Группа «Кукрыниксы»: биография и дискография. Смотреть что такое "Кукрыниксы (группа)" в других словарях Кукрыниксы биография

Группа «Кукрыниксы» - известный российский рок-коллектив, бессменным лидером и основателем которого является Алексей Юрьевич Горшенев, он же «Ягода» - это прозвище придумал он сам, что означает: «Я Горшенев». Он - младший брат лидера коллектива «Король и Шут».

Откуда взялось название «Кукрыниксы»?

В качестве названия группы был использован псевдоним трио советских художников-карикатуристов. В их состав входили: Куприянов Порфирий и Николай Соколов. Собственно, по первым слогам фамилий двух членов трио и имени третьего и был создан общий псевдоним. Эта группа художников известна своими злободневными, язвительными, сатирическими и патриотическими карикатурами.

Участники же рок-группы утверждают, что название появилось случайно, просто возникло в качестве прозвища за сатирическое отношение к происходящему и к жизни вообще. В истории коллектива, написанной лидером и основателем «Кукрыниксов» Алексеем Горшеневым, сказано, что название придумал он сам и что сейчас бы он так уже не рискнул. Название появилось как временное, но прижилось и закрепилось за группой. А сама группа заняла достойное место на отечественной рок-сцене. Кстати, во время записи второго альбома Алексей настаивал на смене названия на вариант «Натура», но участники коллектива его отговорили. И теперь уже трудно было бы представить эту группу с другим названием.

Группа «Кукрыниксы»: стиль, направление

Музыкальный стиль группы со временем трансформировался, но всегда укладывался в рамки рок-музыки. В начале своего существования коллектив играл в что можно отчетливо услышать на первых их альбомах. Позже рок-группа «Кукрыниксы» несколько отошла от этого стиля. В последующих музыкальных альбомах всё же прослеживается влияние постпанка.

Первое появление на сцене

Первый концерт группы «Кукрыниксы» состоялся 28 мая 1997 года в культовом клубе «Полигон», который уже закрыт. Собственно, от этой знаменательной даты и ведется официальный отсчет времени существования музыкального коллектива. Уже на этом самом первом настоящем концерте группой заинтересовались представители компании звукозаписи Manchester Files. Проходит около года, и у музыкального коллектива появляется первый альбом, который по старой традиции, заведенной ещё иностранными рокерами, был именован по названию группы. Альбом содержал всего 12 песен. Две из них сразу приобрели популярность - это «Солдатская печаль» и «Это не беда», которые и по сей день являются музыкальными «визитными карточками» группы. В записи альбома участвовали: солист группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев; Александр «Ренегат» Леонтьев (позднее покинул коллектив и присоединился к группе «Король и Шут», где и находился до 1 января 2014 г. Теперь его группа называется «Северный флот»); Дмитрий Гусев и Максим Войтов (перешел в группу «Мультфильмы»).

Участие в «Кинопробах»

Год 2000 ознаменован для группы участием в «Кинопробах» - трибьюте группы «Кино». Было исполнено и записано две песни Виктора Цоя: «Скоро кончится лето» и «Печаль». Изначально, когда проект планировался как «Кинопробы 45», т. е. только песни из альбома «45», «Кукрыниксы» (состав группы на тот момент был таким же) планировали взять песню «Бездельник». Но когда выбор расширился, то были выбраны другие песни. Алексей отмечает, что он сам является «киноманом» и хорошо знает все песни, но эти больше подходят их группе по стилю и настроению.

«Нашествие»

Важнейшим событием в истории группы становится первое появление группы на легендарном рок-фестивале «Нашествие» 2001 года в Раменском. Для молодой группы, только начинающей восхождение к музыкальным вершинам, это был серьезный прорыв. С 2001 года группа участвует в фестивале регулярно, исключением стали только концерты 2009 и 2010 годов.

Популярность

Быстро и уверенно группа «Кукрыниксы» завоевывает публику, появляется все больше фанатов, которые ждут новых альбомов. В 2002 году мир увидел второй альбом «Кукрыниксов» под названием «Раскрашенная душа», который с нетерпением ждали поклонники. Основой альбома становится гитарная музыка, что является исключительной особенностью этой пластинки. «Гитарный рок» «Кукрыниксов» стремительно набирал обороты. Второй альбом записывался уже в несколько ином составе, нежели первый. Максим Войтов и Ренегат (Александр Леонтьев) появляются в альбоме исключительно в бонусных треках, которые взяты из ранее записанного материала. Состав группы пополняется Дмитрием Оганяном, Виктором Бастраковым, который вскоре группу покидает, а также Ильей Леваковым (тоже в будущем покинет коллектив).

На заглавную песню альбома был снят клип «Раскрашенная душа». Этот клип становится вторым в истории «Кукрыниксов». Первый был создан на песню «Это не беда». Оба клипа приобретают успех у фанатов группы.

Третий альбом

В 2003 году происходит запись третьего альбома группы. В этом же году музыканты планируют его выпустить. В 2003-м же коллектив выставляет официальное поздравление с Новым годом от всей группы «Кукрыниксы» (сайт группы содержит его). На нем солист Алексей говорит, что коллектив надеется в новом году выпустить альбом «Столкновение». Но запись его затягивается. И пластинка выходит в продажу только весной 2004 года. В этом альбоме группа получает принципиально новое звучание, которое так долго искали участники коллектива. Появляется инструментальный трек «Время». Это совершенно в новинку для группы, ранее не было такого опыта ни на альбомах, ни на сцене.

Именно после записи этого материала группа становится настоящей музыкальной семьей, состав коллектива не меняется до 2008 года. Участники группы: Алексей Горшенев (вокал, автор текстов, ритм-гитара), Дмитрий Гусев (гитара, музыка), Дмитрий Оганян (бас-гитара, бэк-вокал), (барабанщик), Станислав Майоров (звук, программирование).

Презентация пластинки

После официального выхода альбома в Питере 15 мая 2004 в клубе «Старый дом» проходит его презентация. Данный концерт был записан на многочисленные видеокамеры клуба, и после соответствующего монтажа осенью 2004 появляется DVD «Столкновение Live». Этот диск содержит запись концерта-презентации альбома, 3 клипа «Кукрыниксов», плюс клип «Попса» проекта «Рок-Группа», в котором участвовали музыканты.

На песню «Знай» с нового альбома снят клип. Снимался он в Ленинградской области. Этот клип не получает широкой популярности на отечественном телевидении, к большому разочарованию группы «Кукрыниксы».

Новый альбом

Далее музыканты активно работают над материалом к следующему альбому «Фаворит Солнца». Данный альбом увидел свет 25 ноября 2004. В составе альбома 11 треков, в том числе инструментальная композиция и песня на стихи Есенина. Запись альбома ведется на студии «ДДТ».

На самом деле, на студии группа «Кукрыниксы» записывает только вокал и бас, а всё оставшееся пишется дома. Для них это становится своего рода традицией.

В конце ноября, насыщенного событиями, 2004 года года группа принимает участие в записи новогоднего проекта «Неголубой огонек-2», где исполняет песню «Свадьба» Муслима Магомаева вместе с эстрадной певицей Аленой Апиной.

Могли бы быть в кино...

В 2005 году известный режиссер Федор Бондарчук предлагает Алексею Горшеневу написать саундтрек для его новой работы. Алексей предложение принимает, и за короткий срок появляется песня «9 рота». Планировалось, что она будет использована для титров фильма, но, к сожалению, в фильм она так и не вошла. Но песня активно занимает позиции на «Нашем радио» и получает своих слушателей. Да и Бондарчук в долгу не остается и предоставляет группе материалы «9 роты» для создания нового клипа на песню «Звезда». Клип приобретает широкую популярность на музыкальных каналах и даже занимает первое место в СМС-голосовании на канале MTV.

«Шаман»

Апрель 2006 года ознаменован появлением ещё одного альбома - «Шаман». Альбом содержит в себе 12 музыкальных композиций, в том числе и песню «Феникс», которая была написана Дмитрием Оганяном, им же и исполнена в альбоме.

В 2010 году группа откликается на предложение принять участие в музыкальном проекте «Соль». В рамках проекта группа записывает песню «Черный ворон», которая входит в трек-лист нового диска группы «Всадники света».

В сентябре 2010 года выходит новый проект группы совместно с Stephanie Starr, который получает название K Republic. В рамках проекта выпущен альбом, который в переводе с английского называется «Все, что я оставил позади». 30 марта 2012-го появляется альбом Myself.

Песни группы «Кукрыниксы» близки и понятны не только ценителям рок-музыки, поэтому коллектив смело можно назвать одним из самых выдающихся на российской сцене.

Владивосток, 6 мая - АиФ-Приморье. Группа «Кукрыниксы» 3 мая выступила на сцене ТКК «Underground» во Владивостоке. Это первый за всю более чем 15-летнюю творческую карьеру коллектива концерт в столице Приморья. Перед концертом мы поговорили с солистом группы Алексеем Горшенёвым, который раскрыл тайны и сложности поиска истины в современном мире, рассказал о своем отношении к алкоголю и конкуренции со старшим братом - лидером группы «Король и шут».

Очень приятно вас видеть во Владивостоке. На концерте ожидается аншлаг и в связи с этим вопрос - вам какая атмосфера больше нравится: когда много людей или когда, наоборот, более камерные концерты?

Алексей Горшенёв: Когда много людей. Артисты - люди тщеславные и требуют особого внимания. А что вы думаете, артист вам скажет: «Да не, мне человек семь достаточно будет, я буду рвать их тут»?

- Нет, ну вы же понимаете, что «много людей» - это понятие расплывчатое. Так стадион или концертный зал?

А.Г.: Это не важно. Главное, чтобы были стены заполнены. Вот они есть стены, они должны быть все заполнены - большие или огромные - это не важно!

- В вашем творчестве вас вдохновляют в большей степени положительные или отрицательные эмоции?

А.Г.: Мы не можем абстрагироваться от негативных эмоций, либо от позитивных - они общее целое. Это называется жизнь. Это называется ток электрический. Вот и все. Стараюсь быть искренним и наступать на хвост истине. А хвост истины меня тащит к тому, что нужно четко смотреть в лицо жизни и не бояться ни негатива, ни позитива. Поэтому я анализирую жизнь такой, какая она есть, и она состоит из всего, что есть.

В одном из интервью несколько лет назад вы говорили, что исполняете на всех концертах песню «Никто», что это ваша любимая композиция. По прошествии лет что-то изменилось, у вас появились какие-то новые песни, которые вам так же нравятся? Может, какая-то песня ее затмила из вашего нового творчества? Или она по-прежнему ваша любимая?

А.Г.: Я бы не сказал, что мне нравится именно «Никто», а все остальные так себе. Может быть, она просто наиболее удачно сделана аранжировочно. На некоторые композиции ты надеешься, а потом что-то провалилось либо в аранжировке, либо еще в чем-то, и ты начинаешь ее недолюбливать. А вообще для меня среди собственных песен нет лучше или хуже - есть удачные и неудачные.

Про вашу связь с Есениным часто спрашивают. Вы сами однажды сказали, что не все стихи удается переложить. Есть какие-то стихи, которые никогда не получится переложить на музыку, и вы об этом жалеете? Или наоборот, стихи, которые вы и не будете пытаться переложить на музыку?

А.Г.: Нет, жалеть - это совсем уже круто. Все-таки, наверное, если бы я жалел, то приложил бы все усилия для того, чтобы это сделать. Нет, я не жалею, ни в коем случае. Дело в том, что мне бы хотелось зацепить его любовь к деревне, но это сложно. Просто не понимаю, как это сделать - я не деревенский человек, могу ошибиться. Вот в глубине его терзаний я ошибиться вряд ли смогу, потому что иду приблизительно в том же направлении, я его понимаю. А вот его любовь к деревне не разделяю, и поэтому мне сложно. Просто не понимаю, что он в этом находил. Я человек городской и мне чужда деревня.

- А что за история с Константиновым? Вам благодарность музей объявил, а может какую-то совместную работу?

А.Г.: Нет, просто люди позвонили нашему директору, сказали огромное спасибо, они прониклись этим, и мне это на самом деле очень приятно. Люди - профессионалы, они знают Сергея Есенина, всю его подноготную, его любят гораздо больше, наверное, чем я. И вот они нашли во мне, так сказать, музыкального проводника его творчества.

В последнее время музеи пытаются принять какие-то новые вещи, чтобы молодежь привлечь так или иначе - не предлагали ли проекты какие-то совместные?

А.Г.: Они попросили: «Не могли бы вы выступить?», но для этого нужна серьезная техническая база. Это нужно делать рядом с тем местом, где он (Есенин - прим. АиФ) жил, нужно делать акустику - это все очень затратно, я на такие шаги еще не готов.

- За 15 лет вашего творчества есть ли какие-то моменты, которыми вы особенно гордитесь?

А.Г.: Вы знаете, я получил огромное удовольствие от работы вместе с Юрием Каспаряном, гитаристом группы «Кино». Он вообще человек весьма закрытый, и когда наш директор Игорь предложил ему поработать вместе, он сказал: «Давай так, Игорь, если мне ребята не понравятся, я просто скажу, что извините, мы не будем». И вот на протяжении долгих лет мы с ним остаемся хорошими приятелями, а он человек очень закрытый и вообще слова никому не скажет. Посидит и скажет: «Ну все, извините, я пошел». Ну а вообще есть какие-то творческие успехи, но я о них не хочу пока говорить, бог с ними.

Вы говорили, что очень важный для вас момент, когда вы увидели первую «Ассу» и в конце песня «Перемен» - она что-то поменяла у вас в душе.

А.Г.: Я увидел настоящего рок-героя, который мне близок, которого я понимаю. И в тот момент я подумал, что это действительно мой единомышленник. Не просто какое-то фенство (от англ. fence - забор, имеется ввиду «видимость»), здесь я увидел энергию. И действительно, мы с ним дышали в одном темпе, в одном русле думали. Я тоже романтик, я тоже темный романтик, и это меня поглотило в нем.

- А что касается киноленты? Первая часть - что она для вас значит, и успели ли вторую уже посмотреть?

А.Г.: Нет, вторую не смотрел. А первая часть - хорошее кино. Оно характеризует то время, изменение в социуме, да и вообще в мышлении.

Гастроли - очень тяжкий труд. Выступления, концерты - вы на них отдаете всего себя. Как вы отдыхаете? Очень тяжело представить таких мужественных людей расслабленными. Каким образом вы отходите от этого напряжения?

А.Г.: Да никак, это все накапливается как снежный ком. Потом начинаешь с ума сходить. Раньше пили много, а сейчас я вообще не пью. Сложно, это очень сложная тема. Что такое по сути гастрольный тур? Постоянно одно и то же, ты постоянно на сцене, уже и в жизни становишься героем. Вошел в роль, и уже очень сложно выйти из нее, так и начинаешь с ума сходить, наблюдаешь за всеми. Все время кажется, что я на сцене. Сумасшедший такой образ жизни. И из этого никак не выйти, то есть нужно время отдыха, отсидеться, отлежаться. Тур - это такое, с одной стороны интересное времяпрепровождение, с другой стороны мы знаем, что если мы едем в тур, то оооо!

В ваших отношениях с братом (солистом группы «Король и шут» Михаилом Горшенёвым - прим. АиФ) есть какая-то конкурентная борьба?

А.Г.: Какой-то прямой конкуренции нет. Я бы так не сказал. Вряд ли.

Вы развиваетесь, много всего пробуете, для вас отношение к творчеству, как вы начинали и как сейчас - оно же изменилось? Происходит какое-то переосмысление, переоценка для вас вашего же творчества? Расскажите, пожалуйста, немного, какие позиции для вас поменялись.

А.Г.: Я считаю, что мой путь - это естественный путь человека мужского рода, находящегося в вечном конфликте между внутренним и внешним миром. Рок-музыка способствует разрешению этих проблем. Но, к сожалению, это все происходит на фоне уничтожения физической целостности организма - почки, печень, убийство нейронов не миллионами, а миллиардами. Это тонкий вопрос, его можно развить очень серьезно, но я бы не хотел этого делать.

В одном интервью вы говорили, что «когда мы подружились с компьютером, тогда мы есть». С годами процесс записи песен стал легче? В чем плюсы, в чем минусы компьютеризации?

А.Г.: Плюс в том, что я сам умею сводить композиции. То есть, допустим, Есенина я делаю сам: записываю все сам и свожу дома. В этом есть огромный плюс: не нужно растрачиваться и слушать недоделанных звукорежиссеров, которые в этом ничего не понимают и делают из этого вид типа «Леша, я сделаю, ты посиди». Ничего подобного!

- То есть именно негативный опыт подтолкнул вас к таким шагам?

А.Г.: Да, мне не нравится, как люди сводили наши альбомы. Есть один-единственный позитивный вариант сведения - это был альбом «Шаман», но там участвовали люди, которых я безмерно уважаю. И мы отнеслись к нему, что надо так сделать.

- То есть впредь вы планируете полностью сами заниматься записью или все-таки кого-то привлекать?

А.Г.: Мне бы хотелось наш номерной альбом «Благодать» сделать самому. Чтобы не было как раньше: «Блин, ребята, у нас времени нету, через неделю нужен выпуск», и махнуть рукой. Ни в коем случае! Больше я так делать не буду.

По поводу времени: вы сказали, что сейчас нет вот той волны, которая нас так захлестывала, что некогда было гитару нормальную выбрать… А сейчас появляются в ротациях те же рок-композиции, на каких-то станциях, где этого не было никогда. На ваш взгляд, реально ли, что сейчас будет вторая рок-волна? Или того, что было, уже не будет никогда?

А.Г.: Честно сказать, я не слежу за тенденциями сегодняшнего музыкального мира, мне это не интересно. Мало того, я считаю, что сейчас это сделать очень сложно, потому что нет излома. А любая агрессивная мысль, она возникает тогда, когда ты понимаешь, что что-то здесь не так. Когда ты понимаешь, что что-то меняется, и тут же анализируешь, что было и что будет. Мысль рождается только в том случае, если есть конфликт в чем-то. Сейчас все очень гладко, очень мягко и можно развиваться только в техническом умении, нарабатывать себе руку в чем-то там, ну то есть как в профессии, но ни в коем случае не как развитие мозгов. Я не вижу возможности развития рок-музыки в нашей стране, если люди будут относиться к рок-музыке как к просто техническому искусству. «А вот знаете, мы хотим записаться как фины, либо как немцы...и у нас это все зазвучит!» Мы страна с другим менталитетом, мы дети Достоевского и Толстого. А те люди, они никакого отношения к развитию мозговой деятельности, я имею в виду тех, что за океаном, не имеют. Они поют какую-то чушь, любая команда, кто бы они ни были за бугром, они ставки делают больше не эстетику жанра, нежели чем на мозговой штурм. Меня это не интересует. Я не за эмоции, я за то, чтобы наступать на хвост истине. Меня эмоции не интересуют.

Вы знаете, есть такая тема: Откуда действие берется? Вот когда вы уже что-то сделали, откуда это взялось? Это потому что вы подумали, да? Для того чтобы что-то сделать, вы продумали и это сделали. А откуда вы продумали? Из-за эмоций или из-за того, что вы взвесили все, решили, подумали и сделали. Так вот эмоции мешают правильности этого дела. Вы можете потом об этом пожалеть. Но для вас, для девушек, это единственный выход выжить. А для мужчин он наоборот: единственный выход выжить - это логическое мышление. Потому что он будет идиотом, если вдруг подумает «зачем я это делал?». И дело не в сомнениях, дело в том, что он замахнулся, ударил, а все это вышло без взвешивания ситуации, а так мужчина не должен поступать. Для женщины это нормально, мало того, так и должно быть. Она не должна думать логически. Она должна ощущать все, она должна жить ощущениями, любить, она не должна думать, что у нее сзади. Она должна бежать, стирая ноги, к своему любимому мужчине, вне зависимости от логического размышления: кто он, что он и как. А мужчина должен все делать иначе. В этом и заключается то, на что вы обратили бы внимание, что бы вы охарактеризовали вопросом «что вы сделали за 15 лет в рок-музыке?». Я на это обратил внимание и считаю, что я прав. То есть считать правым - это значит много мыслить, анализировать и иметь под собой какие-то определенные доводы, факты, аргументы, которые говорят, что я прав. То есть я могу абсолютно на любую тему с вами говорить, и я буду прав. К сожалению, для вас это кажется агрессией с моей стороны, а с моей стороны это не так.

- Алексей, вы иногда произносите фразу «не все то гусь, что из воды торчит». Что вы под ней понимаете?

А.Г. : Это основа всего. Это я понимаю так: вы взяли хлебушек, его в воду накидали, в расчете на то, что гусь прилетит, приплывет, он вам нужен. Ну, вы видите гуся. Зачем вы хлеб накидали, если так коряга стоит в воде? Зачем вы свое время растратили на то, чего там нет? Ну, вы увидели что-то там, подумали, что гусь, вы не знаете, гусь там или что, вы начинаете либо к нему плыть, либо хлебушек кидать, чтобы его заманить - вы время растрачиваете зря. Вы все сделали для того, чтобы он приплыл, а это коряга в земле. Я тоже не сразу к этому пришел. За 15 лет в рок-музыке меня это прибило к моему берегу.

- А когда вы стали это понимать?

А.Г.: Когда я стал понимать, что алкоголь имеет возможность тебя бросить на дно и ты можешь быть любым лузером в любой ситуации, когда есть возможность проанализировать себя в творческом подъеме на высоте кайфа «блин, что я сделал, это же прикольно, я же молодец!» и быть абсолютным злом на стороне алкоголя. Есть возможность сравнения и анализа. И если ты можешь сравнить абсолютный минус и абсолютный плюс, то возможен факт, что ты можешь это все довести до какого-то абсолютного нуля, то есть дойти до истины. Нельзя быть средним человеком и думать, что ты все знаешь. Нужно быть абсолютным злом и абсолютным плюсом, то есть иметь возможность сравнения. И рок-музыка в этом помогает. И вообще рок - это возвышение, это гора, а значит, мы имеем возможность быть на горе, а гора состоит и из того, что вы имеете возможность быть внизу. Есть что сравнивать, понимаете?

- При написании песен было такое, что вы чувствовали, что вот это будет бомба, это будет хит?

- У вас сейчас закончится тур - что будете делать дальше?

А.Г.: Мне нужно закончить вторую часть Есенина «Смерть поэта», а дальше посмотрим. Есть всякие мысли, но я пока не хочу их раскрывать. У нас люди, как фраза из песни «Хрустальный мир» - чуть откроешь двери, сразу понабегут звери и начнут лаять «вы нам обещали, а сами ничего не сделали». Я вообще ничего не буду говорить, меня это угнетает. Люди, требуя, ставят при этом еще и меня в неловкое положение. Творчество уже опустилось до ситуации жрачки. Сидят люди и все время на энтер давят и говорят «дай мне, дай мне жрачки». Руки бы поотрубал! Нет, не все такие. Я и не говорю что все. Но это же ведь не делает проблему меньше. Просто это факт сегодняшнего дня. И меня это раздражает жутко. Поэтому я стараюсь больше этим не заниматься и не подпитывать людей своими планами, мне это неинтересно. Они от того, что у меня есть, возбуждаются, им от этого здорово, потом перевозбуждаются, и мне становится от этого хреново. Я что, сам себе враг?

- И ваши пожелания, пожалуйста, всем.

А.Г.: Хотел бы пожелать людям, чтобы они помнили фразу Ричарда Баха «Все, что мы видим - это иллюзии, все, что вокруг нас - это и есть реальность». То есть не надо дураком быть. Вот так.

Группа «Кукрыниксы» - яркий пример того, как увлечение, в которое вложили душу, превратилось в масштабный музыкальный проект, полюбившийся миллионам поклонников. И это неудивительно, ведь в мелодиях «Кукрыниксов» находят что-то свое и любители панк-рока, и поклонники классических рок-напевов, и те, кому по душе фолк-музыка. Наряду с такими командами, как , и другими группами, «Кукрыниксы» заняли почетное место в списках любимых рок-команд поклонников жанра.

История создания

Группа «Кукрыниксы» поначалу была любительским коллективом музыкантов, которые периодически исполняли композиции собственного сочинения, изредка выступали в местечковых ДК и совершенно не воспринимали происходящее всерьез. Так же родилось и название коллектива - в шутку, не серьезно.

Слово «кукрыниксы» музыканты позаимствовали у другого творческого коллектива - трио художников-карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, которые работали под этим забавным псевдонимом.

Название, казавшееся временным, осталось с группой на два десятилетия. Таким же временным казалось и само музицирование, которое воспринималось участниками как хобби. Но в 1997 году, после очередного «несерьезного» выступления, на коллектив обратили внимание представители звукозаписывающей компании «Manchester Files».


Этот день - 28 мая - и принято считать днем рождения группы «Кукрыниксы». И если до этого момента музыканты чаще всего выступали «на разогреве» у команды «Король и Шут» (лидером которой был брат - ), то теперь в биографии группы «Кукрыниксы» открылась совершенно новая страница самостоятельного творчества.

Состав

За годы существования коллектива состав музыкантов неоднократно изменялся, люди уходили, на смену приходили новые, однако лидер и солист, а также автор большинства песен Алексей Горшенев прошел с группой весь путь до конца.


Алексей родом из Биробиджана (родился 3 октября 1975 года). С детства, как и его старший брат Михаил, увлекался музыкой. Во многих интервью артист признавался, что всегда был буквально одержим желанием писать музыку - этот способ выразить чувства и мысли казался Горшеневу самым очевидным. Судьба распорядилась так, что оба брата нашли свое место в творчестве и на сцене.

Вместе с Алексеем у истоков группы стояли музыканты Максим Войтов, Александр Леонтьев (гитара и бэк-вокал), а также Дмитрий Гусев. В этом же составе был записан и дебютный альбом коллектива.


Позднее к группе присоединились Илья Леваков, Виктор Батраков и другие музыканты. Звучание композиций «Кукрыниксов» становилось все более многогранным и профессиональным, а команду начали воспринимать всерьез даже маститые рокеры.

Текущий состав группы «Кукрыниксы», который стал последним, - это бессменный Алексей Горшенев, а также гитарист Игорь Воронов, ударник Михаил Фомин и Дмитрий Оганян (бэк-вокалист и бас-гитарист).

Музыка

В 1998 году группа записала дебютную пластинку, названную «Кукрыниксы». Альбом был встречен благосклонно как любителями рок-музыки, так и придирчивыми музыкальными обозревателями. Самыми популярными композициями, которые актуальны и до сих пор, можно назвать «Не беда» и «Солдатская печаль». С этим альбомом музыканты стали гастролировать, поэтому вскоре о новом коллективе узнали все меломаны страны.

Песня группы «Кукрыниксы» «Не беда»

Двумя годами позднее уже популярную группу пригласили поучаствовать в проекте «КИНОпробы», посвященном памяти , лидера коллектива . Алексей Горшенев и товарищи исполнили песни «Скоро кончится лето» и «Печаль», придав этим композициям особенный колорит, ставший визитной карточкой «Кукрыниксов».

При этом музыкантам удалось сохранить изначальное настроение каждого трека, заложенное в него автором. В 2002-м вышел второй альбом «Кукрыниксов», получивший название «Раскрашенная душа». Почти такое же название получила и заглавная песня с этой пластинки - «По раскрашенной душе».

Песня группы «Кукрыниксы» «Черная невеста»

Сразу после релиза команда приступила к написанию композиций для следующего альбома - «Столкновение», который увидел свет в 2004-м и запомнился песнями «Черная невеста», «Серебряный сентябрь», «Движение». В том же году команда выпустила еще одну пластинку, названную «Фаворит Солнца».

Следующий год отмечен для «Кукрыниксов» записью композиции «Звезда», которая изначально предназначалась для картины режиссера «9 рота» (с , ). К сожалению, трек так и не вошел в фильм и позднее вышел в составе альбома «Шаман», а кадры стали клипом на эту композицию.

Песня группы «Кукрыниксы» «Звезда»

В 2007-м команда порадовала поклонников очередной пластинкой «ХХХ», которая запомнилась песнями «Никто», «Мой новый мир», «Падение». А тремя годами позднее коллектив поучаствовал в составлении сборника «Соль» - наши музыкальные традиции», в который также вошли песни групп и , команды .

Параллельно с работой в студии группа «Кукрыниксы» постоянно гастролировала, выступала с сольными концертами, а также не пропускала громкие музыкальные фестивали и сборные мероприятия.

Песня группы «Кукрыниксы» «Есенин»

Поклонников у коллектива становилось больше и больше, и редкое выступление проходило без полного зала слушателей. Также Алексей Горшенев работал над сольным проектом, посвященным памяти и творчеству .

Казалось, триумфальное шествие «Кукрыниксов» по концертным залам и стадионам не закончится, а новые пластинки будут выходить одна за другой. Но в 2017 году Алексей Горшенев шокировал поклонников заявлением о том, что коллектив «Кукрыниксы» прекращает существование.

«Кукрыниксы» сейчас

Сейчас группа «Кукрыниксы» дает последний гастрольный тур, в который музыканты постарались включить как можно больше городов, чтобы попрощаться с поклонниками. С момента основания коллектива прошло 20 лет, и 2018 год стал юбилейным для Алексея Горшенева и команды.


В «Инстаграме» и других социальных сетях, а также на музыкальных форумах стали распространяться всевозможные слухи и домыслы по поводу распада группы, однако Алексей Горшенев пресек эти предположения объявлением на официальном сайте коллектива. По словам музыканта, это не конец, а шаг вперед.

Сразу после окончания гастрольного тура Алексей намерен приступить к работе над сольным проектом. Подробности пока не разглашаются, однако уже известно, что Горшенев намерен изменить стиль композиций и саму концепцию выступлений. Кроме того, по слухам, музыкант готовит сюрприз для поклонников.

Песня группы «Кукрыниксы» «Последняя песня»

Последнее выступление «Кукрыниксов» запланировано на 3 августа 2018 года на рок-фестивале «Нашествие». Примечательно, что самому фестивалю в этом году также исполняется 20 лет. Кроме «Кукрыниксов», на сцену в Большом Завидово (Тверская область) выйдут группы «КняZz», «Ночные снайперы» с и другие звезды рок-направления.

Те же, кто не попадет ни на один из последних концертов любимой команды, могут познакомиться с «Последней песней» группы, которая уже завоевала популярность в Сети.

Дискография

  • 1999 - «Кукрыниксы»
  • 2002 - «Раскрашенная душа»
  • 2004 - «Столкновение»
  • 2004 - «Фаворит Солнца»
  • 2006 - «Шаман»
  • 2007 - «XXX»
  • 2010 - «Всадники Света»
  • 2012 - «Myself»
  • 2016 - «Артист»

Клипы

  • 1998 - «Не беда»
  • 2002 - «По раскрашенной душе»
  • 2004 - «Знай»
  • 2005 - «Звезда»
  • 2006 - «Колдовство»
  • 2008 - «Черная невеста»
  • 2009 - «Клетка»
  • 2011 - «Тени в театре»
  • 2013 - «Дорогая»
  • 2015 - «Надежда»

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?»-спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка - эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего - виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату­ры Кукрыниксов беспощадно разо­блачали заговор империалистических держав против республикан­ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про­должение последней войны» и дру­гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту­пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.


С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов

Еще свежи в нашей памяти мно­гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз­громим и уничтожим врага!», «Пре­вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая - грозный удар по врагу» и другие. Отвечав­шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору­жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру­довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ­лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958- 1959 годах были опубликованы ка­рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по­священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Картины художников Кукрыниксов

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто­жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из­вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря­женность момента, хорошо передан­ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими­стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав­шихся поработить нашу социали­стическую Родину.

Патриотическим чувством проник­нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы­тиям Великой Отечественной вой­ны, - «Таня», «Правда», «Конец».

В последней картине в образах большой художественной силы по­казана бесславная гибель гитле­ризма, в разгроме которого Совет­ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Сколько художников Кукрыниксы?

Что означает псевдоним «Кукрыниксы» — расшифровка

*Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Годы жизни

*Михаил Васильевич Куприянов 1903-1991

Порфирий Никитич Крылов 1902-1990

Николай Александрович Соколов 1903-2000 (источник — Википедия)

Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография коллектива

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских . В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы )

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил» , они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы, - те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», - , «Поджигатели войны», -), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя , Михаила Салтыкова-Щедрина (), Антона Чехова ( -), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина» , «Фома Гордеев», «Мать», 1933, -), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР .
Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина . Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС» .

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев » ). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода », «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке », «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд » и других.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Цитаты

Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.

… Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения.

Кеменов В. С. Статьи об искусстве. - М., 1965. - С. 104-105.

Кукрыниксы в искусстве

  • Картина «Кукрыниксы» (Портрет народных художников СССР М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова) (1957)