Памятник петру 1 медный всадник где. История создания "Медного всадника" Петру I. Памятник Медный всадник

Фото 19.07.2011:

Фото 15.05.2015:

Памятник российскому императору Петру Великому "Медный всадник" был открыт в в 1782 году. Расположен в центре . Автором памятника является скульптор Э.М. Фальконе.

О знаменитом памятнике Петру I — "Медном всаднике" (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

7 августа 1782 г. под гром оркестра и пушечную пальбу, при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника Петру I на . Когда упали полотняные щиты окружавшей его ширмы, взорам открылся «бронзовый кумир», вознесшийся на коне на пьедестал-скалу. Голова императора, увенчанная венком из лавра, застыла в энергичном повороте. Сдвинутые брови придают облику реформатора некоторую суровость, пристальный взгляд как будто устремлен в будущее. Копыта царского скакуна попирают змею — побежденного неприятеля. С двух сторон на пьедестале — лаконичная надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Идея возведения памятника принадлежала императрице Екатерине II. Создавался громадный монумент в течение 16 лет. Для его исполнения в 1766 г. в Россию приехал известный французский скульптор Этьен Фальконе. Ваятель задумал создать образ не столько самодержавного властителя, сколько преобразователя, способствовавшего своими деяниями процветанию великой страны.

Фальконе изобразил восседающего на коне Петра в просторной рубахе, ниспадающем с плеч плаще. Это позволило эффектно передать движение, мощную энергию и силу всадника, остановившего на скаку разгоряченного коня.

Трудно давалась одна из основных частей скульптуры — голова Петра. Фальконе отверг несколько собственных вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с ваятелем. Используя гипсовый слепок лица первого российского императора, Колло добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремленность, волю Петра.

Фальконе глубоко проработал и скульптурное изображение царского скакуна.

Пьедестал памятника создавался по проекту архитектора Ю.М. Фельтена из гигантского монолита. В двенадцати верстах от у деревни Лахты нашли гранитный валун, называвшийся Гром-камень. По преданию, в него попала молния и он дал трещину. Современник писал: «Взирание на оной камень возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Действительно, передвинуть монолит размерами 12,8 м в длину, 8,2 м в ширину и 6,4 м в высоту казалось невозможным. Однако в сентябре 1768 г. начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Способ ее предложил военный инженер Ласкари. Землекопы отрыли котлованы вокруг углубившегося на 5 м в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Двенадцатью 30-метровыми рычагами Гром-камень подняли и установили на деревянную раму. Под раму с камнем подложили обитые медью деревянные желоба с бронзовыми шарами, на которых она и перемещалась. Тянули глыбу весом 1600 тонн с помощью канатов и двух вофотов, которые приводили в движение 32 человека. Во время движения на камне находились люди: два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах, 40 каменотесов продолжали обрабатывать скалу, несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном. Расстояние от Лахты до Финского залива (8 верст) преодолели за 4 месяца. 27 марта 1770 г. камень доставили к пристани. Здесь его погрузили на специально построенную баржу и отбуксировали ее в . Камень выгрузили на берег Невы у и передвинули к месту, указанному Фальконе.

Решение небывалой по сложности задачи по доставке Гром-камня в столицу, смекалка, трудолюбие и изобретательность людей, осуществивших ее, вызвали восторг современников. В честь перевозки камня выбили памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно».

После обработки монолита приступили к установке скульптуры. Совершенный и мастерски исполненный памятник Петру I является одним из высших достижений монументальной скульптуры XVIII в. Фальконе удалось создать его своеобразным, не повторяющим образцы античности и Возрождения. Воспетый А. Пушкиным «Медный всадник» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ансамбля Сенатской площади.

Фото: Медный всадник – памятник Петру I

Фото и описание

Среди самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга особое место занимает памятник Петру Великому, также известный как Медный всадник. Каждый, кто хорошо знаком с русской литературой, особенно с творениями классиков, наверняка без труда вспомнит несколько произведений, где этой достопримечательности отведена одна из главных ролей в сюжете.

Кстати, на самом деле скульптура изготовлена из бронзы, а медной ее называют опять-таки благодаря классику русской литературы - Александру Пушкину. Его произведение «Медный всадник» - один из ярких примеров того, как знаменитая скульптура вдохновляла (и по сей день продолжает вдохновлять) поэтов и прозаиков.

Памятник был открыт в начале 80-х годов XVIII столетия. Находится он на Сенатской площади. Высота его составляет около десяти с половиной метров.

История создания памятника

Автором модели скульптуры является Этьен Морис Фальконе - скульптор, специально приглашенный в Россию из Франции. На время работы над моделью ему было отведено жилье вблизи дворца, находилось оно в бывшей конюшне. Его вознаграждение за работу, согласно контракту, исчислялось несколькими сотнями тысяч ливров. Голову статуи слепила его ученица Мари-Анна Колло, приехавшая в Россию вместе со своим учителем. В то время ей было чуть больше двадцати лет (а ее учителю - больше пятидесяти). За свою великолепную работу она была принята в Российскую академию художеств. Ей также была назначена пожизненная пенсия. В целом памятник является плодом работы нескольких скульпторов. Изготовление монумента было начато в конце 60-х годов XVIII века и окончено в 70-е годы.

Когда французский скульптор еще не создал модель конной статуи, в обществе существовали различные мнения относительно того, как именно должен выглядеть памятник. Кто-то считал, что скульптура должна изображать императора стоящим в полный рост; другие желали увидеть его в окружении аллегорических фигур, символизирующих различные добродетели; третьи вообще полагали, что вместо скульптуры должен быть открыт фонтан. Но приглашенный скульптор отверг все эти идеи. Он не хотел изображать никакие аллегорические фигуры, не интересен ему был и традиционный (для того времени) облик государя-победителя. Он считал, что памятник должен быть прост, лаконичен, а воспевать он должен в первую очередь не воинские заслуги императора (хотя скульптор признавал и высоко ценил их), а его деятельность в сфере законотворчества, созидания. Фальконе хотел создать образ государя-благодетеля, в этом он видел свою основную задачу.

Согласно одной из многочисленных легенд, связанных с памятником и историей его создания, автор модели скульптуры даже провел ночь в бывшей опочивальне Петра Великого, где призрак первого российского императора явился ему и задавал вопросы. О чем именно призрак спрашивал скульптора? Этого мы не знаем, но, как гласит предание, ответы показались призраку вполне удовлетворительными.

Существует версия, что бронзовый конь воспроизводит облик одной из любимых лошадей Петра Великого - Лизетты. Эту лошадь император купил у случайно встреченных барышников по баснословной цене. Поступок этот был совершенно спонтанным (очень уж императору понравилась бурая лошадь старинной карабахской породы!). Некоторые историки полагают, что Лизеттой он назвал ее в честь одной из своих фавориток. Лошадь служила хозяину десять лет, слушалась лишь его, а когда умерла, император велел изготовить чучело. Но на самом деле это чучело не имеет никакого отношения к созданию знаменитого монумента. Зарисовки для модели скульптуры Фальконе делал с орловских рысков из императорских конюшен, их имена были Бриллиант и Каприз. Гвардейский офицер садился на одного из этих коней, вскакивал на нем на специальный помост и поднимал коня на дыбы. В этот момент скульптор быстро делал необходимые наброски.

Изготовление постамента

Согласно изначальному замыслу скульптора, постамент памятника должен был напоминать по форме морскую волну. Не надеясь найти цельный камень подходящего размера и нужной формы, создатель монумента планировал изготовить постамент из нескольких гранитных блоков. Но неожиданно подходящая каменная глыба была найдена. Огромный камень, на котором в настоящее время установлена скульптура, был обнаружен в одной из деревень в окрестностях города (сегодня этой деревни не существует, ее бывшая территория находится в городской черте). Глыба была известна среди местных жителей как Гром-камень, так как в давние времена в нее ударила молния. По другой версии, камень носил название Конь, что связано с древними языческими жертвоприношениями (в жертву потусторонним силам приносили коней). Согласно преданию, найти камень французскому скульптору помог местный юродивый.

Каменную глыбу пришлось извлекать из земли. Образовался достаточно большой котлован, который моментально был заполнен водой. Так появился пруд, который существует и в настоящее время.

Для транспортировки каменной глыбы было выбрано зимнее время, чтобы подмерзшая почва выдержала вес камня. Его перемещение продолжалось более четырех месяцев: оно было начато в середине ноября и завершилось в конце марта. Сегодня некоторые «альтернативные историки» утверждают, что такая транспортировка камня была технически невозможна; между тем, многочисленные исторические документы свидетельствуют об обратном.

Камень доставили на берег моря, где был сооружен специальный причал: с этой пристани каменная глыба была погружена на судно, построенное для ее транспортировки. Хотя камень был доставлен на причал весной, погрузка началась только с приходом осени. В сентябре каменную глыбу доставили в город. Чтобы снять ее с судна, его пришлось притопить (оно опустилось на сваи, которые перед этим были специально вбиты в речное дно).

Обработка камня началась еще задолго до его прибытия в город. Она была прекращена по велению Екатерины II: прибыв к тому месту, где тогда находился камень, императрица осмотрела глыбу и велела остановить обработку. Но все же в результате проведенных работ размеры камня значительно уменьшились.

Отливка скульптуры

Вскоре началась отливка скульптуры. Специально приехавший из Франции литейщик не справился со своей работой, его пришлось заменить новым. Но, если верить одной из легенд о создании памятника, проблемы и трудности на этом не закончились. Согласно легенде, во время отливки вышла из строя труба, по которой в форму заливалась расплавленная бронза. Лишь благодаря мастерству и героическим усилиям литейщика удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Мастер, предотвративший распространение пламени и спасший нижнюю часть монумента, получил ожоги, его зрение было частично повреждено.

Изготовление верхних частей памятника тоже было сопряжено с трудностями: их не удалось правильно отлить, пришлось проводить отливку повторно. Но во время повторной отливки вновь были допущены серьезные ошибки, из-за которых позже в памятнике появились трещины (и это уже не легенда, а документально подтвержденные события). Спустя почти два столетия (в 70-е годы XX века) эти трещины были обнаружены, скульптура была отреставрирована.

Легенды

В городе очень быстро начали возникать легенды о памятнике. Процесс мифотворчества, связанного с монументом, продолжался и в последующие столетия.

Одно из самых известных преданий повествует о периоде Отечественной войны, когда возникла угроза захвата города наполеоновскими войсками. Император тогда принял решение о вывозе из города самых ценных произведений искусства, в числе которых был и знаменитый монумент. На его транспортировку даже была выделена большая сумма денег. В это время некий майор по фамилии Батурин добился встречи с одним из близких друзей императора и рассказал ему о странном сновидении, преследовавшем майора много ночей подряд. В этом сне майор всякий раз оказывался на площади возле памятника. Монумент оживал и спускался с пьедестала, а потом двигался в сторону резиденции императора (она тогда находилась на Каменном острове). Из дворца навстречу всаднику выходил государь. Тогда бронзовый гость начинал упрекать императора в неумелом управлении страной. Заканчивал всадник свою речь так: «Но пока я стою на своем месте, городу бояться нечего!» Рассказ об этом сновидении был передан императору. Тот был поражен и приказал не вывозить памятник из города.

Другая легенда повествует о более раннем периоде времени и о Павле I, который тогда еще не являлся императором. Однажды, гуляя по городу со своим другом, будущий государь увидел незнакомца, закутанного в плащ. Неизвестный приблизился к ним и пошел рядом. Из-за низко надвинутой на глаза шляпы лицо незнакомца разглядеть было невозможно. Будущий император обратил внимание своего друга на этого нового попутчика, но тот ответил, что никого не видит. Таинственный попутчик вдруг заговорил и выразил будущему государю свое сочувствие и участие (как бы предрекая те трагические события, которые позже произошли в жизни Павла I). Указав на то место, где впоследствии был установлен монумент, призрак сказал будущему государю: «Здесь ты увидишь меня вновь». Тут, прощаясь, он снял шляпу и тогда потрясенному Павлу удалось разглядеть его лицо: это был Петр Великий.

Во время блокады Ленинграда, которая, как известно, продолжалась девятьсот дней, в городе появилась такая легенда: пока Медный всадник и памятники великим русским полководцам находятся на своих местах и не укрыты от бомб, врагу не войти в город. Впрочем, памятник Петру Великому все же был защищен от бомбардировок: его обшили досками и со всех сторон обложили мешками, наполненными песком.

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I - Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж .

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы .

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Медный всадник - название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Одной из самых известных достопримечательностью Санкт-Петербурга называют Памятник Петру 1 «Медный всадник». Действительно, этот силуэт знают многие, причем, во всем мире. Идея этого памятника была высказана императрицей Екатериной II, о чем и свидетельствует надпись на постаменте, и тем самым Екатерина подчеркивала дальнейшее следование путем реформ, начало которым положил Петр Великий.

Описание монумента и его концепция

Технически памятник представляет собой бронзовую фигуру высотой более пяти метров и весом 8 - 9 тонн, размещенную на основании, выполненном из цельного куска гранита. На основании нанесены надписи » Екатерина II Петру I» с датой создания монумента 1782. С одной стороны надпись выполнена на русском языке, а с другой стороны постамента - на латыни. Российский император восседает на коне, встающем на дыбы, и топчущем при этом змею (змия), символизирующего зло.

Изначально идея Екатерины заключалась в создании монумента, «на манер» античности, преимущественно римским императорам. При этом Памятник Петру 1 «Медный всадник» должен был ассоциироваться именно с Римом, а сам император должен был носить тогу, держать в руках скипетр и державу, но Фальконе из всего римского оставил для фигуры императора только лавровый венец. Он утверждал, что российский государь не носит тогу или тунику, как и римские императоры не могли носить кафтан. Вместо римского одеяния, коим хотела снабдить Петра императрица, российский государь облачен в русскую рубаху, поверх которой накинут плащ. При этом Фальконе внес некоторые символы, без которых сегодня невозможно представить этот монумент. Могучий конь, на котором восседает Петр, не имеет седла, а покрыт медвежьей шкурой, которая в понимании скульптора служит символом национальной принадлежности. Змий под копытами коня - также символ невежества и зла с которыми боролся Петр.

Цельный кусок гранита, на которой установлен памятник, представляет собой учес, не который стремительно взлетел Петр на коне. Всадник осаживает своего лошадь, и та встает на дыбы над распростертой перед ними пропастью. Фигура императора выражает спокойствие и уверенность, а одна его рука покровительственно направлена на протекающую рядом Неву, и указывая на подвластные отныне ему просторы. Именно так представлял себе Фальконе российского императора - героем, воином и реформатором. Образцом для фигуры Петра служили, как и хотела Екатерина, фигуры римских императоров, но с привнесенными скульптором изменениями.

История создания монумента

Для создания памятника Петру 1 «Медный всадник» российской императрице рекомендовал скульптора ни кто иной, как Дени Дидро, с которым Екатерина была дружна, и императрица «выписала» в российскую столицу малоизвестного «ваятеля» Этьена Фальконе. Но Фальконе приехал в Санкт-Петербург не сам, а с молодой Мари-Анн Коло, ученицей которой была доверена честь выполнить голову Петра. И Мари-Анн удалось выразительно подчеркнуть своеобразие характера великого российского императора. Фальконе все время подчеркивал полноценное участие ее в создании памятника, который был установлен в 1782 году по приказу Екатерины II.

Всю сложность создания образа Фальконе ощутил в борьбе с чиновниками и самой императрицей. Изначально скульптор изучил образ самого Петра по материалам и архивам, представил себе императора и предложил на верховное рассмотрение свой монумент. Созданный до этого проект памятника, разработанный Франческо Растрелли, не представлял интереса и был отвергнут, а сама статуя еще долго пылилась в амбарах города на Неве. В представлении чиновников. Да и самой Екатерины Памятник Петру 1 «Медный всадник» должен был быть другим. И Фальконе оставалось только воплотить его в бронзе, но скульптор на это не согласился. Он представлял Петра не как завоевателя и полководца, а как создателя России в том виде, который имела империя на момент работы над монументом. На работу скульптору потребовалось 12 лет, и постоянные раздоры и препинание с императрицей завершились тем, что сам скульптор покинул столицу и Россию вообще, и памятник устанавливался уже без него. Тем не менее, памятник создан именно таким, каким представлял его себе именно Фальконе, а не чиновники и Екатерина. В противном случае сам образ был бы другой, да и памятник мог бы носить другое название.

Отливать в бронзе творение Фальконе долгое время не решались даже маститые литейщики, поскольку фигура, по их мнению, была неустойчивой. Основную проблему составляла точная балансировка и распределение веса. К отливке Фальконе привлек пушечных дел мастера - Емельяна Хайлова, а для придания дополнительной устойчивости по рекомендации Федора Гордеева был изменен Змей, который служил дополнительной опорой для скульптуры. Отдельного внимания заслуживает и история с постаментом.

Гром-камень

Как известно, Памятник Петру 1 «Медный всадник» покоится на вершине цельной гранитной глыбы, которая по задумке Фальконе должна была напоминать морскую волну. Камень долгое время искали, и когда он был найден, проблему составляла его доставка на Сенатскую площадь. Расколотый ударами молнии гранит носил название «Гром-камень», и это «прозвище» сохраняется за ним и по сей день. Доставляли глыбу по суше и воде, и при этом в пути ее обрабатывали постоянно, придавая необходимую форму. Место установки также не осталось бесспорным. Императрица настаивала на установке в центре, а сам Фальконе предпочитал разместить монумент ближе к Неве. Что в конце концов и было сделано. Именно на Неву и за нее был устремлен, по задумке автора, взгляд императора, хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, куда же смотрит «Медный всадник»: на шведский берег, с которой воевал царь, на море, путь к которому открывал город, или на сам город, основанный Петром.

Место и направление

В целом своей задумки Фальконе не раскрыл никому, но на основании его мнения по расположению и направлению памятника, равно как и монумента, можно предполагать, что памятник Петру 1 «Медный всадник» символизирует открытие России как морской державы. Скала, как признак трудности перемен, обтесана в виде волны, символизирующей морские просторы. Именно поэтому скульптура установлена ближе к Неве, открывавшей путь к северным морям, а сам Петр смотрит на открытый им выход к морю и указывает на открытые им просторы, подчиняя себе подвластные ему земли, покорив скалу и победив темноту и зло, выраженные в поверженном «змие». Вопреки трудностям и противоречиям Петром создан город, как порт, и как столица. Уверенный и спокойный император оценивает свои деяния и угрозы для его государства.

Символы

Практически все, кто встречается впервые с монументом, поражены не столько его размерами, сколько его глубиной. Не лишены такого влияния и люди прославленные. А.С. Пушкин попал под влияние монумента, и до такой степени, что выделил его в отдельного героя своей поэмы «Медный всадник». Впрочем, Пушкин был далеко не единственным, на кого скульптура Петра оказала неизгладимое впечатление. Фальконе удалось создать образ, поражающий всех писателей, поэтов и художников, причем, не только российских, и описание «Медного всадника» для многих творческих личностей становится отдельным этапом в их жизни. И каждый находит в памятнике свои символы, тайные или явные, и свои предзнаменования.

Описание Пушкина «Медный всадник» стало отдельным символом, как и сам монумент. На его основе сегодня пишутся школьные сочинения, а само описание Александра Сергеевича так или иначе присутствует почти в каждом эссе, написанном на тему «Медного всадника». Мнений множество, и они достаточно противоречивы, но все сходятся в одном: «Медный всадник», как воплощение фигуры Петра I, символизирует движение России вперед, к новым устремлениям и победам.

Это легендарное творение Фальконе давно стало визитной карточкой Северной Пальмиры, и все туристы, посещающие Санкт-Петербург, обязательно посещают Сенатскую площадь, где расположен монумент Петру I, установленный Екатериной II. Каждый формирует свое мнение, собственное описание, и создается свое впечатление об этом удивительном и неоднозначном творении.