Усадьба А. Островского Щелыково – костромской дом русского драматурга. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского "Щелыково" Усадьба островского костромская

Деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы.

До Островских хозяином усадьбы был генерал-майор Ф. М. Кутузов - костромской предводитель дворянства (1788-1800). В Щелыковском поместье Кутузова находилось 40 крестьянских дворов, 107 мужских ревизских душ, в самой усадьбе было более полусотни (59) дворовых.

Есть основание предполагать, что Кутузовы строили Щелыково, не жалея средств, как центральную усадьбу крупнопоместного владения, возводя в ней каменные здания. Косвенным свидетельством этому является и церковь Николы на Бережках. Эту необычную и замечательную в архитектурном и живописном плане церковь мог построить только очень богатый помещик. Легенда гласит, что поскульку жена Кутузова была католичкой, в церкви два этажа и два придела: нижний - православный, верхний - католический. И в архитектуре церкви причудливо сливаются стили этих двух конфессий.

Версия о том, что существовал большой каменный дом, располагавшийся в другом месте усадьбы, но погибший от пожара имеет косвенные подтверждения. В верхнем парке Щелыкова рядом с двухэтажной беседкой сохранилась россыпь старинного кирпича, следы оснований больших колонн. Да и вряд ли «старый» деревянный щелыковский дом мог удовлетворять Кутузовых в качестве их главного дома поры расцвета их материального благосостояния. Ведь он типичен для небогатого среднепоместного дворянства. Возможно, он был построен как временный, но в силу круто изменившихся обстоятельств кутузовской семьи стал постоянным.

Усадьба Щелыково была куплена отцом драматурга Н. Ф. Островским. Николай Федорович родился в Костроме 6 мая 1796 года в семье священника. Он окончил Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Не имея призвания к церковной деятельности, Николай Федорович вышел в гражданское сословие, начал служить в качестве чиновника по судебному ведомству и успешно совмещал свою службу в московских судебных учреждениях с частной адвокатской практикой, приносившей ему достаточные средства. Популярность энергичного, образованного, талантливого адвоката дала ему возможность в 1841 году оставить государственную службу и отдаться только частным занятиям.

В 40-е годы Н. Ф. Островский был председателем нескольких крупных конкурсов - низших судебных инстанций Коммерческого суда, разбиравших дела несостоятельных должников, купцов-банкротов. В самом начале 40-х годов Николай Федорович владел в Москве семью домами. Вероятнее всего, он и в дальнейшем вкладывал бы свой растущий капитал в доходные дома. Но его второй жене, баронессе Эмилии Андреевне фон Тесин, на которой он женился в 1863 году (первая его жена умерла в 1831 году), адвокатский быт был не по душе. Ей претили постоянно толпившиеся в их доме клиенты мужа - мещане и купцы. Да и начавшиеся недомогания Николая Федоровича требовали более спокойного образа жизни.

Так у Н. Ф. Островского созрело решение оставить адвокатскую практику и заняться сельским хозяйством. С 1846 года он начал покупать с торгов поместья. Им было куплено четыре имения в Костромской и Нижегородской губерниях, в которых состояло 279 крепостных крестьян. Среди этих поместий самое большое - Щелыково. Оцененное становым приставом в 20820 рублей 30 копеек серебром и купленное Николаем Федоровичем 28 июля 1847 года за 15010 рублей, оно находилось в Кинешемском уезде Костромской губернии. Во всех селениях этого имения было налицо 111 ревизских мужских душ.

В Щелыкове кроме главного дома было три флигеля, в которых размещались дворовые люди. В хорошей сохранности оказались и все необходимые подсобные помещения: большой каменный конный двор, двухэтажный амбар, кормовой сарай, мякинник, три погреба, баня, каменная кузница и т. д. Не располагая наличными средствами для оплаты всех поместий, Николай Федорович после покупки каждого имения занимал под него деньги в сохранной казне по обязательству на 37 лет. В общей сложности им было занято под все имения 15540 рублей.

Возвратившись в 1847 году из только что приобретенного им сельца Щелыкова, Николай Федорович с увлечением рассказывал о нем своим детям. Его рассказы захватили всех и в особенности старшего сына Александра Николаевича. Александру Николаевичу захотелось побывать в этом самом имении отца как можно скорее. И когда в апреле 1848 года вся семья, кроме брата Михаила, собиралась в усадьбу, он подал в Коммерческий суд, где тогда служил, прошение об отпуске на 28 дней для поездки «по домашним обстоятельствам в Костромскую губернию». Получив отпуск и паспорт, драматург 23 апреля вместе со своим отцом пустился в путь. Ехали на лошадях в трех каретах.

Александру Николаевичу так понравилось Щелыково, что он вместо положенных там 28 дней отпуска прожил там до осени и был навсегда очарован красотой и привольем усадьбы, великолепием ее окрестностей. Островский впервые приехал в Щелыково во второй половине дня 1 мая 1848 года. Вечером следующего дня он уже вносил в дневник свои непосредственные впечатления. «С первого разу, - записал Александр Николаевич, - оно мне не понравилось… Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении свое Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты». Новая усадьба пришлась по душе всей семье Островских.

Весьма довольный купленным имением, Николай Федорович сделал его своей временной (летней), а потом, по-видимому с 1851 года, и постоянной резиденцией. Окончательно поселившись в Щелыкове, новоявленный помещик оформляется в качестве костромского дворянина. Николай Федорович стал помещиком, крепостником, не только юридически, а и по существу своих воззрений на жизнь. Вступив во владение Щелыковым, он энергично начал превращать имение в доходное коммерческое предприятие.

Чувствуя в связи с недомоганием приближение смерти, Николай Федорович в декабре 1852 года написал завещательное распоряжение, по которому Щелыково передавалось его жене Эмилии Андреевне Островской с детьми, рожденными от брака с нею. Детям от первого брака - Александру, Михаилу и Сергею - отдавалось небольшое имение в 30 душ в Солигаличском уезде Костромской губернии и два маленьких деревянных дома в Москве. В одном из этих домов проживал драматург.

Эмилия Андреевна Островская не смогла содержать хозяйство усадьбы на уровне, достигнутом его мужем. Из доходного, растущего поместья, каким оно было при Николае Федоровиче, Щелыково постепенно сокращалось и превращалось в запущенное. В 1858 году дворовых осталось всего 15, а в 1859 году владелица Щелыкова располагала лишь 9 дворовыми. Поместье явно находилось в глубоком упадке. Александр Николаевич и его брат Михаил Николаевич знали о том, что Эмилия Андреевна тяготилась имением. Переговоры братьев с мачехой завершились ее согласием продать усадьбу за 7357 рублей 50 копеек в рассрочку на три года.

Покупая в 1867 году имение, Александр Николаевич и Михаил Николаевич Островские мечтали о культурном преобразовании его хозяйства и в связи с этим возлагали на него большие надежды экономического характера. Начальный год хозяйствования в Щелыкове не принес радужных результатов. Но эти итоги не ослабили, а усилили их хозяйственную энергию. В первое время Александр Николаевич вникал во все детали хозяйства. По его инициативе ремонтировались старые и строились новые служебные помещения, удобрялась земля, покупались в Москве лучшие сорта семян пшеницы, а также травяных злаков, улучшалась порода скота, приобретались новые лошади, совершались посадки нового сада, строилась маслобойня и пр. Если полеводческое и животноводческое хозяйства приносили Александру Николаевичу лишь огорчения, то цветочное и огородное хозяйства радовали его, но они никогда не рассматривались как возможные статьи дохода.

Островский через всю жизнь пронес восторженную любовь к природе. Прожив в Щелыкове в 1848 году всего три дня, Островский 4 мая записал в своем дневнике: «Я начинаю чувствовать деревню. У нас зацвела черемуха, которой очень много подле дома, и восхитительный запах ее как-то короче знакомит меня с природой - это русский fleur d"orange. Я по нескольку часов упиваюсь благовонным воздухом сада. И тогда мне природа делается понятней, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил или счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения…» Щелыково оказывало на драматурга действие благотворное и целительное. Чистейший ароматный воздух, тишина, девственная природа успокаивали нервы, оздоровляли тело, рассеивали тревоги и заботы.

Распорядок дня в Щелыково обычно был таков: в восемь-девять часов - утренний чай; в час-половина второго - обед; в четыре с половиной-пять - дневной чай; в восемь часов - ужин. Ложились рано - не позже десяти часов. Однако иногда этот порядок нарушался в зависимости от наличия гостей, задуманных дальних прогулок, пикников, поездок на рыбную ловлю на реку Меру и пр.

«В своей усадьбе Александр Николаевич ходил в русском костюме: в рубашке навыпуск, в шароварах, длинных сапогах, серой коротенькой поддевке и шляпе с широкими полями» (из воспоминаний К. В. Загорского).

Любимым развлечением в усадьбе были прогулки по окрестностям, охота, сбор грибов и ягод и рыбная ловля, где Александр Николаевич обнаруживал обширные знания и мастерство. Островский был страстным рыболовом: часто сидел с удочкой на реке Куекше у мельницы. А когда стал немолод, то предпочитал удить рыбу в пруду с островком, неподалеку от дома. Любимым занятием на отдыхе, кроме рыболовства, для него была резьба по дереву. Работал он в мезонине «нового дома», где был установлен токарный станок и специальный стол с тисками для выпиливания. Вырезанные им рамки для фотографий и другие предметы он щедро дарил друзьям.

Но и в Щелыкове Островский не мог себе позволить полного отдыха, творческой бездеятельности: и по потребностям писательского таланта, и по материальным соображениям. Благодаря заботам драматурга и его брата Михаила Николаевича щелыковская библиотека была очень солидной. Ее основой явилось книжное собрание Николая Федоровича. В 1868 году Михаил Николаевич прислал первую посылку книг в 11 пудов, а затем эти посылки стали систематическими. Пополнялась библиотека и самим драматургом. На ее полках можно было видеть книги по истории, по русскому быту, по сельскому хозяйству, огородничеству и садоводству, но первое место занимали русские и иностранные журналы, литературные альманахи и сборники. Щелыковская библиотека ярко свидетельствует о разносторонних интересах драматурга, о большой культуре владельце усадьбы.

Шли годы, здоровье писателя становилось все хуже, силы убывали, а работы прибавлялось. Росли дети, других средств существования, кроме доходов от пьес, не было. К желанию сделать как можно больше для русского театрального искусства прибавлялась постоянная нужда в деньгах, заставлявшая работать без отдыха как в Москве, так и в Щелыкове.

После тяжелой зимы 1875 года драматург писал А. А. Потехину: «У меня теперь только одна мечта: добраться как-нибудь до Кинешмы, чтобы если уж не восстановить, то хоть поддержать свежим весенним воздухом падающие силы.» В 1880 году - Н. Я. Соловьеву: «Здоровье мое… в незавидном положении. Одна надежда на Щелыково, только бы как-нибудь дотянуть до весны.» Щелыково в большинстве случаев оправдывало надежды. Как ни тяжела была работа, но жизнь в деревне, прогулки, рыбная ловля отвлекали от жизненных невзгод, восстанавливали силы. Но работы не убывало.

Щелыково в материальном отношении не оправдало тех надежд, которые возлагали на него братья Островские. Александр Николаевич, так усердно занимавшийся имением в первые годы после покупки его, охладел к этим занятиям и постепенно передал управление хозяйством своей жене Марии Васильевне. Со второй половины 70-х годов дела по имению полностью в руках его жены.

Известно, что Александру Николаевичу очень хотелось узаконить своих детей от гражданского брака с Марией Васильевной, но в то же время он долго не решался оформить этот брак. Любя своих детей, драматург не без колебаний связал свою судьбу с их матерью. После смерти Агафьи Ивановны, первой жены драматурга, прошло почти два года, прежде чем он решился на этот акт. Раздумья Островского кончились тем, что он официально церковно оформил свой гражданский брак с Марией Васильевной. Но при этом и через долгие годы она не достигла полного, безусловного расположения ни родных, ни ближайших друзей своего мужа.

В Щелыкове редко бывали дни, когда там жила только семья драматурга. Будучи человеком общительным и влюбленным в свою усадьбу, Островский настойчиво приглашал друзей в гости, а они охотно откликались на эти приглашения. Называя Щелыково «костромской Швейцарией», драматург говорил, что «лучшего уголка не сыщешь нигде, и удивлялся на людей, едущих за границу искать красот природы, когда их так много у нас дома». Для брата, совладельца усадьбы М. Н. Островского, был построен дом, впоследствии получивший название «гостевой», поскольку Михаил Николаевич приезжал в Щелыково нечасто, и в этом доме поселяли гостей. Дом этот в настоящее время не сохранился. Кроме родных братьев М. Н. Островского и С. Н. Островского, частыми гостями были также единокровные братья драматурга Андрей и Петр и единокровные сестры Надежда и Мария.

В дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи парк украшался цветными фонарями. Около дома ставили световые плошки и зажигали ракеты. Освещенная усадьба в лесном мраке казалась сказочной. К этим дням приноравливались театральные постановки, на которые сходились жители близлежащих деревень. Спектакли ставились в сенном сарае на лугу, за прудом или в риге. В них принимали участие гости Щелыкова, Мария Васильевна, крестьяне и прислуга. Щелыковские спектакли неизменно пользовались большим успехом.

Александр Николаевич Островский впервые посетил Щелыково в возрасте 25 лет. Тогда, в мае 1848 года, имение принадлежало отцу Островского, а сам писатель приехал сюда провести отпуск и был очарован усадьбой. В дневнике драматурга появляется восторженная запись: «Что за реки, что за горы, что за леса!… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии».

Островскому бесконечно нравится всё: и природа, и водящиеся здесь в изобилии зверье и рыба, и местные жители, о которых он отзывается «земляки мои возлюбленные», и красивый, удобный дом. Со временем чувство восторга писателя к этому краю не исчезло, более того – переросло в глубокую привязанность.

А.Н. Островский становится частым гостем Щелыкова, а в
1868 году, уже после смерти отца, вместе с братом Михаилом выкупает поместье у своей мачехи Э.А. Островской. Вот как отзывается он об этом в письме к другу: «Мы с братом купили … наше великолепное Щелыково; вот мне приют…». С той поры
писатель регулярно приезжает сюда со своей семьёй и живёт в Щелыкове три-пять месяцев в году.

Будучи стеснённым в средствах, Островский надеется
поправить своё материальное положение, занявшись хозяйством. Он серьёзно берётся за новые для себя дела: ремонтирует постройки, сооружает маслобойню, обзаводится
сельскохозяйственной техникой, покупает семена, разводит породистый скот…. Стремясь освоить новую область знаний, драматург читает издания о сельском хозяйстве: «Земледельческую газету», «Сельское благоустройство» и т.п.

Однако имение так и не смогло обеспечить большого дохода. Радость писателю приносили только сад и огород. Выращенные в усадьбе овощи, ягоды, тепличные артишоки, арбузы и дыни были хорошим подспорьем для большого семейства Островских. Урожай собственного сада-огорода также служил угощением для многочисленных гостей усадьбы. Несколько охладев к сельскому хозяйству, драматург поручает заниматься имением жене Марии Васильевне и
управляющему.

Жизнь в усадьбе шла на пользу писателю. Здесь он восстанавливал силы, поправлял здоровье. Так, Островский писал: «Приехал я сюда в очень незавидном положении…. Теперь, благодаря хорошему воздуху, а главное, купанью, я чувствую себя свежее». Отдыхая в Щелыкове, драматург любил гулять по окрестностям, охотиться, собирать грибы и ягоды и, конечно, рыбачить. Рыбалка была страстью Островского: ужение в реке Куекше, ловля острогой в Сендеге, а иногда, в составе большой компании, — неводом на Мере. Писатель знал все тонкости рыболовства и почти всегда возвращался домой с уловом. Отдыхал Островский и за столярным верстаком: выпиливал лобзиком тонкие ажурные рамки, мастерил шкатулки, изготавливал ножи для разрезания бумаг…

Гостям отводился для проживания целый дом, который так и называли «гостевым». Этот небольшой деревянный дом мезонином строился для брата Островского Михаила Николаевича, совладельца усадьбы. Однако брат редко бывал в Щелыкове, и в его доме размещали гостей. Тут же находились библиотека и столярная мастерская.

Живя в Щелыкове, Островский активно участвовал в общественной жизни Кинешемского уезда. Он являлся почётным мировым судьёй и гласным Кинешемского уездного земского собрания. Писатель выполнял свою работу столь усердно и хорошо, что был избран местными дворянами на должность уездного предводителя. Островский отказался
занять этот почётный пост по причине занятости.

Приезжая сюда в первые годы, Александр Николаевич уделял один-два месяца отдыху, а затем приступал к работе. Однако постепенно его творчество стало занимать всё больше и больше времени. В своём письме драматург сообщает: «Я езжу не из Москвы в деревню и обратно, а из кабинета в кабинет и природу вижу только проездом».

Природа Щелыкова служила ему источником вдохновения, а общение с людьми позволяло найти сюжеты и образы для пьес, обогащало их язык. Драматург общался с жителями
окрестных сёл и деревень, гулял на крестьянских праздниках, внимательно слушал живую народную речь, а крылатые выражения, пословицы, поговорки и редкие слова —
записывал.

Известно, что Островский работал в Щелыкове над 19
произведениями. Здесь целиком создана пьеса «Поздняя любовь» (1873 г.). Почти полностью написаны «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871 г.), «Последняя жертва» (1877г.), «Бесприданница» (1878 г.), «Сердце не камень» (1879 г.). Начата работа над пьесами «Горячее сердце» (1868 г.), «Лес» (1870 г.), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1876 г.), «Таланты и поклонники» (1881 г.), «Красавец-мужчина» (1882 г.), «Без вины
виноватые» (1883 г.).

Тяжёлый труд полностью подорвал здоровье писателя. 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра сердце Островского
не выдержало: он скончался за письменным столом от приступа грудной жабы (так в старину называли стенокардию). В последний день своей жизни писатель переводил трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра» и читал журнал «Русская мысль».

Александр Николаевич Островский похоронен недалеко от любимой усадьбы, на погосте храма Святителя Николая в Бережках.

Музей Цветаевых — Что касается феодосийского периода жизни Анастасии Цветаевой, следует отметить, что он был чрезвычайно плодотворным. Анастасия Ивановна — великолепный мемуарист, публицист, рецензент. В Феодосии она начала писать сказки. К сожалению, сохранились только три сказки Анастасии, остальные были утеряны при аресте.

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского "Щелыково"

План усадьбы

1 - Мемориальный дом-усадьба А. Н. Островского

2 - Памятник А. Н. Островскому

3 - Лестница и нижняя беседка

4 - Голубой дом

5 - Двухэтажная беседка Островского

6 - Литературно-театральный музей

7 - Пруд с островком

8 - Церковь и некрополь Островских в Бережках

9 - Музей народного быта "Дом Соболева" в Бережках

10 - Административный корпус санатория

11 - Жилые корпуса санатория

12 - Лечебный корпус санатоия "Шале"

13 - Голубой ключик

Дом-музей А. Н. Островского



Дом А. Н. Островского - сердце музея-заповедника


Памятник А. Н. Островскому

Именно в этом доме жил А. Н. Островский, приезжая в усадьбу на лето. Впервые посетив Щелыково, драматург с восхищением отзывается о доме, отмечая, что он «удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений».

Выстроенный в стиле классицизма на высоком кирпичном цоколе, деревянный дом цвета дикого камня под красной крышей, изящно контрастирует с белыми колоннами и балюстрадами террас. Здание одноэтажное, по северной стороне которого расположен антресольный этаж, поэтому с севера дом выглядит двухэтажным. На северном фасаде два крыльца и открытая терраса между ними. На южном - крытая терраса с двумя лестницами в парк.

На первом этаже - анфилада комнат, в которых размещена мемориальная экспозиция, воссоздающая обстановку дома в последние годы жизни драматурга. Здесь немало подлинных предметов, особо ценные среди них - личные вещи Островского и его семьи.

Столовая.

Первая комната анфилады - столовая. В былые времена здесь, за большим обеденным столом-сороконожкой у тульского самовара, собиралась семья Островского и его многочисленные гости. Многое здесь напоминает о радушии и гостеприимстве хозяев.

В уютной гостиной - старинное фортепиано. Под его аккомпанемент нередко пела Мария Васильевна, жена Островского, актриса московского Малого театра. В погожие дни дружеские беседы переносились на южную террасу, с которой открывался дивный вид на окрестности. Здесь же иногда разыгрывались любительские спектакли по пьесам А. Н. Островского.

Рабочий стол А. Н. Островского

Просторный и светлый кабинет хозяина создает ощущение присутствия его творческой личности. За письменным столом драматург работал, не покладая рук. За работой он и скончался. На столе - книги, словари и авторские рукописи. Стены кабинета украшают деревянные ажурные рамки, мастерски выпиленные самим драматургом, фотоснимки родных Островского и его друзей, актёров и писателей.

Комната Марии Васильевны

По соседству с кабинетом - комната жены драматурга. На стенах - фотографии жены драматурга и их шестерых детей. Драматург необычайно любил своих детей, гордился ими, уделял особое внимание их воспитанию и образованию. Мария Васильевна, оставив актёрскую деятельность, всецело отдала себя заботе о семье и доме.

Одну из комнат дома занимает библиотека. Собранные книги отражают широкий кругозор А. Н. Островского: здесь и драматургия, и творчество современных ему прозаиков, и книги по фольклору, истории, сельскому хозяйству, и периодика. В библиотеке есть книги и журналы и на иностранных языках, которыми драматург хорошо владел.

В антресольном этаже дома располагались детские комнаты. Сейчас в двух комнатах - выставка «Гостиная А. А. Яблочкиной», где представлены подлинные предметы, принадлежавшие знаменитой актрисе Малого театра.

Музей производит впечатление обжитого уютного дома: обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года, некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, комнатные цветы… Особый усадебный уют, милые детали интерьера, дух старины - дом никого не оставляет равнодушным, позволяя посетителям лучше понять личность Островского и его творчество.

Мемориальный парк


Щелыково расположено на высоком левом берегу реки Куекши, изрезанном многочисленными живописными оврагами. По традиции усадебный дом окружен парком, с вековыми соснами, берёзовыми, еловыми и липовыми аллеями, по которым «читается» история его развития на протяжении более двух веков.

Усадебный парк был заложен первыми владельцами Щелыкова Кутузовыми в середине XVIII века. От того времени сохранились лишь немногочисленные уголки парка: пруд с островком, пруд-садок и элементы регулярной планировки с южной стороны усадебного дома.

В формирование усадебного парка внесли свою лепту и три поколения семьи Островских. По сей день здесь стоят деревья, посаженные отцом драматурга Николаем Фёдоровичем, самим писателем и его братом Михаилом, а также детьми А. Н. Островского.

При Островских пейзажный парк с элементами регулярной планировки делился на «Верхний» и «Нижний». Нижним парком называли территорию по южному склону от усадебного дома. Верхний парк расположен вокруг усадебного дома, западная его часть при братьях Островских получила название «Парк Овражки».

Братья Островские постоянно заботились о парке: прокладывали там грунтовые дорожки, в самых красивых местах ставили скамейки, разбивали клумбы, на крутых склонах устраивали «дерновые диваны». По проекту архитектора С. Елагина из Москвы были возведены беседки и «горбатые» мостики. Одну из беседок, двухэтажную, дети Островского называли «Снегурочкиной»: именно здесь писатель обдумывал свою знаменитую сказку.

Александр Николаевич любил цветы. Усадебный дом буквально утопал в зелени, южная сторона и терраса были увиты диким виноградом. Цветочные клумбы окружали дом с трёх сторон. Растения подбирались согласно моде и вкусу владельца имения: разноцветные флоксы, астры, георгины, душистые пионы, лилии, петунии, анютины глазки, настурции. Все эти виды и сейчас служат обрамлением усадебного дома.

Разнообразные перспективы и виды, восхитительные панорамные пейзажи, которыми в былые времена любовался Александр Николаевич, и сегодня волнуют душу, радуют глаз. Излюбленным местом гостей Щелыкова и по сей день остаётся обрыв, где во времена Островского располагался Гостевой дом. Открывающийся отсюда великолепный по своей красоте многоплановый вид на заливной луг, пойму извилистой речки Куекши и пруд с островком - главное украшение парка.

Насаждения парка и окружающие его естественные леса, органично сливаются в единый ансамбль, придавая особую привлекательность и живописность щелыковским пейзажам. Пение птиц, суета любопытных белок, ароматы цветов летом, девственно чистый снег, морозное кружево спящих берез, снежные шапки сосен и елей зимой, как и во времена А. Н. Островского, продолжают радовать гостей Щелыкова.

Никольская церковь

Храм святителя Николая в Бережках, построенный в1792 году владельцем усадьбы Щелыково, предводителем костромского дворянства Ф. М. Кутузовым - памятник федерального значения.

Об истории возведения этого храма существует легенда. Во время русско-турецкой войны, в которой Ф. М. Кутузов принимал участие, командуя батальоном в составе Средиземноморской экспедиции графа А. Г. Орлова-Чесменского, при морском переходе близ греческих островов на корабль обрушился шторм страшной силы. Кутузов вознёс горячую молитву о спасении и дал обет построить в своей усадьбе на месте деревянной церкви каменный храм в часть святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. Обет был им исполнен.

Строительством храма занимался талантливый костромской зодчий Степан Андреевич Воротилов. Этот замечательный храм, восхищающий своими пропорциями, строгостью и стройностью форм, возводился в течение 10 лет.

В облике Никольской церкви нет излишней пышности, характерной для городской архитектуры. Внешний облик храма и его внутреннее убранство сочетают в себе несколько художественных стилей: от барокко до классицизма. Храм естественно и красиво «вписан» в окружающий пейзаж.

В храме - два этажа: нижний - зимний, верхний - летний. Летний храм отличается пышностью убранства: резной иконостас в стиле барокко и рококо со скульптурными и цветочно-растительными композициями и иконами, выполненными в западной манере, роспись светового барабана и стен, двусветные окна. Зимний храм лаконичнее: камерный, без росписи стен, с иконами, выполненными в православных традициях. Именно здесь в 1886 году отец Антоний Херсонский, настоятель храма, отпевал драмтурга Островского, скончавшегося в своей щелыковской усадьбе.

Вокруг церковного погоста возведена кирпичная ограда с восточными и западными воротами. Возле храма, с южной его стороны, за невысокой кованой оградой находится фамильное захоронение Островских. Здесь похоронены: сам драматург, его отец Николай Федорович, жена Мария Васильевна и дочь Мария Александровна Шателен.

Этнографический музей «Дом Соболева»


Село Николо-Бережки непосредственно связано с семьей Островских на протяжении нескольких поколений. Дорога к нему от усадьбы проходит через глубокий живописный овраг с деревянными лестницами и мостиком.

А. Н. Островский часто бывал в Николо-Бережках. Он прикипел сердцем к этому тихому и уединенному селению не только потому, что здесь похоронен его отец. Известен глубинный интерес писателя к народной культуре и языку. Александр Николаевич душевно и непринужденно общался с селянами, заводил среди них хороших знакомых и друзей. Таким другом был и Иван Викторович Соболев, замечательный столяр-краснодеревщик.

И. В. Соболев, из бывших крепостных крестьян, стал искусным мастером, самостоятельно обучившись столярному ремеслу. После 1861 года он поселился в Николо-Бережках, поставив избу поодаль от домов церковного причта. Расположенный на околице, дом первым встречает прохожих, эффектно начиная перспективу короткой улицы с вековыми березами и белой церковью. Сам дом - заурядный крестьянский, с двускатной деревянной крышей, простенькими белыми резными наличниками небольших окон - естественно вписывается в окружающий пейзаж.

Соболев часто бывал у Островских, изготавливал мебель по их заказам, ремонтировал ее и даже учил Островского столярному делу.

В настоящее время в доме Соболева размещена этнографическая экспозиция «Быт и традиции наших предков», на которой представлены промыслы, ремесла, быт и традиции крестьян XIX века, характерные для наших мест. Многие из представленных предметов были собраны во время этнографических экспедиций, проходивших на протяжении нескольких десятилетий.

Побывав в этом небольшом уютном музее, многое можно узнать о народной жизни, выпить чай со сбором целебных трав, поучаствовать в традиционных обрядах и праздниках.

Голубой дом


В начале XX века в Щелыкове появляется новая усадьба, что нехарактерно для русской усадебной культуры того времени. Устроенная дочерью драматурга М. А. Островской-Шателен, усадьба стала еще одной достопримечательностью Щелыкова, а со временем превратилась в редкий памятник усадебной культуры и садово-паркового строительства этого периода.

Центр новой усадьбы - Голубой дом, построенный в 1903 году из разобранного гостевого дома по собственному проекту Марии Александровны. Двухэтажный, бревенчатый, не обшитый ни внутри, ни снаружи, с фигурными наличниками на окнах и такими же балюстрадами террас, балконов и крылец, дом выполнен в стиле модерн. Впоследствии дом был выкрашен в голубой цвет, а его декоративное оформление - в белый.

После революции судьба пощадила эти «обетованные места». Значительную роль в этом сыграло положение зятя А. Н. Островского М. А. Шателена (одного из авторов плана ГОЭЛРО). Щелыково было передано Наркомпросу с целью организации музея.

Дальнейшая судьба усадьбы на протяжении многих десятилетий связана с Малым театром и Союзом театральных деятелей России. С 1928 года сюда ежегодно приезжали известные актёры: Вера Пашенная, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, актёры из династии Садовских, Михаил Царёв, Сергей Юрский, Никита Подгорный и многие другие.

В 2001 году Голубой дом был отреставрирован. В нём открылся культурно-образовательный центр с видеозалом, литературно-музыкальной гостиной, замечательной библиотекой с уютным читальным залом. Здесь же расположена касса музея. С Голубого дома начинаются экскурсии по музею, а в зимний период здесь открыты резиденция и мастерская Снегурочки.

Литературно-театральный музей


В год 150-летнего юбилея со дня рождения А. Н. Островского, в1973 году был открыт литературно-театральный музей. Цель его создания - потребность познакомить посетителей с творческим наследием драматурга. За 40 лет существования музея в нем сменилось десятки экспозиций и выставок. В настоящее время действуют две экспозиции.

Экспозиция «Театр Островского» знакомит посетителей с личностью драматурга в ее развитии, реалиями современной ему жизни, его окружением. Здесь представлены личные вещи писателя, предметы быта, живописные портреты современников Островского, журналы XIX века, где впервые были опубликованы его произведения.

Сценическая история произведений А. Н. Островского представлена прижизненными постановками и постановками XX века. Посетители могут увидеть работы театральных художников: эскизы костюмов и декораций, макеты к спектаклям. Важное место в экспозиции занимают пьесы, над которыми Островский работал в Щелыкове, и шедевры его литературного творчества: «Гроза», «Бесприданница».

Экспозиция «Сказочный мир Снегурочки» раскрывает роль пьесы А. Н. Островского в формировании всеми любимого новогоднего персонажа.

Сказка драматурга о Снегурочке, юной дочери Мороза, неразрывно связана с щелыковскими реалиями. Могучая природа, колоритные крестьяне, праздничные гуляния, народные сказки, песни и предания непосредственно повлияли на замысел А. Н. Островского.

Сценическая судьба «Снегурочки» была непростой. Ее постановка оказалась слишком сложна для драматической сцены. Самой известной считается постановка К. С. Станиславского 1900 г. Пьеса вдохновила композиторов. Музыку к «Снегурочке» написали П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков.

Сказка пришлась по вкусу и деятелям кинематографа. В 50-е годы вышел мультфильм режиссера и художника И. П. Иванова-Вано, в 1968 году режиссер П. П. Кадочников снял полнометражный художественный фильм, в 2006 году, художник-режиссер М. В. Курчевская создала еще один мультфильм про Снегурочку. На выставке можно увидеть фотографии, эскизы декораций и макеты к этим фильмам.

Кроме постоянных экспозиций, в литературно-театральном музее организуются временные выставки по различной тематике, в том числе выставки выдающихся деятелей культуры и искусства, приезжающих на отдых в Щелыково.

Круглый год посетители могут почувствовать себя Снегурочкой или Морозом, сфотографировавшись в костюмах персонажей на специально созданной инсталляции «Зимнее Щелыково».

Фонды музея

Музейное собрание Музея-заповедника «Щелыково» состоит из десяти коллекций. Комплектование осуществляется по следующим направлениям:

Жизнь и творчество А. Н. Островского;

Семья драматурга и его потомки;

Окружение А. Н. Островского (литературное, театральное, дружеское);

Воплощение произведений драматурга на сцене и в кино;

Бытование творческого наследия А. Н. Островского в культурном процессе;

Жизнь деятелей искусства и культуры, связанных со Щелыковым;

История и бытование усадьбы Щелыково;

Краеведение и этнография.

Предметы живописи, графики и скульптура объединены в коллекцию «Изобразительное искусство». Особые ценности собрания - прижизненная иконография драматурга, иконы XVII - XIX веков, живопись Б. М. Кустодиева, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, сценография ведущих театральных художников к спектаклям по пьесам А. Н. Островского.

Изделия прикладного искусства, быта и этнографии выделены в три музейные коллекции: «Прикладное искусство», «Ткани и костюмы», «Этнография». В этих коллекциях представлены: мебель, дворянская и мещанская утварь и посуда, статуэтки из различных материалов, украшения, аксессуары, светские костюмы, церковные облачения, орудия труда и предметы традиционного крестьянского быта костромской губернии середины XIX-начала XX века. Особою ценность коллекций составляют вещи принадлежавшие семье драматурга и актерам, исполнителям ролей в спектаклях по пьесам А. Н. Островского.

В коллекцию «Нумизматика», кроме монет, входят предметы бонистики, фалеристики и почтовые марки. Монеты и банкноты относятся к XVIII - началу XX века.

Документы и редкие книги выделены в четыре музейные коллекции: «Рукописи, документы», «Редкая книга», «Фотографии», «Аудио-видео». Рукописные документы, книги, журналы, газеты, аудио и видеозаписи, ценны, прежде всего, своей информативностью. Содержащиеся в них сведения документируют события личной и общественной жизни. В основной фонд музея включены документы, связанные с жизнью и творчеством драматурга и его окружения.

Коллекция «Программы, афиши» объединяет предметы печатной продукции: программы, афиши, буклеты, пригласительные и театральные билеты к спектаклям по пьесам А. Н. Островского. Наиболее ценные и редкие из них выпускались еще при жизни драматурга. Самые ранние афиши относятся к 1855 году.

Значительную часть музейного собрания составляют дары. Надеемся, коллекции музея будет и впредь пополняться новыми предметами и радовать наших посетителей, любящих творчество А. Н. Островского.

Адрес: 157925 Костромская область, Островский район, п/о Щелыково

Сайт http: //www.museumschelykovo.ru/

Усадьба А.Н. Островского «Щелыково»

Почти два десятилетия эти живописные места вдохновляли на творчество великого драматурга. Здесь родились его известнейшие произведения: «Поздняя любовь», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «На всякого мудреца довольно простоты», «Последняя жертва», «Гроза», «Лес», «Волк и овцы», «Бесприданница», «Правда - хорошо, а счастье – лучше». Здесь вынашивался замысел «Снегурочки», продумывались мельчайшие подробности этой замечательной сказки-пьесы.

В настоящее время музей-заповедник представляет собой целый комплекс, в который входят: дом-музей А.Н. Островского – главный объект музея-заповедника, мемориальный парк, этнографический музей «Дом Соболева»;, резиденция Снегурочки «Голубой дом», храм святителя Николая в Бережках и семейный некрополь Островских, литературно-театральный музей, представляющий экспозицию «Театр Островского».

Усадьба драматурга и живописная природа вокруг нее восхищают наших современников так же, как восхищали они А.Н. Островского: «Что за реки, что за горы, что за леса! Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии», - так писал драматург о Щелыково в своем дневнике.

Посетителей усадьбы поражает множество цветов возле барского дома и в каждой комнате, покоряет отсутствие роскоши, свойственной дворянским хоромам. Здесь все удивительно просто и по-домашнему уютно. Всюду царит эстетика русского народного стиля. В доме А.Н. Островского находится основная часть мемориальной экспозиции музея – личные вещи драматурга и членов его семьи, подлинные предметы обстановки дома. В бывших детских комнатах в антресольном этаже располагается выставка, посвященная знаменитой актрисе Малого театра А.А. Яблочкиной.

Литературно-театральный музей знакомит посетителей с экспозицией «Театр Островского». Здесь так же представлены личные вещи драматурга, живописные портреты и фотографии его современников, эскизы костюмов и декораций, макеты к спектаклям и афиши. Особое внимание в экспозиции уделено произведениям, над которыми Островский работал в Щелыково, особенно пьесам «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка».

«Голубой дом» - это бывший гостевой дом в верхнем парке «Овражки», который получила в наследство старшая дочь Островского после раздела имения между детьми. Мария Александровна построила на месте гостевого дома новую усадьбу по собственному проекту. Это строение считается редким памятником усадебной культуры начала 20 века. В настоящее время в Голубом доме открыты две библиотеки – научная и публичная, работают читальный зал, литературно-музыкальная гостиная, видеозал. Здесь же находится резиденция Снегурочки.

Повсюду в музее-заповеднике чувствуется душевная приподнятость, радость ожидания чудес от природных даров, от прогулок по заповедным тропкам, лугам и лесам, по льняному полю.

Островский и Щелыково (ударение на "о") – это почти то же самое, что, например, Пушкин и Михайловское. И вовсе не потому, что оба литератора проводили в своих имениях много времени, а потому, что далекие от Москвы и ее "мирского шума" усадьбы служили источником вдохновения, поэзии, правдивых образов и точных фраз.

Интерактивная карта:

Щелыково не было родовым имением Островских: им владела семья Кутузовых, и лишь в 1847 году усадьба была куплена отцом писателя, уроженцем Костромы. После его смерти Александр Николаевич пытался активно заниматься хозяйством, чтобы иметь постоянный доход, но попытки эти оказались тщетными, чего не скажешь о литературном творчестве: в Щелыково драматург успешно работал над 19 пьесами, и именно на сцене многие из них были поставлены впервые.


Впрочем, в усадьбе все располагает к сотрудничеству с музой – и в первую очередь природные пейзажи на берегах небольшой речки Куекши, неброские, но очень тонкие. Неудивительно, что именно Щелыково уже в советское время было выбрано для размещения Дома отдыха Малого театра, позднее преобразованного в санаторий Союза театральных деятелей (так дом отдыха, расположенный рядом с усадьбой, официально именуется и сейчас).

В природные красоты гармонично вписался и скромный, но изящный главный дом (сегодня Дом-музей Островского), окруженный парком с уютными скамейками, мостиками и беседками. На территории усадьбы находятся также Литературно-театральный музей в уже современном здании и Голубой дом, принадлежавший дочери драматурга. Сегодня в нем работает резиденция Снегурочки (прописка у помощницы деда Мороза имеется также и в Костроме, где у нее есть свой ).

Память об Островском хранится и в расположенной неподалеку деревне Николо-Бережки: здесь, на погосте Никольской церкви, похоронены сам драматург, его отец, жена и дочь. А в Доме Ивана Соболева, мастера-краснодеревщика из крепостных крестьян, который изготавливал мебель для усадьбы, открыт этнографический музей.

Полезное:

Осматривать экспозиции можно как самостоятельно, так и с экскурсией (экскурсионное обслуживание предлагается для групп от 3 человек); тематику и стоимость уточняйте . Добраться до Щелыково на автомобиле можно от Костромы через поселок Островское либо на автобусах Кострома - Кинешма или Кострома - Островское (во втором случае в Островском придется пересесть на автобус до Кинешмы). Есть дорога из Иваново: на автомобиле через Кинешму или на автобусах Иваново – Кинешма, далее Кинешма – Островское. Расстояния до Щелыково: от Костромы 120 км, от Островского 30 км, от Кинешмы 37 км, от Иваново 130 км.