Турецкая лира история и виды современных банкнот. Национальная валюта италии Струнный инструмент лира

Музыка прошлых веков не транслируется современными радиостанциями, но живет в древних книгах и музеях. На них больше не играют, но кое-кто все еще помнит позабытые цивилизацией музыкальные инструменты.

Все мы знаем, как выглядят и звучат пианино, рояль, труба, скрипка гитара и барабан. А как выглядели и звучали их «бабушки» и «дедушки»? Воспроизвести звуки древнего оркестра мы не сможем, зато расскажем о старинных музыкальных инструментах.

1. Лира

Еще в Древней Греции были созданы музыкальные инструменты, которые со временем приобрели классический облик и стали основой для создания новых современных видов. Лира – самый популярный музыкальный инструмент в эпоху развития Древнегреческого государства. Первые упоминания о лире датируются 1400г. до н. э. Этот инструмент всегда отождествляли с Аполлоном, так как первую лиру ему подарил Гермес. А звучала она, сопровождая красивые стихи. Сегодня на лире не играют, но термин «лирика» увековечил этот инструмент.

2. Кифара

По праву считается одним из первых струнных инструментов и является прямым потомком лиры. Музыкантов с кифарой в руках изображали на древних монетах, фресках, глиняных амфорах и картинах. Этот инструмент был очень популярным в Персии, Индии и в Риме. К сожалению, точно воспроизвести звучание кифары сегодня невозможно, но благодаря литературному описанию ее удалось реконструировать.

3. Цитра


Этот струнный щипковый музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. В России он появился во второй половине XIX века. Похожие инструменты встречались у народов Китая и Ближнего Востока.

4. Клавесин


Щипковый клавишный музыкальный инструмент, который обрел огромную популярность в эпоху средневековья. Первые сведения о клавесине относятся к 1511 году. Уникальный инструмент итальянской работы 1521 года сохранился до наших дней. Внешне клавесины отделывались очень изящно. Их корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Однако к концу XVIII века на смену клавесину пришло фортепиано, он был вытеснен и совершенно забыт в XIX веке.

5. Клавикорд


Один из старейших струнных ударно-зажимных музыкальных инструментов. Внешне был очень похож на клавесин, но обладал более мощным звучанием. Клавикорд, созданный в 1543 году, сегодня находится в музее музыкальных инструментов в городе Лейпциг в Германии. Величайшие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен создали много произведений, специально написанных для клавикорда.

6. Фисгармония


Этот духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент был очень популярным в конце XIX века. В быту его называли «органом». Создателем фисгармонии является француз по фамилии Дебен, который получил патент на изготовление инструмента в 1840 году. Сегодня фисгармонию можно увидеть только в музеях.

7. Било


Старинный славянский ударный инструмент. Его изготовляли из железа, по которому били колотушкой. Било также исполнял роль церковного колокола и сигнального инструмента у старообрядцев.

8. Гудок


Основной инструмент русских скоморохов раннего Средневековья. Внешне был очень похож на скрипку и считался ее славянским прототипом. Гудок – деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами.

9. Колесная лира


Этот клавишный музыкальный инструмент появился в Центральной Европе в X-XI веках. Изначально для игры на колесной лире требовалось два человека, поскольку клавиши находились сверху. Один крутил ручку, а второй играл мелодию. Позже клавиши расположили снизу. В России первая колесная лира появилась в XVII веке. Люди, играющие на этом инсттрументе, исполняли духовные стихи и библейские притчи.

10. Кобза


Украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Считается, что кобза была привезена в Украину тюркскими племенами, но свой окончательный облик инструмент приобрел в этих землях. Образ кобзаря, который сопровождал свои песни-думы игрой на кобзе, увековечил в своем творчестве Т.Шевченко. Кобза была любимым инструментом украинских казаков и селян, однако после 1850 года была заменена бандурой.

11. Рейнстик


Флейта дождя – экзотический древний музыкальный инструмент, который использовали шаманы Южной и Северной Америки для управления дождевой стихией. Он прекрасно имитировал звук переливания воды или падающего дождя. Ранее служил культовым инструментом в древних обрядах местных аборигенов. Сегодня рейнстик выступает в качестве оберега жилья от зависти и злобы.

12. Калимба


Древнейший музыкальный инструмент Африканских племен. Сегодня в некоторых частях Центральной и Южно Африки его используют при проведении традиционных обрядов. Калимбу называют «африканским ручным фортепиано».


Этот инструмент был известен в XVI в. еще под одним названием – цинк, тот самый «прадедушка» духовых инструментов. Придумал его француз Эдм Гийом. Серпент – это изогнутая трубка, по виду очень напоминающая змею. Изготовляли инструмент из дерева или кости, покрывая основу выделанной кожей. Иногда наконечник серпента делали в виде головы рептилии.

В 1752 г. в Санкт-Петербурге изобрели инструмент, заменяющий целый оркестр, который состоял из 40-80 охотничьих рогов, каждый из которых тщательно обрабатывали и настраивали на свой уникальный звук. Понятно, что размеры тут имели значение: самый большой рог звучал низко, а самый маленький издавал верхние ноты.

15. Ионика


Еще совсем недавно этот музыкальный инструмент был неотъемлемой частью любого вокально-инструментального ансамбля. Ионика – товарный знак электромузыкальных инструментов, выпущенных в ГДР в 1959 году. В Советском Союзе термин «ионика» стал употребляться по отношению ко всем малогабаритным клавишным инструментам. Со временем его заменили транзисторными аппаратами, которые обладали большей надежностью.



Колесная лира — народный музыкальный инструмент, который по праву считается предшественником никельхарпы. Под названием «ограниструм» колесная лира появилась в Европе около тысячи лет назад. Известны и такие ее названия: hurdy-gurdy (харди-гарди) в Англии, vielle a roue во Франции, lira korbowa в Польше, niněra kolovratec в Чехии. У белорусов, украинцев и русских западные названия инструмента не прижились, его стали называть рылей, лирой.

Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению. В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры ». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов , мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие » и др. За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore"s Night ».

Описания колесной лиры, имеющиеся в нашей отечественной инструментоведческой литературе, дают наиболее полное представление об устройстве этого инструмента и способах звукоизвлечения при игре на нем.

Три статьи о колесной лире:

• РСФСР (Инструменты русского народа), «Лира», страница 41

Страница 41

Лира (колесная) — трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком. Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба. В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12—13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами. При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо — выступ) и незвучащую (выступ — верхний порожек). Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.

Струны лиры жильные и крепятся одним концом к штифтам, вбитым в обечайку, а другим — к деревянным колкам, вставленным в головку. Средняя струна проходит внутри колковой коробки и является мелодической, а 2 другие (бурдонные) располагаются по обе стороны от нее. Все 3 струны плотно прилегают к ободу колеса, но бурдонные — обе или каждая в отдельности — по желанию исполнителя могут быть отключены, для чего их зацепляют за специальные выступы.

При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя — подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце, ч. 5. Спб., 1834, с. 61). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.


Колесная лира.


• УКРАИНСКАЯ ССР, «Лира», страницы 58—59, иллюстр. 145—148
Атлас музыкальных инструментов народов СССР (изд. второе дополненное). Издательство «МУЗЫКА», Москва, 1975. К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая.

Страница 58

Лира, реля, рыля — инструмент с корпусом большей частью восьмеркообразной формы, родственный русской лире и белорусской лере (см.). Нижняя и верхняя деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. На деке укреплена коробка с клавишным механизмом. Ниже находится фрикционное колесо (бесконечный смычок) с рукояткой для вращения. В целях предохранения обода колеса от повреждений над ним установлен лубник — лубяной дугообразно изогнутый щиток.

Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные — бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные — вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание. Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12. Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок — октавой ниже мелодической, бас — квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.

Иллюстр. 145—148

Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем бандура, благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.

На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек. Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире. Экзамен происходил при участии «дедов» — старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» — «освобождение») — право играть самостоятельно. Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету — на счастье.

Страница 59

Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.

До конца прошлого — начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит бандуру. Однако это не осуществилось: бандура выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика — гнусавость. Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.

В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист. Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента. Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.

Строй и звукоряд лиры: (cм. в оригинале статьи)


• В. ФРИКЦИОННЫЕ: «Лира», страницы 95—96
Русские народные музыкальные инструменты. Издательство «МУЗЫКА», Ленинградское отделение, 1975. К. Вертков.

Страницы 95—96

Лира или колесная лира — фрикционный инструмент, состоящий из резонаторного корпуса восьмеркообразнои формы, коробки с клавишами, колковой коробки с поперечными деревянными колками, фрикционного деревянного колеса с рукояткой для вращения и трех жильных струн. Одна струна проходит внутри клавишной коробки, две другие протягиваются вне ее по обеим сторонам. Все струны плотно соприкасаются с колесом и при вращении его от трения приходят в колебание, начинают звучать. Для лучшего сцепления колеса со струнами его смазывают смолой (канифолью). Средняя струна является мелодической. Изменение высоты звука на ней производится при помощи клавишей, вставленных в коробку вдоль правого бока. Клавиши, при вдвигании внутрь, нажимают выступами на струну и укорачивают ее. Остальные две струны издают неизменяемые по высоте бурдонные звуки.

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».

Положение лиры в русской народной инструментальной музыке весьма неопределенное. Письменные памятники прошлых Столетий хранят о ней полное Молчание.Известное исключение представляют собой лишь словари XVI—XVII веков. Так, в «Книге глаголемой Алфавит иностранных речей» 1596 года термин «киниры» пояснен словом «лыри». Однако действительно ли в данном случае под этим названием следует понимать лиру или лырю — сказать трудно, поскольку в «Лексиконе славенорусском» П. Берынды, первое издание которого было опубликовано в 1627 году, тот же термин «кинира» истолкован как «цитара» или «гарфа» («на гарфах брянкаючи»), то есть отнесен к струнным щипковым инструментам. Вместе с тем в «Алфавите иностранных речей» конца XVII века имеется термин «лира», поясняемый в обоих случаях как «скрипица» — здесь есть основание видеть именно колесную, а не античную щипковую лиру (М. 253).

До настоящего времени не обнаружено и изображения русской колесной лиры. Правда, в «Русских народных картинках» Д. Ровинского имеются лубки с музыкантами-лирниками, однако эти лубки представляют собой копии с иностранных оригиналов и изображенные на них лиры — типично французского образца 1 . Совершенно нет упоминаний о лире в русском фольклоре — былинах, песнях, сказках, пословицах и т. п. Не пишут о ней русские мемуаристы, этнографы и музыковеды конца XVIII — первой половины XIX века — Тучков, Терещенко, Снегирев, Резвой и т. д., равно как и иностранные авторы того времени (в том числе М. Гутри), за исключением С. Маскевича (М. 273), И. Георги и Я. Штелина. Из материалов последнего можно судить о строе лиры. Сравнивая ее с гудком, он пишет: бурдонные струны гудка звучат точно так же сильно, «скрипуче и назойливо как на лире» (М. 275). Поскольку бурдонное сопровождение на гудке и волынке было одноголосным, можно предположить, что две бурдонные струны, вероятно, и здесь настраивались так же или в унисон, или подобно гудку — в октаву. Думается, и слова С. Маскевича о том, что на лире «играют и припевают на одну только ноту», могут быть истолкованы как указание на одноголосный бурдон. Именно это и отличало строй русской лиры от подобных инструментов других народов и, в частности, украинской рели и белорусской леры с их квинтовым бурдоном.


1 См., например, Д. Ровинский. Русские народные картинки. Атлас, т. 1, л. 101.

Лира (греч. λuρα, лат. lyra) - струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Распространена с древнейших времён вплоть до наших дней. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре.

Лира в Древней Греции
В Древней Греции словом лира обозначался любой инструмент семейства лир - хелис (букв. черепаха), барбит, форминга, кифара. В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) лиры дали название ступеням греческого полного звукоряда; в сущности, названия струн обозначают модальные функции старинного лада. Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия - septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» приводило к возмущающему душу «многозвучию» и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н.э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.


Прочие лиры
В Древней Армении лира называлась арм. (кнар).
На Украине и в Белоруссии колёсной лирой называют старинный (XVII вв.) струнный народный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемый «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди. Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская. Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида. Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки. Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма. Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти. Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью. После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира - инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент - это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости. В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения. Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами. Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол.

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

История колёсной лиры

краткая историческая справка


Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.
На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением. Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России - Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.
Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром. Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы. Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.
В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки.

Итак, в интернете очень мало нормальной информации по лире, а потому буду выражаться сухим языком известной всем библиотеке - Википедии...

Лира - струнный музыкальный инструмент в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами различной настройки, хорошо известный в классической античности и позднее. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди . Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в "Скрипичной школе" Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева - реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа - юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.
Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры - в современных понятиях это ноты "ми, си, ля, ми", взятые от первой октавы вниз.
Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.
Слева - смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). В центре - Орфей среди фракийцев.
Справа - Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).

На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой - плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс - более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Орфей на центральном изображении играет именно так.
Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном "домашним" инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих - как на обеих приводимых ниже картинках. На картинке справа на стене висит другой струнный инструмент - форминга.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.