Ким. Краткая биография Ю. Ким Урок литературы ю ким рыба кит


Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.


А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.




Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)

Урок 101
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом

Уроки внеклассного чтения

I. Артикуляционная разминка
Можно провести соревнование, разбив класс на три-четыре команды: кто больше помнит скороговорок? Команды хором по очереди произносят скороговорки, не подглядывая в рабочие тетради. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Учитель заранее заготовит небольшие призы, например календарики.
II. Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит»
Стихотворения-шутки, которые могут прозвучать на уроке в конце учебного года, создадут хороший настрой у детей, оставят впечатление об уроке литературы как о радостном, праздничном событии.
В учебнике-хрестоматии (с. 179-180) дано одно стихотворение Юлия Кима - одного из ярких представителей авторской песни, который создал тексты песен к большому количеству фильмов и для взрослых, и для детей. «Рыба-кит» - тоже песня, это сразу чувствуется по задорному ритму и игровой ситуации.
Юлий Ким не одинок в своем стремлении создавать стихотворения-шутки и песни-шутки: это делали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Вадим Егоров, Юнна Мориц и другие современные поэты. Несколько текстов мы предлагаем учителю и детям в Приложении .
III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. Приложение ). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.


СКОРОГОВОРКИ

[б] - [п] [б’] - [п’]

Добры бобры
Идут в боры.

Добр бобр для бобрят.

Бык тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

По поясам пояски,
По пояскам поясочки.

Белогубы огурцы,
Молодцы белопупы.

Ехали купцы,
Говорили они
Про покромы
Да про покромки 1 .

Стоит копна 2 с подприкопеночком.

Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку 3 ,
Пошел продавать.
Просил полтинник 4 .
Получил подзатыльник.

[в] - [ф] [в’] - [ф’]

Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.

По двору-подворью
В добром здоровье.

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

Вьюги, метели
Под февраль полетели.

Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.

[д] - [т] [д’] - [т’]

На дворе трава,
На траве дрова.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.

На улице деготник 5 .
Нам не до деготника,
Не до деготниковых детей.

[г] - [к] [г’] - [к’]

На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз - Егорка,
Два - Егорка.

Я вокруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

Полпогреба репы,
Полколпака гороху.

Купи кипу пик,
Кипу пик купи.

Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?

Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.

Утка моя,
Селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку,
Не тупи носку.

Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.

[х] [х’]

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало,
О охало
Не на тропе, а около.

Не просмеховствуй других -
И сам не просмеховствован будешь.

Полпуховика и полполувыпуховика,
Цельный пуховик 6 и полполувыпуховик.

[з] - [с] [з’] - [с’]

Зелен изумруд.

Сыворотка 7 из-под простокваши.

У сыра дуба,
У суха сука
Белошерстый пес.

На семеры сани,
По семеры - в сани.

Идет с косой
Косой козел.

Бежит лиса по шесточку 8 .
- Лизни, лиса, песочку!

Сенька-везенька,
Вези бабу на санках.
Санки - скок,
Сеньку - в лоб!

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

[ж] - [ш]

Журила 9 журавля журавлиха.

Летят три пичужки 10
Через три пусты избушки.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша 11 .

Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку 12 из-под простокваши.

Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.

ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Урок литературы в 5 классе № 60.

Дата ___________________________

Тема: Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю. Ч. Ким «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Цели урока: Краткое знакомство с жизнью и творчеством Саши Черного и Ю. Ч. Кима. Расширение представления о юморе и литературе.

Развитие навыков пересказа и анализа текста, творческих способностей.

Воспитание чувства юмора.

Основные понятия: юмор.

Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение.

Оборудование: аудиозаписи песен Ю. Кима, учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

    Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

2. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

А. Чтение статьи учебника (с. 172-173) .

Б. Слово учителя


Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей - нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый ), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного.


В. Беседа. Реализация воспитательной цели.


- Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?


- Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
(Никто из детей не хотел быть предателем).

— Вопросы (Егорова, стр. 376 – 377).


- Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
(Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль).


- Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?

Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

3. Ю. Ч. Ким. Рыба-кит.


А. Чтение статьи учебника (с. 189) .

Б. Прослушивание песни «Рыба — кит».

В. Работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 190). Реализация воспитательной цели.

Юнга (от нем. Junge - «мальчик» или нидерл. jonge - «молодой») - мальчик на судне, готовящийся в матросы. Основав Кронштадт в 1703 году, Пётр I учредил в нём училище морских юнг , то есть малолетних матросов…

Сейнер (англ. seiner , от (purse) seine - (кошельковый) невод) - рыбопромышленное судно для лова рыбы кошельковым неводом, который также может называться сейной. Сейнер , обычно, однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Лот — это стандартная партия или объем, какого либо товара. Лот — это также единица измерения валюты во время торгов на валютной бирже.

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Беседа.

Егорова, стр. 380 – IV .

- Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Прослушивание песен Ю. Ч. Кима.

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Ответить на итоговые вопросы (стр. 192), подготовиться к итоговому тестированию.

По желанию. Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».

Литература.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ставропольский государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет

Кафедра теории и методики преподавания

исторических и филологических дисциплин

Конспект урока литературы

Тема: Юлий Ким «Рыба-кит ».

Разработала: студентка 4 курса

историко-филологического факультета,

отделения русского языка и литературы

Новикова Анастасия Андреевна

Проверили: учитель русского языка и литературы

Макаренко Елена Владимировна

групповой руководитель:

Петренко Денис Иванович

Оценки за урок:

___________ (подпись учителя)

___________ (подпись гр.рук.)

Ставрополь, 2016

УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: Юлий Ким «Рыба-кит»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Обучающая цель:

Совершенствовать умение пересказывать прочитанное.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

2.Развивающая цель:

Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа.

3.Воспитывающая цель:

Воспитывать интерес детей к чтению.

Универсальные учебные действия (УУД):

Предметные: ознакомиться с песней Ю.Кима «Рыба-кит»; овладение навыками анализа текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.

Формы обучения: Индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по командам, составление синквейна.

Оборудование: Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор,.

Технологическая карта урока

(1мин.)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II . Проверка заданного на дом материала.

(10мин.)

Цель этапа: проверка усвоения материала, умение формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!

Все ли готовы к уроку?

Перед тем, как мы перейдем к произведению, предлагаю поиграть.

Каждая и з команд, должна вспомнить как можно больше скороговорок. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Баран - буян залез в бурьян.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Приветствуют учителя.

Играют

Отвечают

Метод мотивации учебной деятельности.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные

Коммуникативные:

III .Актуализация знаний. (3мин.)

Цель: повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке, мы с вами продолжим знакомиться с юмористическими произведениями. Кто что запомнил о жизни и творчестве Юлия Кима?

Отвечают на вопросы.

Метод фронтальной организации обучающихся.

Познавательные : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV .Постановка цели и задач урока. (5мин).

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

Давайте послушаем стихотворение-песню «Рыба-кит».

Какое настроение у песни?

Что позволило определить настроение песни?

Подумайте и ответьте, есть ли нелепости в тексте песенки?

какие нелепости заметили?

С какой целью происходит включение нелепого в текст песенки?

Участвуют в диалоге.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: целеполагание

Физминутка (2мин.).

Слайд

Выполняют

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

V .Беседа по содержанию рассказа и составление схемы. (22мин.)

Цель: проанализировать произведение при помощи комментированного чтения.

Давайте еще раз прочитаем произведение.

Все ли слова были вам знакомы?

Сейнер - это рыбопромысловое судно. Обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Юнга - мальчик на судне, готовящийся в матросы.

Кашалот - морское млекопитающее, крупнейшее из зубатых китов.

Мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды,

Мог ли вообще попасться кит на удочку?

Кто главный герой произведения?

А теперь мы с вами составим синквейн (пятистрочная форма стихотворения).

Вы раньше составляли синквейны?

Давайте для примера составим синквейн на тему: «Весна».

Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче». М.Горький
Солнце.

А теперь самостоятельно составим синквейн на тему: «Юмор»

Ученик читает вслух стихотворение «Рыба-кит»

Записывают таблицу в тетрадь

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

    Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

    Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

    Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

    Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

VI .Рефлексия. (5мин.)

Цель : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

О чём узнали сегодня на уроке?

Что нового открыли для себя?

Чему научились? ·

Что в личности поэта Ю. Кима удивило вас?

Отвечают на вопросы.

Личностные:

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VII .Задание на дом.(2мин.)

Ознакомиться с домашним заданием.

Составить таблицу по сюжету произведений: «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», «Рыба-кит»

Методы:

По способу передачи и усвоения информации: словесный.

Коммуникативные:

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение слушать и вступать в диалог.

Юлий Ким как проект

Я иду на урок: 8-й класс

Ирина Учамбрина

Ирина Алексеевна УЧАМБРИНА - методист научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы, учитель средней школы № 919.

Юлий Ким как проект

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной работы, мы с восьмиклассниками перебрали массу вариантов - от творчества Н.В. Гоголя до произведений современных писателей - и решили остановиться на том, что было бы интересно нам всем. Необходимо было учесть также специфику класса - это ребята живые, активные, не стесняющиеся публики, многие из них не раз уже выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно было использовать.

Предложенная мной “кандидатура” заинтересовала ребят. Юлий Ким - наш современник, живой классик русской литературы и активный участник общественной жизни страны. Юлий Черсанович - автор ироничный, “смешной”, его творчество наполнено юмором, его песни из кино- и телефильмов на слуху практически у каждого. Имя Кима хорошо знакомо выпускникам МГПИ им. Ленина, любителям автор­ской песни, прогрессивно настроенной интеллигенции, для которой идеалы шестидесятников не пустой звук... Но это, к сожалению, не подавляющее большинство жителей страны. И мне хотелось приобщить своих учеников к творчеству человека, под знаком которого прошла и моя институтская молодость, чьи песни пели мы и “на картошке”, и на наших кухнях, и на студенческих концертах. Песни Кима - это не только часть нашей с однокурсниками юности. Это часть жизни многих и многих выпускников МГПИ. И это часть жизни нашей страны.

“Светлый человек”, “добрый талант”, “чистая душа”, “навеки Юлик” - вот лишь немногие отзывы людей, знающих Юлия Черсановича лично или бывавших на его концертах. Сергей Никитин когда-то сказал: “Творения Кима создают у слушателей неповторимое ощущение полёта”. И это действительно так. Это и полёт творческой фантазии, и полёт свободного духа, и полёт искрящегося остроумием и иронией слова. Феномен Кима состоит ещё и в том, что многие даже не представляют себе, как хорошо они знакомы с его творчеством, как часто, сами того не зная, цитируют строчки поэта. Нельзя не согласиться с мнением журналиста и писателя Д.Быкова: “Юлий Ким - один из самых больших поэтов второй половины ХХ и первой половины ХХI века. Порукой тому количество надёрганных из него пословиц, поговорок, мыслей и максим”.

Вместе с учащимися намечая план будущей работы, мы решили не ограничиться печатным иллюстрированным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую театрализованную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой будем работать в течение года: «Юлий Ким - бард, поэт, драматург” .

Каждый из участников проекта получил своё задание - исследовать одну из сфер жизни и творчества Ю.Кима. Были определены следующие направления.

2. Фрагментыбиографии: учёба в пединституте (историко-филологический факультет МГПИ им. Ле­нина), недолгая педагогическая деятельность на Камчатке, позднее в Москве в физическом лицее.

3. Как отразились события, происходящиев стране, на жизни семьи. Судьба родителей - корейского переводчика Кима Черсана и русской учительницы литературы Н.В. Всесвятской (здесь нам очень помогла книга Алины и Юлия Кимов «О нашей маме Нине Всесвятской, учительнице»); диссидентская, правозащитная деятельность Кима; сатирические произведения, написанные в годы “застоя”; почему Киму пришлось стать Ю.Михайловым и т.д.

4. Ким и кино. Песни, написанные к телефильмам «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Человек с бульвара Капуцинов», «Про Красную Шапочку» и т.д.

5. Ким и театр. Произведения, созданные для московских театров: сказка «Иван-Царевич», мюзикл «Клоп» по пьесе В.Маяковского на музыку В.Дашкевича, либретто недавно поставленной оперы «Ревизор» (музыка В.Дашкевича) в студии А.Покровского, песни, созданные для спектакля «Недоросль» по комедии Д.И. Фонвизина.

6. Творчество и деятельность Ю.Кима в настоящее время(выступления, концерты, книги).

7. Литературоведческий анализстихотворных текстов Кима, наблюдения над стилем, над средствами художественной выразительности.

Н екоторые результаты нашей полугодовой работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Юлий Ким» .В неё были включены материалы, которые собрали ребята: фотографии, найденные ими в Интернете, фрагменты интервью Юлия Черсановича, записи стихов и песен в исполнении самого Кима и группы «Песни нашего века». Было запланировано также живое исполнение произведений Кима самими учащимися. Нам хотелось, чтобы сценарий отражал основные сферы жизни нашего замечательного современника, а также его гражданскую позицию, ответственное отношение к тому, чем он занимается, осознание им своего назначения и высокого звания поэта, поэтому в сценарий вошли не только забавные песни, но и серьёзные, проблемные стихи.

Для того чтобы композиция была органичной, некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Кима мало стихов как таковых - большинство из них положены на музыку или им самим, или такими замечательными композиторами, как Владимир Дашкевич, Геннадий Гладков и Алексей Рыбников. Перед исполнением «Театрального пролога» ребята предварительно слушали, как поёт это произведение сам Ким, и некоторые особенности авторской интонации попытались передать в своём чтении. Говорят, что песни бардов очень много теряют при чтении, что без музыки их стихи мало стоят, но мы убедились в том, что это не так. Наоборот, каждое слово звучит особо, это именно стихи, которые в песне не всегда слышны как надо.

Большой удачей в работе над проектом было для нас участие в записи телепередачи «Линия жизни» с Юлием Кимом. Ребята смогли своими глазами увидеть артиста, почувствовать обаяние его иронии, услышать в исполнении Юлия Черсановича песни, которые они уже разучили, а также оценить искренность и глубину ответов на вопросы, заданные ему публикой. Слушателей интересовали подробности биографии Кима, его участие в правозащитной деятельности, проблемы творчества и даже проблемы преподавания.

Работа над проектом пока ещё не закончена. В перспективе мы собираемся представить не только компьютерную презентацию нашей деятельности и окончательный печатный вариант со всеми собранными воедино материалами, но и небольшой концерт «Театр песни Юлия Кима».

В заключение остаётся лишь сказать, что такая форма работы, как проектная деятельность, очень плодотворна. Она пробуждает живой, непосредственный интерес к предмету, разнообразит как деятельность учителя, так и деятельность учащихся, готовит их к разного рода творчеству, учит интегрировать разные виды искусства, такие как литература, музыка, театр, кино. Помимо всего прочего, проектные (исследовательские) работы имеют хорошие перспективы к тому, чтобы стать формой экзамена по литературе (рефераты постепенно уходят в прошлое), и это тоже необходимо учитывать при планировании учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Предлагаю вниманию читателей сокращённый вариант нашей композиции по творчеству Юлия Кима.

Литературная гостиная «Знакомьтесь: Юлий Ким!»

(Звучит фонограмма песни «Фантастика-романтика».)

Ведущий . Юлия Кима знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а ещё «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других. Ну кто из нас хоть однажды не напевал: “А-а-а... крокодилы, бегемоты...” или “А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк...” Или “Уно, уно, уно, ун моменто...” Автор всех этих популярных песен - поэт, драматург, композитор, один из лучших отечественных бардов - Юлий Черсанович Ким.

Часто так случается, что песня, выходя в народ, если это хорошая, настоящая песня, утрачивает своего автора. Именно так нередко происходило с творениями Юлия Кима. Например, однажды в одной телепередаче известный актёр признавался, что очень любит русские народные песни, особенно вот эту...

(Звучит фонограмма песни «Губ ы окаянные, думы потаённые...».)

Ведущий . Говорят, что после этого Юлий Черсанович, снимая телефонную трубку, представлялся так: “Русский народ слушает!”

Юлий Ким родился в Москве 23 декабря 1936 года. Жестокие события тех лет - аресты и репрессии - коснулись и его семьи.

Поэт. “ Моего отца взяли и дали ему десять лет без права переписки, что по тем временам, как правило, означало расстрел. Через два года взяли и маму, и впервые я увидел её сознательными глазами, когда мне уже было лет десять. А в 1951 году судьба занесла нас с мамой в Туркмению. На великую стройку социализма - Главный Туркменский канал. Там, в Ташаузе, и закончил я школу. Там на гармошке выучился играть, в хоре пел и стихи писал непрерывно, в том числе и на смерть Сталина, которые послал в «Комсомолку», которая, слава Богу, их не напечатала”.

(Звучит фонограмма песни “Хорошо идти фрегату...”)

Поэт. “В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять. И я поступил в институт, нагло полагая, что уж когда-нибудь в процессе обучения стану если не писателем, то журналистом, либо редактором, либо учёным-литературоведом - только не учителем. Подобно Печорину, я чувствовал в себе силы необъятные, заслуживающие, разумеется, лучшего применения сравнительно с убогой карьерой школьного наставника. Но в один прекрасный день я очутился на пороге института с дипломом учителя и трёхлетним контрактом. Не удалось мне уклониться от педагогической стези. «Ну что ж, - вздохнул я. - Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Преподавать так преподавать». И, согласно контракту, отправился на Камчатку”.

Ведущий. По камчатским впечатлениям созданы такие песни Кима, принёсшие ему известность, как «Рыба-кит», «Капитан Беринг» и др.

(В исполнении учащихся звучит песня «Рыба-кит».)

На далёком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!

Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита:

“Нет кита, нет кита,
Нет кита, не видно,
Вот беда, вот беда,
До чего обидно!”

Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.

Вот и кит - но что за вид:
Только рёбра видно,
Фу, какой - худой такой!
До чего обидно!..

На далёком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.

Поэт. “Без малого девять лет я учительствовал, и с удовольствием. Точнее, с чувством увлекательного и значительного дела. Бесконечно творческого. Одновременно с этим шло у меня, и всё лучше и больше, дело писательское, и настал момент прощания со школой. Что ж, по судьбе, по призванию вышло мне быть писателем. Не вышло бы - я бы учительствовал по сей день”.

Ведущий. Дружба Юлия Кима с кинематографом началась ещё в 60-е годы и продолжается до сих пор. Много пишет Ким и для театра. Среди его произведений - песни и романсы, куплеты и баллады, арии и молитвы, которые исполняют солдаты, студенты, рыцари, охотники, офицеры, странники, красноармейцы, пираты - герои произведений Мольера, Гайдара, Свифта, Сервантеса, Маяковского, Остров­ского и др.

(Читается «Театральный пролог» к пьесе «Как вам это понравится» по У.Шекспиру.)

Медам, месье, синьоры!
К чему играть спектакли,
Когда весь мир театр
И все мы в нём актёры, -
Не так ли, не так ли?
Медам, месье, синьоры!
Как жаль, что в этой драме
Бездарные гримёры.

Коварные суфлёры -
Мы сами, мы с вами.
О, как бы нам, синьоры,
Сыграть не фарс, а сказку.
О счастье и надеждах,
Сыграть, пока не скоро
Развязка, развязка!..

О, мир, где вместо падуг
Над нами арки радуг,
Где блещет вместо ламп луна!
Где мы, мы играем слабо,
О, как бы нам хотя бы
Не путать амплуа, амплуа...
Амплуа? Гоп-ля-ля!

(В исполнении учащихся звучит песня «Я клоун».)

Я клоун,
я затейник,
Я выбегаю на манеж не ради денег,
А только
ради смеха:

Быть может,
когда я - вот он,
Одной печалью станет меньше у кого-то, -
Выходит,
ровным счётом,
На свете больше станет радостью одной!

Я клоун,
весёлый клоун!
Я этой шапочкой навеки коронован!
Ну разве
я не прекрасен?
Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Давайте
поля сражений
Объединим в один манеж для представлений:
Я выйду
на середину -
И вы, как дети, смейтесь, смейтесь надо мной!
Я клоун!
Я затейник!

Ведущий. Особая тема в творчестве любого поэта - тема любви, и Юлий Ким не исключение. Меняются эпохи и правительства, меняются нравы и обычаи, но любовь всё так же остаётся самым прекрасным чувством на земле, которое оказывается обыкновенным чудом и помогает победить всех колдунов и злодеев, пережить все невзгоды и испытания.

(Звучит песня «Не покидай меня, весна» из к/ф «Красавец мужчина».)

Не покидай меня, весна,
Грозой и холодом минутным
Меня напрасно не дразни!
Не покидай меня, весна,
Сияй мне ярче с каждым утром!
Продлитесь вы, златые дни...

Продлись, продлись, мой дивный сон!
Тебя послало провиденье,
Тебя так долго я ждала!
Ты так прекрасен, милый сон,
Что я не верю в пробужденье,
И лишь тобой душа жива!

Не покидай меня, весна,
Когда так радостно и нежно
Поют ручьи и соловьи!
Не покидай меня, весна,
Не оставляй меня, надежда
На чудо счастья и любви!

Ведущий. Юлий Ким, безусловно, блестящий стилист и непревзойдённый мастер театральных монологов. Но он ещё наш с вами современник, поэтому не может не откликнуться на события, происходящие в жизни страны. “Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство” - эти слова вслед за Булатом Окуджавой мог бы повторить и Юлий Черсанович.

(Читается «Песня о мире».)

Всё в мире снова темно и грозно.
Как докричаться до глав правительств?
Договоритесь - ещё не поздно!
Пока не поздно - договоритесь!
Мы понимаем - это трудно, очень трудно.
Мы понимаем - наша песенка наивна:
Наверно, легче сдохнуть обоюдно,
Чем хоть бы раз довериться взаимно.
Мы понимаем: слишком много генералов,
Которых не переучить на почтальонов.
Мы понимаем: ради высших идеалов
Необходима гибель наших миллионов, -
Мы понимаем...
Но как же дети?
За что же дети - обречены?
Нет ничего на белом свете,
Что может стоить такой цены.

Поэт. “Я много думаю - куда пойдёт страна, и, знаете, мне замерещился какой-то странный тип человека, который должен появиться в нашей жизни. Я хоть смутно, но себе его представляю - в нём немало черт знакомых мне людей. Самая главная его отличительная черта - свободный российский человек”.

(Читается стихотворение «Своим путём».)

Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
И вот, покинув отчий дом,
Идёшь, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги, -
Ты всё равно идёшь своим путём...

То круто вверх, то резко вниз,
Взлетел опять - и вновь расшибся.
А слева смех, а справа свист:
“Эй! Признавайся, что ошибся!”
А ты всё дальше, напролом,
И видишь сквозь туман и слёзы:
Всё шире даль...
Всё ближе звёзды...
И ты не зря идёшь своим путём!
И ты всегда иди своим путём.

Поэт. “Я думаю, что слово «поэт» - самое точное определение. Не только потому, что главным образом я пишу стихи, но и по общему ощущению самого себя. Можно просто сказать - русский писатель, поскольку это включает всё - и сочинение пьес, и прозы, и стихов, и песенных текстов”.

На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаем
Наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь...

Всё бы жить, как в оны дни,
Всё бы жить - легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня,
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня...

Но судьба своё возьмёт.
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит,
Не узнаешь наперёд.
Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак,
И - спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь - как...

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш Учитель,
Славный пушкинский Лицей!
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине!..