Источники исторического краеведения. Компитентностно ориентированные задания "вещественные источники" Как называется хранилище ценных вещественных исторических источников

Тема 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

План

    Виды исторических источников, их внешняя и внутренняя критика.

    Хронологическая классификация источников.

    Типологическая классификация источников.

    Виды исторических источников,

их внешняя и внутренняя критика

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.

Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).

Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.

Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.

2. Хронологическая классификация исторических источников

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

Общая периодизация отечественной истории

I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

1) период разложения первобытного общества и формиро­вания предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

    период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков фео­дальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) об­щества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

    период существования советского общества в сложив­шейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

    период перехода советского общества от военизирован­ной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

    период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

    письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Типологическая классификация исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

    Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

    Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

    Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

    Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

    Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

    Печати (изучаются сфрагистикой).

    Гербы (изучаются геральдикой).

    Почтовые марки (изучаются филателией).

    Эмблемы (изучаются эмблематикой).

    Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

    Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

    Древние тексты (изучаются палеографией).

    Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

    Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

    Юридические документы (изучаются дипломатикой).

    Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

    Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

    Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

    Имена собственные (изучаются ономастикой).

    Географические названия (изучаются топонимикой).

    Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников :

1) летописи;

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

8) публицистика;

9) научные труды.

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

История изучает прошлое. Но историк не может прикоснуться к прошлому стандартными методами научного исследования. Он не может его наблюдать. Машину времени, увы, еще не изобрели, и даже сама возможность путешествия в прошлое сегодня не имеет теоретического обоснования. Историк не властен поставить эксперимент, смоделировать событие. То есть какие-то гипотетические реконструкции возможны, но никогда нет уверенности в полностью адекватном воспроизведении событий прошлого.

Единственная возможность научного поиска для историка - изучение прошлого по следам, которые оно оставило. Эти следы называются историческими источниками.

Исторический источник - любой носитель информации о прошлом.

Существует множество определений исторического источника. Приведем некоторые из них.

"Источник - это то, из чего черпается материал для истории" (3. Бехер).

"Исторические источники - это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ" (В. О. Ключевский).

"В обширном смысле понятие исторического источника включает или заключает в своем содержании всякий остаток старины" (С. Ф. Платонов).

"Исторический источник - это реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением" (А. С. Лаппо-Данилевский).

"Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества" (М. Н. Тихомиров).

"Исторический источник - это все, непосредственно отражающее исторический процесс, все созданное человеческим обществом" (Л. Н. Пушкарев).

Исторический источник - это "...все, что может источать историческую информацию... не только то, что отражает исторический процесс, но и... окружающая человека естественно-географическая среда" (С. О. Шмидт).

"Источник - продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах" (О. М. Медушевская).

Источники могут быть классифицированы:

  • 1) по типу носителя (из чего сделан источник):
    • - вещественные;
    • - письменные;
    • - устные;
  • 2) по способу передачи информации.
  • - письменные;
  • - устные;
  • - изобразительные;
  • - фонетические и т.д.;
  • 3) по цели создания, свидетельства намеренные и ненамеренные;
  • А) по степени близости источника к произошедшему событию, прямые свидетельства и свидетельства, записанные с чужих слов, на основе других источников.

По классификации немецкого историка Эрнста Бернгейма, источники делятся на остатки (собственно остатки, а также данные языка, игры, обычаи и т.д.) и традицию (то есть переосмысление, интерпретация по определенным принятым в обществе правилам).

По классификации российского историка А. С. Лаппо-Данилевского, источники делятся на изображающие исторические явления ("остатки культуры"), и источники, их отображающие ("исторические предания"). С помощью изображающих возможно непосредственно воспринимать и описывать события, а вот отображающие нужно предварительно расшифровать, истолковать, интерпретировать.

Историки влиятельной французской Школы "Анналов", в том числе М. Блок, делили свидетельства источников на ненамеренные (то есть изначально предназначенные для современников, а не для историков: разного рода документы, ведомости, справки и т.д.) и намеренные (то есть сделанные специально, в расчете, что их когда-то прочтет адресат, читатель-современник или спустя много лет - историк).

По классификации отечественного исследователя Л. Н. Пушкарева, источники бывают:

1) вещественные (археологические); 2) письменные; 3) устные (фольклорные); 4) этнографические; 5) лингвистические; 6) фото-, кинодокументы и 7) фонодокументы.

По классификации академика И. Д. Ковальченко, источники делятся на: 1) вещественные;

2) письменные; 3) изобразительные и 4) фонетические. В другой классификации Ковальченко предложил делить источники на массовые и индивидуальные. К первым он относил, кроме того, статистику, делопроизводственные материалы, акты, то есть документы, отражающие жизнь общества, экономики и т.д. Ко вторым-литературные памятники и источники личного происхождения, отражающие индивидуальную историю отдельных людей в общем потоке исторических событий.

Существует также классификация по видам исторических источников.

Вид исторических источников - это исторически сложившаяся группа источников, которые имеют устойчивые общие признаки формы и содержания, возникшие и закрепившиеся в силу общности их социальных функций. * 1

Классификация источников по видам предложена уже упоминавшимся Пушкаревым:

  • 1) летописи;
  • 2) законодательные акты;
  • 3) делопроизводственная документация;
  • 4) актовые материалы (грамоты);
  • 5) статистика;
  • 6) периодическая печать;
  • 7) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
  • 8) литературные памятники;
  • 9) публицистика и политические сочинения;
  • 10) научные труды.

Своего рода синтетическую классификацию, объединяющую деление источников по видам с критериями по типу носителя и по способу передачи информации, предложил российский историк и краевед С. О. Шмидт:

  • 1) вещественные источники;
  • 2) изобразительные источники:

художественно-изобразительные (произведения искусства, кино и фотографии);

  • - изобразительно-графические (карты, схемы и т.д.);
  • - изобразительно-натуральные (фотографии и кинокадры);
  • 3) словесные источники:
    • - разговорная речь;
    • - фольклор;
    • - письменные памятники;
    • - фонодокументы;
  • 4) конвенциальные источники (все системы "условных обозначений графическими знаками" и "информация, записанная на машинных носителях", то есть современные электронные источники);
  • 5) поведенческие источники (обычаи, обряды);
  • 6) звуковые источники.

Главный вопрос при обращении к источникам - их адекватность в воспроизведении событий прошлого. Источник должен быть проверен на фальсификацию. Удостоверившись в его подлинности, ученые должны составить описание источника (то есть установить его происхождение: авторство, время и место создания, предназначение текста или документа и т.д.). После этого наступает черед извлечения из источника информации о прошлом и ее интерпретации. Это делается с помощью специальных научных методик.

Артефакты в кости, археологический объект Лапа-ду-Санто, Бразилия.

Терминология

Слово артефакт в русскоязычной литературе используется относительно недавно и является заимствованием из английского языка (англ. artifact, artefact ), которое в свою очередь происходит от лат. ars (искусственно) + лат. factum (сделанное). Термин проник в первобытную археологию, а затем в другие отрасли археологии из биологии и медицины. Также в русскоязычной литературе для названия артефактов использовались или используются такие эквивалентные термины:

  • вещественные источники . При использовании этого термина обычно подразумевается, что речь идёт об артефактах, которые не содержат каких-либо надписей. Артефакты, содержащие письмена, называют «письменными источниками».
  • предметы материальной культуры . Здесь слово «культура» используется в том же смысле, что и в термине археологическая культура .
  • археологические памятники . Этот термин имеет более широкое значение, археологическими памятниками также называются более крупные объекты, такие как, например, древнее поселение в целом. Археологическими памятниками чаще всего называются особо ценные артефакты.
  • археологические находки . Среди них выделяются индивидуальные находки и массовые находки.

Применение термина артефакт в археологии в целом нельзя признать приемлемым из-за его семантики. Априорно очевидно, почти все археологические находки изготовлены человеком. Термин применяется только в случаях решения альтернативы происхождения предмета между объектами природного происхождения и объектами, выполненными человеком. При доказательстве изготовления предмета человеком, предмет признаётся артефактом.

См. также

Литература

  • Авдусин Д. А. Основы археологии. - М. : Высшая школа , 1989. - 335 с. - 25 000 экз. -

§ 4 Тема: Вещественные источники

Аспект : извлечение информации

Стимул: если выполнишь все задания, то узнаешь об источниках которые дают информацию ученым историкам и археологам о прошлом человечества.

Задачная формулировка : развитие информационной и коммуникативной компетенции.

Задания.

Прочитай текст.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии.

Этнология (греч. народ + -логос - учение, наука) - наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины «этнография».

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.

1. Ответь на вопросы

1) Какое значение имеет археология для изучения истории?

2) Что относится к вещественным источникам?

3) Чем отличаются вещественные источники от письменных?

4) Какие ученые занимаются изучение вещественных источников?

5) Какой период истории помогают изучать вещественные источники?

2. Дай определения терминам

Этнология – …

Этнография – …

Археология - …

Модельный ответ

1. Ответь на вопросы

1) На территории Казахстана, Урала, Сибири, Средней Азии во время археологических раскопок было найдено множество предметов, погребений и поселений эпохи бронзы.

3) Нуринский период, Атасуский период, Бегазы – дандыбаевский период.

4) Академик А.Х. Маргулан

5) На отрогах гор Бегазы было изучено более 50 курганов этой культуры.

Название эпохи Хронологические рамки Особенности эпохи

Эпоха бронзы

2 тысячелетие до н.э. Изготовление сплава олова и меди, получившего название, бронза.

В эпоху бронзы начинается освоение цветных металлов и золота, скотоводство превратилось в одно из основных хозяйственных занятий человека. Так же развитие получило земледелие, люди использовали для обработки земли мотыгу, поэтому земледелие эпохи бронзы получило название мотыжное земледелие.

2. Заполни таблицу

3. Убери лишнее.

1) Эпоха бронзы делиться на периоды:

В) Медный период

2) Большое количество памятников эпохи бронзы найденно в следующих регионах Казахстана:

В) Южном Казахстане

3) К достижениям эпохи бронзы относят:

В) Приручение домашних животных

4) К археологическим культурам эпохи бронзы относятся:

В) каркаралинская

5) В сплав бронзы входит.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события .

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания .

    И. Дройзен

    Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен . Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) .

    Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

    По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    • Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
    • Данные языка;
    • Обычаи, нравы, учреждения;
    • Монументы;
    • Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

    Л. Н. Пушкарёв

    Все более и более полное сбережение письменных источни­ков, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев пред­ставляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сфор­мировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рационально­сти, от её упорядоченности и от её теодицеи, - истории, отдан­ной во власть неистовой силе вторгающегося времени .

    Мишель Фуко

    Работа с источниками

    Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
    • Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

    Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать .

    Интерпретация источников

    Примеры интерпретации источников

    Владимир Библер приводит следующий пример. В 1952 году на Неревском раскопе в Новгороде студенты-археологи МГУ во главе с A. B. Арциховским среди целого ряда берестяных грамот XII-XIV веков обнаружили грамоту № 46 с надписью:

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т… Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А…

    Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

    …в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

    Условия успешной работы с источниками

    Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники - это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.

    Говоря об исторических источниках, И. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать пол­ную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследова­ния Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок .

    Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести Сергея Михайловича Соловьева , автора 29-томной «Истории России». В. О. Ключевский так писал о нём:

    Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он - поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье .

    В. О. Ключевский

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 452 с.
    • Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - 254 с.
    • Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 160 с.
    • Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М.: Высш. школа, 1984. - 335 с.
    • Данилевский И. Н., Кабанов В. В. и др. Источниковедение. - М.: Росс. гос. гум. ун-т, 2004 . - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2
    • Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 250 с.
    • Источниковедение: Теория. История. Методические источники российской истории: учеб. пособие / И. А. Данилевский В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та, 1998. - 702 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
    • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др.; под ред. А. К. Соколова. - М.: Высш. школа, 2004. - 688 с. - ISBN 5-06-004521-8
    • Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1981. - 496 с.
    • Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 240 с.
    • Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - 381 с.
    • Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.
    • Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории / Ин-т общественной мысли; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. - М.: РОССПЭН, 2010 г. - 631 с. - В 2-х томах. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века). Оригинал: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I-II. СПб., 1910-1913.
    • Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
    • Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 282 с.
    • Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. - М: Издательство «Весь Мир», 2000. - 296 с. - ISBN 5-7777-0093-4
    • Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 495 с.
    • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб., 1994. - 406 с. - ISBN 5-85962-021-7
    • Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г. - ISBN 5-7281-0046-5
    • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. - 240 с.