Что такое антонимы в русском языке. Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Подобрать антонимы к словосочетаниям онлайн

Антонимы - это слова , принадлежащие к одной части речи, различающиеся по написанию и звучанию, и означающие прямо противоположные понятия.

Одна часть речи - это еще не единственное условие, при котором слова противоположного значения можно назвать антонимами. Между этими словами должен существовать некий общий признак. То есть, оба понятия должны описывать чувство, или время, или пространство, или качество и количество - и в таком случае они будут являться антонимами.

Примеры антонимов.

Разберем это определение на примерах.

Антоним к слову «Прежде».

Антонимом к слову «прежде» будет являться слово «ныне» . Оба слова являются наречиями - «когда? прежде» и «когда? ныне». Оба они объединены общим признаком - описанием времени. Но если слово «прежде» описывает ситуацию или событие, имевшее место когда-то в прошлом, то слово «ныне» относится к настоящему. Таким образом, слова противоположны по значению и являются антонимами.

Антоним к слову «Приветливо».

Антонимом для слова «приветливо» будет слово «недружелюбно» . Оба понятия относятся к одной части речи - наречию. Как и требует правило, они объединены общим признаком - то есть, описывают эмоциональный оттенок. Но если слово «приветливо» обозначает радость и удовольствие (допустим, от чьего-то присутствия), то «недружелюбно» имеет прямо противоположное значение - тот, чей вид или речь характеризуются этим словом, явно ничему не рад.

Антоним к слову «Слёзы».

Антонимом для слова «слезы» станет слово «смех». И то, и другое понятие относятся к существительным, оба они описывают эмоциональное действие. Но если в первом случае эмоция явно негативного характера - слезы горя, слезы печали, слезы боли - то слово «смех» означает радость, счастье и веселье. Слова противоположны по значению - и значит, являются антонимами.

Другие популярные антонимы.

Ниже мы приведём список слов и их антонимов.

  • Слово «Синоним», антоним – «Антоним».
  • Слово «Интересно», антоним – «Скучно».
  • Слово «Ветер», антоним – «Тишь».
  • Слово «Находить», антоним – «Терять».
  • Слово «Свежий», антоним – «Испорченный, чёрствый».
  • Слово «Прекрасный», антоним – «Отвратительный, ужасный».
  • Слово «Снег», антоним – «Дождь».
  • Слово «Жданный», антоним – «Внезапный, неожиданный».
  • Слово «Аккуратно», антоним – «Небрежно».
  • Слово «Солнце», антоним – «Луна».
  • Слово «День», антоним – «Ночь».
  • Слово «Быстрый», антоним – «медленный».

Надеемся, теперь Вы знаете, что такое антоним.

Холодный и горячий, мелкий и глубокий, полезный и вредный, самостоятельный и зависимый, лето и зима, любовь и ненависть, радость и печаль, взлетать и приземляться, начинать и заканчивать, хорошо и плохо, серьезно и легкомысленно. Как вы думаете, это какие слова? Антонимы! Примеры таких слов, а также собственно понятие "антоним" мы представим в этой статье.

Антонимы: понятие

Итак, в лексике современного русского языка есть такое понятие, как "антонимы". Примеры слов с противоположными значениями можно приводить до бесконечности. Сладкий - горький; мило - мерзко; подниматься - опускаться; суета - покой. Именно такие слова называются антонимами.

Примеры слов, приведенные выше, доказывают, что назвать антонимами можно только такие слова, которые являются одной и той же частью речи. То есть слова "любовь" и "ненавидеть", "всегда" и "частый", "светлеть" и "темно" не являются антонимами. Можно ли назвать антонимами прилагательные "низкий" и "счастливый"? Нет, потому что сравнивать слова можно только по одному признаку. А в нашем случае их два. Кроме этого, если антонимы обозначают какое-то качество, то этим качеством они должны обладать или не обладать в равной мере. Так, "мороз" и "тепло" не являются полноценными антонимами, так как мороз - это высокая степень холода, а тепло - средняя степень температуры выше ноля.

Антонимы-существительные: примеры слов

В русском языке антонимы-существительные встречаются довольно часто. Следует отметить, что существительные, у которых есть антонимы, имеют в своем значении оттенок качества.


Например: принципиальность - беспринципность; минус - плюс; доходы - убытки; выход - вход; подъем - спуск; день - ночь; свет - мрак; слово - молчание; сон - явь; грязь - чистота; плен - свобода; прогресс - регресс; успех - неудача; молодость - старость; купля - продажа; начало - окончание.

Прилагательные с противоположным значением

Среди прилагательным можно встретить наибольшее количество пар антонимов.

Примеры слов: пустой - полный; дневной - ночной; задорный - унылый, счастливый - несчастный; легкий - тяжелый; простой - сложный; дешевый - дорогой; платный - бесплатный; уверенный - неуверенный; главный - второстепенный; значительный - пустяковый; реальный - виртуальный, родной - чужой; строптивый - покладистый; взволнованный - спокойный; гладкий - шершавый; искусственный - естественный; любимый - нелюбимый; сырой - сухой.

Наречия

Наречия в этом плане ничуть не уступают прилагательным. Среди них также много антонимов.


Примеры слов: легко - сложно; дешево - дорого; сразу - постепенно; глупо - умно; банально - оригинально; долго - недолго; достаточно - недостаточно; вразумительно - невнятно; правильно - неправильно, холодно - жарко.

Глаголы-антонимы: примеры слов в русском языке

Встречаются в русском языке и глаголы, противоположные по смыслу.

Например: ругать - хвалить; брать - отдавать; работать - бездельничать; болеть - выздоравливать; поправляться - худеть; отказываться - соглашаться; приучать - отучать; замечать - игнорировать; терять - находить; увеличивать - уменьшать; зарабатывать - тратить; зарывать - откапывать; уходить - возвращаться; прощаться - здороваться; поворачиваться - отворачиваться; гладить - мять; снимать - надевать; одеваться - раздеваться.

Таким образом, антонимами богаты почти все части речи. Их можно найти даже среди предлогов: в - из, на - под и т. д.

Упражнения

Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.


1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда сидят на одном месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, совсем не близко.

А высоко, не очень низко.

И как приехать, не уехав.

И съесть орех, раз нет орехов.

Никто лежать не хочет стоя.

Лить из порожнего в пустое.

Не написать на белом мелом

И не назвать безделье делом.

2. Вставьте вместо точек антонимы:

  1. ... человека кормит, а... портит.
  2. ... ... не разумеет.
  3. ... телом, да... делом.
  4. ... на еду, да... на работу.
  5. ... оседлали, но... поскакали.
  6. День дню рознь: нынче..., а завтра...
  7. Готовь телегу..., а сани...
  8. Один брат..., а второй...
  9. Сегодня море..., а вчера было совсем...
  10. У Алеши легкий характер: он помнит... и забывает...
  11. Ты всегда так..., почему же сегодня...?
  12. Корень учения..., зато плоды...

Упражнение № 1: молчат - говорят; далеко - близко; высоко - низко; приехать - уехать; лежать - стоять; безделье - дело.

Упражнение № 2:

  1. Труд, лень.
  2. Сытый, голодного.
  3. Мал, велик.
  4. Здоров, хил.
  5. Рано, поздно.
  6. Тепло, мороз.
  7. Зимой, летом.
  8. Молчун, говорун.
  9. Бурное, тихое.
  10. Добро, зло.
  11. Весел, радостен.
  12. Горек, сладки.

Татьяна Астахова
Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря , выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи , с использованием понятных слов , связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Лексика (словарь ) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах : пассивный словарь (импрессивная лексика) - это те слова , которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) - это те слова , которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря , в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив , т. е. актуализация, проходит ступенчато.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса , резком расхождении объема активного и пассивного словаря , неточном употреблении слов , многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря .

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря , понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования , поскольку она быстро обогащается за счет производных слов . Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных ). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова . Таким образом, овладение словообразованием происходит на основе мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному развитию детей .

Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно , но и необходимо развивать у детей словарь . А особенно обратить внимание на формирование и развитие , как активного, так и пассивного словаря , включая словарь антонимов .

Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется :

Речевой образец;

Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

Объяснение происхождения слова ;

Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;

Договаривание слов , недосказанных воспитателем;

Различные игры, которые также будут способствовать развитию словаря антонимов .

На занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова , именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова : знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове .

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развития его первенствующую роль, значение же слова - второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

Заботясь о расширении запаса слов детей надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления , а не слова – звука .

Все виды занятий по развитию речи служат этой цели. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей . Их полезно проводить с детьми дошкольного возраста при условии ведения их живо , непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из видов таких упражнений :

«Найди другое слово »

Цель : точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы .

Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется» . Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется» . Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

Качели папа делал летом. Но вот наступила. зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным) . Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее) .

Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек» ? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят : «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек) .

Объясните, что значат слова : «крепкая ткань» (прочная, «крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком) . Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

Придумайте предложения со словом «крепкий» .

Я вам буду называть слова , а вы говорите мне слова с противоположным смыслом : длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова , противоположные по смыслу. Можете брать слова , которые мы только что называли.

Еще при работе со словами- антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот» .

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь. («низко» ).

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь. («близко» ).

Скажу я слово «потолок» , а ты ответишь. («пол» ).

Скажу я слово «потерял» , а скажешь ты. («нашел» !

Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты. («храбрец» ).

Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай. («конец» ).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели ) .

Логопед называет детям словосочетания , делая паузы. Ребенок должен сказать слово , которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

Закончить предложение и назвать слова - «неприятели» .

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый , а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья часто ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Сравни!»

По вкусу : горчицу и мед.

По цвету : снег и сажу.

По высоте : дерево и цветок.

По толщине : канат и нитку.

По ширине : дорогу и тропинку.

По возрасту : юношу и старика .

По весу : гирю и пушинку.

По размеру : дом и шалаш.

Игра «Сравни наоборот» .

Используются слова : больше - меньше, тяжелее легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Игра «Антонимы »

Ход игры : объясните ребенку, что антонимы - это слова с противоположным смысловым значением . Например, утро - вечер, темно - светло, холодно - жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова , противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом. (длинный) .

Жарко теплым летом, холодно. (зимой) .

Грустно поздней осенью, радостно. (зимой) .

Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом) .

Лето далеко, зима. (близко) .

В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие) .

Таким образом, в авторских методиках и рекомендациях приводятся целые системы работ по формированию словаря антонимов . Авторы берут разные части речи, стихи, чистоговорки, пословицы , на основе которых можно осуществляться данная работа логопедом, родителями, педагогами.

Список использованной литературы

1. Коноваленко, В. В. Антонимы . Картинный дидактический материал. Пособие для педагогов и родителей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Издательство : ГНОМ и Д

2. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И Лалаева, Н. В Серебрякова– СПб.:СОЮЗ, 1999 – 160 с.

3. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У. М. Сидорова - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать . Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических - семантическое различие.

Антонимия в языке представлена `уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать . Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ . Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временн`ые отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный ). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать ), но таких немного.

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый , например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить - о замедлить .

Антонимы "находятся на крайних точках лексической парадигмы", но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый - зажиточный - неимущий - бедный - нищий ; вредный - безвредный - бесполезный - полезный . Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio - постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой - старый, большой - маленький, мелкий - крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх - низ, день - ночь, жизнь - смерть, мужчина - женщина.

Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой , чем тощий; пожилой , чем старый . Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.

В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору .

Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать "приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше", но он же может означать "умирать, прощаться с жизнью". Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция ). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: в ложить - вы ложить, при ставить - от ставить, за крыть - от крыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой ), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается "приглушенной" (немолодой - это еще не означает "старый"). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в "незакрытом", многочленном ряду, ср.: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.

Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические. Например:

умный - глупый грустить - радоваться разумный - бестолковый печалиться - веселиться мудрый - безмозглыйтосковать - ликовать головастый - безголовый толковый - тупой

Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.

О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.

Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.

Краткий словарь антонимов:

аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный