Заполняем приходный кассовый ордер. Образец заполнения приходного кассового ордера для ип и ооо

Любая деятельность индивидуального предпринимателя связана с кассовыми операциями. Знание правил оформления, составления и заполнения приходного кассового ордера является неотъемлемой частью ведения бухгалтерского учета.

Особенности оформления

Такими лицами на предприятии могут быть:

  • главный бухгалтер или сотрудник бухгалтерии.
  • кассир или старший кассир. Такой вариант возможен в случае отсутствия в штате должности гл. бухгалтера.
  • сам ИП — при отсутствии гл. бухгалтера и кассира в штате.

Представители малого бизнеса (ИП) освобождены от обязательного оформления кассовых документов в т. ч. приходного кассового ордера (далее ПКО) и могут заполнять их по собственному желанию. В случае, если предприниматель выбрал вариант – оформление ПКО, ему необходимо руководствоваться следующим законодательным актом: Указание ЦентроБанка РФ № 3210-У от 11.03.14 г. В данном Указании регламентируется порядок оформления операций с наличными денежными средствами, составление приходного ордера и оговариваются сроки его хранения. В нем также ПКО присвоен номер строгой отчетности 0310001.

Для верного заполнения и оформления документа (ПКО) необходимо знать и соблюдать ряд установленных правил.

Ниже рассмотрим основные из них:

  1. Приходный кассовый ордер обладает юридической силой только в случае наличия подписи такого должностного лица, как бухгалтер, кассир или руководитель предприятия. Таким образом, ПКО должен быть подписан должностным лицом, которое выполняет обязанности по ведению и соблюдению кассовой дисциплины. Возможен вариант подписания ПКО с использованием электронной подписи. Пример, когда такой вариант встречается на практике: кассовый узел размещен удаленно от места нахождения бухгалтерии или офиса директора и приходный кассовый ордер может быть подписан электронной подписью.
  2. Руководитель обязан обеспечить кассира штампом или печатью, карточками образцов подписей должностных лиц и возложить на него обязанность по их хранению. Данное средство используется при подтверждении факта проведенной кассовой операции, а именно проставляется кассиром на ПКО после прихода денежной наличности в кассу.
  3. Допускается два варианта ведения и оформления ПКО: на бумаге или в электронном виде. Удобный вариант ведения первичных бухгалтерских документов, в том числе и кассовых выбирается руководством предприятия (ИП) самостоятельно. Основное отличие: при оформлении на бумаге бланк заполняется вручную, а при оформлении в электронной форме, используется техника и специальное ПО. Такой спец. техникой являются компьютеры, принтеры.
  4. При поступлении ПКО в кассу предприятия кассир обязан выполнить ряд действий, перед тем как принять наличные, согласно установленного порядка.

На какие моменты в ПКО ему следует обратить внимание:

  • наличие всех необходимых подписей на ордере и их соответствие образцам, указанным в карточках. Карточки образцов всегда хранятся в кассе;
  • сумма, указанная цифрами должна полностью соответствовать указанной прописью;
  • после приема наличных кассир должен подписать ордер и поставить штамп или печать и передать квитанцию лицу, вносящему средства в кассу.
  • внести запись по ПКО в кассовую книгу. Запись вносится по каждому ордеру.

Печать при оформлении ПКО проставляется не на самом бланке, а на квитанции, которая не предназначена для хранения вместе с самим ордером, а передается клиенту или покупателю. При этом заверять квитанцию печатью нужно только в том случае, если она есть у предпринимателя.

На практике ИП сталкивается не только с оформлением ПКО, отражающим приход денежной наличности в кассу предприятия, но также с ПКО при кассовом обслуживании в банке. Порядок оформления такого приходного ордера закреплен в Положении ЦБ РФ № 318-П от 24.04.08 г. Указанным Положением присвоен номер форме документа (строгой отчетности) – 0402008.


Пример операций, при которых используется приходный кассовый ордер (форма строгой отчетности 0402008):

  • прием банком денежной наличности от ИП с целью зачисления на расчетные счета;
  • оплата ИП налогов;
  • прием банком средств для зачисления на вкладные счета и т.д.

Составление и формирование данного документа (форма строгой отчетности 0402008) осуществляется работником банка.

На что следует обратить внимание ИП при осуществлении выше перечисленных операций:

  • кассир банка должен выдать квитанцию;
  • ИП следует проверить правильность указания в ПКО реквизитов получателя и отправителя (номер расчетного счета, наименование);
  • выданная квитанция должна иметь подпись кассира и обязательно печать или штамп.

Образец заполнения ПКО по форме 0402008 (пример)


Следует также рассмотреть предприятия, которые в своей работе применяют специальную технику (кассовый аппарат) с выдачей фискального чека. Например, магазин продуктов выдает своим покупателям кассовый чек. По окончании рабочего дня на основании контрольной ленты, содержащей информацию по каждому чеку, составляется один приходный кассовый ордер по форме строгой отчетности 0310001 на одну итоговую сумму. Отметим, что если ИП работает с кассовой техникой и обязан выдавать кассовые чеки, то даже в случае её поломки, он не имеет права выдать вместо фискального чека другой документ, подтверждающий оплату. В этом случае нужно приостановить работу до исправления неисправности. Это требование является законодательно регламентированным, и нарушать его нельзя.

ПКО как документ строгой отчетности не всегда может быть приравнен к кассовому чеку. Он может заменить чек, если ИП оказывает услуги или является плательщиком ЕНВД. В иных случаях выдача квитанции ПКО клиенту вместо чека незаконна.

Как правильно заполнить ПКО

Форма ПКО утверждена Постановлением Комитета статистики от 18.08.1998 № 88 с изменениями и дополнениями. В Постановлении бланку присвоен номер КО – 1. Следует отметить, что ПКО состоит из 2-х частей: квитанция и сам ордер. Квитанция – это отрывная часть ордера, которая выдается лицу, вносящему наличные.

Главное требование: не допускается внесение исправлений, зачеркиваний и подчисток.

Рассмотрим в таблице более подробно какие реквизиты содержит бланк и на что необходимо обратить внимание осуществляя оформление приходного кассового ордера.

Наименование строки, ячейки бланка Какие реквизиты необходимо указывать Частые ошибки
Организация Указывается полное название предприятия, фирмы, компании Сокращение названия
Структурное подразделение Вписывается только в случае наличия подразделения или филиала предприятия Не проставляется прочерк (в случае если нет филиала)
Номер документа и дата Дата и номер должен соответствовать журналу регистрации Не проводится регистрация документа
Дебет
Кредит Указывается номер бухгалтерского счета
Сумма Вписывается цифровое значение Не проставляется разделитель целой части от копеек
Код назначения Код целевой, согласно применяемого на предприятии. Может не указываться
Принято от ФИО вносящего средства Используется сокращение имени и отчества
Основание Содержание операции. Пример, внесение неиспользованного аванса на командировку Не указывается
Сумма (прописью) Вписывается сумма буквами В оставшемся пустом месте строки не ставится прочерк
В т.ч. указывается размер НДС, при отсутствии делается надпись «без налога (НДС); Вместо надписи «без налога» ставится прочерк
Приложение Заполняется при наличии первичных документов Не указываются даты и номера документов
Раздел подписей Место для подписей: гл. бухгалтера, кассира, в случае отсутствия подписывается ИП Не указывается расшифровка данных подписавшего, а именно ФИО
М.П. (штампа) Место для штампа кассира
Линия отреза Место отрыва ордера от квитанции Квитанция не отрывается и храниться в кассовом узле, а должна быть выдана лицу, вносившему средства.

Образец правильного заполнения ПКО (пример)

Печать (штамп) проставляется кассиром только на квитанции. На самом ПКО не предусмотрено проставление оттиска печати.

Организация процесса хранения ПКО, как бланка строгой отчетности на предприятии является обязанностью непосредственно руководителя. Срок хранения также определятся руководителем, но он не может быть менее 5 лет.

К кассовым документам относятся: расходный кассовый ордер (РКО), приходный кассовый ордер (ПКО), кассовая книга. Рассмотрим примеры заполнения расходного кассового ордера (расходника).

Заполнение расходного кассового ордера (РКО).

Расходный кассовый ордер применяется для выдачи наличных денежных средств из кассы. Это унифицированный документ (форма КО-2). Его выписывает кассир или иное уполномоченное на это лицо в одном экземпляре.

Как правильно заполнить расходный кассовый ордер?

Вверху расходника пишется наименование организации, его структурное подразделение (если есть). Если структурного подразделения нет, то ставим прочерк. Вверху в правой части пишутся коды организации на основании справки из Госкомстата.

"Номер документа" присваивается по-порядку по мере выдачи денег из кассы. Нумерация начинается с начала года.

Дата документа – дата выдачи денег из кассы. Она совпадает с датой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (КО-3). Дата указывается в формате - ДД.ММ.ГГГГ.

В графе "Дебет" и "Кредит" указываются бухгалтерские счета операции по кассе. Они заполняются бухгалтером. Графа "Дебет, код структурного подразделения" заполняется, если у предприятия есть такое подразделение и выдача денег осуществляется в нем.

В графе "Дебет, код аналитического учета" указывается код, если он применяется в организации, либо ставится прочерк.

"Кредит" – это счета кассы, из которой выдаются деньги. В синтетическом учете это счет 50 «Касса».

"Сумма, руб. коп." - указывается сумма, выдаваемая из кассы, цифрами.

В графе "Код целевого назначения" указываются коды, если они приняты в предприятии.

По строке "Выдать" заполняется Ф.И.О. работника организации, которому выдаются деньги, в родительном падеже.

По строке "Основание" пишется содержание финансовой операции.

По строке "Сумма" повторяется сумма, указанная выше по расходному кассовому ордеру. Она пишется с большой буквы сначала строки прописью. Копейки указываются цифрами.

В "Приложении" – указываются документы, на основании которых из кассы выдаются деньги. Если деньги получает работник сторонней организации, необходимо указать данные в доверенности, по которой деньги выдаются из кассы. Доверенность прикладывается к расходному кассовому ордеру.

РКО регистрируется в журнале учета кассовых документов КО-3 и заверяется подписями руководителя организации и главного бухгалтера.

Строку "Получил" заполняет сам получатель денег. В нее вписывается полученная сумма прописью, копейки цифрами. Затем получатель денежных средств ставит свою подпись и дату. Ниже пишется наименование документа, на основании которого деньги выдаются получателю. Чаще всего это паспорт или документ, удостоверяющий личность. Зачем в расходнике нужны паспортные данные? Это необходимо в случае, если возникла конфликтная ситуация по поводу получения денег. Допустим, вам работник предъявил претензию, что деньги получал не он, тогда вы сможете это доказать его паспортными данными и подписью. Особенно это важно, когда вы выдаете деньги по доверенности, поскольку доверенность может быть липовая, например, когда работник уволился, а бланк доверенности у него остался (да, бывает и такое в практике).

Строка "Выдал кассир" заполняется кассиром или уполномоченным лицом после выдачи денег по РКО. По ней кассир заверяет расходник своей подписью и ее расшифровкой.

РКО не передается на руки получателям денег. Он остается у кассира.

Бланк расходного кассового ордера можно .

Заполнение приходного кассового ордера (РКО).

Приходный кассовый ордер применяется для оформления наличных денег при их поступлении в кассу организации. Это унифицированный документ (форма КО-1). Его выписывает кассир или иное уполномоченное на это лицо в одном экземпляре.

Как правильно заполнить приходный кассовый ордер?

Приходный кассовый ордер (ПКО) состоит из двух частей: самого приходного ордера и квитанции, которая после заполнения выдается лицу, внесшему деньги в кассу. Расходник может быть выписан как вручную, так и в электронном виде. Помарки и исправления в приходниках не допускаются. В этом случае их нужно переписывать.

Вверху РКО заполняется наименование организации и ее структурное подразделение (если есть). В случае отсутствия такового, ставится прочерк.

«Коды» заполняются на основании справки из Госкомстата.

Номер приходника указываются по порядку ведения кассовых операций. Нумерация начинается с начала года. РКО регистрируются в журнале регистрации КО-3.

«Дата составления» - дата оприходования денег (поступления денег в кассу). Формат даты расходника ДД.ММ.ГГГГ (например, 25.05.2012).

Графы "Дебет" и "Кредит", как и в расходном кассовом ордере, заполняет бухгалтер. По Дебету счета всегда ставится счет учета операций по кассе (синтетический счет 50 «Касса»).

В графе "Сумма, руб. коп." пишется денежная сумма, вносимая в кассу. Она указывается цифрами. Графа "Код целевого назначения" заполняется, если организация применяет систему кодирования.

В графе «Принято от___» пишется ФИО лица, внесшего деньги в кассу, в родительном падеже, а если платеж внесен представителем сторонней организации, то "Название организации" и ФИО уполномоченного лица.

В графе "Основание" – показывается содержание финансовой операции либо документ, на основании которого принимается платеж.

По строке "Сумма" указывается сумма платежа, принимаемого в кассу. Сумма пишется с начала строки с большой буквы прописью, а копейки цифрами. Если строка «Сумма» заполнена не полностью, то пустые места прочеркиваются.

По строке "В том числе" вносится сумма НДС цифрами, либо запись "без налога (НДС)".

В "Приложении" указываются первичные документы, которые должны быть приложены к ордеру.

В квитанции к ПКО делаются те же записи, что и в ПКО. На квитке и ПКО ставится штамп " ОПЛАЧЕНО". Квитанция отрывается и передается внесшему деньги лицу.

Приходный кассовый ордер подписывает кассир и визирует главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо.

Бланк приходного кассового ордера можно .

Заполнение Кассовой книги.

Кассовая книга – сводный документ, в котором ведется учет всех кассовых операций: как поступление наличных денег, так и их выдача. Унифицированная форма книги - форма КО-4.

Книга может быть заполнена как вручную, так и в электронном виде.

Порядок ведения кассовой книги электронным способом.

Утром каждого следующего рабочего дня кассиру нужно подготовить две распечатки: "Отчет кассира" и "Вкладной лист кассовой книги". Они содержат одинаковые реквизиты для заполнения. Они нумеруются по порядку с начала года.

В распечатке последнего вкладного листа месяца и года указывается общее число листов за каждый месяц (год). Кассиру необходимо проверить правильность распечаток, затем подписать их. Вкладные листы кассовой книги остаются в кассе и хранятся в течение года, а отчет с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами, передается в бухгалтерию.

Все вкладные листы кассовой книги по мере необходимости или в конце года сшиваются и опечатываются, заверяются подписями главного бухгалтера и руководителя, с указанием общего количества листов.

Порядок ведения кассовой книги вручную.

При ручном ведении кассовой книги, она заводится на определенный период, исходя из количества операций. Листы книги еще до ее использования прошнуровываются, пронумеровываются, опечатываются и заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера на последней странице. Кассовую книгу опечатывают сургучной или обычной печатью.

Если листы кассовой книги не заполнены полностью, они прочеркиваются.

В конце каждого дня в кассовой книге выводится общая сумма приходных и общая сумма расходных документов, проведенных в течение дня, а также рассчитывается остаток на конец дня. Ведение кассовой книги контролирует главный бухгалтер.

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Приходный кассовый ордер используется для учёта кассовых операций. Этот вид документации необходим для поддержания бизнеса. Существуют строгие рекомендации по его составлению. Чтобы заполнять ПКО без ошибок, необходимо внимательно изучить «Порядок учёта кассовых операций».

Зачем заполнять приходный кассовый ордер

ПКО фиксирует приём наличных денег в кассу. Организации могут принимать наличные деньги только при условии оформления такого ордера. А также ПКО выписывается при снятии средств с расчётного счёта и внесении их в кассу организации. Это расписка в том, что деньги приняты.

Назначение документа:

  • Контроль кассового состояния. С его помощью юридически правильно оформляют денежные поступления.
  • Информационная база для принятия управленческих решений.
  • Сбор сведений для учёта.

Бланк ПКО для использования в ООО и у ИП

Документ составляется по форме КО-1.

Унифицированная форма приходного кассового ордера

Форма и реквизиты ордера

  • Дата и регистрационный номер ордера.
  • Сведения для того чтобы составить бухгалтерские проводки: целевое назначение, код аналитического учёта, счета дебета и кредита.
  • Ф. И. О. лица, внёсшего денежные средства в кассу.
  • Основание принятия денежных средств. При необходимости приложить подтверждающий документ.
  • Сумма, которую плательщик сдаёт в кассу.
  • Подписи участников процесса: плательщика, получающего лица, бухгалтера, руководителя.
  • Квитанция, которая заполняется вместе с ордером и остаётся у плательщика в качестве доказательства операции.

Различные ситуации, которые требуют оформления ордера

  • Розничная выручка от покупателя.
  • Возврат кредита или возмещение ущерба.
  • Возврат подотчётных средств, которые не были израсходованы сотрудником.
  • Взнос в уставный капитал от учредителя.
  • Внесение средств для выплаты зарплаты.
  • Получение средств с расчётного счёта.

Форма бланка является межотраслевой и подходит для предприятий различных сфер деятельности.

По какой форме составить ПКО

ПКО состоит из двух частей: основной (ордера) и отрывной (квитанции).

Части документа разрываются. Квитанция выдаётся клиенту в качестве подтверждения, что его деньги зачислены. Ордер остаётся в бухгалтерии.

Кто должен выписывать ПКО

Составлять документ можно:

  • уполномоченному сотруднику: главному или рядовому бухгалтеру.
  • руководителю, если на предприятии нет другой подходящей должности.

Можно ли подписывать приходный ордер

На ПКО ставят подписи бухгалтер и кассир. Если такая штатная единица не предусмотрена в организации, то подпись ставит руководитель.

Как правильно оформить ПКО: пошаговая инструкция

  1. Бухгалтер или иное уполномоченное лицо подготавливает приходный ордер.
  2. Кассир принимает наличные средства от клиента, пересчитывает и проверяет купюры.
  3. Кассир сверяет полученную сумму наличных и сумму, прописанную в ордере. Сверяются подписи бухгалтера. Проверяют наличие приложений.
  4. Если данные соответствуют, кассир ставит на ПКО свои подписи и печать/штамп.
  5. Если сумма меньше, чем указано в ордере, то ПКО направляется в бухгалтерию для переоформления.
  6. Квитанция выдаётся клиенту.
  7. Часть документа (собственно ордер) передаётся в бухгалтерию.

Печать проставляется на квитанции, которая остаётся у плательщика. Подписи кассира и бухгалтера проставляются на обеих частях ПКО.

ПКО заполняется вручную на распечатанном бланке или заполняется в интерфейсе программы и распечатывается (например, в программе 1С).

Бланк ПКО интуитивно понятен, его легко заполнять.

Главные правила заполнения ПКО

  1. Сумму указывают цифрами и прописью, ставиться должна полная сумма с копейками.
  2. Записывают дату операции.
  3. Указывают основание принятия денег в кассу. Строка «Основание» содержит сведения о хозяйственной операции.
  4. Если НДС отсутствует при совершении сделки, то в ордере в строке «В том числе» пишут «без налога НДС».
  5. Корректно заполняют счета дебета (не путать со счетами кредита). Счёт кассы указывают 50.1.
  6. В строке «Приложения» указывают номера и даты прилагаемых первичных и других документов.

Каждый новый ПКО регистрируется в соответствующем Журнале № КО-3.

Для ИП разрешается применять как унифицированные бланки ПКО, так и собственные бланки. И также предприниматель может вообще не использовать ПКО. Этот вопрос остаётся на его усмотрение.

Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учёт доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определённый вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015), п. 4.1

Образец заполнения и обязательные реквизиты

  • Дата и номер документа.
  • Сумма наличных средств цифрами и прописью.
  • Наименование плательщика: название юрлица или Ф.И.О. физлица.
  • Основание получения средств.
  • Сумма НДС.
  • Подписи.

Если ИП работает без кассового аппарата, то заполняет не ПКО, а бланк строгой отчётности.

Для ООО обязательно оформлять ПКО при приёме наличных через кассу предприятия. Заполнение происходит аналогичным образом.

Должна ли ставиться печать

Проставление печати на этом документе обязательно. Исключение делается только для предпринимателей, работающих без печати. В этом случае следует использовать штамп «Оплачено».

Как исправить ошибку в приходном ордере

ПКО должны заполняться чётко, исправления не допускаются. Типичные ошибки:

  • исправление написанного;
  • приём денежных средств не в то кассовое отделение, которое указано в ПКО.
  • приём денежных средств не в тот же день, когда ПКО оформлен.

Наличие таких погрешностей делает ПКО недействительным. Единственный выход - оформить документ заново. Нумерация ПКО в журнале должна быть непрерывной.

Санкции за некорректное оформление или отсутствие ПКО

Если ПКО не оформлен, а деньги приняты в кассу, организации грозит штраф. Размер штрафа зависит от виновника: штраф для должностного лица составляет до 5 тыс. руб., для компании - до 50 тыс. руб.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

КоАП, ст. 15.1

За нарушение кассовой дисциплины предусмотрена ответственность и в КоАП: её накладывают, если нарушение было выявлено не позднее двух месяцев с момента его совершения (ст. 4.5).

Приходной кассовый ордер - обязательный документ. К его заполнению нужно подходить ответственно, чтобы корректно приходовать денежные средства, надёжно сохранять учётные данные и не провоцировать споры с контрагентами.

Начиная с 2012 года проверкой соблюдения кассовой дисциплины занимаются налоговые службы. Как показывает практика, наличие нужных документов и их правильное оформление - залог успешных проверок. К денежным документам относится и расходный кассовый ордер. Помимо того, что он фиксирует выдачу денежных средств из кассы, РКО дополнительно является связующим звеном бухгалтерских проводок. Приведём образец правильного заполнения расходного кассового ордера и расскажем о нюансах его использования.

РКО - бланк для выдачи денег из кассы

В 2017 году оформлять бланки расходных кассовых ордеров (далее по тексту - РКО) обязаны только юридические лица (в т. ч. и ИП, если на него открыто юридическое лицо).

ИП без оформления юридического лица не обязаны заполнять бланки РКО, ПКО и вести кассовую книгу (такая привилегия введена с 01.06.2014).

Расходный кассовый ордер в законодательстве РФ называется так:

«Унифицированная форма № КО-2.
Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88»

Как правильно заполнить расходный кассовый ордер

Как отмечено выше, этот документ свидетельствует о выдаче денежных средств из кассы. Заполнить бланк КО-2 допускается вручную на отпечатанных бланках либо с помощью компьютерной техники (с обязательным выводом на бумажный носитель).

Особенности работы с наличными у ИП

На документе ставятся подписи трёх сотрудников: руководителя, главного бухгалтера и кассира. В некоторых организациях (ИП) должности могут совмещаться, например, руководитель может исполнять обязанности главного бухгалтера, бухгалтер исполнять обязанности кассира. В таком случае подписи ставятся согласно выполняемым обязанностям: главный бухгалтер расписывается и за себя, и за кассира; директор расписывается и за себя, и за главного бухгалтера (кассира).

Кассир при выдаче денег из кассы должен следовать пунктам инструкции. Перечислим моменты, на которые стоит обратить внимание:

  • Кассир не имеет права выдать деньги без предварительных подписей директора и главного бухгалтера.
  • Кассир обязан сверить документ (паспорт) лица, получающего деньги, с данными в «расходнике».
  • Обязательно проверяется весь комплект документов, перечисленный в РКО.
  • Стоит убедиться, что получатель денег внимательно пересчитал полученную наличность в присутствии кассира.

Только теперь кассир со спокойной совестью может поставить свою подпись в РКО о выдаче денег.

Если деньги из кассы выдаются по доверенности, то кассир обязан приложить к РКО заверенную копию доверенности.

РКО выписывается бухгалтерией в единственном экземпляре. Регистрация выданных РКО производится в специально журнале (форма КО-3).

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов обязателен для всех юридических лиц.

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и других) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.

Нужно ли ставить печать на расходном кассовом ордере

Проставлять печать (штамп) на РКО не нужно . Графы «Основание» и «Приложение» в заполненном бланке КО-2 подразумевают наличие документов с печатями. Таким образом, бланк РКО имеет полную юридическую силу без печати.

Учимся заполнять РКО: алгоритм для бухгалтера (таблица)

Поле Что содержит
«Организация» Наименование организации, оформившей РКО.
«Номер документа» Порядковый номер расходного кассового ордера. При ведении расходных кассовых ордеров должна обеспечиваться их непрерывная нумерация.
«Дата составления» Дата оформления расходного кассового ордера.
«Код структурного подразделения» Код подразделения, из которого расходуются денежные средства. Имеет смысл заполнять это поле, если указано структурное подразделение.
«Корреспондирующий счёт, субсчет» Дебетовый счёт бухгалтерской операции, формируемой на основании расходного ордера.
«Код аналитического учёта» Объект аналитического учёта корреспондирующего счёта.
«Кредит» Счёт по кредиту бухгалтерской операции, формируемой на основании ордера. Как правило, в данном поле указывается бухгалтерский счёт 50 - «Касса».
«Сумма, руб. коп.» Расходуемая из кассы сумма цифрами.
«Выдать» Лицо (Ф. И. О. полностью), которому выдаются наличные денежные средства.
«Основание» Назначение использования выдаваемых денежных средств, например, на выплату зарплаты.
«Сумма» Указывается с начала строки с заглавной буквы сумма выдачи прописью в рублях, при этом слово «рубль» («рублей», «рубля») не сокращается, копейки указываются цифрами, слово «копейка» («копейки», «копеек») также не сокращается. Если сумма расхода номинирована в валюте «рубль» заменяется на наименование валюты.
«Приложение» Перечень прилагаемых документов с указанием их реквизитов.
«Получил» Сумма выданных денежных средств прописью. Поле заполняет лицо, получившее денежные средства по расходному кассовому ордеру. Сумма указывается с начала строки с заглавной буквы прописью в рублях и копейках.
«По» Наименование, номер, дата и место выдачи удостоверяющего личность получателя документа.

Примеры заполнения РКО организацией

Выдача денег под отчёт

Выдача денежных средств под отчёт из кассы с оформлением РКО делается согласно правилам:

  1. Выдавать деньги под отчёт сотруднику (либо другому лицу) только в случае полного отчёта по ранее взятым из кассы средствам;
  2. Обязательное наличие заявления от подотчётного лица на выдачу денег на неотложные нужды, где сумма должна быть указана цифрами и прописью. Это заявление впоследствии прикладывается к РКО.

Выплата заработной платы из кассы предприятия

При выдаче заработной платы стоит придерживаться простой инструкции:

  • предварительная подготовка необходимой денежной суммы и расчётной ведомости;
  • перед выдачей денег сотрудник обязан расписаться в расчётной ведомости;
  • подсчёт кассиром в присутствии сотрудника нужной суммы;
  • выдача денег сотруднику;
  • обязательная фиксация в расчётной ведомости выданной и депонированной сумм (при её наличии);
  • выданная сумма отражается в бланке РКО (оформляется один на всю расчётную ведомость);
  • все кассовые документы скрепляются и хранятся вместе.

Ошибки в РКО, как и в других кассовых документах, недопустимы. Исправление ошибок допускается только в виде правильно переделанного бланка КО-2.

Если ошибка замечена слишком поздно, и исправить её не представляется возможным (например, перепутан порядковый номер РКО), то вся надежда на срок исковой давности (3 года).

Можно ли править РКО

Перечислим типовые нарушения в оформлении РКО:

  • выдача денег из кассы без должных подписей в бланке РКО (штраф 2–3 тыс. за каждый выявленный факт);
  • незаверенная копия доверенности либо её отсутствие (штраф 2–3 тыс. на должностное лицо).

Если выявленный факт ошибки повлёк за собой снижение налоговой базы, то на виновное лицо выписывается штраф от 10 тыс. рублей.

Статья 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 120 Налогового кодекса РФ.

Актуально в 2016 году.

Образцы заполнения бланков РКО

При выплате заработной платы группе сотрудников оформляется один бланк РКО. В случае когда основание получения отличается у разных сотрудников, целесообразнее оформить разные РКО.

Можно ли выдать клиенту вместе кассового чека квитанцию от ПКО? И правомерно ли вообще выдавать подобный документ? Поставленные вопросы довольно интересны.

Причина этому проста: есть реальные примеры, когда ИП, продавая какой-либо товар клиенту, не выдает ему пробитый ККТ чек, а предоставляет лишь квитанцию от приходника (приходного кассового ордера) и, например, накладную. Может ли предприниматель так делать? В каких случаях чек можно заменить другим документом? Начнем разбираться по порядку.

Понятия «касса» и «ККТ»: суть и отличия

Сначала немного теории. Свое рассуждение начнем с понятий «касса» и «ККТ». Большинство ошибок и заблуждений связано именно с тем, что их смысл часто путают.

Итак, касса – это все операции ИП (или организации), проводимые в наличной форме. Это могут быть как операции по приходу (поступление доходов), так и по расходу (расходование средств на разные цели). Все операции с наличными деньгами должны отражаться по кассе. По сути, касса есть у всех ИП и организаций, исключения весьма редки: даже если все операции проходят по безналу, то вы можете снимать деньги на какие-нибудь расходы на нужды бизнеса, например, на покупку канцелярии.

«Касса» — это своего рода воображаемый «кошелек», куда поступают деньги и откуда они берутся на расходы. Для организаций понятие «касса» выглядит более простым для понимания, так как в бухучете по плану счетов есть специальный счет 50 «Касса», по которому и отражаются все операции с наличностью.

ККТ – контрольно-кассовая техника , необходимая для проведения наличных расчетов за проданные клиенту товары, (или услуги), то есть непосредственно сам аппарат, который выбивает чек.

Определение из закона вообще звучит вот так:

Контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ.

Сразу отметим важные отличия:

  1. По ККТ идет учет только наличности, поступающей от покупателей за купленные у вас товары или услуги, по кассе приходом считаются все наличные поступления – выручка из ККМ за день, снятие денег с расчетного счета и так далее.
  2. Из ККТ нельзя тратить деньги – здесь нет расходной части, деньги на расходы могут быть выданы исключительно из кассы.

Вывод: касса не равнозначна ККТ – это разные понятия, обозначающие разные вещи. Касса – все наличные операции предпринимателя или организации (некий «большой кошелек»), ККТ – непосредственно аппарат для принятия денег у клиента и выбивания чека. Связь между двумя понятиями можно легко показать: в конце дня выручка магазина из ККМ сдается в кассу ИП (организации), операция оформляется приходником.

Нормативное регулирование вопроса

Итак, «кассу» и «ККТ» мы разделили между собой. Теперь разделим законодательные акты, регулирующие эти вопросы. Особо выделим два из них:

  1. Закон № от 22.05.2003 г. «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов…» № 54-ФЗ – регламентирует применение ККТ.
  2. Указание ЦБ от 11.03.2014 г. «О порядке ведения кассовых операций…» № 3210-У– регламентирует ведение кассы.

Изучив документы, делаем вывод, что касса, то есть наличные операции есть у всех ИП и организаций (исключения могут встретиться, но очень-очень редко), а значит и вести их должны все. Право не оформлять документы по кассе (приходник, расходник, кассовая книга) есть только у ИП, которые учитывают доходы / расходы и физические показатели согласно нормам НК РФ (например, в КУДИР).

Вывод: повторимся еще раз, «касса» не равна «ККТ». Обязанность заполнения кассовой книги совершенно никак не связана с обязательным использованием ККТ при принятии оплаты от клиентов в наличном виде. Вполне реальна такая ситуация, что у вас есть ККТ, как этого требует законодательство, но вы как ИП пользуетесь правом не заниматься оформлением кассовых операций. Или, наоборот, вы как ИП попадаете под действие одного из исключений Закона № 54-ФЗ и ККТ не используете, например, выписывая БСО физическим лицам, но оформляете кассовые операции по приходу, заполняя приходники и кассовую книгу в контрольных целях.

Кассовый чек и ПКО

Описанные выше различия позволяют сделать вывод о различии двух документов – ПКО и кассового чека.

Кассовый чек – документ, который выбивает ККТ. В чем его смысл? Для клиента чек является подтверждением того, что ИП получил от него деньги. Соответственно, в дальнейшем, покупатель сможет с чеком обратиться с претензией, если товар оказался некачественным. Для ИП выбивание чека – подтверждение принятия наличных денег, то есть фактически подтверждение формирования суммы общей выручки от продаж.

ПКО – первичный бухгалтерский документ, служащий для оформления операций по «кассе». Значение приходного ордера совершенно иное: он используется непосредственно для учета движения наличности внутри вашей деятельности (или внутри организации).

Выглядит этот бланк так:

Вывод: ПКО не равнозначен кассовому чеку и заменить его не может. С помощью ПКО оформляют поступление денежных средств из различных источников, а не получение в ККТ денег от клиентов за купленный товар.

Теперь переходим к самому вопросу: можно ли выдать покупателю только квитанцию от ПКО? Постараемся дать подробный ответ. Опираться будем непосредственно на закон № 54-ФЗ.

Что мы имеем в исходных данных

  • ККТ должна применяться организациями и ИП, если они осуществляют расчеты наличностью, банковскими карточками, электронными средствами платежа;
  • если все продажи у вас проходят через расчетный счет (безналичный расчет), ККТ не применяется, так как просто не нужна;
  • из общего правила есть исключения, когда ККМ все-таки можно не применять:
    • оказание услуг населению (могут не использовать ККТ до 01.07.2018 г.);
    • специфика деятельности или месторасположения;
    • плата налога по вмененке или патенту.
    • О всех исключениях мы уже рассказывали в .
  • каждое из исключений Закона о ККТ сопровождается некоторым условием, выполнение которого обязательно (что нужно выдавать вместо чека и каким образом этот документ должен быть оформлен).

Вывод: главный документ, служащий подтверждением оплаты клиентом товаров и услуг, – кассовый чек. Если Закон о ККТ обязывает вас использовать кассовый аппарат — вы обязаны выбивать чек, если вы можете не использовать ККТ, но она у вас есть (попадаете под исключение, но не пользуетесь этим) – вы обязаны выбивать чек.

Получается, что наличие ККТ обязывает ИП выдавать покупателю именно чек, а не какой-нибудь другой документ. Проговорим сразу еще несколько ситуаций:

  • вы должны применять ККТ, она у вас есть, но чек вы не выбиваете;
  • вы вправе не применять ККТ, но она у вас есть (не пользуетесь этим правом) и чек вы не выбиваете;
  • вы должны иметь ККТ, но ее у вас нет, соответственно, и чек вы выбить не можете.

Все эти случаю классифицируются как нарушение законодательства. Неприменение ККТ и непробивание чека считаются нарушениями и обеспечат вам привлечение к ответственности даже тогда, когда вы все-таки выдаете какой-нибудь документ покупателю (некий бланк, квитанцию от ПКО и так далее).

Здесь все довольно понятно. Теперь вернемся к исключениям. Каждое из исключений Закона о ККТ сопровождается особыми требованиями. Эти требования заключаются в следующем:

  • в ситуации с оказанием услуг населению (то есть физлицам) ККТ можно не применять, но только при условии, что каждый клиент будет получать от предпринимателя заполненный БСО;
  • при использовании или можно обойтись без ККТ, но выписывать по просьбе клиента товарный чек или прочий документ. В этих документах обязательно должны присутствовать все реквизиты, установленные законодательно;
  • при специфичности деятельности или месторасположения разрешено вообще ничего не выдавать.

Вывод: что можно выдать покупателю взамен кассового чека, если обязанность использования ККТ отсутствует? Варианта всего три:

  1. товарный чек или прочий документ, но с обязательным набором реквизитов;
  2. не выдавать ничего.

ПКО вместо БСО

Подходит ли ПКО к перечисленным вариантам? Рассмотрим первые два пункта: БСО и «иной документ».

Сразу скажу, что к БСО есть свои требования обязательных реквизитов (п. 2 Постановления Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 г.), кроме того, он должен быть утвержден ИП (или ООО) и отпечатан в типографии. Аналогичные требования есть и к «прочему документу» (перечень реквизитов приведен в п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 г.).).

Теперь рассуждаем дальше. Если операция принятия наличности за товар будет оформляться ПКО, то клиент в таком случае получит квитанцию к ПКО. Может ли она заменить БСО или «прочий документ»? Нет, не может, потому что перечни обязательных реквизитов этих документов расходятся с реквизитами бланка приходника.

Возможно ли доработать форму квитанции к ПКО таким образом, чтобы она отвечала хотя бы требованиям, которые предъявляются к «прочему документу»? Это возможно только теоретически, на практике есть несколько существенных загвоздок:

  1. Вид ПКО утвержден, он составляется по форме № КО-1 – кто будет дорабатывать унифицированную форму? Желающих найдется немного.
  2. Чтобы квитанция к ПКО могла сойти за БСО ее нужно не только доработать, но и отпечатать бланки в типографии – этим тем более никто не будет заниматься.
  3. Имеется и еще один важный момент, еще более теоретический, чем предыдущие. При условии, что первые два пункта будут выполнены (представим себе такое), мы получим, по сути, новый документ. Изначальное предназначение ПКО – учет наличных операций по кассе. Будет ли наш новый документ считаться все еще пригодным для оформления кассовых операций, ведь от КО-1 он будет отличаться? Останется ли доработанный ПКО легитимным для своего первоначального предназначения? Вопрос очень спорный.

Вывод: теоретических рассуждений по этому вопросу может быть очень много, нам это совершенно ни к чему. На практике вывод один: квитанция от приходника не может заменить БСО или «прочий документ», которые должны выдаваться клиенту, если ИП вправе не применять ККТ.

Теперь обратимся к последнему варианту, когда ИП может не выдавать покупателю ничего. По сути, если ИП ничего выдавать клиенту не обязан, но выдает квитанцию приходника, напрямую закону № 54-ФЗ это не противоречит.

Но обратим внимание вот на что. Выдавать квитанцию от ПКО можно лишь тогда, когда наличность приходуется непосредственно в «кассу» ИП (или организации). Напомним, что не выдавать покупателю ничего можно лишь в случае исключений, связанных со специфичностью деятельности и месторасположения.

Получается, что «касса» практически никак не вяжется с этим исключением. Например, ИП никак не может получать деньги в «кассу», если занимается торговлей разносного типа или из цистерн, продажей продуктов на ярмарке. Получается, что выдача клиенту квитанции к приходнику в этом случае косвенно противоречит п. 3 закона № 54-ФЗ.

Вывод: в этом случае теоретически возможность выдавать квитанцию к ПКО, ничего при этом не нарушая, все-таки есть. Но возможность эта настолько мала, а обоснование настолько запутано, что сделать вывод о правомерности таких действий сложно.

Итог всего

Выдача клиенту при расчете наличностью квитанции от приходника в качестве подтверждения оплаты вместо выбитого ККТ чека или иных предусмотренных в случае исключений документов неправомерна. Основным документом в любом случае считается исключительно кассовый чек. Заменить его БСО, товарным чеком или «прочим документом» можно только в ситуациях, предусмотренных законом. ПКО – первичный бухгалтерский документ, у которого есть свое собственное значение – оформление кассовых операций внутри деятельности.