Поведение рыцаря санчо пансы и дульсинеи. Санчо Панса: характеристика персонажа. Вопросы и задания к главам VI-VII, XVII

З накомство шестиклассников с книгой Сервантеса «Дон Кихот» может быть организовано в режиме урока

внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа необходимо отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды.

Во вступительном слове учителя о писателе можно подчеркнуть, что о романе со дня его появления не утихают споры. Это произведение было недостаточно оценено современниками и принесло автору лишь посмертную славу. Только критики XIX–XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за чрезвычайно глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала несметное множество толкований, часто несходных и противоречивых.

Слово о Сервантесе должно включать в себя биографические сведения, изложенные в учебнике. Этот материал может быть прочитан вслух на уроке. Следует сообщить, что Сервантес написал также много пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда остался его главной книгой. Сам роман учащиеся читают дома самостоятельно, но ввиду его значительного объёма и сложности следует порекомендовать обязательно при подготовке к урокам прочитать главы I–IV, VI–VII, XVII, XXVII, XL, L–LII, LVII.

Значительную помощь в восприятии атмосферы романа может оказать знакомство школьников с иллюстрациями французского художника Гюстава Доре.

В классе может быть показано и одно из лучших современных изданий романа, выпущенное в серии «Литературные памятники» (М.: Наука, 2003) и содержащее множество литературоведческих комментариев, с которыми интересно познакомиться и учителю, и его воспитанникам.

При выборочном чтении и обсуждении глав необходима значительная словарная работа, которую могут провести заранее подготовленные ученики с использованием карточек-информаторов. Несомненно, что уже в главах I–IV в толковании нуждаются такие слова и выражения, как идальго, Амадис Галльский, Пальмерин Английский, Сид Руи Диас, непобедимый Роланд, Буцефал, Бабьека Сида, Феб, паладин, посвящение в рыцари, реал и другие.

Работа с текстом может быть организована в форме фронтальной беседы или в творческих группах, включая различные виды пересказов, чтение по ролям, инсценирование, составление киносценария отдельного эпизода, дискуссии о героях романа.

Вопросы и задания к главам I–IV

1. Что привлекало Дон Кихота в рыцарских романах? Какие атрибуты рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?

2. Опишите внешний вид Дон Кихота. Почему он так смешон?

3. Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?

4. Инсценируйте обряд посвящения Дон Кихота в рыцари. В чём комизм изображённой ситуации?

5. Почему заступничество Дон Кихота не помогло мальчику Андресу?

6. Как сам Дон Кихот объяснял своё поражение в столкновении с купцами?

Вопросы и задания к главам VI–VII, XVII

1. Почему Санчо Панса поступил на службу к Дон Кихоту?

2. Перескажите эпизод битвы Дон Кихота с ветряными мельницами.

3. Докажите, что рыцарь и его оруженосец видят окружающий мир по-разному.

4. Как стремление Дон Кихота защищать обездоленных и угнетённых было развенчано в эпизоде с каторжниками?

Вопросы и задания к главам XXXVII, XL

1. Составьте киносценарий эпизода встречи Дон Кихота с дамой его сердца. Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом эпизоде.

2. Как здесь проявляются здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?

3. Прочитайте по ролям диалог Дон Кихота, Санчо Пансы и возницы в происшествии со львами (гл. XL).

4. Что, по-вашему, общего у Дон Кихота и Санчо Пансы?

Вопросы и задания к главам L–LII, LVII

1. Какие проблемы между людьми разрешил Санчо Панса, когда был губернатором? Какие черты его характера привлекательны для автора?

2. Почему так стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса всё же отказывается от неё?

3. Как в этом проявляются мудрость и нравственная позиция автора романа?

4. В чём смысл завещания Дон Кихота, составленного им перед смертью?

5. Какой смысл вы видите в том, что в финале он перестал быть безумцем, а закончил свой жизненный путь "в здравом уме”?

На уроке возможна и викторина на лучшее знание текста романа, включающая в себя вопросы различной сложности.

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?

(Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем?

(Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади?

(Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало "бывшая кляча”.)

4. Какие профессии были у его главных приятелей?

(Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которые Дон Кихот принял за великанов?

(Тридцать или сорок.)

6. Как звали жену Санчо Пансы?

(Тереса Панса.)

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого?

(Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской?

(Лоренсо Корчуэло.)

9. Из чего Дон Кихот сделал чётки для чтения молитв в горах Сиерра Морены?

(Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней 11 узелков, один из которых был крупнее остальных.)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом?

(Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

11. Какой способ был предложен, чтобы расколдовать Дульсинею Тобосскую?

(Для этого Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью.)

12. Как назывался остров, губернатором которого был назначен Санчо Панса?

(Баратария.)

13. Сколько дней он управлял островом?

(Десять дней.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы?

(Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

Итоговые вопросы уроков

1. Какие положительные черты характера Дон Кихота показывает автор в романе?

2. В чём комизм приключений рыцаря?

3. Только ли смех вызывают его похождения?

4. От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?

5. В чём смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

6. Почему роман Сервантеса называют пародией на рыцарские романы?

7. Какое место в жизни человека должны занимать мечтательность и рассудительность? Докажите, что в романе автор развенчивает как безумные фантазии рыцаря, так и "здравый смысл” его слуги. Возможно ли разумное сосуществование мечты и реальности?

В заключение урока можно познакомить учащихся с высказываниями о великом романе его знаменитых читателей - Ф.Достоевского и И.Тургенева.

"Смерть Дон-Кихота, - писал Тургенев, - навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение всё великое значение этого лица становится доступным каждому”.

"Идеал странствующего рыцаря столь велик, столь прекрасен и полезен и так очаровал сердце благородного Дон Кихота, - заметил Достоевский, - что отказаться верить в него совсем уже стало для него невозможностью, стало равносильно измене идеалу, долгу, любви к Дульцинее и человечеству”.

Подводя итоги уроков, следует подчеркнуть, что нравственный смысл романа Сервантеса высоко оценили потомки. В образе Дон Кихота под видом безумца, очарованного рыцарскими романами, постоянно попадающего в комические ситуации и терпящего неудачи, писатель представил человека, который не умеет и не хочет считаться с реальными условиями жизни. Его влечёт быть заступником обиженных и угнетённых, он стремится искоренить в мире насилие и гнёт, утвердив на земле царство справедливости и свободы. Главный герой Сервантеса обладает лучшими человеческими качествами: самоотверженностью, мужеством, смелостью, твёрдостью духа; он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, беззаветно предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он, к сожалению, идёт ложными, фантастическими путями. Дон Кихот живёт в своём особом, призрачном мире, далёком от реалий жизни. Поэтому все его "подвиги”, сталкиваясь с реальной жизнью, заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Поэтому роман наполнен авторской иронией и является блестящей пародией на канувшие в прошлое рыцарские романы.

Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы, который обладает всеми полoжительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и точным ощущением жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота из корыстных соображений - желает стать губернатором острова, - то, испробовав эту должность на себе, он мудро изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для которого родился, и отказывается от губернаторства. Под влиянием Дон Кихота душа Санчо Пансы становится тоньше, возвышеннее, его корыстный "здравый смысл” уступает место народной мудрости, герой понимает, что "делать добро всегда правильнее, нежели зло”.

В заключение урока может быть прочитано стихотворение Д.Мережковского «Дон Кихот».

Классический роман М. Сервантеса о рыцаре печального образа и его подвигах и похождениях. Адаптированный перевод Энгельгандта.

Глава 6 о втором выезде нашего доброго рыцаря Дон Кихота Ламанчского

После этого Дон Кихот целых две недели сидел спокойно дома. Экономка и племянница с радостью заметили, что его страсть к необычайным приключениям, по-видимому, несколько остыла. Иногда, впрочем, он говорил своим приятелям – священнику и цирюльнику, что мир ни в чем так не нуждается, как в странствующих рыцарях, призванных возродить золотой век на земле. Дон Кихот с воодушевлением говорил об этом счастливом времени, когда обман, коварство и ложь не примешались еще к правде и откровенности; когда ни корысть, ни пристрастие, ни личный произвол судей не угнетали еще людей; когда повсюду царил мир и спокойствие, и счастливый человек безмятежно наслаждался прекрасными дарами природы. Он слепо верил, что вернуть людей к этим волшебным временам – его удел. Иногда священник возражал ему, иногда соглашался с ним, ибо без этой уловки нечего было и думать о том, чтобы доказать бедному идальго всю нелепость таких рассуждений.

Однако в глубине души Дон Кихот оставался верен своим сумасбродным планам. Тайком от своих домашних он принялся уговаривать одного крестьянина, человека доброго (если только можно назвать добрым того, у кого своего добра не очень-то много), но, как говорится, без царя в голове, поступить к нему в оруженосцы. Дон Кихот убеждал его с большим жаром и сулил ему богатство и славу. Между прочим, он обещал пожаловать ему в пожизненное владение первый же остров, который он завоюет своими подвигами. А это могло случиться, по его словам, очень скоро. В конце концов сбитый с толку Санчо Панса – так звали крестьянина – сдался на все эти убеждения, бросил свою жену и детей и поступил на службу к Дон Кихоту.

Затем Дон Кихот принялся раздобывать деньги: одно он продал, другое заложил и таким способом собрал порядочную сумму. Кроме того, он взял на время у одного из своих приятелей круглый щит и починил разбитый шлем. Покончив со всеми этими делами, он сообщил своему оруженосцу Санчо, что в такой-то день и час он намерен отправиться в путь, и предложил ему позаботиться о своем снаряжении. Дон Кихот особенно напирал на то, чтобы Санчо не забыл захватить дорожную сумку. Санчо обещал не забыть и сказал, что заодно захватит и своего осла, так как к пешему хождению он не очень-то приспособлен. Это заявление Санчо несколько смутило Дон Кихота. Он старался припомнить, у кого из странствующих рыцарей был оруженосец, разъезжавший верхом на осле, но так и не мог вспомнить. Однако он примирился с этим, утешаясь мыслью, что при первой же встрече с каким-нибудь неучтивым рыцарем он отнимет у него коня и отдаст это более почтенное животное своему оруженосцу.

Наконец все было готово, и однажды ночью, тайком от всех, они покинули деревню. Санчо не попрощался с женой и детьми, а Дон Кихот – со своей экономкой и племянницей. Ехали они всю ночь, и, когда рассвело, они были так далеко от деревни, что уже могли не бояться погони.

Санчо Панса, погруженный в приятные мечты, торжественно восседал на своем осле. Ему очень хотелось поскорее стать губернатором обещанного острова. Случайно Дон Кихот повернул на ту самую дорогу, через Монтьельскую равнину, которую он выбрал и в первый свой выезд. Но теперь ехать по ней было приятнее: час был еще ранний, и косые лучи солнца не беспокоили наших путников. Тут Санчо Панса сказал своему господину:

– Смотрите же, ваша милость сеньор странствующий рыцарь, не забудьте вашего обещания насчет острова. Как бы велик он ни был, все равно – я с ним управлюсь.

На это Дон Кихот ответил:

– Раз навсегда запомни, друг мой Санчо Панса, что в старину среди странствующих рыцарей был весьма распространен обычай назначать своих оруженосцев правителями островов или королевств, ими завоеванных, и я твердо решил последовать этому прекрасному примеру. Но мало того. В старину рыцари жаловали своим оруженосцам какую-нибудь провинцию только после многих лет тяжелой службы. Нередко оруженосцы успевали состариться в ожидании обещанной награды. Я же, если только мы оба останемся живы, в ближайшие дни, наверное, завоюю не одно, а несколько королевств. Тогда я, не медля ни минуты, отдам тебе лучшее из них. Не думай, что я говорю зря: со странствующими рыцарями случаются такие необычайные приключения, каких и во сне не увидишь. Поэтому мне легко будет одарить тебя еще лучше, чем я обещал.

– Но если я, – заявил Санчо, – сделаюсь королем, так моя супружница Тереса Панса по меньшей мере будет королевой, а детки мои инфантами?

– В этом нет никакого сомнения, – ответил Дон Кихот.

– Ну, а я сомневаюсь, – сказал Санчо Панса, – потому что если бы короны сыпались на землю словно град, то и тогда, думается мне, ни одна из них не пришлась бы по мерке Тересе Пансе. Какая уж она королева, сеньор мой! Как королева она двух грошей не стоит. Графство ей еще, пожалуй, и подошло бы, да и то лишь с помощью божьей.

– Ну, положись в этом на господа бога, Санчо, – сказал Дон Кихот, – он даст ей то, что ей больше подходит, а сам не унижай себя и не вздумай удовлетвориться меньше, чем губернаторством.

– И не подумаю, сеньор мой, – ответил Санчо, – я знаю, как могуч и благороден мой господин. Ваша милость, наверное, подарит мне то, что придется мне по плечу и по вкусу.

  • Глава 1, в которой рассказывается, кто такой был Дон Кихот Ламанчский
  • Глава 2, в которой рассказывается о первом выезде Дон Кихота из своих владений
  • Глава 3, в которой рассказывается о том, как Дон Кихот был посвящен в рыцари
  • Глава 4, о том, что случилось с нашим рыцарем после отъезда из гостиницы
  • Глава 6 о втором выезде нашего доброго рыцаря Дон Кихота Ламанчского
  • Глава 7 о победе, одержанной доблестным Дон Кихотом в ужасном, доселе неслыханном приключении с ветряными мельницами

«Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: «Вн.чт. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как...»

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема: «Вн.чт. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных

идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Образ Санчо Пансы».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Сервантеса Сааведра; прочитать и проанализировать

отдельные главы из романа «Дон Кихот».

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Проверка дом. зад. (15 мин).

3. Изучение нового материала (20 мин.).

4. Подведение итогов (2 мин.).

5. Домашнее задание с комментированием к нему (2 мин.).

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка дом. зад.

Слушаем пересказ «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

3. Изучение нового материала.

I. Вступительное слово. Жизнь в Испании в бурном XVI веке.

Карл V провел жизнь в походах и почти не бывал в Испании. Войны с турками, нападавшими на испанскую державу с юга и на владения австрийских Габсбургов с юго-востока, войны с Францией изза преобладания в Европе и особенно в Италии, войны со своими собственными подданными - протестантскими князьями в Германии - занимали все его царствование. Грандиозный план создания мировой католической империи рухнул, несмотря на многочисленные военные и внешнеполитические успехи Карла. В 1555 г. Карл V отказался от престола и передал Испанию вместе с Нидерландами, колониями и итальянскими владениями своему сыну Филиппу II (1555-1598).



Филипп не был сколько-нибудь значительным человеком. Малообразованный, ограниченный, мелочный и жадный, крайне упорный в преследовании своих целей, новый король был глубоко убежден в непоколебимости своей власти и тех, принципов, на которых эта власть покоилась, - католицизма и абсолютизма. Угрюмый и молчаливый, этот канцелярист на троне всю свою жизнь провел взаперти в своих покоях. Ему казалось, что бумаг и предписаний достаточно для того, чтобы знать все и распоряжаться всем. Как паук в темном углу, он плел незримые нити своей политики. Но эти нити рвались от прикосновения свежего ветра бурного и беспокойного времени: его армии часто бывали биты, его флоты шли ко дну, и он с грустью признавал, что «еретический дух способствует торговле и процветанию». Это не помешало ему заявить: «Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков».

В стране свирепствовала феодально-католическая реакция, высшая судебная власть по религиозным делам сосредоточилась в руках инквизиции.

Оставив старые резиденции испанских королей Толедо и Вальядолид, Филипп II устроил свою столицу в маленьком городке Мадриде, на пустынном и бесплодном кастильском плоскогорье.

Неподалеку от Мадрида возник грандиозный монастырь, являвшийсяодновременно дворцомусыпальницей, - Эскориал. Были приняты суровые меры против морисков, многие из которых продолжали втайне исповедовать веру своих отцов. На них особенно свирепо обрушилась инквизиция, принуждая отказаться от прежних обычаев и языка. В начале царствования Филипп II издал ряд законов, усиливавших преследования. Доведенные до отчаяния мориски в 1568 г. восстали под лозунгом сохранения халифата. Лишь с большим трудом правительству удалось в 1571 г. подавить восстание. В городах и селениях морисков поголовно истреблялось все мужское население, женщины и дети продавались в рабство. Оставшихся в живых морисков изгнали в бесплодные районы Кастилии, обрекая на голод и бродяжничество. Кастильские власти беспощадно преследовали морисков, инквизиция массами сжигала «отступников от истинной веры».

Жестокое угнетение крестьян и общее ухудшение экономического положения страны вызывало неоднократные крестьянские восстания, из которых самым сильным явилось восстание в Арагоне в 1585 году. Политика беззастенчивого ограбления Нидерландов и резкого усиления религиозных и политических преследований привела в 60-х годах XVI в. к восстанию в Нидерландах, которое переросло в буржуазную революцию и освободительную войну против Испании.

Экономический упадок Испании во второй половине XVI- XVII вв.

В середине XVI – XVII вв. Испания вступила в полосу длительного экономического упадка, который охватил сначала сельское хозяйство, затем промышленность и торговлю.

Говоря о причинах упадка сельского хозяйства и разорения крестьян, источники неизменно подчеркивают три из них:

тяжесть налогов, существование максимальных цен на хлеб и злоупотребления Месты. Страна переживала острый недостаток продуктов питания, что еще больше взвинчивало цены.

Значительная часть дворянских владений пользовалась правом майората, они передавались по наследству лишь старшему сыну и были неотчуждаемыми, то есть не могли закладываться и продаваться за долги. Неотчуждаемыми являлись также церковные земли и владения духовнорыцарских орденов. В XVI в. право майората распространилось и на владения бюргерства.

Существование майоратов изымало из обращения значительную часть земель, что затрудняло развитие капиталистических тенденций в сельском хозяйстве.

В то время как по всей стране стал заметным упадок земледелия и сократились посевы зерновых, процветали отрасли, связанные с колониальной торговлей. Страна ввозила значительную часть потребляемого зерна из-за границы. В разгар Нидерландской революции и религиозных войн во Франции из-за прекращения ввоза хлеба во многих областях Испании начался настоящий голод.

Филипп II был вынужден допускать в страну даже нидерландских купцов, привозивших хлеб из балтийских портов.

В конце XVI - начале XVII в. экономический упадок охватил все отрасли хозяйства страны.

Привозимые из Нового Света драгоценные металлы в значительной части попадали в руки дворян, в связи с чем у последних пропадала заинтересованность в хозяйственном развитии своей страны. Это определило упадок не только сельского хозяйства, но и промышленности, и в первую очередь производства тканей.

К концу века на фоне прогрессирующего упадка сельского хозяйства и промышленности продолжала процветать только колониальная торговля, монополия на которую по-прежнему принадлежала Севилье. Наивысший ее подъем относится к последнему десятилетию XVI в. и к первому десятилетию XVII в. Однако, поскольку испанские купцы торговали преимущественно товарами иностранного производства, золото и серебро, поступавшие из Америки, в Испании почти не задерживались. Все шло в другие страны в уплату за товары, которыми снабжались сама Испания и ее колонии, а также расходовались на содержание войск. Испанское железо, выплавляемое на древесном угле, вытеснялось на европейском рынке более дешевым шведским, английским и лотарингским, при изготовлении которого стал применяться каменный уголь. Металлические изделия и оружие Испания стала теперь привозить из Италии и немецких городов.

Северные города были лишены права торговать с колониями; на их суда возлагалась только охрана караванов, направлявшихся в колонии и обратно, что привело к упадку кораблестроения, особенно после того, как восстали Нидерланды и резко сократилась торговля по Балтийскому морю.

Тяжелый удар нанесла гибель «Непобедимой армады» (1588), в составе которой было много судов из северных областей. Население Испании все больше устремлялось на юг страны и эмигрировало в колонии.

Государство испанского дворянства, казалось, делало все для того, чтобы расстроить торговлю и промышленность своей страны. Колоссальные суммы тратились на военные предприятия и армию, увеличивались налоги, неудержимо возрастал государственный долг.

Еще при Карле V испанская монархия сделала большие займы у иностранных банкиров Фуггеров. В конце XVI века более половины расходов казны составляла выплата процентов по государственном долгу. Филипп II несколько раз объявлял государственное банкротство, разоряя своих кредиторов, правительство теряло кредит и для получения в долг новых сумм должно было предоставить генуэзским, немецким и другим банкирам право сбора налогов отдельных областей и другие источники доходов, что еще более увеличивало утечку драгоценных металлов из Испании.

Огромные средства, получаемые от ограбления колоний, не использовались для создания капиталистических форм хозяйства, а шли на непроизводительное потребление феодального класса. В середине века 70 % всех доходов казны пост пало из метрополии и 30 % давали колонии. К 1584 г.

соотношение изменилось: доходы от метрополии составили 30 %, а от колоний - 70 %. Золото Америки, протекая через Испанию, стало важнейшим рычагом первоначального накопления в других странах (и прежде всего в Нидерландах) и значительно ускорило там развитие капиталистического уклада в недрах феодального общества.

Если буржуазия не только не окрепла, но совершенно разорилась к середине XVII в., то испанское дворянство, получив новые источники доходов, усилилось экономически и политически.

По мере спада торговой и промышленной деятельности городов внутренний обмен сокращался, ослабевало общение жителей разных провинций между собой, пустели торговые пути. Ослабление экономических связей обнажало старые феодальные особенности каждой области, воскрешался средневековый сепаратизм городов и провинций страны.

В сложившихся условиях в Испании не выработался единый национальный язык, по-прежнему сохранялись обособленные этнические группы: каталонцы, галисийцы и баски говорили на своих языках, отличных от кастильского диалекта, который составил основу литературного испанского языка.

В отличие от других государств Европы абсолютная монархия в Испании не сыграла прогрессивной роли и, не смогла обеспечить подлинной централизации.

Внешняя политика Филиппа II.

Упадок скоро обнаружился и во внешней политике Испании. Еще до вступления на испанский престол Филипп II был женат на английской королеве Марии Тюдор. Карл V, устроивший этот брак, мечтал не только восстановить католицизм в Англии, но и, соединив силы Испании и Англии, продолжать политику создания всемирной католической монархии. В 1558 г. Мария умерла, а брачное предложение, сделанное Филиппом новой королеве Елизавете, было отвергнуто, что диктовалось политическими соображениями. Англия не без оснований видела в Испании свою самую опасную соперницу на море. Воспользовавшись революцией и войной за независимость в Нидерландах, Англия всячески стремилась обеспечить здесь свои интересы в ущерб испанским, не останавливаясь перед открытым вооруженным вмешательством. Английские корсары и адмиралы грабили испанские суда, возвращавшиеся из Америки с грузом драгоценных металлов, блокировали торговлю северных городов Испании.

После смерти последнего представителя царствующей династии Португалии в 1581 г.

португальские кортесы провозгласили Филиппа II своим королем. Вместе с Португалией под власть Испании перешли и Португальские колонии в Ост- и Вест-Индии. Подкрепленный новыми ресурсами, Филипп II стал поддерживать в Англии католические круги, интриговавшие против королевы Елизаветы и выдвигавшие вместо нее на престол католичку - шотландскую королеву Марию Стюарт.

Но в 1587 г. заговор против Елизаветы был раскрыт, а Мария обезглавлена. Англия направила к Кадису эскадру под командованием адмирала Дрейка, который, ворвавшись в порт, уничтожил испанские суда (1587). Это событие послужило началом открытой борьбы между Испанией и Англией. Испания приступила к снаряжению огромной эскадры для борьбы с Англией. «Непобедимая армада» - так называли испанскую эскадру - отплыла от Ла-Коруньи к берегам Англии в конце июня 1588 г. Это предприятие закончилось катастрофой. Гибель «Непобедимой армады» была страшным ударом, нанесенным престижу Испании и подорвавшим ее морское могущество.

Неудача не помешала Испании совершить еще одну политическую ошибку - вмешаться в гражданскую войну, кипевшую во Франции. Это вмешательство не привело ни к усилению испанского влияния во Франции, ни к каким-либо еще позитивным для Испании результатам. С победой Генриха IV Бурбона в войне дело Испании было проиграно окончательно.

К концу своего царствования Филипп II должен был признать, что почти все его обширные планы потерпели крушение, а морское могущество Испании сломлено. Северные провинции Нидерландов отложились от Испании. Государственная казна была пуста. Страна переживала тяжелый экономический упадок.

II. Биографическая справка Биографическая статья о Мигели де Сервантесе Сааведра (1547-1616 гг.) (с. 263-265, ч. 2, учебник).

Мигель де Сервантес Сааведра - знаменитый испанский писатель, автор «Дон Кихота», родился в 1547 г. Известно, что крестили его 9 октября; возможно, датой рождения было 29 сентября, день св. Мигеля. Его семья, знатная, но бедная, жила в городке Алькала-де-Энарес. Когда Мигель подрос, родители были близки к разорению, поэтому он поступил на службу к Джулио Аквавива-иАрагону, послу Папы Римского, работал у него ключником. Вместе они в 1569 г. уехали из Мадрида в Рим.

При Аквавиве Сервантес находился примерно год, а во второй половине 1570 г. он становится военнослужащим испанской армии, полка, дислоцировавшегося в Италии. Этот период биографии занял у него 5 лет и оказал значительное влияние на дальнейшую жизнь, поскольку Сервантес имел возможность близко познакомиться с Италией, ее богатейшей культурой, общественными порядками.

Знаменитое морское сражение при Лепанто 7 октября 1571 г. стало знаменательным и для Сервантеса, т.к. он был ранен, вследствие чего действующей у него осталась только правая рука. Госпиталь в Мессине он покинул лишь весной 1572 г., но продолжил военную службу.

В 1575 г. Мигель и его брат Родриго, также военнослужащий, были захвачены пиратами на корабле, направлявшемся из Неаполя в Испанию. Они были проданы в рабство и оказались в Алжире.

Избежать тяжких наказаний и смерти Сервантесу помогло наличие рекомендательных писем к королю.

Четыре попытки бежать закончились неудачей, и лишь спустя 5 лет, в 1580 г., христианские миссионеры помогли обрести ему свободу.

На смену жизни, полной злоключений, пришла монотонность гражданской службы, постоянные поиски средств к существованию. К этому периоду относится и начало литературной деятельности.

Почти 40-летний Сервантес написал в 1585 г. пасторальный роман «Галатея» и порядка 30 пьес, которые не произвели особого впечатления на публику. Доходы от писательского труда были слишком малы, и писатель переехал из Мадрида в Севилью, где нанялся на службу - на должность комиссара по продовольственным заготовкам. За 6-летний период службы ему пришлось трижды оказываться арестованным: такие последствия имела небрежность ведения документации.

В 1603 г. Сервантес вышел в отставку, в следующем году переехал из Севильи в Вальядолиду, которая была временной столицей Испании. В 1606 г. главным городом королевства был провозглашен Мадрид - Сервантес перебрался туда, и с этим городом в его биографии связан наиболее удачный в творческом отношении период. В 1605 г. увидела свет первая часть величайшего романа Сервантеса Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который, будучи пародией на рыцарские романы, стал настоящей энциклопедией жизни Испании XVII в., литературным произведением, наполненным глубочайшим философским и социальным содержанием. Имя его главного героя давно превратилось в нарицательное. Мировая известность пришла к Сервантесу далеко не сразу, автор «Дон Кихота» был известен больше как человек с богатым жизненным опытом, переживший алжирский плен.

Вторая часть романа была написана только через 10 лет, и в этом промежутке публикуется целый ряд произведений, укрепляющих его писательскую славу: второе по значимости сочинение Назидательные новеллы» (1613), сборник «8 комедий и 8 интермедий». В конце творческого пути появился любовно-приключенческий роман под названием «Странствия Персилия и Сихизмунды».

Несмотря на известность, Сервантес оставался человеком бедным, жил в мадридском районе для малообеспеченных.

В 1609 г. он стал членом Братства рабов святейшего причастия; его две сестры и жена приняли монашеский постриг. Сделал то же самое - стал монахом - и сам Сервантес буквально накануне смерти.

Любопытная деталь: в тот же день окончилась жизнь еще одного знаменитого литератора – У.

Шекспира. Невезение преследовало Сервантеса и после смерти: отсутствие надписи на его могиле привело к тому, что очень долгое время место захоронения оставалось неизвестным.

Следует сообщить, что Сервантес написал также много пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда остался его главной книгой.

Роман «Дон Кихот» - со дня его появления не утихают споры. Это произведение было недостаточно оценено современниками и принесло автору лишь посмертную славу. Только критики XIX-XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за чрезвычайно глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала несметное множество толкований, часто несходных и противоречивых.

Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы, который обладает всеми положительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и правильным ощущением жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота из корыстных соображений (желает стать губернатором острова), то, испробовав эту должность на себе, мудро изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для которого родился, и отказывается от губернаторства. Под влиянием дон Кихота душа Санчо Пансы становится тоньше, возвышеннее, его корыстный «здравый смысл» уступает место народной мудрости, герой понимает, что «делать добро всегда правильнее, нежели зло».

IV. Вопросы по главам романа

Вопросы и задания к главам I-IV:

1. Что привлекало дон Кихота в рыцарских романах? Какие атрибуты рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?

2. Опишите внешний вид дон Кихота. Почему он так смешон?

3. Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?

4. Инсценируйте обряд посвящения дон Кихота в рыцари. В чем комизм изображенной ситуации?

5. Почему заступничество дон Кихота не помогло мальчику Андресу?

6. Как сам дон Кихот объяснял свое поражение в столкновении с купцами?

Вопросы и задания к главам VI-VII, XVII:

1. Почему Санчо Панса поступил на службу к дон Кихоту?

2. Перескажите эпизод битвы дон Кихота с ветряными мельницами.

3. Докажите, что рыцарь и его оруженосец видят окружающий мир по-разному.

4. Как стремление дон Кихота защищать обездоленных и угнетенных было развенчано в эпизоде с каторжниками?

Вопросы и задания к главам XXXVIII, XL:

1. Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи.

2. Как в Санчо Пансе проявляется здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?

3. Прочитайте по ролям диалог дон Кихота, Санчо Пансы и возницы в происшествии со львами (гл. XL).

4. Что, по-вашему, общего у дон Кихота и Санчо Пансы?

Вопросы и задания к главам L-LII, LVII:

1. Какие проблемы между людьми разрешил Санчо Панса, когда был губернатором? Какие черты его характера привлекательны для автора?

2. Почему так стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса все же отказывается от нее?

3. Как при этом проявляется мудрость и нравственная позиция автора романа?

4. Что, по-вашему, главное в завещании дон Кихота, составленном им перед смертью?

5. Какой смысл вы видите в том, что в финале романа он перестал быть безумцем, а закончил свой жизненный путь «в здравом уме»?

V. Словарная работа Идальго (исп.) - в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии. Для доказательства принадлежности к идальго требовалось привести пять свидетелей, которые бы подтвердили, что прадед этого человека имел подобный статус; не менее трех человек из свидетелей должны были также быть идальго. Обладатели этого статуса освобождались от многих налогов, не могли быть подвергнуты казням, считавшимся позорными, - повешение, сожжение, четвертование, растерзание животными. Лишить идальго его статуса было невозможно.

мадис Гальский - герой средневековых испанских романов об Амадисе, созданный Г рси Родригесом де Монт льво.

Сид Кампеадор, более известный как Эль Сид Кампеадор настоящее имя Родриго Диас де Вивар (исп.

Руи Диас); род. 1041-1057, кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм.

Буцефал или Букефал (букв. «бычьеголовый») - кличка любимого коня Александра Македонского.

Бабьека Сида - знаменитая лошадь Эль-Сида. Эль-Сид получил коня в подарок от своего крестного отца, священника Пейре Прингоса. Тот имел возможность предложить своему крестнику на выбор лучших жеребцов, потому что испанские монастыри издревле занимались разведением лошадей.

Мальчик выбрал самого неказистого, некрасивого жеребенка, что заставило священника воскликнуть:

Babieca! («Олух!»). Под этим, прямо скажем, не самым подходящим для боевого друга именем конь и остался в истории. Идеальный кавалерийский конь, Бабьека был представителем породы, теперь известной как андалузская. Хотя его рост, по-видимому, не превышал 1,52 м, он был способен нести вес вооруженного рыцаря. Бабьека был послушным, проворным и исполненным живости и отваги, что делало его незаменимым в бою.

Легенда гласит, что Эль-Сид погиб в 1099 году в осаждённой Валенсии. Повинуясь его последнему приказу, его тело в доспехах и со щитом привязали к седлу Бабьеки, обнажённый меч вложили в безжизненную руку и под предводительством мёртвого Эль-Сида всадники в полном молчании в полночь вошли в лагерь мавров.

Рыцари были одеты в белое и несли белые знамена, и, по легенде, лицо Эль-Сида светилось под поднятым забралом шлема «неземным сиянием». Призрачное видение всадника на белоснежном коне, ехавшего во главе безмолвного войска, обратило мавров в бегство. Они кричали, что Эль-Сид восстал из мертвых. Испанцы безжалостно преследовали их. Эль-Сид был похоронен в монастыре Сан Педро де Кардена неподалеку от Бургоса, хотя в последствии его тело было перезахоронено в бургосском соборе.

Бабьека с тех пор не знал всадника. Он пал двумя годами позже в возрасте сорока лет.

ФЕБ («Лучезарный») - эпитет солнечного бога Аполлона и других «солнечных» божеств, а также Солнца. Иносказательно: лучезарный, блестящий стиль.

Паладин (придворный) - в средневековой западно-европейской литературе название сподвижников франкского императора Карла Великого или короля Артура (легендарного вождя кельтов в Британии).

Позднее П. стали называть доблестного рыцаря, преданного своему государю или даме. В переносном значении (ирон.) - человек, беззаветно преданный какой-либо идее или лицу.

Реал - стол с наклонной верхней доской и полками внизу, служащий рабочим местом для ручного наборщика.

Викторина На уроке возможна и викторина на лучшее знание текста романа, включающая в себя вопросы различной сложности:

1. Каковы настоящие имена дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего Дон Кихот сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало «бывшая кляча»).

4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которых дон Кихот принял за великанов? (Тридцать или сорок).

6. Как звали жену Санчо Пансы (Тереса Панса).

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого? (Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской? (Лоренсо Корчуэло.)

9. Из чего дон Кихот сделал четки для чтения молитв в горах Сиерра Морены? (Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней одиннадцать узелков, один из которых был крупнее остальных).

10. Как дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побежден).

11. Какой способ был предложен, чтобы расколдовать Дульсинею Тобосскую? (Для этого Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью).

12. Как назывался остров, губернатором которого был назначен Санчо Панса? (Баратория).

13. Сколько дней Санчо Панса управлял островом? (Десять дней.)

14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

4. Подведение итогов.

Подводя итоги уроков, следует подчеркнуть, что нравственный смысл романа Сервантеса высоко оценили потомки. В образе дон Кихота под видом безумца, очарованного рыцарскими романами, постоянно попадающего в комические ситуации и терпящего неудачи, писатель представил человека, который не умеет и не хочет считаться с реальными условиями жизни. Его влечет быть заступником обиженных и угнетенных, он стремится искоренить в мире насилие и гнет, утвердив на земле царство справедливости и свободы.

Главный герой Сервантеса обладает лучшими человеческими качествами:

самоотверженностью, мужеством, смелостью, твердостью духа. Он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, беззаветно предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он, к сожалению, идет ложными, фантастическими путями, не чувствуя веяний времени, которое ниспровергло прежние идеалы и ценности. Дон Кихот живет в своем особом, призрачном мире, далеком от реалий жизни. Поэтому все его «подвиги», сталкиваясь с реальной жизнью, заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Поэтому роман наполнен авторской иронией и является блестящей пародией на канувшие в прошлое рыцарские романы.

В заключение может быть прочитано стихотворение Д. Мережковского «Дон Кихот», фрагмент которого помещен на форзаце учебника для 6 класса.

Итоговые вопросы уроков

1. Какие положительные черты характера дон Кихота показывает автор в романе?

2. В чем комизм приключений рыцаря? Только ли смех вызывают его похождения?

3. От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?

4. В чем смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

5. Почему роман Сервантеса называют пародией на рыцарские романы?

6. Какое место в жизни человека должны занимать мечтательность и рассудительность?

В заключение урока можно познакомить учащихся с высказываниями о великом романе его знаменитых читателей - Ф. Достоевского и И. Тургенева.

«Смерть дон Кихота, - писал Тургенев, - навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому».

Победителю - репортажу, вы встали на защиту жизненно важной традиции. Первые шестнадцать слов из приветствия Солу Беллоу 1 на церемонии присуждения ему в Йельском университете степени почетного...» ЛЕВИТАНСКОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТИ Работа посвящена анализу сюжета и композиции в поэтических текстах Юрия Левитанского и их кинематографичности. Рассмотрен лирический сюжет текстов сквозь призму граммати...» Архангельск № Площадка ФИО 1. Антуфьев Илья Николаевич 2. Буцыкин Роман Алексеевич 3. Вязова Александра Владимировна 4. Вязова Александра Владимиров...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Дульсинея Тобосская, дама сердца Рыцаря Львов, – маяк в его тяжелом путешествии. Дон Кихот видел ее мельком всего два раза в своей жизни, даже толком и не разглядел, но он считает самой прекрасной женщиной на свете. Санчо Пансе лучше удалось разглядеть «прекрасную даму» и он не разделяет мнения своего господина насчет ее красоты. Это безграмотная крестьянка крепкого телосложения и не очень приятной наружности. Но для Дон Кихота важно не это. Дульсинея – это его символ, ведущий к победам, спасающий в опасностях и помогающий преодолеть все трудности пути. Не скованный никакими условностями, живущий в своей реальности, Дон Кихот наделяет свою даму самыми прекрасными качествами, которые только могут быть. Дульсинея Тобосская становится его путеводной звездой. Таким людям как Дон Кихот важна не взаимность. Скорее, взаимность бы все испортила. Прекрасная дама становится центром вселенной, где и совершаются подвиги в ее честь, хотя «настоящая» Дульсинея об этом даже не знает. Дон Кихот возвращает из небытия образы странствующих рыцарей и прекрасных дам. Дорога и любовь – две главные движущие силы жизни. И хотя в романе подвиги Дон Кихота во имя Дульсинеи Тобосской и становятся пародией на все истории и рыцарях и прекрасных дамах, все равно редкий читатель не взгрустнет и не захочет хоть на миг очутиться в те далекие славные времена. И не зря уже в XX века герой знаменитого новогоднего фильма говорил: «Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам!»

Периодически на страницах романа возникают, а потом опять исчезают цирюльник и священник. Это лучшие друзья Дон Кихота, но и они не могут понять его «слабости». Все время эти двое пытаются предотвратить совершение Рыцарем своих подвигов и стараются, во что бы то ни стало вернуть его домой – к племяннице и ключнице. Именно священник и цирюльник из самых благих побуждений пересматривают библиотеку Дон Кихота и отправляют на сожжение все рыцарские романы. Они даже замуровывают вход в книгохранилище, объявив рыцарю, что все книги унес злой волшебник. При этом они и мысли не могли допустить, что Дон Кихот воспримет их слова буквально и устремится на борьбу со злыми волшебниками. Простодушные друзья Рыцаря Печального образа беспокоятся от нем и желают ему добра, не понимая, что Дон Кихот живет в другой реальности. В очередной раз настигнув его и прибегнув к хитрости, они заключают его в клетку на телеге и везут домой. Но Дон Кихот не создан для домашней жизни. Его сердце рвется на поиски новых приключений.


Полезные статьи:

Жизнь и творчество Толкина
Толкиен, Джон Рональд Руэл (1892–1973), английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог-лингвист. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка. Автор сказки Хоббит (1937), романа Властелин колец (1954), м...

Фольклорное слово в литературе.
"Вкрапления чужого текста” в “свой текст” может быть стилистически активным или нейтральным; в первом случае речь идет о цитировании, во втором – о заимствовании. В этом плане вполне удовлетворяет терминологическое разграничение, пре...

Моё отношение к затронутым проблемам в этой работе.
Я разделяю мнение Камю в том, что самоубийство это уход от проблем, осознание своей беспомощности и слабости. Но в тоже время это смелый шаг. Жизнь каждого из нас абсурдна в какой-то мере. Каждый борется с препятствиями судьбы, желая под...

Сервантес высмеивает рыцарские романы как нелепые и неправдоподобные и противопоставляет им реальную испанскую действительность. И он добился своей цели. «Дон Кихот» дискредитировал рыцарские романы, положил конец их популярности и успеху.

Однако к «Дон Кихоту», конечно, нельзя подходить только как к пародии на рыцарские романы. Ведь они давно забыты и никем не читаются, а роман Сервантеса читается до сих пор и, очевидно, будет читаться во все времена.

Писатель создал произведение, необычайно глубоко отразившее жизненные коллизии, нарисовал типы поистине вечного значения. Это, конечно же, Дон Кихот и Санчо Панса.

Образ Дон Кихота

Дон Кихот хочет возродить рыцарство в век, когда оно давно уже ушло в прошлое, когда наступили иные, новые времена. Навстречу рыцарю попадаются не замки и принцессы, а трактиры и купцы, разбогатевшие крестьяне, погонщики мулов и представители власти, наблюдающие за порядком. Дон Кихот — комическая фигура. Он один не понимает того, что понимают все, не понимает, что рыцарство отжило свой век. Он хочет восстанавливать справедливость, наказывать обидчиков, защищать сирот и вдов. На самом деле он только производит беспорядок, калечит людей, причиняет им зло и страдания. Он чуть не убил погонщика мулов за то, что тот хотел напоить своих животных и взял корыто, в которое Дон Кихот положил свои доспехи. Он напал на мирную процессию, провожающую покойника, и, сбросив на землю какого-то бакалавра, искалечил его. Дон Кихот воплощает в этих эпизодах старый порядок с его беззакониями и разбоем.

Роман проникнут пафосом отрицания отжившего феодального порядка. Сервантес - тенденциозный писатель. Тенденция «Дон Кихота» состоит в отрицании рыцарства. Главного героя бьют, топчут ногами, сбивают на землю за то, что он не понимает, что старые рыцарские феодальные порядки прошли, что они несовместимы с новыми общественными формами.

Но этим не исчерпывается содержание образа Дон Кихота. Уже в первой части романа в нем обнаруживаются некоторые другие черты. Объективно Дон Кихот творит злые дела. Но его субъективные намерения благородны, гуманны и справедливы. Он защищает бедных и обиженных.

Богатый крестьянин избивает мальчишку-пастуха. Дон Кихот бросается на его защиту, так как считает, что нельзя бить слабого. Он освобождает людей, которых ведут на каторгу, ибо человек, по мысли Дон Кихота, свободен и его нельзя заковывать в цепи, насиловать его волю. Он защищает пастушку Марселу, которая отстаивает свободу чувства и отвергает посягательства назойливого пастуха. Рыцарь Печального Образа несравненно благороднее, чем окружающие его трактирщики, купцы, богатые крестьяне, корыстные представители черствого и прозаического буржуазного общества.

Эти привлекательные черты Дон Кихота еще отчетливее выступают во второй части романа. Там он уже никому не причиняет зла. Подвиги его обычно безобидны — он спускается в пещеру Монтесинос, помогает двум молодым влюбленным бороться против власти богача Камачо. Наконец, он попадает в замок герцога. Герцог и герцогиня издеваются над Дон Кихотом и Санчо Пансой, устраивают над ними разные жестокие шутки. Сервантес критически относится к их насмешкам и проделкам. Он считает, что нельзя издеваться над Дон Кихотом. В герое заложены большие человеческие достоинства. Мы видим его широту и благородство, способность жертвовать собой.

Дон Кихот выступает как носитель гуманистической философии, этот рыцарь — подлинный гуманист. Он высказывает мысль о том, что человек должен быть развит и физически, и умственно («меч не должен тупить пера, перо — тупить меча»,— говорит Дон Кихот). По его мнению, лучшим воплощением гуманистического идеала служит рыцарь. В самом герое этот идеал воплотился в карикатурном виде.

Дон Кихот предстает перед нами не только как рыцарь, но и как философ, моралист, мудрец. Он вспоминает прошлое, вспоминает «золотой век», когда люди не знали слов «мое», «твое» и золото не играло никакой роли в их жизни. Он считает, что порочный человек благородного происхождения хуже, чем добродетельный человек самого простого звания и низкого происхождения. Когда Санчо Панса отправляется на губернаторство, он дает ему советы и наставления, развивает теорию, основанную на милосердии и гуманности.

Идеи Дон Кихота — прогрессивные идеи. Они порождены эпохой Возрождения, великой эпохой борьбы против феодализма. Однако носителем этих прогрессивных идей Сервантес делает рыцаря, представителя старого отжившего общества.

Сервантес жил в ту эпоху, когда уже наметились контуры буржуазного общества. В Испании прежде всего выступали отрицательные стороны этого общества, корысть и чистоган. И хотя этот процесс только начинался, гениальный писатель чутко уловил и отразил его.

Идеалы гуманистов не могли быть осуществлены в буржуазном обществе. Наоборот, оно оказалось враждебно им, отрицало эти идеалы. Поэтому Сервантес воплотил их в образе Дон Кихота, человека враждебного этому обществу.

Избивающий мальчишку богатый крестьянин, плутоватые трактирщики, купцы — все эти представители денежного общества не случайно враждебны Дон Кихоту. Они смеются и издеваются над его стремлением защищать бедных и слабых, над его благородством и великодушием, над его рыцарскими доблестями.

Противоречивость образа Дон Кихота состоит в том, что его гуманистические устремления выступают в отжившей свой век рыцарской форме. Поэтому и наше отношение к Дон Кихоту двойственно. Мы глубоко сочувствуем его благородным устремлениям, но в то же время смеемся над его исторической слепотой, над отсутствием у него чувства реальности, над его нелепым намерением копьем и мечом феодального рыцаря воевать против новых экономических форм жизни. Дон Кихот бессилен в своей борьбе против буржуазного мира, ибо он нападает на него с позиций прошлого.

В образе Дон Кихота показан не только сумасбродный рыцарь, в нем представлены беспочвенная восторженность, прекраснодушные мечты о счастье людей, не опирающиеся на действительность. Злоключения и неудачи рыцаря из Ламанча ясно показывают, что лучшие, благороднейшие идеи терпят крах, если они не находят опоры в реальной жизни.

Образ Санчо Панса

Рядом с тощим и длинным Дон Кихотом, восседающим на Россинанте, трусит на своем осле приземистый и кругленький оруженосец Санчо Панса. Образ его тоже претерпевает в романе известную эволюцию.

Санчо вступает в роман со следующей характеристикой: «Это был человек добропорядочный (если только подобное определение применимо к людям, которые не могут похвастаться порядочным количеством всякого добра), однако ж мозги у него были сильно набекрень». Санчо наивен и придурковат, он единственный, кто верит бредням Дон Кихота. В нем сказалась ограниченность деревенской жизни. Он не лишен некоторого плутовства и не прочь не заплатить в трактире или воспользоваться чужой сбруей для своего осла. Иногда он высказывает прямо корыстные мысли — так, Санчо считает, что если его подданными будут негры, он сможет их попросту продавать.

Санчо Панса отчасти понимает, что его хозяин сумасшедший. Он довольно ловко использует доверчивость Дон Кихота. Трезвый и не лишенный практической сметки, он часто торжествует над ним. Когда Дон Кихот хочет пуститься ночью в опасную авантюру, Санчо Панса связывает ноги Росинанту и объявляет, что волшебники заколдовали его. Или же он выдает проезжающих мимо крестьянок за Дульцинею и ее прислужницу.

На все приключения он долгое время смотрит с точки зрения собственной выгоды. Однако по мере развития романа происходит эволюция и Санчо Пансы. Во второй части романа он вырастает в фигуру, полную глубокого благородства.

Санчо все время говорит о жалованьи, постоянно разглагольствует о том, сколько ему полагается получить. Но по сути он человек бескорыстный. Все эти разговоры кончаются тем, что он примиряется с Дон Кихотом и без всяких условий следует за ним. Из всех своих предприятий он извлекает, говоря словами Гейне, только пуф.

В Санчо Пансе заложены своеобразные достоинства — в нем есть здоровое народное начало. Он — носитель народной мудрости. Под влиянием Дон Кихота Санчо Панса нравственно развивается, духовно растет. Эта духовная и нравственная стойкость героя выражается прежде всего в том, что он не оставляет своего господина, бескорыстно повсюду следует за ним.

Характер Санчо Пансы наиболее полно раскрывается в эпизоде с его губернаторством. Вняв советам рыцаря-гуманиста, губернатор-крестьянин правит лучше герцога. Он проявляет самообладание, мудрость и бескорыстие. Над Санчо Пансой издеваются. Под предлогом, что его могут отравить, ему не дают есть; его зажимают щитами и топчут ногами во время воображаемой битвы. Но он делает свое дело. Он разгадывает многочисленные загадки, мудро и справедливо решает сложные дела. Во всей литературе европейского Возрождения мы не встречаем такого апофеоза крестьянина, мудрости и справедливости человека из народа.

Смысл романа

Дон Кихот и Санчо Панса странствуют вместе, они неразлучны. Дон Кихот — рыцарь-гуманист, Санчо Панса — крестьянин, представитель народа. Гуманизм и народ неразделимы.

Санчо Панса и дон Кихот представляют старый мир, старое добуржуазное общество, два его сословия — рыцаря и крестьянина. Оба они противостоят буржуазному миру.

Дон Кихот даже поднимает бунт против этого мира. Однако роман кончается примирением героя с обществом. В конце романа Дон Кихот превращается в Алонсо Кихана Доброго, смиренного человека, который отказывается от своих бредней и умирает, оплакиваемый родственниками и друзьями. Но, конечно, смысл романа не в этом примирении, а в изображении бунта Дон Кихота.

Сервантес хоронит старый феодальный мир, отживший и осужденный историей. Но он не приемлет и нарождающийся буржуазный мир с его черствостью, бессердечием, меркантилизмом. В тех исторических условиях, когда был создан роман, он играл важную роль в борьбе против феодализма и таким образом объективно подготовлял буржуазное общество.

В романе заключены гуманистические идеи, выходящие за пределы буржуазного мира, неосуществимые в нем. Эти идеи Сервантес завещал грядущим векам, завещал будущему.