Профессор Л.С. Шаховская - легенда высшей школы Волгограда. Профессор лев давидович лиознер

В мае кафедра глазных болезней Смоленской государственной медицинской академии отметила свое 90-летие. Редакция газеты «Поле зрения» и издательство «Апрель» поздравляют всех сотрудников кафедры с юбилеем. Ваш профессионализм, творческая энергия давно отмечены коллегами. Желаем и впредь идти в ногу со временем, активно предлагать новые идеи, поддерживать высокие стандарты качества вашей работы. От души желаем успехов в благородной и очень востребованной работе, крепкого здоровья, благополучия!

В связи с юбилеем заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор Леонид Алексеевич Деев ответил на вопросы нашей газеты.

– Леонид Алексеевич, Вы свыше 30 лет в профессии и многого добились: 20 лет возглавляете кафедру глазных болезней, с 2003 года – факультет высшего сестринского образования. Какие планы ставите перед собой и о чем мечтаете?

– У меня нет определенных планов на будущее. Если я хочу чего-то достичь, я ставлю перед собой цель, достигаю ее, потом перехожу к другой цели. Я счастлив тем, что у меня есть. И в жизни я ничего не хочу менять. У меня прекрасная семья, дети, внуки, которых я очень люблю, интересная работа, которой я с удовольствием занимаюсь. Я очень люблю своих студентов, хотя отношусь к ним очень требовательно. Не люблю, когда они опаздывают и пропускают занятия. Я никогда не поставлю отличнику «пять», если он пришел неподготовленным.

– Можно ли сказать, что Вы живете успехами своих студентов?

– Справедливее будет сказать, что я живу успехами своих учеников. Существует такое понятие «родственные души». Так вот, среди студентов у меня есть родственные души. Их нужно уметь разглядеть в людях, даже среди разгильдяев и двоечников. Случается такое. Приходит ко мне студент сдавать экзамен. Я смотрю его зачетку, а в ней одни «тройки». А он хорошо отвечает. Я же вижу, как он старается. Ставлю ему «пятерку», и в этот же день он понимает, что чего-то стоит. И начинает в себя верить.

– Леонид Алексеевич, Святослав Николаевич Федоров трижды предлагал Вам должность директора одного из филиалов МНТК, и трижды Вы ему отказывали. Эта должность открывала огромные перспективы. Почему Вы не приняли предложение?

– В 1995 году к нам в Смоленск на конференцию приехал Святослав Николаевич Федоров. Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы офтальмологии», посвященная 75-летию СГМА, собрала ведущих российских офтальмологов. В рамках конференции прошло выездное заседание президиума Всероссийского научно-медицинского общества офтальмологов, председательствовал профессор С.Н. Федоров.

Мероприятие прошло на очень высоком уровне. Не постесняюсь и скажу, что мы сделали такую конференцию, которая никому тогда и не снилась. Когда мы шли со Святославом Николаевичем по территории городка, студенты стояли везде, насколько мог видеть глаз, каждый хотел увидеть Федорова. Пока, к сожалению, нам не удалось ничего подобного повторить. Сразу после окончания работы мне позвонили и пригласили на должность директора в один из филиалов МНТК. Был разговор со Святославом Николаевичем, но я подумал и принял решение отказаться. До этого, во время учебы в аспирантуре, было предложение идти заместителем директора в один из филиалов, а после окончания аспирантуры – директором. Но всегда были семейные обязательства, которые брали верх над карьерным ростом. Я ни разу не пожалел о своем решении.

– Читателям нашей газеты может показаться, что Вы лукавите. Вы жили в общежитии. Неужели не хотелось создать для семьи более комфортные условия, когда Вам предложили новую должность?

– Я просто приведу еще несколько примеров из жизни, чтобы объяснить такое решение. У меня было предложение идти в институт проректором с условием, что я должен отказаться от своих взглядов. На что я просто ответил: «Если я вам нужен как человек и специалист, то берите меня таким, какой я есть. А торговаться и изменять своим принципам я не буду. Как я потом буду смотреть в глаза людям? И как объяснить, что я продался за должность?» Конечно, я от этого предложения отказался.

А вот еще один пример. У меня была мечта открыть свой офтальмологический центр. В то время я как раз баллотировался в депутаты Областной Думы. Однажды в гостях разговор зашел о стоимости центра.

– Сколько вам нужно денег?
– 200 тысяч долларов, столько стоит оборудование.
– Хорошо, ждите звонка, вам вечером позвонят.

Так и случилось. В 11 вечера зазвонил телефон. И разговор разворачивался таким образом:

– Вы хотите открыть центр?
– Да!
– Мы дадим вам деньги.
– Ребята, бесплатный сыр только в мышеловке. Что я должен для этого делать?
– Снять свою кандидатуру в депутаты Областной Думы, выйти из Коммунистической партии и объявить, что взгляды коммунистов не состоятельны.

Я вновь отказался. Я проживу и без 200 тысяч долларов, но буду смело смотреть людям в глаза и не буду ничего бояться.

Я был депутатом Городского Совета и должен сказать, что мы многое смогли сделать. Однако позже я увидел, что наши труды никому не нужны. Очень многие вокруг ищут только материальную выгоду.

– В любом современном образовании встает вопрос о методике преподавания, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Существуют ли на кафедре собственные оригинальные методы обучения, которые могли бы помочь студентам справиться с этой нелегкой задачей?

– У нас на кафедре ведется преподавание у студентов 4-го курса лечебного, педиатрического, стоматологического, иностранного факультетов и у врачей факультета усовершенствования врачей.

Я не скажу, что у нас есть свои особые методики, но на кафедре существуют определенные сложив-шиеся традиции преподавания. Например, методическая работа. Сотрудниками кафедры подготовлены и изданы 32 учебно-методических пособия по всем разделам учебной программы для студентов. Разработаны тесты программированного контроля для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, изданы методические разработки лекций и практических занятий. Разработаны учебно-методические комплексы 1-го и 2-го поколений по всем разделам учебной программы.

Что касается моей методики преподавания, то студенты должны знать определения основных понятий и заболеваний.

После усвоения теоретических знаний студенты переходят к клинике. На занятиях мы никогда не пересказываем учебник. Во время обучения преподаватель должен обратить внимание студентов на ключевые моменты, разъяснить их, показать как можно больше наглядного материала по теме занятия (больных, видео, слайды и т.д.), сделать особый упор на освоение практических навыков.

– Сформулируйте, пожалуйста, основные принципы работы со студентами.

– Самодисциплина. Справедливость. Объективность. Я не терплю, когда студенты опаздывают.

Еще один из моих принципов – особое планирование занятий по принципу «мозговой штурм». Первые полчаса студенты либо пишут контрольную работу, либо я устраиваю опрос. Это нужно для того, чтобы их мозг постоянно работал. Через три-пять занятий они уже все запоминают: термины отскакивают от зубов. После того как они одолели определения, мы вместе начинаем работать с больными, которых я веду. Каждый день мы проводим осмотр пациентов с различной патологией органа зрения, чтобы они увидели как можно больше различных клинических случаев. В первый день работаем по принципу «делай, как я». Потом они начинают действовать самостоятельно. После того как мы полечили больных, мы возвращаемся в кабинет и разбираем детально новую тему. Это продолжается минут 30-40, после этого мы осматриваем больных как раз по этой теме. Для закрепления материала смотрим видеофильмы из моей видеотеки. В заключительной части занятия я устраиваю так называемую «пресс-конференцию» – студенты мне задают свои вопросы.

Другой принцип – быть всегда подготовленным. Я студентам так и говорю: «Если я не буду готов к занятию, то и вы можете ничего не читать». То же самое и с опозданиями. Если я на пять секунд опоздаю, то и им говорю, что они могут опаздывать. Но до тех пор, пока я прихожу вовремя и готовлюсь к каждой лекции, они тоже обязаны это делать.

– Педагогика – это процесс человеческого общения и в нем складываются совершенно уникальные отношения…

– Это действительно так. Могу привести убедительные аргументы. Если студенты видят, что я заинтересован в их обучении, то они отвечают взаимностью. Студент должен знать, что от него хочет преподаватель. Четкое знание основных определений и понятий позволяет сформулировать единые требования в рамках образовательного стандарта. Во время занятий студент должен быть готов ответить на любой вопрос преподавателя по теме занятия или по пройденному материалу. Студент не должен заниматься одним делом более 40 минут: нужна постоянная смена обстановки и вида деятельности.

Наше общение в основном проходит во внеурочное время на кружках и секциях. Они начинаются с 4-го курса. Но многие ребята приходят и с первых, и с последних курсов. Поэтому в начале года в кружок записывается по двадцать человек. И я пытаюсь понять, у кого какая цель: кто пришел за зачетом, а кто – за знаниями. Бывает, что студент приходит с корыстной целью, а остается, чтобы узнать новое. В этом деле главное – сохранить и развить интерес. Для этого нужно понять, кому что нравится. Одному интересны рефракционные операции, другому – только проблемы, связанные с катарактой и ИОЛ, третьему – глаукома. Занятия начинаются с ликбеза. Я приношу методички, а студенты читают и разбираются. Через год они уже четко знают, какому разделу науки хотят себя посвятить.

Профессор Лев Давидович Лиознер

Мирра Аспиз

Имя Л.Д. Лиознера занимает одно из ведущих мест среди не только отечественных, но и зарубежных ученых, изучающих восстановление органов и тканей у животных и человека, т.е. работающих в области регенерации.

Как восстанавливаются органы и ткани после их повреждений при ранениях, ожогах, обморожениях, после операций? Эта проблема издавна интересовала человечество. С незапамятных времен распространяются разные невероятные истории, легенды. Так, в древнегреческом мифе речь идет об одном из подвигов Геракла, который уничтожил десятиглавую гидру, пожиравшую путников, отрубая одну за другой ее головы. Едва из раны чудовища стекала черная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две новые.

В русских народных сказках Иван-царевич сумел одолеть трехглавого змея, хотя у него на месте отрубленной головы всякий раз появлялась новая.

Сказочные истории возникали не случайно. Люди давно заметили, например, что у ящерицы отрастает оторванный хвост, а из половинок дождевого червя образуются два целых червя.

Ранения, получаемые на полях сражений, вызывали мечты о волшебных исцелениях.

Может ли кусочек живого тела дорасти до целого организма? Восстанавливается ли орган при удалении его части? Чтобы получить ответы на подобные вопросы, ученые уже в течение почти двух веков всесторонне изучают регенерацию. Оказалось, что у морской звезды на месте оторванного луча появляется новый. Более того, сам луч может дорасти до целой звезды. Полноценный ресничный червь планария возникает из крошечного отрезка его тела, даже из 1/280 его части.

Однако такие чудесные восстановления происходят только у низкоорганизованных животных. Изучению возможности регенерации у более высокоорганизованных животных посвятил свою научную деятельность и Л.Д. Лиознер.

Родился Лев Лиознер в 1909 году в Витебске в семье юриста, отец его окончил Гейдельбергский университет. Семья переехала в Омск, где отец служил помощником присяжного поверенного (после революции он работал юрисконсультом в разных учреждениях), мать была зубным врачом. Леля, (так звали его дома) с раннего детства отличался интересом к знаниям, необычной для ребенка усидчивостью. Самым большим удовольствием для него было чтение, к которому он пристрастился уже в четыре года. Пятилетнего сына мать застала за чтением Шекспира. Мальчика трудно было оторвать от книги, отправить на прогулку. Но, как и другие дети, он любил играть с солдатиками, им собрана прекрасная коллекция марок. Отец приучал его к спорту - он ходил на лыжах, плавал, занимался гимнастикой. Дома Леля изучал французский и немецкий языки, уже взрослым он выучил английский, итальянский и на всех этих языках читал как художественную, так и специальную литературу. Увлекшись философией, он читал в подлиннике Гегеля, Канта, Фейербаха, Шопенгауэра. По воспоминаниям его младшей сестры, он прилично играл на фортепиано.

В 1926 году после окончания средней школы юношу отправили в Москву к сестре отца С.А. Лиознер-Каннабих. Тетя и ее муж Ю.В. Каннабих были врачами-психиатрами. Они работали в основанном ими центре психиатрии в Петровском-Разумовском. На их свадьбу К.С. Станиславский преподнес молодым серебряный поднос.

Родственники уделяли племяннику много внимания. Возможно, под их влиянием он в 1927 году поступает на медицинский факультет 2-го МГУ (позднее реорганизованный во 2-й медицинский институт). Участие студента в работе студенческого кружка при кафедре общей биологии под руководством профессора Л.Я. Бляхера определило его научную судьбу. Выполняя свое первое исследование по анализу причин потери регенерационной способности с возрастом у бесхвостых амфибий, он решает свою дальнейшую деятельность посвятить исключительно биологии. За несколько месяцев до окончания медицинского института, в 1930 году, он переводится на биологический факультет МГУ, через год заканчивает его зоологическое отделение и сразу поступает научным сотрудником в Институт экспериментального морфогенеза Наркомпроса, где работал до 1941 года, когда институт ликвидировали. Одновременно Лев Лиознер с 1935 года работал ассистентом, а с 1940 года доцентом кафедры общей биологии 2-го мединститута. За это время он защитил кандидатскую (1936 год) и докторскую (1940 год) диссертации. На кафедре изучали самые животрепещущие вопросы биологии: причинность развития, регенерационные возможности разных тканей при восстановлении органов, роль гормонов в формообразовательных процессах и др. На формирование научных интересов молодого ученого оказали большое влияние крупные ученые, профессора Л.Я. Бляхер и М.А. Воронцова, в 1941 году Мария Александровна стала его женой.

Во время Великой Отечественной войны Л.Д. Лиознер выехал с институтом в Омск, с 1941 по 1943 год он исполнял там обязанности заведующего кафедрой. Ему удалось наладить в институте не только учебную, но и научную работу. В эвакуации у супругов родился сын Александр, впоследствии окончивший 2-й мединститут. Жизнь в Омске была очень тяжелой. Выручали посылки от родителей, живших тогда в Казахстане. В столовой Льву Давидовичу часто отдавала свою порцию актриса театра им. Вахтангова "великолепная Турандот" Цецилия Львовна Мансурова.

По возвращении в Москву Лев Давидович работал доцентом на кафедре. В 1946 году, после его увольнения из института, разумеется, по национальному признаку, ему удалось устроиться в Институт экспериментальной биологии Академии медицинских наук, в лабораторию роста и развития, которой заведовала М.А. Воронцова. Однако через четыре года администрация посчитала недопустимым пребывание в одной лаборатории мужа и жены, в результате чего Лев Давидович был освобожден "по сокращению штатов". Полгода он оставался без работы - тогда уже вовсю шла борьба с "безродными космополитами", а еще это было время после злополучной сессии ВАСХНИЛ, когда многие крупные биологи также оказались не у дел. В конце концов его приняли в Главное управление учебных заведений Минздрава РСФСР старшим методистом, потом он заведовал там методическим кабинетом.

В течение шести лет, будучи вынужденным работать в министерстве, Лев Давидович продолжал научные исследования с М.А. Воронцовой. Вместе они опубликовали шесть трудов, в том числе две монографии - "Тритон и Аксолотль" (1952) и "Физиологическая регенерация" (1955). Летом Лев Давидович выезжал на биологическую станцию Института экспериментальной биологии. В 1953-1956 годах ему приходится помогать уже тяжело больной Марии Александрове в работе с аспирантами, в 1956 году она скончалась. Основная работа по подготовке их совместной монографии "Бесполое размножение и регенерация" (1957) легла на него.

В начале 1953 года Лиознер лишается всякой работы, вынужденный перерыв в его деятельности длится до смерти Сталина, а в 1955 году ему предлагают по совместительству быть доцентом на кафедре биологии в Московском стоматологическом институте. В следующем году он проходит по конкурсу на заведование лабораторией роста и развития в Институте экспериментальной биологии. В 1971 году лаборатория вошла в состав Института морфологии человека АМН. Здесь Л.Д. Лиознер работал до конца своей жизни.

В 1958 году Лев Давидович женился на своей сотруднице И.В. Маркеловой. В ней совмещались достоинства хорошего научного работника и отменной хозяйки. Приготовленные ею пироги были неизменным украшением всех отмечаемых в лаборатории праздников. Их сын Владимир стал преподавателем географии.

Исследования Л.Д. Лиознера, начатые М.А. Воронцовой, опровергли традиционное мнение о том, что органы млекопитающих не способны к регенерации. Господствовавшая до этого точка зрения, по которой с повышением организации животных их регенерационная способность снижается, переносилась из одного учебника в другой. Результаты, полученные коллективом сотрудников и учеников Лиознера, доказали ее несостоятельность. Исследования проводили на разных внутренних органах: печени и почках, селезенке и надпочечниках, семеннике и яичнике, на слюнных, слезных и щитовидной железах. Был сформулирован особый способ восстановления внутренних органов, так называемая регенерационная гипертрофия, общий для всех позвоночных, включая человека. Постулировано, что о регенерации органов следует судить не по их форме, а по достигнутой ими функции. Обычная форма органа не восстанавливается, но образуется его исходная масса за счет увеличения, гипертрофии, оставшейся части. На раневой же поверхности новые ткани не возникают, т.е. нельзя выделить культю и регенерат.

О направлениях и результатах исследований Лиознера и его сотрудников можно судить по названиям вышедших в свет монографий: уже упомянутой выше "Бесполое размножение и регенерация", "Регенерация органов у млекопитающих", "Компенсаторная гипертрофия органов у млекопитающих", "Клеточное обновление", "Условия регенерации органов у млекопитающих", "Основные проблемы учения о регенерации", "Регенерация и развитие", а также по сборникам, посвященным разным аспектам регенерационного процесса. Им опубликовано 186 работ. Во всех них Лев Давидович не только излагал результаты своих исследований, но и отражал спорные и нерешенные вопросы, взгляды других исследователей, не согласных с его мнением. Он был в курсе всех новых работ в интересующей его области. Еженедельно в его лаборатории обсуждались результаты исследований и новинки литературы. Он всегда сам участвовал в проведении опытов в лаборатории, а в летний период и на биостанциях. Работоспособность Льва Давидовича поражала окружающих. Он мог писать в любой обстановке - в гостях, в поезде, печатать на машинке рядом с включенным телевизором. Им создана большая школа специалистов в области изучения регенерации. Его ученики работали, а некоторые продолжают работать в ряде научно-исследовательских институтов и учебных заведений. Он руководил диссертационными работами молодых ученых из разных уголков страны.

В 1979 году Л.Д. Лиознер ушел на пенсию, оставаясь консультантом. В письме своему приятелю профессору Е.В. Кадилову, заведующему кафедрой гистологии Ереванского зооветеринарного института, он писал: "Как хорошо быть консультантом, никакой ответственности. Я не посылаю ни в колхоз, ни на базу, я ни в чем не отчитываюсь. В институте бываю, когда хочу". Он продолжал работать над монографией "Регенерация и развитие", писал статьи: "Основные закономерности преобразования клеток при регенерации", "Внутриорганная регенерация и ее разновидности",

"К истории вопроса об эволюции регенерационной способности животных". Все эти работы увидели свет уже после смерти их автора.

Лев Давидович Лиознер был любителем искусства и старался не пропускать интересные художественные выставки. Он любил ходить на лыжах, собирать грибы.

В начале ноября 1979 года у Л.Д. Лиознера случился инсульт, через две недели его не стало.

Исследования по регенерации в лаборатории, которой он руководил, продолжаются, с учетом современных достижений науки, в частности иммунологических данных.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Многие люди знакомы с таким прибором, как Люстра Чижевского. Информации об эффективности этого прибора достаточно много, и в периодике и в интернете. Свидетельствует ли сей факт о том, что это великое и полезное изобретение? Безусловно, иначе оно не вызывало бы такой неоднозначной полемики уже на протяжении стольких лет.

Мало кому известно, что создатель прибора назвал его электроэффлювиальным аэроионизатором, это уже народ окрестил его Люстрой Чижевского. Кто же такой Чижевский, только ли создатель упомянутой Люстры? Чем занимался этот великий человек, и результатом изучения какой науки стало создание столь популярного прибора?

Александр Леонидович Чижевский – это великий русский биофизик, основоположник гелиобиологии и изобретатель.

Родился он в семье потомственных военных и получил прекрасное образование.

Александр Леонидович был талантлив во многих областях, кроме занятий наукой, он еще писал стихи, о которых положительно отзывались Бунин и Брюсов, серьезно занимался живописью, которую высоко ценили специалисты. В тяжёлое послереволюционное время именно продажа своих картин давала А.Л.Чижевскому часть средств, для проведения опытов с аэроионами.

Чижевский проводил исследования в целом ряде наук: социологии, физике, астрономии и биологии. Научные труды Александра Леонидовича можно отнести к трем взаимосвязанным направлениям: гелиобиология, ионизация, эритроциты. Его называют основоположником этих областей науки.

И до него многие учёные исследовали зависимость «земных» процессов от состояния Солнца. Лишь Чижевский представил гелиобиологию как самостоятельную отрасль знания. Он выработал оригинальную концепцию, суть которой заключается в том, что циклы солнечной активности оказывают влияние на биосферу Земли, что сказывается на динамике войн, восстаний, революций и т.д.

Среди всех работ профессора в России самым известным изобретением считается уже упомянутая «Люстра Чижевского». Чижевский раскрыл механизм целебного воздействия аэроионов на живые организмы. На этом принципе он создал универсальный прибор для лечения множества болезней. Это было самое яркое достижение XX века. Не зря Чижевского выдвигали на Нобелевскую премию.

Заслуга Чижевского состоит в том, что он изучил и смог систематизировать результаты исследований различных ученых в области воздушного электричества, научно обосновал характер и механизм воздействия заряженных ионов кислорода на животных и растения, в том числе на организм человека.

А.Л.Чижевский бесспорно является великим учёным 20 века. Редко бывает, когда на долю одного ученого выпадает счастье подметить, открыть, установить и доказать так много явлений природы, фактов и законов, которые в своё время удалось Александру Леонидовичу.

Профессор Чижевский за свою жизнь провёл большое количество исследований. Он является автором 500 научных трудов. Именно Чижевский считается создателем математической теории электродинамики. В 1960 году вышла в свет его монография «Аэроинификация в народном хозяйстве». Эта работа ценна тем, что в ней приведён обзор истории проблемы аэроионификации. В монографии рассмотрено действие аэроинов на живые организмы. Также в ней изложены методы аэроионификации жилых и общественных зданий и сооружений.

А.Л.Чижевский был действительным членом 18 академий мира, а в 1927 году был избран почётным членом Академии наук США, как основатель гелиобиологии. Кроме того, Александр Леонидович является изобретателем первого в мире ионизатора воздуха.

В наше время число печатных трудов профессора Чижевского, вышедших на многих языках, достигает 400. Количество печатных трудов его последователей во всем мире доходит до 2500. Эти цифры говорят о том влиянии, которое оказали труды Чижевского на развитие науки во всем мире.

Одной из первых запротестовала, не захотела, не смогла смириться с такой безысходностью заслуженный деятель науки профессор Лидия Васильевна Ванина, заведующая кафедрой 1-го Московского медицинского института. В этой невысокой, скромной женщине оказался затаенным сконцентрированный заряд упорства, энергии, непреклонной воли во что бы то ни стало перечеркнуть невыносимый запрет, засветить радостью залитые слезами глаза и тех женщин, которые, казалось бы, навсегда обречены сердечным недугом на бездетность. Всюду, где только возможно, профессор Ванина доказывала: «Каждая женщина, в том числе и с больным сердцем, может стать матерью, если только создать для этого необходимые условия!»

Утверждать то, во что не верят многие другие твои коллеги, для этого нужна огромная внутренняя убежденность. Победа Л. В. Ваниной - еще одно свидетельство роли характера в науке. Достаточно вспомнить, с какой решимостью отважился некогда Луи Пастер на дерзкий, граничивший с наглостью эксперимент - публичную вакцинацию скота против сибирской язвы. Постоянный и непримиримый оппонент Пастера Роберт Кох как дважды два - четыре доказал, что вакцина тех лет была весьма несовершенной и сильно загрязнена. Пастер лучше других знал это. Но ему надо было совершить публичное «чудо», чтобы не остановить, не затормозить поступательное развитие медицины. И он поставил на карту все, в том числе свою безупречную научную репутацию. Сегодня можно только с удивлением развести руками: как могло случиться, что ни одно вакцинированное животное тогда не погибло?!

Видимо, народная мудрость, что «Победителей не судят!», не привязана к календарю. Профессор Л. В. Ванина создала на базе обычной московской больницы № 67 специализированный кардиологический родильный дом. Руководители столичного здравоохранения не устояли перед силой ее убежденности, перед твердостью ее характера. И она не обманула ожиданий, делом доказала жизненность, научную обоснованность своих светлых, прогрессивных установок. Молва об этом чудесном учреждении давно уже пересекла государственные границы и преодолела языковые барьеры.

Счастье твое, малыш, что первый свой самостоятельный вдох ты сделал в бережливых, умелых, чутких руках профессора Лидии Васильевны Ваниной.

Не случайно, когда в Москве завершился VII Международный конгресс акушеров-гинекологов, два выдающихся деятеля ФИГО (Международной организации акушеров-гинекологов) американский профессор Говард Тейлор и мексиканский ученый Кастеляцо-Эйяла решили, что они не могут позволить себе уехать из Советского Союза, не посетив профессора Л. В. Ванину, не ознакомившись с ее детищем. А побывав там, оба ученых единодушно заявили: «Московский кардиологический родильный дом - прообраз лечебного учреждения будущего!»

Заглянем и мы с вами, читатель, на улицу Салям Адиля, 2 в больницу № 67. Верхние этажи родильного дома, заслоненного зелеными кронами деревьев, видны еще издали. Приятна, благоустроена территория. Но почему здесь так безлюдно? Где они - обычные посетители родильных домов - мужья, матери, отцы, сестры, которым не терпится громкими возгласами, выразительными жестами, широкими улыбками поскорее поздравить выглядывающих в окна молодых мамаш? Все объясняется в обширном вестибюле. Шумливые родичи здесь - у экранов видеотелефонов. Зачем им надрывать голосовые связки на ветру, если можно спокойно, с удобствами поговорить с глазу на глаз.

Еще в гардеробной, где мы облачаемся в белоснежные хрустящие халаты и шапочки, и в длинных светлых коридорах посетителей невольно охватывает ощущение душевного покоя. Оно создается, наверно, домашним уютом палат, праздничным гостеприимством холлов, улыбчивыми лицами молодых рожениц, их спокойными позами, манерой поведения персонала, едва слышными звуками несущейся откуда-то мажорной музыки. Так обычно чувствуешь себя в хорошо благоустроенном доме отдыха, а не в больнице.

Профессор Ванина удовлетворена:
- Рада, что обратили на это внимание! Создание такой атмосферы в учреждении, где собраны тяжелобольные, важная лечебно-профилактическая мера. Сердце, знаете ли, такой орган... откликается на все. А заболев, каким оно становится обостренно чутким, ранимым, беспомощным, особенно у женщины, которая вдобавок ко всему ожидает ребенка и уже волнуется и за его судьбу и за свою.

Нет, мы совсем не ура-оптимисты. Но наш, теперь уже большой опыт подтверждает: при беременности, осложненной тем или иным пороком сердца, нужно вести борьбу не против самой беременности, а против сердечного порока. Это имеет огромное, не только социальное, но и чисто психологическое значение. В таких условиях благополучные роды, согласитесь,- акт высочайшего самоутверждения. Однако как сделать трудные, осложненные материнским недугом роды подлинно благополучными?

Лидия Васильевна замолкает, как бы взвешивая каждое слово своего ответа.
- Такую возможность обеспечивают высокая квалификация работающих здесь врачей - они находятся на уровне современных знаний - и величайшая щедрость нашего государства. Одно тесно связано с другим. В родильном доме имеется все самое дорогостоящее оборудование, какое только может потребоваться для любой серьезной операции на сердце. Даже наиболее разборчивый и требовательный кардиохирург останется удовлетворенным новейшими наркозными установками, аппаратами для искусственного кровообращения, возможностью в ходе операции произвести электростимуляцию сердечной деятельности, снять полиэлектрокардиограмму, получить ответ на любой другой интересующий его вопрос - о венозном и артериальном давлении, если оно скачет, о газовом составе крови, глубине наркоза и т. д. Кстати, профессор Тейлор даже обрадовался, увидев в действии последнюю новинку американской медицинской техники - газоанализатор. Надо ли уж говорить об инструментарии и оборудовании для собственно акушерских операций - тут есть все, что только может потребоваться.

Но, наверно, самое главное состоит в том, что все это богатство новейшей техники, просторные палаты, разносторонние знания и опыт врачей и сестер, все их помыслы открыты, доступны любой беременной женщине с больным сердцем, без различия, кто она - домашняя хозяйка, колхозница, инженер или ученый. Перед лицом медицины равны - и должны быть равны! - все, кто нуждаются в ее помощи. Особенно обостряется, становится до предела очевидным такое требование, когда перед вами предстает больная будущая мать. Никто не знает, сколько бессонных ночей провела она в тревожных думах: выдержит ли подорванное недугом сердце появление того, кто уже зреет в ней? Сможет ли она дать жизнь новому человеку? Не станут ли роды ее лебединой песней?

В родильном доме бережно хранят переписку со своими бывшими пациентками.
- Вот почитайте! - говорит профессор.

Из конверта выпадает фотография: молодая, миловидная, красиво причесанная женщина в коротком платьице в клеточку с белым нарядным воротничком. Снята во весь рост. На обороте фотографии надпись: «Вот я какая сегодня! Спасибо за все...» И еще письмо, где в каждой строчке - счастье матери, которая не может нарадоваться своему сынишке, его шалостям и милым детским выходкам. Такие послания, наверно, самая высокая оценка тяжелого, ответственного труда медиков. Но это письмо - особое.

Паше Сазоновой было 22 года, когда врач сказал ей: нужна операция, без нее не обойтись!

Операция так операция - все будет хорошо, она ведь крепкая и сильная. Паша не знала, что у нее обнаружена болезнь Эбштейна, при которой фактически отсутствует правый желудочек сердца и зияет отверстие в межжелудочковой перегородке. В таких случаях необходимы пластика сердца и установка искусственного клапана. Ее повезли в Москву в Институт клинической и экспериментальной хирургии, которым руководит выдающийся хирург академик Б. В. Петровский. Операция прошла успешно, Паша вернулась в свое почтовое отделение, где работала сортировщицей писем. Она, как прежде, была веселой и шустрой, никто не мог догадаться, что в груди этой дивчины «прыгает» легенький шарик в пластмассовой клеточке - искусственный клапан. Не заметил этого и Сережа, навстречу которому раскрылось доверчивое и, несмотря ни на что, трепетное Пашино сердце. Они поженились. Решили несколько лет «пожить для себя», но однажды Паша что-то заподозрила, и врач женской консультации подтвердил ее догадку: будет ребенок.

Она тоже была убеждена - будет!

Когда беременность подошла к экватору (она подсчитала точно -27 недель), появились предательские боли в сердце. Местные врачи забеспокоились - они-то знали всю предысторию - и срочно направили свою подопечную в роддом больницы № 67.
- Для нас не оставалось никаких сомнений в диагнозе,- говорит профессор Ванина,- начался тромбоз искусственного клапана - шарик застревал в вязкой, густой массе крови, набившейся в сеточку. Сердце беременной не справлялось с повышенной нагрузкой. Нужна была срочная операция. И она состоялась - кардиохирург убрал старый и вставил новый клапан. Молодой организм во второй раз справился с ответственной нагрузкой. Мы тоже пережили немало напряженных, нервных часов и дней, отстаивая еще и вторую жизнь - зреющего плода. Как видите, все закончилось благополучно, хотя роды были преждевременными и пришлось применить акушерские щипцы.

Митральный стеноз - другое довольно частое заболевание сердца. На простом языке это значит, что отверстие между левым предсердием и желудочком, которое обычно пропускает два пальца, так суживается, что становится проходимым только для тонкого зонда. Вместо мощной струи через такое отверстие с усилием пробиваются лишь хилые струйки крови, брызги. А во время беременности объем циркулирующей крови заметно увеличивается, и организм женщины очень обременяется этим узким местом. Нужна срочная митральная комиссуротомия - надо вскрыть сердце и специальным инструментом расширить отверстие. Если этого не сделать вовремя, то могут развиться опасные осложнения. Иногда достаточно бывает такой беременной даже просто поволноваться, чтобы начался грозный отек легких.

На VII Международном конгрессе акушеров-гинекологов делегатам было показано 70 научных кинофильмов. И только один из них, просмотренный всеми с особым вниманием, запечатлел ценнейший опыт ведения беременности у женщин с митральным стенозом сердца. Замечательный фильм был снят в этом родильном доме. Женщину, которую участники конгресса видели на экране, врачи районной консультации предупреждали: «У вас больное сердце, стеноз, не спешите с беременностью, сделайте раньше операцию!» Но молодость нетерпелива. Доводы врачей показались неубедительными, особенно супругу, который, мечтая о сыне, ни о чем не желал слышать. Его эгоистическая уверенность, что крепкий организм жены все выдержит, была выше авторитетных рекомендаций специалистов.

Однако в медицине чудес не бывает. Во второй половине беременности у этой женщины появилась резкая одышка, были даже приступы удушья. На этой почве в семье состоялось несколько крупных разговоров, возникла, как говорится, конфликтная ситуация. Женщине в ее положении нельзя было волноваться, и последовала расплата - начался отек легких.
- К нам ее привезли полуживую,- вспоминает профессор Ванина,- на операционный стол пришлось класть больную едва ли не прямо из приемного отделения. Счет между жизнью и смертью - даже не одной, а двумя смертями - велся на минуты. Мы их выиграли. Комиссуротомия сразу восстановила нормальное кровообращение, и это благотворно сказалось на дальнейшем течении беременности. Чтобы пощадить сердце, только что травмированное инструментом хирурга, мы профилактически применили акушерские щипцы. Эгоист отец получил-таки сына. Но он, наверно, и поныне не знает: какой ценой?

Не знаю, стал ли этот фотоснимок кадром того коротного фильма, о котором делегаты Международного конгресса написали в книге отзывов: «Надо его размножить, как ценнейшее учебное пособие», но в большую патетическую картину, воспевающую благородный, умный, самоотверженный труд врачей этого прекрасного учреждения, его обязательно следовало бы включить. На обороте фотографии лаконичная надпись: «Больная Серпилова Анастасия, перенесшая митральную комиссуротомию - родила двойню».

Фотограф запечатлел крупным планом молодую женщину с тяжелой, собранной в пучок, косой. На руках у нее двое упитанных бутузов. Один с милой детской сосредоточенностью смотрит прямо в объектив, другой уперся ручонкой в материнский подбородок - играет! Сама мать - счастливая, отвоеванная врачами для всех радостей жизни, мило, чуть озорно, улыбается.

Дефекты сердечных клапанов и перегородок, митральные стенозы для врачей роддома 67-й больницы сегодня уже обычное дело, «поток»... Затейница-природа порой подбрасывает им и не такие загадки.

Жила-была в далеком Мурманске 22-летний маляр Наташа Клементьева. Красила себе стены, потолки и потихоньку от подруг горевала, что уродилась такой маленькой, тощей, в общем, невзрачной. Но один паренек с соседней стройки полюбил ее, они поженились. Когда Наташа впервые посетила женскую консультацию, врач почему-то позвал из соседних кабинетов еще двух врачей. Они озабоченно пошептались, и ей выдали направление - надо безотлагательно ехать в Ленинград. Там картина повторилась, путевку переправили на Москву. У Наташи оказалась редчайшая болезнь - синдром Марфана, для которого характерно резко недостаточное развитие соединительной ткани и катастрофическое истончение аорты. При родовых потугах этот магистральный сосуд мог лопнуть, и тогда - неминуемая смерть.

Здесь эту молодую женщину не довели, а скорее «донесли» до родов. Потом загодя применили глубокое внутривенное обезболивание так, что рожала она во сне. Возникал вопрос о кесаревом сечении, но операцию отвергли- Наташа бы ее не перенесла. Ребенка извлекли осторожно, не допуская особых потуг. И еще долго потом бдительно следили за необычной пациенткой: знали - в любой момент зловещий синдром может напомнить о себе. Но он смилостивился, отступил.

Вместе со своими сотрудниками Л. В. Ванина открыла для тысяч и тысяч больных женщин дорогу к счастливому материнству, делом доказала, что сердечная недостаточность у роженицы вовсе не обязательно должна оборачиваться гибелью плода. Для этого ей потребовались не только твердость характера, организаторские способности, но и страстное желание достичь цели.

«Имейте сильные страсти,- писал Анатоль Франс,- дайте им развиваться и растите с ними вместе и если впоследствии вы сделаетесь их неумолимым хозяином, то сила их будет вашей силой, а их величие - вашей красотой». Я вспомнил эти слова, когда в кругу своих сотрудниц Лидия Васильевна рассказывала мне, что за год в опекаемом ею родильном доме разрешились 2500 женщин и не было ни одной смерти, хотя хирургическая активность здесь вчетверо выше, чем в обычных роддомах. А как светились и горели ее глаза, когда она приводила данные о ранней детской смертности: всего полпроцента! И это несмотря на беременность, осложненную тягчайшей патологией, на заведомую сердечную слабость многих матерей, на беспрестанные атаки асфиксии! Скупые цифры вобрали в себя и, говоря словами выдающегося математика Д. Гильберта, формализовали протяженную эпопею счастливых мук тысяч жаждущих потомства больных женщин, сердечную участливость и профессиональную прозорливость врачей, благостную помощь новейших лекарств. Как назвать все это? Может быть, теми возвышенно-простыми словами, которые смог подобрать Максим Горький: «Рождение человека!»

Не окинуть глазом, не собрать в одном месте всех счастливых шустрых крестников Лидии Васильевны Ваниной - сегодня всего лишь неугомонных воспитанников яслей - садов, а завтра... Кто знает, кем станут они завтра - равноправные граждане Страны Советов?!

БЛОГ

В прекрасном, живописном месте городского пространства расположен Волгоградский государственный технический университет – Опорный вуз региона. В его новом высотном корпусе, на шестом этаже находится кафедра мировой экономики и экономической теории. Ее основатель – обаятельная женщина, доктор экономических наук, профессор Лариса Семеновна Шаховская. Сегодня, 10 октября, она празднует день рождения.

Лариса Семеновна имеет такие звания как «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Заслуженный работник высшей школы», является действительным членом Академии гуманитарных наук России, членом-корреспондентом РАЕН, действительным членом Академии экономических наук и предпринимательской деятельности. Награждена медалью «За трудовое отличие» (1985), орден «Дружбы народов» (1993).

Свой большой педагогический путь Лариса Семеновна начала в 1967 году, закончив исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской с отличием. В том же году она поступила в очную аспирантуру кафедры политической экономии этого вуза и навсегда связала свою жизнь с высшей школой. В 1970 г., окончив аспирантуру, она вместе с семьей переехала в Волгоград.

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ


В сентябре 1971 года Лариса Семеновна была принята на кафедру политической экономии Волгоградского политехнического института на должность ассистента, а уже в 1986 году была избрана заведующей кафедрой политической экономии, которая, в свою очередь, в 1994 году получила название "Мировая экономика и экономическая теория".

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ

Под руководством Ларисы Семеновны защищены около десяти докторских и около 90 кандидатских диссертаций. Шаховская является организатором известной научной экономической школы, которая представлена докторами и кандидатами экономических наук в различных вузах России. Кроме того, ей удалость вырастить в стенах своей кафедры целую плеяду талантливых практиков-управленцев, занимающих ключевые должности на многих предприятиях России и зарубежом.

Сегодня коллеги и ученики Ларисы Семеновны Шаховской передают своему наставнику слова благодарности за годы совместной плодотворной работы, ее вклад в общее дело и судьбу каждого из них.

«Лариса Семеновна – без преувеличения, является человеком-легендой, не только для факультета и университета, но и для всего города Волгограда! Созданная ею научная школа воспитала и продолжает воспитывать талантливых ученых и эффективных практиков-управленцев, которые работают и созидают на благо не только региона, но всей страны. От всей души, хочу пожелать ей новых идей, новых свершений, бодрости духа и жизненного оптимизма! Здоровья и благополучия на долгие-долгие годы! С днем рождения!»

С.К. Волков, к.э.н., декан факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета

фото из личного архива И.А. Морозовой

«Мои искренние поздравления человеку, который заставил меня в зрелом возрасте перевернуть взгляды на многие вещи, происходящие в жизни… Лариса Семеновна – Копперфильд моего сознания».

И.А. Морозова, д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Фото из личного архива Е.Г. Попковой

«Дорогая моя Лариса Семеновна, когда-то Вы научили меня ничего не боятся, ценить людей и дарить добро просто так. Так и живу, держу равнение на Ваше благородство и мудрость. Вы – мой Учитель и Наставник, и в каком возрасте или статусе я бы не была, всегда буду Вашим Ленком). Здоровья, долгих прекрасных лет, оптимизма, удачи и большой-большой любви, она всегда Вас так украшает!

Е.Г. Попкова, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, Президент АНО «Институт научных коммуникаций»

«В честь вашего дня рождения позвольте выразить Вам благодарность за радость многолетнего плодотворного сотрудничества и профессиональной дружбы, взаимопонимание и поддержку по многим вопросам научной деятельности. Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет...А это означает, что в каждом возрасте мы по-своему молоды. Талантливых и достойных учеников Вам и новых свершений!»

М.К. Беляев, д.э.н., профессор, директор «Учебного центра подготовки экономистов и управленческих кадров для строительства и ЖКХ» Института архитектуры и строительства ВолгГТУ, Почетный работник ВПО РФ, действительный член РАЕ, ПАНИ, МАИЭС, советник РАСН

О.В. Максимчук, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления и развития городского хозяйства и строительства Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, Почетный профессор, член-корреспондент РАЕ

«Мудрость и прозорливость, молодость души и огромная жизненная энергия, креативность и педагогический талант, доброта и строгость, отзывчивость и ответственность, женское обаяние и шарм, терпение и понимание, преданность и любовь к своему делу – все эти качества Вы в гармонично сочетаете в себе. Ваш труд невероятно сложно оценить, Вы столько сил отдали главному делу своей жизни – дарить знания нам, Вашим ученикам, что порою отнимали внимание у близких. Здоровья Вам, счастья и благополучия.»

Е.Г. Гущина, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Выездное заседание УМО кафедр мировой экономики вузов РФ на базе кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ


«Дорогая моя Лариса Семёновна! Поздравляю Вас с Вашим Днём – Днём Рождения. Вы в своём арсенале имеете много бойцов Вашего видимого и невидимого фронта. Это все мы, все Ваши ученики, все те, которые будучи вскормленные Вами и вспоенные поистине нектаром стремления к новым и новым знаниям, разлетелись как птенцы «гнезда Шаховской» в разных направлениях. И Вы смогли научить нас самому главному, скажу, перефразируя нашего великого писателя М. Горького, – жажде жизни, силе правды, пламени страсти и уверенности в победе... Мы слышим эти слова пророка – пророка Победы в Вашем лице... Люблю Вас и уважаю.»

М.Л. Альпидовская, д.э.н., профессор Департамента экономической теории Финансового университета

«Дорогая Лариса Семеновна! Поздравляю Вас с Днем рождения! Нас связывают многие годы совместной работы. Вы всегда доброжелательны, полны новых идей и устремлены в будущее. Поэтому я Вам желаю, чтобы ничего не менялось и ваша жизнь по-прежнему была насыщенна радостными событиями, интересными встречами. С наилучшими пожеланиями»

Л.М. Синицына, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Дорогая, любимая Лариса Семеновна! Вы для меня не только учитель с большой буквы, которому по плечу выполнение любых профессиональных задач, но и прекрасный друг, который всегда поддержит в трудную минуту! Я благодарна судьбе за то, что Вы есть в моей жизни! Желаю здоровья и пусть каждый день приносит улыбку и делает Вас счастливее!»

М.В. Плешакова, к.э.н., доцент Кубанского государственного университета

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ

«Уважаемая Лариса Семёновна! Не было бы Вас, не было бы той поддержки, которая так часто требуется человеку в трудной ситуации. В такой момент многие остаются один на один с проблемой, потому что все отворачиваются, «погружаются с головой» в занятость или молчаливо нерешительно отсиживаются. В моей жизни трудных ситуаций было много и Вы ни разу не отвернулись, не были заняты, не промолчали. Умение поддержать человека в трудную минуту – это участь Великого педагога и человека. Вы - Великий Педагог и Человек! Долгих лет Вам!»

А.В. Пименов, к.э.н., руководитель проекта Pipeline.Engineering (Участник Сколково) и Е.В. Пименова, к.э.н., многодетная мама и жена Участника Сколково

«Дорогая, Лариса Семеновна! С Днем рождения! Мы с Вами знакомы уже более 25 лет. Случайное распределение для написания курсовой работы по экономической теории превратилось для меня в судьбоносную встречу с Вами. Этому случаю я бесконечно благодарна! Желаю Вам неиссякаемого научного творчества, много, много новых идей, благополучия. Здоровья Вам и Вашим родным!»

И.В. Аракелова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Фото из личного архива Я.С. Матковской


«Дорогая, уважаемая Лариса Семеновна! Позвольте выразить Вам то глубокое уважение и восхищение, которые Вы всегда вызывали у меня. Вы для меня не только известный ученый, основатель научной школы, но и человек, у которого всегда можно получить актуальный, своевременный и умный совет, получить рекомендацию, всегда готовый помочь, но и красивая дама, которой все и всегда восхищаются. Думаю, что я не исключения из большого числа Ваших учеников, коллег, которые всегда могут с уверенностью заявить, что у Вас всегда есть чему поучиться, от кого всегда можно получить помощь и поддержку, так нужную в тех сложных ситуациях, в которых мы оказываемся и обращаемся к Вам. Я хочу пожелать Вам в этот день рождения крепкого здоровья, большой удачи, научных успехов, развития вашей научной школы, счастья и любви! Желаю Вам всегда оставаться такой же активной, жизнерадостной и прекрасной!»

Я.С. Матковская, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета»

«Лариса Семеновна! Благодарю вас за феноминальный пример профессионализма, дисциплины и радушие, за умение всегда находить хорошее в любой ситуации, за результативный опыт отстаивания своего мнения. Мы развивались, обучались и всегда вы были рядом. Долгих лет вам. Здравия. Низкий поклон»

Е. Казарина, заместитель директора ООО «ПК «СтальТрубопром»

«Уважаемая Лариса Семеновна – Вы, как путеводная звезда, дали правильное направление многим, включая меня. Ваши последователи и ученики трудятся в различных сферах, на самых ответственных участках. Спасибо Вам огромное, за те знания и опыт, которыми Вы делитесь с нами. Желаю прекрасного настроения, отличных новых проектов и увлекательных путешествий. Яркое воспоминание: кафедра Ларисы Семёновны первой начала подготовку на втором высшем. Знания, получаемые на занятиях были уникальны для инженеров и технических специалистов. 1998 год, контракты на обучение заключены были в долларах. А они стоили вчера 6, а завтра 20. Две группы по 50 слушателей столкнулись с финансовыми трудностями, многим было не под силу платить по новому курсу. Лариса Семеновна добилась от администрации Вуза фиксации курса на уровне 10 рублей и все продолжили обучение. Это яркий пример, когда Педагог и Предприниматель, интересы общества и образования поставил выше интересов бизнеса»

П.П. Журов, к.э.н., руководитель проекта реализации имущества ГК Стройтрансгаз

«Лариса Семеновна! Примите искренние поздравления с Вашим Днем Рождения! Таких людей как Вы, – единицы! Вы открыли мир науки для многих теперь уже известных научных деятелей и направили на путь успеха руководителей предприятий не только нашего региона, но и страны! Вы дарите свой талант не только науке, но молодому, жаждущему знаний поколению! Вы являетесь для меня и многих из нас примером, на Вас хочется хоть чуточку быть похожим – человек с гениальными идеями, достижениями и блестящими победами! Пусть все, что у Вас есть, приносит Вам радость, пусть судьба преподносит чудесные сюрпризы! Пусть Ваши дни будут наполнены красотой, теплом, позитивом и вниманием любимых людей. Пусть в жизни будет место ярким впечатлениям!»

А.Ю. Заруднева, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Дорогая Лариса Семеновна! Поздравляю вас с Днем рождения! Желаю здоровья, счастья, долгих лет! Пусть рядом всегда будут дорогие вам люди. А еще удачных дней, хороших новостей, приятных событий. Оставайтесь такой же энергичной, пусть у вас всегда будет желание мечтать, а мечты ваши все сбываются»

Ю.И. Дубова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Уважаемая Лариса Семеновна! В этот день хочется, прежде всего, сказать слова благодарности за ваш труд, который позволил получить путевку в научную жизнь множеству высококлассных специалистов. Спасибо за вашу мудрость и терпение, а также за ваше умение объединять людей для решения поставленных задач. Крепкого вам здоровья и неиссякаемой жизненной энергии, которая обязательно будет импульсом для развития нашего коллектива!»

А.В. Евстратов, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Уважаемая дорогая несравненная Лариса Семеновна! От всего сердца поздравляю Вас с Днём Рождения! Здоровья, бодрости духа и неиссякаемого оптимизма! Вы были и остаётесь для меня примером! Для меня Вы всегда были не просто научным руководителем, но и человеком, который всегда был готов выслушать и поддержать самые смелые идеи. Низкий Вам поклон!»

К. Сулейманова, к.э.н., директор ООО «ТБГ ФинИнвест»

«Глубокоуважаемая Лариса Семеновна! Сердечно поздравляю Вас с Днем рождения! Я несказанно рад, что стал выпускником кафедры много лет возглавляемой Вами. Ваши организаторские способности и личные качества достойны восхищения! Открытость, требовательность к себе и своим ученикам, твёрдость характера, сила воли, способность и желание оказать необходимую поддержку в решении сложных учебных и практических задач сформировали для меня образ в высшей степени интеллигентного и образованного человека. Спасибо Вам, дорогая Лариса Семеновна! Желаю новых профессиональных достижений, доброго здоровья, жизненных сил, стойкости, счастья и благополучия!

Д. В. Орлов, заместитель главного врача ГУЗ «Детская клиническая больница №8»

«Дорогая Лариса Семеновна! От всей души поздравляю Вас с Днём рождения. Здоровья Вам и Вашим близким, мирного неба над головой и спокойствия на душе. Вы неисчерпаемый источник оптимизма и жизненных сил для всех, кто Вас окружает, – родных, друзей, коллег и учеников, а скольким идеям в умах людей Вы поспособствовали родиться – не счесть. Вы научили нас учиться и думать, видеть жизненный ориентир и не бояться творить и саморазвиваться. Спасибо Вам за это».

М.В. Юдин, к.э.н., главный специалист по контролю затрат Дирекции обустройства Гиссарский группы месторождений, Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани

«Уважаемая Лариса Семеновна! От всей души поздравляю Вас с Днем Рождения! Вы не только оказали и продолжаете оказывать неоценимый вклад в развитие нашего факультета, кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», но помогали и помогаете в выборе моего научного пути и становлении меня как личности! Желаю Вам, Лариса Семеновна, неиссякаемой жизненной энергии, активной научной и образовательной деятельности, благодарных учеников, здоровья, долголетия, побольше радостных дней и счастливых моментов в жизни!»

О.Е. Акимова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«В этот день хочу от всей души хочу пожелать вам здоровья, бодрости и активной пловы дотворной работы, осуществления всех задуманных замыслов! В своей работе вы нашли самый короткий путь к успеху – искренне любите свое дело и по праву можете гордиться результатами!»

Е.Е. Харламова, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, финансов производственных систем и технологического предпринимательства Волгоградского государственного технического университета

«Лариса Семеновна! Спасибо Вам за время, проведенное с нами. За то, что Вы делитесь своей мудростью. За то, что так любите нас.Мы Вас тоже очень любим! С праздником!»

Н. Бадрак, помощник генерального директора ООО «Италколор»

P.S. За время подготовки статьи на почту редакции пришло еще несколько поздравлений. К сожалению, здесь удалось разместить отклики далеко не всех благодарных учеников. Много людей, при поддержке и наставничестве Ларисы Семеновны, получили путевку в жизнь. Наш город имеет все основания гордиться такими высококлассными специалистами и мудрыми наставниками, как профессор Л.С. Шаховская