Китайская культура развивалась под влиянием. Культура Китая. Традиционная культура Китая. Что мы узнали

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древнейший период китайской культуры, сведения о котором дошли до наших дней в виде письменных источников, начинается в 18 веке до нашей эры и связан с правлением династии Шан - Инь(??). Условия жизни китайцев многие столетия были неизменны. Поэтому непрерывность, традиционализм и замкнутость - одни из важнейших особенностей развития китайской культуры. Еще в эпоху древности сформировались все основные идеалы и ценности китайской национальной культуры, которые соблюдаются до сих пор.

Как известно, на формирование национальной культуры в значительной степени влияют климатические условия жизни народа. Борьба с постоянными наводнениями, засухами, тайфунами объединяла людей, таким образом, формируя такие основные качества китайской нации, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность, терпение. В результате стихийных бедствий люди постоянно были ограничены в ресурсах, что привело к формированию у китайцев таких качеств, как бережливость, прагматизм и расчетливость.

Нужно отметить, что наличие иероглифической письменности так же явилось немаловажным фактором обеспечения стабильности культурных ценностей, сплочения народа, проживающего на довольно обширной территории и говорящего на мало похожих диалектах. Даже после захвата Северного Китая маньчжурами, во времена правления монгольской династии Юань (1271-1368), народу удалось сохранить сою целостность, свой язык, свою культуру. Монголы, несмотря на официальные заперты межнациональных браков довольно быстро ассимилировались, стали говорить на китайском языке и охотно восприняли учение Конфуция.

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры обеспечил ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, а также предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. "Конечно, в … обществе …, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были до такой степени гипертрофированы, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные для всех ранних обществ. … Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а "живые боги" были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо" .

Конфуций, древний китайский философ (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), создал целое учение - Конфуцианство, в котором отразилось значение традиций и ритуалов в жизни китайцев. Основные положения его учения изложены в книге "Лунь Юй" (в переводе на русский "Беседы и суждения"), которая была написана его учениками и содержит изречения философа. Идеи Конфуция изложены довольно бессистемно и противоречиво, как и само его учение, где один его постулат может входить в противоречие с другим.

Конфуцианство представляет собой этико-политическое учение. Согласно ему, семья - это маленькая модель государства со строгой иерархией: отец - сын, родители - дети, старшие - младшие. Такой подход к устройству государства находит отражение даже в языке, "государство" (??) переводится, как "государство и семья". "Младшие" (по социальному положению, должности) - это "дети", "старшие" (чиновники, правитель) - их "родители". Базисом китайского общества является не равенство всех членов общества, а незыблемость норм поведения, на которых строятся отношения в государстве - "семье", где младший подчиняется старшему, уважает его, а старший заботится о младшем.

Конфуций полагал, что если руководить народом не с помощью законов, а руководствуясь добродетелью ("человеколюбием"), правилами поведения, то "народ будет знать стыд и исправится". Под добродетелью имеется в виду нравственное перевоспитание, то как это делается в семье, а под правилами поведения - система родовых отношений.

Что касается этической части учения, то Конфуций создал некий образ идеального человека - "благородного мужа" (??), который обладает такими нравственными качествами, как человеколюбие ("жень"), справедливость ("и"), рассудительность и мудрость ("чжи"), искренность и открытость ("синь"), а так же соблюдает ритуал ("ли"). Все эти качества воспитываются в окружении семьи, она играет определяющую роль в формировании личности. В целом все качества взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Ритуал является источником моральных принципов и их главным критерием. Человек, следующий ритуалу, обладает человеколюбием. Справедливость уравновешивает человеколюбие, придает "благородному мужу" твердость, а искренность предупреждает лицемерие в исполнении ритуала. Мудрость же - качество несколько обособленное и даже противопоставленное человеколюбию. В книге "Лунь Юй" сказано: "Мудрый любит горы, обладающий человеколюбием наслаждается горами. Мудрый находится в движении, человеколюбивый находится в покое…"

"Благородный муж" противопоставляется "низкому человеку" (??). Если "благородный муж" прежде думает о долге и подчиняет ему получение выгоды, видя выгоду, думает о долге, то "низкий человек" интересуется лишь выгодой.

Благородный муж всегда заботится о так называемом "лице" (??) - социальной репутации - своей и окружающих. "Лицо" - это … табличка, которую вы вывешиваете с целью сообщить, какого вида общения следует ожидать от вас, и какого поведения вы ожидаете от окружающих". "Хорошее лицо" определяется не только наличием 5 основных качеств, но и позицией в социальной иерархии, а также возрастом, причем самым важным является, пожалуй, позиция в социальной иерархии. Должность и ранг раньше мог получить каждый, сдав государственный экзамен того или иного уровня, знатность происхождения, состоятельность, конечно, тоже имели значение, но определяющими факторами не являлись. В наше время ситуация изменилась, но отголоски прошлого еще дают о себе знать: богатство, все же, не так важно, как место в социальной иерархии и "демонстрация" своего статуса.

Согласно теории культур Э. Холла, Китай принадлежит к странам с высококонтекстуальной культурой, где большое значение имеют контекст общения или невербальная информация. Даже не очень богатые китайцы не скупятся на покупку дорогой, фирменной одежды, обуви, компьютеров, так как все это формирует их "лицо" для окружающих. Вместе с тем, как это ни парадоксально, важной характеристикой лица является скромность, принижение себя. Порядочному человеку не к "лицу", демонстрировать свои таланты и заслуги, хвастаться. О себе следует говорить: "бесталанный", "недостойный", "некомпетентный" и т. д. Важнейшим принципом заботы о "лице" окружающих является принцип "не делай того другим, чего не желаешь себе". Нужно всегда заботиться о чувствах другого человека, всячески избегать конфликтов, особенно на людях, ведь, заставляя другого человека "терять лицо" (???), теряешь его и сам. Избегать такой ситуации помогает соблюдение конфуцианского принципа "золотой середины", который гласит, что между двух противоречий нужно выбирать "средний путь", это помогает избежать, смягчить конфликты, поддерживает гармонию в отношениях между людьми.

Характеризуя особенности современной китайской национальной культуры, нельзя не сказать о политических событиях, происходящих в стране начиная с 70-х годов прошлого века, так как влияние этих событий на китайскую культуру достаточно велико, они способствовали некоторому изменению традиционных ценностей, наложению на них новых ценностей, формированию новых человеческих качеств. Политика реформ и открытости, развитие смешанной рыночной экономики, частных предприятий способствовало проникновению в китайское общество европейских идеалов и формированию новых качеств, таких, как индивидуализм, достижение личной выгоды, благополучия и успеха.

Однако некоторые ценности остаются неизменными, такие, например, как патриотизм. Китайцы всегда были убеждены в своей исключительности. С древних времен они полагали, что Земля - один большой континент, окруженный со всех сторон морской пучиной. В центре его находится Срединная империя -??, а вокруг, в климатических условиях не пригодных для жизни, живут варвары, "полулюди". Кроме того, доказательствами своего превосходства над соседями китайцы так же считали наличие письменности, календаря и сложившегося уклада жизни. Отношение современных китайцев к своей стране и к иностранцам не сильно изменилось с древних времен. К примеру, вместо официального???(waiguoren) - иностранец - китайцы называют иностранцев?? (laowai) - "старый чужак", выражая, таким образом, свое шутливо-пренебрежительное отношение к иностранцам. Еще одним признаком патриотизма является то, что среди китайцев считается очень престижным служить в армии. Китаец никогда не будет осуждать политику своего государства, даже если он с ней не согласен. Считается, что все делается на благо Родины, что человек - это всего лишь винтик в миллиардном механизме государства. Интересы государства превыше всего.

Вывод

Основными идеалами и ценностями китайского общества являются такие качества, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность, терпение. Они были сформированы еще в древние времена и благодаря цикличному развитию китайской культуры, ее замкнутости, все дошли до наших дней.

Большое влияние на национальную культуру Китая оказало конфуцианство. Конфуций перенес модель семейных отношений на отношения в государстве, создал образ идеального человека - "благородного мужа", соблюдающего ритуалы - нормы поведения и обладающего такими моральными качествами, как человеколюбие, искренность, мудрость. Идеальный человек всегда думает o долге и подчиняет ему выгоду. Он всегда заботится о своем "лице" (репутации) и "лице" окружающих. Свое "лицо" человек формирует сам. Складывается оно из таких элементов, как моральные качества, возраст (чем старее человек, тем он почтительней) и социальное положение, последнее является наиболее важным. Так как Китай - страна с высококонтекстуальной культурой, то большое значение придается внешней атрибутике, сообщающей информацию о человеке, а точнее о его "лице". Поэтому китайцы не скупятся на покупку дорогих статусных вещей. Заботясь о "лице" окружающих людей, китайцы избегают конфликтных ситуаций, стремятся смягчать противоречия - следуют конфуцианскому принципу "золотой середины".

В последние десятилетия Китай претерпел сильные экономические и политические изменения, что неизбежно сказалось на сознании людей. Китайцы стали большее значение придавать материальным ценностям, достижению личного благосостояния, появилась такая черта характера, как индивидуализм. Однако сохранились и прежние идеалы, национальные черты. Так, патриотизм, по-прежнему, является важнейшей ценностью. Китайцы придают большое значение общественным интересам, а не личным, они трудятся, в первую очередь, на благо своей семьи и Родины. Таким образом, Китай остается коллективистской страной с семейным типом отношений в обществе, где большое значение придается социальной иерархии.

концепт родина язык лингвистический

Китай является одним из древнейших государств, культура которого имеет свои особенности и привлекает своей самобытностью миллионы путешественников со всего мира. Самые древние памятники китайской культуры датируются V-III тыс. до н.э. Именно в Китае были найдены останки одного из древнейших предков человека – синантропа, жившего более 400 тысяч лет назад.

Однако археологические свидетельства говорят о том, что цивилизация в Китай пришла позже, чем в Египет, Индию или Шумер – примерно в 11 тысячелетии до нашей эры. Долгий период, вплоть до середины 1 тысячелетия до нашей эры в Китае отсутствовали оросительные системы, и сама цивилизация существовала очень изолированно.

Одной из первых культур древнего Китая была культура Яншао – примерно 3 тысячи лет до нашей эры. Уже в этот период жители Китая строят дома, углубленные в землю, возделывают землю, приручают животных, владеют различными ремеслами. Есть документальные свидетельства их навыков пиктографической письменности. Они восхваляли Солнце, Луну, различные природные явления, превознося культ предков.

Китайская культура имеет целый ряд особенностей До наших дней сохранились остатки керамических сосудов - блюд, кувшинов, чаш. Мастера украшали их различными геометрическими узорами, а также зооморфными узорами. Во II тысячелетии вместе с образованием цивилизации, культура Китая претерпевает большие изменения. Этот период характеризуется распадом первобытного общества и образованием первых государств. Дошедшие до сегодняшних дней остатки города-государства Шан, свидетельствуют о том, что уже в то время город имел четкую планировку и окружался глинобитной стеной толщиной 6 метров. Дворец правителя Шан стоял на глинобитной платформе, возвышаясь над другими постройками. Внутри него были обнаружены скульптуры из камня животных и людей, настенные росписи, сделанные яркими красками красного, белого и черного цветов. Эпоха Шан характеризуется изобретением бронзового литья, появлению письменности с иероглифами. На останках жертвенных животных, на черепаховых щитах можно увидеть этому документальные подтверждения. В это время существенно меняются представления китайцев о загробной жизни, вырастает значение культа предков. Так, гробница правителя Шана отличается двухъярусностью, присутствием в ней целого арсенала предметов, которые могут «пригодиться» правителю для загробной жизни – колесницы, оружие, предметы быта из бронзы и нефрита, керамики. Гробницу охраняли стражники в виде полулюдей-полузверей.

Культурные особенности Китая в бронзовую эпоху характеризуются усилением веры в мифологических и религиозных покровителей. Об этом свидетельствует огромное число сосудов из бронзы для жертвоприношений. Крышки и ручки таких сосудов вырезались в форме голов наиболее почитаемых животных – быка, тигра, барана, дракона. Поверхность таких сосудов вырезалась в виде чешуи, что приумножало магическое действие жертвоприношения.

В I тыс. до н.э. жизнь древнего Китая меняется во всех областях цивилизации. В начале этого периода происходит смена правления Шан на правление Западного Чжоу, которые также стали называть себя царями - «ван». Именно в этот период заканчивается формирование и упорядочивание религиозного учения о «божественном» происхождении всех «ван». Оно опиралось на мифологическое представление данного культа Неба, как высшего божества. Была создана первая стройная и единая древняя история Китая, которая основывалась на культе китайских мудрецов – правителей древности. Ван Чжоу был провозглашен Сыном Неба и его Единственным земным воплощением. Ему причислялись магические способности – «дэ», которые позволяли ему быть посредником между Небом и народом Китая. Его стали называть владыкой Поднебесной. Позже власть переходит к Восточному Чжоу – в 8 веке до нашей эры. Конец первого тысячелетия до нашей эры характеризуется преобладанием культурного этноцентризма, который в дальнейшем получил еще больший расцвет. Этнос хуася превозносит китайское происхождение, как единственно заслуживающее уважения и поклонение. Все другие народы назвались варварами.

Характеристика культуры Китая

Древняя китайская культура отличается от других древних культур своей самобытностью и неповторимостью. Ее рационализм, прагматичность и обращение к ценностям реальной земной жизни существенно отличает ее от индийской культуры. Еще одной из главных ее характерных особенностей, является огромная роль традиций, ритуалов и церемоний. Это и послужило появлению выражения «китайские церемонии». Китайская культура тесно связана с религией и поклонением божественным силам природы. Верховным божеством для них является Небо, главный храм – храм Неба, а свою страну они называют Поднебесной. Китайцы поклоняются с древнейших времен Солнцу и другим светилам, горам и водным стихиям.

Танцевальные па Особенности Китая проявляются в эстетизации и поэтизации. В Китае раньше, чем где бы то ни было, возникают пейзажная живопись, архитектура и лирические произведения о природе.

В цивилизации наступает период, когда активно растут новые центры торговли, в городах увеличивается население по полумиллиона. В ходу появляется железо и орудия быта из него, развиваются ремесла. Впервые появляются гидротехнические сооружения, позволяющие активно развивать земледелие.

Период с 5 по 8 век до нашей эры называют периодом «Борющихся царств», когда в Китае шла борьба за власть между несколькими сильными царствами. Царство Цинь сыграло в этот период немаловажную роль для развития Китая. Происходит невиданный расцвет науки и культуры именно в этот период, называемый также периодом «соперничества ста школ». Был создан солнечно-лунный календарь, уточняется продолжительность года, создается каталог звезд, вычисляются периоды лунных затмений, создается теория движения небесных светил – «дао». Большие достижения происходят и в области математики. Развитие астрономии, географии, математики и философии приводят к развитию скептического отношения к религиозным верованиям. Доказательством этому может служить трактат «Вопросы к небу», в котором критикуются мифологические аспекты религии.
Также этот период считается золотым веком китайской философии. Именно отсюда берут начало основные течения философии – конфуцианство, легизм и даосизм.

Великий Конфуций и его последователи

Великий Кун-цзы жил в период с 551 до 479 г.г. до н.э., и темой для своих философских размышлений избрал отношения между людьми. Он считал, что путь к миру и порядку лежит через соблюдение норм и вековых традиций китайского народа. Конфуций считал, что главная задача воспитания человека состоит в освоении им определенных норм и строгих правил поведения, которые смогут регулировать отношения между разными группами людей, например, между старшими и младшими по возрасту, между разными по социальному уровню людьми, между детьми и их родителями и т.д.

Конфуций — человек изменивший мир

Он был категорическим противником внесения в отношения всего нового, в том числе и реформ. По его мнению, ключом к решению современных проблем может стать только древняя мудрость предков. Только многовековой опыт прошлых поколений и традиции помогут найти человеку свое место в жизни и принять истину, что правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын - сыном! Конфуций рассматривал государство, как проекцию семьи, в которой главная роль, главному носителю норм и правил, бесспорно, отводится мудрому правителю.

Конфуций и его последователи распространяли свое учение не только на религию и философию, но и на весь уклад жизни. Оно помогает найти ответ на любой вопрос, начиная с вопроса о смысле жизни, и заканчивая любой жизненной ситуацией. Именно это учение легло в основу древнекитайской образовательной системы, где основополагающими были гуманитарные науки. Конфуцианство способствовало формированию в китайском обществе широкого сословия образованных чиновников, которые составили привилегированную элиту. Данное учение способствовало развитию культурного китайского этноцентризма.

Особенности Китая - философское учение даосизм

В этот же период в Китае формируется еще одно философское направление – даосизм. Его основателем и духовным лидером считается Лао-Цзы. Главной особенностью данной философии является отказ от активной жизни и созерцание всего окружающего. Главным направлением данного учения является изучение законов природы и следование этим законам. За основу учения взята идея о «пути природы» и вечной изменчивости мира. Даосизм, так же как и учение Конфуция, выходит за рамки религии и философии, распространяясь на весь уклад жизни. Многое в данном учении почерпано из буддизма и йоги, например, дыхательные практики. Конечной целью в этом направлении, является достижение бессмертия. Даосизм проповедует теорию «недеяния», в том числе и для правителя, рассуждая, что лучшим правителем является тот, о котором народ знает только то, что он есть.

Одной из сфер жизни, куда распространялся интерес даосизма, является естествознание, астрология, алхимия. В конце концов, эксперименты алхимиков привели к тому, что был изобретен порох. Наука о связи космического пространства и земной поверхности привела к изобретению компаса. Астрологические прогнозы на все случаи жизни стали очень популярны, и ни один уважающий себя правитель не принимал важное решение без совета личного астролога.

Кроме того, многие принципы даосизма легли в философскую основу многих китайских единоборств, в частности ушу.

Легизм – философия сурового закона

Третьим влиятельным философским направлением в Китае, стал легизм. Первоначально он являлся оппонентом сторонников конфуцианства, но позже почти полностью вошел в это философское течение. Главным основополагающим критерием создания прочного и сильного государства, как считали легисты, является соблюдение законов. Они считали, что мораль и традиции не могут быть основой для политики. Они были сторонниками жесткой дисциплины, повиновения и жестокого наказания за проступки. Они разработали систему государства, в основе которой лежит диктаторство. Почти до начала 20 столетия концепция деспотического государства с элементами конфуцианства лежала в основе китайской государственности.

Художественная культура древнего Китая

В эпоху «Борющихся царств» отмечается много событий их художественной культуры. Расширяется круг тем, которые отражаются в искусстве. Именно в это время был создан первый архитектурный трактат «Чжоули». В нем четко изложены основные принципы архитектурной планировки города с указанием ширины дорог, размерных параметров зданий, и толщины стен зданий и сооружений.

Литературные достижения этого периода отмечены знаменитой «Книгой песен», в которой собрано около трех сотен песен и стихов. Редакторство данного памятника словесности приписывается Конфуцию. Среди поэтов известны Цюй Юань, который создавал и лирические произведения, и трагические. Его «Ода скорби» широко известна в Китае. Первым воспевателем женской красоты и глубокого чувства любви мужчины к женщине, стал Суп Юй.

Наивысшего расцвета культура Китая достигла в период с III века до нашей эры по III век нашей эры. Причиной этому стали обширные изменения во всех областях жизни.

Приверженец легизма министр Циньского царства Шан Ян стал инициатором проведения полномасштабных реформ во всех областях жизни. Благодаря ему, в стране появилось единое законодательство, было развито судопроизводство, наследование титулов и привилегии были упразднены, проведены реформы в армии. В ней все колесницы заменились на конницы, на смену бронзовому оружию пришло железное. Жесткая дисциплина, строгий порядок и подчинение, жестокие наказание и насилие - вот основные принципы, по которым проводились реформы. Однако, именно благодаря проведению всех реформ, царство Цинь смогло подчинить себе все остальные «Борющиеся царства» и стало мощной централизованной державой. В 221 году до нашей эры правитель Цинь стал именовать себя Императором Цинь. Через 15 лет династия Цинь сменяется династией Хань, которая правила до самого конца существования Древнего Китая, то есть до 220 года нашей эры. В этот период Китайская Империя считается одной из самых сильных в мире. Ее население составляет одну пятую часть всего населения мира (примерно 60 миллионов человек).

Страна на глазах преображается. Появляются дороги, связывающие города с селами, развивается сельское хозяйство, которое применяет много новых технологий для выращивания культур. В стране строится много каналов, которые стали отличной дешевой альтернативой транспортным артериям. Процветает торговля.

Музыка — одно из важнейших направлений культуры Китая

Широкое развитие получили ремесла. Китайская империя становится эксклюзивным мировым поставщиком шелка. Он производится в больших объемах и становится главным товаром экспорта. Также широкое признание получил изобретенный в Китае лак. Он использовался для покрытия оружия, различных предметов быта, снаряжения для боевых действий, деревянных изделий, и т.д. Лак не только отлично защищал изделия от негативных внешних воздействий, но и придавал им красивый вид. Много споров о том, кто же первым изобрел бумагу. Китайцы считают это изобретение своим подарком всему человечеству. Первая бумага появилась в период со 2 по 1 век до нашей эры. Иероглифическое письмо широко применяется и находит свое распространение в Японии и Вьетнаме, Корее.

В период правления этих двух династий Китай устанавливает широкие торговые связи с другими странами. Большое значение имел «Великий шелковый путь», общая протяженность которого составляла более семи тысяч километров. Торговые караваны везли в Индию, Средиземноморские страны, Иран, в Среднюю Азию не только высококачественные шелка, но и железо, лаки, никель, драгоценные металлы, изделия из бронзы, керамику.

Философия Китая имеет множество особенностей Древний Китай вошел в историю и как основоположник математических исчислений с отрицательными числами, о чем упоминается в трактате «Математика в девяти книгах». Китайские ученые не обходят стороной астрологию, создаются новые расширенные карты звездного неба, создается небесный глобус. Медицинская наука пополняется 36-ю трактатами, собравшими полные сведения о болезнях и методах их лечения, создается первый фармакологический трактат. Отдельным пунктом стоит отметить изобретение первого в мире сейсмографа.

Архитекторы Древнего Китая отличаются особым взглядом на планирование городов и строительство домов. Одним из знаменитых архитектурных творений этой эпохи стала Великая китайская стена. Общая длина этого сооружения составляет более шести тысяч километров. Ширина стены недалеко от Пекина составляет от пяти до восьми метров, а высота - десять метров. Также одним из грандиозных памятников архитектуры Древнего Китая является захоронение императора Цинь-Ши-хуанди. Его масштабы и наполнение поражают. Внутри подземного дворца-усыпальницы охраняют покой императора воины из керамики, стоящие плечом к плечу, колесницы и кони, готовые сорваться в бой в любую секунду по приказу императора. Глиняная армия из тысяч воинов выполнена в натуральную величину. Национальные особенности Китая заключаются в глубокой вере в загробную жизнь. Именно поэтому захоронения величайших правителей были столь обширными и богатыми.

Изобретения, которые дал миру Китай

К наиболее известным изобретениям, которые открыл миру Китай, является порох, компас, шелк, книгопечатание, бумага, чай, фарфор, акупунктура, ветряные мельницы, парашют, спички и много всего другого. Иногда изобретение того или иного предмета происходит независимо друг от друга в разных концах света. Есть свидетельства изобретения пароварки, вилки, различных приспособлений для культивирования, земледелия, и др.

Национальные особенности кухни Китая

В Китае очень любят и умеют готовить, при этом научиться этому можно только у мастера на дому. Специальных заведений, где бы обучали поварскому искусству, нет. Одной из особенностей кухни Китая считается приготовление овощей. Их не подают в сыром виде. Овощи обязательно проходят тепловую обработку. Как нигде больше, в Китае можно встретить приготовленными различных насекомых – саранчу, кузнечиков, муравьев, а также змей. В качестве экзотики можно продегустировать курицу с сахаром, блюдо продается во многих магазинах. Что касается спиртных напитков, то в Китае не принято их употребление без серьезного повода. Дома в семьях никогда не пьют. Для этого собираются в баре и обязательно компанией. Одним из их любимых напитков является пиво, которое имеет особый вкус и несколько слабее, привычного для европейцев (около 4 градусов). «Чокаться» китайцы любят с каждым, с обязательными пожеланиями.

Особенности культуры населения Китая

В Китае большинство мужского населения курит, женщины, практически, не курят. Проблемы со зрением встречаются у 70% населения. Светлая кожа считается украшением женщины, поэтому загорать в Китае не принято. Многие считают китайцев «узкоглазыми», сами же китайцы считают, что их размер глаз соответствует жителям европейских стран, а вся проблема в нависающем веке. Пословица «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», абсолютно не подходят к Китаю. В Китае очень чисто только потому, что там постоянно убирают. Китайцы любят мусорить еще больше, чем наши соотечественники.

Население Китая не знает, что такое «Отпуск». В их обиходе нет такого слова. Они очень трудолюбивы и отдыхают только в выходные. Всего два раза в год эти выходные несколько продолжительные – в феврале на Китайский Новый год и в октябре, во время празднования образования КНР.

Фамилии китайцев не отличаются разнообразием. Всего насчитывается около сотни фамилий. Самыми распространенными являются фамилии Ли и Ван. Из-за разнообразия диалектов, изучить китайский язык очень сложно. Всего их около двух сотен и некоторые из них больше напоминают совершенно другой язык. Наиболее популярен диалект «Mandarin». Из-за огромного населения, в Китае на английском языке говорят больше людей, чем в Америке или в Англии.

В Китае вас никто не пригласит в гости, это не принято. Нельзя обнимать и целовать девушку при знакомстве. Еще не стоит вести себя очень эмоционально, повышая голос и жестикулируя, вы можете обидеть китайца таким проявлением чувств. Если вы хотите вручить визитку китайцу, то стоит сделать это двумя руками. В привычном нам понимании понятия «очередь» у китайцев нет. «Кто первый встал – того и тапки!» Это про Китай! Многие китайцы не утруждают себя переодеваться, для того, чтобы сходить в магазин, поэтому не удивляйтесь, если в магазине вы встретите китайца в пижаме, это в порядке вещей. Возрастные люди в Китае часто занимаются специальной гимнастикой, напоминающей кунг-фу в медленном исполнении. Делают они это прямо на улице, никого не стесняясь, чаще по утрам. Если вы решите воспользоваться городским транспортом, то вам придется «потолкаться», так как обычая сначала выпускать людей, которые выходят из него, а потом садиться, в Китае нет. Китай знаменит своим скоростным поездом Maglev, курсирующим от Шанхая до аэропорта. Долгое время он был самым быстрым в мире, так как развивает скорость до 413 км/ч. Особенность его движения состоит в том, что он движется на магнитной «подушке», не касаясь рельс.

Китайская медицина насчитывает многовековую историю и базируется на изучении организма человека, на его биологически активных точках, его реакциях при воздействии механическими или другими методами. Целебные свойства растений, которые произрастают в Китае, изучались многими поколениями целителей и имеют научные подтверждения. В Китай приезжают за исцелением тысячи людей ежегодно.

Какие виды лечения можно встретить в китайских клиниках:

  • акупунктура – воздействие специальными иглами на биологически активные точки. Рефлексотерапия является методикой, направленной на облегчение состояния больного, на нормализацию в его организме всех процессов. Данная методика широко используется для лечения заболевания нервного характера, сердечно-сосудистой системы, для укрепления иммунной системы, снижения болевых ощущений и т.д. Именно в Китае многие клиники работают в помощь для оздоровления детей с ДЦП, по восстановлению после тяжелых аварий и травм;
  • массажи классические, массаж стоп, с использованием различных приспособлений (вакуумный). Массаж отлично помогает справиться с нервным напряжением, активизирует кровообращение, снимает боль и укрепляет иммунитет;
  • грязелечение;
  • лечение с использованием глины;
  • скобление каналов позволяет избавиться от застойных процессов в организме;
  • фитотерапия. Фитосборы, как правило, готовятся индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его заболевания, от тяжести его состояния и от его переносимости тех или иных ингредиентов. Сборы трав на основе старинных рецептов создаются из сырья, выращенного в экологически чистых условиях. Из отваров и настоев трав готовят также ванны для пациентов, различные полоскания и обертывания, примочки и орошения;
  • лечение минеральными источниками;
  • лечение термальными водами.

Например, посещение курорта в Байдахе, отлично восстанавливает собственные защитные силы организма через укрепление собственной иммунной системы, через использование старинных методик китайских целителей. Пять минеральных озер, обладающих поистине, чудодейственными свойствами, лежат в основе оздоровления курорта Удалянчи. Если вы хотите совместить отдых в одном из самых чистых мест на планете и уникальные оздоровительные методики, то стоит посетить курорты Санья. Знаменитые термальные источники этого курорта известны всему миру.

Хорошие статьи в продолжение:

  • – лучший отдых
  • – лучшее место для морского отдыха

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Во все времена развивалась в противоречивых условиях, действующих внутри страны. Основной причиной этогоявляются попытки капиталистических государств установить на территории Китая свое господство.

Однако и в таких условиях культура Китая продолжала стремительно развиваться, она имеет многовековую историю развития и отличается не только особыми духовными и материальными ценностями, но и поразительной жизнестойкостью.

Множество войн, мятежей и разрушений, производимых завоевателями не ослабили ее, а даже наоборот китайская культура одерживала победу над культурой многочисленных завоевателей страны.

оказали влияние не только на развитие культуры соседних народов, которые населяли территории позднейших Тибета, Монголии, Индо-Китая, Японии и Кореи, но и на множество ведущих держав средневекового мира. Китайская культура оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Самобытность, высокая нравственная и художественная ценность свидетельствуют о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа.

Просмотры: 445

С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков.

Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь.

Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа.

Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру.

Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей.

Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники.

Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода).

Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане.

При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение.

Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники.

После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение.

Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

Музыка

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.).

В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю.

Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями».

Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.