Шпаргалка: Народническое движение в России в XIX веке. Народничество в России XIX века Участники народного движения в 19 веке

Что мы знаем о народничестве? Возможно, нам следовало бы углубить знания? Прочитав эту статью, вы наверняка найдете для себя что-то новое.

Приверженцы этого течения освобождали общественное сознание из-под диктата церкви, но сохраняли общекультурные христианские традиции. Идеология народничества сделала самодержавие невосприимчивым к разумным альтернативам государственного виделись властям бунтовщиками, поэтому царская власть находила для себя опору только в консервативном окружении, что, в конечном итоге, ускорило ее гибель.

Направления и течения

По степени радикализма различают:

  • консервативное течение;
  • либерально-революционное;
  • социально-революционное народничество;
  • анархистское.

Консервативное крыло было связано со славянофилами (Страховым, Григорьевым). Его деятельность наименее изучена и представлена в основном творчеством сотрудников журнала "Неделя" П. Червинского и И. Каблица.

Представители либерально-революционного (центристского) крыла 60-70-х годов 19 века: Елисеев (журнал "Современник"), Златовратский, Оболенский, Михайловский, Короленко (1868-1884, "Отечественные записи"), Кривенко, Южаков, Воронцов и другие. Ведущими его идеологами были Лавров и Михайловский.
Сторонников социально-революционного направления народничества во главе с Ткачевым и в некоторой степени Морозовым не устраивала нацеленность на пропаганду и долгую подготовку к социальному взрыву. Их влекла идея ускорения, форсирования революции.

Анархистское крыло оспаривало необходимость преобразований в рамках страны. Народники-анархисты Кропоткин и Бакунин скептически относились к власти, считая ее порабощающей и подавляющей свободу личности. Как оказалось, это течение скорее сыграло разрушительную роль, хотя имело в теоретическом плане ряд позитивных идей.

Первые кружки и организации

В 1856-1858 годах существовал пропагандистский кружок в Харьковском университете. В 1861 на смену ему в Москве пришло объединение под руководством П. Э. Агриропуло и П. Г. Заинчевского. Его члены единственным способом преобразования окружающей действительности считали революцию.

"Земля и воля"

Наиболее влиятельной тайной организацией Петербурга в 1861-1864 годах была "Земля и воля". Ее члены (Слепцов, Курочкин, Обручев, Утин, Рымаренко) мечтали об "условиях для революции". В программе этого общества фигурировала передача земли крестьянам (планировалась за выкуп), замена всех чиновников выборными лицами, снижение расходов на армию и царский двор. Однако эти положения так и не получили должной поддержки в народе, и в итоге организация самораспустилась, оставаясь даже не обнаруженной царскими охранительными службами.

"Ишутинцы"

Революционное общество Ишутина выросло из кружка, входящего в организацию "Земля и воля". Его целью было подготовить крестьянскую революцию посредством заговора интеллигентских групп. Стремясь воплотить в жизнь некоторые идеи Чернышевского по созданию мастерских и артелей, члены общества открыли в Москве бесплатную школу в 1865 году, переплетную и швейную мастерские, вели переговоры, касающиеся создания коммуны, с рабочими Людиновского железоделательного завода в Калужской губернии, основали ватную фабрику на началах ассоциации в 1865 году в Можайском уезде. "Ишутинцы" планировали побег Чернышевского с каторги, но их деятельность прервалась 4 апреля 1866 покушением Каракозова, одного из членов этого общества, на императора. По этому делу более 2000 народников попали под следствие, 36 были приговорены властью к разным мерам (Каракозов - повешен, Ишутин помещен в одиночную камеру в где впоследствии сошел с ума).

"Народная расправа"

Эта организация во главе с Нечаевым представляла радикальное движение народничества и была создана в 1869 году в Москве и Петербурге. Она насчитывала 77 человек. Ее целью также была подготовка "народной революции". Сергей Нечаев олицетворял в этой организации фанатизм, беспринципность, лживость и диктат. Против него открыто выступал П. Л. Лавров, который считал, что "никто не должен без крайней необходимости рисковать нравственной чистотой борьбы, и не должна пролиться ни одна лишняя капля крови". Нечаев же призывал к террору, провокациям. Он был уверен, что такие методы станут полезны для расшатывания режима, приблизят светлое будущее. Иванов, выступавший против Нечаева, позже был обвинен в предательстве и убит. Полиция раскрыла это уголовное преступление, и руководитель организации бежал за границу, но был найден, арестован и судим как уголовный преступник.

Идеология эта не прошла бесследно, отразившись и на революционной мысли других государств. Так, в популистских движениях стран третьего мира на протяжении многих последующих лет встречалось народничество (век XX).

Период с середины 70-х по начало 80-х отмечен деятельностью революционных народников, взгляды которых сформировались под влиянием "русского социализма" Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность идей выражалась в борьбе против остатков крепостничества, защите интересов крестьянства, а также в том, что будущее России они видели в переходе к социализму.

В 70-х годах идейными вождями народников были Бакунин, Лавров и Ткачев. Они разработали три основные теории народничества - бунтарско-анархическую, пропагандистскую и заговорщическую. Различия между ними определялись в основном разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции, средствах ее свершения.

Бакунин считал, что русский крестьянин всегда готов к восстанию, специально готовить его не надо. Задача интеллигенции - идти в народ, "бунтовать" народ, способствовать слиянию отдельных бунтов в единую революцию. Главным носителем несправедливости и угнетения народа является государство, поэтому основной задачей является уничтожение государственности. В отличие от Бакунина, Лавров считал, что интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ для длительной пропаганды, что подготовит революцию. Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции, но называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. Он считал, что революционная интеллигенция путем заговора должна захватить государственную власть и таким образом вовлечь народ в революцию. Несмотря на расхождения в вопросах тактики, всех народников объединяло признание революции как единственного средства освобождения народа. После неудачных попыток хождения в народ с целью установления связи с крестьянством и возможности его организации на восстание, возникла идея создания тайной революционной организации, объединившей всех народников. Такая организация была создана в 1876 г. и стала называться "Земля и воля". Ее программа предусматривала осуществление революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам, введение мирского самоуправления в деревне и городе. Во главе организации стояли Михайлов, Плеханов, Морозов и др.

Не достигнув существенных результатов и убедившись в необходимости политической борьбы, среди народовольцев начались споры по программным и тактическим вопросам о методах борьбы, которые привели к расколу. Меньшая часть народовольцев создала организацию "Черный передел" (Плеханов, Засулич и др.), которая сохранила верность основным программным принципам. Большой роли эта организация не сыграла. Более значительную работу проделала другая организация "народная воля" (1879-82гг.). Программа народовольцев предусматривала подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение частной собственности (Желябов, Михайлов, Перовская и др.). Важнейшим средством политической борьбы считали террор, а главной целью - убийство царя. Они рассчитывали, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к восстанию. Народовольцы организовали 8 покушений на царя. 1 марта 1881 г. Александр 1 был убит. Это событие вызвало конец "Народной воли" - правительство усилило репрессии, переворота не произошло. Большинство членов организации было арестовано, Желябов, Перовская, Кибальчич и др. - повешены. В 80-90-ые годы возросло влияние либеральных народников, Это течение отличалось неприятием ненасильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьянства, требовали уничтожения остатков крепостничества и помещичьего землевладения, призывали к постепенным реформам для улучшения жизни народов.

В 80-90-ые годы революционное движение распалось на два течения: первое сохранило верность идее крестьянского социализма, второе главной силой общественного процесса считало рабочий класс. Некоторые народники обратились к марксизму (Плеханов, Засулич и др.). В Женеве они образовали группу "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством, пропаганда социализма, опора на рабочий класс, создание рабочей партии. Группа "Освобождение труда" резко критиковала народнические теории и занималась пропагандой, распространением марксизма в русской среде, но с русским движением эта группа не была связана.

НАРОДНИКИ

Последователи народничества - общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. (1860–1880 гг.), отражавшего идеологию крестьянской (см. ) демократии и считавшего возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Идеологами движения были М.А. Бакунин , П.Л. Лавров , П.Н. Ткачёв .


Народничество как идеология зародилось в 1860-х гг. в революционных кружках и организациях, в 1870-х гг. получило развитие в «хождении в народ» - массовом движении разночинной (см. ) молодежи в деревню с призывом к крестьянской революции, свержению самодержавия и установлению общинного социализма. Отсюда и название народники . Движение потерпело неудачу: власти старательно выявляли пропагандистов-народников и пресекали их деятельность, крестьяне в массе не поддержали призыва бунтовать против царя . Многие из разочаровавшихся участников «хождения в народ» позже сосредоточили свои усилия на создании революционных организаций. С середины 1870-х гг. революционеры изменили методы работы: они селились в деревнях, нанимались на должности сельских учителей и врачей, становились кузнецами и плотниками и пытались постепенно, в доступной форме воздействовать на крестьян. Однако и это не принесло ожидаемых результатов. Неудача «хождения в народ» подорвала доверие революционно настроенной молодежи и к «бунтарским» идеям М.А. Бакунина, и к «пропагандистским» теориям П.Л. Лаврова, но сделало популярными мысли П.Н. Ткачёва о необходимости крепко сплоченной тайной организации. Такая организация была создана в конце 1876 г., а в 1878 г. она получила название «Земля и воля» - в честь существовавшей в 1860-x гг. всероссийской революционной организации, основанной Н.Г. Чернышевским и А.И. Герценом . Авторы программы «Земли и воли» считали главным тактическим средством борьбы против самодержавия пропаганду среди крестьян, рабочих (см. ), ремесленников, студентов, военных, а также воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества. Однако приходящую в революционную организацию молодежь все больше привлекали террористические методы борьбы.
В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Народную волю» (в нее вошло большинство членов «Земли и воли») и «Чёрный передел» (название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем, «черном», переделе земли).
«Народная воля» объединила всех, кто решил отказаться от старых способов борьбы и перейти к террору. Организацию возглавили Александр Михайлов, Андрей Желябов, Софья Перовская, Вера Фигнер и др. Весь 1880 г. был отмечен террористическими актами народовольцев , а 1 марта 1881 г. ими был убит . Участников покушения приговорили к смертной казни и повесили. В 1879–1883 гг. прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тысяч человек. К 1884 г. «Народная воля» была полностью разгромлена.
Лидером оставшегося на прежних землевольческих позициях «Черного передела» стал Г.В. Плеханов , который вскоре эмигрировал и в 1883 г. в Женеве создал группу «Освобождение труда», перейдя на позиции марксизма.
Деятельность народников, особенно террористическая, не нашла поддержки в широких слоях общества, хотя многие разделяли их убеждение в необходимости коренных преобразований в России и ценили их готовность к самопожертвованию. В советский период (см. Советский Союз ) народники считались героями-революционерами, их именами называли улицы. В постперестроечное (см. ) время террористическая деятельность народников стала многими осуждаться как неприемлемое средство достижения целей в политике.
Движение народников в той или иной степени нашло отражение в ряде произведений русских писателей второй половины ХIХ в.: Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова , С.М. Степняка-Кравчинского, Н.С. Лескова , Г.И. Успенского и др. Народничеству посвящен роман «Новь» и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Порог», хотя сам писатель убеждений и методов борьбы народников не разделял. Резкая критика революционеров-террористов содержится в романе Ф.М. Достоевского «Бесы», прототипами героев которого были лидеры народничества. В литературе XX в. эта тема присутствует в романе Ю.В. Трифонова «Нетерпение», поэме Е.А. Евтушенко «Казанский университет» и др.
Образы революционеров-народников созданы И.Е. Репиным в картинах (1884 г.), «Отказ от исповеди» (1885 г.) «Арест пропагандиста» (1892 г.), В.Е. Маковским - в картинах «Осужденный» (1879 г.), «Вечеринка» (1897 г.) и др.
В языке современных средств массовой информации используется выражение хождение в народ для называния каких-либо акций политических деятелей, например, в период избирательной кампании.
П.Л. Лавров. Фото 1870 г.:

М.А. Бакунин. Фото 1870 г.:

«Арест пропагандиста». Художник И.Е. Репин. 1892 г.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "НАРОДНИКИ" в других словарях:

    Народники - Народничество движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Три течения… … Википедия

    народники - (рус. народники) мн. руски малограѓански револуционери што претставувале значајна политичка сила пред распространувањето на марксизмот во Русија … Macedonian dictionary

    Народники-коммунисты - («Народники коммунисты»,) группа левых эсеров, отказавшаяся поддерживать авантюристическую политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа 1918 (См. Левоэсеровский мятеж 1918). 18 августа 1918 группа объявила себя «Н … Большая советская энциклопедия

    Народники, народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во II пол. XIX в. Выражало интересы крестьян, выступало против капиталистического развития России, а также за свержение самодержавия путем крестьянской революции, причем предусматривалось… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ - участники общественного движения в России 2 й пол. 19 в., социалисты, сторонники мирных социально политических реформ (Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов и др.) …

    РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ - участники общественного движения в России нач. 70 90 х гг. 19 в., социалисты, большинство сторонники активной революционной борьбы с самодержавием. С кон. 70 х гг. среди революционных народников преобладали народовольцы (см. Народная воля) … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ - ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ, В марксистской литературе название участников общественного движения 2 й половины 19 в., сторонников преобразования общественно политического строя России на началах социализма посредством мирных реформ (U.K. Михайловский,… … Русская история

    РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ - РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ, в литературе название участников революционного движения в начале 70 х 90 х гг. 19 в., сторонников т. н. крестьянского социализма (см. НАРОДНИЧЕСТВО) и активной борьбы с самодержавием. С конца 70 х гг. среди Р. н.… … Русская история

    Либеральные народники - в марксистской литературе конца 1890 х гг. название участников общественного движения второй половины XIX в., сторонников преобразования общественно политического строя России на началах социализма посредством мирных реформ (Н. К. Михайловский, Н … Энциклопедический словарь

    революционные народники - участники общественного движения в России начала 70 90 х гг. XIX в., социалисты, большинство сторонники активной революционной борьбы с самодержавием. С конца 70 х гг. среди революционных народников преобладали народовольцы (см. «Народная воля») … Энциклопедический словарь

Книги

  • Народники-пропагандисты 1873-78 годов. , П. Л. Лавров , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1907 года (издательство`С.-Петербург. Типография`Т-ва Андресона и Лойцянского`.`). В… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Народничество 19 века (кратко)

Историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.

Для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.

Самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.

В своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.

Ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.

Крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.

Крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.

Революция – единственно верный способ социальных изменений.

Истоки и причины возникновения. Социальная база.

В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердится именно в России на основе крестьянской общины. «Общинный социализм» Герцена был развит в конце 1850 годов другим видным публицистом и философом Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена, он полагал, что община – переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции. А ее неудовлетворенность ходом крестьянской реформы 1861 года, стала поводом к действию. Кроме того, введенная в 1861 году плата за получение высшего образования закрыла двери университетов для большого числа разночинной молодежи, не имеющей возможности оплачивать свое обучение. От них, по выражению А. Герцена, «заперли науку». Они и стали социальной базой народничества 19 века.

Цели движения.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Течения в народничестве.

Народничество, как общественно-политическое течение, не было однородным. Объединенные главной идеей «общинного социализма», идеологи народничества предлагали разные пути достижения цели.

Пропагандистское направление. Его идеологи - П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.

Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.

Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.

Деятельность народников.

Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.

В начале 1860 годов в Москве, Петербурге и других городах стали возникать кружки народников. Наиболее влиятельным из них была созданная в Петербурге в 1861 году первая «Земля и воля». Ее участниками была разработана первая народническая программа переустройства общества. Но в 1864 году организация самораспустилась. Но соратниками первой «Земли и воли» в 1863 году в Москве было создано тайное общество Н. А. Ишутина («ишутинцы»). Это революционная организация ставила своей целью подготовку крестьянской революции. За три года участники организации установили связи с подпольем в других городах, создали в Москве бесплатную школу, несколько мастерских на «социалистических принципах», готовили побег Н. Чернышевского с каторги. Но неудачное покушение на Александра II, совершенное 4 апреля 1866 года по собственной инициативе членом организации Д. Каракозовым, положило конец ее деятельности. Организация была раскрыта и разгромлена, около двух тысяч человек оказались под следствием. Но только 36 из них были приговорены к заключению.

В конце 1860 годов организации народников стали возникать во всех крупных городах. В начале 1870 годов их было уже несколько десятков. Тогда же, в 1873 -1874 годах, состоялось первое «хождение в народ» - массовая попытка народников