Время создания романа обломов. История создания романа "Обломов". Характеристика Обломова. Получение высшего образования и дебютные издания

Роман «Обломов» был опубликован в 1858 году и произвел потрясающее впечатление на тогдашнее общество. Он, как бомба, упал на интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовался крестовый поход против сна, инерции и застоя. Общество приглашалось бодро и энергично стремиться вперед по пути прогресса, и роман всеми своими образами вторил этому призыву.

С другой стороны, вследствие того, что обобщение дошло в романе до высшей степени, никто не мог относиться к типу Обломова объективно; всякий сравнивал себя с Обломовым и находил в себе какие- нибудь обломовские черты. Известный критик Добролюбав вполне справедливо приравнял к Обломову всех героев прежнего времени, начиная с Онегина и кончая Рудиным.

Двенадцать лет спустя после выхода в свет «Обыкновенной истории» был напечатан второй роман Гончарова — «Обломов». Он явился результатом огромной и напряженной творческой работы писателя. Замысел романа, по-видимому, созрел давно и частично был осуществлен гораздо раньше («Сон Обломова» был опубликован отдельной главой в 1849 г.). но только в конце 50-х годов Гончаров смог закончить свое произведение, когда образы уходящей поместной Руси и новой, пробуждающейся, стали писателю вполне ясны. Это десятилетие с еще большей отчетливостью вскрыло жизненное банкротство обитателей поместий, показала необходимость преобразования русской жизни.

Русская общественность в лице ее лучших представителей 50-х годов увидела в романе «отходную» помещичьей крепостной жизни; грандиозность и сила художественных обобщений, глубокая правдивость романа захватили внимание читательских масс. Знаменитый критик Добролюбов посвятил разбору романа одну из своих лучших статей («Что такое обломовщина?»).

Роман широко распространился в читательских кругах. Он в короткий срок стал почти массовой книгой. Об этой всероссийской известности «Обломова» рассказывал журнал «Библиотека для чтения». «Наперекор всем препятствиям «Обломов» победоносно захватил собой все страсти, все внимание, все помыслы читателей … Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей, как будто чего-то ждавших, кинулись к «Обломову». Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни одного заштатнейшего города, где бы не читали «Обломовв», не спорили бы об «Обломове».

Обломов и обломовщина недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи». Гончаров называл впечатление, произведенное романом на читателей, огромным и единодушным. Много лет спустя он вспоминал оценку романа, данную Тургеневым: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
«Обломов» близок по теме и расстановке действующих лиц к роману «Обыкновенная история». И там и здесь толкуется о пассивности и деле, о покое и труде. Но в отличие от предыдущего произведения в «Обпомове» конфликт изображен резче и вскрыт глубже, судьба героя показана в теснейшей зависимости от условий патриархальной жизни.

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя».

Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

Тест по произведению

Главное произведение Гончарова, обеспечившее ему одно из первых мест среди русских писателей, — это роман «Обломов». Значение этого произведения, помимо чисто художественных его достоинств, основано на широкой типичности, которую Гончаров сумел придать своему главному герою. Благодаря этой типичности, слова «Обломов» и «обломовщина» получили значение нарицательное и употребляются до сих пор для характеристики либо отдельного лица, либо целого строя жизни.

Обломов как тип может быть рассматриваем с двух сторон: с одной стороны, он является представителем старого русского барства, как оно сложилось под влиянием условий крепостного права; с другой, в его лице воплощены некоторые черты русского национального характера, как об этом свидетельствует сам Гончаров, признающий, что в характер Обломова вошли некоторые «элементарные свойства русского человека»; нужно, однако, иметь в виду, что эти «элементарные свойства» не составляют еще всего национального характера, что наряду с чертами, отмеченными Гончаровым в образе Обломова, существуют еще многие другие, совершенно отличные от них, как, например, те черты, которые изображены в народных типах Тургенева.

Гончаров писал «Обломова» почти десять лет. В 1849 году он напечатал отрывок из первой части романа — «Сон Обломова», и только в 1859 году роман появился целиком. Содержание его было навеяно еще воспоминаниями детства: сам Гончаров, описывая в главе «На родине» обстановку и быт своего родного дома, рисуя портреты окружавших его лиц, моряка «крестного» (Якубова) и его друзей, людей по тому времени образованных и умных, но ничем не занимавшихся, не выходивших из халата, отдавших все свои хозяйственные и денежные дела на попечение старосты, замечает по этому поводу: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародилось неясное представление об обломовщине».

Это представление стало более сознательным, когда Гончаров, после окончания университета, вернулся в родной город: провинциальная жизнь того времени представляла полную «картину сна и застоя», в ней господствовала та же «обломовщина», которая ему знакома была еще с детства. Сам Гончаров говорил про себя: «обобщение — моя вторая натура»; поэтому из мелких наблюдений над сонной провинциальной жизнью, из знакомства с ее отдельными представителями, из детских воспоминаний и, наконец, из анализа собственного характера слагался постепенно живой образ Обломова как типичного обобщения лени, апатии, застоя, господствовавших в русском провинциальном обществе.

Творческая история романа И.А. Гончарова «Обломов»

История создания романа «Обломов»

обломов образ штольц роман

Знаменитая девятая глава первой части («Сон Обломова»), по словам Гончарова «увертюра всего романа» (VIII, 111), была напечатана в 1849 г. в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник». «Эпизод из неконченного романа» был замечен критикой. Многие современники Гончарова оставили восторженные отзывы о «Сне Обломова».

М.Е. Салтыков-Щедрин в письме к П.В. Анненкову (29 января 1859 г.) назвал эту главу «необыкновенной», «прелестной вещью» . Некоторые из современников, в том числе и М.Е. Салтыков-Щедрин, романа в его полном виде не приняли. В сознании многих читателей «Сон Обломова» так и будет существовать как бы в двух ипостасях: и как глава из романа, и как отдельное произведение.

Давно отмечено, что в создании «Обломова» сказался опыт работы писателя над книгой о кругосветном путешествии - «Фрегат «Паллада»». Как признавался сам Гончаров, плавание на фрегате дало ему «общечеловеческий и частный урок» (II, 45). Писатель имел возможность не только сопоставить различные страны, целые миры, разделенные громадными пространствами, но и сравнить, увидев их практически одновременно, вживе различные исторические эпохи: «сегодняшнюю» жизнь буржуазно-промышленной Англии и жизнь, так сказать, прошлую, даже жизнь «древнего мира, как изображают его Библия и Гомер» (III, 193). Как явствует из книги «Фрегат «Паллада»», Гончаров, сравнивая Восток и Запад, пытаясь осмыслить переход от «Сна» к «Пробуждению» в глобальном масштабе, постоянно думал о России, о родной Обломовке.

История завершения «Обломова» в литературе давно получила название «мариенбадского чуда»: за несколько недель он - «как будто под диктовку» (VII, 357) - написал почти все три последние части романа. У «чуда» есть объяснение: все эти десять лет он думал о романе, писал его в голове. Наконец, в одном из писем 1857 г. Гончаров подытожил: «Я сделал, что мог» (VIII, 238).

В откликах известных литераторов (И.С. Тургенева, В.П. Боткина, Л.Н. Толстого), познакомившихся с романом в авторском чтении по рукописи или сразу после его журнальной публикации, повторялся один и тот же эпитет: «Обломов - вещь, капитальная»».

Так, Л.Н. Толстой, судья строгий, не склонный потакать авторскому самолюбию, пишет А.В. Дружинину: «Обломов - капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Облом<ова> и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет - это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике» .

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.