Как раскрывается образ печорина. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. Автобиографические черты, вложенные Лермонтовым в главного героя романа

Наверное, один из самых интересных персонажей русской литературы – Григорий Александрович Печорин. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – неоднозначен, парадоксален, удивителен, многогранен. Его нельзя назвать отрицательным персонажем, точно так же как и положительным. Поступки Печорина можно долго и упорно обсуждать, осуждать, удивлять им, но самое главное – это понять, что за ними стоит, какие причины и мотивы побудили вести героя таким образом.

Лермонтов называет роман «Героем нашего времени» не потому, что призывает молодое поколение брать пример с Печорина, не потому, что он является идеалом человека, а потому, что хотел показать читателям портрет типичного представителя молодежи девятнадцатого века. Лермонтов нарисовал «лишнего человека», покалеченного, истощенного, апатичного.

Григорий Печорин – молодой человек, образованный красивый и достаточно богатый. Однако он несчастлив и пытается найти себя в мире. Печорин сопротивляется обществу, скучному укладу жизни, череде однотонных серых дней – он ищет свой путь в жизни, отчаянно хочет жить, постоянно спорит с судьбой. Печорин борется за свое счастья, свои блага, но ему, подобно пушкинскому Евгению Онегину, быстро надоедают развлечения, дамы, светское общество, балы и танцы. Ему скучно жить, и каждый раз он снова пытается найти для себя что-то такое, что заставит его жить счастливо, в согласии с собой и окружающим миром.

Печорин все время находится в пути. Он ищет новые места, новых знакомых, ввязывается в новые конфликты, но ничего ему не доставляет настоящего искреннего удовольствия: его все мучит и тянет своей скукой и рутинностью. Поэтому Григорий Александрович зачастую играет судьбами людей, словно опытный кукловод тянет за ниточки кукол. Его не заботят жизни других людей, их чувства, переживания. Более того, ему доставляет огромное удовольствие влюбить в себя молодую невинную девушку, а после этого бросить ее, сделав вид, что ничего не было между ними.

Главный герой был готов открыться людям, но общество не приняло его. Печорин оказался гонимым окружающими: он не нашел свое место в жизни, не завел друзей, так как считал, что между друзьями один всегда раб другого, не женился.

Личность Печорина неоднозначна; у читателей она может вызвать смешанные чувства. Противоречивость является основной чертой характера Печорина. Иногда логика его поступков не понятна. Не стоит забывать, что Григорий Печорин – нравственный портрет целого поколения, это поистине подлинный образ многих молодых людей девятнадцатого века. Такие люди должны были либо приспособиться в обществе и жить незаметно, тихо, спокойно доживая остаток жизни, или гордо умереть, защищая свою «правду», что в конечном итоге и выбрал Печорин.

Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. Главная проблема этого романа судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя.

В образе своего главного героя Лермонтов воплотил черты, присущие молодому поколению того времени. Этим образом автор ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в ту эпоху. В предисловии он отметил, что «герой нашего времени» - это портрет не одного человека, а составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Главная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Между повестями нет видимой сюжетной связи. Каждая из них является отдельным эпизодом жизни героя, в котором отражены разные черты его характера.

Глубокий внутренний мир Григория Александровича, его отрицательные черты наиболее ярко раскрыты в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной «эксперимент» Печорина, целью которого является постижение истины и природы человека. Главный герой играет роль наблюдателя и действующего лица одновременно. Ему мало просто наблюдать поведение людей, он сталкивает их друг с другом, заставляя их души раскрываться и проявляться в полной мере: любить, ненавидеть, страдать. Именно это заставляет людей, над которыми он «экспериментирует», недолюбливать и даже ненавидеть его.

Именно так и происходит в случае с Грушницким. Этот молодой армейский офицер из мелкого дворянства поставлен рядом с Григорием Александровичем не случайно. Образ юнкера очень важен в романе, он является кривым зеркалом Печорина - оттеняет истинность и значительность этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры.

У Грушницкого есть черта, которая особенно раздражает Печорина: он тщеславен, стремится играть роль разочарованного романтического героя. Печорину ясно видно его позерство и желание произвести эффект. Сменив грубую солдатскую шинель на блестящую офицерскую форму, Грушницкий не мог скрыть своего восторга.

Углубляясь в сюжет, читатель понимает, что молодая княжна Лиговская Печорину была не интересна, он добивается её любви только лишь для того, чтобы досадить Грушницкому, даже не задумываясь над тем, что обрекает Мери на страдание. Позднее становится ясен этот тонкий просчитанный ход главного героя, с одной стороны не украшающий его, а с другой - разоблачающий Грушницкого, который, охваченный ревностью и ненавистью, легко поддается влиянию окружающих. Он оказывается способен на низкие и подлые поступки и участвует в интриге, направленной против Печорина. Сцена дуэли между Печориным и Грушницким обнажает характеры героев. Написана она ярко и впечатляюще. Печорин весел и полон благородства, он готов простить Грушницкого за то, что тот хотел стреляться с безоружным, но Грушницкий не смог подняться до благородства, признать себя виноватым и просить прощения.

Печорина можно осуждать за равнодушное отношение к молодой княжне, но стоит ли? Княжна после встречи с ним изменилась: стала умнее и мудрее. Эта девочка повзрослела, начала разбираться в людях. И мы не можем твердо сказать, что было бы лучше для нее: остаться той наивной девушкой или стать женщиной с вполне ясно определившимся характером. Мне кажется, лучше второе. Печорин в этом случае сыграл положительную роль в ее судьбе.

Герой все время надеется найти в людях то, за что их можно любить и уважать, но не находит. Думаю, именно поэтому он презирает окружающих или равнодушен к ним. Это больно ранит его.

У каждой повести есть и ещё одна отдельная цель - показать одиночество героя, его отчуждённость от людей. Этого автор добивается, помещая Печорина в разное окружение. Контраст героя на фоне других людей, на фоне горцев помогает максимально раскрыть нам многие черты его характера. Мы видим, что из-за своего отчуждения герой не подчинён традициям или моральным нормам общества, в которое он попадает.

Образ Печорина «как героя своего времени» раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, «проезжий офицер». Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность.

Нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов открыл нам своего главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстаёт как человек загадочный и таинственный.

Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Вернер - единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. История их взаимоотношений - это история несостоявшейся дружбы людей, духовно и интеллектуально схожих. Невозможность их дружбы Печорин объясняет так: «Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого». На протяжении всего романа у Печорина не находится ни одного друга, но он приобретает множество врагов. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Уже с первой повести «Белла» нам открывается двойственность и противоречие героя. Максим Максимович описал Печорина так: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего». И сам герой записал в своём дневнике: «У меня врождённый дар противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Двойственность его натуры мы видим в том, что он неординарный, умный человек, но с другой стороны эгоист, разбивающий сердца, и в то же время жертва или заложник общества, которому себя противопоставляет.

Страсть к противоречиям и раздвоенность личности - это основные черты характера героя. Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах его жизни; скептицизм и безверие порождают разлад в его душе, чувствах и мыслях.

Печорин - натура богато одарённая, он рвётся к действию, постоянно чувствуя необходимость в поиске сферы своей активности. Он сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это приводит к взрыву, к столкновению. Добавляя в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению, он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания.

Григорий Печорин - энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Обладая действенной энергией, он направляет её на заурядные обстоятельства, для которых она становится губительной. Его жизнь не соответствует стремлению превзойти всех, превознести свою волю и желания, жажду власти над людьми. Характер Григория проявляется в разных ситуациях, но особенной чертой для него является стремление к самоанализу. Герой обдумывает свои действия и осуждает себя, борясь с самим собой. Его натура нуждается в этой внутренней борьбе, в ней заключено единство личности. Рассуждения героя о самом себе, его убеждённость в том, что его «назначение высокое», позволяет предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни многих людей. Не желая никому зла, но и не делая добра, он разрушает устоявшуюся, спокойную жизнь окружающих. Печорин противостоит другим персонажам, как движение - покою. Он вмешивается в жизнь других людей.

Печорин пытается объяснить, зачем нужен судьбе, и приходит к неожиданному выводу, в котором ощущается что-то иррациональное: судьба хранит его, чтобы он до конца испил «чашу страданий».

Мотив фатума нарастает к концу романа. В повести «Фаталист» Печорин испытывает судьбу и выходит победителем из этого столкновения, но сомневается в своей победе.

Он не может удержаться на одном месте, ему необходимо менять обстановку, окружение, поэтому он не может быть счастлив ни с одной женщиной. Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека. В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе.

Спустя какое-то время Григория Печорина одолевает скука, и он бросается в поисках новизны и перемен. Лишь нежные отношения героя к Вере показывают читателю, что он любит её. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: «Вера стала для меня дороже всего на свете…».

Сюжет романа указывает читателю на бесцельность жизни главного героя. Печорин хоть и жесток, и равнодушен, но Белинский его назвал - «страдающий эгоист», потому что он осуждает себя за свои поступки, и ничто не приносит ему удовлетворения. У Печорина есть всё, чтобы добиться цели, но он не видит этой цели: «зачем я жил? зачем родился?» Чтобы найти цель, надо остановиться, перестать быть свободным, отдать часть своей свободы. Печорин этого не делает. В этом тоже заключается трагическая противоречивость его натуры. лермонтов печорин роман

Всю жизнь Г.А. Печорина можно назвать трагедией. Лермонтов показал читателю две основные причины, объясняющие эту трагедию. Первая - особенность личности Печорина. Судьба героя нелегка, он многое пережил, многим повлиял на жизнь других людей, разрушил много человеческих судеб.

Вторая причина его трагедии -- неразумное устройство общества. С этой точки зрения трагедия Печорина - трагедия времени. Он умирает, очевидно, так и не разрешив своих противоречий.

Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Образ Печорина, изображенный Михаилом Лермонтовым, - это, в первую очередь, личность молодого юноши, который страдает от своей неприкаянности и постоянно пребывает в плену вопросов: «Зачем я жил? С какой целью я родился?»

Какой он, герой XIX века?

Печорин совсем не похож на своих сверстников, в нём нет ни капли желания двигаться по проторенному пути светской молодёжи того времени. Молодой офицер служит, однако не стремится выслужиться. Он не увлекается музыкой, философией, не желает вдаваться в тонкости изучения военного ремесла. Но читателю сразу же становится ясно, что образ Печорина - это образ человека, который на голову выше людей, окружающих его. Он достаточно сообразителен, образован и талантлив, отличается энергичностью и храбростью. Тем не менее равнодушие Печорина к другим людям, эгоистичность его натуры, неспособность к сопереживанию, дружбе и любви отталкивает. Противоречивый образ Печорина дополняют и другие его качества: жажда жить в полную силу, способность критически оценивать свои действия, стремление к лучшему. «Жалкость действий» персонажа, бессмысленная растрата сил, его поступки, которые причиняют боль окружающим, - всё это выставляет героя не в лучшем свете. Однако в то же самое время офицер и сам переживает глубокие страдания.

Сложность и противоречивость главного героя знаменитого романа особенно ярко представлены его словами о том, что в нём одновременно живут два человека: один из них живет в полном смысле этого слова, а второй же - мыслит и судит действия первого. Здесь же повествуется о причинах, положивших начало этой «раздвоенности»: «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать…» Молодой и полный надежд юноша всего за пару лет превратился в черствого, злопамятного, желчного и честолюбивого человека; как он сам выразился - «нравственного калеку». Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» перекликается с образом Онегина, созданным А. С. Пушкиным: это - «эгоист поневоле», разочарованный в жизни, склонный к пессимизму, испытывающий постоянный внутренний конфликт.

30-х гг. XIX века не позволила Печорину найти и раскрыть себя. Он неоднократно делает попытки забыться в мелких похождениях, любви, подставляет себя под пули чеченцев… Однако всё это не приносит ему желаемого облегчения и остаётся лишь попыткой отвлечься.

Тем не менее образ Печорина - это образ богато одарённой натуры. Ведь ему присущ острый аналитический ум, он необычайно точно оценивает людей и поступки, которые они совершают. Критическое отношение у него сформировалось не только по отношению к окружающим, но также и по отношению к себе самому. В своём дневнике офицер разоблачает себя: в его груди бьётся горячее сердце, умеющее глубоко чувствовать (гибель Белы, встреча с Верой) и чрезвычайно сильно переживать, хотя и скрывается под маской равнодушия. Однако это равнодушие - не больше, чем самозащита.

«Герой нашего времени», образ Печорина в котором является основой повествования, позволяет увидеть одну и ту же личность с совершенно разных сторон, заглянуть в разные уголки её души. Одновременно со всем вышеперечисленным в облике офицера мы видим волевого, сильного и активного человека, в котором дремлют «жизненные силы». Он готов действовать. К сожалению, практически все его действия в итоге причиняют боль и самому Печорину, и окружающим, его деятельность несёт не созидательный, а разрушительный характер.

Образ Печорина сильно перекликается с лермонтовским «Демоном», особенно в начале романа, когда в герое остаётся что-то демоническое, неразгаданное. Молодой человек по воле судьбы становится разрушителем чужих жизней: именно он виновен в том, что погибла Бела, в том, что Максим Максимович окончательно разочаровался в дружбе, в том, как сильно страдали Вера и Мэри. От руки Печорина, в свою очередь, умирает Грушницкий. Печорин сыграл свою роль в том, как умер другой молодой офицер - Вулич, а также в том, как «честные контрабандисты» были вынуждены покинуть родные дома.

Заключение

Печорин - это человек, у которого уже не осталось прошлого и есть лишь надежда на что-то лучшее в будущем. В настоящем же он остаётся совершенным призраком - именно так охарактеризовал этот противоречивый образ Белинский.

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман “Герой нашего времени” был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя романа, типичный характер 30-х годов XIX века.

Печорин - образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Он продолжает галерею “лишних людей”, открытую Евгением Онегиным Пушкина. Белинский отмечал, что мысль изобразить героя своего времени в романе не принадлежит исключительно Лермонтову, так как в тот момент уже существовал “Рыцарь нашего времени” Карамзина. Белинский указывал также, что многим писателям начала XIX века приходила в голову такая мысль.

Печорин называется в романе “странным человеком”, так о нем говорят почти все остальные персонажи. Определение “странный” приобретает оттенок термина, за которым встает определенный склад характера и тип личности, и является более широким и емким, чем определение “лишний человек”. Подобного рода “странные люди” были и до Печорина, например в рассказе “Прогулка по Москве” и в “Очерке чудака” Рылеева.

Лермонтов, создавая “Героя нашего времени”, говорил, что ему “весело было рисовать портрет современного человека таким, каким он его понимает и насто встречал”. В отличие от Пушкина, он сосредоточивает внимание на внутреннем мире своих героев и утверждает в “Предисловии к журналу Печорина”, что “история души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа”. Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось и на композиции: роман начинается как бы с середины повествования и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что “бешеная гонка” Печорина за жизнью обречена на неудачу. Печорин проделывает путь, который совершали его романтические предшественники, показывая тем самым несостоятельность их романтических идеалов. Печорин попадает из “цивилизованного” мира в мир “детей природы”, на Кавказ, но и там он оказывается чужим, “лишним человеком”, и, кроме страданий и смятения, ничего не несет: он становится косвенным виновником гибели Бэлы, расстраивает жизни “честных контрабандистов”, из-за него рушится судьба княжны Мери.

Структура “Героя нашего времени” фрагментарна, поэтому роман представляет собой систему разрозненных эпизодов-повестей, объединенных общим героем - Печориным. Такая композиция является глубоко содержательной: она отражает разорванность жизни главного героя, отсутствие у него какой-либо цели, какого-либо объединяющего начала. Жизнь героя проходит на перепутьях в вечных поисках смысла человеческого существования и счастья. Печорин почти все время в пути. “Это мир в дороге”, - говорил Гоголь по поводу “Героя нашего времени”.

В том, как изображает Лермонтов главного героя, чувствуется желание дать ему социальную характеристику. Печорин - продукт и жертва николаевской эпохи в одном лице, “чья душа испорчена светом и разорвана на две половинки, лучшая из которых высохла и умерла”, тогда как другая “жила к услугам каждого”. Есть в этом персонаже и то, что выводит его за рамки социальности, то есть Лермонтов раскрывает в своем герое и общечеловеческие начала, не зависящие от эпохи и времени. В этом смысле задача, которую ставит перед собой Лермонтов, сравнима с задачей Достоевского: “При всем реализме найти в человеке человека”. Лермонтов в романе уделяет много внимания изображению не только сознания, но и самосознания героя. Напряженный психологический анализ - это “болезнь века”, но также и необходимая форма самопознания развитой личности. То, что Печорин постоянно размышляет о своих поступках, анализирует свои чувства, является свидетельством того, что мы имеем дело с личностью неординарной; герой лермонтовского романа -личность в самом высоком смысле этого слова. Мы можем провести сравнение с романом Пушкина “Евгений Онегин”. Печорин, тоже являясь “лишним человеком”, отличается от Онегина не только своим темпераментом, не только глубиной мысли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. В этом смысле он герой своего времени. Действенность Печорина, на которую делает акцент Лермонтов, объясняется, прежде всего, степенью развитости этого героя: он хорошо образован, хорошо разбирается в людях, знает их слабости, но использует эти знания в своих целях. Беда Печорина в том, что его независимое самосознание и воля переходят в индивидуализм. В своем противостоянии действительности он исходит только из своего “я”. Он не просто эгоист, он эгоцентрист. Печорин является деятелем не только по натуре, но и по убеждению. Он сам указывает, что “в чьей голове родится больше идей, тот больше других и действует”.

Как личность Печорин шире предлагаемых ему социальных ролей, он отвергает все уготованные ему социальные рамки, пытается угадать свое высокое предназначение, но в то же время весьма скептически оценивает свои шансы в борьбе с окружающим обществом. Он рассуждает: “Многие люди, начиная жизнь, хотят кончить ее, как Байрон или Александр Македонский, а между тем остаются титулярными советниками”.

Герой не показан нигде при исполнении своих служебных обязанностей, но, тем не менее, он очень активен в жизни. На примере Печорина мы впервые в русской литературе встречаемся с героем, который прямо ставит перед собой актуальные вопросы человеческого бытия. Это вопросы о цели, о смысле жизни человека, о его предназначении. Подтверждением этому является рассуждение героя перед дуэлью с Грушницким и в повести “Фаталист”.

Одна из целей, которую герой, бесспорно, реализует, - это постижение природы и возможностей человека. Этим и объясняется цепь психологических и нравственных экспериментов Печорина над собой и над другими: княжной Мери, Грушницким, Вуличем. В достижении этой цели он действует настойчиво и упорно.

Раскрытие образа своего героя Лермонтов подчиняет традиции. Он испытывает Печорина двумя чувствами: дружбой и любовью. Ни одно, ни другое герой не выдерживает, Печорин разочаровывается в любви черкешенки Бэлы, говоря по этому поводу, что “любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. К дружбе, к глубокому искреннему чувству, Печорин также не способен, считая, что из двух друзей один всегда раб другого. В отношениях же с Вернером его не устраивает ни роль повелителя, ни роль раба.

Последняя повесть “Фаталист” приобретает особое значение в восприятии Печориным жизни. Герой на протяжении всего повествования постоянно испытывает судьбу (под пулями чеченцев, на дуэли с Грушницким, в повести “Тамань” с ундиной), но наиболее выразительно это показано в “Фаталисте”. Это одна из самых идейно насыщенных и напряженных повестей романа. Она состоит из трех эпизодов, которые то отрицают, то подтверждают существование предопределения в жизни человека. Если и говорить о фатализме героя, то его следует назвать фаталистом действенным. Не отрицая наличия сил, во многом определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать его свободы воли. Подтверждением служит то, как он бросается в окно к казаку-убийце. На первый взгляд, это безрассудно, но Печорин действует достаточно обдуманно. Это не слепой риск Вулича, а осмысленная человеческая храбрость.

Главное содержание повестей о Печорине - это история его противодействия обстоятельствам и судьбе. Обстоятельства и судьба в итоге оказались сильнее Печорина. Его энергия выливается в действие пустое. Поступки героя чаще всего эгоистичны и жестоки. Печорин предстает в романе сложившимся характером с трагической судьбой. То, что Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит по-новому вопрос о нравственной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки.

В том, как показал Лермонтов Печорина, он ознаменовал новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине запечатлен процесс превращения аристократа в личность, то в “Герое нашего времени” показана трагедия уже сложившейся личности, обреченной жить в условиях николаевской реакции. Печорин оказывается шире того содержания, которое вложено в его образ. В этом смысле Лермонтов предвосхищает Достоевского. Новаторство Лермонтова заключается в том, что перед нами сильная, недюжинная личность, не находящая себе места и цели в жизни, чуждая окружающему обществу, внутренне противоречивая.

Судьба Печорина как одного из характерных типов своего времени, несмотря на его потенциальную героичность, была трагически безысходной. Лермонтов как писатель-реалист показал это в своем романе “Герой нашего времени”.