Исторические эпохи по порядку: хронология. Какие есть эпохи
Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох)Античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Др. Египта, Киевской Руси), иногда она обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно служит дополнением, иногда заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. В стиле прописан высший смысл духовной жизни эпохи.
Всю историю МХК можно рассматривать как историю стилей (Вёльфлин). Стиль – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить в какую историческ3ую эпоху создано произведение искусства. Великие стили: античность – архаика и классика, средние века – романский стиль, готика. Возрождение – это переходный период от Ср. веков к новому времени. Новое время – барокко и классицизм. На рубеже XIX- XX вв. – модерн 0 попытка возрождения единства архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Романский стиль, Готика, Ренессанс – эти стили проявились во всех видах искусства, оказали влияние на мировоззрение, философию, быт. Все чтили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную эпоху, они возрождались на новом этапе. Стиль присутствует во всех видах искусства, но в первую очередь он формируется в архитектуре.
Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте.Египетский стиль (5-4 тыс. до н.э. – первых веков н.н.). Великие достижения связаны с архитектурой и монументальной скульптурой. Оказал глубокое влияние на зодчество и изоб. искусство Др. Греции и др. стран Средиземноморья. Д.Е. искусство главным образом призвано обслуживать потребности религии, в т.ч. заупокойного культа и культа обожествленного фараона. Были выработаны много классич. архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колона), виды изоб. иск-ва (круг. скульптура, рельеф, монумент, живопись и др.). сложилась канонизированная форма изображения челов. фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаза, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). Господствуют принципы монументальности и статичности (незыблемость социального строя и сверхчеловеческое величие фараона). Выработан новый арх. тип гробницы – пирамида, предельная простота формы и гигантские размеры. В росписях и рельефах – проявилась острая наблюдательность, чувство ритма, красота контурной линии, силуэта, цветового пятна. Типы в изображении людей (идущий, сидящий), отличаются ясностью и точностью в передаче характерных черт и соц. положения. Скальные гробницы – ср. царство. В изоб. иск-во – тенденция в правдоподобию, изображение бытовых сцен, растений, животных. В скульптуре – раскрывается характер. Символизм Ег. искусства, некоторые его образы и конкретные произведения (Пирамиды, Сфинкс, Фаюмский портрет и др.) имели большое значение для развития Европ. худ-ного мышления последующих тысячелетий.
Стиль азиатских народов. Мало повлияло на будущие исторические стили. Отличит. Черты: монументальность, роскошь, величие. Храмы – зиккураты (ступенчатые пирамиды). Внутрен. отделка – рельефы, плиты и дер. Дощечки с клинописью, колоны с капителями в виде чел. голов, повествовательные рельефы (как егип.), изображение в профиль, орнамент в виде лотоса, цветы. Стиль развивался в Шумере и Аккаде. Все храмовое строительство, скульптура – подчинено богам. Символ – голова быка – символ силы.
Греческий стиль. Рамки:11 -1 вв. до н.э. 3 периода: архаика, классика, эллинизм. Творчество др. греч. мастеров основывалось на мифологических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоте естественного бытия, физич. и духовного совершенства человека. Челов. метрическое начало присутствует не только в изоб. ис-ве, но и в зодчестве (пропорции храмов – соразмерны челов. фигуре). Архаика – складывается храм – периптер (в результате эволюции – от др. жилища – мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю). Строились общ. сооружения (театры, стадионы). Складываются разновидности архит. ордера – дорический (Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе), ионический – строгая изысканность, стройность (Храм Артемиды в Эфесе). Скульптура украшает храмы (рельефы фризов, фронтонов). Суровые изваяния богов и миф. героев, борющихся со страшными чудовищами. Статуарная скульптура – атлетический идеал юноши (куроса) и женщины (коры). Крайне ограниченная мимика лица (архаич. улыбка). Развитие основных др. греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Чернофигурные и краснофигурные. Искусство глиптики. Классика . (5-4 вв. до н.э.). Достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регул. планировки. Скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать челов. фигуру, ее структуру и движение. В творчестве Мирона (Дискобол) и Поликлета складывалось представление об идеальном образе гармонически развитого, совершенного человека. Вершиной ис-ва классики - время правления Перикла, велич. скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат – создатели Афинского Акрополя. Классический период завершается творч. Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа, произведения которых отмечены вниманием к миру челов. чувствии и страстей, нарушением внутренней гармонии и согласия с окружающим миром. Эллинизм . Строительство новых городов. особенность – величие. Фаросский маяк. Величественные архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Храм – перистиль (весь обнесен колонами). Скульптура – Венера Мелосская, Ника Самофракийская, борьба гигантов фриза Пергамского алтаря, группа Лаокоон – пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходит прославление владык, божество (статуя Гелиоса – Колосс Родосский). В живописи, как и в скульптуре развивается более свободная экспрессивная манера изображения.
Римский стиль. Решающее значение в формировании римского стиля имеет этрусское зодчество, достигшее успехов в создании сводчатых сооружений. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), базилики, аквидуки, мосты, триумфальные арки, дворцов, термы, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.
До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.
История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)
Архитектура (кон.6-кон.1 в. до н. э.). В республиканский период сложились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада - конструктивная логика монументальных инженерных сооружений (оборонительные стены Рима).
Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утонченность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства. Обратились к греческой ордерной системе (в декоративных целях). Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием фриза и каннелюр. Строились круглые (моноптер, окруженной колоннадой) и четырехугольные псевдо-периптеры с входом лишь с главного фасада. Разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Использовалась античная фреска (помпейские росписи - 4 группы).
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет . Новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре самобытный реализм (статуя «Оратор»). Создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные.
Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э. - наз. ис-вом империи. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Триумфальные арки.
Византийский стиль (с 4 в. до1453 г.). история Византийского искусства – это период становления христианского искусства, его образного строя, тематики, канонов. Высшие достижения связаны с храмовой архитектурой, фреской, мозаикой, иконописью, миниатюрой . Главным храмом Византии была гранд. Церковь Св. Софии в Константинополе (6 в.). мозаики Равенны (5-7 вв.) стали вершиной в истории этого вида изоб. искусства.
В культовой арх-ре уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от античных – базилики и центрические купольные здания. Простота наружного облика контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров. Главная роль – стенным росписям, иконописи. Церкви украшались христианскими символами и орнаментом. В зодчестве совершился переход к типу крестово-купольного храма. В 9-10 вв. – росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды – мозаика и фреска. Господствует идеально возвышенный образ людей. Лучшее произведение иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств – «Владимирская богоматерь».
Средние века. Романский стиль. Господствовал в искусстве ср.-век. Европы с 10 по12 вв. термин был введен в науку в 1-ой пол. 19 века. В эпоху Р.с. духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, там проходило становление искусства - искусств слова, музыки, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи (фрески, витражи), книжного искусства (шрифта, миниатюры). Стиль проявился особенно ярко в архитектуре, представленной церквами, монастырями, замками. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, углубленными порталами, внушительными башнями. Тип – базилики. Несмотря на общие стилистические черты, Р.с. отличается разнообразием образных решений: во Франции – множество архит. школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, др. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. В Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, во Флоренции трудно назвать суровыми, тяжеловесными; памятники Болоньи – строги, напоминают арх-ру соборов Москов. Кремля.
Если в раннем Р.с. главную роль в декоре играла настенная живопись, то в кон. 11- нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монумен. рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену. В роман. живописям и скульптуре центр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Доминировала фигура Христа, повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»).
Готический стиль (приблиз. с 12 по 14-15 вв).Термин возник в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским. Для стиля характерно : легкость, ажурность, устремленность к небу, к Богу, стрельчатые арки. Возросла роль монархий, власть перешла в руки королей. Монастыри теряют власть. Города стали независимы. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Центром общественной жизни среднев. города стала ратуша (здание город. самоуправления) исобор (крупный христианский храм). Ратуши 2-х этажные здания с башней – символ свободы города. Соборы должны были вмещать все население города. Строили соборы городские мастера (не монастырские, как прежде).
Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с новой конструкцией сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь - на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов. Пространство собора - создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты. В застылость и замкнутость пришла подвижность, фигуры обратились к зрителям. Показывали реального человека, без обобщений. В готический период изменился образ Христа - на первый план выдвинулась тема мученичества: изображали Бога скорбящего и страдающего. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве очень часто, как и в романском в виде скульптур химер.
В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм (Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери, Собор в Шартре (XII-XIV вв.)). К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры относится соборы и Реймсе и Амьене. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. (Кентерберийский собор , соборы в Линкольне, Солсбери 13 век). Место коронации англ. королей - гл. собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - похож на французский тип. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. Архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Не встречались окна-розы, вместо них использовали стрельчатые окна. Соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме. Выдающееся произведение германской архитектуры - собор в Кёльне (1248 г. - XIXв.), высота - 46 м, украшенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Скульптура Германии, как и в романский период, в основном украшала не фасады, а внутренние помещения храмов. Исполнена менее изящно. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. Итальянская культура была более светской, чем религиозной. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы». Соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре . Готика представлена в гражданской архитектуре – палаццо, лоджии, фонтаны. В Венеции из мрамора построен Дворец Дожей. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика (линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент) достигла своего высшего завершения в Миланском соборе, Руанский собор, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель.
Возрождение (ренессанс). Эпоха, охватывающая в Италии 14-16 вв., в странах к северу от Альп (северное В.) – 15-16 вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. – в гуманизме как мировоззрении эпохи. Круп. худ-ки – универсальные личности в науки, разных видах искусства. Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Использовали «прямую перспективу», изучали анатомию человека. Евангельские сцены изображались на фоне гор. архитектуры или природы своей страны. Рядом со святыми – портрет заказчика и исполнителя. Особое место заняла мифологическая тема; изображение обнаженного тела стало предметом изучения и худ-ного воплощения (Донателло, Микеланджело, Тициан, Дюрер). Портрет определился как отдельный жанр и достиг вершин в творчестве скульпторов Донателло, живописцев Рафаэля, Леонардо, Тициана, Ван Эйка, Дюрера.
Ведущее значение приобрел синтез искусств, в котором лидирующее положение занимала архитектура – городской ансамбль, где гл. являлись храм, общественные здания, разнообразные светские постройки (дворцы, лоджии). На протяжении эпохи В. определяется место скульптурного памятника на площади (следование античным традициям). Главенствующее место занимали монументальные виды изобр. искусства (фреска, скульптура), украшавшие дворцы и храмы. Возрождается классический ордер.
Итальянское искусство периода расцвета на рубеже 15-16 вв. – это Высокое В.Художники – Браманте, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Позднее – Джорджоне, Тициан, Палладио. Последние две трении 16 в. – позднее В. Художники как правило, прибегали к заимствованию мотивов и приемов (манер) вел. мастеров, что определило название направления – «Маньеризм»: в утонченных, рафинированных формах им удалось выразить сложный мир человека этого периода.
Барокко (вычурный, странный) – стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 вв. В искусстверяда европейских стран, гл. образом в Италии, а также в Испании, германии, Франции.
Художественные особенности стиля Б. определились новым (в сравнении с эпохой В.) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека, что нашло отражение во всех видах искусства, и прежде всего в архитектуре. Как и в средние века, приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, органично связанный с новыми дворцово-парковыми ансамблями; в результате на протяжении 17-18 вв. складывается планировка и облик крупных городов Европы – Рима, Парижа, Мадрида и др. Особенности стиля Б. - ясное выражение в характере архитектурного пространства и масс, «перетекании» одних объемов в другие, в пушном декоре фасадов и интерьеров. Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий Б. украшались многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли пространство. В изоб. иск-ве Б. преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера. В живописи – эмоции, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости. Знаменитый мастер Б. – архитектор и скульптор Бернини; мастер декорат. живописи – Пьетро да Картона. В живописи черты Б. проявились в творчестве Тьеполо, Рубенса.
Русское Б. развивалось в 1-ой половине 18 в (рус. архитектура кон. 17 в. лишь условно называется «Нарышкинским барокко»), гл. образом в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Блистательными примерами Б. являются ансамбли Зимнего дворца в СПб, екатерининского дворца в Царском Селе (г. Пушкин0, скульптурные произведения Растрелли-отца (Памятник Петру 1 в СПб, портрет Меньшикова, «Анна Иоанновна с арапчонком»).
Рококо – худ-ное направление в 18 в. гл. обр. во Франции в период Людовика XV. Название обозначает «узор из камней и раковин». Р. Явилось завершающей стадией барокко. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусств, прежде всего в архитектуре. Утрачивает тектоничность. Размеры парадных помещений уменьшаются, стены облицовываются деревянными панно с резьбой в виде завитков: растительных побегов и гирлянд. Десюдепорты, зеркала. Центральным мотивом каждой орнаментальной композиции становится изображение раковины (рокайль). В период Р. Падает значение исторической и мифологической картины. Религиозные сюжеты проникаются светским духом. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество – черты Р. Живопись и графика Р. – характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, ассиметричные композиции. Ватто, Фраганар, Буше. В скульптуре Р. Преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты. Лучшие произведения Р. Были созданы во Франции, но стиль получил распространение и в Германии, и в России (Мраморный дворец Ринальди в СПб).
Классицизм («образцовый») – направление в евр. ис-ве кон. 16 – нач. 19 в. за это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме т. наз. революционного К., - с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Фран. революции; на заключительной стадии своего развития выступил, в форме стиля «ампир» - стиля наполеоновский империи (холодное величие, четкость линий, академизм). В разных странах К. приобретал и некоторые национальные особенности. Но есть и общие черты. Искусству К. свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. С этой точки зрения символом К. служит геометрическая планировка королевского парка в Версале. Идеальный герой К. чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим – национальным, государственным, душевные порывы – голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для К. служит античная («классическая»), преимущественно римская культура. Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории.
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров – от «высоких» (ист., миф., религ.) до «низших», или «малых» (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие границы и четкие формальные признаки.
Достоинством К. является представление о важной общественной миссии искусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть –академизм . Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.
К. в изоб. ис-ве в 17 в. представляет живопись Пуссена, Лоррена, а в 18-19 вв. – Давида, Энгра, скульпторы Фальконе, Гудона, итальянца Кановы. Величественными памятниками арх-ры К. стал Версаль, резиденция короля Людовика XIV.
В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.
Романтизм (1-ая пол. 19 в). Р. 19 в. во многом противоположен классицизму предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма , романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале. Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др. но он не был тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от класс-ма Р. существенным образом не затронул арх-ру, повлияв в основном на садово-парковую арх-ру, на зодчество малых форм и на направление т.н. псевдоготику. Романтики в изоб. ис-ве – фр. живописцы Делакруа, Жерико, нем. – Фридрих, Рунге, рус. – Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср.-век. Построек. Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, поэтому «главным» романтическим искусством стала музыка и литература.
Эклектизм (от греч. - выбирать) – соединение разнообразных художественных элементов. В истории искусства наиболее заметное место занимает Э. арт-ры сер. -2-ой пол. 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных ист. стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.). он оказал влияние на становление целостного в своей сущности стиля – «модерн».
Модерн (новейший, современный), стиль в европ. и америк. иск-ве кон.19- нач.20 вв. разные названия:во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион», в Италии – «либерти». Наиболее ярко М. выразился в арх-ре частных домов – особняков, в строительстве деловых, пром. и торг. зданий, вокзалов, доходных домов. Новое – отказ от ордерной системы украшения фасада и интерьера. Определяюшее значение в структуре здания – построение внутреннего пространства. Фасады зданий М. обладают динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих орган. природные явления (постройки Гуади, Орта, Шехтеля в России). Некоторые арх-ры М. предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов. Одним из основных выразительных средств – орнамент характерных криволинейных очертаний , часто пронизанный экспрессивным ритмом. Орнаментальное начало объединяет все виды иск-ва (в интерьере – стены, пол, потолок). Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельных характер, включаясь в общий ансамбль. Вестибюли украшались витражами , интерьеры – живописными , а фасады майоликовыми или мозаичными панно , рельефами . Цель – создание синтетического, цельного проив. иск-ва. Особенно широкое распространение М. получил в декор.-прикл. иск-ве (керам. и жел. изделия Гауди, ограды метро Гимара). Тяготение к конструктивизму, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша. Большое развитие в М. получила графика (ведуший представитель – англ. Бёрдсли, норвеж. Мунк, в России – Бенуа, Сомов, фран. Тулуз-Лотрек). Графика тесно связана с расцветом книжного дела.
Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.
Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!
Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.
Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.
Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).
Другие подходы разделения истории человечества на периоды:
– формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);
– по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;
- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;
– по периодам правления выдающихся правителей;
– по периодам исторически-значимых войн;
С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в основных чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.
История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.). При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Затем следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).
История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 г.). Однако эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).
История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 г.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).
Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм. Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 г. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., а по мнению других - с 1918 г. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.
Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), «холодная война» и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает.
Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.
1. Искусство Древнего мира: до V века нашей эры
Древний Египет
Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.
Древняя Греция
Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.
ПарфенонХарактеристика изобразительного языка - идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.
Древний Рим
Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.
ПантеонРаннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.
2. Средневековье: V - XV (XVI) вв.
Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.
Дополнительный аспект - приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.
Византия
Византийская мозаика (V век)
Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых - в храмовой архитектуре.
Раннее Средневековье
Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.
Практически все сохранившиеся памятники этого периода - иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.
Романика
Романское искусство (XI-XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.
Роспись крипты базилики Святого Исидора
Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр - архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.
Готика
Фрагмент витражного окна
Готика (XIII- XVI гг.) - следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.
Проторенессанс
В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.
Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык.
3. Возрождение: начало XV - 90-е годы XVI вв.
Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.
Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.
Позднее Возрождение (маньеризм)
Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI - 90-е годы XVI века) , переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.
«Снятие с креста», Якопо Понтормо.
4. Новое время: XVII - начало XIX вв.
Барокко
Барокко (XVII-XVIII вв.) , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.
«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо
Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Рококо
Рококо - направление в искусстве XVIII века , в основном придворное «жеманное» искусство.
«Танцующая Камарго» , Никола Ланкре
Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.
Классицизм
Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.
Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом , так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.
«Амур и Психея», Антонио Канова
Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.
Романтизм
Идейное и художественное направление конца XVIII 18 - 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.
«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,
Романтизм - это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.
Сентиментализм
Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века.
Прерафаэлитизм
Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века , образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи , академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.
Историзм (эклектика)
Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).
5. Новейшее время: вторая половина XIX век а - сегодняшний день
Реализм
Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX .
«СмертьМадзини», С. Лега
В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.
Импрессионизм
Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков , зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне
Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Модернизм и авангард
Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.
«Икона» мирового авангарда - «Чёрный квадрат», Казимир Малевич
В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.
Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:
- Модерн
- Ар деко
- Постимпрессионизм
- Фовизм
- Кубизм
- Экспрессионизм
- Сюрреализм
- Примитивизм
- Поп-арт
Основные периоды развития мирового искусства.
Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.
Искусство Древнего мира – это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.
Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.
Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.
Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.
Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.
Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.
Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.
Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).
Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.
Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.
Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.
Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.