Честь и бесчестие — аргументы ЕГЭ. В помощь школьнику Честь в произведении евгений онегин

Тема чести в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства...

Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.

Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал…

Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких

чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).

Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».

Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских «глупцов».

В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства...
Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.
Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…
Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких
чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).
Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».
Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских «глупцов».
В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

Другие работы по теме:

Роман Евгений Онегин это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Роман Евгений Онегин это роман о любви.

Роман Евгений Онегин первый роман в стихах в русской литературе. Критик отмечает его историзм и народность. Белинский считает что отступления которые делаются поэтом это обращение к самому себе. Евгений Онегин реалистическое произведение.

«Евгений Онегин» - роман о современной поэту русской действительности, о людях пушкинского поколения и их судьбах. Александр Сергеевич Пушкин всегда жил судьбой России. В романе «Евгений Онегин» он исследует одну из важных проблем, волновавшую прогрессивное человечество XIX столетия, - положение думающей и передовой интеллигенции, реальных русских людей.

8220 Евгений Онегин 8221 Александра Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. Необычное уже по жанру – роман в стихах. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”, настолько полно, чтобы не сказать всеобъемлюще, в нем отражен век – от событий исторических до незначительных бытовых деталей.

Автор: Пушкин А.С. Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слекга за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю.

О русской литературе А. М. Горький писал: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный. Наша литература - наша гордость!»

Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Евгений Онегин и Александр Пушкин. Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.

Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Автор: Пушкин А.С. Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу, конечно, Евгений - кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне..

Татьяна – милый идеал Пушкина (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"). Автор: Пушкин А.С. Минуты радости, горькие часы, вся жизнь веселого и прекрасного человека – всё вложено в эту книгу.

Автор: Пушкин А.С. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман - одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.

Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.

Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. В.Г. Белинский писал, что “Евгения Онегина” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. “Евгений Онегин” писался в продолжение нескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой.

Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год).

Разная любовь разных героев произведения. Няня Татьяны- мать Татьяны-Ольга и Ленский-Татьяна и Онегин. Эволюция чувства Онегина.

Роман «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Именно в этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» встал в полный рост.

Роман «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это произведение и об умственной жизни дворянской молодежи, типичными представителями которой являются герои романа Евгений Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга Ларины.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени.

Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин. Без сомнения, все знают этого великого поэта. Каждый человек воспринимает его произведения по-своему и каждый раз узнает что-то новое. Имя Пушкина известно далеко за пределами России.

Татьяна и Ольга Ларины (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") Автор: Пушкин А.С. В произведении А.С.Пушкина"Евгений Онегин" рассказывается о двух совершенно разных дев ушках-Татьяне и Ольге.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни Автор: Пушкин А.С. Энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания. Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией», которой можно дать название «Дворянство», потому что в этом романе подробно описываются три вида дворянства: московское, петербургское и поместное – каждое отличается от других своими устоями, модой, воспитанием, порядками.

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр - роман в стихах. Роман - эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах - лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим

Роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Тема любви в романе. Естественность и человечность, мечтательность и молчаливость Татьяны Лариной. Чувства Евгения Онегина и их изменения. Лирические отступления, переживания, мысли и чувства автора.

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин — человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери — труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок — он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил «долг».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский «Гроза». Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины — предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить «за победу немецкого оружия». Андрей Соколов — человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин «Бедная Лиза». Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин «Уроки французского». Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

Работаем по второму направлению
тем итогового сочинения
2016-2017
«Честь и
бесчестие»

В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека:
быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем
предательства, лжи и лицемерия. Многие
писатели сосредотачивали внимание на
изображении разных проявлений человека:
от верности нравственным правилам до
различных форм компромисса с совестью,
вплоть до глубокого морального падения.

Какими могут быть темы по этому направлению
1.«Честь истинная всегда в соответствии с совестью» (Д.С. Лихачев)
2.«Честь – это внутренняя совесть, а совесть – это внутренняя честь»
(А. Шопенгауэр)
3.«Честь нельзя отнять, её можно потерять» (А.П. Чехов)
4.«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее
всего» (Ф.М. Достоевский)
5.«Только незапятнанный может победить бесчестных» (Самед Вургу)
6.«Честь дороже жизни» (Шиллер)
7.«Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)
8.«Вытерплю несправедливость, только не бесчестие» (Цецилий)
9.«Бесчестный человек готов на бесчестное дело» (Пословица)
10.«Береги платье снову, а честь смолоду» (Пословица)
11.Что значит идти дорогой чести?
12.Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
13.Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирает
14.В чём различие между честью и честностью?

Художественные произведения

Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Студент»
В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский
разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
М.А. Булгаков «Белая гвардия»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
В. Быков «Сотников»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Сочинение
Размышления о чести и совести
Как писать о чести и совести в наше время? Время вседозволенности,
подмены понятий, время освобождения от принципов морали… Наверное, целью
моего сочинения будет напоминание, а может быть, выяснение того, что
такое честь и совесть и как отразилось понимание этих понятий в
литературе.
До начала 18 века понятия личной чести в Росси не было. Это означало, что
бесчестие одного представителя рода, семьи ложилось пятном на всю семью,
на весь род. Наиболее отчётливо такое понимание чести мы видим в
исторической поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Узнав о том, что жена его,
Алёна Дмитриевна, опозорена Кирибиевичем, первое, что делает Калашников, это зовёт двух младших братьев, рассказывает им о случившемся, напоминает
им о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой. «И я выйду
тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил, А побьёт он меня –
выходите вы…»
Тем самым Калашников обеспечивает гарантированное уничтожение
обидчика Кирибеевича и восстановление чести семейства. За незапятнанную
репутацию не жаль было своей жизни, ни жизни близких…

Даже Пушкин, объясняя свою непримиримость к Дантесу, говорил, что, кроме
доброго имени, ему, Пушкину, нечего оставить своим детям. Честное имя
стоило Пушкину жизни…
Представление о личной чести окончательно установилось в России в начале
19 века. Одновременно с Запада пришёл обычай смывать оскорбление кровью на
поединке. Но понятие личной чести было свойственно очень узкому кругу
дворянства, преимущественно столичного дворянства (Онегин) и гвардейского
офицерства (Печорин). В этой среде лишь намёк на трусость, неблагородное
поведение воспринимались как оскорбление, которое смывалось кровью
посредством дуэли. Яркой иллюстрацией этому может послужить эпизод с
Онегиным и Ленским. Этих героев пушкинского романа «Евгений Онегин»
связывала искренняя дружба, но даже она не остановила бессмысленного
кровопролития. Онегин прекрасно понимал, что размолвка между ним и Ленским
– лёгкое недоразумение, но ложно понимаемый кодекс чести заставил Онегина
произнести роковую формулу: «Всегда готов»:
…И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!

Онегин испугался сплетен, пересудов, оградил себя от объяснений в трусости и не
пожалел при этом друга. Между прочим, по таким же надуманным причинам возникла
дуэль и между другими героями. Это Печорин и Грушницкий. Первый защищал честь
несчастной (оскорблённой им же) княжны Мери, а другой был переполнен ложными
представлениями о чести и бесчестии и поплатился за это сполна. Таким образом, когда
дело касалось вопросов чести, люди готовы были «переплатить» и не считали эти
траты напрасными.
В словаре С.И. Ожегова слово честь, кроме, толкований, которых мы коснулись, имеет
ещё одно значение. Это – женская честь, целомудрие. Такой дефицит в наше время!
Очень заметно, что в современном информационном пространстве эти понятия вовсе
не употребляются. А зря. Соблюдение девичьей, женской чести говорит о высоких
душевных качествах литературных героинь, в частности. И самая яркая из них, конечно
же, Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина. В последнем объяснении с Онегиным
заплаканная княгиня между счастьем и долгом выбирает долг, то есть честь:
Я вышла замуж. Вы должны
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Какая гениально простая формула! Ею с полным правом могли бы воспользоваться и
Наташа Ростова, несмотря на ошибки и метания, и княжна Марья (героини романаэпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»); и удивительная, кроткая капитанская дочка Маша
Миронова, совершившая подвиг ради любимого человека.
Кстати, о Петре Гринёве. Этого героя пушкинского романа «Капитанская дочка» я
считаю абсолютом в понимании офицерской чести, чести воина, защитника.
А.С. Пушкин предоставил своему герою максимум возможности показать на деле свои
представления о чести. Конечно, здесь Гринёву покровительствовал случай. Заячий
тулуп, упорная блажь Пугачёва быть благодарным, старания преданного Савельича и
т.п. Но я уверена, что не будь Гринёва, чистого душой, судьба отвернулась бы от него.
Какие качества продемонстрировал Гринёв? Во-первых, верность Отечеству, присяге
(«… я присягнул государыне-императрице: тебе служить я не могу»); во-вторых,
верность слову, порядочность, честность («“А если отпущу, - сказал Пугачёв, - так
обещаешься ли… против меня не служить?”» – «“Как могу тебе в этом обещаться?” –
отвечал я»). И, наконец, в-третьих, верность в любви (защищал доброе имя Маши
Мироновой на дуэли с отвратительным Швабриным; рискуя жизнью, спас её из плена).
Что же объединяет перечисленных литературных героев? Они поступали по законам
чести, руководствуясь «чувством нравственной ответственности перед окружающими
людьми, обществом» (Онегин), то есть чувством совести. Именно так
Шахтарина А.Ф.

трактуется это понятие в толковом словаре. Человека чести ведёт по жизни чувство
совести, на страже которой стоит стыд, о котором всем нам сегодня нужно бы
вспомнить. Ведь недаром о человеке, потерявшем нравственные ориентиры, говорят:
«Ни стыда, ни совести».
Заканчивая размышления о чести и совести, хочу отметить особую символичность в
возвращении школьного сочинения по литературе. Общество ищет выход из ситуации
всеобщего нравственного распада, душевной слепоты и равнодушия. Хочется верить,
что ещё не поздно… Не поздно вернуться к чистым истокам человеческого бытия,
гениально отражённым в лучших произведениях русской литературы.
(Сочинение написано учителем
русского языка и литературы)
Шахтарина А.Ф.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД
СОЧИНЕНИЕМ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ
«ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
(базовый уровень)
Шахтарина А.Ф.

1.Вступление

Честь… Что же это такое?
Честь - моральные качества человека, его принципы,
достойные уважения и гордости, это высокая духовная
сила, которая способна
удерживать человека от
подлости, предательства, лжи и трусости. Для
большинства
из нас состояние утраченной чести
(бесчестие) – это тяжёлая боль в душе, так как именно
такое состояние нарушает нашу духовную связь
другими людьми, с обществом. Без чести нет у
человека настоящей жизни.
Шахтарина А.Ф.

Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том
числе и русской, создали
немало произведений, где
рассказывается о таких героях, которые по-разному
относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется
самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских
офицеров - Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёвчеловек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать
нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает
людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в
конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или
прийти к бесчестию?
Шахтарина А.Ф.

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в
жизни, его моральные качества и жизненные принципы
достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал
ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для
человека честь - это самое главное. Молодой офицер помнит
отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву
присущи благородство и верность. Честь и долг для русского
офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить
Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить
государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело,
честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как
человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный,
но правильный в жизни.
Шахтарина А.Ф.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У
Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого
достоинства. Нарушив воинскую присягу, он перешёл на
сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал
прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва,
принёс
столько
страданий
Маше
Мироновой,
которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее
бесчестие.
Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская
дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с
мундиром не выдаётся. Честь - это нравственная начинка»,
что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.
Шахтарина А.Ф.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков,
старых друзей - Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича
Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время
единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением
и уважением, был его сосед из Кистенёвки - Дубровский. Старые друзья
поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые.
Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и
власти. А Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской
чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого,
который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров
своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до
умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.
Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся
над тем, что честь - это главный стержень человека, его нравственный
хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится
совесть, которая является и лучшим нашим “контролёром”.
Шахтарина А.Ф.

Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая
страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я
прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не
устареет, так как именно честь помогает человеку жить,
быть на высоте, помогает
сделать правильный
нравственный выбор, осуществлять духовную связь с
людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни.
И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди
моих современников будет как можно больше людей, для
которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой
значимости.
Шахтарина А.Ф.