Биографии, истории, факты, фотографии. Бертран рассел - биография, информация, личная жизнь Язык математики в философии Б. Рассела

Рассел (Russell) Бертран (18 мая 1872, Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма.Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Нобелевская премия по литературе (1950).

Самой популярной работой Рассела в области философии является «История западной философии» — изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы. Без преувеличения, можно назвать эту книгу одним из самых логичных и систематически выверенных изложений философских концепций, которое весьма полезно для изучения философии и истории философии.

Книги (21)

Основания математики. Том 1

Три тома этой монографии выходят в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematica восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики, а также будет способствовать развитию формальной математики в духе ее основоположников.

Основания математики. Том 2

Трехтомная монография А. Уайтхеда и Б. Рассела Principia Mathematica занимает уникальное место в мировой математической литературе.

Ее первое английское издание увидело свет в 1910-1913 гг. в трех томах, составлявших вместе почти 2000 страниц. Principia Mathematica по праву считается одним из самых ярких сочинений по основаниям математики и, в широком смысле, — выдающимся вкладом в интеллектуальную сферу прошедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что по прошествии почти целого столетия с момента первого издания этой монографии интерес к ней не ослабевает и Principia Mathematica до сих пор продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие математики и логики.

Второй том этой монографии выходит в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Перевод первого тома был выполнен в 2004 г. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematical восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики.

Работа А.Уайтхеда и Б.Рассела представляет собой независимое и энциклопедическое для своего времени исследование всех важнейших аспектов оснований математики. Высокие научные и методические достоинства книги позволяют рассматривать ее не только как монографию, но и как ценное учебное пособие, которое можно рекомендовать для начального изучения математической логики и теории множеств.

Основания математики. Том 3

Трехтомная монография А. Уайтхеда и Б. Рассела Principia Mathematica занимает уникальное место в мировой математической литературе.

Ее первое английское издание увидело свет в 1910-1913 гг. в трех томах, составлявших вместе почти 2000 страниц. Principia Mathematica по праву считается одним из самых ярких сочинений по основаниям математики и, в широком смысле, — выдающимся вкладом в интеллектуальную сферу прошедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что по прошествии почти целого столетия с момента первого издания этой монографии интерес к ней не ослабевает и Principia Mathematica до сих пор продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие математики и логики.

Третий том этой монографии выходит в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Перевод первого тома был выполнен в 2004 г., второго — в 2005 г. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematical восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики. Работа А. Уайтхеда и Б. Рассела, являясь фундаментальным руководством, несомненно принадлежит к числу лучших книг всей мировой литературы по основаниям математики, из которой можно извлечь основные каноны преподавания математической логики, теории формальных систем и теории множеств.

, Религия

Бе́ртран А́ртур Уи́льям Ра́ссел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ; 18 мая - 2 февраля ) - английский математик , философ , и общественный деятель. Рассел проделал сложную философскую эволюцию, которую он сам определял как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму . Создал концепцию «логического атомизма » и разработал теорию дескрипций. Рассел считал, что математика может быть выведена из логики .

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения , соавтор Манифеста Рассела-Эйнштейна . В создал «Фонд мира». Совместно с Жан-Полем Сартром организовал международный трибунал по расследованию военных преступлений США во Вьетнаме .

Биография

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук премьер-министра Джона Рассела , Бертран Рассел унаследовал титул лорда в 1931, избирался в парламент, и с 1944 принимал активное участие в палате лордов. Вместе с Б. Шоу и Г. Уэллсом был одним из первых членов социалистического Фабианского общества . Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского королевского общества , был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Философия и математика

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики . Важнейшая из них - «Принципы математики» ( -) (в соавторстве с А. Уайтхедом) - доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля .

Рассел считал, что философию можно сделать наукой, выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология .

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) - изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна : «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Взгляды

Рассел широко известен своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование: «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923), «Образование и благосостояние» (1926), «Брак и мораль» (1929); «Завоевание счастья» (1930), «Власть» (1938), «Власть и личность» (1949), «Пружины человеческой деятельности» (1952), «Воздействие науки на общество» (1952).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений. Работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда».

Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и - одно время - в Кембриджском университете в Англии .

Пацифизм, социализм, большевизм

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма , со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским , но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом .

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким . Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но еще и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения - не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

В 1927 Рассел вместе со своей женой открыл собственную школу. Итоги этого эксперимента подведены в книге «Воспитание и общественный порядок» (1932).

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике - в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности» .

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года .

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны . Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом ввиду захват Гитлером Европы .

1950-60-е годы

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», - так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист (см. «Надежды в изменяющемся мире» (1957), «Здравый смысл и ядерная война» (1960)).

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых . Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967-1969).

Рукописный архив Рассела находится в Университете Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио , Канада), где выпускается периодическое издание «Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives».

Цитаты

  • «Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино»
  • «Если бы бог и существовал, вряд ли он был бы столь тщеславен, чтобы обижаться на тех, кто сомневается в его существовании»
  • «Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться»
  • «В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут»
  • "Невозможно понять, что означает слово "сыр", если не обладать нелингвистическим знакомством с сыром"

Смотри также

Русская библиография

Тексты Бертрана Рассела

  • Рассел Б. Воздействие науки на общество / Пер. с англ. В.Онышко. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.
  • Рассел Б. Здравый смысл и ядерная война = Common sense and nuclear warfare / Пер. с англ. В. М. Карзинкина. - М.: Изд-во иностранной литературы (ИЛ), 1959.
  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения / [Пер. с англ.; сост., авт. предисл. и примеч. А. А. Яковлев]. - М.: Политиздат, 1987.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. - М.: Наука, 1991.
  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней = History of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the Present Day . В 3 кн. / Науч. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
  • Рассел Б. Практика и теория большевизма: Избр. страницы / [Предисл., послесл. и примеч. Б. Гиленсона]. - М.: Панорама, 1998.
  • Рассел Б. Мудрость Запада: Ист. исслед. зап. философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами / Ред. П. Фулкес; [Вступ. ст. В. А. Малинина]. - М.: Республика, 1998.
  • Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск: Водолей, 1999.
  • Рассел Б. Искусство мыслить / Общ. ред., сост. и предисл. О. А. Назаровой; [пер. с англ. Козловой Е. Н. и др.] - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Исследование значения и истины / Общ. науч. ред. и примеч. Е. Е. Ледникова. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999.
  • Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: Статьи / [Пер. с англ. Н. В. Воробьева]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 2000.
  • Рассел Б. Автобиография (в сокращении) // "Иностранная литература", 2000, № 12.
  • Рассел Б. Проблемы философии. - Новосибирск: Наука, 2001.
  • Рассел Б. Брак и мораль = Marriage and morals / [Пер. Ю. В. Дубровина]. - М.: Крафт +, 2004.

О Бертране Расселе

  • Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.
  • Велембовская Ю. А. Ученый в борьбе против ядерной угрозы / Новая и новейшая история, № 6, 1999.

Примечания

Ссылки

  • Сайт «Общества Бертрана Рассела» (англ.)
  • Ссылки на имеющиеся в Интернете произведения Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Центра Исследований Бертрана Рассела (англ.)
  • Сайт Архива Бертрана Рассела в университете Мак-Мастера (Канада) (англ.)
  • Рассел, Бертран Артур Уильям в библиотеке Максима Мошкова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке свящ. Якова Кротова
  • Страница Бертрана Рассела в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Альберт Эйнштейн «Замечания о теории познания Бертрана Рассела»
  • История западной философии. Книга 3. Часть 1. От возрождения до Юма (аудиокнига)

ХХ век подарил нам не только целую когорту жестоких диктаторов, но и небольшую группу гуманистов, по праву ставших для современников моральными авторитетами. Махатма Ганди, Андрей Сахаров, Мартин Лютер Кинг… Особое место в этом ряду занимает сэр Бертран Рассел - знаменитый английский философ, математик, логик, социолог, публицист и общественный деятель.

Михаил Дубинянский

Бертран Артур Уильям Рассел (18 мая 1872 года - 2 февраля 1970 года) - английский математик, философ и общественный деятель. Почётный член Британской академии (1949). В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе

…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли.

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Уэльсе 18 мая 1872 года. Он происходил из влиятельной либеральной аристократической семьи. Его дед по отцовской линии, Джон Рассел, дважды возглавлял правительство королевы Виктории и служил премьер-министром в 1840-х и 1860-х годах. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался в родовом имении своей бабушки под Лондоном. Бертран унаследовал титул графа в 1931 году, избирался в парламент, и с 1944 года принимал активное участие в палате лордов.

Тяга к познанию и начатки научного мировоззрения отличали Рассела уже в самом нежном возрасте. Услышав, что Земля круглая, пятилетний Бертран тут же предпринял смелый эксперимент - стал рыть в песке туннель к антиподам. На море мальчика поразили моллюски: когда их пытаешься оторвать от скалы, они прилипают еще сильнее.

А ракушки умеют думать? - спросил Бертран у своей тети.

Не знаю, - ответила она.

Надо знать, - возмутился дотошный карапуз.

В поисках знаний подросший Рассел обращается к умным книгам. Особенно большое впечатление произвела на него «Геометрия» Евклида. Бертран пришел к выводу, что природа управляется математическими законами, а в основе мира лежит математическая гармония. Вскоре, к огорчению своей набожной бабушки, юный аристократ заявил, что не верит в Бога. Он устремился в науку, полный решимости познать тайны Вселенной.

Окончив Тринити-колледж Кембриджского университета в 1894 году, Рассел увлеченно занимается математикой, философией, логикой. Он защищает диссертацию по геометрии, читает лекции в ряде университетов и колледжей. В 1908 году Бертрана Рассела принимают в Королевское научное общество.

Кое-что, правда, совсем немного, мне удалось понять,

Так сам Рассел оценивал свою научно-философскую деятельность. Это «совсем немного» включало в себя рождение английского неореализма и неопозитивизма, построение оригинального варианта теории множеств, создание концепции логического атомизма и др. В то же время Рассел не был скучным ученым снобом, оторванным от простых смертных: он стремился сделать научное знание доступным, заинтересовать широкую публику.

Ярким примером может служить парадокс Рассела, открытый им в 1903 году и вызвавший сенсацию в математике. Едва ли непрофессионалы смогли бы оценить по достоинству следующую формулировку: «Пусть K - множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента?» Но остроумному Расселу не составило труда популяризировать свой парадокс: «Сельскому цирюльнику приказали брить всех тех и только тех жителей села, которые не бреются сами. Должен ли цирюльник брить самого себя?»

Большой популярностью пользовались лекции Рассела. На одной из них мыслитель заявил:

Можно доказать все, что угодно, исходя из ложного равенства 1+1=1.

Докажите, что вы - Папа Римский! - крикнули из аудитории.

Один человек - это я, еще один - Римский Папа, - невозмутимо ответил Рассел, - но один и один - это снова один, то есть я и Римский Папа - один и тот же человек!

Профессор Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них - «Начала математики» (1910-1913) (в соавторстве с А. Уайтхедом) - доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Рассел считал, что философию можно сделать наукой (а к этому понятию он относил только технические науки), выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) - изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы.

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна: «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин».

За свою долгую жизнь Рассел-ученый написал немало книг. Благодаря живой манере изложения труды Рассела интересовали не только специалистов и быстро становились бестселлерами. Писатель Хорхе Луис Борхес как-то сказал, что если бы ему было суждено навсегда оказаться на Луне и взять с собой лишь пять книг, одной из них стала бы расселовская «История западной философии».

Возможно, Бертран Рассел остался бы в памяти лишь как видный философ и математик, талантливый популяризатор науки. Но 1914 год принес ученому глубочайшее эмоциональное потрясение. «Началась Первая мировая война, и все мои мысли сосредоточились на человеческом страдании и безумии», - писал он позже. Рассела поражала недальновидность и безответственность политиков, фанатизм народных масс, бессердечие интеллектуалов, рассуждавших о «войне, которая покончит с войнами». И он решает действовать.

В то время как Англию захлестнула военная истерия, Рассел занял активную пацифистскую позицию. Он примыкает к движению «Противодействие призыву на военную службу», выступает на многочисленных митингах, публикует антивоенные памфлеты. Подрывная деятельность титулованного пацифиста привлекла внимание властей. В 1916 году Рассел был приговорен к солидному денежному штрафу, затем лишен права преподавания в Тринити-колледже, а в 1918 году его на полгода заключили в Брикстонскую тюрьму.

«Антипатриотизм» Рассела стоил аристократу-бунтарю многих друзей из его круга. Зато, благодаря активной антивоенной деятельности, Бертран Рассел неожиданно стал героем левых сил. Впрочем, после войны философ и сам увлекся социализмом, связывая с ним надежды на гармонизацию человеческого общества. В 1920 году Рассел в составе делегации английских лейбористов посетил Советскую Россию. Он встретился с Лениным и Троцким, Максимом Горьким и Александром Блоком, совершил путешествие вниз по Волге.

В то время в левых кругах было принято расточать похвалы большевикам. Но Бертран Рассел в своей книге «Теория и практика большевизма» (1920) нарушил традицию. «Я не могу участвовать в заговоре умолчания, который поддерживают многие западные социалисты, побывавшие в России», - отмечал он. Рассел утверждал, что большевистская идеология - это своеобразная религия с догмами и священными писаниями, а Ленин и его окружение сродни религиозным фанатикам и глубоко враждебны свободе. Рассел писал:

Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви.

Сегодня такая оценка большевизма может показаться банальностью, но тогда демарш Рассела не на шутку разозлил «прогрессивные» круги, приступившие к огульному поношению автора. Так Бертран Рассел стал парией и для правых, и для левых. Но чувство ответственности за судьбу человечества более его не покидало.

В 20-е - 30-е годы Рассел много пишет на политические темы. Своего отрицательного отношения к режиму Ленина-Сталина он не изменил. Не меньшую антипатию вызывали у Рассела и Муссолини с Гитлером. Одна из его публикаций так и называлась: «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и Фашизм». Отлично сознавая недостатки буржуазной демократии, мыслитель-либерал был убежден в ее превосходстве над авторитаризмом.

Это высказывание Бертрана Рассела стало знаменитым.

Ученого волновала опасная тенденция: он видел, как наука, столетиями бывшая оплотом свободы, становится союзником авторитарных режимов, предоставляя воинственным диктаторам невиданные ранее средства разрушения и контроля над массами. Еще в начале 1920-х годов, задолго до появления атомной бомбы, Рассел в одной из своих книг вспоминал греческий миф об Икаре: получив крылья от своего отца Дедала, он был погублен собственным безрассудством. Философ опасался, что такая же судьба может постичь и человеческую цивилизацию, обученную летать современными учеными-дедалами.

Бертран Рассел был проницательным диагностом и лучше других видел опасные недуги, угрожавшие обществу. Но рецепты их лечения, предлагаемые добросердечным английским аристократом, зачастую были чересчур наивны. Он мечтал о тайной организации ученых, которая разработала бы особую «сыворотку доброты» для впрыскивания государственным лидерам. О едином и справедливом Мировом правительстве. О временах, когда каждый желающий сможет отправиться в Гималаи или на Северный полюс, и люди будут удовлетворять природное стремление к авантюрам, не ввязываясь в войны…

Первый раз Рассел женился еще в 1894 году, но брак с юной благонравной американкой Элис Смит оказался неудачным и бездетным.

В 1919 году сэр Бертран встретил ярую феминистку Дору Блэк, так же, как и Рассел, мечтавшую о детях. Мисс Блэк согласилась сопровождать Рассела в Китай, где философу предложили кафедру в Пекинском университете. Когда в 1921 году они вернулись в Англию, Дора была беременна. Либеральная пара оформила отношения за месяц до рождения маленького Джона. За ним последовала дочь Кейт.

В самом начале прогрессивные партнеры договорились, что их брак будет свободным. Но когда Дора родила ребенка от американского журналиста Гриффина Барри, Рассел не выдержал. В 1935 году супруги развелись.

Впрочем, к тому времени Рассел уже сблизился с Патрицией Спенс, воспитательницей своих детей. Сорокалетняя разница в возрасте не помешала их отношениям. В 1936 году они поженились, и у них родился сын Конрад.

Семейные перипетии оказали большое влияние на общественную и публицистическую деятельность Рассела. Он увлекся педагогикой и, не решившись доверить Джона и Кейт консервативным учителям, основал собственную школу. Рассел был уверен, что рациональная методика воспитания способна избавить новое поколение от ошибок родителей, ввергнувших Землю в кошмар мировой войны.

Затем философ обращается к проблеме взаимоотношений между полами. В книге «Брак и мораль» и других сочинениях он выступил с революционными по меркам 1930-х годов тезисами.

Неортодоксальные взгляды доставили Расселу немало хлопот в США, куда мыслитель вместе с семьей переехал в 1938 году. В Чикагском и Калифорнийском университетах его лекции по философии и логике пользовались успехом, но когда британец был приглашен преподавать в нью-йоркском Сити-колледже, консервативные круги начали кампанию протеста. Вскоре Совету пришлось отказаться от услуг философа.

Пока Рассел находился в США, в Европе разразилась Вторая мировая. Вторжение Гитлера в Польшу вынудило убежденного пацифиста несколько скорректировать свои взгляды. И Рассел в своих статьях поддерживает антигитлеровскую коалицию.

В 1944 году Бертран Рассел вернулся в Англию и с удивлением обнаружил, что более не является изгоем и обладателем скандальной репутации. На очередных выборах победили лейбористы, в воздухе витали идеи либерализма, и свободомыслие Рассела стало вполне созвучно общественному мнению. Его взгляды на брак теперь не казались чересчур эксцентричными даже церкви. К философу пришло долгожданное признание. Он вновь начинает преподавать в Тринити-колледже, регулярно выступает на Би-би-си, публикует многочисленные статьи и эссе.

В 1950 году за книгу «Брак и мораль» и активную публицистическую деятельность Бертрану Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе. На церемонии награждения член Шведской академии Рассел был назван

одним из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашным борцом за свободу слова и свободу мысли на Западе.

Для западного мира седовласый интеллектуал с трубкой действительно стал признанным авторитетом. А вот за железным занавесом нобелевского лауреата не жаловали. Так, газета «Правда» в 1951 году напечатала погромную заметку «Пророчества мракобеса». В ней приводилась цитата из интервью Бертрана Рассела американским корреспондентам: «Коммунизм - это преходящее увлечение, которое исчезнет и будет забыто через пятьдесят лет». Имя Рассела забудут не через 50, а через 10 лет! - парировала возмущенная «Правда». Время показало, кто был более проницателен.

В 1952 году Расселу исполнилось восемьдесят, но шутливое замечание философа - «Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось» - явно не касается его самого. Бодрый старец оформляет развод с Патрицией Спенс и женится в четвертый раз - на преподавательнице университета из США Эдит Финч.

А вскоре Расселом всецело овладевает новая идея - борьба против ядерной угрозы.

В 1955 году совместно с Альбертом Эйнштейном, Рассел составляет манифест, который впоследствии подписали и многие другие крупные ученые. В историческом документе говорилось:

Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны научиться спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы тем лагерем, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе следующий вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооруженной борьбы, исход которой станет катастрофическим для всех ее участников?

Летом 1957 года подписанты манифеста собрались в канадском местечке Пагуош. Конференция ведущих ученых из десяти стран мира, включая США и СССР, положила начало многолетнему продуктивному диалогу. Встречаясь как частные лица, участники Пагуошского движения разрабатывали альтернативные подходы к решению глобальных вызовов и угроз. Со временем к интеллектуалам стали прислушиваться родные правительства: так, например, появился Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Однако сам Бертран Рассел вскоре отошел от Пагуошского движения, обратившись к более радикальным методам воздействия на общественное мнение и власть имущих. К решительным акциям его подтолкнуло соглашение 1958 года о размещении на Британских островах ракетных сил США. По мнению Рассела, тем самым Англия превращалась в заложника советско-американской конфронтации. Ученый выступил за нейтралитет Британии и односторонний отказ своей страны от ядерного оружия.

В том же 1958 году неугомонный пацифист, Рассел, организует Движение за ядерное разоружение, а затем инициирует в Англии кампанию гражданского неповиновения. Уже первая такая акция - сидячая демонстрация возле здания министерства обороны в феврале 1961 года - собрала более 20 тысяч участников. Рассел и его супруга Эдит неизменно находились в самой гуще событий.

Скандалом обернулся митинг в память жертв Хиросимы, проходивший 6 августа 1961 года в Гайд-парке. На этой территории Гайд-парка традиционно не разрешалось использовать микрофоны, но Бертран Рассел первым нарушил этот запрет. В дело тут же вмешались полисмены, грубо выхватившие микрофон из рук почтенного миротворца. А спустя месяц 89-летний Рассел был привлечен к ответственности за нарушение общественного порядка и второй раз в жизни приговорен к заключению в тюрьму Брикстон. Правда, из двух месяцев он отсидел только неделю - бурные протесты общественности вынудили британские власти освободить знаменитого мыслителя.

Пребывание в тюрьме не ослабило антивоенный пыл Рассела. Тревожной осенью 1962 года, в дни Карибского кризиса, он буквально бомбардирует Кеннеди и Хрущева письмами с призывами к мирному диалогу. В 1964 году создает Фонд мира Бертрана Рассела, который поддерживает средствами, получаемыми от продажи собственных архивов.

Подобные акции коренным образом изменили отношение к Бертрану Расселу в СССР. «Буржуазный мракобес» уступил место благородному борцу за мир. Впервые стали издавать философские труды Рассела - правда, с критическими комментариями, обширными купюрами и штампом «Только для научных библиотек». Напротив, в Англии и Соединенных Штатах пацифистская активность философа многим пришлась не по душе. В правых кругах недвусмысленно намекали, что старый лорд попросту выжил из ума.

Особенно много нападок Рассел навлек на себя во второй половине 60-х годов. Являясь идейным противником коммунизма, философ, тем не менее, решительно осудил действия США во Вьетнаме:

Это война, в которой самое богатое и могущественное из государств мира противостоит нации нищих крестьян, более четверти века сражающихся за свою независимость.

В 1966 году Бертран Рассел вместе с французским философом Жан-Поль Сартром учреждает Международный трибунал по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. Трибунал занялся сбором информации о бомбардировках гражданских объектов, применении напалма и дефолиантов, бесчеловечном обращении с пленными.

Объективно все эти разоблачения играли на руку советскому лагерю. Но «приручить» английского лорда-гуманиста Москве не удалось. В 1968 году он послал советскому премьеру Косыгину гневное письмо с протестом против августовского вторжения в Чехословакию.

Судьба мира продолжала волновать Рассела до самого конца - за три дня до своей смерти, 31 января 1970 года, он продиктовал послание международной парламентской конференции в Каире, в котором осудил израильскую агрессию на Ближнем Востоке.

Бертран Рассел умер от гриппа 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет в своем доме. Его тело было кремировано 5 февраля 1970 года. В соответствии с волей Рассела, не было никакой религиозной церемонии, его прах был развеян над валлийскими горами.

В 1980 году в одном из лондонских скверов был установлен скромный памятник Расселу.

Однажды Рассела спросили, кто может считаться настоящим джентльменом. Знаменитый британец ответил:

Джентльмен - это человек, общаясь с которым, каждый также невольно становится джентльменом.

Диалог с Бертраном Расселом заставил миллионы современников перенять частицу его гуманизма, жажды знаний, преданности идеалам свободы. Значит, многолетние усилия мыслителя, стремившегося изменить мир к лучшему, не пропали даром.

Имя Рассела носят следующие математические объекты:

  • антиномия (парадокс) Рассела.

По материалам статьи М. Дубинянского «Три страсти Бертрана Рассела» (газета «Зеркало недели», 16 ноября 2007) и Википедии.

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела - это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ - глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, как автор двухтомной "Истории западной философии", как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна - Рассела.

Общественно-политическая деятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разному оцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение. В отечественной историографии специального исследования, освещающего его общественно-политическую деятельность, пока не существует. Подавляющее большинство посвященных ему работ либо обращены к его философскому наследию, либо носят популярный характер. В последние годы интерес к Расселу возрос, и настало время осознать, что "Бертран Рассел - это целый мир, полный многообразия и красок" и "более глубокое освоение его идей, по-видимому, только начинается".


1. Эволюция философии Бертрана Рассела

Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества.

Знакомство Рассела с теориями "новых реалистов" в Гарварде весной 1914 г. стимулировали изучение им "Анализа ощущений и отношений физического к психическому" (1886) Э. Маха. Покорили Рассела работы Джемса "Существует ли сознание?" (1904) и "Эссе по радикальному эмпиризму" (1912). Своими впечатлениями по поводу этих работ он делится в статье "О природе знакомства" (1914), в которой признательно цитирует Джемса, а также "Анализ ощущений" и "Философские тенденции настоящего времени" (1912) Маха. Он также находит термин "нейтральные ощущения" в "Учебнике психологии" гегельянца Дж.Ф. Стаута.

В 1919 посетил Советскую Россию.

В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда - к неореализму.

В 20-30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь чувственных данных, трактуемых в духе концепции "нейтрального монизма", которая усматривала в понятиях "дух" и "материя" логические конструкции из чувственных данных.

В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Д. Юма; он допускает существование "фактов", которые, в отличие от "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.

Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем.

Рассел был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии.

Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.

В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде "Principia Mathematica" (1910-13) Рассел систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики принадлежит также оригинальная теория дескрипций.

По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу лежат инстинкты, страсти. Рассел утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы.

В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль "науки свободного разума". Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике.

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.

Нобелевская премия по литературе (1950).

2. История философии глазами Рассела

Апостол Павел говорит: "Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением" . В этом смысле "История западной философии" Рассела не понравилась бы апостолу Павлу. Книга, как ни странно, действительно способна увлечь, и тому есть ряд причин.

Во-первых, Рассел не был профессиональным историком философии, несмотря на то что именно эта его книга наиболее известна в России. Ее автор не задавался целью последовательно изложить всю философию "от античности до наших дней", как это делается в учебниках. Поэтому его книга по истории философии вряд ли может оказаться ценной как учебное пособие; по полноте она, очевидно, проигрывает любому из отечественных учебников советских времен или, например, недавно изданному у нас многотомному труду Джованни Реале и Дарио Антисери. Но Рассел и не хотел создать учебник. Он искал в сочинениях великих философов прошлого то, что по-прежнему остается интересным, с чем можно спорить, соглашаться или не соглашаться. Оставаясь в истории философии "только лишь" великолепно эрудированным дилетантом (интересно отметить, что дилетантизм метафизиков XVII-XVIII веков Рассел подчеркивает как заслугу в противовес "профессорской" философии), английский мыслитель задается вопросом, поставить который не решился бы ни один профессионал: "Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость?".

Во-вторых, Рассел сам был одним из крупнейших философов двадцатого столетия, стоявшим у истоков создания философии логического анализа, которой, кстати, посвящена последняя глава книги. Критика его всегда оригинальна, обоснована и, что немаловажно, остроумна. Иногда простой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемы истории философии. Так, например, традиционно считается, что образ Сократа у Ксенофонта более достоверен, чем у Платона, так как Платон, обладавший помимо философского гения немалым литературным талантом, превратил Сократа из реальной личности в защитника собственных взглядов. Рассел резонно замечает на это: "Существовала тенденция считать, будто все, что говорит Ксенофонт, должно быть правильно, потому что ему не хватало ума, чтобы думать о чем-либо неправильном. Эта линия аргументации совершенно неосновательна. Пересказ глупым человеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что он бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Я предпочел бы, чтобы мои слова передавал мой злейший враг среди философов, чем друг, несведущий в философии". Логические позитивисты считали, что все философские проблемы или по крайней мере большая их часть связаны с неправильным употреблением слов, с отсутствием четкого синтаксиса. В подобных случаях Рассел четко и ясно показывает это на конкретных примерах.

Исследуя философские проблемы, Рассел позволяет себе высказывать смелые идеи, на которые вряд ли бы решился в теоретической работе. Сама мысль рассмотреть философию как "ничейную землю", лежащую между верой и наукой, была еретической с точки зрения его коллег-позитивистов.

В-третьих, книга интересна еще и тем, что позволяет открыть нечто новое и в самом Расселе. Ее автор предстает перед нами не только как знаток философии, но и как тонкий и остроумный стилист, глубокий ценитель литературы. К тому же чисто литературные достоинства украшают любую книгу, даже книгу по истории философии. Несколько цитат могут дать представление об этих сторонах многогранного таланта английского философа и математика: "Об Эмпедокле рассказывалось много легенд. Полагали, что иногда при помощи магии, а иногда при помощи научного знания он творил чудеса или то, что казалось таковыми. Говорят, что он мог управлять ветрами; он вернул к жизни женщину, казавшуюся мертвой в течение тридцати дней. Говорят, наконец, что он умер, прыгнув в кратер Этны, чтобы доказать свою божественность. Как говорит поэт:

Великий Эмпедокл, с пылкой душой, Прыгнул в Этну и изжарился целиком.

На эту тему Мэтью Арнольд написал поэму, но, хотя она принадлежит к наихудшему из того, что им написано, в ней не содержится вышеприведенного двустишия". Или, например, такое: "Лейбниц был немного скуп. Когда какая-нибудь молодая фрейлина ганноверского двора выходила замуж, он обычно преподносил ей то, что называл "свадебным подарком", состоявшим из полезных правил, заканчивавшихся советом не отказываться от умывания теперь, когда она заполучила мужа. История не отметила, были ли довольны этим новобрачные".

Рассел испытывал симпатию к тем, о ком писал, даже если не разделял их взглядов. Его критика спокойна и свободна от тенденциозности. Его отличает особая страсть находить в биографиях философов малозначительные на первый взгляд черты, способные не только развлечь читателя, но и открыть что-то новое в характере мудреца. Стала знаменитой его фраза о Декарте: "Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым, работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало" . Может быть, образ дилетанта-аристократа просто грел душу английского лорда. Не случайно же он заостряет внимание на замечании Юма: "Оснований для изучения философии не существует <... > за исключением того, что некоторым натурам это предоставляет возможность приятно провести время" .

"История западной философии" писалась в годы второй мировой войны, и время наложило на нее свой отпечаток. Рассел не стремится сделать классиков злободневными, но и не упускает случая проиллюстрировать старую мысль о том, к каким печальным последствиям могут привести самые благородные идеи.

Книга уже дважды издавалась на русском языке, но даже если отвлечься от того, что первые два издания давно стали редкостью, нынешнее отличается от них полным отсутствием купюр. В нем полностью воспроизводятся разбросанные по тексту замечания (естественно, не всегда доброжелательные) об отцах-основателях диалектического материализма, советских государственных деятелях и впервые печатается глава о Карле Марксе. Кроме того, издание снабжено громадным (свыше пятидесяти страниц) алфавитным указателем, объединяющим персоналии и темы.

3. Язык математики в философии Б. Рассела

Логический атомизм можно кратко охарактеризовать как философию математической логики, а если быть более точным, то как философию, изложенную в "Принципах математики", большой работе по математической логике, написанной Б. Расселом и А. Уайтхедом, которая была опубликована в трех томах в 1910-1913 гг.

После более десяти лет работы в наступившем XX в. они разработали логику нового типа, намного более широкую, чем аристотелева, в которую классическая (аристотелева) логика входила, но лишь в качестве одного из частных случаев. Главное отличие этой логики от логики Аристотеля можно сформулировать так: если логика Аристотеля по существу была логикой классов, то логика Рассела - логикой высказываний.

Например, суждение "Все люди смертны" устанавливает, что класс людей включается в класс объектов, которые смертны. В отличие от этого, в логике Рассела рассматриваются отношения между высказываниями (например, "Если идет дождь, то улицы мокрые"). Оба предложения: "идет дождь" и "улицы мокрые" - являются высказываниями, но (кроме этого) они находятся между собой в некотором отношении, которое Рассел назвал импликацией (следованием). Расселу удалось показать, что в терминах этой логики можно выразить также отношения между классами.

"Принципы математики" представили огромный интерес для философии, по крайней мере, по двум причинам:

в работе доказано, что математика, всегда считавшаяся самостоятельной дисциплиной, в действительности является разделом логики;

Рассел утверждает также, что базовая структура повседневных или "естественных" языков, таких, как английский или русский, подобна структуре "Принципов математики". Но хотя естественные языки и похожи в этом отношении на "Принципы математики", они (языки) непригодны для философского анализа, поскольку более "расплывчаты". В соответствии с этим в работе выражено убеждение, что математическая логика могла бы дать философии отточенный до совершенства инструмент для выделения значений предложений любого естественного языка. Это, в свою очередь, дает основание надеяться, что, наконец, философские споры можно будет подвергать строгой логической проверке.

В обыденном языке мы не расположены толковать о солнце, почему и как оно всходит и заходит. И все-таки астрономы находят, что лучше другой язык, и я также утверждаю, что в философии предпочтительнее другой язык.

Что понимается под "базовой структурой" предложений какого-либо естественного языка? Прежде всего, Рассел проводит различие между тем, что он называет атомарными высказываниями и высказываниями молекулярными. Молекулярные высказывания строятся из атомарных при помощи того, что Рассел называет связками, - слов, таких, как "и", "или", "если... то".

Например, "Джон и Мэри собираются в кино" - молекулярное высказывание, состоящее из двух атомарных. Любое молекулярное высказывание можно разложить на набор атомарных высказываний и логических связок.

Рассел показывает, что "Принципы математики" сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается, что мир состоит из "фактов" и что все эти факты имеют атомарную природу, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. В природе не существует молекулярных фактов, поскольку каждое молекулярное высказывание может быть переведено или представлено набором атомарных высказываний и логических связок. Сами связки, конечно, в мире ни к чему не относятся, это - языковые средства, которые позволяют нам комбинировать атомарные высказывания различными способами. То есть их использование, считает Рассел, носит чисто "синтаксический" характер. Также здесь подчеркивается, что в мире не существует никаких "общих" фактов. В мире нет факта, соответствующего общему высказыванию "Все люди смертны", поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарных высказываний типа "Джон смертен", "Джеймс смертен" и т.д. для каждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементами мира являются "факты", а каждый отдельный факт состоит из отдельного предмета и его индивидуальных характеристик.

Предполагается, что в "Принципах математики" представлен набросок совершенного языка; этот язык совершенен, поскольку он отражает структуру действительного мира. Если предложение с обычного естественного языка "перевести" на этот совершенный логический язык, то становится полностью ясным значение этого предложения. Если окажется, что после такого преобразования предложение не обретает субъектно-предикатной формы, это значит, что не существует такого объекта, к которому непосредственно относился бы грамматический субъект (грамматическое подлежащее), поскольку в структуре этого совершенного языка каждый субъект-термин обозначает некоторый действительный объект мира, а каждый предикат-термин - какую-нибудь реальную характеристику этого объекта.

Логический атомизм получил свою наиболее полную форму и тщательную разработку в загадочной работе ученика Рассела Людвига Витгенштейна.

4. Философия и литература

Современная философия, ознаменовавшая себя наличием множества интерпретаций, смыслов, различных ценностных установок, отражает многогранность восприятия современной действительности. Она уже не может вписываться в строгий по форме, стремящийся к предельной рациональности, чистый философский дискурс. Лишь художественный метод в силу своей изначальной толерантности, множественности позволяет не просто механически сочетать в себе противоречивое, но организует его в подлинно всеохватывающее единство, цель которого - вмещать и гармонизировать несовместимое. Вторжение философии в пограничную область поэтического языка не означает, что она лишается своего предмета. Это взаимопроникновение улучшает понимание человеческого "Я" и помогает субъекту отрефлексировать его проблемы, достигается равновесие звучания и смысла.

Философский текст будет исследоваться как вмешательство в диалог, стремящийся к литературно-поэтическому выражению и развертывающийся в бесконечности, поскольку искусство словесного построения и есть способ существования истины.

Возможно, больший интерес могут представлять не столько представители экзистенциализма, феноменологии и т.д., сколько аналитические философы, в какой мере они подвержены поэтическому, творческому порыву. Бертран Рассел (1872-1970), крупнейший представитель аналитической школы, также не избежал на себе влияния новых тенденций двадцатого века. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе за работу "Брак и мораль" и другие, ибо по философии таких премий не предусмотрено. Но, с другой стороны, это была заслуженная премия именно по литературе. Его работы, начиная с "Германской социал-демократии" историко-философских, политических, нравственных очерков и эссе по свободомыслию и атеизму - все они высокохудожественные произведения с великолепной стилистикой, остроумные, с использованием широкой гаммы литературных приемов.

Рассел известен больше как философ науки, логики, математики, но значительная часть его творчества, связанная с искусством философствования, философской публицистикой и литературой пока остается незамеченной. Основная задача сводится не только к анализу его художественных произведений, поиску границ поэтического и строго рационального, но и к попытке раскрыть влияние языка литературного жанра на философский текст, потому как именно в слове раскрывается истина, а философия оказывается "искусством рационального предположения".

Эволюция взглядов Б. Рассела происходила на протяжении почти целого столетия. Еще в начале своей научной деятельности Рассел совместно с Уайтхедом выпускает книгу "Основания математики", основу которой составляет строго формализованное изложение с применением фактически искусственного "птичьего" языка науки. Это поистине монументальный труд, но он по сию пору остается недосягаемым для нас в силу своей "нечитабельности". Постепенно Рассел приходит к мысли о том, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только как академическая наука в стенах Университетов. Чтобы истина стала понятной, нужно особое изложение, особый стиль письма.

Рассел стал одним из инициаторов Пагуошского движения за мир, автором "Декламации Рассела - Эйнштейна". В это время он приходит к пониманию, что соединение философии и искусства неразрывно связано с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована, прежде всего, на развитие в человеке духовного начала, его творческих способностей и акцентирование внимания на нравственной стороне жизнедеятельности. В наш век насилия и неприятия толерантности его идеи для нас как никогда актуальны.

Многие сегодня задаются вопросом, какие методы использует современная философия для продвижения к художественной форме. Изменилось время и классическое рациональное постепенно отходит в сферу иррационального. Для изучения этого явления обычно обращаются к деконструкции, постмодернизму, постструктурализму. Но уже к середине двадцатого столетия Рассел в литературном творчестве расширяет понятие рациональности и, таким образом, становится предвестником постнеклассической рациональности, которая сочетает в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. Истоки того, что мы наблюдаем в основных школах мысли конца двадцатого века, можно найти в работах Рассела, поэтому стоит более пристально отнестись к литературно-художественной стороне его творческой деятельности.

Будучи одним из основоположников аналитической философии, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел неожиданно переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. Рассел рассматривает язык как инструмент, выполняющий функции объяснения всего мира, поэтому уделяет ему особое внимание. Как представителю аналитической философии, Расселу свойственна предельная точность терминологии. Он преодолевает хаос и беспорядок в философском дискурсе путем устранения различных смыслов, вкладываемых в одни и те же словосочетания. Еще в первой половине двадцатого века Рассел занимался изучением глубинного логического анализа языка. Многие задачи философии он решает с помощью грамматического, лингвистического подхода.

Сегодня в нашей стране публикуется много работ Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Это далеко немаловажная область творчества мыслителя незаслуженно остается в тени. То, что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением, что в какой-то момент строгие прежние рамки философского текста не могут вместить все разнообразие современного мира.

Философская мысль актуализируется в слове, в языке, поэтому в исследование будет входить стилистический анализ, более глубокое изучение форм художественного слова. Прилагаемые к работе переводы художественных произведений станут обоснованием того, что Рассел в совершенстве сочетает рациональность содержания, в которой так нуждаемся мы все сегодня, и художественную форму как наиболее подходящую сейчас для выражения философской мысли.


Заключение

В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами.

Непосредственно рассматривая философию Б. Рассела в орбиту нашего внимания входили и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела.

Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы.

Многие исследования открывают "нового", то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня.


Список используемой литературы

1. Богомолов А.С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973.

2. Быховский Б.Э., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969.

3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела.М., 1991.

4. Нарский И.С., Философия Б. Рассела, М., 1982.

5. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, "Вопросы философии", 1992, № 6.

6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1998.

7. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997.


Содержание статьи

РАССЕЛ, БЕРТРАН (Russell, Bertrand) (1872–1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

Символическая логика.

Важнейшая работа Рассела – Начала математики (Principia Mathematica , в трех томах, опубл. в 1910–1913) была написана в соавторстве с А.Н.Уайтхедом . Этот труд содержит точную формулировку логики и подробное доказательство того, что теоремы чистой математики следуют из принципов логики, а понятия математики могут быть определены в терминах логики. В более поздних работах было показано, что системе Principia достаточно трех неопределимых терминов; Рассел называл их «минимальным словарем» математики, поскольку теоретически вся математика и логика могут быть сформулированы с помощью одних этих терминов. Тезис о сводимости математики к логике выдвигался Расселом в работе Принципы математики (Principles of Mathematics , 1903), ряд важнейших положений Principia излагался им в статьях, вышедших ранее. Среди них – следующие концепции.

Теория дескрипций.

Выражения «автор Уэверли » и «золотая гора» являются примерами того, что Рассел называл «дескрипциями», т.е. описательными выражениями. Рассел показал, что такие выражения можно устранить из языка с помощью логических переформулировок предложений, в которые они входят. Например, сказать, что «Автор Уэверли был шотландцем», – значит сказать «Некто написал Уэверли и был шотландцем». Сказать «Золотая гора не существует» – значит сказать «Ничто существующее не является одновременно золотым и горой». Эта теория устраняла необходимость предполагать, что такие предложения, как «Золотая гора не существует», утверждают о чем-то, что оно не существует, и тем самым предполагают царство сущностей, включающее в себя несуществующие объекты. Кроме того, теория дескрипций предлагала новый тип определения, иногда называемый «контекстуальным определением». Вместо того чтобы предложить термины, которые можно было бы подставить на место дескриптивных выражений в предложения, их содержащие, определение Рассела давало метод подстановки на место самих предложений других предложений, имеющих иную структуру и не содержащих дескриптивных выражений. По Расселу, возможность таких определений указывает на то, что грамматическая форма исходного предложения не дает ключа к его подлинному смыслу.

Элиминация кардинальных чисел и классов.

Рассел показал, что все свойства числа могут быть сохранены, если определить кардинальные числа в терминах классов. Кардинальное число данного класса было определено как класс всех тех классов, которые подобны этому классу; классы «подобны», если входящие в них элементы могут быть поставлены во взаимно однозначное соответствие друг другу. «Взаимно однозначное соответствие» было определено с помощью терминов словаря логики. Отсюда – нет нужды полагать, что в дополнение к классам существуют такие объекты, как числа. (Сходное определение числа было дано Г.Фреге в 1884.) Рассел далее показал, что нет необходимости допускать и существование самих классов; с помощью контекстуальных определений предложения, которые по видимости говорят о классах, могут быть заменены другими, более сложными предложениями, говорящими о свойствах, а не о классах. Эти определения показывали, что объекты, такие, как классы и числа, которые ранее выводились из некоторых данных и существование которых было по этой причине проблематичным, могут интерпретироваться как логические структуры, построенные из данных. Таким образом, эти определения являются применением «бритвы Оккама» – принципа, согласно которому сущности не следует умножать без необходимости. Рассел называл таким способом определенные объекты «логическими конструкциями» (или «логическими фикциями»).

Философия.

Рассел был убежден, что, используя логико-аналитический метод Principia , философия может стать наукой. Его специальные философские работы по большей части вдохновлялись желанием найти минимальный словарь для нашего нематематического знания.

Наше знание о внешнем мире (Our Knowledge of the External World , 1914) было первой попыткой применить этот метод в философии. Следуя Уайтхеду, Рассел показал, что точки и моменты времени в математической физике можно рассматривать как конструкции, построенные на грубых данных чувственного опыта, и предложил подобным же образом рассматривать физические объекты. Одной из традиционных проблем философии является отношение физического объекта (например, дерева) к его восприятию в чувственном опыте. Рассел надеялся решить эту проблему, предложив метод перевода предложений о физических объектах в предложения, содержащие указания исключительно на восприятия в чувственном опыте. Так, дерево можно рассматривать как логическую конструкцию, и нет необходимости иметь с ним дело как с предполагаемой метафизической сущностью, лежащей за пределами чувственных данных. Однако в работе Анализ материи (Analysis of Matter , 1927), в которой Рассел подверг анализу фундаментальные понятия физики, он предложил две важные модификации.

1. Хотя физические объекты, в том числе электроны и протоны, суть логические конструкции, действительные восприятия (или «перцепты») являются лишь одним из видов материала, из которого строятся объекты. Подлинными элементами Вселенной являются события (некоторые из них – перцепты), каждое из которых занимает конечный объем пространства и времени.

2. Перцепты суть составные части не внешних объектов, но мозга того человека, который их воспринимает. Рассел считал, что свойства и временные отношения перцепта указывают на то, что наиболее правдоподобным местом его расположения является мозг воспринимающего человека; и это особенно очевидно в случае перцепта удаленного объекта, например звезды. Пространственная локализация перцептов внутри мозга не означает, однако, их отождествления с физическими процессами, происходящими в мозге.

В работе Анализ сознания (Analysis of Mind , 1921) Рассел подверг логическому анализу понятия психологии. С его точки зрения, сознание, верование, восприятие, память и желание – все редуцируемы к последним составным элементам, к которым мы приходим при анализе материи. Эту позицию иногда называют «нейтральным монизмом», поскольку, согласно этому подходу, и материя и сознание построены из одного и того же нейтрального «вещества». Такие объекты, как «душа» и «Я», о которых толковала традиционная психология, не кажутся Расселу достаточно значимыми, чтобы представлять их даже в виде конструкций. Тождество личности, считал он, может быть выражено через различные типы непрерывности, например через непрерывность опыта.

В Анализе материи Рассел высказал предположение о фундаментальном характере физики в смысле сводимости законов других наук, включая психологию, к физическим законам. Однако он заметил, что его собственные взгляды на универсум кое в чем совпадают с позицией идеализма, поскольку перцепты – один из видов элементов, из которых строится материя, и в них мы имеем «интимное знание чувственных качеств», которого не может достичь физика.

В книге Человеческое познание: его сфера и границы (Human Knowledge: Its Scope and Limits , 1945) Рассел утверждает, что психические события отличаются от физических именно тем, что могут быть известны непосредственно. Для того чтобы оправдать выводы от психических событий к физическим, от перцептов к самим вещам, необходимы особые постулаты, которые Рассел сводит к пяти основным: постулат квазипостоянства, постулат независимых причинных линий, постулат пространственно-временной непрерывности, структурный постулат и постулат аналогии. Вместе взятые, они обеспечивают предварительную вероятность индуктивным заключениям, которые сами по себе чаще ложны, чем истинны. Однако и на основании этих постулатов научного метода, писал Рассел, «физические явления познаются лишь в отношении их пространственно-временной структуры. Качества, присущие этим явлениям, непознаваемы, – настолько абсолютно непознаваемы, что мы не можем даже сказать, отличаются ли они от известных нам качеств психических явлений».

Социально-реформаторская деятельность.

Рассел широко известен прежде всего своими сочинениями и публичными лекциями на социальные и этические темы, а также своей общественной деятельностью. Он был убежден, что предложения, в которых утверждается желательность чего-либо как этической цели или внутренне значимого или конечного блага, суть выражения эмоций и поэтому не могут быть истинными либо ложными. Однако это не означает, что следует стремиться к преодолению этических чувств. Мотивом собственной деятельности Рассел считал стремление по возможности объединить и гармонизировать желания человеческих существ. Преследуя эту цель, он много писал на такие темы, как международные отношения, экономика, образование, брак и мораль. Либеральные и неортодоксальные взгляды Рассела привели к тому, что ему было запрещено преподавать в Сити-колледже в Нью-Йорке и – одно время – в Кембриджском университете в Англии. Во время Первой мировой войны он был заключен в тюрьму за свою пацифистскую деятельность. Рассел был одним из первых членов Фабианского общества, избирался в парламент и с 1944 принимал активное участие в работе палаты лордов. За выдающиеся литературные достоинства своих научных и публицистических сочинений философ был удостоен Нобелевской премии по литературе 1950.

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. Известна декларация протеста Рассела – Эйнштейна, которая привела к организации Пагуошского движения ученых. Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне, где он находился в течение недели (1961). В 1962 во время Карибского кризиса он вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н.С.Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике Победа без оружия (Unarmed Victory , 1963). В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме. Он также осудил вторжение СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968. Умер Рассел близ Пенриндайдрайта (Уэльс) 2 февраля 1970.

Расселу принадлежат также следующие сочинения: Азбука атомов (The ABC of Atoms , 1923); Азбука относительности (The ABC of Relativity , 1925); Образование и благосостояние (Education and the Good Life , 1926); Скептические эссе (Sceptical Essays , 1928); Брак и мораль (Marriage and Morals , 1929); Завоевание счастья (The Conquest of Happiness , 1930); Научное мировоззрение (The Scientific Outlook , 1931); Образование и общественный строй (Education and the Social Order , 1932); Похвала праздности (In Praise of Idleness , 1935); Исследование значения и истины (An Inquiry into Meaning and Truth , 1941); История западной философии (A History of Western Philosophy , 1945); Человеческое познание, его сфера и границы (Human Knowledge, Its Scope and Limits , 1948); Власть и индивид (Authority and the Individual , 1949); Непопулярные эссе (Unpopular Essays , 1950); Воздействие науки на общество (The Impact of Science on Society , 1952); Портреты по памяти (Portraits from Memory , 1956) и трехтомная Автобиография (Autobiography , 1967–1969).