образ дороги – три пути – выбор.

      Судьба – это то, что дается нам свыше, рок, фатум.

    Судьба – лабиринт – один выход (главное идти в том направлении)

      Судьба – опыт – мудрость – ум.

    Если включить мозги – все получится.

    Приложение № 2.

    Работы студентов (отрывки лирических миниатюр на тему «Судьба человека).

    Александр Гуркин.

    Хочу начать свою лирическую миниатюру со слов «у каждого свой путь». Хочу поведать вам, что такое для меня судьба человека. Для меня это тяжёлый путь или дорога, со многими изгибами, ямами, поворотами, подъемами и склонами. При этом путь не освещён, ты не видишь дальше своего носа, ты не знаешь, что с тобой произойдет через год, неделю, день, час. Иногда ты даже не задумываешься, что будет через минуту. Каждому предназначен свой путь. И, если сделать рисунок из линий, каждая линия – это судьба одного человека, то получится очень сложная паутина, где можно увидеть, что люди связаны между собой судьбами. Иногда близкие тебе люди выбирают другой поворот, и вы теряете друг друга, не зная, на какое-то время или навсегда. Очень важную роль в судьбе играют друзья, родители, твое окружение, но только ты сам выбираешь свой путь, по которому тебе идти.

    Валерия Терехина.

    Для меня судьба человека – это его настоящее. Это то, чем и как он живет сегодня. Ведь если сегодня ты находишься в мире и согласии с окружающими, и главное с самим собой – то завтра, послезавтра, после послезавтра – это тоже мир, спокойствие и счастье. Мы сами творцы своей судьбы. А те, кто ноют, стонут, как жизнь не удалась, как все плохо – это лентяи. Да, да лентяи.

    Екатерина Свистунова.

    Что такое судьба? Я ещё ни разу не задумывалась над этим вопросом. Наверное, это всё, что происходит с нами на всём протяжение жизни. Некоторые считают, что судьба не зависит от человека и что она заранее предначертана. Некоторые вовсе не признают судьбу из-за собственных убеждений или религии. А вот я считаю, что человек сам строит свою судьбу. Всё зависит от желания. Всё в наших руках.