Меньшов о фильме «Сволочи»: «Это же надо так все наизнанку вывернуть! Меньшов: "Сволочи" позорят мою страну Какую премию отказался вручать меньшов

Недавно на церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV 2007» знаменитый русский режиссер Владимир Меньшов отказался вручить приз в номинации «Лучший фильм» киноленте «сволочи».

Подробности этого скандального происшествия смаковались во многих отечественных СМИ – Меньшов, открыв конверт с названием фильма-победителя номинации, бросил этот конверт на пол и удалился со сцены, заявив – «Пусть Памела Андерсон вручает приз!»

Объяснение этому инциденту давалось очень простое – Меньшов считает, что фильм «Сволочи» позорит нашу страну, и поэтому не мог поступить иначе.

Начнем с собственно самого фильма «Сволочи». Это малопрезентабельная гнусность на тему «фантастического» рассказа некого писателя Кунина. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере, который разместился в заснеженных горах Казахстана. Из малолетних преступников, из "сволочей", якобы согласно секретной директиве советского командования 1943 года готовят диверсантов-смертников для заброски к немцам. Воспитатели, включая начальника лагеря, отобраны из "зеков" сталинских лагерей. Естественно, ничего подобного в настоящей жизни не было.

Иначе говоря, фильм «Сволочи» прекрасно вписывается в другие усилия сионистко-масонского агитпропа по этому направлению – сноса «Бронзового солдата» в Таллине, переписыванию учебников истории в самостийной Украине или выставлению «счетов» странами Прибалтики России «за советскую оккупацию».

Вручение премии «Лучший фильм» этой киногнусности было тщательно подготовлено – в качестве ведущей была приглашена заокеанская сисястая кинодива Памела Андерсон, а «Сволочей» замаскировали в списке других фильмов-претендентов, среди которых был, пожалуй, лучший русский фильм последних 15 лет – «Волкодав».

Не случайно и приглашение на роль вручающего премию Владимира Меньшова с супругой Верой Алентовой. Дело в том, что фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получил в 80-х годах так называемый «иностранный» «Оскар», или награду за лучший иностранный фильм по версии американской киноакадемии.

Вот и вручение приза «Лучший фильм» «Сволочам» должен был произвести лауреат этого самого «иностранного» «Оскара» Владимир Меньшов с супругой, исполнительницей главной женской роли в этом фильме. Так сказать, первый шаг на выдвижение «Сволочей» в качестве русского претендента на очередной розыгрыш лучшего иностранного фильма по версии американской киноакадемии. При этом, благодаря усилиям сионистко-масонской закулисы, с большими шансами заполучить этого самого «Оскара».

Вот такая нехитрая комбинация – мы вам «Оскара», а вы, дурни, сами подставитесь в этой киногнусности, где вас покажут убийцами детей и будущими «менторами мирового терроризма».

Но великолепный профессионал и настоящий мужчина Владимир Меньшов, видимо, понял всю эту «комбинацию», когда вскрыл конверт с «лауреатом» - «Сволочами». И максимально усложнил теперь выдвижение этой киногнусности в претенденты на «иностранный» «Оскар». Хотя, думается, эти попытки будут продолжены. Холуям сионистско-масонской закулисы, как известно, хоть мочись в глаза – все божья роса.

Иначе говоря, как писал всемирный классик, «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Особенно, когда эти «дары», подобные дешевым силиконовым прелестям заезжей секс-бомбы, имеют плохо замаскированным намерением опорочить нашу страну и нашу историю нашими же руками.

Оскароносный режиссер Владимир Меньшов, публично оскорбивший создателей фильма "Сволочи", отказавшись вручать им кинонаграду MTV, объяснил причины своего поступка.

"Все было организовано, откровенно говоря, фигово, - отметил знаменитый режиссер в интервью РБК daily . - Я общался только с одним администратором, и она упрашивала меня прийти и вручить приз за главный фильм. Поскольку картина казалась мне давно прошедшей, то я о ней даже не вспоминал. Не думал, что такой фильм может котироваться. Я спрашивал, кто в номинации. Мне говорят: "Не знаем, не можем вам сказать". - "А какому фильму я буду вручать приз?" - "Это мы не можем говорить". С этим я и пришел. Предполагал, что будут "Остров", "Свободное плавание". Когда началось мелькание "Сволочей" на экране, у меня появилась тревога. А потом вышел на сцену и увидел, что фильм в номинации, тогда уже сказал Вере (Алентовой) шепотом: "Если, не дай Бог, "Сволочи", то я вручать не буду". Но все равно наивно думал, что не могут же! Однако поколение, которое выбирает Pepsi, выбрало, оказывается, еще и "Сволочей".

В свою очередь Вера Алентова, жена Владимира Меньшова, заявила, что ее супруг допустил ошибку. "Я совершенно солидарна с мужем, что кинокартина "Сволочи" не достойна награды, - сказал Алентова изданию "Твой день" . - Но, наверное, Владимиру не стоило вообще принимать участие в церемонии награждения, если была вероятность, что победит фильм "Сволочи", ведь то, что эта лента вышла в финал, было известно заранее". Во время скандального поступка своего мужа знаменитая актриса стояла рядом с ним на сцене и никак не ожидала такого поворота событий.

Напомним, что в минувшую пятницу в Москве прошла церемония, во время которой Владимиру Меньшову и его супруге актрисе Вере Алентовой предстояло вручить премию в главной номинации - за лучший, по мнению зрителей музыкального канала, фильм. На награду претендовали "Волкодав", "Бумер. Фильм второй", "Питер FM", "Жара" и "Сволочи". Режиссер распечатал конверт и узнал, что лауреатом стала лента "Сволочи". После чего заявил, что отказывается вручать приз фильму, который позорит его страну, и вместе с женой ушел со сцены. Напомним, что в картине Александра Атанесяна "Сволочи" рассказывается о детях-смертниках, которых якобы готовили в НКВД во время войны.

"Не надо сейчас юлить, - говорит Владимир Меньшов. - Были серьезные претензии: фронтовики криком кричали, когда вышла картина. Говорят: что ж вы нас позорите?! Что вы представляете нашу страну какими-то троглодитами, которые организовывали отряды детей-смертников! Вот что было, и вот о чем фильм. И вот политическая составляющая этого фильма. Попробуйте включить его и посмотреть глазами француза, лихтенштейнца, бельгийца, которые сразу скажут: "Ну конечно! Такие могут выиграть войну, если они вообще никого и ничего не жалели". Вот в чем была суть претензий фронтовиков, которые я полностью разделяю".

Ранее Владимир Меньшов прокомментировал изданию Газета.ру причины своего поступка во время церемонии вручения "Кинонаград MTV 2007". "Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии. ...Выяснилось, что Кунин (по книге которого снят фильм) не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел", - сказал Меньшов.

Он отметил, что позднее Кунин испугался, что раскопают слишком много из прошлого и "принес какие-то очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали". Как сообщил Меньшов, "потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!"

Как отмечает режиссер, "теперь подростки, которым запудрили мозги, ...вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей истории - советской, истории Великой Отечественной войны".

В компании MTV Россия с недоумением восприняли случившееся. По словам пресс-атташе канала Владимира Смирнова, Меньшов придал фильму не совсем то значение. "Для зрителей MTV это просто развлечение, знаете, такой боевичок, который интересно смотреть, - сказал Смирнов. - А Владимир Меньшов в силу своего возраста и опыта по-другому смотрит на картину. В данном случае его, как я понимаю, интересовали даже не художественные недостатки или достоинства, а позиция, которую можно назвать политической. Это далеко от мнения зрителей MTV и самой компании. Мы в политику никогда не лезем".

На вопрос, можно ли было предвидеть скандал, представитель MTV ответил, что при выборе людей, которые будут представлять номинации, в компании не догадывались, как Меньшов относится к ней. " Для нас то, что произошло на сцене, было неожиданностью, - сказал Владимир Смирнов. - Но это не может скомпрометировать премию. Во многом благодаря этому эпизоду событие приобрело большой резонанс".

Тем не менее, Смирнов не исключил, что MTV может пригласить Владимира Меньшова на следующее вручение кинонаград.

Совсем не музыкальным скандалом обернулось вручение кинопремий русского Эм-ти-ви (MTV). Главным героем церемонии оказалась не Памела Андерсон, которую пригласили для статуса, а Владимир Меньшов, приглашенный для вручения приза за лучший фильм.

Вскрыв конверт и увидев имя победителя, Меньшов отказался награждать его, сказав, что такие картины позорят страну. В истории мировых публичных премий это небывалый прецедент.

Оскандалившимся триумфатором оказался фильм Александра Атанесяна «Сволочи» — о том как во время войны НКВД готовит диверсионный отряд из малолетних преступников. Ранее эту картину уже называли фальшивкой и уличали в подтасовке исторических фактов.

Нынешний скандал в очередной раз доказывает: тема войны и цены Победы для России не просто чувствительна, а сакральна. Корреспондент НТВ Владимир Кондратьев выслушал оппонентов.

Организаторы церемонии кинонаград телеканала Эм-ти-ви (она проходит только во второй раз) задумали ее как альтернативу привычным отечественным кинопремиям — «Золотому орлу», «Нике», «Кинотавру». То есть без официоза и бюрократизма.

Лучшие картины определяет не высоколобое жюри, а зрители интернет-голосованием. Есть и небанальные номинации: «Лучший злодей», «Лучший поцелуй» и тому подобное.

Режиссер хрестоматийной ленты «Москва слезам не верит» явно был в этот вечер не в духе. Сначала оступилась на ковровой дорожке его супруга Вера Алентова — плохая примета, а тут еще такой сюрприз. Публика почему-то предпочла не «Волкодава», «Бумера-2» , «Питер FM» или «Жару», а весьма спорный фильм с шокирующим названием, вызвавшем бурные протесты ветеранов войны.

Главный приз присудили «Сволочам». Этого Меньшов вынести не смог, хотя и мог предполагать, что такое случится, поэтому вряд ли имел место экспромт.

Владимир Меньшов, режиссер, народный артист России: «Я надеялся, что пронесет. Не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму — достаточно подлому и позорящему мою страну — я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду. До свидания».

Присутствующие на церемонии, в том числе всуе упомянутая Меньшовым, ни в чем не виноватая Памела Андерсон, оторопели от такого неожиданного поворота шоу. В зале повисла тяжелая пауза. Съемочная группа фильма «Сволочи» все же поднялась на сцену и получила заветную «хлопушку» — главный приз.

Александр Атанесян, режиссер фильма «Сволочи»: «Нам не стыдно за этот фильм. Спасибо».

Им не привыкать к неоднозначной оценке их работы. Много было сказано и написано, что сюжет фильма, снятого по книге Владимира Кунина, автора «Интердевочки», лжив и не имеет ни малейшей исторической достоверности. Рассказывается о якобы существовавшей в годы войны под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов из малолетних преступников.

Несмотря на то, что речь идет о художественном произведении и авторы не скрывают, что имеет место сюжетный вымысел, пошли обращения в ФСБ России. Та ответила, что в архивах спецслужб нет каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов детских диверсионных школ, аналогичных описанной в повести и фильме.

Нет и архивных документов по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника. В то же время ФСБ располагает материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами гитлеровской Германии.

Меньшов прокомментировал свой поступок в интервью информационным агентствам и сказал НТВ по телефону следующее.

Владимир Меньшов, режиссер, народный артист России: «Ну, давайте снимем фильм про то, что Россия на стороне Гитлера воевала против Америки. Почему такого художественного произведения не может существовать? Можно считать, что немцы могли победить нас, и ничего бы не случилось, и мы бы сейчас пили баварское пиво. Вот и все».

Александр Атанесян, режиссер фильма «Сволочи»: «Нехорошо, наверное, что это произошло на празднике. Ну что делать? Значит человек был так переполнен собственными эмоциями, что не мог сдержаться. И это значит, что фильм берет за живое».

Андрей Плахов, кинокритик, президент Международной федерации кинопрессы: «Если человеку предлагают, скажем, вручать приз, а он не согласен с механизмами присуждения этого приза, то можно сразу же отказаться, зная, что, например, в номинанты входит фильм, который ему не нравится».

Фильм «Сволочи» кроме главной номинации «Лучший фильм» победил еще в номинациях «Лучшая зрелищная сцена» и «Прорыв года». После всего случившегося устроителям стоило бы подумать о введении новой номинации — «Киноскандал года». Претендент номер один на победу в этой номинации, несомненно, Владимир Меньшов.

Свидетелями случившегося были миллионы телезрителей: актер и режиссер Владимир Меньшов публично отказался вручить приз MTV за "лучший фильм" создателям Праздник музыкального телеканала из малозначительного факта перекочевал в ранг общественного скандала.

Номинанты этой премии отбираются пулом зрителей MTV, и это, конечно, особая аудитория: передачи развлекательного подросткового канала и признаки серьезного искусства несовместимы. Об этом говорят даже формулировки номинаций: "Лучший поцелуй в кино", "Лучший злодей", "Лучшая драка" и пр. Отсюда и предпочтения типичной для канала аудитории: в финальной пятерке фильмов года оказалась либо "развлекуха", либо некий интригующий "прикол", который позволил войти в число номинантов единственной в пятерке серьезной картине "Живой".

"Сволочи" вполне отвечают развлекательно-клиповому мышлению: динамично, круто, много мускулистых торсов, которые примелькались на афишах. Критически воспринимать кино, соотносить увиденное на экране с жизненными реалиями эту публику давно отучили. Но это не значит, что она не воспримет продемонстрированную им вампуку за историческую правду и начнет простодушно думать, что так, мол, и было.

Если принять все это во внимание, каждый порядочный человек на месте Владимира Меньшова сделал бы то же самое. Даже рискуя попутно создать дополнительную рекламу событию, не имеющему отношения к искусству, а также дать диджеям маргинальных радиостанций, работающим по принципу "о чем говорить, когда не о чем говорить", пищу для самых диких толкований. Среди наблюдавших инцидент по ТВ или прочитавших о нем в газетах многие теперь зададутся вопросом: мы знаем оскаровского лауреата Владимира Меньшова как человека серьезного и вдумчивого - стало быть, были у него веские основания для такого поступка. И задумаются - каковы же они? И это будет первым шагом к тому, чтобы от гипнотического кайфа вернуться к критическому осмыслению увиденного. И тогда - к правде нашей общей истории.

Напомню: речь в фильме идет о том, что в СССР якобы создавались спецшколы НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. Мало кто читал объяснение живущего в США сценариста Владимира Кунина, заявившего, что это вещь "мистико-фантастического толка. Все сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на любые фантазии". Большинство зрителей восприняли картину как едва ли не документальное свидетельство, не заметив попсовой природы фильма, к которому даже музыку писал "попсист" Аркадий Укупник.

Мы попросили Владимира Меньшова прокомментировать двигавшие им мотивы.

"Когда "Сволочи" вышли на экраны, был скандал - фронтовики стали писать письма, возмущаться откровенной выдумкой: не было в практике Великой Отечественной войны случаев, чтобы из подростков формировалось подобие "гитлерюгенда", чтобы их посылали на верную смерть. Сначала авторы ссылались на опыт Владимира Кунина, который, мол, лично был в таком отряде, единственный, кто выжил. Но потом выяснилось, что он вообще не был на войне. Тогда в СМИ промелькнуло подобие извинений: драматург заявил, что имеет право на вымысел, а режиссер Александр Атанесян - что он поверил сценарию. Сейчас вся эта история забылась, и аудитория MTV - подростки, которые уже не знают истории своей страны или окончательно в ней запутались, дружно проголосовали за эту клюкву.

Почему я счел нужным так поступить? Потому что для меня война - это святая тема. Для русского народа не было ничего более значительного за минувший век, чем эта война и победа, давшаяся ценой миллионов жизней. И это очень тяжелый случай, когда мы, борясь с тоталитарным прошлым (причем многие сделали на этом неплохие карьеры), одновременно выплеснули из советской истории все реально героическое, подменив его самой дикой фантазией.

Когда на церемонии "Сволочи" получили парочку второстепенных наград, публика реагировала так буйно, что я внутренне напрягся: неужели фильм станет и главным победителем?! Но у меня еще оставалась надежда на разум этой публики, тем более что когда я вышел вручать приз за лучший фильм, названия номинированных картин мне не были известны. А когда я вскрыл конверт и увидел, что худшее свершилось, передо мной встал трудный выбор. С одной стороны - вроде бы нехорошо портить людям праздник. Но ведь мне тогда придется широко улыбнуться и расцеловать победителей, создателей того самого фильма, к которому я отношусь с брезгливостью. Это было выше моих сил, и я предоставил вручать награду кому-нибудь другому, для кого предмет фильма не столь близок".

подробности

Главной "фишкой" церемонии вручения наград MTV стало не явление киношедевра, а приезд пышногрудой 39-летней звезды Памелы Андерсен, которая известна не столько киноработами, сколько количеством силикона, который носит на себе.

Церемония эта известна стёбом, который переходит порой всякие границы. Так, один из ведущих - Александр Пряников, благожелательно поговорив с кем-то из продюсеров, тут же спохватился: "Лизнул?" Впрочем, возможно, некоторые звезды и заслуживают такого отношения. На церемонии наблюдалось распределение звезд по весовым категориям. Со звездульками мелкого масштаба типа группы "Тутси" говорили Пряников и Ирина Понарошку. С теми, кто претендует на интеллект (Чулпан Хаматова, Анастасия Заворотнюк), беседовали Тутта Ларсен и Александр Анатольевич. Эти уже знали английский, так что смогли достойно встретить Памелу Андерсен, которой кто только не пытался подражать в этот вечер. Больше всех - Маша Малиновская, доказавшая, что и у нас есть девушки, способные показать части тела не хуже, чем у Памелы. Скопление памелообразных блондинок превышало все нормы.

Но поражали не столько экстерьеры и наряды, сколько то, что звезды сами не знали номинированных фильмов. Вопрос: "За кого вы болеете?" - оказался для них самым сложным: они либо называли проект, в котором участвовали, либо уходили от ответа, дабы скрыть свое незнание отечественного кино. Хаматова, поднапрягшись, вспомнила два фильма. Заворотнюк пыталась отговориться: мол, знаю, но не скажу, но увидела рядом Филиппа Янковского и заявила: "За него болею!" Оставалось надеяться, что хотя бы зрители знают, за что голосуют.

Президент МТV Networks Билл Роуди сказал, что русская премия МТV - лучшая в мире! Она своеобразна, кто спорит. Начать с того, что Памела Андерсен не была ведущей церемонии, как было объявлено, а появилась на сцене лишь пару раз. По обе стороны сценической лестницы выстроились чернокожие люди и запели на мотив из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". После чего возникла Памела, которой не дали ни микрофона, ни переводчика. Девушка переминалась с ноги на ногу, стоя между двумя ведущими и с Иваном Ургантом за спиной. К счастью, ей не перевели то, что о ней говорили, иначе она вернула бы 300 тысяч долларов, по слухам, уплаченные ей за участие в российской церемонии, и укатила на родину. Самую безобидную шутку отпустил Ургант: мол, Эльдар Рязанов снял в этом году фильм "Андерсен" в честь Памелы. Прошелся Иван и по фильмам с эротическим уклоном, где снималась актриса, а Игорь Верник и вообще обращался с девушкой аки с неразумным животным. Когда на Памелу налетели толпа цыган и русский ансамбль песни и пляски, она не знала, что ей делать. Пробовала потрясти грудью в такт с цыганами, а как пуститься в русский пляс - понятия не имела. Не знала она и что делать с поднесенными хлебом-солью: никто не предупредил, не научил, не перевел. Стёб и веселье - это, конечно, хорошо, но звезду, поставленную в столь бессловесное и беспомощное положение, тоже жалко.

Сегодня Владимир Меньшов прокомментировал причины своего поступка во время церемонии вручения "Кинонаград MTV 2007", передает «Газета.Ru» .

"Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много ни мало - ФСБ и стало поднимать архивы, доказывая, что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию, в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие-то очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой, они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Об этом все было сказано - неужели забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!"

Скандал произошел вчера на 2-й ежегодной Церемонии вручения "Кинонаград MTV Россия - 2007" в столичном кинотеатре "Пушкинский". режиссер Владимир Меньшов, вскрыв конверт и увидев победителя в номинации "Лучший фильм", - "военная драма" Александра Атанесяна "Сволочи", снятый по сценарию Владимира Кунина, - наотрез отказался вручать премию: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну", заявил режиссер картины "Ширли-Мырли".