Танцы с точки зрения психологии. Мнение психолога: как влияют танцы. Танец в широком смысле состоит из трёх аспектов

Если посмотреть на танцы с точки зрения социальной психологии, танец хранит в себе массу важной и ценной информации о человеке, о его индивидуальных особенностях, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются, прежде всего, в манере исполнения, в подаче танца. Этот пласт информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне. К примеру, танец может быть по своим первоначальным характеристикам подвижным, завораживающим, динамичным и потрясающим воображение. Однако если исполнен он вяло, безынициативно и довольно посредственно, то нам думается, что данный танцор не подходит для такого танца, в нем нет тех характеристик, которые требует ситуация. И наоборот, есть люди, которым удается «надеть на себя» любой образ, который будет сидеть на нем как с иголочки. Это случай когнитивно сложного человека с очень богатым внутренним миром и представлениями о нем. Индивидуальные особенности человека, помимо всего прочего, включают также коммуникативные способности. Психологи выделяют несколько способов изучения их у конкретного человека. Это можно сделать с помощью тестов, направленных на изучение уровня коммуникации индивида в окружающем мире, можно пронаблюдать за его поведением (например, в ситуации общения), можно провести эксперимент. А можно просто посмотреть, как человек танцует, двигается под музыку в неформальных условиях, в расслабленном состоянии на вечеринке или на праздновании юбилея тещи, к примеру. Коммуникативные способности красиво и хорошо танцующего человека будут значительно отличаться от коммуникативных способностей того, кто стоит у стеночки, мнется и не решается пригласить даму на медленный танец. В танце проявляется открытость внешнему миру, экстравертные установки в жизни, стремление к новизне. Но это далеко не все.
Настроение и внутренний эмоциональный фон также находит свое отражение в танце.
Все вышеописанное можно использовать в оценивании человека по тем или иным параметрам, а также в методиках коррекции, на основе того, что психическое, физическое и эмоциональное – это три стороны одного целого, все они между собой взаимосвязаны. И через одну сторону всегда можно повлиять на две другие. Например, если научить человека красиво и гармонично танцевать (физический аспект), можно повысить самооценку (психологический аспект) и улучшить настроение (эмоциональный аспект). Этим успешно владеет арт-терапия. Психологи прекрасно понимают, что эмоциональную окраску человеческих переживаний можно увидеть в танце как в проявлении бессознательного. То есть человек выплескивает свое состояние через танец. В результате у него изменяется физическое состояние, происходит выброс адреналина в кровь, появляется усталость в теле и удовлетворение и покой в душе. Его больше не тревожит проблемная ситуация, снимается стресс. Происходит проигрывание ситуации на другом уровне, после чего просто меняется отношение к ней.
Теперь непосредственно коснемся того, как происходит коммуникация через танец. Танец, как художественное произведение, состоит из трех частей. Первая часть представляет собой то, что мы привыкли называть началом или вступлением. Здесь задается тон дальнейшему действию, и зритель начинает постепенно понимать, в каком ключе оно будет разворачиваться. Уже с первых секунд улавливается эмоциональная нагрузка действия. Постепенно первая часть уступает место второй, основной по событиям и большей по объему. На этом этапе становится понятным основной смысл танца, идея, «ради чего вся затея». Действия, разворачивающиеся во второй части, как правило, достигают пика развития, кульминации. После чего начинается спад событий или угасание, которое в свою очередь может быть плавным и медленным, что создает законченный образ в памяти, а может быть стремительным и быстрым, и тогда нам кажется, что картина не доведена до логического конца и в ней отсутствует последняя часть. Данная схема построения танца имеет место всегда, будь то действие, насыщенное событиями, или же просто выплеск эмоций.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах. В современных танцевальных постановках эти традиции не бросаются в глаза, они несколько завуалированы, зато налицо огромный труд, тяжелая физическая работа и, конечно же, дух времени. От того, что нам показывают по телевизору (из современных танцев), веет агрессивностью, импульсивностью, напором, - все это на фоне очень быстрой, ритмичной музыки. Но это не означает, что в современных танцевальных образах нет пластики, гармонии и последовательности. И то, и другое имеет место в равной степени в современном искусстве. Но когда негатива становится чуть больше обычного, это бросается в глаза. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается. Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка.
Вообще любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.


О методе

Танцевально-двигательная терапия(ТДТ) является направлением психотерапии, лежащим на границе танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личного развития. ТДТ – уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга, а творческий подход дает более полное понимание себя и окружающего мира. ТДТ представляет собой психологическую работу через движение. Работая с танцем, как метафорой, танцевальная терапия дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. Основными задачами метода будет развитие целостного и творческого переживания собственного «Я». Ведущая роль и ответственность за процесс отводится самому клиенту, терапевт лишь создает условия и дает поддержку.

программа

по танцевально-двигательной терапии

«Если Ты не будешь танцевать

свой собственный Танец,

то Кто его тогда станцует?» Габриэла Рот

Танцевально-двигательная терапия является направлением психотерапии, лежащим на границе арттерапии, танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личностного развития. ТДТ - довольно молодой, но уже зарекомендовавший себя в психотерапии метод. Этот метод уникальный в своем роде. С одной стороны, в отношениях психотерапевта и клиента появляется третья составляющая – движение, танец как средство выражения себя, невербальная форма взаимодействия с собой, пространством, с другими, миром. Здесь нет установленных форм, нет правильных и не правильных движений, здесь каждый учится слышать себя, свои телесные импульсы и рассказывать свою историю. С другой, естественная радость движения, которая уже является ресурсной, позволяет очень мягко приблизиться к глубинным переживаниям клиента, пройти сквозь них и высвободить силы для изменения себя и своей жизни. Ведущая роль и ответственность отводится самому клиенту, терапевт лишь создает безопасное пространство и дает поддержку. Данный метод возможно использовать с любой категорией клиентов, он практически не имеет противопоказаний.

Цель программы

  • Познакомить участников обучающей программы с основными понятиями ТДТ;
  • Обучить участников основным принципам работы с клиентом и группой методом ТДТ;
  • Обучить участников основным приемам работы с телом и движением в ТДТ;
  • Сформировать профессиональное видение психотерапевтического процесса;
  • Практически отработать полученные навыки в группе, тройках, парах и индивидуально.

Программа предназначена для психологов, студентов психологических ВУЗов, психотерапевтов, танцоров, преподавателей различных танцевальных направлений, людей, интересующихся данным методом и желающих получить специализацию по данному направлению.

Программа рассчитана на 226 часов. По окончанию курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, при наличии психологического или медицинского образования, в остальных случаях выдается сертификат о прохождении обучения.

Так же можно посещать и отдельные семинары


  • Музыка и ритм в ТДТ

РАСПИСАНИЕ 2019-2020

Дата время

семинар

ведущий

с 10-00 до 18-15

Базовый Курс

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Телесная метафора . Работа с образами и символами через движение

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Работа с паттернами движения и детскими телесными воспоминаниями

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Работа с базовыми эмоциями

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Использование метода в работе с детьми разного возраста

Травкина Е.С.

6000

с 10-00 до 19-15

Движущее воображение . Аутентичное движение

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Первостихии

Травкина Е.С.

с 10-00 до 18-15

Базовый курс

Травкина Е.С.

не является публичной офертой

Форма записи на семинар



Отзывы

Валерия

Несмотря на то, что мы изучаем на тренинге совсем простые и базовые вещи, он оказался очень ресурсным для меня. Было много практики и достаточно теории. У меня не осталось ни одного вопроса, на который Екатерина не смогла мне ответить. Несомненно, это все станет прочной основой для дальнейшего обучения

Валерия

Очень полезный семинар и с практической стороны-можно включить полученные данные в работу, и для себя лично. Хотелось бы ещё посещать семинары арт-терапевтического направления(возможно даже однодневные)

Диана
Семинар интересный, тренер ведет отлично, вызывает доверие и вдохновляет. Спасибо!

Денис
Семинар был полезен больше для себя лично (я не психолог). Помог актуализировать свои проблемные стороны и возможные способы их проработки. Семинар будет очень полезен практикующим психотерапевтам, много интересных упражнений, по которым Екатерина очень умело ведет и сопровождает. Очень понравился её артистизм и отдача в работе.

от Татьяны
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.

Отзыв:
Все было хорошо. Катерине отдельное спасибо, мягкая, плавная, слышащая.Замечания- более организовать теор часть, таблицы, работа с доской, хочется информацию более последовательно, чтоб прям все по полочкам. А подача практического материала на 5+. Спасибо всем! Спасибо, Екатерина!

от Елены
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Многое поняла про свои эмоции, тело. Спасибо огромное Екатерине. Профессионал и человек который очень любит свое дело. Все дни тренинга было радостное состояние потока, гармонии с собой и своим телом.

от Анастасии
Тема:

Отзыв:

Мне не хватило базового семинара, для насыщения. Хочу глубже идти. Проекту желаю развития, он нужен. Понимание темы семинар дает достаточно хорошее, Катя приятная и уютная, с ней пространство комфортно.

от Марианны

Танцевально-двигательная психотерапия. Танец стихий
Отзыв:
Очень понравилось! Катерина как всегда, провела достойно, на высоком уровне, и бережно каждому участнику. Музыкальное сопровождение так же впечатляет. Семинар глубокий, интересный. Жду новых открытий)))

от Светланы

Отзыв:
Огромное спасибо! Прошла интересный опыт быть в роли психотерапевта.

от Россияны
Танце-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Очень понравилось!!! Новые знакомства, открытия, результаты! Неожиданные повороты событий! Состояние удовлетворенности и благодарности! Благодарю Катю и организаторов!!!.

от Елены
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо Екатерине за доверительную обстановку внутри группы. За предоставленный практический материал, его подачу спасибо!

от Екатерины
Танцевально-двигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Я очень благодарна за этот семинар организаторам, тренеру Екатерина и группе за новые горизонты и плоскости развития!

от Виктории
Танцедвигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо организаторам данного тренинга и лично Екатерине за профессионализм, чуткое и ответственное отношение.

от Екатерины
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Благодарю Екатерину, отличный профессионал своего дела, хороший материал, много открытий!

от Марианны
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Спасибо большое! Екатерина, Ваша работа Ψ-терапевта высококлассна! Доверительная атмосфера в группе, созданная Вами и деликатное отношение к каждой из участниц, дает возможность раскрыться и идти в зоны спрятанные и глубоко скрытые. Спасибо! Обязательно приду еще.

от Юлии
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Мягкое комфортное ведение тренинга. Каждый берет столько, сколько может взять в данный момент. Вводные 4 дня действительно вводят в пространство ТДТ в котором хочется находиться и развиваться в нем дальше.

от Елены
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Все логично и понятно. Основной упор делается на практику, что не может не радовать.

от Екатерины
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
На этом семинаре я получила представление о том, что такое ТДТ, какие методы существуют в ТДТ, как можно использовать ТДТ в работе с группой и в индивидуальной работе. Очень понравилась аккуратность, деликатность, тактичность тренера Екатерины во время занятий и что особенно важно, в проработке личного запроса. Огромное спасибо за такое обучение! :)

от Аркадия

Отзыв:
Контроль над группой абсолютный. Чёткое определение границ, мгновенные останавливающие реакции, легкость и непринужденность, способность гибко подстраивать программу под работу группы - всё это говорит о том, что Екатерина уверена в себе. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и раскрепощению участников. Ну а её движения сами говорят за себя. Этим она увлекает, поджигает и учит.
Процесс обучения оптимально сбалансирован. Всего именно столько, сколько нужно. 20 часов за дня буквально пролетели. Не было ни информационного перегруза, ни физического измождения.
Да, программа семинара полностью соответствует заявленным целям.
Если Вы слышите и чувствуете музыку, рано или поздно придете к танцу. О том, как это сделать узнаете на семинаре. Для тех же, кто уже танцует - это возможность перейти на новый уровень. У движения тела есть свой язык. Он должен быть гармоничен. Напряжения и глубинные переживания проявятся в движении. Это не зависит от уровня подготовки. Технология интересная и понятная, даже пришедшим с нулевой базой вполне доступно.

от Алии
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Все очень понравилось!

от Марии
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Профессионализм, внимательность и тактичность тренера завораживает, помогает в раскрытии и преодолении душевных проблем. Спасибо Катя!

от Евгении
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Весь курс был очень продуманным, было достаточно много и теории и практики. Все занятия были очень мягкие. Тренер умело вела все занятия.

от Людмилы
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Спасибо.
Сложно найти дорогу к себе и не запутаться. Путь через тело- самый верный. Спасибо, что учите с ним общаться, слышать и всегда помнить, что оно у меня есть.



Начнем с того, что в нашей стране в последнее десятилетие активно развиваются (и это радует!) всевозможные формы танцевального искусства и танцевально-двигательная терапия. И так оказалось, что есть целый пласт знаний о том, как движение и танец влияют на целостное развитие человека, не только его тела и двигательных возможностей, но личности в целом. Эти знания используются и питают как современный танец, так и танцевально-двигательную терапию. И в Специализации по ТДТ элементы этих знаний органично встроены в обучение и подготовку танцевально-двигательных психотерапевтов на кафедре ТДП ИППиП (г. Москва). Пришло время новых предложений, которые помогут большему количеству специалистов посмотреть на танец и движение гораздо шире.

Программа « Креативный танец и Развивающее движение. Основы психологии движения и танца» - это результат синтеза многолетнего опыта преподавания и исследования танца, движения и танцевальной терапии. Программа опирается на философские и теоретические базы самых современных школ по изучению взаимосвязи и взаимовлияния тела и сознания, движения и эмоций, здорового функционирования организма, психического благополучия, креативности, коммуникации с другими. Такой подход позволяет изучать Движение как систему - с функциональной и психологической точки зрения. Он позволяет задействовать творческое самовыражение через танец осознанно и специфично с учетом потребностей группы, коллектива, пары или конкретного человека.

Так же, есть еще один немаловажный факт, который повлиял на возникновение этой программы. Увеличился интерес к обучению профессии ТД-психотерапевта. Но для поступления в специализацию по ТДТ существуют определенные требования, как-то: наличие базового психологического образования, длительный и продолжающийся танцевальный опыт, наличие практики и возрастная и психологическая зрелость. Что делать тем у кого, например, нет психологического образования, но есть огромная танцевальная-/педагогическая практика и желание изучать движение глубже, понимать как оно связано с проявлением личности, с возрастными особенностями, коммуникацией, креативностью, т.е. проникать в философию и психологию движения. Или, например, что делать психологам, которые увлекаются двигательными практиками и танцем, но не знают как грамотно и экологично использовать этот ресурс, в работе со своими клиентами и пациентами. Так же эта программа поможет продолжать свое профессиональное развитие и тем, кто еще не принял решения о поступлении в специализацию по ТДТ.

Так что же мы предлагаем? Мы предлагаем программу, которая с одной стороны сможет дать людям практические знания и навыки в области психологии движения и танца, то, что имеет отношение к целостному развитию человека и помочь сформировать двигательное мышление и видение личности. С другой стороны, поддержит интерес к нестандартному восприятию и пониманию исцеляющих возможностей танца и к танцевально-двигательному направлению в целом.

Почему мы предложили именно такое название?

Креативный(творческий) танец - это форма движения и танца, фокусирующая свое внимание на целостном развитии человека и его личности. Через двигательное выражение танцующие достигают высокого уровня физического развития, обучаются языку танца и взаимодействуют со своими эмоциями и чувствами. Креативный танец - это единственная форма двигательной активности, в которой физическое движение используется не столько для выражения какой-либо двигательной функции, а больше как раскрытие персональной экспрессии и творческого самопроявления, он воспитывает и питает экспрессивные возможности человека, и помогает ассимилировать эмоциональный опыт, формирует новый двигательный репертуар. Развитие творчества и воображения способствует гармонизации всех аспектов личности, и дает возможность применять этот опыт не только в профессиональной области, но и в жизни как таковой. Креативный танец включает в себя творческие формы танцевального искусства: выразительное движение, танцевальная импровизация и танцевальный перформанс, элементы ТДТ, Анализа движения Лабана (LMA) и Двигательных основ Бартениефф. Одно из близких значений Креативного танца - это импровизация. Однако мы используем международную терминологию, наиболее полно раскрывающее это направление. Оно шире, чем импровизация (что относится в основном к профессиональному полю его использования: в танцевальных, театральных и музыкальных спектаклях, перформансах, лабораториях движения) и применяется в работе с разными возрастными категориями, чаще всего в развивающем формате (детьми, взрослыми, пожилыми людьми).

Развивающее движение - это метод, который опирается на психомоторное развитие человека, и основан на глубоком понимании важнейших предпосылок успешного развития ребенка, всех его двигательных функций и деятельности головного мозга. Наши движения опираются на двигательные паттерны, а те в свою очередь на рефлексы. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, соответствующих задачам психологического развития. Результатом является формирование функциональных навыков, экспрессивных и коммуникативных умений. Поэтому важно, чтобы каждая стадия развития человека была эффективно пройдена и психо-моторные задачи, соответствующие каждому этапу были решены. Пробелы в процессе развития формируются в неиспользуемый двигательный и психический потенциал, в так называемые «нерешенные задачи развития». Развивающее движение помогает вернуться на эти ранние уровни организации тела, и «достроить» пропущенное или неосвоенное, пробудить поток двигательной энергии, который когда-то остановился, укрепляем связи поддерживающие состояние целостность тела и личности. Это развивает телесную осознанность и двигательное мышление. Настоящие изменения случаются, когда человек принимает «себя настоящего». Это открывает развитие, трансформацию к здоровому и эффективному функционированию. Спектр человеческой выразительности и презентации себя миру расширяется, что влияет на взаимодействие с собой, с другими, с миром.

Оба эти направления, Креативный танец и Развивающее движение формируют базу для исследования и изучения психологии движения и танца, помогают увидеть человека в его целостном развитии (тело-движение-психика). Телесная функциональность (то, что имеет отношение к Развивающему движению) и его выразительность(то, что имеет отношение к Креативному танцу) питают и поддерживают друг друга. Такое сочетание открывает новые возможности для человека, расширяет его видение и понимание. Эти два способа направлены на раскрытие максимального двигательного потенциала человека и его психо-эмоционального состояния, и способствуют развитию всех типов его интеллекта: телесного(BQ), двигательного(MQ), эмоционального (EQ) и когнитивного(IQ).

Хочется отметить, что на наш взгляд в России пока нет аналогов такой программы, имеющей системный подход и образовательный стандарт(программа повышение квалификации). Мы не «открываем Америку». В Москве и других городах России проходят семинары, где предлагается похожий опыт. Но, как правило, это либо разовые мероприятия, либо очень разрозненный материал и двигательное развитие отделено от экспрессивного опыта. Уникальность программы в том, что это первая попытка собрать знания о целостном развитии личности и всех уровней его интеллекта (двигательного, телесного, эмоционального и когнитивного) в единый систематизированный обучающий курс, который, мы надеемся, будет в дальнейшем развиваться до большой образовательной программы. Мы очень рады, что программа идет на базе Института Практической Психологии и Психоанализа, что придает ей особый вес и статус, и благодарны поддержке Кафедры ТДП ИППиП и творческому участию и вкладу в создание этой программы завкафедры Ирине Бирюковой.

Программа ориентирована на специалистов как помогающих, так и творческих профессий. Во-первых, конечно же, на хореографов и танцевальных педагогов. Это специалисты, которые много работают с творческими задачами, постановочными и хореографическими. Всегда встает вопрос «где брать двигательный материал?». Обучение помогает находить ответы на эти вопросы, через изучение законов и принципов движения и основ импровизации и композиции (через призму системы наблюдения движения Лабан-Бартениефф, Somatic Movement). Так же обучение предлагает курсы, касающееся целостного развития человека, его тела, двигательного репертуара и психики. Эти знания помогают решать педагогические задачи и лучше понимать участников коллектива, в т.ч. их возрастные и личностные особенности. А также находить креативные и эффективные способы для помощи участникам коллектива в адаптации и максимального творческого раскрытия каждой личности.

Во-вторых, это может быть интересно психологам и психотерапевтам, которые используют в своей работе движение и танец. Обучение поможет больше понимать психологию движения и танца и более осознанно задействовать в своей работе двигательный уровень клиентов.

В-третьих: детским психологам, специалистам по раннему детскому развитию, работникам реабилитационных и абилитационных центров и организаций. Знание этого материала делает работу этих специалистов более успешной и продуктивной.

«Креативный танец и Развивающее движение: введение. Основы танцевальной импровизации».

«Введение в Анализ движения Лабана(LMA) и Двигательные основы Бартениефф(BF). Знакомство с понятиями: тело, пространство, время, усилие».

«Эмпирическая анатомия. Культура телесности. Основы целостного подхода в работе с телом» первый семинар.

«Двигательное развитие - как основа для развития многообразия танцевальных и движенческих форм».

Представление индивидуального проекта. Завершение.

Каждый курс логически продолжает тему предыдущего, но при этом, имеет целостную и завершенную форму. Хочется особо отметить, что благодаря очень логичному включению в программу курса «Введение в Анализ движения Лабана и Двигательных основ Бартениефф», преподаватель Хилари Брайен(США), эта программа приобрела статус международной. Более подробно о курсах программы и о том, как в нее попасть, можно почитать на сайте ассоциации www.atdt.ru или на сайте кафедры ТДП ИППиП tdt-edu.ru

Надеемся, до скорой встречи с Вами.

Продолжение рассказа о развитии программы в следующем выпуске.

Котеленко Е.Ю.(Рязань)

Фатеева Т.А.(Москва)