Биография. Василий алексеевич ватагин Скульптурные изображения животных ватагин

Как художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты. <..>
Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле.
Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации.

В.А. Ватагин

125 лет со дня рождения Василия Алексеевича Ватагина (1884-1969) - прекрасный повод для того, чтобы более объемно представить его творчество. Спектр деятельности мастера был довольно широк: иллюстрирование книг, как научных, так и художественных, живопись, графика, скульптура, написание сочинений о животных для детей и об анималистике для взрослых, преподавание, оформление музейных пространств. Он создал галереи портретов деятелей науки и культуры, панно на темы зоологии, палеонтологии и зоогеографии. С 1908 года Ватагин постоянно сотрудничал с Дарвиновским музеем, в экспозиции которого представлено более 50 картин и скульптур художника. Можно сказать, что выставка его произведений проходит здесь каждый день. Однако в фондах хранится немало работ, еще не показанных широкому кругу зрителей.

Дарвиновский музей совместно с Третьяковской галерей подготовил две выставки, где демонстрируется более 150 произведений мастера. Многие посетители, которые знают Ватагина как скульптора, смогут увидеть его графику и масштабные живописные произведения.

Василий Алексеевич в 1907 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, получив ученую степень кандидата зоологических наук. Однако основным призванием его жизни стало искусство анималистики, и знание зоологии в этом художнику значительно помогало.

В 1907—1908 годах Ватагин трудился над серией акварелей с изображением животных. В нее вошли большие ватманские листы («Кенгуру рыжий», «Жираф», «Гуанако», «Лама», «Верблюд двугорбый» и другие), над которыми художник работал, собирая материал к «Зоогеографическому атласу» М.А. Мензбира в зоологических садах и музеях в Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Великобритании, в Московском зоопарке. Даже изображая животных одного вида, художник для каждого зверя подбирал особенные средства выразительности.

В 1913—1914 годах Василий Алексеевич побывал на Цейлоне и в Индии. Из этого путешествия, обогатившего его впечатлениями на всю жизнь, художник привез 180 акварелей и рисунков тушью.

В 1919 году Ватагин преподавал в Москве в 1-х Государственных свободных художественных мастерских (бывшем Строгановском училище), сначала — на кафедре скульптуры, потом — литографии’. В тот период он работал над серией автолитографий «Индия»; подготовил два выпуска по 11 автолитографий. На одном из листов — «Сумерки» (1919) — изображены идущие вдоль реки друг за другом слоны и два погонщика. Темные силуэты животных и людей выделяются на фоне бликов воды, тень от деревьев играет в прятки с просветами неба. Слоны сами по себе завораживают зрителя, а атмосфера приближающейся ночи добавляет таинственности этой работе. Композиция с купающимся слоном перейдет в иллюстрации к «Маугли». Позже, в 1922 году, Ватагин выполнил 43 автолитографии и фототипии. В серию вошло 14 индийских пейзажей, изображений храмов, слонов, буйволов. Альбом «Индия. 14 автолитографий В. Ватагина» получил высокую профессиональную оценку.

Эмоциональное впечатление от поездки не могло реализоваться только в графических произведениях. В 1921 году Ватагин написал картину «Цейлон», где запечатлел идиллическую сцену: среди буйной растительности на стволе дерева возлежит дремлющий леопард, вокруг летают попугаи и другие тропические птицы. Охота — неотъемлемая часть жизни хищников, но когда все сыты, то в джунглях и звери, и птицы мирно сосуществуют друг с другом. Ватагин сделал акцент не на изображении отдельных видов животных, а на самой природе, воплотив в картине то буйство красок, которое видел в своем индийском путешествии. Здесь он не сковывает себя строгостью графических техник, а целиком отдается во власть цвета.

Порой в одной станковой работе сложно показать жизнь животных во всем ее разнообразии. В 1919—1920 годах Ватагин создал триптихи «Журавли» и «Бобры». Много лет спустя, в 1948 году он вновь обратился к теме бобров, написав картины «Бобровые хатки», «Строительство бобров», «Бобр за работой», в которых использовал только два цвета — умбру и зеленый. Затруднительно привести примеры посвященных животным триптихов, созданных другими авторами, это своего рода ноу-хау Ватагина.

Серия, выполненная в 1919 году, посвящена пестрым, ярко расцвеченным обитателям тропических лесов — попугаям. В нее вошли работы «Ара гиацинтовый и ара сине-желтый», «Аракрасный», «Ара гиацинтовый в работе. Различение цветовых сочетаний», «Какаду молуккский», «Ара красный в работе. Различение цветовых сочетаний». Во всех произведениях изображены экспериментальные попугаи известного российского зоопсихолога Н.Н. Ладыгиной-Котс. Птицы представлены в натуральную величину, композиция картин проста и ясна. Несмотря на то, что серия выполнена маслом, в ней пока еще преобладают графические качества. Художник работал цветом, обозначая оперение птиц и фон, но не решал собственно живописных задач — передачи световоздушной среды, игры оттенков и рефлексов. Позже живопись Ватагина становится мягче.

Ватагин — признанный мастер скульптуры. В 1908 году он выполнил одни из первых своих произведений — деревянный рельеф «Сидящий кондор» и «Обезьяну», а в 1909 году — «Моржей». Значительная коллекция созданной им деревянной скульптуры принадлежит Третьяковской галерее.

Хочется особо отметить деревянную скульптуру «Кенгуру» (1921, ГТГ). В этой работе применен особый прием: животное оборачивается и бросает взгляд назад, как бы проверяя, не угрожает ли ему опасность. Таким образом, скульптура приобретает действительно объемное звучание, у нее нет провальных зон, когда зритель может видеть только хвост или спину животного. «Кенгуру» — особая скульптура со множеством точек осмотра. Интересно, что послужило толчком к созданию подобной работы? Скульптор говорил, что порой материал сам диктовал изменения первоначального замысла. Возможно, эскиз не подразумевал подобного динамичного образа, и этот живой ракурс кенгуру продиктован пластическим изгибом дерева.

Ватагин оформлял множество детских книг (произведения Э. Сетона-Томпсона, Дж. Лондона, В.В. Бианки), став практически классиком книжной иллюстрации, но пожалуй, наибольшую известность ему принесла работа над книгой «Маугли» Джозефа Редьярда Киплинга, которая началась в 1922-м и продолжалась вплоть до 1950-х годов. Художник выполнил около 200 рисунков, к которым многократно возвращался.

В 1922 году вышла в свет книга с сотней иллюстраций. В издании 1934 года на разворотах размещено по три-четыре небольших рисунка, отражающих развитие сюжета. В книге, выпущенной в 1965 году, от подобной кинораскадровки отказались. Иллюстраций в ней меньше, но они более проработаны, выразительны, закончены. Рисунки выполнены тушью, карандашом, в технике автолитографии. Напряженное сочетание черного и белого цветов передает ощущение наполненной опасностями жизни дикой природы («Маугли научился прыгать с ветки на ветку»; «Стадо уже не могло остановиться»; «Хатхи шагнул вперед — и было видно, что он и есть хозяин джунглей»). Художник также уделил большое внимание особенностям индийской жизни. Можно насчитать 12 переизданий книги с иллюстрациями Ватагина, значит, его рисунки полюбились читателям, как и сказки Киплинга.

После поездки в 1926 году в Берлинский зоопарк Ватагин активно работал над изображениями обезьян, создал многочисленные рисунки и скульптуры. В рисунках у орангутангов, павианов, шимпанзе и горилл больше деталей, чем в скульптурных работах. Художник прорисовывает подробности их мимики (вытянутые губы, круглые выразительные глаза), а также особенности фигур (цепкие лапы, извивающиеся хвосты, гибкие тела). В скульптуре, в первую очередь деревянной, он вынужден работать массами («Голова оранга», 1927; «Группа обезьян», 1939; «Шимпанзе», 1930-е; «Печальная обезьяна», 1964; все — из собрания Третьяковской галереи). Именно сидящее животное, когда лапы и туловище образуют силуэт без просветов, выбирает в дереве Ватагин. А ведь обезьяны очень подвижны; динамичные образы им более свойственны, нежели задумчивосозерцательные. В связи с этим стоит обратить внимание на глиняную и гипсовую скульптуру из собрания Дарвиновского музея. В фонды естественнонаучного музея попали работы, выполненные именно из гипса. Порой можно услышать о пренебрежительном отношении к произведениям такого рода; считается, что деревянная скульптура более выразительна. Невозможно однозначно согласиться с таким мнением. Глиняная и гипсовая скульптура в силу особенностей материала имеет иные средства выразительности. Здесь художнику легче передать движение и детали. В гипсе выполнены «Шимпанзе стоя», «Орангутан старый на ходу» (оба — 1927), «Орангутан стоя» и весьма интересный «Орангутан молодой сидя» (оба - 1929).

В 1931 году Ватагин написал несколько картин с изображением райских птиц - обитателей влажных тропических лесов, невероятно разнообразных по форме и окраске оперения. Композиция картин динамична. Несколько самцов с раскрытыми клювами распушили свои персиковые и голубые хвосты и крылья, и не сразу разглядишь неприметную самочку, ради которой устроено это представление. Самцы исполняют брачные танцы и буквально висят на ветках вверх лапками, чтобы привлечь к себе внимание. В зависимости от задачи художник изменил манеру письма: в отличие от использования больших плоскостей при изображении крупных животных, райских птичек Ватагин пишет мелкими мазками, более четко прорабатывая детали.

Одна картина не может рассказать обо всех повадках зверей. В сериях мастер создавал эпические повествования о жизни животных. В 1932 году исполнен «медвежий» цикл, написанный маслом на фанере: медведь в поисках меда; медведь задрал лося; медведь в овсе; медведь на грушевом дереве; медведь, разоряющий муравейник; медведица с медвежатами за рыбной ловлей. Познакомиться с образом жизни дикого зверя при помощи живописных произведений гораздо безопаснее, чем в естественной среде обитания. Признаемся, что он имеет мало общего с жизнелюбивым мишкой из русских народных сказок.

В 1934 году художник работал над серией, посвященной семейству кошачьих. Художественное собрание Дарвиновского музея пополнилось картинами «Амурский тигр», «Тигр персидский», «Тигр суматрский». Необычный по окраске персидский тигр — светлого, близкого к песочному цвета, с тонкими коричневыми полосками — запечатлен притаившимся у воды среди камней и песка. На картине «Амурский тигр» изображены два зверя снежной зимой. Тигр на первом плане довольно массивен, ничто не ускользнет от внимательного взгляда его желтых глаз. На дальнем плане, возможно, его подруга (брачный сезон этих хищных кошек приходится на зимний период).

В трогательной семейной сцене «Диморфизм у леопардов» (1934) художник применил табличный прием, который использовал в оформлении «Зоогеографического атласа». На картине только одно животное — черная пантера — написано в спокойной позе, а леопард и четверо детенышей переданы в прыжке. Четыре котенка — четыре «прыгающих» ракурса. Безусловно, такие динамичные положения могут быть только в живописи; скульптура требует опоры, а значит, подобные «летящие» позы практически исключены. Пятнистый окрас животных повлиял на общий замысел картины: пятнами света и тени решена песчаная почва, пятнами светлой и темной зелени переданы листья деревьев. Мелкие пятна уравновешиваются крупными, и композиция приобретает цельность.

В 1937 году Ватагин создал скульптуру «Сивуч», а в 1938-м работал над живописной серией, посвященной морским обитателям. Он написал белуху, кита-касатку, кита-полосатика в темных водах северных морей, веселую стайку дельфинов в лазурных южных морских просторах, где вода светится отблесками солнца, дюгоня — водное млекопитающее, похожее на ламантина. Картины эти отличаются и по изображению животных, и по передаче водной стихии.

Ватагину было интересно решать большие пространственные задачи. В монументальном полотне «Слоны в индийских джунглях» (1941) переданы стихия джунглей и мощь огромных животных. Эту тему продолжают «Слон в саваннах», «Слоны на водопое».

С живописной точки зрения очень красива работа «Диморфизм у кречетов» (1934), на которой птицы с белым оперением выделяются на фоне темных собратьев. Пастели с кречетами художник выполнял еще в 1902—1906 годах. Иллюстрации с их изображением Ватагин готовил и для книги выдающегося отечественного зоолога ГП. Дементьева «Сокола-кречеты».

В 1946 году созданы картины «Леопард китайский», «Леопард персидский» и «Леопард индийский», а также живописный триптих «Пума канадская», «Пума в пампасах Патагонии», «Пума в джунглях», на котором запечатлено удивительное животное, обитающее и в жарких степях, и в снежных горах. По подготовительным рисункам из фондов музея видно, что Ватагин задумывал триптих цельно, сразу решал композиционно все три картины.

В 1960 году появились картины «Попугаи ара сине-желтые», «Попугаи ара красные», «Попугаи ара гиацинтовые». Своеобразный триптих написан на больших холстах, в нем не осталось и следа от жесткой графической манеры, в которой написана ранняя серия с экспериментальными попугаями. Это произведения зрелого мастера, подлинного живописца.

Живописная манера Ватагина сложилась довольно рано. Ее особенность — тонкое письмо, отчасти такая форма работы напоминает фреску. Если присмотреться, под слоями масляной живописи можно увидеть предварительный рисунок карандашом. Прозрачное письмо оставляет впечатление, что картины создавались легко, за короткий промежуток времени. Действительно, художник писал быстро, отчасти в силу того, что постоянно был обременен большим объемом работы, но, главным образом, благодаря тому, что был максимально собран и сосредоточен. Ему помогал скульптурный опыт держать образ в голове и выделять главное.

Мастер четко разделял задачи научной иллюстрации, художественной иллюстрации и живописного произведения. В первом случае он предельно ясно прорисовывал все особенности строения зверей и птиц, окружающий ландшафт, аккуратно прорабатывал всю поверхность листа. В художественной иллюстрации действовал иначе. В иллюстрациях к «Маугли» Ватагин выделяет главных героев, легко намечая остальных обитателей джунглей, природа здесь отходит на второй план. В станковых живописных полотнах манера письма снова меняется. Создавая художественный образ, Ватагин пишет крупными поверхностями, широкими мазками. Перед нами то дотошный педант, то лихой мастер кисти. Эти особенности рождались не спонтанно, а в результате четкого понимания того, что каждый вид изобразительного искусства имеет свои задачи, которым художник следовал неукоснительно.

Творчество Василия Алексеевича Ватагина пришлось на сложный исторический период (две войны, революция), но признаем, что его жизнь в искусстве сложилась удачно. Время революционного переустройства трагически отразилось на судьбах многих художников. Те из них, кто не смог реализовать себя в новых политических условиях, вынуждены были покинуть Родину. Избрав темой жизнь животных, Ватагин максимально удалился от конъюнктурных политических заказов. Возможно, работа в Дарвиновском музее поставила художника в разряд простого исполнителя идей А.Ф. Котса (основателя музея, ставшего на всю жизнь другом Ватагина), но в то же время она позволила ему работать масштабно, создавать монументальные скульптуры и картины. Ватагин трудился напряженно, сам рубил из дерева, создал сотни набросков, огромные полотна. В это трудно поверить, но его реалистическая живопись не сразу получила признание. В первую очередь общественность оценила его как скульптора. Хотя и скульптура, и живопись — равноценные грани таланта мастера. Порой кажется, что Ватагин нарисовал, написал, изваял всех животных, и не осталось тем для других авторов. Напротив, его искусство вдохновило многих молодых художников посвятить себя анималистике.

Надеемся, что выставки, открывшиеся в Третьяковской галерее и в Дарвиновском музее, помогут зрителям расширить представление о выдающемся художнике, познакомив с разными гранями его творчества.

Азбука в картинках. Рисовал В. Ватагин. Издание Г.Ф. Мириманова. Москва, 1926. 8 с. В цветной издательской литографированной обложке. 20x19 см. Тираж 15000 экз. Большая редкость!

Известный советский художник-анималист В.А. Ватагин стремился не только помочь детям запомнить каждую букву алфавита, но и расширить их представление об окружающем мире. На страницах азбуки изображены животные и птицы, с которыми дети встречаются в жизни или о которых знают по сказкам и рассказам. Азбука воспитывает у детей любовь к природе, эстетический вкус. В.А. Ватагин писал: «Необходимо с детства прививать любовь к животному... Школа, семья, художественная литература, изобразительное искусство, кино и радио принимают в этом значительное участие. Но они должны в еще большей степени развивать эту тему...» Именно эту задачу одновременно с обучением буквам алфавита, основам грамоты и выполняет азбука в картинках В.А. Ватагина. Она вышла в издательстве Г.Ф. Мириманова, в 1923-1930 гг. - издательство «На помощь деревне и школе», основано Гаврилой Фомичом Миримановым. Выпускало дешёвые, доступные книги, около тридцати в год, в основном, книжки о животных, сказки, книжки-картинки и «Библиотеку школьника», куда входили избранные произведения русской классической литературы для самых маленьких граждан страны Советов.

Библиографические источники:

1. От азбуки Ивана Фёдорова до современного букваря. Москва, 1974, с.с. 200-201.

2. В.А. Ватагин. Каталог графики из фондов Государственного Дарвиновского музея. Москва, 1998. 112 с.

Ватагин, Василий Алексеевич (1883/1884 - 1969) - русский и советский график и скульптор-анималист. Народный художник РСФСР (1964). Действительный член АХ СССР (1957). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского). В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января 1884 год)а в Москве, в семье преподавателя гимназии. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н. А. Мартынова, затем, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета занимался два года в художественной школе К. Ф. Юона. Еще студентом начал работать с М. А. Мензбиром, позднее подготовил таблицы для его зоогеографического атласа. Университет он закончил в 1907 году. С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами - деревом, камнем, фаянсом, костью и др. Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии. В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом «Рисунки» - по материалам зарисовок в Московском Зоопарке, серия кавказских пейзажей. Был членом Московского Товарищества Художников (с 1911 года) и Общества Русских Скульпторов. В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии. В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве. Осенью 1913 года он обвенчался с дочерью художницы Антонины Леонардовны Ржевской - Антониной Николаевной. У них было две дочери: Ирина и Наталья. Ватагин проявил себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р.Киплинга, Д.Лондона, Л.Толстого, Э.Сетон-Томпсона. Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста» (1957). Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций. Работал Ватагин и в сфере садово-парковой скульптуры, в частности оформил вход в Московский Зоопарк (1931–1932; не сохранился, разобран при перестройке 1980-х годов). В период 1963-1969 гг. преподавал на керамическом факультете МВХПУ (Строгановское училище), с 1964 года - в качестве профессора. Умер Василий Алексеевич 31 мая 1969 года в Москве, похоронен в городе Таруса Калужской области. Многие русские художники-анималисты, расцвет творчества которых пришёлся на 1920-30-е годы, часто вспоминали, что в детстве любимой книгой у них была «Жизнь животных» А.Брема. Об этом писал и Евгений Чарушин: «Я читал Брэма и чуть не плакал, как мне хотелось иметь тапира или жирафу. Ходил бы зверь, ел… А я бы смотрел…». И Алексей Комаров: «Я зарисовываю зверюшек и птичек, читаю Брема и сверяю рисунки Шпехта, Кунерта, Мютцеля с натурой и мечтаю когда-нибудь нарисовать и лучше и полнее всех птиц и зверей мира». И Василий Ватагин, восторгавшийся этими рисунками, ведь «лучших изображений животного» он «не видел и не мог себе представить». С одной стороны, такое внимание к книгам Брема вызвано было любовью к природе, рано проявившейся у всех этих художников. С другой - в дореволюционной России почти не было научно-популярных изданий по зоологии, предназначенных для подростков. А для детей дошкольного и младшего школьного возраста интересных, хорошо иллюстрированных познавательных книг о мире птиц и зверей вовсе не было. Может быть, желание восполнить то, чего они сами лишены были в детстве, и привело Чарушина, Комарова и Ватагина в детскую книгу.

Ватагин, Василий Алексеевич (1884, Москва - 1969, там же) - российский график, скульптор, один из лучших художников-анималистов XX века. Основоположник московской анималистической школы, народный художник РСФСР (1957), профессор (с 1965). Автор многочисленных книжных иллюстраций и станковых произведений. Василий Ватагин родился в Москве. Природа, животные, птицы интересовали его с детства, а любимым занятием было рисование. «Дома и в гостях, получив бумагу и карандаши, я мог рисовать часами не скучая. Рисовал я зверей и птиц и только экзотических». Уже ребёнком ему хотелось нарисовать животное точно. Для этого он «старательно срисовывал иллюстрации из зоологических учебников». Его мать была учительницей гимназии и, видя такое увлечение сына, приносила домой зоологические таблицы и атласы с изображениями животных, а рисунки к многотомному изданию Брема стали «идеалом» будущего художника. Он старательно рисовал - «по частям, как умел», - чучела животных, а с пятнадцатилетнего возраста ходил заниматься в студию художника-акварелиста Н.А.Мартынова. «Самым существенным в моём обучении было то, что впервые от Мартынова я услышал о необходимости рисовать с живой натуры». Мартынов помог Ватагину устроиться рисовать в Московский зоосад, где начинающий художник стал проводить всё свободное время. Несмотря на столь явное пристрастие к рисованию, по окончании гимназии молодой человек поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского Университета (1902-1907). Как он сам вспоминал, потому, «что в том кругу, где я вырос, считалось необходимым получение высшего университетского образования для всякого рода деятельности». Кроме того, Василий Алексеевич «не был уверен в своих художественных силах» и помыслить не мог о том, что он сможет стать профессиональным художником. Однако тяга к рисованию была столь велика, что, учась на втором курсе Университета, Ватагин стал посещать (1904-1906) студию художника К.Ф. Юона. Там он учился рисовать «человеческую фигуру», изучал разные техники рисования, теорию рисунка и живописи. Именно в эти годы перед Василием Алексеевичем встал вопрос, решению которого он посвятил всю жизнь. «Я уже самостоятельно рисовал цветные композиции птиц в натуральную величину (кречетов) на пейзаже как иллюстрации для зоологических работ профессора М.А. Мензбира. Я старался рисовать их как можно лучше и считал, что достигаю в рисунке впечатления живой птицы. Юон обычно хвалил мою свободу рисунка и особенно композиции. Но, когда я показал ему свои зоологические рисунки, он спросил: “А где же искусство?”». Этот вопрос - как нарисовать животное биологически точно и в то же время создать художественный образ - рано или поздно встаёт перед каждым художником-анималистом. Каждый ищет свой путь, свой способ совместить эти порой противоположные вещи, ведь если в художественной книге рисунки могут быть образными, эмоциональными, то в научном издании - напротив, животные должны быть нарисованы предельно точно и без лишних эмоций. Василий Алексеевич оказался меж двух огней. «Трудно было рисовать научную иллюстрацию и создавать художественный образ, исполняя эти столь разные задачи одной и той же рукой, проверяя теми же глазами. Невольно одно направление влияло на другое. Когда я переходил границу дозволенного в иллюстрации, профессор Мензбир говорил: “Что это вы мне здесь Художественный театр намазали?..” А когда я участвовал со своими рисунками на выставках, художники говорили: “Ватагин опять со своими наглядными пособиями явился”. На моих работах был гнёт зоологии». Ватагин мучительно искал свой путь, свой способ разрешения этого противоречия: художник боролся в нём с биологом, и в результате, постепенно формировался индивидуальный почерк мастера анималистической иллюстрации, который - и как художник, и как биолог - признавал в животном «собрата человека» и преклонялся перед миром природы с его «мощным проявлением красоты». В те годы и всю дальнейшую жизнь Ватагин много путешествовал по миру, по Западной Европе (1903-1913), ездил в Индию и на Цейлон, был на севере России, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе. Всюду его неизменно сопровождали альбом с красками и карандашами. Он изучал и рисовал животных и птиц в зоопарках и на воле. Писал многочисленные этюды, а в музеях мира тщательно зарисовывал произведения искусств, изображающие животных, учась у мастеров, живших в Древнем Египте, Месопотамии, Греции. Из этих поездок он привозил сотни рисунков, этюдов и - что не менее ценно для художника - новые впечатления, «освежающие душу». «Так, - писал художник, - весеннее солнце освежает застоявшийся воздух зимы. С каким подъёмом, обострённым вниманием, восторгом ловишь мимолётные образы! Глаз, отмечая окружающее, видит всё интересным и красивым, рука старается занести впечатления на бумагу с чувством особой ответственности и увлечения. Вот почему так свежи и непосредственны, проникнуты радостью восприятия красоты путевые зарисовки и этюды». Иногда по рисункам-впечатлениям от своих путешествий Ватагин создавал отдельные альбомы. Так, по материалам своего путешествия в Индию он издал альбом автолитографий (1922). Литографии Василий Алексеевич учился в Берлине в студии К.Капштейна (1910). В те годы владение литографией было крайне необходимым умением - большинство цветных иллюстраций в книжках делались именно в этой технике. «Мне нравился, - признавался художник, - самый процесс рисунка на камне, его приятный, тёплый цвет, предельная твёрдость его поверхности с налётом шероховатого «корешка», на котором так легко ложится жирный литографский карандаш. Я предпочитаю рисовать прямо на камне, избегая переводную бумагу (корнпапир). Выяснив на эскизе композицию, я выполняю на камне (часто по асфальту) главные контуры и пятна светотени, на которых держится композиция. Пользуясь оттиском с основного камня, на других камнях я делаю необходимые дополнения - усиливаю, где нужно, рисунок литографским карандашом или ввожу цвет заливкой литографской гуашью. Обычно я ограничиваюсь тремя камнями при одноцветной или четырьмя, пятью камнями при цветной литографии». Весь этот огромный запас впечатлений и наблюдений был нужен художнику и для работы над книжными иллюстрациями. До революции Ватагин работал преимущественно с научными изданиями. Одной из наиболее ярких работ того периода стали иллюстрации к «Зоогеографическому атласу» профессора М.А. Мензбира (М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1912). Для этого огромного альбома, напечатанного на хорошей, плотной бумаге, художник выполнил 30 «таблиц-рисунков», иллюстрирующих различные климатические зоны Земли с населяющими их животными. Все эти «довольно сложные композиции» художник рисовал на холстах сразу, без предварительных эскизов, используя многочисленные этюды из поездок и полагаясь лишь на зрительную память. Зря негодовал профессор Мензбир, ругая «намазанный Художественный театр». Академик К.А.Тимирязев, рецензировавший этот атлас, писал: «Главный успех художника, зависит, конечно, от подвижности его фигур: все они живут, бегут, крадутся, порхают, а рядом с этим, где нужно, не упущены самые тщательные подробности их бесконечного разнообразия одежды…». Вглядываясь в эти «таблицы-рисунки», погружаешься в необыкновенный мир, который можно рассматривать и рассматривать: в зелёном, влажном сумраке южного леса сидит на ветке роскошный павлин; вдалеке, на залитой солнцем поляне пасутся слоны; а если приглядеться, то можно заметить крадущегося в густых зарослях тигра… А вот другой мир: на фоне сине-розовых камней белый медведь ловит рыбу, а вокруг шумят, волнуются морские птицы… Или совсем иная картина: солнечная, золотисто-зелёная эфиопская саванна, где пасутся антилопы, отдыхают бегемоты и расхаживает важный марабу… Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. «Стоит посмотреть животное в его родной стихии, - писал Ватагин, - страуса или антилопу, бегущих в степи, попугаев или обезьян в тропическом лесу, морских птиц на прибрежных скалах, верблюда в пустыне, волка или лося в наших лесах, рыб в прозрачной воде среди водорослей - перед нами возникает великолепный синтез, когда животное, растение, земля, вода и небо сливаются вместе и проявляется чудесная, единая живая природа». В 1920-х годах Ватагин обратился к детской книге. Для иллюстрирования он выбирал произведения о природе, о животных. Оформлял рассказы Э.Сетона-Томпсона «Кутенейский баран» (1923), «Джонни-медвежонок» (1926), «Спрингфильдская лисица» (1927), произведения И.С.Тургенева (1926), Дж.Лондона (1926), Л.Н.Толстого (1933, 1940), В.В.Бианки. Но если для Евгения Чарушина важно было передать эмоции, настроение конкретного зверя, то Ватагин создавал скорее обобщённый образ животного, выделяя и усиливая его наиболее характерные черты. Для него был важен не умиляющий зрителя образ симпатичного «зверика», а физический образ зверя, его окраска, строение, форма, не скрытые за эффектными штрихами или пушистостью. Как и Алексей Комаров, Ватагин сотрудничал с издательством Г.Ф. Мириманова, выпускавшим большое количество познавательных книг о животных. Работая в издательстве, художники «поделили» фауну: Комаров больше любил рисовать русских животных, Ватагин - экзотических. «Звери красивые» (1929), «Звери и птицы самые странные» (1928), «Звери самые большие» (1927), «Звери самые маленькие» (1927), «Обезьяны» (1927), «Птицы» (1927) - вот далеко не полный список книг, проиллюстрированных художником. По воспоминаниям Комарова, издатель платил им мало, но в те голодные годы художники соглашались работать даже за небольшие деньги. «Ватагин, конечно, согласился на самую нищенскую оплату. Я слышал от художников, что бывали случаи, когда он отказывался от хорошего гонорара, говорил, что это слишком дорого и он может работать за более скромную плату», - вспоминал недовольный ситуацией Комаров. Но, возможно, такой альтруизм Ватагина был вызван простым желанием работать, рисовать детские книги, донести до ребёнка всё то богатство опыта, все те яркие, необычные впечатления и образы, которыми он владел. В 1924 году Василий Алексеевич выпустил книжку-картинку «Кто нас возит». Для рассказа о том, на каких животных человек перемещается по миру, Ватагин избрал формат, вытянутый по горизонтали. Таким образом, разворот книги превратился в длинную дорогу, по которой двигались звери и их хозяева: неторопливые зебу тянут арбу, сочные сиреневые тени ложатся под их ногами на красную землю… по огненно-красной африканской пустыне стремительно скачет араб на одногорбом верблюде… сквозь палящий зной едет индус верхом на сказочном слоне, переливающемся сиреневыми, розовыми оттенками, покрытом роскошным алым ковром с жёлтой бахромой… на фоне золотого неба с силуэтом мечети едет на ослике узбек со своей семьёй… Цвет формирует пространство, а контраст между цветами - тёмными и светлыми, тёплыми и холодными - выстраивает предметы, задаёт ритм движения животных.

В 1926 году Ватагин делает «Азбуку в картинках», помещая в неё яркие, точные изображения животных, соответствующие разным буквам алфавита. Воспоминания об Индии воскресают в колорите книги «Слон Вамбо» (1927), а многочисленные наброски из московского зоопарка ложатся в основу книг «Московский зоосад» (1927) и «Мой зоосад» (1936). «Ещё 12 лет назад, - писал в 1977 году В.Есаулов, - среди пушистой зелени смешных теремков-павильонов Московского зоопарка можно было встретить узкоглазого пожилого человека в яркой тюбетейке - художника Василия Алексеевича Ватагина. Он либо спокойно всматривался в обитателей клеток, либо так же спокойно рисовал, пристроившись поудобнее». Казалось бы, всех этих зверей Ватагин изучил давным-давно, однако он постоянно искал нечто новое, незамеченное раньше: «Продолжая и в настоящее время зарисовки в Московском зоопарке, - писал он, - я постоянно нахожу новые, незнакомые черты, новые выражения характера и индивидуальности животного». Для большинства своих книг, адресованных маленьким читателям, Василий Алексеевич выбирал яркие цвета, собирая рисунок не из отдельных, разрозненных штрихов, а из плотных цветовых масс, как, например, в книге «Дикие звери» (1928). Он активно выстраивал, лепил форму предметов при помощи света и тени. Такой подход к изображению как к скульптурной, объёмной форме не случаен. Ещё в 1909 году Ватагин увлёкся скульптурой, создал рельефы «Кондор», «Обезьяна», «Бизон», где было заметно некоторое влияние древнеегипетского искусства. Но чем больше художник постигал искусство скульптуры, тем самобытнее и выразительнее становились его работы. При биологической точности его скульптур Ватагин создавал яркий, живой образ зверя. Он мастерски владел различными материалами: резал камень (скульптуры из мрамора «Удав», 1911; «Тапир», 1912), дерево («Сидящая обезьяна», 1912; «Орёл», 1913; «Рысь», 1918; «Кенгуру», 1921; «Пантеры», 1923; «Гепард», 1963), работал с металлом («Кабан», 1921; «Семья бегемотов», 1954; «Идущий зубр», 1955), керамикой («Кречет», 1936; «Панда», 1964). Но в какой бы технике ни были выполнены его скульптуры, они всегда выразительны и пластичны. Его деревянные «Моржи» (1909), «Пингвин с птенцом» (1960) и бронзовый «Тигр» (1925-26) находятся в Третьяковской галерее, а керамический «Кот-манул» (1957) - в Русском музее. Занимался Василий Алексеевич и парковой скульптурой. В 1931-1932 гг. он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка. В 1935 году вылепил (за 12 дней!) три фигуры львов для одного из крымских санаториев. Самой же знаменитой детской книгой Ватагина является «Маугли» из «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга. Этой книгой художник увлёкся ещё в детстве, мечтая когда-нибудь её проиллюстрировать. Во время поездки в Индию художник рассчитывал получить там «соответствующие впечатления», необходимые для создания иллюстраций. В 1914 году книгу собиралось выпустить издательство Кнебеля, но помешала мировая война. Только в 1922 году первый вариант иллюстраций был напечатан в Государственном издательстве. Уже для первого варианта книги Ватагин сделал около двухсот эскизов композиций ключевых сцен. Рисовал с натуры не только животных, но и детей. «Я сделал наброски с натуры, пользуясь услугами детей различных возрастов, в позах, соответствующих эскизам. Я встретил мальчика с индусским характером лица и удивительно богатой мимикой. Он легко принимал любые, соответствующие моим просьбам выражения - гнева или ярости, радости или горя, нежности и ласки…». В течение тридцати лет художник обращался к «Маугли» шесть раз. Если в первое российское издание вошло около ста рисунков, выполненных в технике автолитографии, то для украинского издания художник сделал новые рисунки, а чуть позднее нарисовал пером иллюстрации для уменьшенного библиотечного издания. В годы эвакуации (1941-1944) он создал ещё одну серию рисунков, улучшая и дорабатывая старые композиции, ища новое решение (книга вышла в 1947 году). Но работа не отпускала его. В 1950-е годы художник снова переделал рисунки. Если в первых его иллюстрациях фона почти не было, то теперь герои книги действовали среди дикой природы. Фигуры зверей и Маугли были проработаны более детально и подробно, чем раньше (книга с этими рисунками вышла в 1955 году, с несколько иными - в 1956-м на Украине). Помимо работы над детскими книгами, Ватагин всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Он оформлял учебники, путеводители по зоосадам, зоологические таблицы. Создал более четырёхсот живописных панно и около ста скульптурных групп для Дарвиновского и Зоологического музеев. Преподавал во Вхутемасе (1921), Московском высшем художественно-промышленном училище (1963-69). «С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных», - писал Ватагин. Свои знания и опыт в работе над анималистической иллюстрацией и скульптурой художник обобщил в автобиографической книге «Изображение животного: Записки анималиста» (1957). В ней он признался: «Теперь, оглядываясь на пройденный путь, я вижу себя всегда в работе: за рисунком, над скульптурой, за живописью. Я принадлежу к числу тех художников, которые достигают чего-то в искусстве путём упорного, напряжённого постоянства».Творческое наследие Василия Ватагина огромно, и неслучайно многие художники-анималисты именно его считают своим Учителем. Автор статьи: Дарья Герасимова

В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.

Ватагин Василий Алексеевич (1884–1969)

Получил специальное зоологическое образование на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, который закончил в 1907 г. Одновременно он занимался в студии К. Ф. Юона, а ранее, гимназистом, в студии Н. А. Мартынова. Еще студентом начал работать с М. А. Мензбиром, позднее подготовил таблицы для его зоогеографического атласа. Ватагин побывал в зоопарках и музеях Голландии, Франции, Англии, Италии и Греции. Он работал в Индии и на Малой Земле, во Владивостоке и Париже, в Средней Азии и на Крайнем Севере, на Кавказе, в Крыму, на Амуре и Волге, на озерах Лапландии. Много работал для Дарвиновского музея, сотрудничал с С. И. Огневым и иллюстрировал многие научные зоологические издания. Помимо отечественных иллюстрировал зарубежные труды по зоологии, в частности - немецкое издание Брема «Жизнь животных». Состоял штатным сотрудником Зоологического музея МГУ с 1931 по 1958 г. Работая в музее, выполнил для оформления экспозиции и интерьеров около 30 монументальных панно, фресок, более 100 картин и ряд скульптур. Для зала сравнительной анатомии художник написал десять монументальных панно на тему происхождения и развития животного мира Земли. Его прекрасные работы и поныне украшают вестибюль музея. Василий Алексеевич передал Зоологическому музею множество своих рисунков и картин, составляющих теперь значительную часть иллюстративного фонда. Большое число произведений В. А. Ватагина приобретены музеями страны, в том числе Третьяковской галереей и Русским музеем.

, СССР

Подданство:

Российская империя Российская империя

Гражданство:

СССР СССР

Жанр: Стиль: Звания:
Премии:

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина ()

Василий Алексеевич Вата́гин (1883 - 1969) - русский и советский график и скульптор-анималист . Народный художник РСФСР (). Действительный член АХ СССР (). Лауреат Сталинской премии третьей степени (). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского) .

Биография

В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января ) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н. А. Мартынова , затем, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета (с 1903) занимался два года в художественной школе К. Ф. Юона . Ещё студентом начал работать с М. А. Мензбиром , позднее подготовил таблицы для его зоогеографического атласа. Университет он закончил в 1907 году.

С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами - деревом, камнем, фаянсом, костью и др. Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии . В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом «Рисунки» - по материалам зарисовок в Московском Зоопарке , серия кавказских пейзажей. Был членом Московского Товарищества Художников (с 1911 года) и Общества Русских Скульпторов.

В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии.

В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве.

Осенью 1913 года он обвенчался с дочерью художницы Антонины Леонардовны Ржевской - Антониной Николаевной . У них было две дочери: Ирина и Наталья.

Ватагин проявил себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р. Киплинга , Д. Лондона , Л. Толстого , Э. Сетон-Томпсона . Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста» (1957).

Среди учеников Ватагина - известные художники-анималисты Д. Горлов , Г. Никольский , В. Смирин , В. Трофимов .

Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций. Работал Ватагин и в сфере садово-парковой скульптуры, в частности вместе с Д. Горловым оформил вход в Московский Зоопарк (1936 ; не сохранился, разобран при перестройке главного входа в 1964 году).

В период 1963-1969 годов преподавал на керамическом факультете МВХПУ (Строгановское училище), с 1964 года - в качестве профессора.

Наиболее известные работы

Произведения художника находятся в экспозициях многих музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея . Крупнейшим собранием анималистической живописи, графики и скульптуры художника обладает Государственный Дарвиновский музей.

  • Обезьяний шкаф (1908-1909)
  • Голова белого медведя (1911)
  • Орел (1913)
  • Тигр (1925-1926), бронза – Третьяковская галерея
  • Кречет (1936)
  • Семья бегемотов (1954)
  • Кот-манул (1957), керамика - Русский музей
  • Панда (1964)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1952) - за скульптурные работы на анималистические темы
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1968) - за серию анималистических скульптур

Память

  • Имя присвоено Детской художественной школе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ватагин, Василий Алексеевич"

Примечания

Источники

  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки . - Л.-М.: Искусство, 1958. - с.215.
  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.
  • Русские художники. Энциклопедический словарь. // Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. - СПб., «Азбука» - 2000. - ISBN 5-267-00064-7
  • Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. - М., «Сварог и К» - 1999. - ISBN 5-93070-013-3
  • Ватагина И. В. // Журнал «Московский журнал. / Грубее А. А.. - М .: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал», 2001. - № 5, май .

Ссылки

  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)

Отрывок, характеризующий Ватагин, Василий Алексеевич

Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».