Основные принципы европейского просвещения. Мир художественной культуры Возрождения: принципы и идеалы Таблица по истории мир художественной культуры просвещения

Автор: Боряев Артем, ученик 7б класса
МБУ лицея №19 г.Тольятти

Литература

В любом литературном произведении эпохи Просвещения
соблюдается три условия: занимательность сюжета,
поучительность и иносказательный характер
повествования.
Появился новый жанр романа - эпос частной жизни
отдельного человека. Человек интересует сам по себе, вне
его общественного положения
Расцвет жанра социально-бытового нравоучительного
романа воспитания.
Становление героя, который много ошибается, но всё же
делает выбор в пользу добра. Вера в человеческие силы.
Способность принимать ответственные решения и
добиваться поставленных целей
Первостепенная роль в восприятии мира отводится к
ощущениям.

Даниэль Дефо (1660-1731)

Талантливый английский писатель,
публицист и издатель, написал более 500
книг, памфлетов и журналов на разные
темы (политика, экономика, криминал,
религия, брак, психология, и др.)
Основателей английского романа и
экономической журналистики
Руководитель разведслужб Британии
Самая высокая степень
Делец с авантюристической жилкой
человеческой мудрости - это умение
приспособиться к обстоятельствам
Сидел в тюрьме и был у позорного
и сохранять спокойствие вопреки
внешним грозам.
столба за панфлет- издёвку над церковью
Пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал
в защиту веротерпимости, свободы вероисповедания и
свободы слова.

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Бессмертный роман в 3 частях
(успех имела только 1часть),
написан как вымышленная
автобиография, моряка из Йорка,
который, после крушения судна,
провёл 28 лет на необитаемом
острове, где столкнулся с
различными трудностями и
опасностями. События записаны в
форме воспоминаний и создают
реалистичную картину.
Главная идея романа: «Человек может всё»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Англо-ирландский писательсатирик, публицист, поэт, философ и
общественный деятель.
Декан собора Святого Патрика
Защитник прав простых ирландцев
Критически относился ко многие
идеалам просветителей, видел, что
их благородные идеи не изменили
людей, не искоренили пороки, а
буржуазное общество далеко от
совершенства.

Роман «Путешествий Гулливера»

«Путешествия Гулливера» -
высшее достижение Свифта,
Подобно всем подлинным
сатирикам, Свифт – прежде всего
моралист, обличающий порочность
и глупость рода человеческого во
имя добродетели и здравого смысла.
Свифта раздражало буржуазное
благополучие, отсюда и
назидательность, нравоучительный
характер его произведений.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

Знаменитый французский драматург и
публицист.
В своих произведениях Бомарше
высмеивает:
Боролся со всеми формами угнетения,
несправедливости, тирании.
Доказывал насколько устарело и
несправедливо французское
Все выдающиеся люди
выходят из третьего сословия…»
судопроизводство
Обличал весь общественный строй, сословные
привилегии, законы, режим абсолютной монархии.
Его личный протест носил социальный характер

Афоризмы из произведений

Глупость и тщеславие - неразлучные подруги.
Жить - это бороться; бороться - это жить
А что, если я лучше своей репутации?
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
Он честен ровно настолько, чтобы не быть повешенным.
Что такое дворянин? Это человек, который дал себе лишь
труд родиться.
Прежде я говорил вам все, а теперь я ничего от вас не
скрываю.
По моему разумению, если начальство не делает нам зла,
то это уже немалое благо.
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время
заниматься любовью - только этим мы и отличаемся от
других животных.

Лучшие произведения
Безумный день, или
Женитьба Фигаро
Шедевр сценического
Севильский
цирюльник
Обвинительный
акт против
общества и
его устоев.
искусства.
Общественный
политическим акт
Людовика XVI сказал: «Если
быть последовательным, то,
чтобы допустить
постановку этой пьесы,
нужно разрушить Бастилию.
Этот человек глумится над
всем, что должно уважать в
государстве».
Преступная мать, или
Второй Тартюф
Высмеял аристократию и
развенчал ее, противопоставив
ей образ человека из народа,
который уже чувствует свою
силу и требует уважения к себе,
к своему достоинству
9

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Немецкий поэт, философ,
историк, теоретик искусства и
драматург, представитель
романтического направления в
литературе, профессор истории
и военный врач
Вошел в историю мировой
литературы как пламенный
защитник человеческой
личности.

Лучшие произведения

1781- «Разбойники».
1784 - «Коварство и любовь»
1799 - драматическая
трилогия «Валленштейн»
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1804- «Вильгельм Телль»

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

Немецкий поэт, основоположник
немецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель.
Лидер литературного бунта против
принципов теоретиков Просвещения.
Устроитель балов, маскарадов,
розыгрышей, любительских спектаклей,
охот и пикников, попечитель парков,
архитектурных памятников и музеев
Член герцогского Тайного совета
Государственный министром (ведал прокладкой дорог,
набором рекрутов, государственными финансами,
общественными работами, горнорудными проектами)

Лучшие произведения

Трагедия «Фауст»
Знаменитая трагедия,
классика поэтического жанра
Рассказывает о судьбе
Фауста, который влачит
пессимистическое
существование и глубоко
разочарован в жизни.
Потерявший всякий смысл
жизни Фауст продает душу
ради вкушения плодов мирских
удовольствий.
… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!

Живопись

Для живописи первой половины XVIII в.
характерна стилизация под греческое искусство,
внесла в художественную палитру героизацию и
некоторое романтизм
Сюжеты - только любовные, эротические
Любимые герои - нимфы, вакханки, Дианы.
Венеры, осуществляющих свои бесконечные
"триумфы" и "туалеты"
Стили: барокко, классицизм, рококо,
сентиментализм

Франсуа Буше (1703-1770)

Один из самых ярких художников рококо
Главная тема творчества: удовольствие,
наслаждение прелестями жизни, ее
идиллическое восприятие
Академик, профессор, директором
Академии.
Иллюстратор, оформитель театральных
постановок, декоратор королевских
дворцов, первый живописец короля
Отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV
Его произведения полны света и воздуха, чувственности и
легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и
наслаждения.

Пейзаж в окрестностях Бове
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник в мастерской.
Автопортрет

Мадам Помпадур
Старая Пинакотека, Мюнхен

Триумф Венеры
Национальный музей, Стокгольм

Антуан Ватто (1684-1721)

Французский живописец и рисовальщик,
основоположник и крупнейший мастер
стиля рококо
Главная тема: «галантные празднества»,
мир поэтических мечтаний, балов и
маскарадов.
Лучшие произведения:
«Савояр с сурком», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Праздник любви», «Общество в парке», Дрезден
«Бивак», Государственный музей изобразительных искусств, Москва
«Затруднительное предложение»,
«Капризница», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Меццетен», Метрополитен-музей
«Паломничество на остров Киферу», «Жиль», Лувр, Париж
«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», Картинная галерея, Берлин-Далем.

Затруднительное положение
Танец
Радости жизни

Отдых на охоте
Венецианский праздник

Уильям Хогарт (1697 – 1764)

Английский художник, основатель и
крупный представитель национальной
школы живописи, иллюстратор, автор
сатирических гравюр, открыватель
новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник,
испытавший на себе влияние идей
философов Просвещения, подчинил
задаче воспитания с помощью
художественного творчества
нравственного начала в человеке и
искоренения пороков.

Модный брак.
Заключение брачного контракта
The fishing party
Дети Грэхэм

Автопортрет с собачкой
Галерея Тейт, Лондон
Девушка с креветками
Национальная галерея, Лондон

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

Французский живописец
Мастер натюрморта и жанровых
композиций, советник и казначей
Академии художеств
Главная тема его работ
повседневная домашняя жизнь
парижских обывателей, переданная
в спокойной, задушевной,
реалистической манере.

С рынка
Лувр, Париж
Кухарка
Национальная галерея искусств,
Вашингтон

Прачка
Серебряный кубок
Натюрморт с атрибутами
искусств
Прачка

Жак Оноре Фрагонар (1732-1806)

Французский художник, яркий
представитель рококо.
Тонкий колорит, остроумная
образность и лёгкое,
непринуждённое письмо придают
его работам неотразимую
живость; при этом даже самые
эротические сюжеты никогда не
кажутся вульгарными

"Поцелуй украдкой.
Девушка с сурком

Качели
Читающая молодая женщина

Жан Батист Грёз (1725-1805)

Знаменитый французский
живописец-жанрист и портретист
В жанре семейного быта ему нет
равных во французской живописи.
Хотя картинные сцены банальны,
сентиментальны и театральны, но
фигуры на них сгруппированы
в совершенстве
Его портреты полны сходства,
жизни, выразительности, чувства.
Женские головки хотя и носят
печать слишком искусственной,
преувеличенной выразительности,
но они необыкновенно грациозны.

Портрет мальчика
Маленький мальчик

Гитарист
Балованное дитя
Отцовское проклятие
Лувр, Париж

Жан-Антуан Гудон (1741-1828)

Французский скульптор,
выдающийся мастер
психологического портрета
Умел передать характер своей
модели посредством тщательно
выбранной позы, экспрессивного
выражения лица и прямолинейного
взгляда. Для большей
непосредственности впечатления
отказывался от тщательной отделки
статуй, сохраняя следы своего резца
Среди характерных деталей его
скульптурных портретов - красивые
и эффектные складки одежды.

Вольтер
Б.Франклин
В мастерской скульптора
Портрет жены
Жан Жак Руссо

Рейнольдс Джошуа (1723-1792)

Английский исторический и
портретный живописец
Теоретик искусства
Первый президент Королевской
академии художеств
Член лондонского королевского
общества.
Член Общества дилетантов,
созданного с целью изучения
античного искусства.

де Бофор
Возвращение крестьян с рынка
Портрет Джорджианы,
герцогини Девонширской

Музыка

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет
музыкального искусства.
Опера становится синтетическим искусством,
соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное
драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла
инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Величайший гений мирового
музыкального искусства
Обладатель феноменального
музыкального слуха, памятью и
способностью к импровизации
Во всех музыкальных формах своего
времени достиг наивысшего успеха
(симфония, концерт, дивертисмент и
квартет, опера и месса, соната и трио).
Создателем более 600 произведений
Серенада №13 Творчество Моцарта явилось высшим
выражением прогрессивных достижений
музыкальной культуры его времени.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Австрийский композитор
Представитель венской
классической школы
Один из основоположников
симфонического жанра и
струнный квартет.
Его музыкальное наследие
включает более 100 крупных
произведений и сотни небольших
работ.
Серенада

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор,
представитель эпохи барокко
Органист-виртуоз
Музыкальный педагог
Написал более 1000 произведений
При жизни его произведения
казались светскому обществу
слишком серьёзными, а церковь
отвергала их из-за недостаточно
богобоязненного характера
Токката и фуга ре минор

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Лунная соната
Немецкий композитор и пианист
Представитель «венской
классической школы»
Писал во всех жанрах, включая
оперу, музыку к спектаклям,
хоровые сочинения
Самым значительным в его
наследии считаются
инструментальные произведения:
фортепианные, скрипичные и
виолончельные сонаты, концерты
для фортепиано, для скрипки,
квартеты, увертюры, симфонии.

Область культуры: изобразительное искусство

Деятель: Джотто (Италия)

Произведения: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», расписной крест, «Распятие», «Успение Марии». Чаще всего создавал фрески.

Идеи: первым стал показывать в работах глубину пространства, превратив плоское двухмерное изображение в трехмерное. Таким образом, он преодолел каноны иконописи, в которых тогда рисовали абсолютно все художники.

Деятель: Донателло (Италия)

Произведения: скульптуры - св. Георгий, св. Марк, Мария Магдалина, Иоанн Креститель, Юдифь и Олоферн.

Идеи: великолепно умел изображать эмоции в пластике скульптуры и движения тел. Идеи христианские.

Деятель: Леонардо да Винчи (Италия)

Произведения: «Джоконда», «Мадонна Бенуа», «Мадонна с младенцем», «Благовещение», «Тайная вечеря»

Идеи: создал новую, не условно-раскрашенную, а реалистично изображавшую действительность живопись.

Деятель: Ботичелли Сандро (Италия)

Произведения: «Портрет Данте», «Мадонна с младенцем», «Мистическое распятие», «Венера и Марс», «Оплакивание Христа»

Идеи: изображал красоту человеческого лица и тела, радость жизни. Часто обращался к античным сюжетам как к «золотому веку» культуры Европы.

Деятель: Санти Рафаэль (Италия)

Произведения: «Сикстинская мадонна», «Святое семейство», «Мадонна Альба», «Преображение».

Идеи: изображение радости жизни, очарования природы, красоты и совершенства человеческого тела, прелести здоровья в противовес аскетизму и болезненному идеалу средних веков.

Деятель: Микеланджело Буонаротти (Италия)

Произведения: Сикстинская капелла (роспись), скульптуры «Давид», «Пьета», «Бахус»

Идеи: прорыв в изображении человеческого тела, его пластики, сложности движений, объемов.

Деятель: Дюрер Альбрехт (Германия)

Произведения: автопортрет, Дрезденский алтарь, «Семь скорбей», «Девушка с распущенными волосами», «Поклонение волхвов», «Заяц», «Святой Иероним в пустыне»

Идеи: один из «отцов» жанра автопортрет. Мастер сложных ракурсов. Идеи христианства. Еще один мастер Возрождения, преодолевший «плоский» стиль иконописи.

Область культуры: литература

Деятель: Вильям Шекспир (Англия)

Произведения: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Укрощение строптивой»

Идеи: Идея справедливости судьбы и воздаяния за поступки. Идея высшей ценности любви и человеческих чувств по сравнению с нормами и правилами общества. Борьба против предрассудков общества. Дал начало современному литературному английскому языку.

Деятель: Рабле Франсуа (Франция)

Произведения: «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Идеи: сатира, антицерковные идеи, пропаганда науки и просвещения, гармоничного физического и умственного развития личности.

Деятель: Данте Алигьери (Италия)

Произведения: «Божественная комедия»

Идеи: гуманизм, беспредельная вера в силу творчества, преобразующего мир. Проповедовал всеобщую любовь, миролюбие и гармонию.

Деятель: Франческо Петрарка (Италия)

Произведения: сонеты

Идеи: воспевает возвышенную любовь (лично его возлюбленной была донна Лаура), нападает на духовенство, критикует разврат и праздную жизнь. Защищает ценность творчества для человека. Первый гуманист в Европе.

Область культуры: философия

Деятель: Томас Мор (Англия)

Произведения: «Утопия», роман

Идеи: отстаивал католицизм, гуманизм, спорил с атеистами, выступал против смертной казни, против частной собственности, против власти богатых и за равноправие женщин.

Деятель: Николло Макиавелли (Италия)

Произведения: трактат «Государь»

Идеи: изучение политического устройства общества, отстаивал идеи республики, идею сильного лидера во главе государства, идею всеобщей воинской повинности взрослых мужчин в обществе.

Деятель: Мишель Монтень (Франция)

Произведения: эссе «Опыты»

Идеи: проповедовал терпимость, высказывался за всестороннее развитие личности. Консерватор. Скептик. Высказывался против любых идеалов, так как они сковывают природу человека и его стремление к счастью. Создал гуманную теорию воспитания детей.

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе - она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения - это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм - признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание - романтизму.

Появлялись и экспериментальные стили. Важным явлением стал сентиментализм. У него не было своей стилистической формы, однако именно с помощью него были отражены тогдашние представления о человеческой доброте и чистоте, которая дается людям от природы. Русская художественная культура в эпоху Просвещения, так же, как и европейская, имела собственные яркие произведения, принадлежавшие к течению сентиментализма. Такой стала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

Просветители верили, что новый «естественный человек» должен вернуться к своему естественному состоянию - то есть природе. Согласно этой идее русская художественная культура в эпоху Просвещения (а точнее, архитектура) подарила современникам Петергоф. Над его сооружением работали знаменитые зодчие Леблон, Земцов, Усов, Кваренги. Благодаря их усилиям на берегу Финского залива появился уникальный ансамбль, включавший неповторимый парк, великолепные дворцы и фонтаны.

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами - любовные.

Яркий пример французского рококо - творчество Франсуа Буше, которого также называли «первым художником короля». Он рисовал театральные декорации, иллюстрации для книг, картины для богатых домов и дворцов. Самые знаменитые его полотна: «Туалет Венеры», «Триумф Венеры» и т. д.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута - повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

Театр

XVIII столетие - золотой век театра. В эпоху Просвещения этот вид искусства достиг вершины своей популярности и распространенности. В Англии крупнейшим драматургом был Ричард Шеридан. Самые известные его произведения «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «Соперники» высмеивали безнравственность буржуазии.

Динамичнее всего театральная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в Венеции, где работало сразу 7 театров. Традиционный ежегодный городской карнавал привлекал туда гостей со всего Старого Света. В Венеции творил автор знаменитой «Трактирщины» Карло Гольдони. Этого драматурга, написавшего в сумме 267 произведений, уважал и ценил Вольтер.

Самой известной комедией XVIII века стала «Женитьба Фигаро», написанная великим французом Бомарше. В этой пьесе нашли воплощение настроения общества, негативно относившегося к абсолютной монархии Бурбонов. Через несколько лет после публикации и первых постановок комедии во Франции произошла революция, свергнувшая старый режим.

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

Иоганн Гете был не только замечательным поэтом и драматургом. Неспроста его называют «универсальным гением» - знатоком и теоретиком искусства, ученым, романистом и специалистом во многих других областях. Его ключевые произведения - трагедия «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Другой выдающийся деятель немецкого Просвещения, не только написал «Коварство и любовь» и «Разбойников», но также оставил после себя научные и исторические сочинения.

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Роман, как жанр, вырос из просветительской публицистики. С помощью него мыслители XVIII века нашли новую форму для выражения своих социальных и философских идей. Написавший «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт вложил в свое произведение множество аллюзий на пороки современного ему общества. Его перу также принадлежала «Сказка о бабочке». В этом памфлете Свифт высмеивал тогдашние церковные порядки и распри.

Развитие культуры в эпоху Просвещения можно проследить по появлению новых литературных жанров. В это время возник эпистолярный роман (роман в письмах). Таким было, к примеру, сентиментальное произведение Иоганна Гете «Страдания юного Вертера», в котором главный герой покончил жизнь самоубийством, а также «Персидские письма» Монтескье. Появились документальные романы в жанре путевых заметок или описаний путешествий («Путешествия по Франции и Италии» Тобайаса Смоллетта).

В литературе культура эпохи Просвещения в России следовала заветам классицизма. В XVIII веке творили поэты Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир. Появились первые ростки сентиментализма (уже упомянутый Карамзин с «Бедной Лизой» и «Натальей, боярской дочерью»). Культура эпохи Просвещения в России создала все предпосылки для того, чтобы уже в начале нового XIX столетия отечественная литература, ведомая Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, пережила свой золотой век.

Музыка

Именно в эпоху Просвещения сложился современный музыкальный язык. Его основоположником считается Иоганн Бах. Этот великий композитор писал произведения во всех жанрах (исключением была опера). Бах и сегодня считается непревзойденным мастером полифонии. Другой немецкий композитор Георг Гендель написал 40 с лишним опер, а также многочисленные сонаты и сюиты. Вдохновение он, как и Бах, черпал в библейских сюжетах (характерны названия произведений: «Израиль в Египте», «Саул», «Мессия»).

Другое важнейшее музыкальное явление того времени - венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах «Эгмонт», «Кориолан» и опере «Фиделио». Как исполнитель, он поражал современников игрой на фортепьяно. Для этого инструмента Бетховеном были написаны 32 сонаты. Большую часть своих произведений композитор создал в Вене. Также ему принадлежат 10 сонат для скрипки и фортепьяно (наибольшую известность получила «Крейцерова» соната).

Бетховен пережил серьезный вызванный потерей им слуха. Композитор склонялся к самоубийству и в отчаянии написал свою легендарную «Лунную» сонату. Однако даже страшный недуг не сломил воли художника. Поборов собственную апатию, Бетховен написал еще множество симфонических произведений.

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения - американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье - все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Уникальным явлением культуры Просвещения стала 35-томная «Энциклопедия». Ее составляли главные мыслители «Века разума». Вдохновителем и главным редактором этого эпохального издания был Свой вклад в отдельные тома внесли Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций и другие выдающиеся интеллектуалы XVIII столетия.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Как и русская культура эпохи Просвещения, прусская культура формировалась при непосредственном участии самодержавного монарха (в России это была Екатерина II, в Пруссии - Фридрих Великий). Глава государства всячески поддерживал передовые идеалы своего времени, хотя и не отказывался от своей ничем не ограниченной власти. Подобный строй получил название «просвещенного абсолютизма».

Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве.

ТЕМА: Мир художественной культуры Просвещения.

Цель урока: знакомство с великими писателями, музыкантами, художниками Европы эпохи Просвещения.

Задачи урока:

    Закрепить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;

    Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения, кластер, групповая работа.

Планируемые результаты

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Умеют самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своим соседям по группе, гостям, теперь садитесь и пожелайте своим одноклассникам успешной работы.

II . Этап мотивации.

XVIII век, историю которого мы начали изучать, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. На прошлом уроке мы говорили о переменах в обществе, которые были предупреждены мыслителями-вольнодумцами, впоследствии названных просветителями.

А теперь вспомните, кого называли просветителями? ( Просветитель - человек, занимающийся , распространением знаний)

- Назовите имя одного из просветителей?

Тему нашего сегодняшнего урока вам помогут определить три подсказки.

И первую подсказку даст нам Ершова Арина. (Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных»+музыка)

Вторая подсказка: слайд с портретом Моцарта.

Третья: слайд с картиной.

Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока и ставят задачи.

III. Изучение нового материала.

Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить кластер «Деятели Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 13 минут представляет отчет о проделанной работе.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Каждая группа представляет своего деятеля, остальные заполняют по нему табличку.

Взаимооценка:

- Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?

- Вы справились с поставленной задачей полностью?

Физкультминутка

(Да – хлопаем, нет – встаем и объясняем, почему нет)

    В Англии во время буржуазной революции существовало два движения протеста – левеллеры и диггеры (да)

    Случалось так, что солдаты силой сгоняли диггеров с земли и сжигали их дома (да)

    В ряды левеллеров – уравнителей – вступали в основном крестьяне (нет)

    Оливер Кромвель - это предводитель диггеров (нет)

    Установившаяся в Англии церковь стала называться англиканской (да).

    В Англии возникли две партии – тори и виги (да)

    Реформация не была одной из причин тридцатилетней войны, так как между католиками и протестантами не было противоречий (нет)

    Одной из причин тридцатилетней войны стал раздел колоний (да)

    Испанский король выступал за независимость национальных государств (нет)

    В тридцатилетней войне участвовали не отдельные государства, а коалиции государств (да)

IV. Работа с таблицей. Закрепление.

Обмен таблицами и заполнение (дети составляют пару, затем меняются партнерами, 2 минуты на каждую пару).

Давайте послушаем сообщения о еще двух деятелях эпохи Просвещения (опережающее задание).

Проверка д\з « Мыслители Эпохи Просвещения»

Задание: Соедини, ответ запиши в таблицу

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

1 . Вольтер

1 . Англия

1 . Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности

2 .Монтескье

2 . Швейцария

2 .Главный источник благосостояния народа - труд

    Смит

3 .Франция

3 .Не допускайте ни богачей, ни нищих»

4 .Тюрго

4 .Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную

    Руссо

5. Король должен быть просвещенным. Менять.общественный порядок можно мирным путем

Правильный ответ: Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

Тестовое задание

2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:

А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо

3.Жан Батист – это

А)художник Б)композитор В)писатель

А) Моцарт Б)Бах В) Бетховен

5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:

А)Хогарт Б) Батист В) Ватто

Обмен карточками и взаимопроверка.

V . Рефлексия.

    Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

    Смогли ли вы их достичь?

- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам узнать о деятелях эпохи Просвещения?

- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

Выставление отметок.

- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.

Обведите на листочке свою левую руку. На каждом пальце записываем: «Я понял...», «Я не понял...», «Мне понравилось...», «Мне не понравилось...», на большом пальце оценка, которую вы себе ставите за урок, на ладони «Мое настроение» (рисуем смайлик).

VI . Домашнее задание (на доске)

Параграф 20, таблица. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Просвещения

Даниель Дефо Английский писатель 1660 – 1731 Автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Робинзон Крузо Робинзон оказался на необитаемом острове после кораблекрушения Он прожил там 24 года, приручил животных, выращивал растения и спас человека, которого назвал Пятницей

Джонатан Свифт Ирландский священник 1667 – 1745 Автор «Путешествия Гулливера»

Гулливер Произведение было написано как пародия на произведения просветителей Страна лилипутов и великанов – карикатура на Англию XVIII в.

Пьер Бомарше Французский драматург 1732 – 1799 Автор «Женитьбы Фигаро»

«Женитьба Фигаро» Герой – обаятельный, ловкий слуга В пьесе высмеиваются недостатки аристократии

Фридрих Шиллер Немецкий драматург 1759 – 1805 Герои его произведений – борцы с тиранией и коварством власти

Пьесы Шиллера «Разбойники» «Коварство и любовь» «Мария Стюарт»

Иоганн Фольфганг Гёте Немецкий драматург 1749 – 1832 Автор драмы «Фауст», которая была создана за 60 лет

«Фауст» Главный герой – врач, алхимик Фауст, живший в XVI в. Фауст заключил сделку с Мефистофелем (дьяволом), чтобы стать свободным

Франсуа Буше Французский живописец 1703 – 1770 Изящные картины художника украшали интерьеры господ во времена Людовика XV

Антуанн Ватто 1684 – 1721 Работы посвящены праздникам и развлечениям королевского двора Картины наполнены чувствами, переживаниями

«Затруднительное предложение»

«Радости бала»

Симеон Шарден Французский художник 1699 – 1779 Его картины посвящены простым людям, их повседневным работам «Возвращение с рынка»

«Натюрморт с атрибутами искусств»

Жак Луи Давид Французский художник 1748 – 1825 В своем творчестве он обращался к историческим, античным сюжетам

«Клятва Горациев»

Иоганн Себастьян Бах Немецкий композитор 1685 – 1750 Произведения посвящены библейским сюжетам

«Страсти по Матфею» Произведение рассказывает о последних днях Иисуса, его страданиях, жертве во имя людей

Вольфганг Амадей Моцарт Австрийский композитор 1756 – 1791 В 12 лет написал первую оперу, а в 14 – стал академиком

«Реквием» (покой) Последнее произведение автора «Реквием» был заказан неизвестным человеком в память о своей жене, но Моцарту казалось, что он писал для себя

Симфония № 6 и Лунная соната

Людвиг ван Бетховен 1770 – 1828 Известный композитор, который продолжал создавать прекрасное, несмотря на тяжелую болезнь Симфония «Героическая» посвящена революциям 18 в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Презкнтация по МХК 10 класс: "Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума" 1, 2 часть

Эпоха Просвещения - - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали...