План биографии оскара уайльда. Краткая биография: Оскар Уайльд - человек-парадокс. Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Во второй половине девятнадцатого века это имя было синонимом слова «парадокс». Этот человек был образцом элегантности и изящества, и звали его Оскар Уайльд. Книги, трактаты, пьесы, сказки и все, что выходило из-под его пера, мгновенно становилось популярным. Однако, как многим ярким личностям, ему не была суждена долгая жизнь.

Родные Оскара Уайльда

Отец Оскара - Уильям Уайльд был известнейшим отоларингологом и офтальмологом в Ирландии. За свою прекрасную многолетнюю работу он был удостоен рыцарского звания. С годами мистер Уайльд смог на собственные деньги открыть пункт бесплатной медицинской помощи для малоимущих Дублина. В свободное время он писал книги об ирландской культуре.

Горячо любимой матери будущего писателя - Джейн Уайльд, тоже не была чужда литература. Во времена бурной молодости эта героическая женщина была членом революционного движения «Молодые ирландцы» и одно время писала для них патриотические стихи.

В своих сыновьях Уильяме и Оскаре Джейн и уделяла их воспитанию все свое время. Она пыталась привить мальчикам любовь к ирландской литературе. Также миссис Уайльд знакомила своих детей и с литературой и культурой Древней Греции и Рима.

Кроме старшего брата, была у Оскара и младшая сестренка Изола. Однако у этой малышки была очень краткая биография. Оскар Уайльд позже посвятил ее памяти одно из своих стихотворений - Requiescat, так как она умерла в десятилетнем возрасте.

Детство и юность писателя

Раннее детство Оскара прошло в Дублине в роскошном доме, украшенном бюстами греческих и римских философов, а также многочисленными картинами. Возможно, именно обстановка отчего дома зародила в сердце впечатлительного юноши любовь к прекрасному.

Родители Оскара не жалели денег на образование детей. С самого детства у него была французская и немецкая гувернантки. Так что, отправляясь в девятилетнем возрасте на учебу в Королевскую школу Портора, близ Дублина, мальчик прекрасно говорил на французском и немецком языках.

Вдали от родительского дома в новой обстановке скоро создал себе прекрасную репутацию юный Оскар Уайльд. Цитаты остроумные этого ученика переходили из уст в уста среди его товарищей. Кроме того, он успевал неплохо учиться. Так, парню удалось окончить школу с золотой медалью и заслужить стипендию для продолжения обучения в Дублинском колледже Святой Троицы.

Три года колледжа сильно повлияли на мировоззрение Уайльда. Здесь он увлекся античностью и эстетизмом, со временем создавая свой собственный стиль поведения и манеру общения, которые впоследствии так восхищали его поклонников.

Прекрасно зарекомендовав себя в колледже, Оскар Уайльд заслужил стипендию на обучение в Оксфорде, где он провел следующие четыре года. За это время он еще больше стал почитателем античности, а также был увлечен идеями Джона Рескина. Окончательно мировоззрение юного Уайльда помогла сформировать поездка в Грецию и Италию.

Краткая биография: Оскар Уайльд в Лондоне и США

Закончив учебу, молодой эстет решил остаться жить в столице королевства. К тому времени он избавился от акцента, выдававшего в нем ирландца, и научился говорить на прекрасном литературном языке. Молодому обаятельному джентльмену с изящным стилем и отменным юмором быстро нашлось место в высших кругах культурной элиты Лондона. Довольно скоро он стал «тем самым Уайльдом». Его слушали, цитировали и восхищались.

В 1881 году Оскар Уайльд издал свою первую книгу, стихотворения Poems. Она моментально стала популярной и была переиздана пять раз.

В следующем году признанный эстет совершил путешествие в США. Здесь он читал лекции об искусстве и эстетике. За год жизни в Америке стал практически живой легендой Оскар Уайльд. Цитаты этого остряка и рассказы о его приключениях практически не сходили с газетных страниц. Репортеры следовали за ним повсеместно, наблюдая за тем, как блестяще он выпутывается из различных ситуаций, не роняя при этом своего достоинства. Вернувшись из путешествия, Уайльд сказал свою знаменитую фразу: «Америку я уже цивилизовал — остались только небеса».

Личная жизнь Оскара Уайльда

После возвращения домой Уайльд неожиданно женился. Его избранницей стала Констанс Ллойд. Вскоре у четы Уайльд родились двое прекрасных мальчиков Сирил и Вивиан.

Увлекшись отцовством, сочиняет для своих сыновей Оскар Уайльд сказки. Эти произведения оказались столь прекрасными, что вскоре были изданы в виде двух сборников. Несмотря на трагизм, они полны истинной красоты и являются одними из самых популярных и читаемых произведений писателя.

К сожалению, у счастливой семейной жизни писателя была довольно краткая биография. Оскар Уайльд с 1891 года начинает общаться с молодым дворянином по имени Альфред Дуглас. С этого времени его отношения с супругой становятся только формальностью.

Пик популярности писателя

Близкая дружба с Дугласом продлилась у Оскара Уайльда с 1981 по 1895 г. Интересно, что этот период оказался самым плодотворным в творчестве писателя. И хотя многие популярные произведения этого автора были написаны раньше (роман «Портрет Дориана Грея», рассказ «Кентервильское привидение»), славу Уайльду в то время принесли именно его остроумные пьесы.

Постановка на сцене комедийных пьес «Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным», написанных Оскаром Уайльдом, сделали этого джентльмена самым известным человеком в Лондоне.

В эти же годы писал не только пьесы Оскар Уайльд. Книги со статьями писателя об эстетизме и его взглядах на общество и его мораль также увидели свет в тот период. Это были знаменитые «Замыслы» и «Душа человека при социализме».

Судебное разбирательство, заключение и последние годы

Из-за «нездоровых» отношений Оскара с юным Альфредом отец парня спровоцировал скандал. В результате серии манипуляций писатель оказался на скамье подсудимых по обвинению в непристойных отношениях с другими мужчинами.

Оскар Уайльд употребил все свое красноречие, защищая себя. Не раз зал ему аплодировал и прославлял как героя. Однако писатель все же был осужден на 2 года тюремного заключения. И весь свой срок он отсидел.

Пока Оскар был за решеткой, умерла его мать, а супруга уехала в другую страну, взяв для сыновей и себя другую фамилию.

После выхода на свободу наш герой увидел, что многие его былые товарищи, а также Альфред Дуглас отвернулись от него.

При поддержке своих истинных друзей Оскар Уайльд перебрался жить во Францию и поменял свое имя на псевдоним Себастьян Мельмот. В новой стране он опубликовал свое последнее произведение - «Балладу Редингской тюрьмы», которое было подписано именем С.3.3.

Также в этот период он пишет парочку заметок, в которых высказывает свое мнение об устройстве жизни заключенных. Примечательно, что его мысли вскоре стали частью законопроекта, принятого в 1989 г..

Так и не вернувшись на родину, Оскар Уайльд умер в ноябре 1900 и был похоронен в Париже.

К сожалению, у этого яркого мыслителя и писателя была краткая биография. Оскар Уайльд умер, когда ему не исполнилось и пятидесяти. С другой стороны, для такой личности, как Оскар Уайльд, это, возможно, был лучший вариант. Ведь он ушел из литературы и жизни на пике, не успев наскучить ни себе, ни своим читателям, а для такого эстета это было очень важно.

Оскар Уайльд остался в памяти потомков как один из величайших поэтов, писателей, драматургов. Наибольшую славу ему принес роман «Портрет Дориана Грея», который до сих пор изучается в школьной программе многих стран.

Имя Оскара Уайльда хорошо знакомо всем любителям литературы. Он был самым известным драматургом конца 19-го века, лондонским денди. Он стал самой парадоксальной фигурой в истории, его жизнь была сплошным противостоянием официальности, он восставал против общественного мнения, и всем своим творчеством давал ему звонкую пощечину. Он ненавидел скуку, пошлость и монотонное однообразие, и старался спрятаться от них в Искусстве(именно так, с заглавной буквы), которое боготворил. В нем он видел приют от всех распрей и ужасов мира.

Детство

Полное имя поэта звучит как Оскар Фингал О’ Флаэрти Уиллис Уайльд. Он родился в Дублине 16 октября 1854 года, в известной в высшем свете семье. Отец – сэр Уильям Уайльд, ведущий ото-офтальмолог(ушной и глазной доктор). В 1864-м произведен в рыцари.

Мама – Джейн Франческа Уайльд была активным борцом за права коренных ирландцев, оказывала активную поддержку революционному движению. У родителей было общее увлечение – литература. Причем отец специализировался на исторических и археологических исследованиях, а мама писала стихи. В их доме часто устраивались вечера, которые посещали выдающиеся представители медицины и культуры Ирландии.

Учеба

В семье было трое детей — старший сын Уильям, средний Оскар и младшая дочь Изола. Девочка умерла в возрасте 10 лет, причиной смерти стало воспаление головного мозга. Все дети учились дома. Для этого им наняли двух гувернанток – немку и француженку. Потом братья поступили в Королевскую школу Портора, расположенную в пригороде Дублина. Оскар с ранних лет очень любил читать, и поражал окружающих своим остроумием. Он окончил эту школу в 17 лет с золотой медалью, и получил направление в Тринити-колледж, для продолжения учебы.

Еще в школьные годы Уайльд увлекся древнегреческой культурой, и эта любовь продолжалась и в колледже. Он досконально изучает античную историю, эстетику, древние языки. С годами он начал воплощать в свою жизнь все полученные знания. Постепенно у него сформировался свой стиль в одежде и манере поведения, развивался скептический взгляд на вещи и самоирония. Потом это станет его визитной карточкой, а пока он только формировался, как личность.

Оскар учился очень хорошо, был одним из самых перспективных студентов, поэтому не удивительно, что именно на него пал выбор, когда нужно было кого-то отправить в Оксфорд.

В это время и произошло окончательное формирование его стиля и образа, он превратился в безупречного денди. Оскар старался поддерживать вокруг себя ореол тайны, легендарности, никогда не опровергал любые слухи и сплетни, которые ходили о нем. Ему казалось, что это тоже является критерием успешности.

В университете Оксфорда сформировалось и его отношение к миру прекрасного. Он не зацикливается исключительно на нравственных ценностях, которые раньше воспринимались им как единственный критерий красоты. Мировоззрение будущего поэта сложилось под влиянием педагога Джона Рескина, писателя и теоретика из Великобритании. Именно благодаря ему сформировались литературные тенденции в конце 19-го века.


В студенческие годы Уайльд впервые отправился в путешествие по Греции и Италии. Он обожал эти страны, получил массу удовольствия от поездки и порцию новых впечатлений, который вылились в его первую поэму под названием «Равенна». За это произведение он был награжден университетской премией. Так началась творческая биография известного поэта и драматурга.

Творчество

В 24 года Оскар переезжает в Лондон. Теперь он постоянно посещает все светские салоны английской столицы, удивляет других гостей своими ироничными и противоречивыми высказываниями, манерой поведения и стилем одежды. Интеллигенция и аристократия перенимали у него вкусы и привычки. Постепенно увеличивалось число молодых людей, которые во всем наследовали своего кумира. Его острые высказывания и шутки тут же становились цитатами и уходили в массы.

Оскар Уайльд - Луи Наполеон Орёл Аустерлица! С небосвода Ты видел ли чужие берега, Где пал от пули тёмного врага Наследник императорского рода! Несчастный мальчик! Ты чужою жертвой Стал на чужбине, - о твоей судьбе Не будет слёзы лить легионер твой! Французская республика тебе Воздаст почёт венком солдатской славы, Не королю отсалютует, - нет! Твоя душа - достойна дать ответ Величественному столпу державы; Тропе свободы Франция верна, Но с пылом подтвердит, лишь ей присущим, Что Равенства великая волна Сулит и королям покой в грядущем.

В начале своей литературной деятельности Уайльд писал исключительно поэзию, лишь иногда из-под его пера выходило эссе на тему эстетики. В 1882-1883-м годах он жил за границей, в Штатах. Он ездил по стране и читал свои лекции по искусству. Оскар сумел влюбить в себя американскую публику, которой импонировал его интеллект и обаяние. За океаном остались его многочисленные поклонники и последователи.

Оскар провел в Америке год, и вернулся домой в прекрасном расположении духа. Он немедленно уезжает во Францию, и общается с лучшими представителями французской литературы. Нужно заметить, что он быстро завоевал их симпатии, даже не стараясь приложить большие усилия.


Он вернулся в Лондон в 29 лет, обзавелся семьей, и начал писать сказки, в большей степени, чтобы порадовать собственных сыновей. Поэт выпускает два сборника произведений под названием «Гранатовый домик» и «Счастливый принц», в которые вошли сказки «Преданный друг», «Мальчик-звезда», «Рыбак и его душа», «Соловей и роза». В это время на родине он находится на пике популярности.

Статьи Уайльда публикуются в самых лучших журналах Англии. Он соглашается поработать редактором журнала «Женский мир», правда это сотрудничество продлилось всего два года. Получает заслуженную похвалу от драматурга Бернарда Шоу. Публика неоднозначно реагирует на лондонского денди – одни его слепо обожают, другие нещадно критикуют. В его адрес звучат острые нападки, распространяются комические шаржи и карикатуры. Однако эти выпады еще больше добавляют ему авторитета и популярности.

В тридцать три года Уайльд принялся за написание серьезных произведений. Сразу он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севила», «Сфинкс без загадки». Потом он начал работу над произведением всей своей жизни – романом «Портрет Дориана Грея». В продажу роман поступил в 1890-м, и произвел неоднозначное впечатление на современников.

Автор писал его исключительно в воспитательных целях, но высшее общество посчитало его аморальным. А вот простым читателям роман пришелся по душе. После скандала, вызванного публикацией романа, Уайльд представляет на суд читателей драму, получившую название «Саломея». Она сыграла большую роль в развитии искусства декаданса. И эта пьеса встречена неоднозначно, поэтому в Англии ее не ставили достаточно долго.


В 90-е годы Оскар пишет комедийные пьесы для театра, которые с удовольствием ставят все режиссеры. Среди них «Женщина, не стоящая внимания», «Веер леди Уиндермир», «Как важно быть серьезным», «Идеальный муж». Они характеризуют Уайльда как мастера создавать остроумные диалоги. Все чаще в своих пьесах Оскар пользуется приемом парадоксальности.

Личная жизнь

Оскар никогда не знал недостатка женского внимания, да и сам был очень влюбчивым. Еще в молодости он пылал страстью к Флорри Бэлкум, а потом к актрисе Лилли Лангтри. В то же время он стал постоянным клиентом в лондонских домах терпимости, которые облюбовала творческая элита столицы. Но личная жизнь столичного ловеласа изменилась после того, как в ней появилась Констанция Ллойд, дочь известного юриста. Романтические отношения молодых людей продолжались три года, и в 1884 году переросли в семейный союз. В июне 1885 года у супругов родился сын Сирил, а в ноябре 1886-го еще один сын Вивиан.


Спустя некоторое время супруги начали отдаляться друг от друга. Возможно, Оскар хотел оградить жену от заражения венерическим заболеванием, которое не долечил в свое время, а может быть, он уже тогда почувствовал интерес к мужчинам. Поэт живет отдельно от семьи, и начинает увлекаться мужчинами. Первого партнера Оскара звали Роберт Росс, личный секретарь и доверенное лицо Уайльда.


В 1891-м писатель знакомится с маркизом Альфредом Дугласом, и это знакомство не привело ни к чему хорошему. Дуглас однажды просто зашел к писателю в гости, выразил восторг по поводу только что прочитанного романа. Сразу они просто стали друзьями, а потом превратились в любовников.

Тюрьма

Вскоре Оскар и Альфред уже не стеснялись своих отношений, приходили вдвоем на все светские мероприятия. Все знакомые называли Альфреда просто Бози. Молодой человек старался всех подстроить по себя, любил, когда его балуют и потакают всем его прихотям. Уайльд старался ублажить его, как мог. Вскоре об этой связи стало известно отцу Бози – маркизу Куинсберри. Эта новость его просто шокировала, и он начал войну против Уайльда. Маркиз написал записку Оскару и передал ему на заседании клуба «Элбемарл». Он предъявил обвинения Оскару в содомии, и это стало последней каплей, которая вывела писателя из равновесия.

Уайльд подал в суд на маркиза за клевету, и это была его роковая ошибка. Тот уже успел подготовиться, и собрать доказательства своей правоты. Этот процесс завершился победой маркиза, и вслед за ним начался еще один, где Уайльда обвинили в гомосексулизме. Победа была на стороне маркиза, и писателя отправили на каторгу на 2 года. После этого он остался в одиночестве, от него отвернулись друзья и знакомые. Бози тоже отрекся от своего любимого. Жена забрала детей и уехала за границу, даже сменила фамилию. В апреле 1898 года она умерла в Генуе, после неудачного хирургического вмешательства.

Смерть

В 1897 году Уайльд вышел на свободу и в срочном порядке уехал из страны. Поселился в Париже, у него абсолютно нет денег. Единственным доходом стали деньги, которые ему жена присылала в качестве ежемесячного содержания. Она распродала все личное имущество их семьи и располагала средствами. В Париже встречи с Дугласом возобновились, но в отношениях уже не было прежней близости. Под псевдонимом Себастьян Мельмот Оскар снова начинает литературную деятельность, и издает «Балладу Редингской тюрьмы».


В начале 1900-го писатель подцепил ушную инфекцию. Иммунитет писателя был ослаблен каторжными работами, поэтому у него развился менингит. Писатель умер 30 ноября 1900 года, так и не оправившись от воспаления мозга. Похоронили его на кладбище Баньо, а спустя десять лет перезахоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. На его могиле стоит памятник – голова Сфинкса. В последнее время вся могила покрыта губной помадой, потому что кто-то придумал легенду, если поцеловать Сфинкса, то можно найти свою настоящую любовь и никогда ее не потерять.

В Англии провели опрос, и выяснилось, что многие жители туманного Альбиона считают Уайльда самым остроумным из всех граждан их страны.

Самое известное произведение писателя – «Портрет Дориана Грея» экранизировали почти тридцать раз.

На доме привидений Диснейленда Токио есть украшение в виде портрета молодого Дориана Грея, меняющего свой облик на ужасного старика.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Оскар Уайльд — великий писатель, явивший миру один единственный роман. Уайльд — представитель эстетизма, ярко внедривший это направление в массы. Оскар — парадоксальный человек Европы, разделивший весь Лондон на две части: одни его ненавидели, другие восхваляли. Так что же такого особенного в этом литераторе? Почему мы и до сих пор, спустя годы, продолжаем обсуждать этого экстравагантного молодого человека?

Кавалер эстетизма родился в Дублине. Произошло это в октябре 1854 года. Уайльд был вторым ребенком в семье.

Отец занимался изучением фольклора и археологии, мать поэта – ирландская националистка, писала стихи для движения «Молодые ирландцы» под псевдонимом «Speranza» (пер. итал. – надежда).

Юность: образование и начало карьеры

Изначально, обучаясь дома, девятилетний Оскар выучил французский и немецкий языки, а в 1864 году поступил в Королевскую школу Портора. Там он проучился семь лет. Уже тогда юному поэту открылся первый его талант — быстрое чтение. Там же Уайльд смог распробовать божественный вкус славы за свое умение юмористически представить школьные происшествия. К концу обучения Уайльд получает Королевскую стипендию на обучение в дублинском Тринити-колледже, куда он и поступает в 1871 году, окончив школу с отличием.

Где же в дальнейшем учился литератор? Прекрасное знание древних языков помогает Уайльду в его специализации на культуре и истории античности. Здесь Оскар получает фундамент для последующего раскрытия себя как писателя-эстета. Он впервые слушает лекции по эстетике. А близкое общение с профессором античной истории Махаффи (куратором Уайльда) закладывает в нем главные черты дальнейшей личности. С успехом завершив обучение, Оскар Уайльд удостаивается чести обучаться в Оксфорде.

Здесь он впервые встречается с теоретиком искусства Рёскином и его учеником Уолтером Хорейшо Пейтером и попадает по их влияние. Оба интеллигента преподносили красоту как что-то божественное, величественное. Но если Рёскин представлял её только в содружестве с добром, то Пейтер отрицал моральное начало в красоте, представляя её как что-то независимое от этого. Взгляды этих людей произвели неизгладимое впечатление на юного писателя, которое будет сопровождать его на протяжении всей жизни. Там же Оскар Уайльд меняется до неузнаваемости. Он избавляется от ирландского акцента и вырабатывает свой, авторский стиль в одежде. Меняется и характер. Эстетические высказывания, специфическая манера речи, самоирония, презрение к общепринятой морали становятся неизменными сторонами его личности. Так же он формирует вокруг себя, как и задумал, репутацию человека блистающего, экстравагантного. Кому-то это понравилось, и многие были не прочь провести время в обществе интересного молодого человека. Другие, в числе которых особенно были спортсмены, испытывали к нему особенную неприязнь.

Еще будучи в университете, Уайльд пишет свою первую опубликованную работу – поэму «Равенна». На создание этого произведения писателя вдохновили его визиты в Грецию и Италию. Хотя в этом деянии еще не видно того мастера эстетизма, каким он станет в будущем, за поэму он получает высочайшую награду – Ньюдигейтскую премию. Завершив обучение, Оскар перебирается в Лондон.

Творчество

В начале своего творческого пути Уайльд реализовывает себя как поэт-эстет. Он выпускает первый сборник «Стихотворения», который от начала и до конца пронизан духом «Братства прерафаэлитов». В своем творении писатель передает чувства, охватившие его в тот или иной момент. Огромное множество тем, от политических и до духовных, проходят под его пером, через его эстетический взор, и предстают пред читателями во всей красе.

Следующий год Оскар Уайльд проводит, путешествуя по США. Он читает лекции по искусству, завоёвывает расположение аудитории и возвращается в Лондон.

Но надолго писатель здесь не задерживается. Далее… Париж, встреча с известнейшими французскими литераторами. Снова Лондон и полное погружение в творчество. Он сочиняет и издает свои известнейшие рассказы – «Кентервильское приведение», «Портрет господина У.Х.», «Сфинкс без загадки» и другие, читаемые и сегодня. Так же он публикует сборники детских сказок. На создание известных произведений из этих сборников писателя вдохновляет собственные дети. В этот период Оскар зарабатывает на жизнь журналистикой. Статьи эстета печатаются в лучших изданиях, а сам он редактирует издание «Женский мир». Прекрасную работу Уайльда как журналиста подчеркивает Бернард Шоу.

Следующий год – важная точка в биографии писателя. Оскар пишет и издает свой известнейший шедевр – «Портрет Дориана Грея» (есть интереснейшие , прочитайте). Роман приносит ему головокружительный успех и разделяет читателей на два лагеря. Одни укоряют автора в безнравственности, разрушении моральных ценностей, другие — напротив, боготворят писателя. Затем Оскар дополняет свое творение главами. Главным изменением становится вступление, именуемое манифестом эстетизму, — оно содержит мысли писателя, его взгляды на его же философию.

После нашумевшего романа публикуется сборник «Замыслы». В нем Оскар излагает свое видение «Искусства» как чего-то божественного, величественного, далее — «Душа человека при социализме» и другие, не менее значимые произведения.

Личная жизнь

Первые зарегистрированные отношения у Оскара Уайльда начались в двадцать девять лет. В этом возрасте он влюбляется и женится на двадцатипятилетней Констанс Ллойд. Через год в семье появляется первенец Сирил, а через год – Вивиан. Но счастье оказывается недолгим. Вскоре молодой отец находит новый объект для воздыхания – Альфреда Дугласа. Дуглас всячески использовал Уайльда: просил денег на какие-то свои нужды, просто купался в славе известного писателя-эстета. Последствия не заставляют себя ждать. Оскар перестает видеться с семьёй, отдавая все своё время молодому возлюбленному. Отныне их брак с леди Констанс несёт только официальный характер. Жена Уайльда фактически одна воспитывает детей.

Вскоре происходит то, чего следовало ожидать. Отец юного лорда – Джон Шолто Дуглас – не желает мириться с тем, что у его наследника нетрадиционная ориентация. Маркиз Куинсберри угрожает Уайльду, что он предаст огласке увлечение писателя. Он требует у Оскара разорвать все связи с его сыном. Но влюбленные не желают выполнять требования отца Дугласа, продолжая свои отношения. Ситуация разрешилась в феврале 95 года. Маркиз отправляет записку, адресованную Оскару Уайльду, в которой Джон Шолто обвиняет его в садомии. Ответ не застает себя долго ждать. Оскар Уайльд, не слышащий ни голоса разума, ни голоса друзей, подает на отца своего возлюбленного в суд.

  1. Писатель был осужден за написание своей книги. Его привлекли к суду за то, что он нарушил нормы морали и нравственности, а также пропагандировал цинизм. В пуританской Англии это было очень весомое обвинение.
  2. Оскар Уайльд даже помог развитию Британских тюрем, так как он написал несколько статей о содержании заключенных. Его предложения были внесены во время принятия «Акта о тюрьмах».
  3. По мнению телезрителей «BBC», Уайльд — очень острый на язык человек, живший в Англии когда-либо.
  4. Автор написал роман «Портрет Дориана Грэя» на спор всего лишь за две недели.
  5. Уайльду было чуждо стремление к наживе. Как-то раз американское издательство предложило именитому творцу 5.000 долларов за роман из 100.000 слов. Это баснословная сумма по тем временам! Но писатель ответил на это щедрое предложение лишь небрежную шутку: «Едва ли я знаю 100.000 слов».
  6. Мать автора очень хотела девочку и иногда наряжала сына в женские наряды, отрастив ему длинную роскошную шевелюру. Из-за этого смещения гендерного воспитания мальчик, по версии некоторых исследователей, стал гомосексуалистом.
  7. Жизненная философия

    Наш герой – человек неоднозначный, парадоксальный. Одни отзывались о нём положительно, хвалили и подражали ему, копируя стиль одежды и поведение, другие критиковали и критикуют писателя тогда и сейчас, называют бесчеловечным, а манеру поведения – эгоистичной.

    Главную роль в жизни писателя сыграли преподаватели Рёскин и Пейтер. Но писатель не просто скопировал их видение жизни, он создал свою собственную философию. С точки зрения других людей, непохожих на него, его поведение выходило за рамки общепринятой этики. Но он смотрел на все эстетическим взглядом – взглядом человека искусства. Поэтому не стоит судить писателя за его эгоизм. Просто надо уметь посмотреть на вещи под другим углом.

    Зрелость: гонения и тюрьма

    3 апреля 1895 года начинается слушание по делу Уайльда. Во время заседания маркиз ответно обвиняет Оскара в гомосексуализме. Писатель даже не пытается защищаться. В итоге Уайльд отзывает свой иск, когда против него начинают выдвигать свидетельства о его нетрадиционной ориентации. После процесса маркиз Куинсберии ответно подает в суд на эстета. Писателя арестовывают, и 26 апреля состоялся процесс. Уайльда судят по его и Дугласа произведениям. В конце концов, писатель проигрывает дело.

    20 ноября 1895 года Оскара сажают в Редингскую тюрьму. Здесь Уайльд сильно изменяется. Большинство друзей бросают его и рвут с ним все связи. Писателя никто не навещает, кроме жены. Но она приходит два раза: сообщить о смерти его матери и подписать бумаги о поручении заботы о детях ей. Его возлюбленный изредка писал ему письма и не поддерживал общения. Оскара Уайльда освобождают 19 мая 1897 года.

    Смерть

    После тюрьмы Оскар отправляется в «изгнание» во Францию. Там он живет в нищете. Единственный кто помогает ему – жена, не желающая бросать его после всего. Он живет, в основном, на её подаяния. Оскар меняет имя на Себастьяна Мельмота и избегает встречи со всеми, кто может его узнать. Если всё-таки это происходит, и он переезжает с места на место, в надежде спокойно пожить. Единственный, с кем Уайльд ищет встречи, это Дуглас. Но тот бросает его, когда Оскар больше не может приносить деньги в его карман.
    Умер великий писатель 30 ноября 1900 года. Причина смерти – менингит.

    Последнее пристанище Уайльд нашел на кладбище Пер-Лашез. На могиле всемирно скандального и известного эстета устанавливают сфинкса в честь его одноименного произведения.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ОСКАР УАЙЛЬД (1854-1900)

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 6 октября 1854 года в семье сэра Уильяма Уайльда, дублинского врача-офтальмолога с мировым именем. Мать будущего поэта, леди Джейн Франчески Уайльд, была дамой неуравновешенной и склонной к эпатажу. Ей нравились символические жесты, а свои стихи - леди баловалась поэзией - она неизменно подписывала Speranza - Надежда, подчеркивая этим свою любовь к Ирландии.

У леди Джейн был свой литературный салон. В нем и провел свою раннюю юность будущий писатель. От столь эксцентричных родителей Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, мечтательный и несколько экзальтированный ум, подчеркнутый интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.

В молодости Уайльда повсюду сопровождал неизменный успех. В 1874 году он поступил в колледж Мадлены Оксфордского университета, где его талант признали сразу же. Там молодой человек изучал искусство - зачитывался поэтами-романтиками, увлекался прерафаэлитами, а также слушал лекции Джона Рескина. Культ прекрасного, утвердившийся в Оксфорде под влиянием Джона Рескина и породивший, в частности, культ эффектного, нарочито «непрактичного» костюма и ритуальную изысканность речевых интонаций, скоро вызвал к жизни новое направление, точнее, даже умонастроение. Этот стиль существования назывался эстетизм. Пророком его стал Оскар Уайльд. Кстати, университет поэт закончил с отличием.

В те же годы появились и первые поэтические опыты Уайльда. Первый сборник его произведений «Стихотворения» вышел в свет в 1881 году.

В конце 1881 года Уайльд поехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать несколько лекций об английской литературе. Там в лекции «Возрождение английского искусства» Уайльд впервые сформулировал основные положения эстетической программы английского декаданса. Он признал преемственную связь декаданса с прерафаэлитами, заявив при этом, что законы искусства не совпадают с законами морали, и провозгласил право художника на полнейший творческий произвол.

Позднее Уайльд развил свое учение. В частности, он заявлял, что «не искусство отражает природу, а наоборот - природа является отражением искусства». «Природа вовсе не великая мать, родившая нас, - говорил он, - она сама наше создание!» Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что «поэты и живописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов».


После лекционного турне по Великобритании Уайльд женился на ирландке Констанс Ллойд, редактировал журнал «Женский мир» и писал эссе, которые издавал в сборнике «Замыслы», тогда же написаны два тома сказок - «Счастливый принц» и «Гранатовый домик» - и сборник рассказов «Преступление лорда Артура Сэвила». Большим успехом писателя стал рассказ «Кентервильское привидение».

Когда Констанс Уайльд родила ребенка, эстет Уайльд удивился, куда исчезли ее стройность и изящество. И женщина стала ему отвратительна.

В конце концов, эстетизм поэтической натуры привел Уайльда к тому, что после двух лет тихой семейной жизни и рождения двух сыновей, поэт был совращен семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом.

Скоро Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и от своих респектабельных друзей то, что он все больше втягивался в круг молодых развратников.

Главной любовной связью Уайльда в начале 1890-х годов был Джон Грей, фамилию которого писатель дал главному герою своего самого знаменитого романа, который был издан в 1891 году. После публикации романа многие лондонские книгопродавцы отказались реализовывать эту книгу, посчитав ее «грязной», однако среди эстетствующей молодежи «Портрет Дориана Грея» пользовался огромной популярностью.

В целом первая половина 1890-х годов стала звездной эпохой Оскара Уайльда. Европа боготворила его, им восторгались, ему подражали. Особенно восторгала драматургия Уайльда. Помимо знаменитой драмы «Саломея» им были написаны комедии - «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным».

Среди страстных поклонников писателя оказался начинающий поэт, аристократ, лорд Альфред Дуглас. Он был весьма красив и молод. В первый же день знакомства Уайльд до безумия влюбился в Альфреда, чем тот и стал бессовестно пользоваться - вытягивать деньги, понуждать публично восхвалять его графоманскую писанину и так далее. Дуглас приобщил Уайльда к сомнительным удовольствиям в кругу молодых людей, которые за несколько фунтов и обед были готовы на все. Эти авантюры Уайльд назвал «обедами в клетке с пантерой».

Все это рано или поздно должно было закончиться скандалом. Однажды один из приятелей Дугласа каким-то образом завладел некоторыми письмами Уайльда к возлюбленному и стал шантажировать поэта. В конце концов, Уайльд вынужден был выкупать эти письма.

Через какое-то время часть писем все-таки попала в руки отцу Дугласа, маркизу Квинсберри.

Маркиз был возмущен и оскорблен таким явным подтверждением своих давних подозрений насчет сексуальных наклонностей сына и направил Уайльду небрежно набросанное оскорбительное письмо, начинавшееся со слов: «Оскару Уайльду - позеру и содомиту».

Подстрекаемый Дугласом, который ненавидел своего отца, Уайльд немедленно возбудил против маркиза Квинсберри уголовное дело. Когда в соответствии с английским законом Квинсберри представил суду доказательство в виде списка из двенадцати молодых людей, которые были готовы подтвердить в суде то, что Уайльд приставал к ним с содомитскими предложениями, друзья посоветовали Уайльду отозвать иск из суда и срочно эмигрировать из Англии.

Но поэт стоял на своем и, когда суд начался, сказал в своем первом выступлении:

На этом суде прокурором буду я!

Однако все получилось наоборот, и обвинения обернулись против Уайльда. Адвокат поэта был вынужден признать то, что Квинсберри справедливо назвал Уайльда содомитом. Не успел прозвучать оправдательный вердикт суда в отношении Квинсберри, как тут же было возбуждено уголовное дело за принуждение к содомии в отношении Уайльда, которого тут же арестовали.

Когда суд присяжных отказался вынести приговор по этому делу, судья назначил новый процесс, причем обвинителем на нем выступал Альфред Дуглас. 25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ - таков был максимально возможный срок по этой статье обвинения. Судья при вынесении приговора сказал:

На мой взгляд, это наказание слишком мягкое за все содеянное этим человеком.

Самое поразительное, что Уайльд немедленно простил Дугласа за предательство.

Два года, проведенные Оскаром Уайльдом в Редингской тюрьме, стали поворотными в его сознании и творчестве. Об этом свидетельствуют два гениальных произведения, созданных им в последние годы жизни, - «Баллада Редингской тюрьмы» и тюремная исповедь «De Profundis».

Когда в 1898 году Уайльд вышел из тюрьмы, он оказался в Англии изгоем. С ним просто никто не хотел общаться.

Приняв имя Себастьян Мельмот, поэт доживал свои последние годы в нищете и одиночестве в грязных меблированных комнатах на окраинах Парижа.

Во Францию к нему приехали Альфред Дуглас и Роберт Росс, на руках которого Оскар Уайльд умер, предварительно исповедовавшись у католического священника и получив отпущение грехов. Произошло это 30 ноября 1900 года. Похоронили поэта на кладбище Пер-Лашез.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Английская литература

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Биография

УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также - Уайлд (1854−1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя - Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению - ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать - светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения - экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни - Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический сборник Уайльда - Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence - упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии - Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам - эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 у.е.хал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда - его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу - при всей полярности их творческих и жизненных принципов. Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман «Портрет Дориана Грея» (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов - все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно О. Уайльд, наряду с Б. Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли. Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании - правда, безуспешно - стал Б.Шоу. Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда - С. 3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд (16.10.1854 г. - 30.11.1900 г.), родился в 1854 в семье известного в мире врача-офтальмолога. Молодой Оскар с детства был окружен атмосферой поэзии, что, что естественным образом, сказалось на его жизни и творчеством восприятии.

Школьное обучение до девяти лет Уайльд получал на дому. А в 1864 поступил в Королевскую школу Портора, расположенную в графстве Фермана в г. Эннискиллен. Порторскую школу писатель окончил с золотой медалью, где его удостоили стипендией, предназначенной для учебы в Тринити-колледже в Дублине. Молодые годы Уайльд проводил в отцовской загородной вилле в Мойтуре.

В 1874 г. Оскар поступил в колледж Магдалины в Оксфорде. Закончив обучение в 1878 г., Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где легко вливается в светское общество.

В 1882 г. Уайльд уезжает в Нью-Йорк, где читает целый курс лекций о литературном искусстве. Проводя такие лекции Оскар впервые формулировал основы принципы и основы английского декаданса, которые позже были объединены в 1891 г. в книге «Замыслы».

25.05.1895 г. Оскара Уайльда осудили в «грубой непристойности» в отношениях с мужчинами и приговорили к каторге на два года. Это судебное разбирательство началось гораздо раньше, когда Уайльд пытался защитить свои отношения с Альфредом Дугласом, отрицая их сексуальную подоплеку.

Срок своего наказания Оскар отбывал в тюрьмах Пентонвилля и Уандсворта. А в 1895 г. его перевели в другую тюрьму в Рединге. Там Оскар находился полтора года, что сильно подорвало его душевное состояние. Множество друзей отвернулись от него, и даже Дуглас так ни разу и не написал ему.